Ошибки, связанные с верой в истинность наказания в аду

В комментариях к своему переводу смыслов Порохова неоднакратно писала, что грешников ожидает небытие.

В комментарии в высказыванию Всевышнего «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и творят нечестие на земле, уготовано проклятие и наихудшая обитель» она пишет: «Если он устремлен к Духовному, он вознесется к Обители Света; если же по убежденности своей, по собственной воле, в своем ничтожестве он признает ценность только материально осязаемого, он будет вовлечен в распад вместе с вещественностью (оболочкой своей, земным одеянием, земным покровом – назовите это, как вам угодно), от которой не в состоянии освободиться, испытает всю болезненность этого разложения (муки Ада!!!) и престанет существовать. Это и называется Вечным Проклятием, ибо втянутый таким образом в распад прекращает быть личностью и будет вычеркнут из Книги Жизни – самое страшное, что может постичь человека».[1]

В комментарии к высказыванию Всевышнего «Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их великодушно» [2]она пишет: «Не уверовав, он останется прикованным к вещественности, будет ввергнут в распад вместе с нею и будет навечно стерт с Лица Жизни». [3]В этом же комментарии она называет Судный день «Часом распада».

В комментарии к высказыванию Всевышнего «Тщетны их деяния, и они оказались в убытке» [4]она пишет: «Значительное количество аятов Корана заканчивается «хасирин» – те, кто понес урон», и речь, несомненно, идет о духовном ущербе, который наносится душе. Это – первый аят, где имеется явное подтверждение моего толкования, ибо предыдущая строка говорит о материальных потерях».[5]

Порохова не скрывала, что она предложила читателям, свой собственный комментарий. Из него можно сделать вывод о том, что неверующие после смерти перестают существовать и терпят духовный убыток. Однако подобные воззрения противоречат убеждениям приверженцев Сунны и единой мусульманской общины.

Ибн Абу аль–Изз сказал: «Во многих коранических аятах  разъясняется, что души возвращаются в будущую жизни после смерти, а тела – после наступления Дня великого воскресения. Некоторые отрицают День великого воскресения и отрицают воскрешение тел. Некоторые из них даже говорят: «Мухаммад говорил об этом образно!» Это – сущая ложь. О наступлении великого воскресения знали все пророки: Адама, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и все остальные пророки». [6]

Всевышний сказал: « И приводит он Нам притчи, забыв о том, как был сотворен сам, и говорит: «Кто же оживит истлевшие кости?» Скажи: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, ибо Он знает о всяком творении».[7]Всевышний также сказал: «Воистину, Мы поджарим на огне тех, которые не уверовали в Наши знамения. И когда их кожа превратится в пепел, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили мучения».[8]

 Эти и другие коранические аяты свидетельствуют о том, что под муками ада не подразумевается разложение, что тела после смерти будут воскрешены и что наказание в будущей жизни не будет только духовным. И хотя между приверженцами Сунны и единой мусульманской общины существуют разногласия относительно вечности преисподней,[9]это не дает основания переводчикам смыслов Корана утверждать о том, что неверующие понесут только духовный урон и перестанут существовать. Воистину, их ожидает мучительное наказание, от которого их предостерег всевышний Аллах. Именно этим, а не небытием и разложением всевышний Аллах устрашил своих рабов в священном Коране.

Ошибки в описании рая

Порохова в переводе 133-го аята суры «Аль – Имран» пишет: «Спешите обрести прощение и Сад, обширный, как земля и небо». Османов в переводе этого же аята пишет: «Стремитесь же обрести прошение Господа вашего и рай, про

стирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных». [10]

Из перевода Пороховой следует, что размеры рая равны размерам небес и земли, что полностью противоречит очевидному смыслу откровения и достоверным хадисам Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний поведал о том, что ширина рая равна небесам и земле. Что после этого можно подумать о его длине?

Передают , что Ибн Масуд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю последнего из обитателей преисподней, которому удастся выйти оттуда и войти в рай. Этот человек ползком выйдет из ада, и тогда великий и могучий Аллах скажет ему: «Ступай и войди в рай!» Он подойдет к раю, и ему покажется, что он уже заполнен. Тогда он вернется и скажет: «Господи! Рай уже заполнен». Великий и могучий Аллах скажет ему: Ступай и войди в рай!» Он снова подойдет к раю, и ему снова покажется, что он заполнен». Он снова вернется и скажет: «Господи! Рай уже заполнен». Великий и могучий Аллах снова скажет: «Ступай и войди в рай! Твои владения будут в десять раз больше земного мира». Он скажет: «Неужели Ты смеешься надо мной? Ведь Ты же – властелин !». Ибн Масуд сказал: «Я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после этих слов засмеялся так, что можно было увидеть его большие коренные зубы». Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Это будет самый бедный из обитателей рая». Этот хадис передали аль – Бухари и Муслим.[11]

Как же после этого можно говорить, что размеры рая равны всего лишь размерам небес и земли?

Ошибки, связанные с верой в телесное удовлетворение в раю

Если внимательно прочесть комментарии Пороховой к ее переводу смыслов Корана, то можно прийти к ошибочному выводу о том, что в раю человек будет получать только духовно удовлетворение. Порохова пытается внушить читателю собственные воззрения о том, что наказание и вознаграждение будущей жизни будут духовными, словно она вообще не признает воскрешение человеческих тел и не обращает внимание на откровения по этому поводу.

 В комментарии к высказыванию Всевышнего «. . .  с которой они пребудут вечно [12]она пишет: « Награда выступает как состояние души, то блаженство, в котором она пребывает в награду за благодеяния».[13]

В комментарии к высказыванию Всевышнего «Именно им уготован известный удел – плоды»[14]она пишет: «Буквально «фрукты», «плоды», но фигурально – внутреннее состояние души».[15]

В комментарии к высказыванию Всевышнего «Вот картина рая, обещанного богобоязненным»[16]она пишет: « Далее следует чисто метафорическая символика, перечисление напитков для  напоения духа, сердца, чувств и уснащения жизни в целом».[17]

Подобные толкования противоречат воззрениям приверженцев Сунны и единой мусульманской общины, которые верят в то, что удовольствие и наказание в будущей жизни будут как для души, так и для тела. Более того, даже блаженство и наказание в могиле будут как для души, так и для тела.

Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: «Блаженство и наказание в могиле касаются только тела, или только души, или тела и души вместе? Приверженцы Сунны и единой мусульманской общины верят в то, что в первую очередь они касаются души, что отражается на теле. В мирской жизни наказание в первую очередь касается тела и отражается на душе. Это неудивительно, потому что в мирской жизни шариатские  решения принимаются на основании внешнего поведения, а в будущей жизни они будут приниматься на основании  намерения в душе. В могиле наказание и блаженство в первую очередь касается души. И хотя тело ощущает это, его ощущения не являются независимыми. В некоторых случаях наказание может касаться тела, и тогда  страдания души носят второстепенный характер, однако это происходит крайне редко. В большинстве случаев наказание в первую очередь касается души и отражается на теле, и удовольствие получает душа, что также отражается на теле».[18]

И если человек получает телесное удовольствие или испытывать телесные страдания даже в могиле, где тела большинства людей распадаются на крошечные частички, что тогда говорить об удовольствии  и наказании, которые ожидают людей в будущей жизни, когда души творений вернутся в свои тела?

Всевышний сказал: « Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с напитком из родников , от которого не болит голова и не теряют рассудок; с плодами, которых они возжелают, и мясом птиц, которое они захотят. (Их будут обласкивать) черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым (в раковине) жемчужинам».[19]

Передают, что Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Обитатели рая будут питаться и пить, но не будут испражняться, сморкаться и мочиться. Остатки пищи будут удаляться из них посредством отрыжки, которая будет подобна испарине и мускуса. Они будут заглатывать слова восхваления и возвеличивания Аллаха, подобно тому , как они заглатывают воздух». Этот хадис передал Муслим.[20]

Эти и другие священные тексты не оставляют сомнений о том, что обитатели рая будут получать не только духовное удовольствие, но и телесное удовлетворение. И остается лишь догадываться, почему Порохова оставляла коранические откровения, свидетельствующие в пользу этого, без комментариев.    

Ошибки в переводе клятв

Порохова переводила клятвы Аллаха выражениям «в знак». Во 2-ом аяте суры «Йа Син» она пишет: «Но нет! В знак отступающих планет, которые  восходят (при закате) и исчезают (при восходе солнца). В знак все темнеющего крова ночи, и в знак зари, что выдыхает свет». В 1–4 аятах суры «аш–Шамс» она пишет: « В знак солнца и сияния его, и в знак луны, что следует за ним, в знак дня, когда он раскрывает свет, в знак ночи той, когда (на солнце) свой покров она накинет».

В толковом словаре С. И. Ожегова  сообщается, что выражения «в знак» означает «обнаруживая, показывая что – нибудь, в доказательство чего – нибудь». Однако авторитетные мусульманские богословы считали, что в перечисленных выше аятах Аллах именно клялся своими творениями.

Клятва творениями является проявлением малого многобожия и может достичь степени великого многобожия, если приносящий такую клятву возвеличивает творение так, как следует возвеличивать одного Аллаха. Передают, что Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поклялся не Аллахом, тот приобщил к Аллаху сотоварищей». Этот хадис передали Ахмад, ат – Тирмизи и аль–Хаким. Аль – Албани назвал хадис достоверным.[21]Однако клясться творениями запрещается только другим творениям, и такой запрет не распространяется на Аллаха.

Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: «Что касается высказываний Всевышнего  «Клянусь солнцем и его сиянием» [22]Клянусь этим городом»  [23]  и Клянусь ночью, когда она покрывает»[24]и других похожих откровений, в которых Аллах поклялся творениями, то объяснить это можно двумя способами. Во –первых, эти клятвы относятся к поступкам Аллаха, который не имеет ответственности за свои поступки. Он может клясться любыми творениями. Он призывает к ответу, и никто не может призвать к ответу Его. Он выносит приговор, и никто не может вынести приговор в отношении Его. Во – вторых, клятвы Аллаха этими творениями свидетельствуют о Его величии, а также о совершенстве Его могущества и мудрости. Эти клявы подчеркивают величие и важность творений , которыми поклялся Аллах, и подразумевают хвалу в адрес великого и могучего Аллаха, поскольку эти творения содержат свидетельства Его величия. Что же касается нас, то мы можем клясться только Аллахом или Его качествами, поскольку нам запрещено поступать иначе».[25]


[1]) Порохова «Коран. Перевод смыслов и комментарии» стр. 729-730.комм 995.

[2])Сура «аль-Хиджр», аят 85.

[3])Порохова, «Коран. Перевод смыслов и комментарии» стр.734. комм 995

[4])Сура «аль-Маида», аят 53.

[5])Порохова. «Коран. Перевод смыслов и комментарии» , стр 685 – 686, комм. 323.

[6])Ибн Абу аль – Изз, «Шарх аль–Акида ат–Тахавийа», стр. 404 – 405.

[7])Сура «Йа Син», аяты 78-78.

[8])Сура «ан–Ниса», аят 56.

[9])Ибн Абу аль – Изз, «Шарх аль – Акида ат – Тахавийа», стр. 427-431.

[10]) Правильный перевод гласит: «Стремитесь к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле. Он уготован для богобоязненных».

[11])Ан – Навави, «Рийад ас – Салихин», стр. 555-556.

[12])Сура «аль – Кахф», аят 3..

[13])Порохова, «Коран. Перевод смыслов и комментарии», стр. 743, комм. 1145.

[14])Сура «ас – Сиффат», аяты 41-42.

[15]) Порохова, «Коран. Перевод смыслов и комментарии», стр.792,

комм. 2008.

[16]) Сура «Мухаммад», аят15.

[17]) Порохова, «Коран. Перевод смыслов и комментарии», стр.798,

комм. 2144.

[18]) Ибн Усеймин, «Шарх аль – Акида аль – Васийта», т. 2 стр.120.

[19]) Сура «аль – Вакиа», аяты 17 – 23.

[20]) Ан – Навави, «Рийад ас – Салихин», стр. 554.

[21])Аль – Албани, «Сахих аль – Джами ас – Сагир» (6204)

[22])Сура «аш – Шамс», аят 1.

[23])Сура «аль – Балад», аят 1.

[24])Сура «аль – Лейл», аят 1.

[25]) Ибн Усеймин , стр.391-392.