19 МАРЙАМ
Мекканская - 98 аятов.
Это сура получила свое название из рассказа о Марьям матери нашей и ее сыне Христе представленного в ней. Как и в других ниспосланных в Мекке сур, это сура уделяет главное внимание теме единства Аллаха и вопросам идеологии и убеждений. Единство Аллаха, воскресение мертвых, окончательный расчёт с Аллахом в день Страшного Суда, пути спасения и пути погибели все эти вопросы получают свое благое освещение в этой суре. Участи и доли прежних народов составляют основной сюжет повествования. Сура начинается с рассказа о пророке Закярии (ас) сыне его пророке Ияхье Иоанне. Затем тема переходит к Марьям, матери нашей, именем которой и названа сура и к описанию истории чудотворного рождения у нее сына И Христа и последовавших после этого рождения событий. Далее следует история пророка Ибрахима (ас) его споры с отцом его, несогласие их друг с другом и удаление Ибрахима из отцовского дома. Затем последовательно следуют краткие истории пророка Моисея (ас), пророка Исмаила (ас) и пророка Идриса(ас). Рассказам о этих пророках отведено две третьи от всего текста суры. Цель этого показать полное единство духа пророчеств и полное единство учения всех пророков, конечная цель которых вывести людей из мрака заблуждений всех видов язычества и вывести их на путь подлинной веры и спасения. В суре так же описанные некоторые сцены дня Страшного Суда. Ужас в тот день людей, описываются причины неизведения неверных в адский огонь. В заключении суры еще раз напоминается Богом Всевышним абсолютная невозможность бытия у Него детей и соучастников.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Каф ха йа айн сад
О значении букв следующих в начале суры было уже неоднократно дано разъяснение в первоначальных сурах.
2. Воспоминание о милости Господа твоего рабу Его Закарии.
О Мухаммад (а.с.) это напоминание о милости Аллаха проявленной к рабу и пророку Его Закярие (ас).
3, 4, 5, 6. Вот воззвал он к Господу своему зовом тайным. Сказал он: "Господи! У меня ослабели мои кости, и голова запылала сединой, а я не был в воззваниях к Тебе, Господи, несчастным. И я боюсь близких после меня, а жена моя бесплодна; дай же мне от Тебя наследника! Он наследует мне и наследует роду Йакуба, и сделай его, Господи, угодным". -
Когда человек выпрашивает у Аллаха свое заветное желание сердца, он делает это тайно, голосом сердца вопиющим может быть в отчаянии, и такая молитва вернее всего принимается. Пророк Аллаха Закярия (ас) воззвал к Аллаху таким тайным воплем страждущего сердца. Прежде чем изложить Аллаху свою печаль, он обратил внимание Его на свои годы и телесные немощи, он сказал : «О Господи ! У меня ослабели мои кости», человек у которого ослабели кости он уже ослаблен годами, немощами лет: «И голова запылала сединой». Седина все тот же печальный знак известного конца. «А я не был в воззваниях к Тебе, Господи, несчастным». Когда я взывал к тебе о Господи, Ты внимал мне благосклонно и принимал мои молитвы. Я боюсь близких после меня. Взирая на своих родичей что будут наследовать мне я вижу Господи, что они не истинны. «А жена моя бесплодна». И нет у меня достойного наследника, который наследовал бы мне по истине. «Дай же мне от Тебя наследника!» О Господи дай мне праведного наследника! «Он наследует мне и наследует роду Иакуба» (Иакова)». Да будет он наследовать мне и потомка пророка Иакуба. Здесь цель наследования- наследование пророческой миссии рода Иакуба, наследование божественных знаний, ибо пророческое наследие суть наследие духовное, но не материальное.
«И сделай его Господи угодным».
Важнейший элемент молитвы - просьбы: наследник должен быть угоден Богу Творцу и отцу по крови. По сути этот элемент был предварён всей просьбой молитвы Закярии, он ее основа. Аллах, да святится имя Его, милостиво принял молитву своего верного раба и отвечал ему:
7. "О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа! Мы не делали ему раньше одноименного".
Видно по всему, Аллах воззрел на Закярию (а.с.) высокой милостью. Он даровал ему сына, и не только даровал сына, но и Сам определил ему имя - Яхья (Иоанн), имя исключительное, прежде не бывшее ни у кого. Все это были благословенные знаки явления в мир истинного святого пророка. Столь прекрасному ответу Аллаха Закярия удивился хотя никогда не сомневался во всемогуществе Владыки Своего.
8. Он сказал: "Господи, как будет у меня мальчик: и жена моя бесплодна, и дошел я в старости до предела?"
В этих словах Закярии (ас) проявился чисто человеческое качество его. Известно, что от бесплодной женщины не может быть ребенка, да к тому же и сам Закярия был уже человек ослабевших костей и поседевшей головы. Судя по сложившейся сетуации было очевидно ребенок у этих престарелых супругов не возможен. И тут на горестный вопль сердца ослабевшего раба Аллах явил свою мощь и всесилие:
9. Сказал Он: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня - легко. Я ведь сотворил тебя раньше, а был ты ничем".
Аллах Святой и Славный очень просто и впечатляюще развернул Закярию (ас) к истине: «ты удивляешся рождению дитя от неплодной жены и ослабевшего и поседевшего старика?! Однако, воззри на себя! Неужели сотворивший тебя и явивший тебя из небытия бессилен от твоей бесплодной жены и тебя ослабевшего старика произвести ребенка? Закария! Аллах вселен! Ему все легко и возможно! Услышав могущественный ответ Аллаха Закярия опомнился и только уже для подтверждения услышеного попросил:
10. Он сказал: "Господи! Дай мне знамение!" Сказал Он: "Знамение для тебя в том, что ты не будешь говорить с людьми три ночи, будучи здоровым".
Итак, Закярия попросил Аллаха свершит ему знамения и Аллах дал ему знамение: будучи здоровым Закярия (ас) на три дня лишался дара речи. Таки оно случилось. Относительного этого Ибн Аббас (ра) передает: «Будучи здоровым Закярия (ас) три дня не мог дня говорит с людьми, но когда он возносил хвалу Господу или читал Тору языку у него открывался для речи. То есть Аллах остановил общение Закярйи с людьми и сохранил возможность его общения только с Ним и с Его словом в знак знамения рождения у него ребёнка.
11. И вышел он к своему народу из алтаря и внушил им: "Возносите хвалу утром и вечером".
Итак лишенный возможности общаться с людьми Закярия(ас) служил Аллаху восхвалением Его и чтением Торы. Утром и вечером он выходил из Алтаря и знаками повелевал народу молиться Аллаху. Этим самым он подвигнул народ на благодарность Ему вместе с ним. На этом завершается история Закярии (ас). Далее без предварительного описания рождения Яхьи, без описания его взросления и всего прочего сразу описывается ниспослание ему писания.
12. "О Йахйа, держись писания сильно!" И даровали Мы ему мудрость, когда он был мальчиком,
Аллах призывает Яхью крепко держаться за Св. Писание Тору. Тора была ниспослана Мусе (ас).Эту книгу изучали и по ней жили все последующие пророки, в частности и пророк Закярия(ас) и его сын Яхья (ас). Выражение «И даровали Мы ему мудрость, когда он был мальчиком» ученые богословы понимают так, что Яхье была свыше дарована божественная мудрость понимания всего.
13, 14. и милосердие от Нас и чистоту. И был он богобоязненным. и благим своим родителям, и не был он тираном, ослушником.
И так Яхья (ас)был послушным, богобязненным в законе божием и послушным и милосердным к своим престоарелым родителям, что было для них, несомненно, великим благом и он был отрадой их очей.
15. Мир ему в день, когда он родился, и в день, когда умрет, и в день, когда будет воскрешен живым!
Как говорил Ибн Атий: Аллах пожелал Яхья(ас) мира и благополучия в трех положениях, когда человек бывает наиболее слаб и беззащитен, и наиболее нуждающимся в помощи: при рождении, при смерти и при воскресении из мертвых. Благополучие в такие времена – великое благо от Всевышнего. После завершения рассказа о Закярийе (ас), его мольбе к Богу, о рождение на него и у его прежде бесплодной жены ребенка после представления их сына Яхьи(ас) начинается рассказ еще о более удивительном событии.
16, 17. И вспомни в писании от Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.
И так, о Муххамад (сав) помяни в Коране Марьям, и поведай её чудную повесть:
«Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа».
Проживавшая в Байтуль Мукаддасе в Святом иерусалимском Храме, невинная, богобоязненная, свободная дева Марьям в одиночестве удалилась от своего народа к восточной части Иерусалима. Зачем она туда направилась ведомо только Аллаху Всевышнему, возможно у него было какое-то личное дело свойственное девам её возраста скрываемое от посторонних. Словом, придя на избранное ею место она натянула завесу скрывающую её от народа и осталась одна. И: «Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.» Таким образом архангел Гавриил (а.с.) явился к Марьям в облике прекрасного человека.
Ибо если бы он явился в виде ангела, то Марьям могла устрашиться. Марьям увидела архангела Гавриила(ас), вернее сказать, – незнакомого, постороннего человека, насторожилась:
18. Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен".
Марьям увидела незнакомого мужчину рядом с собой в отгороженном месте уже было пожалела, что сделала завесу и поспешила предостеречь его Богом:» Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного» если ты боишься Бога, то не приближайся ко мне!
Богобоязненный человек когда ему говорится о Боге отстраняется от всякого греха. Архангел Гавриил(ас) был послан Аллахом к Марьям посланником Его , об этом он и возвестил ей:
Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого".
Гавриил сказал Марьям : «Будь спокойна, я не трону тебя, я ведь послан Аллахом к тебе только для того, «чтобы даровать тебе мальчика чистого». «.Это было, конечно ,очень странно и непривычно и Марьям встревожилась ещё болбше.
20. Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей".
Здесь проявилась простая человеческая природа Марьям она изумилась :» Как может быть у меня мальчик» если я невинная дева и меня не касался мужчина? ар.Гавриил развернул Марьям от ограниченной человеческого мировозрения к всемогущей силе и воле Господа миров.
21, 22, 23. Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием". Дело это решено". И понесла она его и удалилась с ним в далекое место. И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: "О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною!"
Сказал ар.Гавриил :» Так пожелал Всевышний, и если даже тебя не касался ни один мужчина и ты невинная дева у тебя будет дитя. Так сказал твой Господь: «Это для Меня –легко» и ты будучи невинной девой понесёшь дитя.|
Я есть Господь Всемогущий. «И сделаем Мы его знамением для людей», то есть : Мы этого ребёнка дадим тебе во знамение людям о могуществе Аллаха, во знамении Его созидательной мощи и во знамение Его великого дела». Люди, конечно, все привыкли к тому , что всё в этом мире происходит согласно установленным природным законам. По этой причине все происходящее здесь он примет или только за естественное или только за принужденное. К этому закону привыкли его глаза и ум, другого он не понимает, однако Всемогущему Аллаху который установливает законы и повелевает ими сделать исключение из закона ничего не стоит Он – Владыка неограниченный! Рождение ребенка от слияния семени мужчины и женщины Аллах сделал всеобщим биологическим законом. Но если даже семя их соединилось ребенок будет зачат если только это будет угодно Аллаху. Многие забывают эту простую и очевидную истину. Чтобы периодически напоминать людям об этом Аллах вдруг творит дело по общепринятому закону невозможное. Некоторым супругам Аллах не дает детей, хотя они этого и желают. Если причиной рождения детей является только слияние мужского и женского семени, то почему же очень многие супруги так и уходят из жизни не родив детей? Точно также хотя невозможность рождения детей от престарелых супругов – зафиксированный закон, однако когда Аллах пожелает Он и от престарелых супругов рождает дитя. Так и случилось с пророком Закярией и его супругой, - это было ясное, демонстративное чудо Господа Миров! Аллах – всемогущ не просто, а абсолютно! Для Него вообще не существует ничего невозможного. Он, если Ему угодно, может произвести дитя даже только от мужчины, так, например, Он от Адама произвел Еву. И наоборот, Аллах мощен только лишь от одной женщины без участия мужчины произвести дитя как Он произвел от матери нашей Марьям Иисуса Христа. Он может явить человека вообще и без участия мужчины и без участия женщины как например, праотца нашего Адама. И так будет в день всеобщего воскресения : из полного видимого небытия придут в видимое бытие абсолютно вне люди! Аллах Всемогущь! На этом покоится вся наша вера! Если поразмыслить, во всех событиях работает причинно-следственный механизм, ибо Аллах построил этот мир на таких основаниях. Но, однако, Ему довольно было сказать «Будь!», и Адам (ас) получил бытие. Но Он так не сделал. Он сначала своими божественными руками придал ему в глине форму человека, а потом вдул в него дух жизни. Так же когда Закярия попросил у Него дитя, Он не сотворил ему дитя прямо из воздуха хотя Ему это было очень легко. Но после того как Закярия возлег со своей бесплодной женой Он допустил, чтобы она понесла. В знамение того , что она понесла от Закярии (ас).
Аллах на три дня лишил его дара речи в общении с людьми. И в конце концов зачатый естественным образом Яхья(ас) родился таким же природным, естественным образом. Точно так же в сотворении Евы из ребра Адама было произведено несколько видимых операций. Теперь давайте вернемся к тому каким образом Марьям мать наша, без участия мужчины понесла во чреве своем. ар. Гавриил явился к Марьям и дунул на нее.
Итак, после того как ар.Гавриил дунул на Марьям, она забеременела Христом и затем удалилась с ним далекое место, потому что для невинной девы еще не вышедшей замуж явиться вдруг перед народом в положениибыло делом неслыханным и беззаконным!
По этому, естественно, Марьям до поры скрывалась от посторонних глаз. Что было дальше знает один Аллах , однако, следующий аят повествует уже о начале родовых схваток у ней.
В тревоге от своей беременности скрывающуюся от всех взглядов деву Марьям настигли родовые схватки. К стыду и к смятению духовному уже прибавились реальные физические боли и мучения и к тому же, в довершении всего неопытная дева МАРЬЯМ БЫЛА СОВЕРШЕННО ОДНА, КОГДА МУЧЕНИЯ УСИЛИЛИСЬ она обхватила крепко ствол пальмы и: сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною». Для невинной девы выросшей во храме и известной всем своим благочестием и божиим страхом, родить ребенка без мужа было страшнее смерти и страшнее страха быть забвенною и забытою. В это время случилась неожиданное, от боли и тревог согласной на смерть Марьям :
24, 25. И воззвал Он к ней из-под нее: " Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей. И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые.
Ученные богословы толкуют этот акт двояко. Некоторые из них выражение : «Из под неё» толкуют: «из под пальмы», а: «воззвал он», толкуют: «воззвал Ангел». Другие ученные толкуют: «Из под нее» как: «из под Марьям», а: «воззвал он», как: «воззвал Христос». Мы присоединяемся ко вторым . И по словам и по духу самого выражения эти оба толкования верны. Однако, по нашему мнению если следовать естественности второе толковани вернее. Да, все это дело от начало до конца исполнено чудес. Известно, что Иисус говорил от рождения. Если мы согласимся, что воззвал к Марьям ангел, то чудесность исчезнет, и рождение пророка превратится в обыкновенное дело. Но если мы скажем, что только, что родившийся младенец воззвал словами, – это будет доказательством явления чуда. И сверх того он еще учит растерянную мать, что ей надо делать: «Не печалься, Господь Твой сделал под тобой ручей». На этом месте не было ручья, Аллах привел воду в ручье.
В нем искупаешься и из него напьешься. «И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые» это тебе, что бы ты подкрепилась. Известно, что для женщины разрешившейся от бремени финики очень полезная пища. Далее Иисус продолжает взывать к матери:
26. Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: "Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком".
То есть подкрепись финиками, испей воды, порадуйся младенцу. Если тебя увидят люди в таком диковинном состоянии могут тебе задавать вопросы, ты же не в коем случае не отвечай им. Покажи им знаками «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком». Скрытая в этих назиданиях мудрость раскроется Марьям только далее.
27, 28. Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: "О Марйам, ты совершила дело неслыханное! О сестра Харуна, не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей".
Мать наша Марьям подняв своего младенца наконец, пришла к своему народу. Народ увидя Марьям с ребенком в руках изумился и тут же приступил к поношениюи осуждению её: «Они сказали: «о Марьям, ты совершила дело неслыханное!» этот крик означал: «О Марьям, что значит этот ребёнок?». Далее народ продолжил: «О сестра Харуна, не был отец твой дурным человеком и мать твоя не была распутницей». На самом деле Марьям не была сестрой Харуна брата Мусы(ас), но была из потомков этого славного человека, поэтому народ называл её сестрой Харуна(ас). «Отец твой Имран не был дурным человеком, и мать твоя Ханна не была распутницей, так как же ты ещё не выйдя замуж уже принесла в подоле ребенка?» вопрошали они, хотя народ не возгласил это прямо, но именно этот смысл подразумевался очевидно и грозно в их словах. Они хотели, они думали, обвинить её в блуде, за которое полагалось побивание камнями. На этом месте открылась Марьям мудрость совета ничего не говорить и она ничего, не говоря, ушла.
29. А она указала на него. Они сказали: "Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?"
Было ясно, что сколько бы не оправдывалась Марьям рассказывая, им правду, они бы ни за что ей не поверили, думая, что она просто выкручивается. Поэтому она ничего, не говоря, указала на младенца Иисуса (ас) как бы говоря: «спросите у него!» Тогда народ ещё больше изумился: «они сказали: «Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?» Младенец в колыбели, конечно же, никогда не говорит. Однако Аллах Всемогущ! Он делает, что пожелает! Младенец Иисус получил дар речи и:
30, 31, 32, 33. Он сказал: "Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я вижу, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным. И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!"
От лежащего в колыбели младенца Иисуса прозвучали не слова младенца, а могучие речи великого пророка! Эти божественные истины выпрямляют и до сего дня все ещё искривленные убеждения об Иисусе (ас). Обратим же внимание на слова Иисуса: «он сказал- Я раб Аллаха». Итак, повторяю «Я раб Аллаха». Я не Бог, я не Аллах, и не соучастник Его, и не один из троицы и даже не сын Его. Я раб Его- я человек! «Он дал мне писание, Аллах дал мне божественную книгу - Евангелие!» Не я эту книги дал! «И сделал меня пророком» Знайте же- я пророк Всевышнего, но не Бог!». «Он сделал меня благословенным, где бы я не был». Куда бы я не пошел Аллах ниспосылает туда свою милость и благословение. Он делает это по своему величию, но не моему желанию. Это угодно только Ему, Владыке славы и величия. «И заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу». И это знак того, того, что я только раб Аллаха, ибо поклонятся Аллаху выплачивать очистительную милостыню обязанность раба божьего. И благость к моей родительнице: Марьям моя мать, она не богиня и не царица небесная, но человек, и я человек. рожденный человеком. Дитя человеческое должно быть милостивым к родителям и я милостив к своей матери. Ведь Аллах: «Не сделал меня тираном, несчастным» Как я милостив к своей родительнице, так я милостив и ко всем людям, тирания и несчастья не от меня. «И мир мне в тот день когда я родился, когда я умру и в день когда буду воскрешен». И Аллах даровал мне мир в трех временах: когда я родился как рождается каждый человек, когда я умру - как умирает всякий человек, и когда я оживу - как оживёт всякий человек в день Страшного Суда. Рожденный как человек не может быть Богом. Иисус рожден стало быть он не может быть Богом. Иисус умрет как человек. Бог не умирает. Стало быть Иисус не может быть Богом. Если мы будем внимательны все выше перечисленные признаки качества посланника Аллаха Иисуса они точно соответствуют признакам явившегося до Христа пророка Яхьи (ас) и тем самым подтверждает, что И. Христос не бог, но только великий посланник Его! Рассказ на этом получает печать. Далее Аллах решительно разрешает запутанный половиной человечества вопрос и категорической форме дает понять кто он И. Христос.
34. Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются.
Другой истины быть не может! Все другие выражают о нем только свое сомнительное мнение. Некоторые из них называют Христа Богом, другие обвиняют Марьям в блудодеянии. Поэтому нужно отвергнуть этих сомнительных и твердо держаться истины Аллаха.
35. Не подобает Аллаху брать Себе детей, хвала Ему! Когда Он решит какое-нибудь дело, то лишь скажет ему: "Будь!"- и оно бывает.
родить ребенка, вырастить его это удел человеческий. Жизнь человеческая коротка если человек не оставит после себя наследника он исчезает во времени, поэтому человек нуждается в наследнике. Бог же вечен. Он не нуждается в наследниках. Поэтому необходимость в наследнике точное указание на слабость и невечность человека. Кроме того при всех его слабостях человек нуждается в наследниках в своих работах, богатствах. Делах. Аллах же Всемогущий в никаких помощниках не нуждается: «хвала Ему!»- чист Он от этого! В любое мгновение времени Он делает все, что пожелает: «когда Он решит какое нибудь дело, то лишь скажет ему: «Будь!» и оно бывает» Какой то исполнитель, помощник, или заместитель Ему абсолютно никак не нужен. Это аксиома- истина не требующая доказательств. Далее следует одно из изречений младенца Христа сказанное им из колыбели:
36. И поистине, Аллах - мой Господь и ваш Господь: поклоняйтесь же Ему, это - прямой путь!
Христос: «Аллах Господь всех нас. В том числе и мой Господь Он не отец мой и не приятель. И я лишь раб и тварь Его. Я исполню рабство и вы исполните рабство ваше: «Это прямой путь!»
37. И разногласят партии среди них. И горе тем, которые неверны, от зрелища великого дня!
Под словом «партии», в этом достословном аяте подразумеваются разногласящие между собой христьянские и иудейские секты. Христиане называют Христа- Богом, Иудеи называют его дитём блуда и вошли они между собой неразрешимое противоречие. Кроме этого христианские секты разногласят ещё между собой о подлинной сушьности Христа. Иные утверждают, что Иисус- Бог Аллах и Он сойдет с небес и уничтожит кого пожелает и оживит кого пожелает и затем снова взойдет на небо! Другие утверждают, что Христос- сын Аллаха, третьи, утверждают Иисус один из святой троицы: Отца, Сына и Святого духа. Четвертые утверждают, что Христос один из богов:- Бога Отца, Божьей матери и Бога сына. Среди них есть и такие которые учат, что Христос - сын человеческий, посланник Аллаха, дух Его и слово Его. Все эти противоречия между сектами подтолкнули христиан созывать вселенские соборы на которых они пытались выработать вариант определения сути Христа. Но ничего ни получилось и до сего дня секты христиан непримеримо противостоят друг другу в своих учениях, и каждая сторона считает остальных антихристами т.е врагами Христа. «и горе тем, которые неверны, от зрелища великого дня !»
38. Как они услышат и увидят в тот день, что придут к Нам! Но обидчики сегодня в явном заблуждении.
По этому хотя они и видят и слышат все, они не назидаются, а именно для этого все мы здесь находимся, сейчас время когда нужно вслушиваться, всматриваться и назидаться, чтобы выправить пути Господние, но увы, они уходят в заблуждении в вечность без покаяния. В день Суда они все, однако все отлично услышат и отлично увидят, но это все уже будет напрасно и бесполезно.
39. Сообщи им о дне скорби. Вот дело решено, а они в небрежности, они не веруют.
О Мухаммад(а.с.) огласи им о дне великой скорби, то есть- о дне Страшного Суда. В тот день будет оглашено высшее божественное решение и всякое дело придет к истине неоспоримой! Да дерзает каждая душа исправиться к этому дню скорби и печали, радости и слез, но покуда они в небрежности, они не веруют. Да очнутся они от сна беспечности, да примут веру спасения!
40. Поистине, Мы наследуем землю и тех, кто на ней, и к Нам они вернутся.
И жизнь земли и всех кто на ней обязательно завершится. И Мы наследуем все, что ни есть, и все люди вернутся к Нам. Это Страшный Суд, это вопли миллионов и миллионов, все дела их будут судимы по истине. Далее следующий аят начинает рассказ о Ибрахиме(а.с.)
41. И вспомни в книге Ибрахима: поистине, он был праведником, пророком.
О Мухаммад(а.с.)! Помяни в Коране о Ибрахиме(а.с.). Он- праведник и в слове и в деле, он посланник Наш. Праведность в Ибрахиме(ас), в его несгибаемой вере и в том, что он подтвердитель многого.
42, 43, 44, 45. Вот сказал он своему отцу: "Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего? Отец мой, у меня явилось такое знание, которое не достигло тебя; следуй же за мной, я поведу тебя верным путем! Отец мой, не поклоняйся сатане: сатана ведь ослушник Милосердному! Отец мой, я боюсь, что тебя коснется наказание от Милосердного и ты будешь близким сатаны!"
В этих четырех достославных аятах отец пророков то есть Ибрахим(а.с.) великий посланник Аллаха, призывает своего отца отвергнуться от рукотворных идолов и служить Богу Живому и Сущему Аллаху. Прежде чем Ибрахим(а.с.) призвал отца к Аллаху ведущему на путь прямой, он вопросом указал ему на ложность его пути: «Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего?» Народ Ибрахима(а.с.), и в том числе его отец, служили и поклонялись мертвым идолам творениям рук своих. Ну ясно как день, что не имеющие духа жизни идолы ничего не могли слышать и видеть и никак не могли внять молитвам лежащих ниц перед ними язычников. И тем более они им ничем не помогли, кому и как могут принести пользу или вред бесчувственные и безжизненные идолы из дерева или камня? Ибрахим своим вопросом напомнил отцу эту очевидную и простую истину. По сути поклонение человека должно быть направленно на кого-то высшего по всем статьям и по возможностям. Только когда он несколько со своего низкого места поднимется на место высокое. Поклонение и служение человека тому, что даже ниже животного, усердие его в том, чтобы добиться его довольства, принесения идолу жертв, все это все равно, что закопать себя в землю, все равно, что объявить себя худшим и низшим, чем эти мертвые деревяшки, то бишь украшенные идолы. «Отец мой, у меня явилось такое знание, которое не достигло тебя». Т.е. отец ко мне пришло откровение от Аллаха. Кто Он, каков Он и как надо служить Ему. Ознакомься же с ним, оно неизвестно тебе. Если вдуматься, Ибрахим(а.с.) обратился к отцу высшей степени почтительно, он не стал ему говорить: о неверный, о язычник, чему кланяешься? Рукотворным мерзостям! И он даже не сказал: «Я посланник Аллаха, возлюбленный Его». Описывая дары Аллаха Ему Он сказал: «Я не говорю эти слова от себя, но на
основании знания, что пришло ко мне». Потому: «следуй же за мной, я поведу тебя верным путем», ибо я знаю то, что не известно тебе. Таким образом в вопросах религиозного знания не имеют значения ни возраст, ни родственные отношения, младший может наставлять старшего и указать ему путь спасения: «Отец мой не поклоняйся сатане»! не ходи его путями, ибо поклонения идолу это то же поклонение сатане. На этот лживый путь толкает человека именно
он. Служащий идолам – служит сатане. Сатана ведь ослушник Милосердному! Как может человек разумный поклонятся врагу Аллаха? Ведь в таком случае человек становится даже хуже и ниже сатаны! Вот именно! Все кто поклоняются не единому Аллаху и живут по своим человеческим правилам все они ниже и хуже дьявола. «Отец мой, я боюсь, что тебя коснется наказание от Милосердного и ты будешь близким сатаны»! То есть: О Отец если ты будешь следовать сатане, то будешь наказан Милосердным, и будешь приятелем сатаны, а это конец ужасный! Так призывал Ибрахим, но его милосердные слова не задевали окаменевшее сердце его отца, язычника. На милосердные призывы сына он дыша великими угрозами ответил:
46. Он сказал: "Разве ты отказываешься от наших богов, о Ибрахим? Если ты не удержишься, я непременно побью тебя каменьями. Удались же от меня и на некое время!"
Т.е. так ты еще бежишь от моих богов Ибрахим?! Ты всё ещё не хочешь им поклоняться?!
Знай же клянусь, если ты не перестанешь их оскорблять и поносить, я непременно побью тебя камнями до смерти! Уйди с моих глаз и подальше и, чтобы я тебя не видел! И даже после таких грозных речей отца Ибрахим не проявыл грубости, но продолжил в своем духе смирения:
47. Он сказал: "Мир тебе! Я буду просить прошения для тебя у моего Господа: ведь Он ко мне милостив.
Говори, что хочешь, мир тебе! Ты это делаешь по незнанию. Я буду просить у Аллаха прощения тебе и чтобы Он вывел тебя из этого мрака незнания к свету спасения, ибо Он был ко мне милостив. Он не отвергал моих просьб, может быть, и на сей раз, Он снизойдет к моей мольбе. Однако, если вы язычники, отвергаете мои призывы и изгоняете меня из своей среды:
48. Я отделюсь от вас и от того, что вы призываете помимо Аллаха. Я призываю своего Господа, может быть, я не буду в призывании своего Господа несчастным".
Итак, Ибрахим: «Я отделяюсь от вас и от ваших идолов, к коим взываете вы, мне нет никакой нужды оставаться среди вас, ибо я поклоняюсь только единому Господу миров, и думаю, я не буду несчастен в своём служении Ему. Богословы выражение: «может быть», сказанное Аллахам всегда трактуют, как «воистину» или «обязательно». После этих слов Ибрахим покинул отчий дом и народ свой неправедный.
49. И когда он отделился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба, и всех сделали Мы пророками.
Таким образом, Ибрахим (ас) во имя Аллаха и Его религии покинул близких и родину, но Аллах не оставил его одиноким. Несмотря на то, что он уже состарился, Он даровал ему наследников Исхака и Иякуба (мир им обоим!). Исхак родился от уже состарившейся до этого бесплодной Сары. А от Исхака родился Иякуб и так продолжился род Ибрахима (ас) Важно то, что все они были божии пророки, как это было угодно Богу. Таким образом вместо своих родичей язычников за своё переселение Ибрахим (ас) получил наследников пророков.
50. И Мы даровали им от нашей милости и сделали язык истины для них высоким.
Итак: Мы им Ибрахиму , Исхаку, Иякубу (ас) даровали от своей милости –– знания блага, истинное служение, а также свободу и счастье в 2х мирах. «И сделали язык истины для них высоким». Они были в своих призывах – правдивы, истины.
Их слово побеждало и люди слушавшие их внимали им и следовали за ними. В последующих аятах представляются Муса, Харун (ас) потомки Исаака.
51. И вспомни в книге Мусу: поистине, он был искренним и был посланником, пророком.
О Мухаммад(сав) помяни в Коране историю Мусы. Он был избран Аллахом из среди людей как пророк, как посланник. Мы привыкли людей через которых Бог посылает Свои откровения людям называть пророками, но по сути пророки бывают двух видов: набий- пророк и посланник. К пророкам набийям приходили откровения от Бога, но Писание не давалось и их призыв к Богу
охватывал не очень большой круг людей. К пророкам расулам, те посланникам ниспосылались от Бога откровения и Писание, их призыв охватывал очень большой круг людей. Муса был пророк в котором совмещались эти два божественного дара, он был и набий и расул, те и пророк и посланник Аллаха.
52. И возвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы.
То есть: воззвали Мы к Мусе(ас) с правой стороны горы Тур. Каким именно образом воззвал Аллах к Мусе описано в предыдущих сурах. В этой суре мы соответственно ее задачам и целям только отметим это. «И приблизили его для тайной беседы». То есть: - Мы приблизили Мусу к
Себе ради спасения людей. Это было сделано для того, чтобы установить с ним связь без посредство ангела. Это в свою очередь показывает как много милости и благости было проявлено к Мусе (ас) со стороны Аллаха
53. И даровали мы ему от Нашего милосердия брата его Харуна как пророка.
Муса (ас) сам просил Аллаха, чтобы Он сделал его брата Харуна пророком при нем. Теперь речь пойдет еще об одном опрыске Ибрахима (ас) его сыне Исмаиле (родоначальник арабов)
54. И вспомни в книге Исмаила: поистине, он был правдив в обещанном и был посланником, пророком.
О Мухммад (сав) помяни в Коране историю Исмаила( ас) . Исмаил(ас) был, несомненно, пророк верный своему обещанию. Однако Измаил (ас) и среди пророков выделялся правдивостью к своим обещаниям. «и был посланником и пророком». Таким образом Исмаил (ас) был пророком и посланником, и призывал народы к спасению.
55. Он приказывал своей семье молитву и милостыню и был у Господа своего угодным.
Итак, в законе веры Исмаила (ас) присутствовали служение Аллаху молитвой и очистительной милостыней, притом специально оговариваться, что его молитвы и милостыни были приняты у Аллаха в виду их угодности. «И был у Господа Своего угодным». Исмаил удостоился высокой чести быть угодным Всевышнему. Далее речь заходит пророке Идрисе:
56. И вспомни в книге Идриса: поистине, он был праведником, пророком.
О Мухаммад (сав) помяни в Коране и Идриса(ас). Он был пророком после праотца нашего Адама(а.с.). Сей муж выделялся своей великой праведностью и был пророком.
57. И вознесли Мы его на высокое место.
Мы высоко оценили его и вознесли на высокое место.
Да, прежде ходили по земле такие люди высочайшего духа! Далее в аятах речь заходит о тех кто пришли на смену вышеперечисленным и пошли по путям мрака и губительных заблуждении.
58. Это - те, кому даровал Аллах милость, из пророков из потомства Адама и из тех, кого Мы носили вместе с Нухом, и из потомства Ибрахима и Исраила, и из тех, кого мы вели прямым путем, и кого Мы избрали. Когда им читаются знамения Милосердного, они падают ниц, поклоняясь и плача.
В этом аяте упоминаются все пророки после Адама – благочестивые, благоверные, ходившие путями прямыми Господа своего. Упоминаются из истории человечества - эпохи достойной внимания. Времени явления в мир Адама и явления в мир человечества как такового, ниспослания Адаму(ас) и его потомкам первых повелений и откровений и из тех кого Мы носили вместе с Нухом (на Кавчеге). Особо упоминается время, когда невзирая на то, что 950 лет Нух (ас )призывал народ к вере, он не уверовал кроме очень и очень немногих, но последовал путям зла, за что и был уничтожен мировым потопом. После чего Аллах вывел из рода Нуха (ас) и немногих других, новый человеческий род. «И из потомства Ибрахима и Исраиля», Как говорилось выше Ибрахим (а.с.) считается отцом всех пророков после него. Иаков (Иякуб) праотец сынов Израиля из которых вышло много пророков. Еще от одного сына Ибрахима (ас) Исмаила вышел великий пророк Мухаммад (а.с.) Это были люди высочайшего духа, чистого богобоязненного сердца. Когда им читались аяты их Господа, они падали ниц со слезами на глазах от избытка благочестия. Да, они были удостоены такой высокой, счастливой судьбы! Однако:
59. И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями, и встретят они погибель.
После тех которые падали ниц в слезах от слов Аллаха Милостивого, пришли на землю люди которые избрали себе путь всех мерзостей земных, которые избрали себе все пути погибели. Эти люди погубили молитву, это было их решающее преступление – это очевидно из этого аята. Человек который с молитвой не поклоняется Всевышнему, он очень быстро превращается в человека для которого грехи уже не существуют. Такой человек без тормозов может пойти на любой грех. Поэтому в аяте после упоминания о загубленной молитве идут слова о нашествий страстей. Чего возжелали их страсти – то они и совершали и самые известные человеческие страсти – это алкоголь, разврат, и предание себя всем видам излишества. Да, человек лишенный молитвы только это и может делать. Бросающий молитву- становится рабом страстей, раб страстей вступает на путь заблуждений. Путь заблуждений- это путь верной погибели. Однако Аллах тем не менее по милости своей дает еще им возможность одуматься и покаяться.
60. Кроме тех, кто раскаялся и уверовал и творил доброе, - эти войдут в рай и не будут обижены ни в чем, -
Если кто оставит молитву и предасться своим губительным страстям, но потом одумается и раскается чистым раскаянием и окончательно и твердо вернется на путь спасения Аллаха, и примет веру, и будет верующим творящим только добро, то он не будет притеснен, ибо Аллах Милосерд и Прощающь! Войдут:
61. в сады вечности, которые обещал Милосердный Своим рабам втайне; поистине, Его обещание совершается!
Они не войдут в рай простой, но они войдут, как написано в оригинале, в рай Аден. Аллах заповедал этот рай своим благочестивым рабам. Не бывает, чтобы обещание Господ миров не сбылось. Этот рай Аден - он рай высший!
62. Не слышат они там пустословия, а только: "Мир!" Для них там - удел и утром и вечером.
Этот рай столь высок и блажен, что счастливые обитатели его вовек не услышат там никакого дурного слова. Они услышат там, только слова мира, приветствия, благовестия, радости, и счастья. Обитатели Адена будут получать не только духовные дары, но и материальные по своим пожеланиям. «Для них там – удел и утром и вечером».
63. Это - сад, который дадим Мы в наследие тем из Наших рабов, кто богобоязнен.
То есть они получат там воздаяние по своей богобоязненности наследие прекрасного, райского Адена. Иначе говоря этот высший рай – он весь их, никто кроме них ни вкусит от его даров. От Имама Бухари (ра) от Имама Ахмада ибн Ханбала от имама Тирмизи, Имама Насои и от других известных муххадисов передается: «Однажды посланникуАллаха (сав) задержалось ниспослание Аята от Аллаха больше обыкновенного. Тогда посланник Аллаха (сав)с нетерпением ждал откровения. Когда наконец
ар.Гавриил явился к нему посланник Аллаха (сав) спросил его: «О Джабраил почему ты задержался на сей раз дольше обыкновенного? Какая причина этого?» И в ответ на этот вопрос посланника Аллаха ар.Джабраиль прочёл следующий аят прозвучавший так с его языка.
64. Нисходим мы только по повелению Господа твоего, Ему принадлежит то, что пред нами и что позади нас и что между этим. Господь твой не забывчив!
Таким образом: -О Мухаммад (сав) я не могу сходить по своей воле: «Нисходим мы только по повелению Господа твоего». Когда придет повеления, тогда и приходим к тебе. Если повеления нет, стало быть, будем ждать его. Все происходит только по повелению Аллаха. «Ему принадлежит то, что пред нами и что позади нас и, что между этим». И прошедшее время и грядущее время и настоящее все, что ни есть его во всеенной принадлежит Аллаху, только Он распоряжается о всякой вещи и более никто. Несмотря на то, что я приближенный к Аллаху ангел, в этих делах ничего кроме того как ждать повеления Аллаха я не имею права: «Господь твой не забывчив». Он никогда, нигде, ничего не забывает, этого просто не может быть! По этому если я не являюсь к тебе, то ты не торопись, Господь Твой лучше всех знает когда ниспослать тебе откровение.
65. Господь небес и земли и того, что между ними. Поклоняйся же ему и будь терпелив в поклонении Ему! Разве ты знаешь Ему соименного?
Господь Он – Господь небес и Господь земли и Господь всего, что между ними. Нет ничего сокрытого от Него! А если так: «Покланяйся же Ему и более никому! Как мы уже говорили об этом неоднократно служение Алаху в Исламе не ограничивается лишь исполнением верующими только духовных обязанностей как: зикр, чтение Корана, молитвы, исполнения поста, паломничества, выплаты закята, но абсолютно вся жизнь верующего во всех её проявлениях без исключения, работа, намерения, старания – все они есть служение Аллаху. А если все это – служение Аллаху, то эту службу надо выполнять в полном соответствии с повелением Его. Ну, конечно же, это не так легко и просто. Чтобы прожить жизнь согласно Алаху во всех ее проявлениях нужно проявить очень большую волю, желание и стремление. И притом, чтобы все было сделано искренно по высшему счету, а не как нибудь, тяп, ляп, для отвода глаз. Поэтому в аяте говорится после призывак поклонению: «И будь терпелив в поклоненииЕму!» Да только тогда когда человек с терпением послужит Ему и всю жизнь проживёт согласно заветам Его, только тогда он достигнет высшей цели.
«Разве ты знаешь Ему соимённого?» Конечно нет! Он - вечен! Он – место и время! Он –всё Сущее! Он – Бессмертие! В суре были упомянуты истории пророков в духе назидания. Одна из целей этих повествований показать, что Аллах Всевышний умершвляет и оживляет, что день Страшного Суда и восстание всех мертвых великая истина! В последующих аятах предваряя возможные вопросы неверных на эти темы даются ясные категорические ответы.
66. И говорит человек: "Разве, когда я умру, я буду изведен живым?"
Это вопрос неверных показывает их полное отрицание возможности этого события. Этот вопрос был задан совсем не для этого, чтобы узнать возможный ответ на него, а для того, чтобы продемонстрировать свое полное недоверие в это оживление. То есть каким это таким образом после своей смерти я вновь живым вдруг выйду из могилы? Ответ дается в полном соответствии вопросу:
67. Разве не вспомнит человек, что Мы сотворили его раньше, а был он ничем?
Неверные не могут поверить в то, что они оживут после своей смерти. Они отрицают что в некий день они будут подняты живыми из своих могил. Да пусть далеко не удаляясь неверный посмотрит на себя:- где были до этой жизни он и его родители? Их не было в природе вообще! Никто о них ничего не знал! Итак, этих никому неизвестных до этого людей, неизвестных абсолютно, и сегодня отрицающих саму возможность восстания из мёртвых кто привёл из небытия в бытие?
68. И Господом твоим клянусь, Мы соберем их и диаволов, потом Мы соберем их кругом геенны на коленях.
Если неверные отрицают возможности восстание из мёртвых пусть они останутся при своём мнении. « И Господом Твоим клянусь Мы соберём их и дьяволов». Обещания Аллаха неизвестно сбывается да ещё тем более обещания Его с клятвой на своём имени. Неверные сомневаются в оживлении мёртвых в то время как в день Суда Аллах соберёт вместе с ними и дьяволов. Многие люди в этом мире ходили и жили по воле сатаны и стали неверным, а в день всеобщего сбора они и люди и дьяволы будут собраны вместе: «потом Мы соберём их кругом геенны на коленях». День последнего сбора всего человечества не кончится только тем, что люди будут собраны на одном мести. Цель оживления мёртвых и сбор людей имеет цель судить каждого и всех, и соответственно наказать и вознаградить. Неверные которые сегодня отрицают оживление всех и мёртвых вмести со своими дьяволами будут собраны в день Суда и вот тогда будут вопросы и ответы. Им будет объявлено решение божественного возмездия соответственно этому решению, они –униженные и несчастные на коленях будут поставлены вокруг пылающей генны той самой в которую они затем войдут и они будут в ужасе взирать на неё
69. Потом Мы извлечем из каждой партии, кто из них был сильнейшим ослушником против Милосердного.
Какое ужасающее зрелище какая панорама! Неверные восставшие против Аллаха и их дьяволы униженные на коленях стоят вокруг геенны адской. Геенна огненная завывает пылает огнем готовая поглотить всякого входящего в нее. Все стоящие вокруг знают, они обречены войти в этот бесконечный, неописуемый ужас и гореть там. Им только неизвестно в каком виде они будут низвергнуты в нее. И вот в этот страшный момент будет извлечен из каждой группы неверных самый мятежный бунтар и вождь неверия . «Потом Мы извлечом из каждой партии, кто из них был сильнейшим ослушником против Милосердного». Итак, вождь неверных предводитель их не будет любезно приглашён, так сказать, ко входу в завывающую пещеру огня, но будет безжалостно вырван из среды прочих несчастных, и повержен в пропасть огненную как какое нибудь полено. Таким образом все неверные вмести с их дьяволами соблазнителями поставленые на колени вокруг огненной пропасти каждый соответственно его грехам будет безжалостно брошен туда, куда упасет нас Аллах попасть хотя бы на мгновенье. И пока последний несчастный не будет брошен в огонь, ожидающие своей очереди оставшиеся будут слушать и смотреть как лютые мучители адские пытают уже введенных.
70. Потом - ведь Мы лучше знаем про тех, кому больше надлежит там гореть.
Воистину Аллах Единый и Могущественный, Он лучше всех знает в какой степени должен гореть каждый грешник.
71. нет среди вас того, кто бы в нее не вошел; для твоего Господа это - решенное постановление.
Относительно этого аята ученые богословы имеют два мнения. Это расхождение мнений произошло из-за слова «вошел» - «варид» в оригинале. Это слово используемое в разных случаях может иметь разный смысл. По сути глагол «варид» обозначает «приближение» к воде или - взятие воды, но если оно используется в других смыслах, то оно может означать вхождение. Ученые принявшие смысл «входит» понимают этот аят : «нет среди вас того кто-бы в неё не вошел» - то есть абсолютно все люди должны войти в адский огонь. Эти ученые считают, что все люди и верующие и не верные должны хотя бы один раз войти в ад. Только верующие войдут в адский огонь и без всякого вреда для себя выйдут из него, а неверные войдя в огонь ада останутся там терпя великие лишения и мучения. Вторая группа богословов считает, что здесь необходимо слову «варид» дать его исконное значение «приближаться». Они считают, что давать этому слову смысл «входить» нет никаких основании. Они говорят, что Аллах в этом аяте хотел сказать: «вот эти, они удалены от ада, они и голоса его не услышат». А поэтому этот аят должен читаться: «нет среди вас того кто-бы к нему не приблизился». И это приближение верующего к адскому огню будет тогда, говорят они, когда все люди будут проходить над пылающей бездной ада по тонкому как волос мосту. Верующий благополучно перейдут его, приблизившись к аду, а неверные поставленные на колени вокруг ада, т.е. приближенные к нему, будут соответственно своим грехам низвергаемы один за другим в адский огонь. Мы так же присоединяемся к этому мнению. Следующий аят подкрепляет это мнение.
72. Потом Мы спасем тех, которые были богобоязненны, и оставим обидчиков там на коленях.
Один из известных толкователей Корана Имам Байзавий считает, что этот аят по своему содержанию является аргументом того слова «варид» предыдущего аята и поэтому он означает не «входящий», а «приближающийся». Т.е: «Сначала все приблизятся к геенне вокруг которой они будут стоять на коленях и потом Мы спасем тех, которые были богобоязненны и оставим обидчиков там на коленях». Те неверные, которые будут поставлены на колени вокруг адской геенны, насмехались над верующими.
73. А когда читаются им Наши знамения ясно изложенными, те, которые не веруют, говорят веруюшим: "Какая из двух партий лучше по своему положению, прекраснее по составу?"
Когда читаются неверным ясные аяты откровений Аллаха призывающие к вере в Него, они, все меряющие на свой аршин говорят верующим: «Какая из двух партий лучше по своему положению, прекраснее по составу?» Как известно все люди делятся на две группы: верующих и неверующих. Итак, говорят они - смотрите какая из этих двух групп проводит свои собрания роскошней и представительней, верующих или неверующих?! Неверующие - они несравненно выше достатком и благо денствием. Высокое положение, суд, сила и мощь в их руках, все их собрания проводятся в демонстративной роскоши. У верующих ничего этого нет и в помине. У них нет ни высокого положения, ни богатств, ни силы. На их собраниях по отсутствию средств только читается Коран и божественные назидания. Итак, скажите же чья группа выше и лучше по своему составу? Такова сравнительная идея неверных, такова их мера. Однако такие неверные были и раньше, они таковые и теперь. Суть неверных никогда неменяется. Неверный он всегда неверный!
74. А сколько мы погубили до них поколений, которые были прекраснее и по устройству и по виду!
О сколько Мы погубили неверных в прошедшие эпохи, более могущественных по мощи и богатствам! Неужели же этих надменных богачей слабейших чем те первые, Мы не сможем бросить в след первым туда же ?
75. Скажи: "кто находится в заблуждении, пусть Милосердный продлит ему предел". И когда они увидят то, что им было обещано, либо наказание, либо час, то узнают они, кто хуже по месту и слабее войском.
О Мухаммад (сав) скажи этим надменным и превознесенным которые насмехаются над верующими: «Мы считаем, что мы истины, а вы в заблуждении, вы же уверенны, что вы истинны, а мы в заблуждении, и мы и вы твердо держимся за свои убеждения. В таких случаях дело всегда передается на верх, так давайте передадим наше дело Аллаху Всевышнему: «Кто находится в заблуждении, пусть Милосердный продлит ему предел», т.е тому кто из нас находится в заблуждении пусть Аллах даст отсрочку. Пусть Он продлит его жизнь и его нынешнее положение, и «Они увидят то, что им было обещано, либо наказание, либо час, тогда узнают они, кто хуже по месту, и войском ». И вам и нам ясно, что ушедших в заблуждение ждет погибельный конец. Таким образом кто из нас будет в заблуждении, того в этом мире ждет наказание или позор в день Суда.
76. А тем, которые шли по прямому пути, Аллах умножит водительство. А пребывающие благие деяния - у Господа твоего еще лучше по награде, лучше по воздаянию.
Таким образом, для идущих по прямому пути Аллах увеличит свое руководство и обнажится истина, кто был на прямом пути, а кто заблуждался. Аллах подлинную ценность человека не отмечает богатством, должностью, положением, на собраниях или внешним видом, но:
«А пребывающие благие деяния- у Господа твоего еще лучше по награде, лучше по воздаянию». «Имам Бухари и Имам Муслим. да будет над ними милость Аллаха, от Хабаба ибн Арта передают» «Он рассказывал: «Я был кузнецом. Осс ибн Воил был моим должником. Пошел я к нему за долгом. Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом пока не отречешься от веры Мухаммада (сав) долга не получишь! Он добавил ещё: !Если я умру и оживу заново, я уже буду богаче и многодетнее вот тогда и верну тебе долг». После этого Аллах ниспосал аяты:
77, 78. Видел ли ты того, кто не веровал в Наши знамения и говорил: "Конечно, мне будет даровано и богатство и потомство!" Разве он узнал про сокровенное или взял с Милосердного договор?
Почему же до такой степени с уверенностью он говорил: «Конечно, мне будет дарованно и богатство и потомство?» Чтобы так уверенно говорить надо иметь внушительные основания. Или он знал сокрытое? Неужели ему дали знать из сокрытого, что он будет в будущем богаче и многодетнее? А если он не знает сокрытое, может быть у него есть еще какое то скрытое основание? «или он взял с Милостливого договор?»
79. Так нет! Мы запишем то, что он говорит, и протянем ему наказание усиленно!
Нет, сокровенного он не знал! И не договаривался с Милостивым. Все его речи- только насмешка, он насмехался над верой Ислама: «мы запишем то, что он говорит» и тогда это конечно же не забудется. И в день Суда придётся к месту. И тогда: «протянем ему наказание усиленно!» которое не прекратится.
80. Мы унаследуем от него то, что он говорит, и придет он к Нам одиноким.
Мы наследуем то, что надеялся получить в грядущем не верный: богатства обильные и детей многих. После нас уже никого не будет, не останется. Уже разлученный от всех своих достояний и детей, он придёт к нам одиноким, и Нам будет известно о чем с ним говорить. Только забывая о своём таком возвращении в одиночестве к нам неверные:
81. И устроили они себе помимо Аллаха других богов, чтобы они были славой для них.
Отвергающие откровения Господа своего язычники взяли себе богами идолов и их посредством надеялись получить богатство, славу и многочисленное потомство. Так смогут ли идолы язычников исполнить пожелания поклонников своих?
82. Так нет! Отвергнут они их поклонение и окажутся для них противниками.
В день Страшного Суда лжебоги язычников отвергнут все притязания их, что они служили им. «Мы не говорили им, чтобы они служили нам»- скажут они оправдывая себя. Лжебоги язычников «окажутся для них противниками». Они будут свидетельствовать против них.
83. Разве ты не видел, что Мы послали диаволов против неверных, чтобы они их усиленно подстрекали?
Дьяволы оседлали неверных, они постоянно подстрекают их на мерзости запрешенные Аллахом.
84. Поэтому не торопись против них; Мы считаем для них счетом.
Не торопись с казнью язычников и неверных. «Мы считаем для них счетом» ,Мы ведем скурупулезный подсчет жизни их и дней и часов, ведем счет их грехам.
85, 86. В тот день, когда Мы соберем богобоязненных к Милосердному чтимым посольством и погоним грешников в геенну, как стадо на водопой,
Эти два аята открывают положение в День Суда неверных и верующих . В этот день придут верующие к Милостивому как высокие достопочтимые гости. Неверных же страждущих жаждой как стадо животных погонят в бойну огненную как на водопой, тогда:
87. не получат они заступничества, кроме тех, кто взял с Милосердного договор.
В день Страшного Суда никто не сможет ходатайствовать или воспользаваться чьим то ходатайством кроме тех, кому позволит Аллах ходатайствовать по своему завету. В следующем аяте раскрывается еще один великий и гнусный грех язычников.
88. И говорят они: "Взял Себе Милосердный сына".
Неверные и язычники по разному представляли это дело по отношению Аллаху Всевышнему. Иудеи говорили, что
Узаир сын Аллаха, а христиане говорили, что Христос сын Аллаха. Язычники и рабы утверждали, что ангелы дочери Его. О народ неверный ! О язычники !
89. Вы совершили вещь гнусную.
От этих ваших гнусных слов:
90, 91, 92. Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, горы пасть прахом оттого, что они приписали Милосердному сына Не подобает Милосердному брать Себе сына.
Ибо Он не нуждается в нем, это не свойственно Его природе. Милосердный Единый, Живой и Сущий!
93. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб;
То есть в день всеобщего воскресения все, в том числе говорившие : «Аллах имеет сына» придут пред Аллаха рабами Его.
94. Он перечислил их и со - считал счетом.
Не будет среди них никого кто бы остался вне счета :Его.
95. И все они придут к Нему в день воскресения поодиночке.
При них уже никто не будет не помощником, не защитником, не посредником, и не будет ни родичей, ни детей, ни друзей, и ни служителей:
96. Поистине, те, кто уверовал и творил добрые дела, - им Милосердный дарует любовь.
И обретут они обещанное им по завету счастье неописуемое.
97. Мы облегчили его для твоего языка, чтобы ты мог радовать им богобоязненных и предостерегать им людей упрямых.
Коран легок для чтения и донесения до разума людей.
98. А сколько Мы погубили до них поколений, - разве чуешь ты хоть одного из тех и слышишь от них шорох?
О нет, невозможно их уже ощутить, невозможно их услышать. Желающие спасения да возьмут их себе в назидание верное.