(110) СУРА "ПОМОЩЬ" /мединская, состолящяя из трёх аятов/.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - Когда придет помощь Аллаха и победа,

2 - и увидишь ты! что люди толпами присоединяются  к религии         Аллаха,

3 - то прославляй и восхваляй Господа твоего и проси Его о прошении!       

     Поистине, Он - Приемлющий покаяние!

Эта маленькая сура приносит посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радостную весть о помощи Аллаха, дарованной Им победе и том, что люди толпами стали присоединяться к религии Аллаха. С другой стороны, в тот момент, когда от Аллаха приходит помощь и победа и люди начинают объединяться между собой в Его peлигии, эта сура направляет его, да благословит его Аллах и да приветствует, к тому, чтобы он обращался к своему Господу со словами прославления и хвалы и просьбами о прощении.

Однако, являясь радостной вестью и указанием для посланника, да благословит его Аллах, и да приветствует, данная сура в тоже самое время указывает собой на природу вероучения Ислама, истинную суть этого пути и пределы  того возвышения, достоинства, независимости, чистоты и свободы, к которым он стремится привести человечество. Иначе говоря, эта сура указывает на ту прекрасную вершину, достичь которой человечеству удалось только с появлением ислама и которая останется недостижимой для него, если люди не будут стремиться к этой высшей к благородной цели.

* * *

06 обстоятельствах, связанных с ниспосланием этой суры, свидетельствует целый ряд сообщений, из которых мы выбираем сообщение, приводимое имамом Ахмадом: Передал нам Мухаммад бин Абу Ади, слушавший от Дауда, слышавшего от аш-Ша’би, что тот слышал, как Масрук сказал: Аиша сказала:

- В конце своей жизни посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто повторял слова: " Слава Аллаху и хвала Ему, прошу Аллаха о прощении и раскаиваюсь перед Ним"-, и он говорил: " Поистине, Господь мой сообщал мне, что я увижу знак в общине моей, и повелевал мне прославлять и восхвалять Его и просить Его о прощении, когда я увижу этот знак, ведь, поистине, Он - Тот, кто приемлет покаяние! И вот я увидел этот знак..."Если пришла помощь Аллаха и побе­да, и увидел ты, что люди толпами присоединяются к религии Аллаха, то прославляй и восхваляй Господа твоего и проси Его о прощении! Поистине, Он - Приемлющий;  покаяние!". (В таком виде этот хадис приводит Муслим, передавший его со слов Дауда бин Абу Хинда).

В своем "Тафсире" Ибн Касир пишет:

Под "победой" здесь подразумевается овладение Меккой, что выражено одним словом. Арабы, жившие в различных кварталах, медлили с принятием ислама, дожидаясь овладения Меккой и говоря: " Если ли он одолеет своих соплеменников, значат, он – пророк"-, а когда Аллах привёл его к овладению городом, они стали присоединяться к религии Аллаха толпами. После этого не прошло и двух лет, как уверовала уже вся Аравия, и не осталось среди других арабских племён таких, кто не восхвалял и не благодарил бы Ислам и Аллаха/

Что же касается аль-Бухари, то в своем "Ас-Сахихе" он приводит хадис, в котором сообщается, что Амр бин Салама сказал:

- Когда пришла эта победа, все люди поспешили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах к да приветствует, чтобы объявить о том, что они принимают ислам, тогда как раньше жители различных кварталов медлили с принятием ислама, дожидаясь овладения Меккой и говоря: " Оставьте его и его соплеменников, а если он одолеет их, значит, он - пророк".

Это сообщение соответствует очевидному смыслу текста данной суры, где сказано: " Если пришла помощь Аллаха и победа..." Таким образом, это является полученным в момент ниспослания суры указанием на то, что произойдёт впоследствии, и вместе с тем, обращает внимание пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на то, что ему надо будет делать, когда это радостное известие найдёт своё реальное воплощение и  появится вышеупомянутый знак.

Известно к другое сообщение, передаваемое со слов Ибн Аббаса, и его нетрудно согласовать с тем сообщением, что было избрано нами.

Аль-Бухари сказал: Передал нам это Муса бин Исмаил, сказавший: Передал нам Абу’Авана слова Абу Бишра, слышавшего от Са’ида бин Джубайра, что Ибн Аббас сказал:

- Умар часто приглашал меня к себе вместе со старейшинами принимавшими участие в битве при Бадре, а когда одного из них это рассердило и он спросил: " Почему этот входит вместе с нами, когда у нас есть сыновья, равные ему по возрасту?"-, Умар сказал: " Поистине, он - один из тех, кого вы учили!".  Однажды он призвал их к себе, пригласив вместе с ними и меня, и я думаю, что в тот день он сделал это только для того, чтобы доказать им нечто. Он сказал: " Что вы можете сказать о словах Аллаха Всемогущего и Великого: Если пришла помощь Аллаха и победа...?" Некоторые из них ответили: " Он повелел нам восхвалять Аллаха и просить у Него прошения после того, как оказал нам помощь и даровал нам победу"-, другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился ко мне: “ И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?" Я ответил: "Нет". Он спросил: " Что же ты скажешь?" Я ответил: " Это указание не. кончину посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. о которой Он известил его. Он сказал:, "Если пришла помощь Аллаха и победа", это является указанием на твою кончину, так "прославляй и восхваляй Господа твоего и проси Его о прощении! Поистине, Он - Приемлющий покаяние!". " Тогда Умар Ибн аль-Хаттаб сказал: “ И я могу сказать об этой суре лишь то, что говоришь ты!". (Этот хадис приводит только аль-Бухари).

Нет ничего невозможного в предположении о том, что когда посланник Аллаха, да благословит  его Аллах и да приветствует, увидел знак своего Господа, он понял, что его миссия на земле завершилась и, что он скоро встретится с Господом своим. Это и имел в виду Ибн Аббас, когда говорил: " Это указание на кончину посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о которой Он известил его".

Однако известен и другой хадис, приводимый аль-Байхаки со слов всё того же Ибн Аббаса, сказавшего:

- Когда была ниспослана сура, начинающаяся словами: "Если пришла помощь Аллаха и победа..."-, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, позвал к себе Фатиму и сказал ей: " Поистине, мне было сказано, что я умру!" -, и она сначала заплакала, а потом засмеялась и сказала: “ Он сообщил мне, что получил  известие о том, что скоро умрёт, и я заплакала, а потом он сказал:, Потерпи, ибо, поистине, ты первой из членов моей семьи присоединишься ко мне! -, и я засмеялась".

В этом хадисе содержится указание на причину ниспослания данной суры. Создаётся впечатление, что когда она была ниспослана, вышеупомянутый знак yжe появился, то есть победа была дарована, а люди стали толпами присоединяться к религии Аллаха. После ниспослания этой суры, когда оказалось, что она соответствует вышеупомянутому знаку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, понял, что это является указанием на близость его кончины. Следует отметить, что хадис, который мы приветлив начале, более надёжен и соответствует прямому смыслу текста Корана в большей степени, но здесь необходимо учитывать и то, что хадис, повествующий о том, как Фатима

плакала и смеялась, передавался и по-другому, и в этом виде он cогласуется с тем, что нам представляется наиболее вероятным. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- В год овладения Меккой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал к себе Фатиму и что-то сказал ей, после чего она заплакала, а потом он снова что-то сказал ей, и она засмеялась. Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, я спросила ее о том, почему она плакала и смеялась. В ответ она сказала мне: " Сначала посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил мне, что он умрёт, и я заплакала, а потом он сказал мне, что я стану госпожой всех женщин, которые попадут в рай, за исключением Марйам, дочери Имрана, и я засмеялась". (Этот хадис приводит Ат-Тармизи).

Это сообщение согласуется как с прямым смыслом текста Корана, так и с тем хадисом, который приводят и имам Ахмад и Муслим в своём "Ас-Сахихе", и это находит свое выражение в том, что знаком, который посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, должен был получить от своего Господа, и являлись слова: " Если пришла помощь Аллаха и победа..." И после овладения Меккой он узнал о том, что время его встречи с Господом yже близко, тайно сообщив об этом Фaтиме, да будет доволен ею Аллах, о чём и рассказала потом Умм Салама, да будет доволен ею Аллах.

***

Теперь отвлечёмся от всего этого, поразмышляем о том вечном смысле и неизменном указании, что заключает в себе эта маленькая cуpa, и обратим внимание, на какие высоты указывает этот короткий текст.

" Если пришла помощь Аллаха и победа, и увидел ты, что люди толпами присоединяются к религии Аллаха, то прославляй и восхваляй Господа, твоего и проси Его о прошении! Поистине, Он - Приемлющий покаяние!"

Начало первого аята этой суры представляет собой определённое внушение, назначение которого состоит в том, чтобы создать особое представление об истинной сути происходящего в этом бытии и случающегося в этой жизни, о роли посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и верующих в осуществлении исламского призыва и о том, какими рамками было ограничено их участие в этом деле... Это внушение выражено в словах Всевышнего: " Если пришла помощь Аллаха..." Итак, речь идёт о помощи Аллаха, оказываемой Аллахом в то время, которое Аллах для этого определяет, в той форме, которую Он для этого избирает, и с той целью, которую Он намечает, а что касается пророка и его сподвижников, то сами по себе они не имеют к этому никакого отношения, они непричастны к этой помощи, это не является их приобретением и нет в этом их удела! Поистине, это не что иное, как дело Аллаха, осуществляемое через посредство этих людей или же без них, а им достаточно и того, что Аллах осуществляет. Своё дело их руками, назначает их стражами этого дела и его хранителями... Этим и ограничивается их причастность к помощи, победе и тому, что люди начинают толпами присоединяться к религии Аллаха.

Благодаря этому внушению и создаваемому им особому представлению об истинной сути дела определяется и то, каким образом посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижники должны были ответить на то, что Аллах почтил их, оказав им Свою помощь. Поистине ответ посланника и тех, кто был вместе с ним, должен был выразиться в виде обращений к Аллаху с прославлениями, восхвалениями и просьбами о прощении в момент их триумфа.

Им следовало восхвалять и прославлять Аллаха за Его милость, нашедшую своё выражение в том, что Он сделал их хранителями. Своего призыва и стражами Своей религии, а также и в том, что Он оказал милость всем людям, поддержав Свою религию, даровав победу Своему посланнику и приведя людей к тому, что они толпами стали присоединяться к этому обильному и всеобщему благу после пребывания их во мраке и заблуждениях.

Им следовало просить прощения за многочисленные, тонкие и незаметные движения души: за тщеславие, которое могло овладеть сердцем или незаметно прокрасться к нему из-за упоения победой после долгой борьбы и радости от успеха после долгих лишений, например. Человеческому сердцу трудно уберечься от подобных вещей, и за это следует просить прошения.

Им следовало просить прощения и за то, что могло овладевать сердцем или незаметно проникать к нему в процессе долгой борьбы, жестоких лишений, суровых испытаний к скорби, выражаясь в том, что человек начинал чувствовать огорчение из-за этих испытаний, или считал, что Аллах запаздывает с оказанием обещанной помощи, или содрогался от страха, что было подобно тому содроганию, о котором Он упомянул в другом месте, сказав:

" Или вы посчитали, что войдёте в рай без того, чтобы пришло к вам подобное тому, что испытали жившие до вас? Коснулись их бедность и горе, и содрогались они, так что посланник и уверовавшие с ним говорили:, Когда же придёт помощь Аллаха?!   Но разве помощь Аллаха не близка?!" (См. суру  - "Корова",  аят 214). И за подобное тоже следует просить прощения.

Им следовало просить прошения и за свой упущения в том, что касалось восхваления Аллаха и выражения Ему благодарности, поскольку какие бы усилия ни предпринимал человек, они всё равно будут недостаточными к ограниченными, а благодеяния Аллаха изливаются на людей постоянно, ведь Он сказал: " Если станете вы считать милости Аллаха, то не сочтёте их..." И за подобные упущения следует просить прошения.

Есть и другая тонкость, связанная с необходимостью просить о прощении в момент триумфа. Дело в том, что подобнее просьбы играют роль внушения для души, заставляя ее ощущать свои упущения и слабость в те моменты, когда она поддаётся тщеславию и гордости, и, давая eй понять, что наилучшее для неё состоит в том, чтобы она умерила эту гордость и просила прощения у своего Господа, что и позволяет сдерживать силы самообольщения и тщеславия.

Кроме того, подобное ощущение собственных недостатков, слабости и упущений наряду с обращением к Аллаху с просьбами о прощении становится гарантией от произвола по отношению к побежденным, заставляя победителя в его обращении с ними бояться Аллаха, ведь это Он дал ему власть над ними, а сам по себе победитель слаб и бессилен. Таким образом, это свидетельствует о власти Аллаха над ними, проявившей себя в процессе осуществления того, что было угодно Аллаху, эта помощь является Его помощью, эта победа - Его победой, а эта религия - Его религией, ибо всё исходит от Аллаха.

* * *

Поистине, это чистая и возвышенная цель, и священный Коран внушает человеческой душе, что она должна стремиться к её достижению и подниматься по ведущим к ней ступеням в соответствии с его благородными и благими указаниями, достигнув же этой цели, человек возвеличится, потому что он избавится от своего высокомерия, а дух его обретёт свободу, подчинившись Аллаху!

Поистине, цель эта состоит в освобождении от оков собственной личности, когда люда станут частицами духа Аллаха в полном смысле слова, и радость им будет доставлять лишь то, что угодно Ему, а стремлению к подобному освобождению должна сопутствовать борьба рада победы добра и торжества истины, деятельность, направленная на обустройство земли и улучшение жизни, и осуществление повального, конструктивного, справедливого и благого руководства человечеством, и обращаться при этом следует к Аллаху,

Попытки человека достичь подобного освобождения окажутся напрасным, если он будет обращать внимание только на самого себя, не избавится от оков своих желаний и не сбросит с себя бремя своих страстей. Они окажутся напрасными также и в том случае, если он не освободится от влияния собственной души, и не откажется от мыслей о своей собственной роли после победы и захвата трофеев, обратившись к поминанию одного лишь Аллаха.

Именно так всегда поступали пророки, и Аллах желает, чтобы люди возвысились до этого или же постоянно стремились к достижению этой цели.

Подобным образом вёл себя Йусуф, мир ему, в тот момент, когда всё для него завершилось, и видение его осуществилось.

Аллах Всевышний сказал:

- И возвёл он своих родителей на трон, к они пали перед ним ниц, а он сказал: " 0 отец мой! Это и есть толкование моего сна, о котором было упомянуто раньше. Господь мой воплотил его в реальность, так как Он вывел меня из темницы и привёл вас из пустыни после того, как шайтан поссорил меня с моими братьями. Поистине, Господь мой оказывает милость чему пожелает, поистине, Он - Знающий, Мудрый!". (Сура "Йусуф", айат 100).

И в этот момент Йусуф, мир ему, был далёк от самоуспокоенности, радости и ликования, ибо он обратился к своему Господу, прославляя, благодаря и поминая Его, а больше он не говорил ни о чём, хотя и был окружён блеском власти и радовался тому, что его веления осуществились. Иусуф сказал:

- Господь мой. Ты даровал мне власть и научил меня, как следует толковать события. Творец небес и земли. Ты - мой покровитель в мире этом и мире ином, упокой же меня покорным, причисли меня к праведным! (Сура "Йусуф", айат 101).

В целом здесь говорится о высоком положении и власти, радости встречи, объединении семьи и соединении братьев, но в вышеупомянутом аяте перед нами предстаёт только один человек, которой молит своего Господа о том, чтобы Он позволил ему до конца сохранять покорность (ислам) Господу и по милости и щедрости Своей причислил бы его к праведным.

Так вёл себя и Сулайман, мир ему, когда он увидел перед собой трон царицы Сабы.

Аллах Всевышний сказал:

- И когда он увидел его перед собой, то сказал: " Это - от милости Господа моего, чтобы испытать меня - стану ли я благодарить или забуду о благодарности. Поистине, поблагодаривший благодарит ряди себя самого, а кто не воздал благодарности, - поистине. Господь мой - Богатый, Щедрый!". (Сура "Муравьи", аят 40).

Также в течение всей своей жизни поступал и Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, что относится и к тому случаю, когда его Господь оказал ему помощь и даровал победу, сделав это знаком для него...Сидя верхом на спине своего верблюда, он склонился перед Аллахом в знак благодарности и в таком положении вступил в Мекку. В ту Мекку, которая наносила ему обиды, которая изгнала его, которая воевала с ним и которая столь упорно противодействовала распространению его призыва...Тем не менее, когда к нему пришла помощь Аллаха и победа, он забыл о радости этого, склонился в знак благодарности, стал прославлять и восхвалять своего Господа и просить Его о прощении в соответствии с Его наставлениям. И по свидетельству различных сообщений, он часто обращался к Аллаху со словами прославления, хвалы и просьб о прощении, что потом послужило примером для его сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми.

* * *

Так благодаря вере в Аллаха, человечество возвысилось, озарилось, исцелилось и воспряло духом и благодаря этому оно достигло высшего предела своего величия, силы и свободы.