(112) СУРА "ЧИСТОТА" /мекканская, состоящая из четырёх аятов/

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - Скажи: "Он - Аллах - Один,

2 - Аллах Вечный,

3 - не рождал Он и не был рождён,

4 - и не был Ему равным ни один!"

Как явствует из достоверных сообщений, эта маленькая сура равна трети Корана. Аль-Бухари сказал: "Передал нам Исмаил, сказавший: Передал мне Малик, что он слышал от Абд ар-Рахмана бин Абдуллы бин Абд ар-Рахмана бин Абу Са’са’а, что тот слышал от своего отца, что тот слышал от Абу Са’да о том, что как то раз один человек услышал, как некто всё время повторяет слова: "Скажи: Он - Аллах - Один..." Наутро этот человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, однако рассказывал он так, будто не придавал этой суре особого значения. В ответ  ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Клянусь тем, в чьей длани душа моя, она равна трети Корана!"

И в этом нет ничего странного, так как, принцип единичности, о которой посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было поведено известить людей - " Скажи: Он - Аллах - Один... "-, должен был стать глубоким внутренним убеждением, истолкованием бытия и программой жизни. Именно поэтому данная сура и смогла вместить в себя основные черты, присущие огромной реальности ислама.

Эта сура начинается словами: "Скажи: Он - Аллах -Один..." Слово "Ахад" (Один) является более точным, чем слово "Вахид" (Единственный), поскольку, означая всё то же. Что означает и слово "Вахид", слово "Ахад" означает также, что не существует ничего вместе с Ним, кроме Него самого, и что нет ничего подобного Ему.

Поистине, это и есть не что иное как единичность бития. Не существует никакой иной истинной реальности, кроме Его реальности, и нет никакого истинного бытия, кроме Его бытия, потому, что всё сущее черпает своё бытие из этого истинного бытия, как черпает оно свою реальность из этой истинной и самодостаточной реальности.

Но это означает, что следует говорить и о единичности действия, поскольку в подобных условиях бытия вообще никто, кроме Него, не в состоянии совершать нечто или воздействовать на что-либо изнутри.

Это и должно стать глубоким внутренним убеждением и в то же время служить истолкованием бытия...

И если сердце человека приходит к такому истолкованию и начинает твердо придерживаться подобных представлений, то оно освобождается от всякого мрака, от любых пороков и от любой зависимости, кроме зависимости от этой единственной сущности, помимо которой никто не существует реально к никто не обладает способностью к реальным действиям.

Если же сердце не в состоянии полностью освободиться от ощущения того, что в этом бытии есть нечто помимо Него, то во всяком случае, оно освобождается от своей зависимости от всего этого, ведь истинно реальным являeтcя только бытие Бога, а истинно действенной может быть лишь воля божья, так зачем же сердцу зависеть от того, чему не присуще ни реальное бытие, ни реальная способность действовать?!

А когда сердце освобождается от ощущения того, что помимо этой единственной истинной реальности существует и какая-то иная истинная реальность, вместе с тем становясь свободным от зависимости от чего бы то ни было, кроме этой истинной реальности, тогда оно становится свободным ото всех оков и сбрасывает с себя любые путы. Так, оно освобождается от желаний, часто ввергающих сердце в оковы, освобождаясь также и от страха, зачастую приводящего к тому же, ибо чего оно может делать, если оно не может уже ничего утратить после того, как находит Аллаха, и кого оно может бояться, если один лишь Аллах способен предпринимать реальные действия?!

И как только сердце начнёт придерживаться подобных представлений неуклонно, иначе говоря, перестанет видеть в бытии что-либо, кроме истинной реальности Аллаха, оно обязательно будет видеть проявления этой реальности и во всех иных формах бытия, берущих от неё своё начало. Сердце, достигшее этой ступени, осознаёт, что Аллах приложил pуку ко всему, что оно видит, но есть и более высокая ступень, достигая которой сердце перестаёт замечать во всей Вселенной что-либо помимо Аллаха, так как оно считает, что истинная реальность есть нечто, присущее одному лишь Аллаху.

Точно также такое сердце уже никогда не согласится с тем, что истинно действенными могут быть какие-либо второстепенные причины, и всегда будет связывать любую вещь, любое событие и любое действие с той первопричиной, от которой они берут своё начало и влияние которой на себе испытывают...И Коран уделяет большое внимание утверждению этой истины в процессе формирования у людей представлений, имеющих отношение к вере, и именно поэтому он постоянно отодвигает на второй план любые внешние причины и связывает всё происходящее непосредственно с волей Аллаха, примером чего могут служить те его аяты, где сказано: "Не ты бросил, бросив, но Аллах бросал...", И не приходит помощь ниоткуда, кроме как от Аллаха,..", "И не пожелаете вы, если не пожелает Аллах...", а также мнoгиe другие.

И благодаря тому, что все внешние причины отодвигаются на второй план и всё связывается исключительно только с волей Аллаха, в сердце распространяется спокойствие, оно узнаёт о том единственном направлении, следуя в котором можно добиться желаемого и уберечься от внушающего страх, и его перестают волновать те внешние факторы, обстоятельства и причины, которое не являются ни истинными, ни даже существующими!

Это как раз те ступени пути, по которым предприняли попытку пройти суфии, но которые далеко завели их! Объясняется это тем, что ислам добивается от людей преодоления вышеупомянутого пути к этой истиной реальности, но идти им следует, претерпевая всё то, с чем им придётся столкнуться, придерживаясь обычного образа жизни, осуществляя своё наместничество  на земле в полном смысле этого слова и вместе с тем осознавал, что истинной реальностью является только Аллах, что нет никакого иного бытия, кроме Его бытия, и что способность действовать есть нечто, присущее только Аллаху, и ислам не желает для людей иного пути, кроме этого!

***

Всё это способствует формированию совершенной программы жизни, основывающейся на вышеупомянутом истолковании и тех представлениях, ощущениях и устремлениях, которые возникают в душе человека благодаря ему.

Суть этой программы состоит в том, чтобы поклоняться одному лишь Аллаху, поскольку реально существует только Он один, реально действует только Он один и только Его воля способна оказывать влияние на всё происходящее.

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы устремляться к одному лишь Аллаху, делая это как по своей доброй воле, так и из страха, в радости и в горе, в благоденствии и в период невзгод, ибо какая польза в устремлении к тому, что не существует реально и что не в состоянии оказать никакого воздействия на бытие?!

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы воспринимать всё только от Аллаха, Речь идёт о восприятии воззрений, представлений, ценностей, критериев, религиозных установлений, законов, порядков, этических норм и традиций, ибо воспринимать всё это внешне и внутренне можно лишь от единственного бытия и от единственной истинной реальности.

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы предпринимать те или иные действия и совершать, что бы то ни было исключительно ради Аллаха, желая приблизиться к этой истинной реальности и, стремясь к освобождению от задерживающих на пути препятствий и вводящих в заблуждение примесей независимо от того, касается ли это глубин человеческой души или тех вещей и других душ, в окружении которых она находится. Так, например, это может относиться к препятствиям, создаваемым индивидуальными особенностями человека, и тем оковам, каковыми являются его желание владеть чем-либо из вещей этого мира или же страх перед подобными вещами.

Вместе с тем выполнение этой программы связывает человеческое сердце со всем сущим узами любви, дружбы, сочувствия и отзывчивости, а освобождение от оков всего сущего вовсе не подразумевает собой отвращения или неприязни к подобным вещам, так как всё это является делом рук Аллаха, всё это существует благодаря тому, что существует Он, и всё это освещено светом истинной реальности, поскольку всё это есть не что иное как подарок Того, к кому мы питаем любовь, а значит, всё это тоже следует любить!

Эта программа представляет собой нечто высокое и свободное от всего низменного. Земля с точки зрения подобной программы мала, земная жизнь - коротка, наслаждения мира этого - нечто незначительное, а цели и желания человека должны быть направлены к освобождению от вышеупомянутых препятствий и примесей...Однако в исламе подобное освобождение не подразумевает собой ни удаления, ни пренебрежения, ни неприязни, ни бегства, нет, освобождение такого рода понимается в исламе как постоянство попыток и непрерывность борьбы, целью чего является возвышение всех людей и обеспечение свободы человеческой жизни... Это и есть наместничество и руководство со всеми присущими ему трудностями в сочетании с освобождением и всеми, его составляющими, как об этом было сказано нами ранее.

Поистине, освободиться от всего этого посредством уединения в келье легко и просто, но не в этом состоит цель ислама, поскольку наместничество на земле и осуществление руководства всеми людьми представляют собой часть указанного Богом пути очищения. Путь этот более труден, но именно благодаря его преодолений человек и становится человеком, иначе говоря, в существе его начинает преобладать духовное начало, ниспосланное ему свыше... В этом и заключается освобождение духа, возвращение его к его божественному источнику и его истинное проявление, когда он начинает действовать в той сфере, которая была избрана для него его Мудрым Творцом.

***

Ввиду всего вышеизложенного первый призыв ограничился донесением до сердец истинной сути единобожия именно в такой форме, так как единобожие, суть которого выражена подобным образом становится глубоким убеждением, истолкованием бытия и образом жизни, а не просто словами, произносимыми языком, или даже некой формулировкой, утверждающейся в сознании. Поистине, единобожие есть нечто, охватывающее собой всё и представляющее собой религию в целом, а что касается последующих деталей и ответвлений, то можно считать, что они являются естественным следствием утверждения в сердцах этой истины в подобной формулировке.

Если же коснуться вопроса об отклонениях тех, кому Писание было дано раньше, повлёкших за собой порчу воззрений, представлений и самой жизни этих людей, то возникли они, прежде всего из-за неясности формулировки чистого единобожия, что привело к возникновению и всех остальных отклонений.

Напротив, отличительной чертой формулировки единобожия в вероучении ислама является то, что заложенный в ней смысл глубоко проник во все сферы жизни, лёг в самую её основу и был принят в качестве основополагающего элемента практической деятельности людей, в результате чего влияние этого стало в равной степени проявляться как в области законодательства, таки в воззрениях мусульман. И прежде всего это влияние должно проявляться в управлении жизнью людей с помощью тех законов, что были ниспосланы людям Аллахом, если же этого не будет, то не будет к вероучения единобожия, поскольку условием его существования является распространение его влияния на все основы жизни.

***

Смыслом слов "...Аллах - Один..." является то, что Он вечен, что Он не рождал и не был рождён и, что не было равных Ему, но эти пояснения приводятся в Коране лишь для лучшего усвоения и большей ясности.

Далее в тексте сказано: "...Аллах Вечный..." В арабском языке под словом "вечный" подразумевается господин, к которому приходят и без позволения которого не совершается ни одно дело, Аллах же, слава Ему является таким господином, помимо которого никаких иных господ не существует. Он Один обладает божественной природой, а все остальные являются Его рабами, к Нему одному приходят со своими нуждами, только Он отвечает нуждающимся, Он - тот, без позволения которого не совершается ни одно дело, и никто не решает ничего совместно с Ним, и этот атрибут присущ Аллаху изначально, поскольку Он является Единственным и Он - Один.

Далее в тексте сказано: "...не рождал Он и не был рождён..." Сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной, Состояние её не подвержено никаким изменениям, а атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всём. Что же касается рождения, то оно подразумевает собой исход, увеличение и переход бытия к чему-то дополнительному после недостатка, или небытия, но если речь идёт об Аллахе, то всё это является невозможным. Кроме того, оно требует пребывания в супружестве с кем-либо, что подразумевает собой сходство с кем-то, но и это в данном случае невозможно, из чего следует, что такой атрибут Аллаха как "Один" отрицает собой возможность быть родителем или рождённым кем-то,

Далее в тексте сказано: "...и не был Ему равным ни один!" Это значит, что никогда не было подобных или равных Ему ни в том, что касается реальности бытия, ни в смысле реальной способности к действиям, ни в том, что имеет отношение к любому из сущностных атрибутов. Это также соответствует истине, нашедшей своё выражение в словах о том, что Он есть "Один", но в то же время лишь подтверждает и детализирует смысл этого атрибута. Вместе с тем эти слова опровергают дуалистические воззрения, в соответствии с которыми Аллах является божеством добра, тогда как есть ещё и некое божество зла, творящее нечто противоположное Его благим делам и распространяющее по земле нечестие. Наибольшую известность из учений такого рода приобрело древнеперсидское учение о божестве света и божестве мрака, получавшее в своё время распространение на юге Аравии, находившемся в определённый период под властью персов!

***

Эта сура является подтверждением исламского догмата о единобожии, точно также как сура "Неверные" представляет собой отрицание возможности существования какого-либо подобия или общности между вероучением ислама и верованиями многобожников...Каждая из этих двух сур рассматривает суть единобожия под определённым углом зрения, если же говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он начинал свой день с совершения двух ракатов молитвы перед обязательной утренней молитвой. Известно, что при совершении этих двух ракатов он читал две вышеупомянутые суры, и в том, что он начинал свой день именно так, был свой смысл и свое значение.