(106) СУРА "КУРАЙШ" /мекканская, состоящая из четырёх аятов/.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - За согласие курайшитов,

2 - согласие их во время путешествия летом и зимой,

3 - пусть поклоняются они, Господу этого дома,

4 - который накормил их после голода и обеспечил им безопасность после   страха!

Аллах откликнулся на призыв Своего друга Ибрахима, обратившегося к Нему после завершения строительства Каабы и очищения храма со словами:

- Господь мой, сделай это городом безопасным и надели жителей его плодами... (См. суру "Корова", аят 126.)

И Аллах сделал этот дом безопасным, освободив его от господства тех, кто хотел самовластно распоряжаться в нём, и от могущества жестокосердных. И Аллах устроил так, что искавшие убежища у этого дома, вокруг которого повсеместно царил страх, оказывались в безопасности даже в те времена, когда люди уже отклонились от истины, обратились  к другим богам наряду с их Господом и стали поклоняться идолам, поскольку Он, слава Ему, связывал с этим священным домом Свои замыслы.

И когда владельцы слона направились к Каабе, чтобы разрушить ее, с ними случилось то, что случилось и о чём подробно говорится в суре "Слон". Аллах сохранил Каабу в безопасности и сберёг её неприкосновенность, в то время как о положении тех, кто жил вокруг этого места Аллах Всевышний сказал:

- Разве не видели они, что Мы сделали святилище безопасным, тогда как вокруг них людей хватают?! (См. суру "Паук", аят 67).

Известны события, связанные с походом на Мекку эфиопов, которые вели с собой салона, привели к тому, что арабы, жившие на всей территории Аравийского полуострова, стали намного больше почитать Каабу и с ещё большим уважением относиться к жителям Мекки и служителям Каабы из числа курайшитов, что позволяло игл беспрепятственно передвигаться по земле, встречая почёт и внимание повсюду, где бы они ни оказывались. В свою очередь, это позволило им проложить два важных пути караванной торговли (один из них вёл на юг, в Йемен, а другой - на север, в Сирию), снаряжая по два больших торговых каравана в год, один из которых зимой направлялся в Йемен, а второй летом уходил в Сирию.

Таким образом, несмотря на то, что передвижение по горным проходам Аравии было далеко небезопасным, а набеги с целью грабежа и разбоя получили огромное распространение, повсеместное почитание Каабы обеспечивало тем, кто жил поблизости от неё, безопасность, явным образом выделяло курайшитов среди других племён и открывало перед ними возможность получения крупных и гарантированных доходов в условиях мира и спокойствия. Курайшитам понравилось совершать два этих безопасных и прибыльных путешествия, и они стали для них чем-то привычным и постоянным.

В этом и состояло то благодеяние, о котором Аллах напоминает им после начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, подобно тому, как в предыдущей суре Он напомнил им о том Своём благодеянии, что было оказано им, когда для захвата Мекки эфиопы хотели использовать слона. Это является напоминанием о благодеянии, нашедшем своё выражение в том, что они пришли к согласию относительно путешествий, совершавшихся зимой и летом, а также в том, что Он щедро наделял курайшитов средствами к существованию, которые они получали в своё распоряжение благодаря совершению двух вышеупомянутых путешествий, живя в сытости и довольстве по милости Аллаха, в то время как земли их были пустынными и безлюдными. Кроме того, это является напоминанием о благодеянии, выразившемся в избавлении их от страха независимо от того, оставались ли они в своих собственных домах, расположенных поблизости от дома Аллаха, или же совершали путешествия и поездки, пользуясь защитой того почитания Каабы, которое Аллах вменил людям в обязанность, защитив её от любых посягательств.

Он напоминает им об этих благодеяниях для того, чтобы им стало стыдно за то, что наряду с Аллахом они поклоняются кому-то ещё” тогда как именно Он является Господом этого дома, рядом с которым они живут в безопасности и сытости, с Его именем они отправляются в путь, повсюду пользуясь уважением, и возвращаются назад в целости и сохранности.

Он говорит им: ради согласия курайшитов во время путешествия зимой и летом пусть они поклоняются Господу этого дома, который обеспечил им безопасность и сделал так, что души их, полюбили эти путешествия, получая благодаря им то, что они получали,

В тексте суры сказано: "...пусть поклоняются они Господу этого дома, который накормил их после голода..." Сначала же им приходилось голодать, поскольку земля их была неплодородной, но Аллах накормил их, избавив их от голода. И в тексте суры сказано также: "...и обеспечив им безопасность после страха!" Сначала же они пребывали в страхе, поскольку были слабы и жили во враждебном окружении, но Он обеспечил им безопасность после страха!

Подобное напоминание заставляет устыдиться души и внушает стыд сердцам, так как курайшиты знали о значении Каабы и том воздействии, которое почитание её оказывало на их жизнь, а в периоды невзгод и скорби, они искали убежища только у Господа этого дома, не обращаясь больше ни к кому иному. Так, например, Абд аль-Мутталиб противопоставил Абрахе не армию и не силу, но встретил его с именем Господа этого дома, который берёт на Себя его защиту! Он не упомянул ни об идолах, ни об истуканах и не говорил ему, что какие-то божества защитят дом свой, нет, он сказал ему: " Я - владелец (рабб) этих верблюдов, а у дома этого есть Господь (Рабб), который защитит его!" Однако отклонения, свойственные язычникам, не сообразуются с логикой и не позволяют им возвращаться к истине и прислушиваться к голосу разума.

Эта сура может показаться продолжением предыдущей суры "Слон" по своей тематике и своему духу, хотя на самом деле она является отдельной сурой, начинающейся со слов "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!". До нас дошли сообщения, свидетельствующие о том, что после ниспослания суры "Слон" были ниспосланы ещё девять сур, и только после этого очередь дошла до суры "Курайш", тем не менее, в тексте Корана они приводятся одна за другой ввиду своей близости друг к другу по тематике ...