13 АР-РА'Д "ГРОМ"
Мекеканская. 43 аята
Название свое эта досточтимая сура получила из аята "И гром прославляет Его хвалой". И как этот гром оглушительно гремя и перекатываясь приковывает к себе внимание, так и эта сура притягивает всеобщее внимание к Аллаху, к Корану, и призывает к вере в посланника Его - говорят богословы. Как и другие суры, низведенные в Мекке, эта сура посвящена вопросам идеологии и путям их воплощения. Основная тема суры: Аллах единственно достойный поклонения и служения Бог Всевышний. Развивается вопрос: – только Аллаху в этом мире следует повиноваться и поклоняться во имя грядущей жизни. Также рассматриваются вопросы: божественного откровения, божественного святого писания и вопросы всеобщего воскрешения. Да, эти темы уже рассматривались и в прежних сурах, но в этой суре эти вопросы разбираются в своей особой манере, отличной от других. Если угодно, то эти вопросы рассматриваются с упором на содержащиеся в их изумительных элементах и привлекают тем наше внимание. Сура привлекает сердце человека к отдаленным горизонтам неведомого. Приглашает новыми глазами посмотреть на окружающий мир, на жизнь бушущую вокруг него в виде мира животных и растений, неба и земли, солнца и луны, гор и долин, дня и ночи, засухи и наводнений. На всю необъятную панораму кипучей и деятельной природы, вокруг бьющейся и изливающейся в своем особом Богом установленном ритме.
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
1. Алиф лам мим ра. Это - знамения книги. Ведь то, что ниспослано тебе от твоего Господа, - истина, но большая часть людей не верит.
О значение этих букв уже шла речь в предыдущих сурах, это знамения книги, то есть стихи суры, составленный из вышеупомянутых букв – они знамения книги, Корана. Иначе говоря эти стихи откровения от Аллаха и только. "Ведь, что ниспослано тебе от твоего Господа – истина". Итак, Коран – истина Бога Всевышнего Аллаха! Он – суть, истина без всякой лжи, и в нем нет ничего сомнительного. «Но большая часть людей не верит», эта большая часть людей тем самым отвергает божественность Корана и божественность Его наставлений. Если бы они с вниманием оглядели себя и опомнились, для них было бы лучше.
2. Аллах - тот, кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом утвердился на троне и подчинил солнце и луну: все течет до определенного предела. Он управляет (Своим) делом, устанавливает ясно знамения, - может быть, вы уверитесь во встрече с вашим Господом!
Аллах вещает неверующим, что эта книга ниспослана посланнику (асв) от Всевышнего: "Откройте глаза ваши, тот в которого вы не веруете Он: "Аллах –тот, кто воздвиг небеса без опор", то есть: вы день и ночь зрите небеса, вы видите, что небеса покоятся ни на чем, и неужели вы не понимаете. что на такое способен только и единственно Всемогущий и никто другой.? Для вас это очевидность неоспоримая. На вас низводящий благо и упокоивший небеса без опор – он Аллах! Свершивший непостижимое и невозможное для человека... Неужели Он не может низвести через своего любимого раба книгу истины?! Аллах: Он "Потом утвердился на троне и подчинил солнце и луну". Трон Аллаха – высшее место во вселенной. На нем восседает единственно Он. Владыка высочайшего места, Он ли не может низвести своему рабу - пророку книгу истины?! "Подчинил солнце и луну", увидев солнце ли днем, луну ли ночью человек останавливается и смотрит. Все прекрасно понимают важность и первого и второго для благополучия жизни на земле. И все прекрасно отдают себе отчет в том, что они бессильны сотворить их и тем более подчинить их своей воле. Тот кто сотворил их и установил и подчинил их себе – Аллах Всевышний Творец вселенной! Так неужели это беспримерный Творец не может низвести книгу истины через откровения Своему избранному рабу?! "Все течет до определенного предела", и солнце и луна до определенного срока будут вращаться в своих Богом установленных орбтиах.. Ни отклоняясь ни на йоту от предопределённого свыше Всемогущим. Если бы они отклонились к земле или от земли, то сокрушилась бы жизнь на земле. Преклонимся пред Его неописуемой мудрости, о рабы Всевышнего благодарные! Предписавший свою волю небу и земле и всему, что в них, неужели не может низвести откровение своим рабам через избранного Им посланника?! "Он управляет (Своим) делом". Да Аллах управляет всеми делами во всей безграничной вселенной и нет ничего во мраке вселенной и в пучине огня в ней, чтобы происходило вне воли Величайшего и Всесведущего! И добро и зло и гнев и милость единственно в Его всеобъемлющей и всемогущей деснице! И Он неописуемый и изумительный, неужели Он не может низвести свою победоносную волю в книге истины через своего посланника! Но Он еще кроме того устанавливает ясные знамения для того, чтобы взирая на них, раб изумившись. наконец, может быть, уверился во встречу со своимим Господом! Потому что знамения сведенные Им, тем более указывают на несомненность и необходимость Своего Творца. И когда вы будете собраны к Господу своему в день предвещенный, вы будете спрошены о вашей вере и книге истины.
Далее Аллах дает знамения своей необъятной мощи:
3. Он - тот, кто распростер землю и устроил на ней прочно стоящие (горы) и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом - знамения для людей, которые думают!
Перед нашими глазами необъятность земли распростертой до всех пределов Всемогущим как скатерть. Куда не посмотри, повсюду простирается творение Аллаха – земля, а на ней "устроил на ней прочно стоящий горы и реки". Панорама красот земли – это седые величественные горы и низвергающиеся с них в зеленые долины прохладные реки. Кто не упивался этой изумительной радугой небесного Творца и не восклицал от чистого сердца: "Велик Аллах, кто уподобится Тебе?!"
«Из всяких плодов устроил там пары по две: "Если бы Аллах не устроил все парами состоящими из мужского и женского и по своей воле не соединял бы их, то невозможны были бы плоды, которыми мы наслаждаемся. Это воистину великое знамение воли Всевышнего! Демонстрация Его необъятного ума. "Он закрывает ночью день и день ночью". Будучи парой они обвивают друг друга. Это процесс непрерывно продолжается уже столько времени. Кто предопределил это? Единственно Аллах Всемогущий! Каждый разумный раб Божий в меру данного ему ума должен исследовать это: "Поистине, в этом знамение для людей, которые думают!". Да, последовательное размышление, это по воле Аллаха отличает нас от животных. Подумаем же!
4. На земле есть участки соседние, и сады из лоз, и посевы, и пальмы из одного корня и не из одного корня, которые поят одной водой. И одним из них Мы даем преимущества перед другими для еды. Поистине, в этом - знамения для людей умных!
В этом аяте внимание читателя обращено на всевозможные растения покрывающие землю; повсюду на земле, бок о бок растут всевозможные виды растений. На этих землях сады из лоз, разные сорта винограда и посевы и пальмы привитые и не привитые. Все это орошается одной и той же водой, земля одна, вода одна, питание из почвы одно, но: «и одним из них Мы даем преимущество перед другими для еды». И это безусловно по воле Аллаха, по Его могуществу! Действительно, если призадуматься, сейчас одних сортов винограда несколько сотен, если даже их всех посадить на одну и ту же землю и поливать их из одного и того же источника, все равно мы получим ягоды разных вкусов. Тоже самое финики: одна земля, одна вода, но вкусы плодов так различны! Итак, кто это все делает, по чьей воле это происходит?! По воле Единого и Всемогущего Творца – Аллаха! Этот вывод о растениях абсолютно верен для всех видов растений и деревьев. Это божественное знамение Аллаха о растениях должен продумать каждый человек: "Поистине, в этом знамения для людей умных!" Не пользующиеся данным специально для этого умом человек уподобляется неразумному животному. Аллах говорит посланнику:
5. Если ты и удивляешься, то удивительны слова их: "Неужели, когда мы будем прахом, мы окажемся в новом творении?" Это - те, которые не веровали в своего Господа, у них цепи на шеях: это - обитатели огня, в нем они пребудут вечно.
Живущему среди язычников не использующих дарованный им Аллахом ум для размышления над вышеописанными знамениями Своему посланнику (сав) Аллах говорит: "Если ты и удивляешься", их этому состоянию, то ведь тем более удивительное то что эти неверные говорят: "Неужели, когда мы будем прахом, мы окажемся новым творением?". Да, видя вокруг себя воистину бесчисленные знамения, Его немерянного могущества, неверные все еще задают такой наивный вопрос вопрос, будто бы они ничего и не видели! Неужели Аллах, держащий в своей деснице небо и землю и звезды и солнце, Аллах сотворивший бесчисленные виды тварей и продолжающий это свое изумительное творение ежесекундно прямо перед нашими глазами, Аллах управляющий делом и ничтожного атома и управляющий вращением и жизнью сверхгромадной метагалактики, в которую входят миллиарды и миллиарды не звезд, а галлактик (В 1 –й галлактике 100 млрд. звёзд!) не сможет оживить мертвого человека, в то время когда абсолютная тайна жизни и смерти находится единственно в Его неисследимой воле?! Велик Аллах, Судия Правосудный! Глупость этих людей может вызвать только удивление и сожаление, ибо сама эта
немерянная глупость, она тоже есть удивительное знамение Всевышнего для человека размышляющего и прикидывающего что к чему! Мы можем твердо констатировать - ум у неверных здесь явно ущербен или почти отсутствует, ибо при его присутствии мы бы видели его явную деятельность, но именно деятельности ума мы и не видим. Действительно их речи: «…то удивительны слова их». И эти бессмысленные речи, то знаки несчастных. Это те, которые не уверовали в Господа своего. Если бы они не были неверными, они не говорили подобных глупостей. Ну что ж, у них цепи на шеях, это потому что в этом мире они заковали цепями свой ум, им в грядущем мире цепи наденут уже и на шеи. «Это - обитатели огня.» Да, кто же кроме них может войти в обители огненного ужаса в таком виде, кроме них? «В нем они пребудут вечно», вот от чего более всего холодеет от ужаса сердце и цепенеет ум. И вот не взирая на все это, вместо того, чтобы просить у Великого и Славного спасительное руководство и милость, они:
6. Они торопят тебя с дурным прежде хорошего, но до них уже проходили примерные наказания, и, поистине, Господь твой - обладатель прощения к людям даже при их нечестии! И, поистине, Господь твой силен в наказании!
Они конечно должны были просить себе ускорения милости Аллаха, но они наоборот прямо таки рвутся к погибели, требуя у тебя ускорения погибели, которым ты угрожаешь для них - неверных. Они торопят тебя с дурным, прежде хорошего так как они не видят мощь знамений Аллаха, окружающих их со всех сторон, и так как они и не видят плачевный конец народов, бывших прежде них. «Но до них уже проходили примерные наказания», то есть и до этого упорствующего в неверии народа арабов было уже много народов упорствующих в беззаконии. Они точно как эти выступали против посланников Его и требовали всевозможных знамений. В конечном итоге эти неразумные добились своей погибели. И эти нынешние, если бы они раскаялись, взяв в назидание судьбу прежних и встали на путь прямой, то это было лучше для них. Ибо поистине, Господь твой – обладатель прошения к людям, даже при их нечестии! Это демонстрация божественной мудрости, происходит невзирая на то, что люди демонстративно упорствуют в неверии, вызывающе и нагло требуя себе ускоренной погибели! Аллах относится к ним как к глупым и капризным детям, и терпеливо ждет часа их возможного, внезапного раскаяния. И как только это произойдет, Он по своему милосердию и снисходительности простит их безумие и примет под сень своего спасения. Но если они не раскаются в своих преступлениях против Всевышнего: "И поистине, Господь Твой силен в наказании!"
7. И говорят те, которые не веровали: " Если бы ему ниспослано было знамение от его Господа!" Поистине, ты - только увещатель, и у всякого народа есть водитель!
Невзирая на то, что они со всех сторон фактически окружены вопиющиими знамениями Всемогущего, неверные говорят: "О, если бы ему ниспослано было знамение от Господа!". Это конечно же прямая манифестация безумия. Они требуют от посланника Аллахао(сав) особого великого знамения. Но это не во власти его, но только Аллаха. И сказал Он: "Поистине ты только увещатель". Да, посланник Аллаха (сав) только огласитель Божественной воли, глашатай Его Закона, глашатай пути спасения и пути погибели. Демонстрация чудес не входит в его обязанности. "И у всякого народа есть водитель!".
В последующих стихах внимание переходит на самих людей, на их ощущения, а также на другие божьи твари.
8. Аллах знает, что несет всякая самка; насколько сжимаются и насколько увеличиваются утробы. Ведь всякая вещь у Него по мере.
Аллах величайший Творец живого и мертвого – знает все абсолютно. Он, знающий в лицо каждый атом, знает то, что другим во веки в голову не придет. Основателю и Создателю ли вселенной не знать, что носит Его творение - самка такая-то? О Господи правый! У Тебя полное расписание жизни и смерти каждого атома, так что говорить о самке и ее положениях ее утробы! Все в Твоей воле и Ты делаешь все, что Тебе угодно! Только Ты и знаешь, насколько сжимается и насколько увеличиваются утробы. Творец неба и земли, Ты творишь всякую тварь, на предопределяя ее начало, конец и середину, ибо малекула ДНК (программа расписания всех параметров его носителя) дело рук Твоих, о Мудрый! Не мог Ты по Своему всезнанию сотворить что-то выходящее из пределов Твоего контроля и власти, ибо Ты Владыка! «Ведь всякая вещь у Него в мере». Воистину, у Него всякая вещь и живая и мертвая размерена абсолютно, и в этой мере она появляется, точно по этой мере развивается и точно по этой мере не отклоняясь ни вправо, ни влево - уходит в небытие. Никак не может быть такого, чтобы даже самая ничтожная в мире вещь и даже тень от тени электрона пришла в сей мир и ушла из нее незамеченной! Ибо и электрон и ее тень суть творения Его, часть Его царства!
9. Знающий скрытое и явное, великий, превознесенный!
Аллах, Творец неба и земли, точно и твердо знает и сокрытое и открытое. Как что-то может быть сокрыто от Него, если Он единственный Творец всего сущего и открытого и закрытого? И они существуют только благодаря Ему! Аллах Велик!
Важнейшая особенность Его величия заключается в том, что Он не просто велик, но велик бесконечно. Бесконечно великое отличается от конечно великого тем, что сколько бы не отнимать и прибавлять к бесконечному оно не уменьшится и не увеличится. Математическое понятие бесконечного и есть то, что бесконечное нельзя уже ни увеличить, ни уменьшить, то есть сколько бы много мы не прибавляли к бесконечному оно не увеличится и сколько много мы от него не отнимали оно не уменьшится. Потому что оно бесконечное. Единственное в мире существо, которое по всем своим качествам является бесконечным – это Аллах Бог Всевышний. Перед бесконечным и неограниченным Богом все есть исчезающе малая величина. Даже метагалактика протяженностью в 100 млрд. световых лет! В данном случае цифры вообще бессильны описать бесконечное, ибо цифры всегда описывают конечное. Аллах превознесенный, Аллах есть высочайшее существо, выше Него уже ничего быть не может.
10. Одинаковый среди вас и тот, кто скрывает речь, и тот, кто открывает ее, и тот, кто скрывается ночью и выступает днем.
То есть говорит человек или скрывает свои слова, Аллах знает его сокрытое и открытое лучше чем он сам.
11. У него есть следующие непосредственно и перед ним и позади, которые охраняют его по велению Аллаха. Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это, нет у них помимо Него заступника!
«У него есть следующие непосредственно и перед ним и позади». Здесь речь идет о ангелах со всех сторон окружающих каждого человека. Относительно этих ангелов Имам Бухари передает, изрек посланник Аллаха (сав): "Ангелы, они постоянно находятся при вас сменяясь, днем одни, ночью другие. Встречаются они во время утренней молитвы аср. Когда пред Аллахом предстают ангелы проведшие с вами ночь, Аллах спрашивает их, хотя и сам все знает лучше них: "В каком состоянии вы оставили Моих тварей?» И ангелы отвечают Ему: «когда мы пришли к ним, они стояли на молитве, а когда мы покинули их, они также стояли на молитве".
В другом хадисе говорится: "Есть такие, которые обязательно бывают с вами непрерывно, кроме как времени сношения и времени пребывания в туалете. Так стыдитесь их и уважайте их". Обязанности ангелов описываются далее: "Которые охраняют его по повелению Аллаха". Итак, эти ангелы по повелению Аллаха охраняют человека. Слово "хифз" переводится - охранять и помнить. Приставленные к человеку ангелы исполняют именно эти две обязанности, то есть они охраняют человека от всякого зла и записывают и запоминают все, что делает он.
Опираясь на этот аят, эти хадисы и другие аргументы такого же значения, ученные богословы констатируют: для охранения человека от всевозможных бед и случайностей при нем сменяясь постоянно присутствуют ангелы. А также, чтобы записывать все деяния человека, есть при нем ангелы сменяющие друг друга. Один из них – ангел левого плеча, он записывает все грехи человека. Другой – ангел правого плеча, он записывает все добрые дела его. Еще два ангела постоянно охраняют человека спереди и сзади. Таким образом человек постоянно находится среди четырех ангелов. Ангелы постоянно меняются - дважды в сутки. Таким образом не взирая на то, что Аллах знает все и вся, вплоть до мельчайших подробностей, Он приставил при каждом человеке четырех ангелов. Двое их них постоянно и непрерывно записывают все дела человеческие, ничего не оставляя и не прибавляя. Это накладывает на каждого человека великую ответственность. А то, что Аллах двоих ангелов приставил день и ночь сторожить человека показывает, что Он почтил его. Отсюда: каждый человек должен вести себя достойно и ответственно с полным осознанием своего особого статуса в глазах Его и всячески дерзать удостоится Его благоволения и довольства, ибо "Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними". То есть, если человек хочет добиться чего-то хорошего, то он непременно должен приложить личные усилия, чтобы выработать у себя качества ведущие к хорошему и сделать все необходимое, чтобы непременно достичь его! Только в этом случае Аллах произведет в его делах необходимые перемены к добру. Точно так же с изменением в другую сторону. "А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это, нет у них помимо Него Заступника!". Да, в этом случае уже абсолютно ничто в мире не поможет людям.
В вышеприведенных аятах описывалось безграничное всемогущество Аллаха в знании, в силе, в возможностях через панораму природу.
Ниже пойдут аяты, описывающие соответственно ограниченность человека, его слабость.
12. Он - тот, который показывает вам молнию для страха и надежды. Он выращивает облака тяжелые.
Аллах Всевышний тот, кто молнию для устрашения человека. Когда тяжелые грозовые тучи мрачно нависая опоясывают небеса, и вдруг раздается страшный удар грома казалось бы раскалывающий небеса и все небо и мир озаряет чудовищная молния, человек в полную меру ощущает свое ничтожество перед этими исполинскими силами и страх заполняет его сердце. О как бы чего не случилось – думает он. И вместе с тем с надеждой в это же время ждет чего то лучшего, ибо с ударом молнии и с потрясением грома чаще всего изменяется состояние небесных сил и напряжений и проливается обильный дождь благодатный для посевов и деревьев. Поэтому человек, когда гремит гром, хотя и пугается, но и исполняется надеждой на лучший исход для своих трудов – посевов. И это все творит Единый и Могучий Аллах! Он выращивает тяжелые облака, которые как мы уже знаем, несут в своих недрах благодатную влагу, орошающую иссохшую землю и надежды человеческие. Велик Аллах Милостивый, Грозный!
И гром прославляет Его хвалой, и ангелы - от страха пред Ним. Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе, - ведь Он силен в бое!
Когда сверкнет молния, обязательно грянет гром, это двуединый процесс. Так было угодно сделать Аллаху. Это оглушительный гром описывается в Коране как хвала Всевышнему Аллаху: «И гром прославляет Его хвалой». Несомненно, это происходит по воле Аллаха. Человеку рокот грома слышится устрашающим и подавляющим, раскалывающим его ум и сердце, но на самом деле гром таким образом прославляет своего Творца! Но если прославляет Творца даже гром, то почему же не хочет этого делать слабый человек?!
«И ангелы от страха перед Ним».
Ангелы наиболее близкие к Нему Его творения. Они живут служением Ему. В их природе нет стремления ко греху или восстанию против Своего Творца. И несмотря на свою полную безгрешность, ангелы от страха Божия возносят Ему хвалу! А человек – грешный и непокорный - Аллаха не боится?! Почему же он такой бунтовщик и мятежник ?! Всевышнего надо боятся потому, что Он так повелел. Быть послушным Его воле в высших интересах самого человека, если он тварь разумная, иначе это аукнется ему катастрофой. Аллах Всемогущ, хотя бы потому, что Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе. Да, и молнии - они из воинства Аллаха и Он ими поражает кого пожелает. Тех из неблагодарных, которые неправедно препираются о Аллахе. От Аллаха не убежишь, если Он решил сокрушить бунтовщика, то считай дело кончено! «Ведь Он силен в бое».
14. И к Нему (обращается) зов истины, а те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем, разве что так, как простирающий свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. Ведь молитва неверных - только на ложном пути!
В выше приведенных аятах мы уже привели аргументы, отражающие могущество Аллаха абсолютное во всех отношениях. Теперь обратимся к тому, что взывать с мольбой кому бы то ни было кроме Аллаха – ужасный грех, прямо смыкающийся с многобожием.
"И к Нему обращается зов истины". Это аят прямо возвещает, что всякий призыв и всякая мольба и просьба могут быть обращены только и только к Аллаху! Только Аллах может принять взывание рабов своих и только Он единственно может ответить на них! Только Он может слышать призыв, только Он может внять просьбе и только Он может решить дело взывающего. Никто кроме Него на это не способен.: «А те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем». Большинство понимает под понятием "помимо Него" каких-то мертвых истуканов, к которым взывают заблудшие люди. Но в аяте не в частном, а именно в общем смысле прямо сказано: «те которых они призывают помимо Него», то есть: всякий призывающий к чему бы то ни было кроме Аллаха, он обращается не по адресу и он преступник! Есть люди, взывающие к солнцу, к луне, к звездам, некоторым животным, к людям и даже к мертвым лежащим в могилах. Они у всего этого и у мертвых душ просят помощи и поддержки. И конечно же те не могут ни ответить, ни помочь им. Всякий призывающий не к Аллаху, он "как простирающий руки к воде, чтоб она дошла до его рта, но она не доходит до него". Да и как вода может дойти до его рта, если руки его не достигаются воды?! Как мертвые могут помочь им, если будучи слабыми они сами нуждаются в молитвах живых?! Аллах объясняет, такая молитва: "Ведь молитва неверных только на ложном пути!» Ибо они веруют в различных духов и служат им, чтобы они помогли им, но от них нет ни ответа, ни помощи – это путь бесконечных ошибок и заблуждений, ведущих к верной погибели, ибо:
15. Аллаху поклоняются те, кто на небесах и на земле, вольно и невольно, и тени их утром и по вечерам.
«Те, кто на небесах» – это ангелы или подобные им или какие-то другие твари. Те, кто на земле – это люди и всевозможные джины. Итак, все они вольно или невольно поклоняются Аллаху и приветствуют Его и живут по Его Закону. И не то, что они только сами, но сами их тени поклоняются Ему по утрам и вечерам! Ни одна тень не падает, как угодно хозяину или согласно его решению. Каждый должен поразмыслить над этим всем и исправиться, если же нет, то они просто бепечные ленивцы и к ним надо обратить следующий аят:
16. Скажи : " Кто Господь небес и земли?" Скажи: "Аллах". Скажи: "Тогда неужели вы взяли себе помимо Него заступников, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом?" Скажи: "Разве сравнится слепой и зрячий, или сравнятся разве мрак и свет?" Или пристроили они Аллаху сотоварищей, которые творили, как Он творит, и сходным показалось пред ними творение? Скажи: "Аллах - творец всякой вещи, Он - единый, мощный!"
О возлюбленный раб Мой Мухаммад, спроси неверных: "Кто Господь небес и земли?» Кто Он, тот который пестует всех кто есть на небесах и на земле, питает их и надзирает над ними и поддерживает их в этом мире? Спроси их, но не дожидайся ответа, ибо ответ их ясен наперед, а ответь сам – Аллах! И задай им еще один вопрос: – «Тогда неужели вы взяли себе помимо Него себе заступников, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом?". Итак, которых они взяли себе в покровители помимо Аллаха они не то, чтобы другим, но даже и самим себе бессильны содеять добро и зло! Это потому, что и добро и зло на земле доставляет всем тварям единственно Аллах Господь миров! Исходя из этого все люди должны держать себе покровителем только и только Его, ибо все другие покровители бессильны и немощны на этом пути. Знак истинны правоверных мусульман – их покровитель Аллах Господь миров! Здесь истина между правдой и ложью более чем очевидна и вопиюща! Истина есть – свет; ложь - есть тьма! Истина – суть вера чистая, ложь – суть неверие заблудшее, верующий истинно – он зрячий, неверующий –слепец ничего не видящий. О Мухаммад (сав) скажи: "Разве сравнится слепой и зрячий, или сравняться разве мрак и свет?". Воистину - не сравняться! Слепец ничего невидящий, как он может найти дорогу, если он там преткнется, а здесь перевернется, пытаясь что-либо сделать? Безусловно, он вернее всего так и погибнет плутая между трех сосен, но зрячий он и есть зрячий, он все видит, различает мрак и свет, черное и белое. Он найдет дорогу и пойдет по прямому пути! Воистину слепой и зрячий не сравняться никогда, точно также не сравнятся верующий и неверующий. Верующий ведомый Аллахом, он видит все, в нем есть свет веры, такой не заплутает, такой не погибнет. Неверующий же - он слепой, он опутан мраком неверия, в нем нет света веры руководящего. Нет, они не сравняются! Точно также свет и мрак. Неверие. многобожие и вера, единобожие – они неравны. Они как земля и небо далеки друг от друга. Что же является причиной «подвигов неверных?» Почему они не покоряются Единому Аллаху и исповедуют соучастников Ему? «Или пристроили они Аллаху сотоварищей, которые творили, как Он творит и сходным показалось пред ними творение?» Неужели они затрудняются различить, что творит Аллах, а что те которых они признают соучастниками Ему? Может быть поэтому они исповедуют их соучастниками Единому? Скажите только "Аллах – Творец всякой вещи", лишь Он истинно творит и из ничего, и из того из чего пожелает, а все остальные прочие, они не могут творить и даже более того, все те которых они исповедуют соучастниками Ему, они все сотворены Им. Скажите же: "Аллах, Он Единый и Мощный!» Он единственный Творец всего сущего и нет у Него соучастников в творении никого. Он Господь – Единственный Управитель и Кормилец и Пастырь всего сущего и кроме Него Господа Единого нет других Господ во вселенной.
Итак, в полном признании трех господств Аллаха:
1) Единственности Аллаха в обладании «Асмауль Хусна» прекрасными именами и качествами.
2) Единственности Аллаха в господстве над всем сущим (Тавхид арРубубия).
3) Единственность Аллаха в Его божественности или в достойности поклонения (Тавхид аль улухийя) состоит истинное единобожие Ислама.
"Аллах мощный" И небо и земля и все, что на них и между ними, все они склоняются перед грозной мощью Аллаха и более ни перед чем!
17. Он низвел с неба воду - и потекли русла по их количеству, и унес поток пену вздымавшуюся. И из того, что они разжигают в огне, желая украшений и прикрас, - пена вроде этого. Так приводит Аллах истину и ложь. И что касается пены, то она уходит прахом, а то, что полезно людям, остается на земле. Так Аллах приводит притчи:
В этом аяте Аллах приводит два весомых примера крепости и прочности истины и хрупкости и тленности лжи.
Пример первый: «Он низвел с неба воду и потекли русла по их количеству, и унес поток пену вздымавшуюся».
Когда Аллах низводит с неба ливневый дождь во всех долинах и низинах, по их мере текут селевые бурные потоки, неся на себе пену. Аллаху уподобляет в аяте воду истине, а пену – лжи.
Пример второй: «И из того, что они разжигают в огонь, желая украшений и прикрас, – пена вроде этого».
Когда плавится железо, медь, золото и серебро, из которых выделываются украшения, обычно на поверхности расплавленного металла выступает пена из чужеродных примесей, которая удаляется как ненужная. В данном аяте Аллах уподобляет чистый расплавленный металл – истине, а пену на нем – лжи. Так приводит Аллах истину и ложь, то есть когда истина и лож оказываются смешанными, то через действия некоторое время спустя они разделяются. И что касается пены, то она уходит прахом. Пена она хоть и выходит на поверхность воды, она пена и есть. В одно мгновение она так или иначе исчезает. Тоже самое с металлами. Едва расплавится металл, как ржавчина покрывавшая его превращается в выгорающую пену и исчезает. Такова и ложь. Едва начинает плавится металл истины, как вся ложь сразу отделяется от нее и исчезает. А то, что полезно людям – остается на земле. Итак, нужное укрепляется, а ненужное удаляется! Так Аллах приводит притчи; и таковы по Нему подобия примеров: лжи и истины, веры и неверия. Послушные воле Аллаха, избравшие путь веры – они укрепляются и очищаются на путях веры, восставшие против воли Его – они грязная пена, которая рано или поздно исчезнет окончательно. Об этом говорит следующий аят:
18. те, которые ответили своему Господу, - благое, а тем, которые не ответили Ему, если бы у них было все то, что на земле, и еще столько, они бы выкупили этим, им - злой расчет, и убежище их - геенна, и скверно это ложе!
В этом аяте сообщается о конечном пункте назначения счастливцев и несчастных.
«Тем, которые ответили своему Господу, - благое». То бишь те, который покорились на призыв Аллаха и стали мусульманами и таковыми покинули этот мир, тем усладой райские сады и жизнь вечная! «А тем, которые не ответили Ему», то есть тем, которые не покорились воле Всевышнего и стали неверными и таковыми покинули мир сей, тем уже ничего не поможет, и даже, «если бы у них было все то, что на земле и еще столько», чтобы откупились этим, то и это нисколько не помогло бы: им избавится от геенны огненной. «Им злой расчет и убежище их – геенна, и скверно это ложе», и в этом убежище и на этом ложе неверные целую вечность безконца будут получать свои заслуженные награды.
Далее в аятах речь заходит о природе веры и неверия. Показываются какие именно качества разделяют верующих и неверующих людей и чем это все кончится:
19. Разве же тот, кто знает, что то, что ниспослано тебе от твоего Господа, - истина, подобен тому, кто слеп? Ведь вспоминают только обладающие разумом,
О посланник (сав) – говорит Господь – «Разве тот, кто уверовал в то, что ниспосланно тебе от твоего Господа, -истина» он похож на слепого?!
В этом аяте сопоставляются знания и незнание как слепота и неслепота. Знающий – он зрячий, незнающий – слепой. В это смыле слепота - убийственное невежество. Чтобы отрицать истину низведенную Аллахом Мухаммаду (сав) надо быть слепцом и только. Зрячий, он обязательно узрит истину. По слепотой здесь имеется ввиду слепота сердца. Таким образом в этом кораническом примере люди разделяются на знающих и слепых. И они никак не равны друг другу. Ведь вспоминают только обладающие разумом. Если нет разума и воли – то понять все вышеописанное невозможно.
Далее речь идет о качествах обладателей разума:
20. которые верно выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания;
Выполняемый в этом аяте мусульманами завет содержит в себе все заветы Ислама. И первый завет это – безусловно, завет веры. Этот общий завет и это общее обещание, они первоначальные, основополагающие. Как мы уже знаем из суры "Преграды", Аллах вопросил у сынов Адама: "Ни я ли ваш Господь?". Они отвечали: "О да, и этому мы свидетели!". И Аллах принял их слова во свидетельство завета. Этот завет постоянно подтверждался с явлением каждого посланника. Его. Вместе с этим эти вышеупомянутые завет и обещания, они не были какими-то узким и частным договором между Всевышним и человеком, но были именно всеохватывающим заветом, включающим в себя полно все заветы и всеохватывающим все обещания между Всевышним и всеми сынами Адама. Таким образом первая обязанность разумных людей быть верным завету и не нарушать обещание. Другие качества разумных:
21. и те, которые соединяют то, что приказал Аллах соединять, и боятся своего Господа, и опасаются злого расчета;
Итак, второе достоинство разумных: "и те, которые соединяют то, что приказал Аллах соединять". Во главе этого качества, стоит соединение кровных уз и поддержание родственных связей и в смысле оказывания им добра. Точно так же всемерно обязанность каждого мусульманина – протянуть руку помощи бедным, вдовам, сиротам, всем нуждающимся и вообще всему живому. Третье качество : «Боятся своего Господа», то есть они ясно осознают величие мощи Господа миров и постоянно прибывают в страхе Божием. Также осознают свое полное ничтожество перед неописуемым грандиозным величием Аллаха и устрашаются и не смеют грешить перед Его всевидящим оком. Четвертое качество:
"и опасаются злого расчета", то есть твердо зная и помня неизбежность окончательного расчета перед престолом Судии Правосудного, они страшатся этого расчета. Постоянно помня о нем они бегут прочь от зла и спешат делать добро.
В следующем аяте продолжается перечисление качеств разумных:
22. и те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа, и простаивали молитву, и давали из того, чем Мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих - воздаяние жилища -
Итак, пятое достоинство разумных: "Те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа". Надеясь угодить Господу они терпят во всех трудах своих на путях божиих, это их терпение только плод их неимоверного стремления к лику Господа и Его довольства! Ни в коем случае оно не лицемерие и не показуха, и не самолюбование. Терпение есть всякое. Высшее терпение оно то, которое направлено на преодоление трудностей во имя исполнения требований Ислама и веры. Терпение при неуместных действиях людей. Терпение при бедности и богатстве, при добре и зле, и т.д. и так и прочее.
Шестое достоинство: "простаивали молитву". Молитва - прямая связь между Всевышним и Его рабом, без молитвы эта связь обрывается. В результате окажутся невыполненным завет и обещания. По этой причине молитва является основополагающим столпом религии. Поэтому было признано – молитва есть точка разделения между верующими и неверующими людьми.
Седьмое достоинство: "И давали из того, чем Мы их наделили, и тайно и явно". Это одно из лучших деяний мусульман, которое сплачивает и развивает все связи между ними, поднимая их на новую при том практически осязаемую высоту. Это достоинство очищает сердца богатых от развития в них скупости и жадности, а сердца бедных от зависти и ненависти. Это расходование по обстоятельствам совершается тайно или открыто. Лучше тайно, но когда есть необходимость подать благой пример для некоторых или подать пример исполнения норм и требований шариата, это делается открыто.
Восьмое достоинство разумных: "И отгоняют добром зло". Это не всеобщее обязательное правило, но дело необходимости по сложившейся известной сетуации. Так например, в суре "Совет" сказано: "И воздаянием зла – зло подобное". И в суре "Корова": "Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступил против вас" (2; 90). Богословы пишут, что это слово Аллаха: "И отгоняют добром зло" применимо в ежедневных бытовых личных сетуациях, когда необходимо добрым воспитанием остановить зло. Однако, в делах касающихся религии оно неприменимо. Некоторые богословы пишут, что указанные в изучаемом нами аяте восемь достоинств разумных – есть указания на восемь дверей рая. Заканчивается изучаемый аят упоминанием о рае: "Для этих воздаяние жилища". Этот стих по смыслу завершается в следующем уже описывающим эти райские жилища.
23, 24. сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомство. И ангелы входят к ним через все двери: "Мир вам за то, что вы терпели!" И прекрасно воздаяние жилища!
Итак, обладатели восьми перечисленных достоинств разумные удостоятся садов вечности рая "Аден!" "Аден" являясь названием одного из раев имеет значение
Местопребывания. (Библейское - "Эдем"). Таким образом, разумные мусульмане, которые исполнили эти указанные восемь достоинств, прибывая во всех положениях сей жизни, они войдут по обетованию Аллаха в райские сады Адена. "Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства". Итак, чтобы пребывание в раю этих разумных было наполнено счастьем полновесного бытия, с ними войдут в этот рай и их родители, супруги и дети, при одном условии, они должны быть истинно верующими и исполнявшими заветы Ислама. Если это не так, то они не смогут войти туда. Райские сады Адена – это высокое по достоинствам место и его могут удостоится только лучшие из лучших. Они будут там удостоены благ и наград, которых не видел глаз и не слышало ухо. Но сверх того: "И ангелы входят к ним через все двери и приветствуют их: – «мир вам за то, что вы терпели! – И прекрасно воздаяние жилища!»
Все это прибавит радость к радости и наслаждение к наслаждению. Человек и этом мире получая благо радуется. И тем более если кто-то из близких поздравляет его с радостью - его радость поднимается на новую высоту! И вот в то время, когда разумные верующие будут ликовать и праздновать в столь неописуемых вечных райских садах, сопровождаемые приветствиями ангелов, слепые и несчастные, поступавшие не по уму будут пребывать диаметрально противоположном положении.
25. А те, которые нарушают завет с Аллахом после обещания верности и разрезают то, чему повелел Аллах быть соединенным, и распространяют нечестие на земле, для тех - проклятие и для них - злое жилище!
Упоминаемые в этом аяте несчастные, они те, которые нарушили великий завет и обещания, данные Аллаху Господу миров – они отступники. Ибо, если был нарушен и не исполнен основополагающий великий завет, то разумеется были не исполнены и остальные. Да и как могут быть исполнены остальные заветы, если не будет исполнен завет веры?! Но если это так, то они разумеется становятся "теми", которые нарушают завет с Аллахом, после обещания верности и разделяют то, чему повелел Аллах быть соединенным. Если человек не имеет веру в Аллаха, естественно он нарушает все Его повеления и в том числе и Его повеления соеденять узы крови и узы общечеловеческие. В результате они распространяют по земле нечестие запрещенное Всевышним и на них «проклятие и для них злое жилище!» Причиной их этого ужасного конечного положения будет то, что они не понимали, что положение и пропитание в обеих мирах предопределяется исключительно Аллахом!
26. Аллах делает широким удел тому, кому пожелает, и соразмеряет, а они радуются ближней жизни, но жизнь ближайшая в отношении к будущей - только временное пользование!
Если бы они осознали , что радости этого мира по сравнению с наслаждениями мира грядущего – суть ничто и вели себя соответственно, то они были бы обладателями наслаждений в двух мирах. Велик Аллах Судия Правосудный! Он подает из своей десницы кому пожелает с избытком, кому пожелает с недостатком!
От Имама Муслима передается, изрек посланник Аллаха (сав): "Этот мир перед грядущим - ничто!
Если кто-то из вас опустит палец в море, и вынет его, что будет на его пальце (из богатств моря!)? и посланник Аллаха (сав) показал сподвижникам поднятый указательный палец".
В следующем аяте приводится стандартный довод этих слепых безумцев:
27. И говорят те, которые не верят: " Если бы ему было ниспослано знамение от его Господа!" Скажи: "Поистине, Аллах сбивает с пути, кого желает, и ведет к нему того, кто обратился!"
То, что неверные находясь среди стольких знамений Аллаха требовали и от посланника Его (сав) особого знамения указывает насколько были закрыты и слепы их глаза и сердце и разум. И ведь они видели все эти знамения Всевышнего! Но в поразительной слепоте их молчали и умы и молчали сердца их. И они требовали особого знамения - загоняющего в веру. На самом деле человека приводит к истинной вере не какое-то особое чудо, а прозрение сердца озаренное работой ума. Если прозрения сердца нет - никакие знамения не помогут. Поэтому сказано: "Скажи: Поистине Аллах сбивает с пути кого пожелает, и ведет к нему того, кто обратился". В этом предложении слова "кто обратился" представлены в арабском тексте словом "анаба". Подлинное значение этого слова: "Войти под сень добра", поэтому истинно обращенный он - покорившийся Аллаху и вошедший под сень Его доброго спасающего закона. Таким образом, чтобы человек стал верующим он должен сам этого искать и добиваться, лишь тогда Аллах дает ему спасительное руководство. Если же нет, то он подобно тем, которые говорят – «Если бы Ему было ниспослано знамение от его Господа!» – вечно останется в числе ожидающих особого угодного знамения. Не таковы то, которые уверовали:
28. Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца,
Воистину сердца верующих при поминании Аллаха обретают спокойствие и отдохновение, ибо осознают свою непрерывную связь с Аллахом и знают, что все в этом мире принадлежит Ему и никто не властен над чем-нибудь в это мире, кроме Него. И счастье человеческое в двух мирах в Его распоряжении. А если это воистину так, то почему же их сердца не должны успокаиваться при поминании своего Бога, Царя и Владыки? !»Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца». Что это такое ? Успокоение сердец знают только вкусившие от этого успокоения! Неверные бесконечно далеки от него. Они самые несчастные в мире люди. Самые счастливые те, которые шествуют под руководством своего Владыки, которые не сомневаются в обещаниях Его и сердца которых находят отдохновение при поминании своего Бога.
29. - те, которые уверовали и делали благое, - им благо и хорошее пристанище.
"И приготовлены неописуемые радость и наслаждение! А те, которые требуют особых знамений, да, знают они:
30. Так послали Мы тебя к народу, до которого миновали уже народы, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе в то время, как они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он - Господь мой! Нет божества, кроме Него. На Него я полагался, и к Нему мое обращение!"
О Мухаммад! (сав) Ты не первый человек посланник и если они удивляются твоему посланничеству и считают странным твое дело, то ведь и до них были народы, к которым Мы посылали посланников. И вот теперь ты один из них! На тебе только донести до них Наши знамения. Удивительно здесь то, что они: «не веруют в Милосердного», но ты не удивляйся этому и много не горюй, но скажи им: «Он – Господь мой! Нет божества кроме Него! На Него я полагался и к Нему моё обращение!". То есть скажи: "Милосердный, в которого не вы веруете – Он мой Господь, Пастырь, Питатель и Защитник. Он единственный достойный поклонения и я только Ему поклоняюсь. Он единственный достойный упования и я полагаюсь и опираюсь только на Него! Он единственный достойный обращения с раскаянием и я только к Нему обращаюсь с раскаянием» Выше в аяте уже говорилось, что Коран этот ниспослан для чтения и вразумления.
31. И если бы Кораном двигались горы, или рассекалась земля, или говорили бы мертвые... Да, Аллаху принадлежит вся власть! Разве не отчаиваются те, которые уверовали, что если бы Аллах пожелал, то повел бы прямым путем всех людей. И не перестает поражать удар тех, которые не веровали, за то, что они совершали, или остановится он близко от их жилищ, пока не придет обещание Аллаха; поистине, Аллах не меняет времени обещания!
Последняя небесная книга Всевышнего, досточтимый благородный Коран, преисполненный знамений и чудес, обладает великими достоинствами. Его мощь и сила изумительны! Если бы была изъявлена воля, то Кораном двигались бы горы и рассекалась земля и говорили бы мертвые, но все это в распоряжении Всевышнего. "Да Аллаху принадлежит вся власть!". Из этого выражения следует: дело Корана в деснице у Аллаха. Он низвел его, чтобы люди читая, назидались им. Этим свершится большее дело, нежели Кораном бы двигались горы, рассекалась земля и говорили бы мертвые! История всех народов с явлением Корана сдвинулась со своего основания и рассеклись окаменевшие и оледеневшие их сердца и мысли и дух жизни вошл в плоть этих народов. И пусть изумляются мусульмане, что читая и слушая исполненный таких достоинств досточтимый Коран, не могут прийти к вере эти люди. Ну что же, да вверят они это дело Аллаху! «Разве не отчаиваются те, которые уверовали, что если бы Аллах пожелал, то повел бы прямым путем всех людей!» Они должны знать эту истину: если бы Аллаху было угодно, то Он всех людей как ангелов сделал бы безгрешными, идущими путем истины. Или Он мог бы принудить всех людей поголовно принять свое спасительное руководство, но Ему
не было это угодно. Приняв во внимание необходимость исполнения известной обязанности, Аллах сотворил человека воспринимающим это. По этой причине, когда они не уверовали, Он не стал уничтожать их всех поголовно, но дал им одно общее великое знамение, которое могло их обратить на путь истины, ибо: «и не перестает поражать удар тех, которые не веровали за то, что они совершали», то есть обещания Аллаха до последнего дня будут обрушивать на неверных беды и удары судьбы, заставляющие их опомниться. Эти удары и беды будут сооразмерны их свершаемым делам. "Или остановится он (удар) близко от жилищ" и они видя это раскаются в своих грехах и вернутся к Аллаху. Поистине Аллах не меняет сроков Своего обещания! И день всеобщего восстания мертвых и день ввергающий в потрясения бед, обязательно будет. У имама Бухари есть предание от посланника Аллаха (сав) подтверждающее первую часть, изучаемого аята. Изрек посланник (сав): "Каждому посланнику для приведения людей к вере давалось знамение. Мне данное Аллахом знамение – ниспосылаемые откровения. Я надеюсь, что в день воскресения среди всех посланников, я буду посланником, пришедшим с наибольшим количеством народа", то есть каждому посланнику соответственно сетуации и времени давалось чудное знамение, против которого, призываемые были бессильны возразить. Таким чудом знамением для Мухаммада (сав) было, низведение ему откровения Корана от Аллаха. Время или срок действия знамения каждого посланника завершался с его кончиной. Однако, знамение посланника Мухаммада (сав) Коран – он на все времена! Поэтому посланник Аллаха (сав) выразил надежду, что у него будет наибольшее количество последователей ко дню всеобщего сбора. Из наследия прежних веков достоинства Корана описаны в следующих выражениях. Чудеса и достоинства Корана не померкнут. От многих чтений он не устареет. Ученные от него не пресытятся. Они ни есть шутка, но ясное разделение. Кто страшась деспота оставит его, Аллах сломает его. Кто будет искать руководства помимо Него, Аллах ввергнет его в заблуждения. И невзирая на все это, есть которые не веруют и насмехаются над посланником Аллаха, но ты, о посланник не горюй:
32. Издевались над посланниками и до тебя, и Я дал отсрочку тем, которые не веровали. Потом Я их схватил, и каково было Мое наказание?
Насмешки и издевательства неверных над божьими посланниками не новость, но скорей всего установленный порядок. Поэтому если они издеваясь говорят тебе: "Низведи это, низведи то; сотвори чудо» – не печалься. Пусть они немного потрудятся, таков обычай, ибо и прежде тебя: «Я дал отсрочку тем, которые не веровали". Они не использовали данную отсрочку для исправления, но продолжили свое шествие к погибели: «Потом Я их схватил и каково было мое наказание?!» И этих неверных Мне уничтожить легко. На этом месте тема от вопроса откровения переходит к вопросу многобожия.
33. Разве тот, кто знает за каждой душой то, что она приобрела? ... И устроили они Аллаху сотоварищей. Скажи: "Назовите их! Или вы сообщите Ему то, чего Он не знает на земле, или каким-нибудь явным по выражению?" Да, разукрашена тем, которые не веруют, их хитрость, и отклонены они от пути! А кого сбивает Аллах, тому нет водителя!
Относительно первого выражения этого аята, богословы высказали различные мнения. Вернее сказать эти мнения были выражены относительно той части выражения, которая намек. Мы взяли одно из них: "Разве тот, кто знает за каждой душой то, что она приобрела?". То есть - кто тот, что следит за всем тем, что делает каждая душа, что она приобретает, кто все это записывает особым счетом? Конечно Аллах! Осмысливший эту истину каждый человек должен исправить себя. Однако некоторые люди: «…и устроили они Аллаху сотоварищей". Всемогущему Богу ни чем не ограниченному, они ничтожных тварей придали в сотоварищи! Кто они эти твари? О Мухаммад (сав) скажи: "Назовите их!» Если у них есть имена и: «…вы сообщите Ему то, чего Он не знает на земле?» То есть: "О неверные, можете ли вы сообщить Аллаху то, чего Он не знает?! Неужели где-то на земле есть другие боги, его напарники, но Всезнающий Аллах не знает этого?! «Или каким-нибудь явным (словом) по выражению?» То есть ваши слова сотоварищах они без оснований. Они легкомыслие!
"Да, разукрашена тем, которые не веруют, их хитрость и отклонены они от пути!". Итак, дело еще в том, что вся деятельность неверных против Аллаха и посланника Его кажется им красочным, великолепным! Они уверены, что все их дела верны и даже прекрасны. И они конечно, будут продолжать свою красочную деятельность и в конечном итоге будут заграждены от пути Аллаха и ввергнуты в самую тьму заблуждений. «А кого сбивает Аллах, тому нет водителя!» Ибо они по делам своим сопротивления Всевышнему и Его посланнику уже удостоились быть наказанными. Аллах представил им их дела великолепными и прекрасными и вот они в упоительном заблуждении из которого уже нет выхода. Ибо сбитый с пути Аллахом уже не спасется во век. И он и есть живое воплощение несчастий двух миров:
34. Для них - наказание в ближайшем мире, и, конечно, наказание последнего более жестоко. Нет для них от Аллаха защитника!
Их жизнь в этом мире уже казнь Правосудного, ибо кровь неверия – наказание! Жизнь неверных, она вся проходит под знаком телесных и духовных терзаний. «И конечно, наказание последнего более жестоко». Пусть они знают, каково будет наказание предстоящее и пусть помнят, там: "Нет для них от Аллаха защитника!"
Далее идут аяты, описывающие райские картины:
35. Притча о рае, который обещан богобоязненным, где внизу текут реки: пища в нем постоянна и тень. Это - награда тем, которые богобоязненны, а наказание неверных - огонь.
Описаниями рая исполнены и другие аяты, на местах мы уже ознакомились с ними и будем знакомится и далее. И этот аят кратко представляет нам райскую зарисовку. В частности в таком моменте, что плоды райские и тени их пребудут вечно. Чтобы читатель имел более полное представление о сути предмета представим два изречения посланника Аллаха (сав). Имам Бухари и имам Муслим передают от Абдуллох ибн Аббаса (ра) в хадисе о молитве при солнечном затмении, в частности передают еще вот что, люди: "О посланник Аллаха, (сав) мы видели, что вы на этом месте что-то взяли, а затем (попятились) сдвинулись назад?!". Посланник Аллаха (сав): "Мне был показан рай, я от плодов его вкусил гроздь, если бы я взял ее в сей мир, то пока бы стоял мир вы бы ели ее...". От имама Бухари и имама Муслима в другом изречении говорится – изрек посланник Аллаха (сав): "В райском саду есть такое дерево, что если бы на быстроногом скакуне всадник скакал сто лет в одну сторону, он бы не выскакал из тени этого дерева ".
36. А те, кому Мы даровали книгу, радуются тому, что ниспослано тебе; а среди партий есть такие, что отрицают часть этого. Скажи: "Мне повелено поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей; к Нему я призываю и к Нему мое возвращение!"
Вместе с тем, среди людей были такие, которые отвергали некоторые места Св.Корана, неугодные каким-то их интересам. Такое двойственное отношение к истине Всевышнего обнажает неосновательность их подхода к наиважнейшему вопросу всей человеческой жизни. Аллах как бы говорит своему посланнику (сав): "Если люди писания довольны Кораном – это хорошо. Если какие-то люди отвергают часть Корана – это ляжет на них самих. От них ничего не зависит, ты делай свое дело, проповедуй Коран и милость Всевышнего. Скажи: «Мне повелено поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей. К Нему я призываю и к Нему мое возвращение". Да знают отвергающие Св.Коран целиком или часть его! Ни о каком примирении с ними не может быть и речи. Служение и поклонение целиком и полностью - все Аллаху! Никто не может быть соучастником Ему ни в чем. Призыв только к Аллаху и только к Нему единственному наше конечное возвращение.
37. И так Мы ниспослали его, как арабский судебник. Если же ты последуешь за их страстями, после того как пришло к тебе знание, - нет тебе от Аллаха ни помощника, ни защитника!
Коран – суть, судебник на арабском языке, то есть книга закона. Ты посланник (сав), араб - поэтому Коран дан на арабском языке. Он слово неизменное, истинное, люди же выражают лишь свое мнение, которое переменчиво. Если ты последуешь за мнением людей и оставишь истину Аллаха, то "нет тебе от Аллаха ни помощника, ни защитника". Если же они будут говорить тебе, что ты всего лишь простой семьянин, что ты не можешь представить чудное знамение, то:
38. Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство. Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха. Для всякого предела - свое писание.
О посланник (САВ), нет ничего странного в том, что ты имеешь семью и до тебя были семейные посланники, а у посланников - дети. Если кто-то говорит, ты такой же человек как и он, и что вот если бы ты был ангел, то он бы уверовал, он говорит не основательное. Из века в век Мы простых людей, а не ангелов посылали посланниками к людям. Кроме того условие неверных: - пока пророк не представит знамение мы не уверуем - безосновательно. Дать знамение не в воле посланника Мухаммада (сав) и не в его власти, в таком положении были все посланники. «Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха". Итак, знамения во власти Аллаха, и когда Он сочтет нужным, Он в нужное время нужному посланнику даст необходимое знамение. "Для всякого предела – свое писание". У каждого дела есть свое время, когда он наступит – дело свершится неизбежно!
39, 40. Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него - мать книги. Или Мы покажем тебе часть того, что обещаем им, или упокоим тебя. На тебе - только передачи, а на Нас - расчет!
Если Аллах по своему велению найдет, что что-либо исчерпавшим свое время – Он уничтожает его. Если же Он по Своему велению сочтет что-либо необходимым, то Он утверждает его и подкрепляет и оно будет существовать сколько Ему будет угодно. Все это записано в матери писания, лежащией перед Всевышним.О посланник Мой! Мы обещали, что наказание неверным, многобожникам и притеснителям уж установлено, но то, что ты будешь свидетелем этого наказания - необязательно. Когда именно это наказание свершится – это дело Наше! Возможно, что ты и увидишь часть этого обещанного неверным наказания, возможно оно будет сдвинуто на потом, когда Мы уже тебя упокоим. Это не имеет значения. «На тебе только передача». Итак, о посланник (сав) на тебе только донесение до людей Наших всех повелений. Примут они их или нет – не твоя забота, ибо:
«на Нас расчет!» как это Мы сделаем – дело наше, пускай неверные не ломают голову над этим.
41. Разве они не видели, что Мы приходим к земле и укорачиваем ее по краям? Аллах вершит суд, и нет задерживающего Его суд, а он быстр в расчете!
Не замечают что ли неверные, что благо стечением времени уменьшаются? Что некогда богатые семьи, дома которых были полная чаша, вследствие своего неверия все более и более лишаются своих достояний? Это Наше дело. Да, над всем Аллах вершит суд и никто более. Если Аллах повелит быть чему то с каким то домом, оно обязательно так будет, потому что нет задерживающего Его суд, он неизбежно произойдет. «А Он быстр в расчете!» Расчет Его - в мгновение ока! Если они в этом сомневаются, пусть оглянутся на историю:
42. Ухитрились те, которые были до них, но у Аллаха - вся хитрость. Он знает, что приобретает всякая душа, и узнают неверные, кому воздаяние жилища!
Подобно нынешним неверным, прежние также пытались ухитриться против Аллаха и Его посланников. Но все было напрасно. Неизбежное свершилось и они все сокрушились, потому что у Аллаха – вся хитрость и хитрить с Ним - безумие и самоубийственный труд! «Он знает, что приобретает всякая душа». Или может быть Он не знает замыслы этих неверных? Господи упаси! Знает лучше чем они сами и готовит им расчетные счета, по которым: «узнают неверные, кому воздаяния жилища!»
В завершающем аяте еще раз напоминается об отрицании неверными миссии посланичества Мухаммада (сав).
43. И говорят те, которые не верили: "Ты - не посланный!" Скажи: "Довольно Аллаха свидетелем между мной и вами и того, у кого знание книги!"
То, что я посланник Аллаха свидетель Сам Аллах и люди Писания, обладающие знанием. Ваше свидетельство неведения – чего оно стоит? В этом аяте за выражением: "и того у кого знамение книги", имеются в виду справедливые люди Писания, обладающие знанием. Именно так понимают это выражение богословы. И действительно во многих прежних спорах относительно многобожия, люди Писания приводились во свидетельство. ибо они в меру людей Писания были уважаемы и почитаемы. Разумные из людей Писания всегда признавали истинность посланической миссии Мухаммада (сав).