Сура названа последним словом
первого аята.
Сура рассказывает о борьбе между злом и добром. Аллах призывает
решительно всех выступать против зла, разъедающего душу и веру, и
противопоставить ему добрые деяния, полагаться на милость Аллаха,
который всегда на стороне благочестивых.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Скажи: «Прибегаю к Господу людей,
2. - царю людей,
3. - Богу людей,
4. - от зла наущателя скрывающегося,
5. - который наущает груди людей,
6. - от джиннов и
людей!»
Чтобы смысл был понятным, мы решили сначала привести весь перевод её и
теперь приступим к её комментарию.
«Прибегаю я к Господу людей», то есть прошу помощи у
Господа людей. Слово «Рабб» означает несколько смыслов:
Владыка, Господь, Покровитель, Творец, Воспитатель. Он Творец создавший
из единой капли человека, Воспитатель, воспитавший и Вырастивший даруя
ему разные блага, его Покровитель, помогающий во всех его делах.
Сура акцентирует внимание на одно создание Творца Аллаха –
человека, подчёркивая тем самым его величие, возвышенность над всеми
земными тварями. Аллах создал мир для человека и дал ему разум, знания,
Книгу и указал на правильный путь. Он приказал ангелам преклонятся
человеку.
«Царю людей», то есть прибегаю к помощи Царю людей. Кем бы
ни был, человек, правитель или подчинённый над ними есть один Царь
Аллах. Царство Аллаха полное, нет Ему соучастников в царствовании и Он
управляет жизнью людей на земле. А так же Ему царство и в Судный День.
Поэтому помощь проситься только у Него.
«Богу людей», то есть, только Он Достойный поклонения
людей. По поводу этих трёх аятов учёный Исмаил ибн Касир писал:
«Эти три атрибута Аллаха – Держателя величия и славы,
господство, царство и божество. Он Господь, Царь и Бог всего того, что
на небесах и на земле. Все Его создания принадлежат Ему. Поэтому
приказано прибегать к Его помощи».
Следующие три аята указывают, от чего прибегает человек к помощи к
Господу.
«от зла наущателя, скрывающегося», здесь иметься в виду
дьявол. Он бежит и скрывается от человека поминающего своего Господа.
Но как только человек забывает своего Господа, тут же появляется дьявол
и начинает искушать его.
В переданном хадисе от Ал Хафиза Ла Мусили сказано: «Дьявол носом
прижимается к человеческой душе. Когда человек поминает Аллаха,
поклоняется Ему, он отдаляется от него, когда он забывает своего
Создателя он мягко соблазняет его душу, направляя его на греховные
дела».
«от джиннов и людей». Этот аят доказывает, что дьявол
бывает среди джиннов и среди людей. Верующий праведник всегда должен
прибегать к помощи Аллаха от зла людей и джиннов.
Носитель зла – джинн – не так страшен, как подлый
нечестивец, ибо джиннов можно отогнать молитвами, а неверного трудно
напра¬вить на путь истинный.
Как передает Имам Бухари, мать Ойша рассказывала: Пророк каждый раз,
ложась спать, поднося ладони к лицу, читал суры «Кул хуваллоху
ахад», «Кул аъуузу бироббил фалак» и «Кул
аьуузу бироббинаси» и затем ладонями проводил по своему
телу».
Сура «Рассвет» и «Люди» неразрывно связаны. Они
были нисполаны одновременно и всегда произносятся вместе. Их ещё
называют «муъаввизатайни»-«ограждающие», потому
что обе начинаются со словом «аъузу» -
«предохрани».
Пророк, да будет мир над ним, всегда вместе читал эти суры. Они служат
заклинанием против всякого зла. Имам Бухари, Имам Муслим и Имам Абу
Давуд передают хадис от матери Айиши, да будет доволен её Аллах:
«Когда не здоровилось Пророку, да будет мир над ним, он всегда
читал ограждающих сур. Когда болезнь усиливалась я ему читала их».
Ещё один хадис передаёт Имам Муслим и Имам Термизи от Укбы ибн Омир, да
будет доволен им Аллах: «Мне Пророк сказал: «Знаешь в эту
ночь, какие аяты были ниспосланы? Эти аяты ранее не слыханные не кем и
прочитал первые аяты сур «Рассвет» и
«Люди»». От него же ещё два хадиса передают Имам Абу
Давуд и Имам Насаи: «Я сопровождал в пути Посланника Аллаха, да
будет мир над ним, и вёл его верблюда. Он мне сказал: «Эй, Укба!
Хочешь я научу читать тебе две хорошие суры» и научил меня читать
суры «Рассвет» и «Люди»».
«Однажды я шёл вместе с Пророком, да будет мир над ним, по дороге
между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Наступила ночь, шёл сильный дождь.
Посланник Аллаха стал читать ограждающих сур, моля о помощи у Аллаха, и
мне сказал: «Эй, Укба! Ты тоже читай и проси помощи у Аллаха,
никто ещё до меня не просил у Него помощи столь великими вещами».
Потом он и в намазах всегда читал эти суры».