15 АЛЬ-ХИДЖР
Мекканская 99 аятов
Наименование суры взято из аята 80, этим словом называлась долина, в которой проживал народ самудитов. В смысловое значение этого слова: -“сделать запрещенным», а также: – «закрепить это». Досточтимая сура Альхижр была ниспосланна в Мекке после суры Юсуф, во времена когда Ислам переживал очень тяжелые дни. В течении одного года посланник Аллаха Мухаммад (асв) ) потерял двух своих лучших помощников: - Абу Талиба а также Хадичу мать нашу, -свою первую жену. Этот год вошел в историю Ислама как год печалей. Воспользовавшись удобным временем язычники резко усилили свои гонения на Ислам, посланника Аллаха (асв) и верующих. Мусульмане задавленные усилившимися гонениями для спасения веры были вынуждены покинуть свои родной город Мекку и переселиться в другие места. Именно в это тяжелое и опасное время между годом печалей и годом переселения была ниспосланна эта сура. И именно поэтому она нашла живейший отклик в сердцах верующих. Язычники неистовствуют, посланник Аллаха (сав) и верующие влекут тяжелые дни, призыв ислама почти замер не двигаясь. По этой причине в этой суре приводятся примеры, когда и прежние пророки и верующие оказывались в подобных тяжелых и трудных ситуациях. Если, во-первых откровения Аллаха, несомненно, ложились бальзамом на тяготы посланника Аллаха (сав) и верующих поднимая в них дух веры и сопротивления, то они же были для язычников грозным предупреждением и напоминанием, что Аллах контролирует ситуацию. В основном в суре Хижр речь идет о основе опровергателей ислама и о логических причинах этих опровержений, а также о конечном итоге всего сопротивления язычников. В начале суры идут откровения, обращенные к неверным, после них идут откровения о обвинениях неверных против посланника Аллаха, их ложь и клевете на него. Приводится откровение обещания Аллаха хранить Св. Коран и напоминание верующим, что и прежде уже верующие попадали в такие же трудные положения. Следуют откровения, обращающие внимание людей на явные знамения Творца явленные Им в природе такие как небеса, звезды, созвездия, земля, её горы , растения и ветры. После этого следует история Адама и Шайтана. Даются истории пророков Иброхима, Лута, Шуайба и Солиха (сав), каждая в своей манере. Завершают суру аяты о истине сотворения небес и земли, о несомненном явлении Дня Страшного Суда, к которому должны готовиться все разумные люди.
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.
1. Алиф лам ра. Это - знамения книги и ясного Корана.
О значении букв в начале суры былы уже даны разъяснения в начале суры. Этот «ясный Коран» – Он откровение явлен записанным на основе упомянутых арабских. Эти буквы может использовать каждый, но никто не может дать хоть какое то подобие святого Корана. По сему признавая сей Коран откровением Аллаха Бога Всевышнего необходимо признать истинной и веру им проповедуемую. Но однако, многие вместо того, чтобы произнести символ веры, произносят символ неверия и становятся на путь верной погибели:
2. Может быть, пожелают те, которые неверны, стать мусульманами.
Пока еще скитаясь по путям неверия они радуются содеянному, но велик Аллах, если Ему будет угодно, настанет час и они восжелают стать мусульманами. Это пожелание родится в тот час, когда:
А) будет человек лежать на смертном одре.
В)Когда в день Страшного Суда Аллах по милости своей будет вводить мусульман в обетованные райские сады.
В) Когда мусульмане попавшие в адский огонь после понесенного наказания будут выходить из ада.
Вот в эти времена неверные будут горько и отчаянно сожалеть, что они не были мусульманами, однако, до этого:
3. Оставь их, пусть они едят, наслаждаются, и надежда их отвлекает. Потом они узнают.
Покуда оставь- ка ты о посланник (сав) неверных так, как они желают, в этом скоропроходящем мире, пусть они подобно животным наслаждаются чревоугодием и бытием в этом мире - это все, что они имеют. Эти неверные, эти сопротивляющиеся пусть еще надеются и живут своими надеждами. Пусть они еще говорят: – «это завтра, а это послезавтра сделаю», и так проводят время за бесконечными пожеланиями и надеждами, и упрутся в конце концов среди этих сует в последнее, предвещенное. Однако, в некий час: «Потом они узнают» – чего же они узнают ? Где было подлинное дело и где была истина. Они узнают, где должна была быть и сладость бытия, и на что должна была направлена подлинная надежда. Не вечно они будут прибывать в этой жизни, всему свой час !
4. Мы не губили селения без того, чтобы ему не было известного начертания.
То есть : какое селение Мы бы не губили, Мы губили его в известный и предопределенный час. В прошлом жители многих селений погибли, но они погибли не попусту и не случайно в неопределенное время, но все они погибли в время предопределенное точно указанное в Книге Всевышнего. Жителям каждого селения Аллах подает возможность существования и подаёт блага жизни назирая над ним. Если они уверовав служат и покланяются Ему твердо и нелицемерно, если они благодарны Ему, то Он умножает им свои блага, но если они неблагодарно отвергают Его, и предаются только сиюминутным жизненным утехам и живут только сиюминутными надеждами, то Аллах сокрушает их. Некоторые народы вроде бы точно подпадают под условия второго варианта, но почему-то не подвергаются гибели. Это потому что в этих народах присутствуют качества, которые временно сдерживают гибель их, например в этих народах присутствуют справедливость или старание содержать землю, и окружающую природу в порядке и. Т. д. Так вот, покуда в этих народах присутствуют эти качества, погибель их будет отодвигаться, но когда это дело достигнет предела наступит конец.
5. Ни один народ не опередит своего предела, и не отсрочат они.
У каждого народа есть свой срок жизни, все остальное соответственно привязано к этому. Никакой народ не может существовать больше или меньше этого предела. После описания состояния прежних народов и взаимоотношений их с Аллахом, идет описание того, что современные Мухаммаду (сав) народы точно идут по следам прежних предавшись сей жизни и поносят посланника Аллаха (сав )и отвергают Коран и веру.
6. Сказали они: "О ты, которому ниспослано напоминание! Ты ведь - одержимый!
Итак, неверные, язычники Мекки обьявили посланнику Аллаха (сав) : «О ты, которому ниспослано напоминание ! Ты ведь одержимый!» «Зикр» переводится – напоминание; – «Напоминание»- одно из названий Корана. Этими своими неучтивыми словами язычники отвергли и посланническую миссию Мухаммада (сав) и божественность откровений Корана, более того они обьявили самого посланника Аллаха (сав) одержимым безумием. Они продолжили:
7. Почему ты не придешь к нам с ангелами, если ты из праведных?"
Если ты истинно посланник Аллаха, то почему ты не пришел с ангелами, подтверждающими твои полномочия, видя их мы бы убедились, что ты истинен – сказали язычники. Как уже было сказано в вышеприведенных сурах, этих слова язычников показывают, что они считают явление пророком похожего на них человека - делом невозможным. На это их возражение Аллах отвечает :
8. Мы не посылаем ангелов, иначе как с истиной, и тогда не будут они из тех, кому отсрочивается.
То есть Аллах говорит: Мы посылаем ангелов только в крайнем случае для поражения неверных ! И если они уже явились, то стало быть срок неверных истек, Однако пока Мы ниспослали только напоминание Корана.
9. Ведь Мы - Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем.
Этот великий Коран – он не дело рук Мухаммада (сав), Этот Коран Мы низвели по нашей воле, и если даже люди не станут признавать его таковым, и если даже они вознамеряться уничтожить его, то ведь Мы его охраняем. «Низведение этого стиха откровения в трудный для Ислама час, когда язычники обещали уничтожить окончательно посланника Аллаха Мухаммада (сав) и малочисленных мусульман и даже приступили к исполнению своего обещания, было истинно божественное дело и чудо ! Если бы Коран не был божественной книгой, то произнесение этих слов откровения в столь критический момент с таким утверждением было бы невозможно. Если первое оно знамение от Господа миров, то воплощение в жизнь обещания этого откровения – это тысячекратное знамение и чудо от Него же! С самого начала ниспослания Корана сколько было усилий его недругов уничтожить его, ввести в него изменения или по крайней мере обезвредить его, однако Аллах непоколебимо исполнил свое обещание, Он сохранил свою книгу в полной сохранности, точно в таком виде, в какой она была впервые записана, Ни одна буква в нем не была изменена и не добавлена и не отнята, Все прежние Св. Писания и даже Тора и Евангелие были изменены и только достославный Коран остался прежним, таким каким он был в свой первый день. Даже в изречении посланника Аллаха (сав) ненавистники пытались внести изменения и дело дошло до того, что лучшие знатоки хадисов, ученые наконец предприняли специальные меры для защиты подлинных изречений посланника Аллаха (сав) от подобных разрушительных атак, Но повторяем – Великий Коран, находящийся под охраной Сильного и Могучего и по сей день остался все тем же неизмененным словом божьим, как и в свой первый день! Аллах исполнил свое слово обещания, данное им более 1400 лет назад! Над мусульманами промчались многие великие бури и грозы истории, на них пали великие трудности и испытания, изменились многие порядки и обычаи, изменились и люди, но Коран, он все тот же святой и неизменный. Это притом, что недруги ислама прилагали максимум усилий, чтобы любыми путями внести изменения в эту основополагающую книгу Ислама, но все было напрасно! Аллах сохранил Свое слово, И это охранение Корана, его Великим автором продолжается и в наши дни и продолжиться еще и завтра и послезавтра, и до того самого дня и часа, который был записан прежде на Скрижали хранимой. Далее Аллах подкрепляет Мухаммада (сав), чтобы он обращал внимания на слова оскорблений язычников, ибо это обычное дело в историях всех пророков.
10. И до тебя Мы посылали в народах первых.
О Мухаммад ! (сав)Ты не первый посланник ! И до тебя Мы посылали пророков, Это дело – дело многих и многих веков, начиная с Адама (сав):
11. И не приходил к ним никакой посланник, чтобы они над ним не смеялись.
То есть абсолютно все пророки были так или иначе осмеяны своими народами, и ты. о посланник (сав), не исключение, а подтверждение этого обычая неверных народов, и поэтому ты не обижайся, что они называют тебя одержимым.
12. Так Мы вкладываем это в сердца грешников!
То есть - как Аллах влагал в сердца грешников прежних народов – желание поносить пророков, так и в сердцах всех грешников Он влагает то же самое.
13. Не веруют они в него, а уже прошел обычай с древними.
От самого начала отрицание Св. Писаний Всевышнего стало обычаем народов,. Каждый пророк был отрицаем, высмеиваем, а учение его выдавалось за учение одержимого. Это обычай неверных, он был такой в древности и остался таким же теперь.
14, И если бы Мы открыли им врата неба и стали бы они там подниматься, то сказали бы они: "Наши взоры опьянены, мы - люди очарованные!"
То есть в основе их отвержений веры пророков лежало совсем не отсутствие ясного знамения от них но наличие в их природе глубокого невежества и беспечности от надмения. Если бы к ним снизошли ангелы, то они бы начали говорить : «нет это не для нас, мы не ангелы!» Однако, если бы им было дано еще большее знамение: «И если бы Мы открыли им врата неба и стали бы они там подниматься», то и тогда бы они не уверовали. То есть если бы не то, что просто явился к ним один ангел , но даже если бы они вошли небесными вратами на небо и ходили бы там среди ангелов, то и тогда бы они не уверовали сказав: «Наши взоры опьянены, мы - люди очарованные!» Да, причина найдется было бы желание! Они никогда не опомняться и не скажут : «Вот нам дано больше просимого! Мы ведь просили явления только одного ангела, но нас через небесные врата ведь вознесли на небеса и мы уже ходим среди множества ангелов и видим их, а потому Аллах – истина, посланник истина и Коран – истина!» Нет, они этого не скажут никогда! Но они скажут» «это все наваждения этого колдуна, он конечно же околдовал нас и все это нам только кажеться!» Такова неизменная природа всех неверных во все времена ! Это их святое писание которое они исполняют! Потрясает их великая верность ему! Если даже представить такому человеку очевидное знамение, если даже вручить знамение ему в руки, он обязательно скажет : «да может быть это просто гипноз, наверное, я просто не выспался, и со мной происходят какие то таинственные психологические феномены, о которых еще неизвестно в науке?» На такие речи особенно талантливы мастера неверия нашей эпохи. О если бы они действительно желали чуда, то ведь чудесами заполнен весь наш мир, включая их самих! Вот, в следующем аяте описывается знамение пусть они обратят на него свои взоры:
16. Уже устроили Мы в небе башни и разукрасили их для смотрящих.
Небеса и его знамения разверзнуты перед всеми во всём их потрясающем великолепии, но далеко не все видят небеса знамениями величайшей, неописуемой мощи Всевышнего! А ведь какое грандиозное и великое знамение! Трудно найти, что нибудь подобное этому, буквально дух захватывает от этой бездны усеянной бесчисленными звёздами. Как сказал кто-то мудрый: «Если бы на всей земле было только одно место откуда можно было бы созерцать чудо сверкающего звездного неба, то все люди стекались бы туда, что бы хоть раз в жизни увидеть это невероятное чудо». Неверные же видят его постоянно и потому, наверно, говорят: «это великое природное явление, оно само по себе появилось, оно само по себе и исчезнет! Субхан Аллах! Какой блистательный венец слепоты и невежества! Эти невежи, даже не знают того, что по святому канону их обожествляемой науки все в природе распадается, но никак не синтезируетсяи не усложняется! Именно об этом гласит фундаментальный мировой закон второго начала термодинамики: «Энтропия замкнутых систем стремится к максимуму!» То есть все в природе само по себе стремится к распаду всё более и более окончательному! И так - кто сотворил небо с бесчисленными звездами управляемыми во всех точках необьятной вселенной единным законом если не Бог Единный ?! Бесконечное звёздное небо – оно более чем очевидное чудо ! Но неверным не дано его видеть Да, смогут ли эти отрицатели творения и собравшись все вместе сотворить хоть какое то подобие такого звездного неба величиной хотя бы в край ногтя ? Или смогут ли они поднявшись на самую вершину своих знаний заявить, что они постигли небо всё до конца ? Или звезды ? Или созвездия ! Или то, что перед ним и позади их ? Велик Аллах ! Для человека разумного - величие звездного неба суть - знамение величия его Творца !
17. И охранили Мы их от всякого сатаны, побиваемого камнями.
То есть – не допустили на небо шайтана проклятого и побиваемого камнями. Он прибывает только на земле, вводя в ереси обманутых им несчастных людей . Небо же прибывает в чистоте от его грязи и козней как высшее место для избранного.
18. А если кто украдкой подслушает, то следует за ним ясный светоч.
То есть, - когда шайтан приблизившись украдкой к небу пытается подслушать небесные речи, он тут же обстреливается ярким метеором стремительно летящим на него, и изгоняющим прочь. Относительно этого подробно сказано в суре «Джины», а в этом аяте достойно внимания, то то, что к этому бескрайнему небу, к его пределам не допускается ни один шайтан ! Это ли не чудо удивительное ? Осмыслившему всё это - кроме как только и принять веру в Единого ничего не остается !
19. И землю Мы распростерли, и бросили на нее прочно стоящие, и произрастили на ней всякую вещь по весу.
Земля – чудо, которое стоит перед глазами у всех и под ногами у всех, но далеко не все считают ее великим знамением мощи и мудрости Аллаха. Но ведь какое великое, могущественное знамение! Кто образовал землю, придал ей форму, придал ей именно те качества, чтобы она могла стать землей- этим универсальным многосложным веществом, местом обитания человека, кто причудливо украсил ее коврами трав и растений и выстелил под ноги человеческие, кто бросил на нее твердыни высоких гор и одел их вершины в белые снега, дабы вразумился человек разумный? – Ответ один: только Аллах и более никто ! Смогут ли все эти надменные отрицатели Творца небес и земли сотворить хоть бы что-то подобное всему этому вышеупомянутому размером хотя бы в ноготь или меньше ? Или смогут ли они заявить, что все, что есть на земле люди уже изучили и постигли ? Для разумной твари этот аят – не знамение ли Творца Единного? И не пора ли ему взвесив это знамение на весах разума – признать Господство и Величие наилучшего из Творцов бога Единого ?
20. И устроили для вас на ней пропитание и для тех, кого вы не кормите.
То есть - на этой распростертой земле Мы произрастили ради вас великое множество всего необходимого для вашего пропитания. И образовали ваши семьи, дали вам жен и детей и служащих, и даже если они в вашем распоряжении, только Мы им даем пропитание. Во всем этом вышеописанном для человека разумного есть великие знаки явных следов божественного творения. Чего в мире великое множество? Того чем он может питаться ! Питанием существует человек в этом мире, и существует и наслаждается, Но если даже все люди мира собирутся вместе, и со всеми их возможностями. силами и талантами попробуют сотворить хоть какой то вид пропитания – они не смогут этого сделать, и не смогут себе найти какого-нибудь другого Творца который бы смог сделать это помимо Аллаха. Единственное, что он может сделать, это взять себе пропитание из предопределенного и предложенного Аллахом ! Все мировое пропитание – в деснице Всевышнего!
21. Нет вещи без того, чтобы у Нас были ее сокровищницы, и низводим Мы ее только по известной мере.
Нет во вселенной никого всемогущего и царствующего кроме Аллаха Единого ! Казна всякой вещи в Его сокровищнице перед ним. Все в мире по счету точному Им предопределенному и нет ничего вне счета Его, это очень хорошо знают те, кто занимается естественными науками. Можно не сомневаясь сказать, что у Богатого и Мудрого буквально каждый атом на особом счету. И нет во вселенной ни атома и ничего другого сколько угодно меньшего или большего, который бы «завалялся» в громадной вселенной без Его учета! При этом из великого множества всевозможных атомов, всех веществ, каждый атом имеет свой абсолютно строго выверенный вес, форму и протяженность . Если это будет не так, то вся вселенная выйдет из гармонии равновесия предопределенного Всевышним И это отразится в конечном итоге на равновесии пропитания человека. «И низводим Мы ее только известной мерой.»
22. И послали Мы ветры оплодотворяющими и низвели с неба воду, и напоили вас ею, но не вы ее храните.
Ветры «оплодотворяющие» это: 1. Ветры переносящие пыльцу всех растений и деревьев с растения на растение, при этом пыльца может переноситься на очень далекие расстояния и зачастую именно через такие «оплодотворяющие ветры» буйно плодоносят даже одиноко стоящие опыленные ими деревья. 2)Кроме того, оплодотворяющие ветры переносят семена растений и деревьев по воздуху на очень далекие расстояния и таким образом сеют разнообразные семена, равномерно на очень большой территории, и даже на крышах домов, где есть хоть какое то подобие земли.
3)Кроме того, оплодотворяющие ветры собирают и формируют тучи, переносят их на очень большие расстояния, орошают наилучшей влагой земли далекие от водоемов и рек. Несомненно человек никогда не смог бы выполнить такой громадной работы ни по опылению , ни по сеянию , ни по поливу. Озера, реки, родники – это тоже благодеяния Аллаха человеку.
23. Ведь Мы - Мы оживляем и умерщвляем, и Мы - наследники.
Воистину, и жизнь и смерть единственно в деснице у Могучего Всевышнего ! Он тот, который Один останется во вселенной после всеобщей погибели в конце, то есть Он Аллах единственный и подлинный Наследник. Если человек хоть немного призадумается над тем, что есть жизнь, и что есть смерть, он однозначно придет к мысли, что и то и это - великие знамения Всемогущего! Великие! Человек на сегодняшний день не только еще никого и ничего не оживил, но и даже не может дать полноценное обьяснение того, что же такое жизнь, и что же такое смерть. Это беспомощность человека однозначно приглашает и ведет его к тому, чтобы он уверовал в Творца всего живого и мертвого!
24. И ведь Мы знаем ушедших вперед из вас, и Мы знаем отставших.
То есть ничего не бывает вне Наших знаний : Мы точно знаем всех от первых и до последних !
25. И Господь твой соберет их, ведь Он - мудрый, знающий!
Бог Всевышний могущий содеять все вышеописанное безусловно, мощен собрать весь род людской в день всеобщего воздаяния и подведения итогов. Ведь Он Мудрый, Знающий совершенно всё без остатка. После поминания жизни и смерти, после поминания о всеобщем собрании следует поминание истины того, как был сотворен Адам, Ии того, что шайтан издревле был врагом человека. В отличии этих тем рассмотренных в сурах Бокара и Аараф, в этой суре больше внимания уделяется тому, как был сотворен человек, как он был ведом Аллахом, и как он был введен в заблуждение Шайтаном.
26. И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму.
В этом откровении Аллах говорит, что Он сотворил человека из глины. Современная наука подтверждает, что в состав человека так или иначе входят практически все вещества имеющиеся в земле. Наши ученые богословы двояко толкуют этот аят. 1. После того, как человек был сотворен, он был доведен до такой крепости (формы), что когда по нему произвести легкий удар, он издавал звук, и лишь потом оживлен. 2. Аллах сотворил Адама из такой степени крепости и твердости глины, что когда по ней производился удар, она издавала поющий звук. Ну как бы там не было, человек был сотворен Аллахом из глины, вот этого никогда ни надо забывать.
27. И гениев Мы сотворили раньше из огня знойного.
Джины – их корень Иблис. Как Адам (сав) родоначальник и корень рода человеческого, так Иблис проклятый, родоначальник и корень рода джинов и шайтанов. В арабском тексте написано : Мы сотворили из огня самума, – самум горячий, знойный ветер. Таким образом природа Иблиса основана на самуме. Далее слова обращенные посланнику (сав) :
28, 29. И вот сказал Господь твой ангелам: "Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь".
Таким образом Аллах Всевышний, Он - корень человека! Перед тем, как Аллах сотворил человека, Он сообщил об этом своем намерении ангелам. Вместе с этим, после сотворения человека и доведения его до совершенства, и после того как Аллах вдунет в человека от от духа Своего - все ангелы должны были пасть и преклониться перед человеком. На этом месте повелевается посланнику (сав), а стало быть и всем проповедникам запомнить это. Да, вот эта история достойна всяческого поминания, ибо она стоит того. Человек по сути был сотворен из черной ничего не стоящей глины, однако сам Аллах придал глине форму человека Своими руками могущества. Но и после этого человек оставался быть все той же глиной, и только после того, как Аллах вдунул в него от духа Своего, он обратился в человека, уже стоящего в свою полную цену, и степень той цены была такова, что ангелы по повелению Аллаха скопом поклонились ему. Итак, вся ценность человека определяется только введенным в него духом и не более. Чем более он духовен, тем более он ценен ! Теряя свою духовность, он полностью теряет свою значимость как таковой. А также в меру отрицания своей духовности, он отрицает меру своей человечности и нисходит до состояния животного уровня! Таким образом человек, есть производное глины и духа. В его подлинной природе всегда присутствуют два этих главных элемента - духовность и материальность. Ислам не отрицает ни первого, ни второго и повелевает в равной степени признавать их. И на потребности духа, и на потребности тела надо отвечать в степени равной их запросам. Обращать внимание только на одно и игнорировать другое – несомненно ошибка. Однако, в Иблиса сотворенного прежде человека, из огня самума – дух от Аллаха введен не был, и он так и остался только огнем самума. И он естественно, тяготеет к своей истинной природе, и как палящий огонь всегда опаляет человека и всех поддающихся его обольщению и ведет к погибели. Иблис от самого начала испытывал вражду к человеку, из-за этой вражды он восстал против Аллаха. Итак, Аллах Всевышний сотворив человека , вдунув в него от духа Своего, повелел всем ангелам приклониться перед ним.
30, 31. И поклонились ангелы все полностью, кроме Иблиса. Он отказался быть с поклонившимися.
Тогда Аллах спросил его:
32. Сказал Он: "О Иблис! Что с тобой, что не вместе с поклоняющимися?"
Почему ты не поклонился вместе с поклоняющимися человеку ? Что воспрепятствовало тебе ?
33. Сказал он: "Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму".
Эти слова Иблиса показывают всю степень обольщения и надмения его. Он считал оскорбительным для себя поклониться твари созданной всего лишь из глины: «Я лучше него – я сотворен из огня!» Почему это я – высшее, должен поклоняться низшему, какой то глине ?! Иблису в голову не пришло то, что этого «глинянного» человека сотворил сам Всевышний и вдунул в него от Духа своего! Что эти все действия Аллаха возвысили человека и до того, что поставили выше и его -Иблиса и всех ангелов, вплоть до поклонения ему.
34, 35. Сказал Он: "Уходи же отсюда! Ведь ты - побиваемый камнями. И, поистине, над тобой - проклятие до дня суда!"
Итак, Аллах после таких надменных речей Иблиса изгнал его из под покрова своей милости: «Уходи же ты Иблис из рая. Ведь ты побиваемый камнями. И, поистине, над тобой проклятия до Дня Суда !
36. Сказал он: "Господи мой! Отсрочь же мне до дня, когда они будут воскрешены".
Иблис попросил Аллаха : отсрочь мне твое наказание до дня Страшного Суда.
37, 38, 39. Сказал Он: "Поистине, ты - из тех, кому будет отсрочено до дня назначенного времени". Сказал он: "Господи мой! За то, что Ты сбил меня, я украшу им то, что на земле, и собью их всех,
Вот из этих слов Иблиса становиться ясно зачем, для каких целей умолял он отсрочить ему наказание до дня Страшного Суда. Он думал, что сыны человеческие до самого дня Страшного Суда не смогут раскаяться и прийти к спасению. И его Иблиса задача сверхзадача показывать заблудшим людям все их грехи и преступления в прекрасном свете. Это месть за то, что из-за человека Иблис восстал против повеления Аллаха. Обратим внимание на слова Иблиса : «Господи мой ! За то, что Ты сбил меня», оказывается это Господь сбил его с истины, но на нем самом никогого греха нет ! И причиной этого сбоя был Адам. Если бы он не был сотворен, не было бы повеления поклониться ему. Не было бы повеления – не было бы и преступления. Такова природа шайтана и всех за ним преследовавших. Своего греха не видеть и не признавать, но считать его причиной только других. Ему не хватает собственного заблуждения, он прилагает все усилия, чтобы ввести в него и других « Я украшу им то, что на земле (грехи)». Все, что на земле есть греховного и дурного, все это Иблис представит человеку прекрасным. Итак, если человек чувствует какую то склонность ко греху, то пусть вспомнит, что это обещанная работа шайтана. Если человек чувсвтвует, что в своих служениях поклонения Аллаху, он хоть немного склоняется к лени и нерадивости, то пусть вспомнит, что это шайтан показывает ему его праздность в розовом свете. Ибо он обещал : «Я собью их всех» и введу в заблуждения. Затем шайтан вспомнив о исключениях добавил :
40. кроме рабов Твоих из них, чистых".
То есть кроме рабов Аллаха, которые избранны для честного служения Ему. Аллах избирает себе для служения глубоко верующих, искренних людей. Таких людей Аллах защищает Сам. Поэтому Шайтан их и не может сбить с пути. Люди не имеющие убежденной веры в Аллаха, они считаются людьми, готовыми воспринять любые соблазны дьявольские, чем бы их не соблазнял шайтан, они с готовностью следуют его наущениям, и в конце концов вливаются в его войско.
41, 44. Сказал он: "Это - путь для Меня прямой. Поистине, рабы Мои - нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудшихся, кто последовал за тобой, и поистине, геенна - место, им назначенное всем! У нее - семь врат, и у каждых врат из них - отдельная часть.
Тогда Аллах изрек : «Это путь для Меня прямой». Закон, который нужно исполнить, дело вошедшее в обычай , выведенное решение все они нижеследующее: - «по истине рабы Мои – нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, кто последовал за тобой», то есть мои чистые рабы не примут ни твоего слова, ни решения, для них ничто твои прикрасы обольщения, все твои украшения пройдут только у заблудших и последовавших лжи. Таково решение. Таков закон и другого не будет. Закон прямого пути еще указывает на место последнего назначения последовавших шайтану: «И поистине, геенна место, им назначенное всем !» Знаешь ли ты каково это место? «У нее сеть врат» По некоторым изречениям посланника Аллаха (сав): «Ад – он из семи кругов, у каждого круга – свои врата. Каждый круг жестче и ужасней предыдущего по наказанию, потому что и заблуждения и грехи будут различные. В меру и в степень греха неверные будут ввергаемы в разные круги ада, и у каждых врат из них отдельная часть; последовавшие за шайтаном в меру своих заблуждений будут разделены на группы и вводимы в геенну по соответствию. Далее следует описание доли богобоязненных:
45. Поистине, богобоязненные - среди садов и источников:
Богобоязненные, это те, которые хранили себя от грехов. Они будут в садах наслаждений, в цветниках радости среди льющихся источников меда, вина, напитков им.
46. "Входите сюда с миром в безопасности!"
Они возвеселятся в цветущих садах вечности, в мире и безопасности:
47. И изъяли Мы злобу, что в их груди; братьями они на седалищах обращены друг к другу.
Сколько бы человек не придавался счастью и радости, если у него в сердце будет хоть капля горечи, счастье и радость будут неполны. Поэтому Аллах по Своей неизреченной милости очистит всякого жителя рая от всех видов горечи, даже от самых ничтожных присущих человеку : зависти, ненависти, печали, грусти. И у жителей рая никогда не будет к друг другу никакого отвращения. Они в раю: «братьями они на седалищах обращены друг к другу»
48. Не коснется их там забота, и не будут они оттуда выведены.
В этом мире человек даже отдыхая устает, и эта усталость уничтожает радость отдыха, превращая его в наказание. В раю усталости не будет никакой и радость отдыха никогда ничем не омрачиться. А в этом мире сколько бы не наслаждался отдыхом человек, стоит ему только подумать о том, что все это скоро завершится, настроение его падает. В раю такого никогда не будет и радость райская будет всегда полная чаша! Далее Аллах обращается к посланнику (сав):
49, 50. Возвести рабам Моим, что Я - Я прощающий, милосердный, и что наказание Мое - наказание мучительное!
О посланник, возвести всем моим рабам : «Я прощаю грехи кающихся моих рабов и верующих , время покрою милостью своей» И возвести : «наказание Мое – наказание мучительное, оно для тех, кто последует Шайтану проклятому». Так было от самого начала. В назидание:
51, 52, И возвести им о гостях Ибрахима. Вот вошли они к нему и сказали: "Мир!"- И сказал он: "Поистине, мы вас страшимся!"
Эта история Ибрахима (ас) описывалась и в других сурах. Но во всякой суре она описывается в своей манере, вписывающейся в общие преследуемые цели. И в этой суре эта история составлена из кратких предложений, быстро двигающихся к конечной цели. Ангелы войдя – приветствуют Иброхима (ас). Далее следуют, как мы уже знаем из других сур - приготовление пищи, ее поднесение и отказ ангелов от нее. Ибрахим (ас) видя странное поведение их сказал он: «поистине, мы вас страшимся»!
53. Они сказали: "Не бойся, ведь мы радуем тебя мудрым мальчиком".
Ангелы без промедления обьявили ему цель своего визита. Слова жены Иброхима (ас) здесь подразумеваются, ангелы : «Не бойся, мы ведь радуем тебя мудрым мальчиком»
54. Сказал он: "Неужели вы радуете меня, когда меня коснулась уже старость? Чем же вы радуете?"
Иброхиму, по его преклонным годам показались странными такие слова. Однако, ангелы подтвердили свои слова, что они несомненны:
55. Они сказали: "Мы радуем тебя по истине, не будь же отчаявшимся!"
Тут Ибрахим (ас) пришел в себя и подтвердил, что отчаивается в милости Аллаха никогда негоже.
56. Он сказал: "А кто отчаивается в милости Господа своего, кроме заблудших?"
Милость Аллаха необозрима, Он покрывает ею все сущее. Отчаиваться в Его милости присуще только тем, которые сбились с пути и прибывают в заблуждении. Только отвернувшийся от Его милости и Его пути может быть таковым. Но верующие... Они всегда неразрывно пребывают с Богом. Вся их жизнь проходит в уповании на милость Всевышнего, а в самые трудные часы жизни тем более. После обмена первыми словами с гостями, сердце Ибрахима успокоилось, страх исчез и он начал расспрашивать гостей:
57. Сказал Он: "В чем же ваш дело, о посланные?
То есть Ибрахим (ас) сказал : «кроме того, что вы посланы известить меня радостной вестью, с каким делом вы еще посланы ?»
58, 59, 60. Сказали они : "Мы посланы к народу грешному, кроме семьи Лута: мы спасем их всех, кроме жены его. Мы решили, что она - из оставшихся позади".
Ангелы сообщили, что они посланы истребить грешный народ. Какой это был народ, выясняется после того, как было сказано, что от погибели исключаются члены семьи Лута (ас): «Кроме семьи Лута: мы спасем их всех», Здесь еще одно исключение: «кроме жены его», она должна погибнуть, « мы решили, что она – из оставшихся позади» То есть Аллах решил оставить жену Лута (ас) с погибающим народом, народом – грешником. На этом месте пропускается сцена спора Ибрахима (ас) с ангелами о судьбе народа Лута (ас), и сразу подается сцена явления ангелов к народу Лута (ас).
61. И когда пришли к роду Лута посланники,
Лут (ас) не узнал их и обратился к ним:
62. сказал он: "Поистине, вы люди неведомые".
То есть Лут (ас) сказал: я» незнаю из какого вы народа и кто вы».
63, 64, 65. Сказали они: "Да, мы пришли с тем, о чем они сомневались. И пришли мы к тебе с истиной, и, поистине, мы - правдивы! Выйди же с семьей своей в части ночи и иди за ними, и пусть не оборачивается из вас никто, и идите, куда вам повелено".
То есть ангелы отвечали: - О нет, все не так, как ты говоришь, мы известные посланники Аллаха, мы ангелы : «Да, мы пришли с тем, о чем они сомневались», то есть мы принесли твоему народу наказание от Аллаха, в которое они не верят. И пришли мы к тебе с истиной, то, что мы принесли тебе – истинно несомненная. Спорить с нами об отсрочке наказания. - даже на немного – бесполезно. «Поистине, мы правдивы» и ты пророк даже не пытайся этого делать, но, чтобы вам не подвергнуться казни, ты: «выйди же с семьей своей в части ночи», возьми тех которые последовали тебе и иди за ними. Ты руководитель, с тебя будет спрошено больше всех, чтобы никто не отстал, ты иди сзади всех и пусть никто из вас не оборачивается, ибо если кто-то увидит весь ужас наказания – может очень сильно испугаться. «И идите куда вам повелено». Куда вам сказано идти, туда и идите.
66. И решили Мы ему это дело, что тыл их будет отсечен на утро.
То есть: и объявили мы Луту, что преступный народ будет полностью уничтожен утром. Ни один из них не будет пощажен. После них не останется ни одного человека. Тыл их будет отрезан, то есть они будут блокированы со всех сторон. Однако до начала казни еще есть время. Еще даже не стемнело, преступный народ Лута (ас) не верит, что его постигнет казнь от Аллаха. Пока он еще пребывает совсем в других заботах. Они прослышали, что у Лута (ас) в гостях молодые, красивые люди:
67. И пришли люди города, радуясь.
Преступники, пришли радуясь к Луту (ас) думая совратить его гостей:
68. Сказал он: "Это - мои гости, не бесславьте же меня.
Лут (ас) хорошо знал преступные повадки своего народа. Он был свидетелем того, они потеряв человеческий облик делал то, что не делают животные, притом совершенно открыто, до степени гордости этим. Только поэтому Лут (ас) с приходом гостей потерял покой, и не зная куда себя деть, и задавал им всякие вопросы. А когда распаленные, бесстыдные преступники подошли к его дому он принялся защищать от них гостей: « Он сказал : это мои гости , не бесславьте же меня» Этими словами он попытался пробудить последние остатки их человеческого достоинства - если они еще были: по крайней мере не позорьте меня как хозяина, уважьте достоинство гостей не принуждйте их ко злу:
69. И побойтесь Бога и не позорьте меня".
« Побойтесь Бога» – просил Лут (ас). Он ведь запретил это, Он накажет вас, «не позорьте меня».
70. Сказали они: "Разве мы не удерживали тебя от всего света?"
То есть они : «Разве мы не предупреждали тебя, что бы ты не защищал кого бы то не было ?» По этим их словам, очевидно, что между этим преступным народом и Лутом (ас) уже раньше происходили тяжбы на эту тему. Лут (ас) уже пытался отвратить их от этого Богом запрещенного греха, и кого то защищал от их посягательств, устанавливая божественные границы. И вот они напоминали ему об этих спорах – когда они запретили ему лезть в это дело: «Разве мы не удерживали тебя от всего света», то есть от того, чтобы ты защищал кого бы то ни было препятствуя нашим страстям ? Лут (сав) пытаясь остановить угрозу момента, предложил им естественный путь:
71. Он сказал: "Вот мои дочери, если уж вы совершаете".
Воистину Лут (сав) будучи пророком Аллаха не мог представить своих дочерей или верующих женщин для свершения блуда. Здесь для отвращения от греха, Лут (ас) им просто напомнил, что для этих целей – усмирения страстей, Аллах сотворил для мужчины женщину.
72. Клянусь твоей жизнью! Ведь они в своем опьянении скитаются слепо.
То есть : нет, они уже не остановятся, они уже не примут назиданий, ибо они пьяны от страстей. А пьяный – он пьяный и есть. Он безумец, ничего не слышащий, ничего не видящий.
73. И схватил их вопль при восходе солнца.
Итак, по утру Аллах Всевышний низвел на народ Лута (ас) некий страшный крик и который погубил их всех до единого:
74. И обратили Мы верх этого в низ и пролили на них дождь камней из глины.
Смысл этого аята подробно был описан в начальных сурах.
75. Поистине, в этом - знамения для присматривающихся к знакам!
В страшной гибели народа Лута (ас) – есть великое назидание для всякого разумного человека, боящегося Бога:
76. И, поистине, это - на остающейся дороге!
И до сегодняшнего дня руины этого опрокинутого вверх дном преступного города, лежат в стороне от дороги. Дороги проходящей из Хижаза в Шам. В частности, едущие в Шам, проезжают именно этой дорогой:
77. Ведь, в это - знамение для верующих!
В действительности от такой картины назидаются только верующие люди, сердца которых пробуждены. Народ посланника Аллаха Шуайба (ас) был подобен народу Лута (ас)
78. И, поистине, обитатели ал-Айки были обидчиками!
Народ Шуайба (ас) обитал среди зарослей лесов, несомненно, они занимались злыми делами. Они объявили Шуайба (ас) – лжецом, они промышляли разбоем и занимались обманом в мере и на весах.
79. И отмстили Мы им, и оба они - на явном пути.
То есть Мы отомстили народу Шуайба (ас) . Они были поражены сильным землетрясением в день под тенистой, тяжелой тучей. Когда приближалась к ним их казнь – стояла сильная жара. Аллах послал тенистую тучу и народ собрался под ней, спасаясь от жары. В условный час из тучи вырвался огонь и поразил преступный народ: «И оба они на явном пути», то есть разрушенные города обеих народов и Лута и Шуайбы (ас) они расположены прямо у дороги, и каждый проходящий может назидаться их зрелищем. Теперь описание обитателей Хижра:
80. И вот обитатели ал-Хиджра объявили лжецами посланных.
Долина Хижр расположена между Меккой и Шамом. В этой долине жил народ Самуд - народ посланника Аллаха Салиха (сав) Этот народ резал и вытесывал камни и строил из него свои жилища. Самудяне своего брата, посланника Аллаха Солиха (ас) объявили лжецом. Однако, объявление лжецом одного посланника Аллаха равно у Него объявлению лжецом всех божьих пророков, ибо все они равно возвещают единую истину Его.
81. И привели Мы им Наши знамения, а они от этого отвращались.
То есть для жителей Хижра было проведено много знамений, кроме того знамениями Аллаха был полон весь мир вокруг них, но они видя все это, так и не уверовали. Пророк Солих (ас) от Аллаха привел им в знамение верблюдицу. Через эту верблюдицу было явлено много знамений - верблюдица вышла из камня, она была громадна, она давала необыкновенно много молока, – все это были ясные знамения, но самудиты не признали их и не вразумились и отвратились:
82, 83. И высекали они в горах дома в безопасности. И схватил их вопль на заре.
Жители долины Хижр в каменных скалах вырезали себе жилища. Они были уверены в полной безопасности своих домов, но: « И схватил их вопль на заре», и пали все самудиты бездыханные:
84. И не избавило их то, что они приобретали.
Да, не помогли им их крепкие каменные дома. Неудивительно, что их в их каменных домах, постиг смертоносный крик. Да, от землетрясения, от угрозы воды и огня, их каменные дома, наверно, были лучше чем простые дома, на это и надеялись самудяне. Однако Аллах с легкостью поразил их, оттуда откуда они и не думали ждать беды. Одним криком Он навсегда прекратил их существование в этом мире. (современная наука доказала возможность мгновенной смерти людей от звуков сверхнизкой частоты.) На этом завершается цепочка историй суры Хижр. Из них мы получили множество вразумительных назиданий. В частности совершенно ясно, что для всякого неверного и преступного народа, Аллах к часу истечения его срока жизни готовит унизительную погибель, а верующим Он так или иначе готовит спасение. И в конце концов, им всем будет вручена книга расчета, и каждый получит по заслугам. Это установленный Аллахом закон, то бишь закон жизни. Всякий желающий угодить Аллаху и найти спасение в двух мирах, должен исповедовать Его божественную книгу, Его посланника и жить по их установкам. В следующих аятах, подтверждающих вышенаписанное, приводятся знамения единости Бога Всевышнего Аллаха:
85. Ведь создали Мы небо, и землю, и то. что между ними, только по истине, и ведь час непременно придет. Отвернись же красивым оборотом.
То есть и в небе и в земле, во всем, что между ними – присутствует Истина, но никак ни ложь, ни обман, и не замазывание глаз, и так же нет в них беспутности, бесцельности и беспорядка. Поэтому, все, что на них есть, нужно брать для назидания в справедливости, в милости, в истине, в порядке и для достижения высшей цели, ибо : «Ведь час непременно придет», и все, что было сделано в этом мире будет приведено по истине в книге расчета. В этот неизбежный и неминуемый час Страшного Суда установится истина ! О посланник (асв): «Отвернись же красивым оборотом» и не мучай себя и сердце свое тревогой и заботами, ибо истина найдет свое место.
86. Поистине, Господь твой - Он мудрый творец!
Ведь Он сотворил все сущее и потому не может быть сомнений в их сотворенности в истине. Ведь Он все знает в совершенстве, как Творец знает свои творения.
87. И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран.
«Семь повторяемых» это – сура «Фатиха», или «Отворяющая». В этой первой суре Корана – семь стихов рифмующихся, они читаются более всех всех осталдных аятов. Они читаются в пяти молитвах, в каждом ракяте. От имама Бухари предание : «изрек посланник Аллаха (сав) « Альхамду лиляхи робиль Ааламин – семь повторяющихся, это ниспосланный мне Великий Коран». В изучаемом нами аяте, Аллах подтверждает о ниспослании посланнику (сав) семи повторяемых» многократно читаемых аятов «Фатихи», которая вобрала в себя содержимое всего Великого Корана. И вместе с этим Он указывает на то, что насколько истинны небо и земля, настолько истинен и Благородный Коран, а это суть –великое благодеяние. Благо Корана человечеству стоит выше всех прочих благ Аллаха ему. Поэтому :
88. Не постирай же своих глаз к тому, что Мы дали в пользование их парам, и не печалься за них и преклони крыло твое перед верующим.
Аллах: «Мы низвели некоторые наши мирские вещи людям неверным, и они пользуются, утешаются ими в сем проходящем мире. Ты, о посланник ! Не взирай на них глазами зависти и вожделения, не это достойно тебя. Тебе дан - содержащий в себе счастье двух миров – Великий Коран!» Вот оно счастье достойное подлинного вожделения! И не печалься за них, о посланник (сав) ! Нисколько не печалься, что неверные не исповедуют Тебя. Преклони крыло Твое перед верующими, перед исповедующими тебя, перед теми, которые поверили тебе, будь скромен и прост, и окажи им милость.
89. И скажи: "Поистине, я ведь - только явный увещатель".
О посланник ! Ты открыто обьяви, что ты только глашатай воли Аллаха, извещающий неверных о лютой казни.
90, 91. Как ниспослали Мы на делителей, которые обратили Коран в части.
Здесь сказана не вся фраза, а только намек – специальная форма воздействия на чувства читателя, серия намеков и развязка ! Так два аята выше было сказано о ниспослании семи повторяемых из Великого Корана. В следующих двух аятах обращение к посланнику Аллаха (сав) с некоторыми назиданиями. Затем : низвели тебе семь повторяемых и Великий Коран, как низвели мы прежде (тору и инжель) на делителей (иудеев), которые (теперь) также обратили Коран на части. «Делители, которые обратили Коран на части – это иудеи и христиане. Они свои божественные книги поделили на части и в одну часть верили, а в другую нет. Теперь и Коран они поделили на части и в подходящую им веровали, а в неподходящую нет. Как им в свое время для испытания Мы низвели книгу, так и тебе мы низвели небесную книгу – Великий Коран. Она ни есть какая-то новость, это дело идущее от древности, и людям необходимо верить в нее без отговорок. Но большая часть людей отворачивается.
92, 93. И вот, Господом твоим клянусь, Мы спросим непременно их всех о том, что они творили!
Все неверные будут собраны в час восстания всех мертвых и допрошены дотошно о всех их делах. Господь клянется, что это непременно будет.
94, 95. Рассеки же, как тебе приказано, и отвернись от многобожников! Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников,
О посланник ! Решительно исполни тебе повеленное, доведи до них ниспосланное тебе, да не заботят тебя последствия, все последствия на нас. До ниспослания этого аята, посланник Аллаха (сав) призывал к вере скрытно, но после его ниспослания он выступил открыто, невзирая на лица, невзирая на их речи отвержения. Ибо Аллах говорит, что Он избавляет своего посланника (сав) от всех поношений и насмешек.
96. которые устраивают с Богом другого бога, и потом не узнают.
Аллах указывает, что эти насмехающиеся над пророком (сав), онт ведь и ему Аллаху приписывают соучастников, и скоро они вкусят конечные плоды своих трудов.
97. И знаем Мы уже, что грудь твоя стесняется от того, что они говорят.
Посланник Аллаха (сав) тоже был один из сынов Адама и он не был лишен человеческих слабостей, его сердце стеснялось скорбью когда противники высмеивали и поносили его. Аллах советует своему любимому рабу, что ему впредь надо делать в таких случаях:
98. Прославь же хвалу Господа твоего и будь с поклоняющимися
Итак, вознесение славы Господу и хвалы и поклонение с поклоняющимися облегчает верующих от обид и насмешек неверных:
99. и служи Господу твоему, пока не придет к тебе несомненность!
Смерть – истинна, ее явление неизбежно. Поэтому в этом аяте она названа - «Якын», то есть - истиной. Аллах призывает своего посланника (сав) неизменно служить Ему до самого последнего мгновения явления этой неизбежной истины - смерти.