Тафсир Саид Кутб

(114) СУРА "ЛЮДИ"

/мекканская, состоящая из шести аятов/.

во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1 - Скажи: "Прибегаю к Господу людей,

2 - Царю людей,

3 - Богу людей,

4 - от зла искусителя отступающего,

5 - который нашёптывает в сердца людей,

6 - от джиннов и людей!"

В этой суре просьба о защите обращена к Господу людей, Царю людей и Богу людей, что же касается того, от чего ищут защиты, то это - зло отступающего искусителя из числа джиннов и людей.

Подобное обращение к Господу, Царю к Богу позволяет привлечь на помощь те атрибуты Аллаха, слава Ему, посредством которых можно отвращать зло вообще и зло отступающего искусителя в частности.

Господь является наставником, руководителем, пастырем и защитником, Царь является владыкой, правителем и тем, кто поступает по собственному усмотрению, а Бог возвышается надо всем, владеет всем и распоряжается всем. В этих атрибутах и заключено то, что становится защитой от зла, проникающего в сердца, однако неизвестно каким именно образом они отвращают зло, поскольку зло это скрыто.

Аллах - Господь всего и вся, царь всего и вся, и Бог всего, и вся, а то, что в этой суре особо упоминается о людях, заставляет их ощущать близость к Нему в тех случаях, когда они взывают о помощи и защите.

По милости Своей Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и членов его общины к тому, чтобы они искали у Него помощи и защиты от тайно проникающего зла, размышляя о сути этих атрибутов, поскольку отвратить зло такого рода они могут лишь с помощью Господа, ведь оно овладевает ими так, что они этого и не замечают, приходя к ним с той стороны, откуда они его не ждут. Искушение представляет собой не, что иное, как тайный голос, отступление есть исчезновение и возвращение, что же касается "отступающего" /ханнас/, то им является тот, кто по природе своей отступает часто.

Сначала в тексте этой суры упоминается о свойстве "искуситель отступающий", затем даётся определение его действиям - "который нашёптывает в сердца людей", а после этого определяется его природа - "от джиннов и людей". Подобная последовательность изложения способствует тому, что человек внутренне пробуждается, начинает оглядываться по сторонам и становится осмотрительным, так как после первоначального упоминания о свойстве выясняется, в чём состоит суть отступающего искусителя, а понимание тех методов его воздействия, посредством которых осуществляется его зло, даёт возможность подготовиться к противодействию ему или к наблюдению за ним!

Когда же в результате этого побуждения и напоминания душa узнаёт о том, что отступающий искуситель тайно и скрытно нашёптывает в сердца людей и что под "отступающим искусителем" подразумеваются невидимые джинны, а так же люди, проникающие к сердцам других людей подобно тому, как это делают джинны, и нашёптывающие в сердца подобно тому, как это делают шайтаны; итак, когда душа узнаёт обо всём этом, она оказывается готовой к защите, так как ей становится известным то место, где скрывается искуситель, то место, через которое он проникает к ней, и те методы, которыми он пользуется!

Мы не обладаем достоверным знанием о том, как именно искушают людей джинны, но сталкиваемся со следами их наущений в душах и в реальной жизни, и нам известно, что битва между человеком и Иблисом продолжается с древнейших времён и, что шайтан объявил эту битву войной, причиной которой послужили присущее ему зло, гордость, зависть и ненависть по отношению к человеку! Мы знаем также и о том, что Иблис добивался разрешения Аллаха на ведение этой войны, и Он дал такое разрешение, усмотрев в этом определенный смысл! Однако при этом Он не оставил человека без средств ведения войны, снабдив его щитом, которым может послужить ему вера, военным снаряжением, которым может послужить ему понимание Аллаха, и оружием, которым может послужить ему обращение к Аллаху с просьбами о помощи и защите. Таким образом, если человек станет пренебрегать своим щитом, военным снаряжением и орудием, то порицать за это останется лишь его одного!

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Шайтан давит на сердце человека, но если тот понимает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если  человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное. (Этот хадис приводит Бухари.)

Если говорить о людях, то нам известно многое об их наущениях, и мы знаем также, что  некоторые из них действуют сильнее наущений шайтанов!

Таким человеком может оказаться плохой товарищ, прокрадывающийся к сердцу и разуму своего товарища с той стороны, откуда он этого не ожидает и откуда ничего не опасается, ведь речь идёт о друге, пользующемся его доверием!

Из таких людей может состоять злонамеренное окружение правителей, и эти люди внушают дурное каждому обладателю власти до тех пор, пока он не превратится в жестокого тирана, распространяющего по земле нечестие и губящего живое и мёртвое!

Таким человеком может оказаться клеветник и доносчик, произносящий красивее слова и жонглирующий ими до тех пор, пока другому не начинает казаться, что всё это - чистая правда, в которой не может быть никаких сомнений!

Таким человеком может оказаться и тот, кто побуждает другого удовлетворять свои порочные страсти, используя для проникновения к его сердцу проявления инстинктов и, соблазняя его тем, противостоять чему способен лишь человек, обладающий бдительным сердцем и прибегающий к помощи Аллаха.

И можно привести в пример десятки других отступающих искусителей, которые устанавливают и прячут свои ловушки, проникая вместе с ними к сердцам тайными путями, о которых они знают или которые они нащупывают. Такие искусители хуже джинов и обладают способностью прокрадываться к сердцам ешё незаметнее, чем  они!

Не обладая ничем, человек не в состоянии отвести от себя тайное наущение, и поэтому Аллах указывает ему на то военное снаряжение, щит и оружие, которые он должен использовать в этой ужасной битве.

Очень важно то, что в тексте данной суры искуситель характеризуется как "отступающий". С одной стороны, подобное свойство указывает на то, что он скрывается и прячется в ожидании благоприятного момента, а дождавшись, прокрадывается к сердцу человека и начинает нашёптывать в него. С другой же стороны, свойство такого рода свидетельствует о его слабости перед таким человеком, который проявляет бдительность по отношению ко всему отвергаемому и защищает все пути доступа к своему сердцу. Именно поэтому искуситель, будь он из числа джиннов или из числа людей, и отступает, возвращается туда, откуда явился, прячет голову и скрывается, если его встретить лицом к лицу, или же, как точно сказал об этом благородный пророк, происходит следующее: "...и если тот поминает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если  человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное".

Подобная характеристика укрепляет сердце в его противостоянии искусителю, который отступает во время битвы, оказываясь бессильным перед воинским снаряжением верующего.

Вместе с тем битва эта будет долгой и никогда не закончится, искуситель жe всегда будет прятать голову и отступать, дожидаясь того момента, когда человек станет проявлять небрежение. Это означает, что бдительность следует поддерживать постоянно, поскольку война, о которой идёт речь, будет с переменным успехом вестись вплоть до самого дня воскресения, как описано это в разных местах священного Корана, к числу которых относится и нижеследующее удивительное описание, представляющее собой часть суры "Ночное путешествие":

61 - И вот, сказали Мы ангелам: “ Склонитесь перед Адамом до земли!" - и все они поклонились за исключением Иблиса, сказавшего: " Неужели стану я кланяться тому, кого Ты создал из глины?!"

62 - Он сказал: " Поведай мне о том, кого Ты предпочёл мне! Поистине, если Ты дашь мне отсрочку до дня воскресения, то я подчиню себе всё его потомство, кроме немногих!"

63 - Сказал Он: "Уходи, но для тех из них, кто последует за тобой, поистине, воздаянием вам, воздаянием полным, станет геенна!

64 - Побуждай тех из них, кого сможешь, голосом своим, созывай против них твою конницу и пехоту, распоряжайся вместе с ними иx богатствами и детьми и обещай им, но не станет шайтан обещать им ничего, кроме ложного!

65 - Поистине, нет у тебя власти над Моими рабами, и довольно будет Господа твоего как покровителя!"

Подобное описание характера этой битвы и того, что является здесь причиной зла, будь то сам шайтан или его пособники из числа людей, позволяет человеку почувствовать, что в таких схватках ему не отводится положение заведомо слабого, поскольку его Господь, его Царь и его Бог управляет всем тем, что Он создал, и если Он даже и позволил Иблису вести эту войну, то Он тем не менее не утратил своей власти над ним, не давая Иблису подчинять себе никого, кроме тех, кто забывает о своём Господе, Царе и Боге. Что же касается тех людей, которые поминают Его, то они находятся в безопасности от зла и его скрытых причин. Из этого cледует, что благо опирается на ту силу, помимо которой по сути дела никакой иной силы не существует, и на ту истину, помимо которой никаких иных истин нет, Иначе говоря, благо опирается на Господа, Царя и Бога, тогда как зло опирается на отступающего искусителя, который не в состоянии выносить противостояния, отступает при встрече и обращается в бегство при обращении к Аллаху за помощью и защитой.

Кроме того, это - наиболее полное описание истинной сути всего, что касается блага и зла, которое в тоже время является и наилучшим описанием, защищающие сердце от поражения и наполняющим его силой, уверенностью и спокойствием.

Хвала же  Аллаху прежде всего и после всего, ибо Он приводит к уверенности и успеху, к Нему следует обращаться за помощью и только Он оказывает помощь!

 Главная

www.Salyh.biz