Ошибочное представление о пророке Мухаммаде да благословит его Аллах и приветствует!

В комментарии к высказыванию Всевышнего «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом солнца, стремясь к Его лику»[1]. Порохова пишет: « Мухаммед прежде всего хотел привлечь на свою сторону мекканскую знать, корейшитов, и был недостаточно внимателен к простому люду, за что получил Господнее порицание»[2].

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, отличался благородным нравом и никогда не отдавал преимущества богатым людям перед бедняками. Высказывания о том, что он недостаточно внимательно относился к простому люду, являются лживым обвинением в адрес Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и ни один мусульманин не имеет права думать о нем подобным образом. Поэтому комментарии Пороховой к обсуждаемому аяту противоречат устоям мусульманской веры, одним из которых является почтительное отношение к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А наряду с этим она противоречат толкованиям авторитетных мусульманских богословов, в которых описана причина , по который был ниспослан этот аят.

Имам Ахмад рассказывал, что Асбат ибн Мухаммад рассказывал, что Ашас ибн Курдус рассказывал от имени Ибн Масуда, что однажды курейшитская знать проходила мимо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда возле него находились Хаббаб, Сухейб, Бильял и Аммар. Они сказали: « О Мухаммад! Неужели ты доволен этими?» И тогда были ниспосланы следующие аяты: « Увещевай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом. Нет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Быть может, они будут богобоязненны! Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом солнца, стремясь к Его лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответ за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников. Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: « Неужели из всех нас Аллах оказал милость только этим?» Разве Аллах не лучше осведомлен о тех, кто благодарен?»[3]Ибн Джарир передал от имени Ашаса, который рассказывал от имени Курдуса, что Ибн Масуд рассказывал, что однажды знатные курейшиты проходили мимо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда возле него находились Сухейб, Билял, Аммар, Хаббаб и другие слабые мусульмане. Они сказали: «О Мухаммад! Неужели ты довольствовал этими представителями твоего народа? Неужели среди всех нас Аллах оказал милость только этим? Неужели мы станем следовать путем этих? Прогони их! Может быть, если ты прогонишь их, мы последуем за тобой». И тогда были ниспосланы следующие аяты: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом солнца, стремясь к Его лику. Ты нисколько не в ответ за них, и они нисколько не в ответ за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников. Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: «Неужели из всех нас Аллах  оказал милость только этим? Разве Аллах не лучше осведомлен о тех, кто благодарен?»[4]Об этом сообщил Ибн Касир.[5]

Из этих хадисов следует, что даже курейшитская знать обращала внимание на то, как много внимание уделял Посланник Аллаха, слабым мусульманам. Они даже предложили ему прогнать слабых мусульман, однако всевышний Аллах предостерег его от подобного поступка. Что же касается комментариев Пороховой, то они являются неправильными и порочными.


[1]) Сура « аль-Анам», аят 52.

[2]) Порохова, «Коран. Перевод смыслов и комментарии», стр. 690, комм 388.

[3]) Сура « аль-Анам», аяты 51-53

[4])Сура « аль-Анам», аяты 52-53.

[5]) Ибн Касир, « Тафсир аль- Куран аль-Азым», т. 2, стр. 184