(114) СУРА "ЛЮДИ"
/мекканская, состоящая
из шести аятов/.
во имя
Аллаха Милостивого, Милосердного!
1 - Скажи: "Прибегаю к Господу людей,
2 - Царю людей,
3 - Богу людей,
4 - от зла искусителя отступающего,
5 - который нашёптывает в сердца людей,
6 - от джиннов и людей!"
В этой суре просьба о защите обращена к Господу людей, Царю людей и Богу
людей, что же касается того, от чего ищут защиты, то это - зло отступающего
искусителя из числа джиннов и людей.
Подобное обращение к Господу, Царю к Богу позволяет привлечь на помощь
те атрибуты Аллаха, слава Ему, посредством которых можно отвращать зло вообще и
зло отступающего искусителя в частности.
Господь является наставником, руководителем, пастырем и защитником, Царь
является владыкой, правителем и тем, кто поступает по собственному усмотрению,
а Бог возвышается надо всем, владеет всем и распоряжается всем. В этих
атрибутах и заключено то, что становится защитой от зла, проникающего в сердца,
однако неизвестно каким именно образом они отвращают зло, поскольку зло это
скрыто.
Аллах - Господь всего и вся, царь всего и вся, и Бог всего, и вся, а то,
что в этой суре особо упоминается о людях, заставляет их ощущать близость к
Нему в тех случаях, когда они взывают о помощи и защите.
По милости Своей Аллах направляет Своего
посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и членов его общины к
тому, чтобы они искали у Него помощи и защиты от тайно проникающего зла,
размышляя о сути этих атрибутов, поскольку отвратить зло такого рода они могут
лишь с помощью Господа, ведь оно овладевает ими так, что они этого и не
замечают, приходя к ним с той стороны, откуда они его не ждут. Искушение
представляет собой не, что иное, как тайный голос, отступление есть
исчезновение и возвращение, что же касается "отступающего" /ханнас/, то им является тот, кто по природе своей отступает
часто.
Сначала в тексте этой суры упоминается
о свойстве "искуситель отступающий", затем даётся определение его
действиям - "который нашёптывает в сердца людей", а после этого
определяется его природа - "от джиннов
и людей". Подобная последовательность изложения
способствует тому, что человек внутренне пробуждается, начинает оглядываться по
сторонам и становится осмотрительным, так как после первоначального упоминания
о свойстве выясняется, в чём состоит суть отступающего искусителя, а понимание
тех методов его воздействия, посредством которых осуществляется его зло, даёт
возможность подготовиться к противодействию ему или к наблюдению за ним!
Когда же в результате этого побуждения и напоминания душa узнаёт о том,
что отступающий искуситель тайно и скрытно нашёптывает в сердца людей и что под
"отступающим искусителем" подразумеваются невидимые джинны, а так же
люди, проникающие к сердцам других людей подобно тому, как это делают джинны, и
нашёптывающие в сердца подобно тому, как это делают шайтаны; итак, когда душа
узнаёт обо всём этом, она оказывается готовой к защите, так как ей становится
известным то место, где скрывается искуситель, то место, через которое он
проникает к ней, и те методы, которыми он пользуется!
Мы не обладаем достоверным знанием о том,
как именно искушают людей джинны, но сталкиваемся со следами их наущений в
душах и в реальной жизни, и нам известно, что битва между человеком и Иблисом продолжается с древнейших времён и, что шайтан
объявил эту битву войной, причиной которой послужили присущее ему зло,
гордость, зависть и ненависть по отношению к человеку! Мы знаем также и о том, что Иблис добивался разрешения Аллаха на ведение этой войны, и
Он дал такое разрешение, усмотрев в этом определенный смысл! Однако
при этом Он не оставил человека без средств ведения войны, снабдив его щитом,
которым может послужить ему вера, военным снаряжением, которым может послужить
ему понимание Аллаха, и оружием, которым может послужить ему обращение к Аллаху
с просьбами о помощи и защите. Таким образом, если человек станет
пренебрегать своим щитом, военным снаряжением и орудием, то порицать за это
останется лишь его одного!
Передают со слов Ибн Аббаса,
да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, сказал:
- Шайтан давит на сердце человека, но если тот понимает Аллаха
Всевышнего, то он отступает, а если
человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное. (Этот хадис
приводит Бухари.)
Если говорить о людях, то нам известно многое об их наущениях, и мы
знаем также, что некоторые из них
действуют сильнее наущений шайтанов!
Таким человеком может оказаться плохой товарищ, прокрадывающийся к
сердцу и разуму своего товарища с той стороны, откуда он этого не ожидает и
откуда ничего не опасается, ведь речь идёт о друге, пользующемся его доверием!
Из таких людей может состоять злонамеренное окружение правителей, и эти
люди внушают дурное каждому обладателю власти до тех пор, пока он не
превратится в жестокого тирана, распространяющего по земле нечестие и губящего
живое и мёртвое!
Таким человеком может оказаться клеветник и доносчик, произносящий красивее
слова и жонглирующий ими до тех пор, пока другому не
начинает казаться, что всё это - чистая правда, в которой не может быть никаких
сомнений!
Таким человеком может оказаться и тот, кто побуждает другого
удовлетворять свои порочные страсти, используя для проникновения к его сердцу
проявления инстинктов и, соблазняя его тем, противостоять чему способен лишь
человек, обладающий бдительным сердцем и прибегающий к помощи Аллаха.
И можно привести в пример десятки других
отступающих искусителей, которые устанавливают и прячут свои ловушки, проникая
вместе с ними к сердцам тайными путями, о которых они знают или которые они
нащупывают. Такие
искусители хуже джинов и обладают способностью прокрадываться к сердцам ешё незаметнее, чем
они!
Не обладая ничем, человек не в состоянии отвести от себя тайное
наущение, и поэтому Аллах указывает ему на то военное снаряжение, щит и оружие,
которые он должен использовать в этой ужасной битве.
Очень важно то, что в тексте данной суры искуситель характеризуется как
"отступающий". С одной стороны, подобное свойство указывает на то,
что он скрывается и прячется в ожидании благоприятного момента, а дождавшись, прокрадывается к сердцу человека и начинает
нашёптывать в него. С другой же стороны, свойство такого рода свидетельствует о
его слабости перед таким человеком, который проявляет бдительность по отношению ко всему отвергаемому и защищает все пути доступа
к своему сердцу. Именно поэтому искуситель, будь он из числа
джиннов или из числа людей, и отступает, возвращается туда, откуда явился,
прячет голову и скрывается, если его встретить лицом к лицу, или же, как точно
сказал об этом благородный пророк, происходит следующее: "...и если тот
поминает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если человек проявляет беспечность, то шайтан
внушает ему дурное".
Подобная характеристика укрепляет сердце в его противостоянии
искусителю, который отступает во время битвы, оказываясь бессильным перед
воинским снаряжением верующего.
Вместе с тем битва эта будет долгой и никогда не закончится, искуситель
жe всегда будет прятать голову и отступать, дожидаясь того момента, когда
человек станет проявлять небрежение. Это означает, что бдительность следует
поддерживать постоянно, поскольку война, о которой идёт речь, будет с
переменным успехом вестись вплоть до самого дня воскресения, как описано это в разных местах священного Корана, к
числу которых относится и нижеследующее удивительное описание, представляющее
собой часть суры "Ночное путешествие":
61 - И вот, сказали Мы ангелам: “ Склонитесь перед Адамом до
земли!" - и все они поклонились за исключением Иблиса,
сказавшего: " Неужели стану я кланяться тому,
кого Ты создал из глины?!"
62 - Он сказал: " Поведай мне о том, кого Ты предпочёл мне!
Поистине, если Ты дашь мне отсрочку до дня воскресения, то я подчиню себе всё
его потомство, кроме немногих!"
63 - Сказал Он: "Уходи, но для тех из них, кто последует за тобой,
поистине, воздаянием вам, воздаянием полным, станет геенна!
64 - Побуждай тех из них, кого сможешь, голосом своим, созывай против
них твою конницу и пехоту, распоряжайся вместе с ними иx богатствами и
детьми и обещай им, но не станет шайтан обещать им ничего, кроме ложного!
65 - Поистине, нет у тебя власти над Моими рабами, и довольно будет
Господа твоего как покровителя!"
Подобное описание характера этой битвы и
того, что является здесь причиной зла, будь то сам шайтан или его пособники из
числа людей, позволяет человеку почувствовать, что в таких схватках ему не
отводится положение заведомо слабого, поскольку его Господь, его Царь и его Бог
управляет всем тем, что Он создал, и если Он даже и позволил Иблису вести эту войну, то Он тем не менее не
утратил своей власти над ним, не давая Иблису
подчинять себе никого, кроме тех, кто забывает о своём Господе, Царе и Боге.
Что же касается тех людей, которые поминают Его, то они находятся в
безопасности от зла и его скрытых причин. Из этого cледует, что благо опирается на ту силу, помимо
которой по сути дела никакой иной силы не существует, и на ту истину, помимо
которой никаких иных истин нет, Иначе говоря, благо опирается на Господа, Царя
и Бога, тогда как зло опирается на отступающего искусителя, который не в
состоянии выносить противостояния, отступает при встрече и обращается в бегство
при обращении к Аллаху за помощью и защитой.
Кроме того, это - наиболее полное описание
истинной сути всего, что касается блага и зла, которое в тоже время является и наилучшим описанием, защищающие сердце
от поражения и наполняющим его силой, уверенностью и спокойствием.
Хвала же Аллаху
прежде всего и после всего, ибо Он приводит к уверенности и успеху, к Нему
следует обращаться за помощью и только Он оказывает помощь!
Главная
www.Salyh.biz