(107) СУРА ПОДАЯНИЕ" /мекканская, состоящая из семи аятов/.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - Видал ли ты того, кто считает эту религию ложной?

2 - Это тот, кто отталкивает сироту

3 - и не побуждает накормить бедного!

4 - Горе же таким молящимся,

5 - которые молитве своей не уделяют внимания,

6 - которые лицемерят

7 - и отказывают в подаянии!

По одним сообщениям, эта сура является мекканcкой, по другим же, - и мекканской и мединской (имеется в виду, что три первых её аята были ниспосланы в Мекке, а остальные - в Медине). Последнее наиболее вероятно, хотя сура эта представляет собой единое целое и поэтому отличается общей направленностью на утверждение одной из универсальных истин вероучения ислама. Это обстоятельство вполне может склонить нас к мнению о том, что вся эта сура является мединской, поскольку тематически она связана с теми частями Корана, что были ниспосланы в Медине, и в целом предметом её рассмотрения являются лицемерие и двуличие, то есть то, что не получило распространения среди членов мусульманской общины, существовавшей в Мекке, Однако согласие с теми сообщениями, которые называют эту суру

и мекканской и мединской, не исключают и вероятности того, что последние четыре аята были ниспосланы в Медине, а потом присоединены к первым трём ввиду их сходства и общности затронутой темы... Об этом оказано уже достаточно, и нам пора обратиться к предмету этой суры и к той великой истине, о которой в ней говорится…

***

Поистине, эта маленькая сура, состоящая из семи коротких аятов, не только сообщает душе человека о чём-то относящемся к прекрасной природе этого вероучения, к скрытому в нём великому благу для всего человечества и к полноте той милости, которую Аллах пожелал оказать людям, направив им это последнее послание, но и обращается к той великой истине, которая способна полностью изменить господствующие  представления о вере и неверии.

Религия ислама, конечно же, не является религией внешних проявлений и обрядов, и поэтому сама по себе внешняя сторона поклонения и религиозных церемоний не принесёт никакой пользы, если в основе всего этого не будет лежать искренность по отношению к Аллаху и полное посвящение Ему всех этих действий, так как именно эта искренность и оказывает влияние на сердце, побуждая его к праведным делам, что находит своё воплощение в определённом образе действий и способствует исправлению и улучшению жизни людей на этой земле.

Точно также эта религия не является и набором каких-то отдельных, разрозненных и несвязанных между собой предписаний, часть которых человек волен выполнять, а от выполнения других отказываться по своему усмотрению. Нет, она представляет собой целостную программу, и поэтому Формы поклонения, принятые в этой религии, находятся во взаимодействии с её обрядами, а личные обязанности - с обязанностями общественными, и всё это направлено на достижение того, что пойдёт на пользу всем людям, поскольку осуществление этого приведёт к очищению сердец, улучшению жизни и тому,  что люди объединят свои усилия в стремлении к благу и развитию... Это и станет воплощением той всеобъемлющей милости, которую Аллах оказал Своим рабам.

Человек может  заявлять о том, что он является мусульманином и подтверждает истинность этой религии и её предписаний, исполняя определённые обряды, но не совершая молитв, однако в этом случае истинная вера и подтверждение останутся далёкими от него, а он будет продолжать находиться вдали от них. Дело в том, что об истинности веры и подтверждения свидетельствуют определённые признаки, отсутствие которых указывает на отсутствие как веры, так и подтверждения, что бы ни говорил при этом человек и к каким бы формам поклонения ни обращался!

Поистине, когда подлинная вера утверждается в сердце, она сразу же (как мы уже об этом упоминали в толковании cypы "Предвечернее время") приходит в движение для того, чтобы проявить свою сущность в благих дела, а если подобного движения не наблюдается, то это указывает на то, что такая вера и вовсе отсутствует, о чём и говорится в данной суре.

***

"Видел ли ты того, кто считает эту религию ложной? Это тот, кто отталкивает сироту и не побуждает накормить бедного!".

Сура "Подаяние" начиняется с вопроса, призывающего смотреть

 каждого из тех, кто не утратил способности видеть: "Видел ли ты того, кто считает эту религию ложной?" Услышавший этот вопрос начинает готовиться к тому, чтобы посмотреть, о чём идёт речь, кого это касается, что представляет из себя человек, считающий эту религию ложной, и о ком Коран сообщает, что такой человек считает её ложной? И он получает ответ на поставленный вопрос: "Это тот, кто отталкивает сироту и не побуждает накормить бедного!"

Подобное может показаться несколько неожиданным, особенно если сравнить эти слова с традиционным и общепринятым определением веры, однако на самом деле в этом-то и заключается вся суть вопроса... Поистине, "считающий эту религию ложной" это тот, кто грубо отталкивает от себя сироту, то есть тот, кто относится к нему с презрением и обижает его, и он - тот, кто не побуждает накормить бедного и не поручает никому позаботиться о нём, даже если такой человек и подтверждает истинность этой религии, ведь если бы истинная вера утвердилась в сердце такого человека, то он не стал бы ни отталкивать от себя сироту, ни забывать побуждать других кормить бедных.

Поистине, настоящим подтверждением истинности веры являются не слова, произносимые языком, а определённое изменение в сердце человека, побуждающее его к проявлению добра по отношению к своим братьям, нуждающимся в заботе и защите, Аллах ждёт от людей не одних только слов, но хочет, чтобы они сопровождались подтверждающими их искренность делами, иначе все эти слова останутся не чем иным как пылью, не обладающей никаким весом и не имеющей никакого значения.

Ничто не утверждает эту  истину более ясно, чем эти три аята, воплотившие в себе дух вероучения ислама и природу этой религии наилучшим образом.

Нам не хотелось бы начинать здесь обсуждение вопроса о том, что представляет собой вера и что представляет собой ислам с точки зрения фикха, поскольку эти его положения лежат в основе определяемых шариатом норм взаимоотношений людей. Что же касается этой суры, то она доносит до человека истинную суть этого вопроса, указывая на то, как понимает его Аллах, но это не имеет отношения к внешним явлениям, на которых основываются вышеупомянутые взаимоотношения!

За этой первой истиной следует указание на одну из форм её проявления на практике:

" Горе же таким молящимся, которые молитве своей не уделяют внимания, которые лицемерят и отказывают в подаянии!" Эти слова представляют собой не что иное как проклятие или же угрозу гибелью тем молящимся, которые не уделяют должного внимания своей молитве. Но кто же это такие? Поистине, это те, "которые лицемерят и отказывают в подаянии!"

Иначе говоря, это те люди, которые молятся, но молитвы не совершают. Это те, кто во время молитвы совершает все положенные движения и произносит все положенные слова обращений к Аллаху, однако сердца их не живут с ними и не живут ими, а дух такого человека не обращается к истинной сути молитвы и истинной сути читаемых во время молитвы аятов и слов обращения к Аллаху и прославления Его. Поистине, они молятся лицемерно, делая это для людей, а не из-за своей искренности по отношению к Аллаху. Вследствие этого они и не уделяют внимания своей молитве и проводят её небрежно, по сути дела не совершая её, в то время как требуется именно совершать, а не проводить молитву, совершение же её требует обращения к самой её сути и исполнения её исключительно ради Аллаха.

В результате молитва не оказывает никакого воздействия на души таких молящихся, которые не уделяют внимания своей молитве и отказывают в подаянии. Они отказывают в помощи и поддержке своим братьям, отказывают в подаянии рабам Аллаха, а если бы такие люди совершали молитвы действительно только ради Аллаха, то они не отказывали бы в помощи Его рабам, что и является истинным критерием такого поклонения, которое будет Аллахом принято.

Таким образом, мы снова сталкиваемся с истинной сутью вероучения ислама и самой природой этой религии. Мы видим, что текст Корана предупреждает некоторых молящихся о том, что их постигнет горе, потому что они не совершали молитв по-настоящему, совершая только лишённые духа движения, и не обращались во время этих молитв к одному лишь Аллаху, отрешаясь от всего остального. Поистине, они делали это из лицемерия, и поэтому молитвы не оказали никакого воздействия на их сердца и дела, а это значит, что такие молитвы ничего не стоят, более того, такие молитвы греховны и они повлекут за собой соответствующее воздаяние!

***

А за всем этим мы видим истинную суть того, чего Аллах желает от своих рабов, направляя им Свои послания для того, чтобы они уверовали в Него и стали поклоняться Ему...

Поистине, Он, слава. Ему, ничего не хочет от них для Себя, ибо он - Богатый, но желает блага для них же самих. Он желает  им добра, очищения их сердец и счастья в их жизни. Он желает, чтобы жизнь их была достойной и основывалась на чистоте чувств, взаимопомощи, великодушии, любви, братстве, чистосердечии и правильном образе действий.

Так куда же удаляется человечество от этого блага, этой милости и этих прекрасных и благородных высот? Куда удаляется оно, чтобы неизбежно попасть в темные лабиринты язычества, в то время как перед ним на перепутье сияет этот свет?!