(11З) СУРА "РАССВЕТ" /мекканская, состоящая из пяти аятов/.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - Скажи: " Прибегаю к Господу рассвета

2 - от зла того, что Он создал,

3 - от зла тьмы ночной, когда она покрывает собой всё,

4 - от зла дующих на узлы

5 - и от зла завистника, когда он завидует!"

Посредством этой суры, как и той, что следует за ней, Аллах Преславный и Всевышний указал сначала Своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всем другим верующим, на необходимость обращения к Нему за помощью и поисков убежища в том, что находится под Его защитой, от всего устрашающего, в том числе - от скрытого и явного, неведомого и известного в общем и в частностях. Тем самым Аллах, слава Ему, как бы открывает им доступ на Свою заповедную территорию, предлагает им Своё попечение и говорит им с любовью и сочувствием:

- Приходите сюда, приходите к месту безопасному, где вы обретёте покой! Приходите, ибо Я знаю, что вы слабы, что у вас есть враги и, что вас окружает то, что внушает вам страх, а здесь..., здесь вас ждут безопасность, спокойствие и мир!

Именно поэтому каждая из этих двух сур и начинается с иного указания:

- Скажи: " Прибегаю к Господу рассвета..."

- Скажи: " Прибегаю к Господу людей..."

До нас дошёл целый ряд сообщений о том, как эта сура была ниспослана и какими  мнениями обменивались о ней люди, и все эти сообщения свидетельствуют о том, что она была воспринята так же, как воспринимаем её и мы. Благодаря этим передаваемым сообщениям становится ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воспринял её всем сердцем, ощутив при этом радость и чувство свободы.

Передают со слов Укбы Ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Неужели не заметил ты, что этой ночью были ниспосланы аяты, подобных которым ещё никто не видел?! "Скажи: Прибегаю к Господу людей... ". (Этот хадис приводят  Малик, Муслим, Ат-Тирмизи и Ан-Насаи.)

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне; " Читай, о Джабир!" Я спросил:

 Что читать, да будут отец мой и мать выкупом за тебя?" Он ответил: " Читай "Скажи: Прибегаю к Господу рассвета... " и "Скажи: Прибегаю к Господу людей..." (Этот хадис приводит Ан-Насаи.)

Передают, что Зарр бин Хубайш сказал:

- Однажды я задал Убаййу бин Ка’бу вопрос о сурах "Рассвет" и "Люди", сказав ему: " 0 Абу-ль-Мунзир, поистине, брат твой Ибн Мac’уд говорит то-то и то-то ( а Ибн’Мас’уд в течение определённого времени не включал эти суры в свой свиток Корана, но потом присоединился к мнению всех остальных и записал их в свой свиток наряду с другими сурами). В ответ мне Убайй сказал: " Я спрашивал об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который дал мне Твой ответ: " Мне было сказано: " Скажи..." - и я стал говорить" -, мы же повторяем то, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!" (Этот хадис приводит Бухари.)

И все приведенные нами выше сообщения указывают на то, что cуpы эти проникнуты состраданием и любовью. ***

В данной суре Аллах, слава Ему. упоминает о том Своём атрибуте, благодаря которому и появляется возможность найти защиту от зла того, о чём говорится в суре "Рассвет".

Она начинается словами: " Скажи:, Прибегаю к Господу рассвета (фалак)... " Одним из значений слова "фалак",  является "утро", но оно означает также и всё то, что было сотворено Господом, и в этом содержится указание на всё то, из чего Он извлекает бытие и жизнь, как сам Он сказал об этом в суре "Скот":

- Поистине, Аллах расщепляет зёрна и ядра; извлекает Он живое из мёртвого, извлекая и мёртвое из живого... Он также сказал:

- Он извлекает рассвет, и сделал Он ночь упокоением, а солнце и луну - исчислением.

Таким образом, независимо от того, идёт ли речь об утре и обращении за помощью к Господу утра, который защищает от зла всего неясного и скрытого посредством света, или же здесь подразумевается всё сотворённое и обращение за помощью к Господу всего сотворённого, защищающему от зла всего сотворённого Им, смысл этих слов вполне соответствует тому, что сказано в этой суре дальше.

Далее в тексте сказано: "… от зла того, что Он создал..."- то есть, от зла абсолютно всего того, что было Им сотворено, ведь при взаимодействии друг с другом, творения Аллаха в одних случаях выступают в качестве носителей зла, в других же - приносят с собой благо и пользу. Следовательно, в данном случае речь идёт об обращении к Аллаху за защитой от зла Его творений, чтобы осталось одно лишь благо, ведь Аллах, сотворивший их, способен и направлять их, устраивая всё таким образом, что обнаруживается не зло Его творений, а их благо!

Далее в тексте сказано: "... от зла тьмы ночной, когда она покрывает собой всё..." Слово "гасик", использованное в данном аяте, означает "нечто стекающее", что же касается слова "аль-вакб", то так называют углубление или же расщелину в горах, по которой стекает вниз вода. Таким образом, вероятнее всего здесь имеется в виду ночь и всё то, что она собою скрывает, то есть то время, когда ночь наступает, покрывая собой землю, так как в этот период ночь внушает людям страх сама по себе, не говоря уже о том, что она заставляет людей ожидать чего-то неведомого и скрытого буквально от всего: от возможного нападения дикого зверя, от кого-либо, кто может незаметно подкрасться, наброситься на человека, и погубить его, от врага, который способен вводить в заблуждение, от ядовитого насекомого, от распространяющихся в ночи искушений, тревог, беспокойств и печалей” оказывающих гнетущее воздействие на чувства и сознание людей, от шайтана, которого мрак развязывает руки и помогает внушать людям дурное, от страстей, пробуждающихся в одиночестве и во мраке, а также от всего того явного и тайного, что проникает к человеку и набрасывается на него во "тьме ночной, когда она покрывает собой всё"!

Далее в тексте сказано: "... от зла дующих на узлы..." Этими дующими на узлы являются колдуньи или же чародейки, стремящиеся нанести людям вред путём обмана чувств, расстройства нервной системы, внушения душам и воздействия на ощущения. Такие женщины завязывают узлы на кончике нитки или. Носового платка и дуют на них в соответствии с тем, чем обычно и занимаются колдуны, пытающиеся что-то внушить другим людям.

Само по себе колдовство не может изменить природы тех или иных вещей, но в результате колдовства чувствам и ощущениям человека начинает представляться то, чего желает колдун. Именно так колдовство и было описано в тех аятах суры "Та ха" из священного Корана, где приводится рассказ о Мусе, мир ему:

- Они сказали: " 0 Муса, ты бросишь первым или не мы бросим?"

- Он сказал: " Нет, бросайте вы!" И показалось ему из-за колдовства их, что их верёвки и посохи пришли в движение,

- и ощутил Муса в душе своей страх.

- Сказали Мы: " Не бойся, ведь, поистине, ты выше,

- и брось то, что у тебя в правой руке; поглотит оно созданное ими, ибо, поистине, это - обман чародея, а чародей не преуспеет, куда бы он ни явился!"

Из этого следует, что на самом деле верёвки и посохи чародеев не превратились в змей, но людям, в том числе и Мусе, только казалось, что они двигаются, причём ощущение этого было настолько реальным, что Муса ощутил страх, не оставивший его до тех пор, пока он не получил соответствующих доказательств, после чего и открылась истина, и произошло это в тот момент, когда посох Мусы действительно превратился в змею и поглотил заколдованные верёвки и посохи.

Такова природа колдовства, и нам необходимо признать это. В силу своей природы оно может оказывать воздействие на людей, заставляя их ощущать то, что другие стремятся им внушить. Подобные ощущения способны вселить б них страх, или причинить им страдания или направить их туда, куда пожелает колдун. Мы же остановимся у этой черты в попытках постижения природы колдовства и понимания того, зачем колдуны дуют на узлы. Ясно, что это зло и что следует обращаться к Аллаху за помощью от него, стремясь укрыться в том месте, которое находится под защитой Аллаха.

Имеется целый ряд сообщений (часть из них относится к числу достоверных хадисов, но основывается на. информации лишь одного первоисточника) о том, что иудей Лубайд бин аль-А’сам околдовывал в Медине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В некоторых из них говорится, что действие его колдовства продолжалось в течение определённого количества пней, в других же речь идёт о месяцах. В соответствии с одними сообщениями такого рода, в результате воздействия этих колдовских чар ему казалось, что он приходил к своим жёнам, хотя на самом деле не делал этого, по другим же сообщениям, ему казалось, что он совершал нечто, но в действительности ничего подобного не происходило. Сообщается также, что две этих суры были ниспосланы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, для того, чтобы он пользовался ими как заклинанием, и когда он стал мысленно представлять себе процесс направленного против него колдовства, как было указано ему на это в его видении, и прочитал две вышеупомянутых суры, узлы развязались, и зло отступило от него.

Однако сообщения такого рода противоречат принципу непогрешимости поступков пророка и всего того, что он передавал людям, являясь несовместимыми, с верой в то, что все дела пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и все его слова являются для людей примером и законом. Кроме того, подобные сообщения вступают в противоречие и с Кораном, отрицающим утверждения о том, что посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, был околдован, и опровергающим слова многобожников, возводивших на него подобную ложь. Ввиду этого такие сообщения отвергаются, а хадисы, в основе которых лежит информация, полученная только из одного первоисточника, не могут рассматриваться как часть вероучения. Источник вероучения ислама это Коран, а непременным условием квалификации тех или иных хадисов в качестве основ вероучения является то, что содержание  их должно ocновываться на сообщениях различных первоисточников. Что же касается вышеупомянутых  сообщений, то они таковыми не являются, не говоря уже о том, что сам факт ниспослания этих двух сур в Мекке убедительнее всего свидетельствует о слабости того, что лежит в основе иных сообщений.

Далее в тексте сказано: "...и от зла завистника, когда он завидует!"

Зависть представляет собой определённое внутреннее переживание, возникающее у некоторых в связи с тем, что Аллах оказывает милость кому-либо из Своих рабов, когда один человек начинает желать, чтобы другой был лишён этой милости. При этом подобное переживание способно породить зло независимо от того, поддаётся ли ему завистник и начинает ли он предпринимать что-то, стремясь лишить другого человека этой милости под воздействием своей ненависти и раздражения, или же всё ограничивается лишь подобными переживаниями как таковыми.

Нам не следует категорично отрицать те тайны бытия, человеческой души и устройства человека в целом, о которых нам ничего неизвестно, поскольку с этими тайнами  связано много такого, что мы не в cилах объяснить и сегодня. К подобным явлениям относится телепатия, когда люди, находящиеся далеко друг от друга, обмениваются между собой: мыслями. В реальной возможности поддержания такой связи не приходится сомневаться, так как это подтверждается целым рядом сообщений и множеством опытов, но не приходится сомневаться также к в том, что наш уровень знаний не позволяет нам объяснить суть этого явления. То же самое относится и к гипнозу, который в наше время стал объектом многочисленных опытов, подтвердивших реальность его существования. Тем не менее, тайна гипноза и механизм его действия остаются всё ещё нераскрытыми, а ведь помимо телепатии и гипноза существует ещё и множество других тайн бытия, человеческой души и внутренней структуры человека в целом.

Из этого следует, что если завистник начиняет завидовать кому-либо, направляя определённое внутреннее переживание к объекту своей зависти, то нет никаких оснований для отрицания возможности влияния этого на другого человека только потому, что уровень нашего знания и имеющиеся в нашем распоряжении средства проверки не позволяют нам раскрыть тайну подобного влияния и механизм его действия, ведь знаем мы о подобных вещах лишь немногое, да и это немногое в большинстве случаев открывается нам  случайно и лишь после этого становится для нас чем-то реальным!

В этом кроется зло, за помощью от которого следует обращаться к Аллаху и защиты от которого следует искать в том, что охраняется Аллахом... (Шейх Мухаммад Абдо по-иному толкует слова "дующих на узлы" и "завистника, когда он начинает завидовать", в чём можно убедиться, ознакомившись с его тафсиром. Мы уже упоминали об этом в толковании cypы "Слон", указав, что причиной расхождений является тенденция к зауживанию рамок явлений мира сверхъестественного, что характерно для представителей рационалистической школы.)

По милости и милосердию Своему Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всех членов его общины к тому, чтобы они обращались за помощью от зла такого рола к Нему, и точно известно, что в случаях обращения их к Аллаху за помощью в соответствии с Его указаниями Он помогал им и защищал их от разных проявлений этого зла в целом и в частностях.

В "Ас-Сахихе" Бухари приводится передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, хадис, в котором сообщается, что каждой раз, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, "собирался лечь в постель вечером, он сжимал руки в кулаки, потом дул на них и читал над ними суры, начинающиеся со слов: " Скажи:, Он - Аллах - Один...", "Скажи:, Прибегаю к Господу рассвета... " и "Скажи:, Прибегаю к Господу людей...", после чего растирал ими все части своего тела, до которых мог достать, начиная, с головы, лица и передней части туловища и совершая всё это троекратно". Такие же сообщения приводят и другие мухаддисы.