21 АЛЬ-АНБИЙА' "ПРОРОКИ"
Мекканская - 112 аятов.
Слово «Анбия» переводится с арабского : «пророки». Аллах Господь Всевышний ведёт в этой суре повествование о многих пророках и частности о: Ибрахиме, Дауде, Сулаймане, Исхаке, Иякубе, Луте, Нухе,Айюбе, Исмаиле, Идрисе, Зулькифле, Зунунуне, Закярии, Мусе и Мухаммаде (сав), Мир им всем от
Аллаха! Вот по причине упоминания имён стольких пророков это сура и получила название: «Пророки». Как и в остальных мекканских сурах в ней затрагивается главный вопрос религии– вопрос идеологии и главные вопросы с ней относящиеся. Это вопросы- единства Аллаха, пророчества, воскрешения всех мертвых в день Страшного суда. Решение этих вопросов увязывается канону религии, ибо исламе вопрос идеологии напрямую крепко привязан к практическому бытию людей. Нуждающийся в идеологии человек живёт в настоящем и является его составной частью. По этому так важно человеку увидел небо и землю и всё что между ними и уразумел, что всё это приведенно к бытию не напрасно, но с определенной целью. В мире жило и живёт великое множество всевозможных живых творей и жило и живёт множество народов и племен, языков и наречийй. В суре подчёркивается, что в основании явления и животного мира и рода человеческого и явления к последним пророков стоит один и тот же Творец - Господь миров Аллах. Что в основании всех законов божиих и всех пророков стоит единый Бог контрастно видно из повествования о пророках. Истории бывших народов и пророков к ним посланных должны являться не скудеющим вечным родником спасительного назидания и предостережения всех людей мира. Истории прежних народов необходимо изучать и делать выводы, усвоить все ценное и отбросить ошибки. В Коране этой теме удаленно особое внимание, и история пророков, в этом смысле, освещается со всех точек зрения. Сура начинается с напоминания о том, что день Страшного Суда и расчёта с людьми приблизился, но люди живут в глубочайшей беспечности об этом важнейшем и фундаментальном событии в истории вселенной. Далее тема переходит на тех которые религию и пророков объявляли ложью. Высказывается сожалению тому, что люди видя и зная почему погибли древние народы, тем не менее остаются далёкими от извлечения назидания из их примера. Напоминается, что если сегодня их вдруг внезапно постигнет погуба они запросят помощи. Обращается внимание на знаки безграничной мощи Всевышнего и в окружающей природе и в самом человеке. Описываются интриги язычников против посланника Аллаха (сав), их насмешки и издевательства над ним, напоминается, что такие дела язычников во все времена кончались для них катастрофой. Затем следуют краткие и подлиные истории вышеупомянутых славных пророков соответственные целям этой суры сначала следует подробная история Ибрахима(ас), ибо между его народом и народом Мухаммада(сав) есть большая схожесть. Даже арабы язычники вступившие против посланника Мухамада (сав) говорили. что они из народа Ибрахима (ас). Заключает суру панорама дня Страшного суда в которой будет возглашена конечная участь рода людского.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
1. Приблизился к людям расчет с ними, а они небрежны, отвращаются.
Приблизится к людям день Срашного Суда и приблизится расчет с ними. Учённые богословы считали, что само явление посланника Аллаха Мухаммада (сав) есть знак необычайной близости дня Страшного Суда. Ибо он - «печать пророков» и после него уже пророков не будет, нобудет явление дня всеобщего воскресения . Вместе с тем есть такое выражение : «Каждый приходящий - он близок». То есть- всё что ожидается оно является быстро. Самое великое ожидаемое, это - день Воскресения, ибо умершему уже ничего ожидать кроме явления его. Вот это вот всё призывает каждого человека к осторожности:" к готовности взять в руки книгу расчёта в день Суда в наилучшем для себя положении, когда благих дел у него будет больше чем злых.
«А они небрежны , отвращаются». Да, люди живут в какой то непостижимой глубокой беспечности, им фактически нет никакого дела ни до дня Страшного Суда, ни до книги расчёта . Они отвернулись от руководства Господа,от Его посланника (сав) и Его книги.
2, 3. Не приходит к ним никакое новое напоминание их Господа без того, чтобы они не прислушивались, а сами забавлялись с беспечными сердцами. И тайно беседовали те, которые были несправедливы: "Разве это человек, подобный вам? Неужели вы будете творить колдовство, когда вы видите?"
Позабыв о дне расчёта , люди ходят в беспечности , в то время когда уже явилось предупредительное напоминание Аллаха. - Славный Коран, - но люди слушая его забавляются. Эти их забавы во время чтения напоминания - говорят о том. что они считают его делом пустым, не достойным внимания. В то время как каждое слово Всевышнего исполненное многогранного смысла должно было восприниматься ими с великим уважением как лекарство от смерти ведь на самом деле оно ведь таковым является! Язычники же и неверные когда свершилось ниспослание Корана даже не подумали оставить свои забавы . Не подумай читатель , что может быть они внимательно слушали лишь внешне забавляясь , нет они : " забавлялись с беспечными сердцами " Внешне – забавы, внутренне – беспечность! И в обеих положениях никакого внимания к спасительному слову Аллаха. Это потому что они люди испорченные. Они вообще не веровали в посланника Аллаха(сав) и всегда творили зло. Эти последние между собой : «Разве это не человек , подобный нам? Неужели вы будете творить колдовство, когда вы видите?» Мухаммад (сав) точно такой же человек как и мы все. Как он может быть пророком?! Все его слова - колдовство ! Вы его действия можете видеть потому как бранятся и сорятся муж с женой и отец с сыном. Неужели видя все это вы последуете за ним? В ответ на эти слова язычников посланник Мухаммад(ас) положился на Аллаха Великого.
4. Сказал он: "Господь мой знает речи в небесах и на земле; Он - слышащий, знающий".
Мухаммад(ас) напомнил, что Аллах Всевышний наилучший из слышащих все речи земные и небесные. Отсюда следует, то. что и все тайные беседы неверующих Аллах прекрасно слышит и воздаст им по «чести». Творящие неправое от аятов Корана пришли в большое смущение. Они несмотря на то. что отвергали Коран прекрасно понимали. что эта книга совсем не простая. Зачастую они лишались дара речи услышав очередной аят Корана раскрывающий их тайны. Но в виду своей истинной неверности они силу воздействия Корана силились объяснить другим. Они не удовлетворились объявлением Корана - колдовством, потому что в Коране было много такого чего не было и не могло быть в колдовстве. И они пораженные этой необъяснимостью Корана пускались во все тяжкие.
5. Да, они сказали: "Пучки снов! Да, измыслил он его облыжно! Да, он поэт! Пусть же он придет к нам со знамением, как посылались первые!" Не уверовало до них ни одно селение, которое Мы погубили; неужели же уверуют они?
Эти неправедные о Коране из которого читал им посланник( Аллаха (ас), говорили: «Пучки снов!» - то есть –то. что Мухаммад(ас) выдает за откровения Аллаха. все это он видит в своих бессвязных. путанных снах. И говорили: «Да измыслил он его облыжно!», то есть то. что он выдает за откровения Аллаха он просто напросто выдумывает, когда ему делать нечего! И еще они говорили: «да он - поэт!» Это потому что аяты Корана похожи на стихи. И в конце концов : если он выдает себя за посланника Бога Всевышнего и Коран действительно от Него то : «Пусть же он придет к нам со знамением, как посылались первые!» Первые пророки для подтверждения своих полномочий демонстрировали неотразимые чудеса. Если Мухаммад(ас) есть истинный посланник Аллаха, то пусть он продемонстрирует неотразимое чудо, потом мы в него уверуем. Аллах Всевышний на эти их предложения ответил: « И до них те селения которое требовали знамения великого после представления такого знамения никак не уверовали. Не веруя в знамения Аллаха явленные по земле, отвергая пророка Его, и Его книгу, требовать великого знамения это знак законопреступников. Если им даже предъявить великое знамение которое они желают видеть, то и тогда они не уверуют. От этих людей не возможно ждать чего-то хорошего и доброго , они добьются того, чтобы они все были в конце концов уничтожены ! Прежние народы прошли сей мир точно такими же. Когда им было показано великое знамение они надменно не уверовали и: «Мы погубили их». Всех их мы погубили одним всеобщим губительным возмездием. демоне грации. И эти язычники требуют от пророка Мухаммада (ас) демонстрации великого чуда как это демонстрировали прежние пророки. Но дело в том, что прежние народы требовавшие великих знамений, после демонстраций этих знамений- так и не уверовали . «Не ужели же уверуют они?». Нет, и эти не уверуют. О Мухаммад,(ас) не переживай за их слова.
7. И до тебя Мы посылали только людей, которым внушали; спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!
Язычники говорят: «Этот Мухаммад (ас) такой же человек как и мы, и отрицают что он может быть пророкомбожиим. Мухаммад(сав) не первый пророк, но «печать пророков!». До него было множество пророков, так кто они были? Люди или ангелы? «И до тебя Мы посылали (пророками) только людей, которым внушали».
Все первые пророки были люди как и Мухаммад (ас). И им посылались откровения как и ему. О язычники! «спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!». О язычники, уверяющие, что человек не может быть пророком, спросите у людей Писания кем были прежние пророки людьми или ангелами и они вам раскроют эту истину.
8. Мы не делали их телом, не вкушающим пищу, и не были они вечными.
Мы не давали ни одному пророку такого тела которое бы обходилось без пищи. Все они имели тело и все они вкушали пищу. Стало быть все были люди! А если они люди- они не вечны, они умрут. Да, все пророки были люди. И то. что они люди а не ангелы,- это божественная мудрость. К людям могут посылаться только пророки люди. Если к людям пророками посылались не люди, - это противоречила бы простой логике. Если бы явился к людям пророк ангел, то те, которые ныне отвергают пророка человека, скажут: «как это к людям пророк ангел?» По этому Аллах всегда посылает к людям пророком только человека. И эти люди пророки от чистого сердца исполняют свои пророческие обязанности среди людей, как это велит им Аллах.
9. Потом оправдали Мы обещание им и спасли их и тех, кого желали, и погубили преступающих.
Обещание своё пророкам Аллах исполнил. Эти пророки и все последовавшие за ними получили спасение и победу. Преступающие же законы божии и отвергающие божественное руководство все они были погублены. Таков мировой обычай Всевышнего. Пусть же нынешние неверные возьмут себе это в назидание. Далее Аллах обращается к арабам к жителям Мекки:
10. Мы ниспослали вам писание, в котором - напоминание вам, - неужели вы не уразумеете?
Мы ниспослпели вам Коран. В нем есть напоминание вам, ваша слава и ваша честь. Вразумитесь же! После того как арабы вразумились и начали жить согласно напоминаниям и обетованием Корана великого весь остальной мир начал поминать их. До ниспослания им Корана никто о них не вспоминал и не думал. С великим Кораном арабы решительно вошли в историю человечества как основатели арабо-исламской единобожной цивилизации. И все это благодаря исключительно откровению Аллаха- Св. Корану! Когда арабы начали отвращаться от Корана и от жития по нему и народы мира стали отворачиваться от них, ибо арабы потеряли свое особое достоинство. После отдаления от Корана арабы уже ничего не могли предложить народам мира. Да, арабские народы неразумно отклонившись от святой стези Корана последовав земным учениям и философиям погубили себя. Если арабские народы хотят вернуть себе славное имя и своё достоинство они должны вразумиться и вернутся на святую стезю Корана и житию по нему.
11. Сколько сокрушили Мы селений, которые были неправедны, и воздвигли после них другие народы!
«Косамна» переведённая как «сокрушили» оно ещё кроме значения «сокрушения» и еще имеет смысл: страшной погибели. И город и деревня рождаются растут и развиваются своим чередом. Но если кто из них вступит на путь неправедный, то Аллах сокрушает его до основания ввергая в пучину погибели. Из этого уже можно сделать вывод до какой степени ненавистно Аллаху неправедность народов. Учённые богословы говорят, что может существовать и власть неверная, но власть неправедная существовать не может. Сокрушение неправедных народов- это древний закон Всевышнего, он четко и очевидно проявляется в словах аята: «Сколько сокрушили Мы селений, которые были неправедны». Для подтверждения этих слов достаточно бросить взгляд на панораму истории. Некоторые очевидности проявляются уже в самом этом аяте: «и воздвигли после них другие народы!». Вращается колесо истории, Аллах сокрушает неправедные народы и выводит на их место народы новые. И эти новые народы рождаются, развиваются и растут, но в тот роковой час когда они переступают черту отделяющую праведность от неправедности, Аллах сокрушает и их. Всякий народ как только достигает могущества и величия, начинает обольщаться и надмеватся и нет ему уже спасения от Аллаха!
12. А когда они почувствовали Нашу мощь, то вот - от нее убегают.
Едва они эти неправедные селения чувствуют угрозу надвигающегося возмездия Аллаха как тут же покидают свои селения в страхе.
13. Не убегайте и вернитесь к тому, что вам было дано в изобилии, к вашим жилищам, - может быть, вас спросят!
Когда эти злодеи устремляются вон из своих земель, ангелы взывают им в след: «Не убегайте», куда вы бежите от своих жилищ? Ввернитесь к тому что вам было дано в изобилии, к вашим жилищам» Ради них вы жили и трудились! Всю свою жизнь вы посвятили тому, чтобы сладко питаться и раскошно жить в великолепных домах и дворцах. Чтобы добиться такой завидной жизни, вы не останавливались ни перед каким злом! И куда вы теперь хотите бежать бросая все это так желанное добро ? Не торопиттесь ! «Может вас спросят?» Ну об всех этих нажитиях, об этих великолепных домах и роскошном житии на земле будет спрошено дотошно! И они ответят на него обязательно !
14. Они сказали: "О, горе нам, мы воистину были неправедны!"
Они опомнились когда время уже прошло. Когда уже надвинулся самый грозный день в истории человечества – день Воскресения. и стала очевидной кара тяжелаяи нетразимая, и они признали свои злодейства .Они признали свое упорное противостояние Аллаху и Его посланнику, теперь они будут вопить от ужаса безисходности .
15. И не прекращается этот их возглас, пока не обратили Мы их в сжатую ниву, недвижными.
И сложили Мы их как сжатую ниву , как покошенную траву и нет им исхода уже вовеки!
16. Мы не создали небо и землю и то, что между ними, забавляясь.
Да, такое грандиозное, колосальное великолепие вселенной не было воздвигнуто понапрасну или для забавы. Для забавы такие вещи не воздвигаются. Если бы все это было только шутка, то и воздвигнуто было бы соответственно.
17. Если бы Мы желали найти забаву, мы сделали бы ее от Себя, если бы Мы стали делать.
Эта фраза сказана только как гипотеза как предположение , то есть она по сути невозможна. Аллах не тот который, что то делает для забавы, но если Он это сделает, то сделает это в себе - как это Ему угодно и это не было бы связано с людьми, Пусть только люди знают, что небеса и земля и все, что между ними было сотворено не для забавы! Оно сотворено по великой премудрости и для великой фундаментальной цели.
18. Да, Мы поражаем истиной ложь, и она ее раздробляет, и вот - та исчезает, и вам - горе от того, что вы приписываете.
Нет! И мысли и дела язычников неверны и неправедны, никогда их ложь не будет победоносной, ибо: «Мы поражаем истиной ложь!» Истина снаряд смертельный для лжи, и «она ее раздробляет». То есть истина сокрушает ложь, ибо в основании бытия лежит истина, а ложь проходяща. Ибо ложь и истина несовместимы как мрак и свет. Если Аллах поражает ложь истиной, неужели она может сохраниться?! «И вам - горе от того, что вы приписываете». О язычники горе вам за то что, вы приписываете Аллаху, вовек Ему не присущее: детей и супругу, за то вас постигнет кара Его. То, что язычники приписывают Аллаху то. что Ему не присуще и то, что они отвергают- книгу Его, и Его посланника(сав), объявляя посланника то поэтом то колдуном- вреда Аллаху не приносит, от Него ничего не убавиться и у Него довольно верных поклонников.
19. Ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле, и кто у Него - те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают.
Творений Аллаха несметное множество! Кучка язычников на фоне их ничтожная кучка безумцев: «ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле». Все живые твари небес и земли достояние Аллаха Всевышнего. Никто кроме Него не знает сонма их полчища великого. «И кто у Него- те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают».
Ангелы небес подобно несчастным язычникам не считают служение Аллаху Единому делом обременительным, они не превозносятся подобно им. Но с верой и сердечно служат Ему постоянно.
20. Они восхваляют ночью и днем неустанно, не ослабевая.
Язычники и неверные отвергаются от служения Аллаху, которому служат великой верой, правдой и радостью бесчисленные сонмы ангелов на бесконечных небесах. Куда пойдет их это отвращение от Аллаха и чего оно стоит, если вдуматься? Чего собственно они добиваются кроме своей вернейшей погибели?
Разве взяли они богов с земли, которые оживляют?
Какая причина того, что неверные так держат себя? Почему они отвергаются от служения Единому Аллаху? Или они нашли себе земных богов из праха земного или из дерева из камня и неужели эти боги их могут оживлять?!
22. Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!
Вселенную сотворил один единственный Бог Аллах, Он один управляет ею и все покоряется Ему. И по этой причине все несмотря на свое великое множество обитают и существуют по установленному порядку закону. Если бы вселенную сотворил и управлялся с ней не один Творец, а несколько, то несоответствие их решений и религий неминуемо привело бы к столкновению их интересов. И в результате мы видели бы несоответствие и непропорциональность отдельных частей вселенной друг другу. Но мы видим абсолютное единство замысла творения всего сущего. Вселенная можно сказать, работает слажено как часы, всё в ней пригнано и подогнано и нет в ней ничего лишнего.
Отсюда мы можем сделать единственно возможный вывод: у вселенной один Творец и приписывающие Ему Единому соучастников в погибельном заблуждении. «хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают». Аллах свободен от того, что приписывают Ему язычники. Нет у Него никакого соучастника или помощника или сына. Он едино восседает на троне Своего абсолютного владычества!
23. Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят.
Никто не может призвать Аллаха к ответу. Он делает, что пожелает. Все люди, и в том числе язычники, вольно или невольно- будут отвечать за каждое своё и слово и дело. Аллах спросит их и они ответят.
24. Разве они взяли себе помимо Него других богов? Скажи: "Дайте ваши доказательства! Это - напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня. Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются".
Взирая на звездно- алмазное великолепие вселенной в тёмную ночь и размышляя о ней неизбежно приходишь к выводу о отсутствии у Всевышнего Аллаха соучастников, так сказать - подбогов. Почему же язычники не служат именно Единому?
«Разве они взяли себе помимо Него других богов?». Если это так, то на каком основании?! О Мухаммад (сав ) ,скажи им: «дайте ваши доказательства!
«Это- напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня». Всякий человек доказывающий правоту чего либо, приводит докозательства своей правоты. Утверждение: у Аллаха есть соучастник - это великий призыв, и
поэтому он должен быть абсолютно обоснован. И так о язычники, предъявится ваши аргументы в обоснование вашего призыва! Но можно наперёд сказать, что такие аргументы ими никогда не предъявятся. Но в таком случае ознакомьтесь с аргументами того, что Аллах не имеет соучастников во всех своих делах и решениях. Вот этот Коран- напоминание тем кто ныне со мной и тем которые были до меня. Однако в нем нет ни единого утверждения, что в древности у Аллаха был, или вот сегодня у Него есть какой то соучастник. Все пророки, все религии призывали служить и поклонятся Единому Богу Аллаху! Так на основание какого аргумента язычники основывают свое учение?? «Да, большинство из них не знает истинны».
Они говорят неправду, у них нет ни каких оснований.
Поэтому: «они уклоняются» от истины Аллаха Господа миров!
25. Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!
Нет никого достопоклоняемого кроме Аллаха Единого- вот основопологаюший призыв всех религий и всех пророков! Идеология единства Аллаха никогда не изменялась! Язычники попавшие в тенета словоблудия не имеют ни единого серьёзного, чего то стоющего аргумента. Всё - прах и суета сует! В частности:
26. Они сказали: "Взял Милосердный для Себя ребенка". Хвала Ему! Да, это - рабы почтенные.
В разные времена заблудшие язычники доказывали одну и ту же выдуманную, высосанную из пальца теорию абсурда: - У Аллаха есть сын! Язычники от иудейства доказывали, что Узайр (Ездра!) сын Аллаха. Язычники от христианства доказывают, что Христос едино кровный(!) сын Бога Живого! Язычники арабы, утверждают что ангелы дочери Его! Кому верить? Все потрясают своими нетразимыми «аргументами»! Велик Аллах! Всё неправда! «Они сказали»: «Взял Милосердный для себя ребёнка! Асгфируллох!!! Господи Упаси! Аллах вечно Живой и Сущий не нуждается в наследниках и в помощниках! Он совершенен! Он не имеет недостатков! А дети и наследники, -это ведь непровержимые знаки несовершенства.
«Да, это- рабы почтенные», но никак не дети, да ещё
единокровные! Господи упаси! Разве у Бога есть кровь?! Кто её видел? Какой злейший навет на Совершенного и Всемогущего!
27. Не опережают они Его в слове, и по повелению Его они действует.
«Это рабы почтенные» они ангелы- они так трепещут, так почитают, и так величают, и святят Господа Миров, что не смеют сказать перед Ним даже слова. Они повинуются повелению Аллаха без слов.
28. Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут.
Аллах Всезнающий знает все дела ангелов наперёд, и знает все дела ангелов в прошлом. Аллах обнимает всё своим знанием. «И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит» и более ни за кого. «И они от страха перед Ним трепещут». Не смотря на то, что ангелы никогда не выходят из покорности Аллаху и всегда служат и поклоняются Ему, они трепещут перед Ним. Можно ли таких ангелов назвать дочерями Его?!
29. А кто скажет из них: "Я - бог помимо Него", - тому Мы воздадим геенной. Так Мы вознаграждаем неправедных!
Всякий кто скажет: «Я - бог кроме Аллаха!» наказание ему - геенна адская! Потому что этим призывом человек начинает войну против высшей истины: «Так Мы вознаграждаем неправедных!» В следующих аятах идут аргументы единства Аллаха, в самом человеке, и в природе вокруг него.
30. Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?
Относительно содержания этого аята древние и современные учённые толкователи, выразили несколько различных мнений. Первое; От ибн Умара и ибн Аббаса (ра) предание: - «Небо было закрыто. Мы его раскрыли и пролили дожди, и низвели снега в результате из этой воды появилось всё живое».
Второе мнение: «Земли и небес не было МЫ сотворили их, и за тем из воды произвели всё живое».
Третье мнение, от ибн Аббаса, Икрима, Хасана и Катоды (ра) предание: «земля и небеса составляли одно целое, Мы отделили их друг от друга, затем из воды сотворили все живое». Четвёртое, это - мнение современных богословов оно близко к третьему мнению: «Небеса и земля, звёзды и солнце, были когда то едины. Затем по воле Аллаха в результате внутренних взрывов, это единое целое разделилось на отдельные части: солнце отдельно, земля отдельно, луна отдельно, звёзды отдельно и всё остальное отдельно, и из воды были сотворены человек, животные и все остальные живые твари и растения». Это всё идеи и теории. Они все пытаются обосновать идею изложенную Аллахом в этом аяте. Подлинное значение смысла аята знает ,конечно, только Аллах. Мы же будем стараться как можно лучше и глубже понять смысл этого аята. Мы чрезвычайно довольны тем, что невзирая на постоянно меняющиеся и дополняющиеся, представления науки о окружаюшем мире, Коран как вечная,истинная книга Аллаха Всевышнего всегда остаётся выше и вернее, меняющихся и дополняющихся представлений науки о окружающем мире, Коран как истинная книга Аллаха Всевышнего всегда остаётся выше и вернее меняющихся научных представлений. Это несомненно, укрепляет нашу веру, давая ей дополнительные аргументы.
Научные открытия и особено теоретические науки, непрерывно меняются низвергая, то что вчера казалось незыблемым. Однако, Коран стоит незыблемо, и он не есть собрание теоретических возрений своего времени. И если он обращается к каким то научным темам, то только, чтобы призвать к вере в Единого. И люди принимающие этот призыв, конечно же, находят верное руководство. То, что космическая наука сегодняшнего дня подтверждает выводы сделанные в Коране 1450 лет (Теория большого взрыва происхождения Вселенной) это конечно же не случайность, а закономерность подтверждающая божественность происхождения Корана и это должны признать те, которые требуют научности религиозных знамений. Во второй половине изучаемого нами аята сказано: «И сделали из воды всякую вещь живую». Неоспоримый научный факт сегодняшнего дня, то что всякая живая тварь сотворена на основе воды включая растения, и я бы даже сказал, и тем более растения.» Ученные люди сделали себе на этом факте имя и славу, но почему же никто из ни не скажет, что эта чистейшая кораническая мысль Аллаха? Выраженная 1450 лет тому назад когда такой науки как биология не существовало и в помине? Не ясно ли отсюда, что Коран не дело человеческого ума, но Аллаха Бога Всевышнего и пора признать объективность Корана и уверовать в Аллаха, Его Автора?
31. И Мы устроили на земле прочно стоящие, чтобы она не колебалась с ними. И устроили там расщелины дорогами, - может быть, они пойдут правым путем!
Из этого аята следует, что горы, как бы являются стабилизаторами сдерживающими земные колебания - землетрясения, и если бы не горы, то землетрясения происходили бы намного чаще. что конечно же. было бы большим неудобством для людей. Возможно, горы каким то образом уравновешиваются морскими впадинами. И эти расшелины между горами тоже есть благодеяния Аллаха людям, чтобы они могли по ним строить дороги и осваивать горные массивы и в смысле земледелия, и в смысле добычи полезных ископаемых. Кто кроме Аллаха Всевышнего может устроить все это для человека? Может быть мертвые идолы язычников которые костенеют годами на своих местах, а потом бывают разбиты и выброшены вон? На этот риторический вопрос великолепно может ответить и сам читатель. И так Аллах бесконечно благодетельствует людям, но как мало они благодарны Ему:
32. И Мы устроили небо крышей охраняемой, а они от знамений его отвращаются.
Человеку взирающему на небо оно кажется голубой крышей. Но эта крыша охраняема и охраняется она именно как крыша лишенная недостатков, эта изумительная крыша сохранена от того, чтобы не рухнула на землю и погребла под собой людей. Духовность и чистота на ней сохранены от того, чтобы кто либо поднялся к ним. И она упасена от того чтобы на нее взошли шайтаны и джины. Взирающий на небо найдет великое множество знамений и знаков бытия Бога Всевышнего основателя и утвердителя всего этого изумительного великолепия! Не видят этого только ослепшие от своего идолопоклонства язычники «А они от знамений Его отвращаются».
33. Он - тот, который создал ночь и день, и солнце и месяц. Все по своду плавают.
Смена дня и ночи постоянно происходит перед глазами человека.Несомненно это не могло произойти само по себе. Слишком много неоспоримых знаков их специальной сотворенности, и слишком неоспоримо их прямое влияние на человека. Точно также луна и солнце два великих небесных тела постоянно вращающихся на небосводе перед человеком и оказывающих решающе влияние на его жизнь, очевидна их явная сотворенность как служебных сил от Аллаха Великого. Никто кроме Него , обладателя неописуемо бесконечных сил не может совершить такой немыслимый громадный труд . Един Творец и на всем печать Его колосальной мощи ! Если бы у Него были соратники по творению, то несомненно, это проявилось бы в противоречии и несоответствии разных частей творения между собой, и не было бы этой абсолютной гармонии ныне слитой воедино между собой в одно целое природы.
«Все по своду плавают». Да и солнце и луна и звезд и планеты все они плавают по небесному своду причем не как попало, по строго предопределенным Аллахом путям, каждое небесное тело движется строго по своей орбите не сталкиваясь с другими небесными телами движущимися по своим орбитам. Велик Могучий и Славный, вот - абсолютная гармония! Каждый разумный человек должен здесь отдать должное абсолютному, безупречному разуму своего Творца и смиренно присягнуть Ему на верность! Чего мы не видим от неверных исповедующих случайное, самопроизвольное возникновение из хаоса материи всего живого.
34. Мы не устраивали до тебя никакому человеку бессмертия. Неужели, если ты умрешь, они будут бессмертны?
О Мухаммад (сав )и до тебя в свое время умерли все люди до единого, никому Мы не давали бессмертной жизни. «Неужели если ты умрешь они будут бессмертны?» О Мухаммад(сав) неужели если ты умрешь эти язычники надеются остаться бессмертными ? Не оттого ли они не веруют в Него и не служат и не и не поклоняются Ему по Его величию? Да пусть же знают они
35. Всякая душа вкушает смерть; Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены.
Нет в этом мире ни одного бессмертного! И великий царь и последний нищий и пророк и народ все они падут от смерти. Поэтому каждый человек не должен ходить беспечно как бессмертный, но ежедневно и ежечасно должен помнить о неизбежности смерти». Всякая душа вкусит смерть, но до её прихода, говорит Аллах, Мы испытываем вас злом и добром. Когда поражает человека зло- по тому как он терпит тяготы жизни. как относиться к Аллаху, теряют он на Него надежду или нет можно заключить кто он такой есть перед своим Творцом. Большинство, надо сказать, с честью выходит из этого испытания злом. Выйти из этого испытания с достоинством вещь весьма проблематична. Многие могут вынести испытание бедностью, но когда их постигает честь быть богатым они обольщаются, и надмеваются забывая кто они такие. У разбогатевшего бедняка чаще всего вскруживается голова и он вдруг начинает совершать дела запрещённые Аллахом. Поэтому с честью несущих иго бедности довольно много, но падших от ига могущества и богатства , использовавших не выдержав эти могущество и богатства на запрещенное - намного больше! В отношении остального тоже самое, опыт жизни свидетельствует именно за это. Докрина Ислама призывает с достоинством нести как иго зла так и иго добра. При постижении зла надо быть терпеливым, при постижении добра надо быть благодарным Ему и не выходить установленные Им границы. От имама Муслима передается в сохихе: «Изрек посланник Аллаха(сав): «Дело верующего удивительно и поразительно. Во всех его делах в любом случае присутствует добро. Этого кроме него ни у кого нет. Если его постигнет добро - он благодарен Аллаху. Это хорошо для него. Если его постигнет зло- он терпит. И это ему зачтется за добро».
«И к нам вы будете возвращены». И не к кому более, и Мы возвестим вам ваш конечный итог. Далее тема возвращается к тому с чего сура началась - насмешкам язычников над откровениями Аллаха ниспосылаемыми посланнику Аллаха (а.с.).
36. А когда видят тебя те, которые не веруют, они обращаются к тебе с насмешкой: "Этот ли поминает ваших богов?" А упоминание Милосердного сами они отвергают.
Делам язычников и неверных можно только поражаться.
Едва они увидят посланника Аллаха(ас) начинают над ним насмехаться. Они говорят друг другу: «Этот ли поминает ваших богов?» Это очень плохая и грубая насмешка. Так они насмехаются над посланником Аллаха (ас) который разоблачил лживость их идолов, а они при том так и остались отврающимися от единого истинного Бога. На что это похоже? Это похоже только на то, что они открыто демонстрируют свои испорченность и безумие.
37, 38. Создан человек из поспешности! Я вам покажу Мои знамения; не торопите же Меня! И говорят они: "Когда же это обещание, если вы говорите правду?"
В природу человека введена Аллахом торопливость, поспешность. Едва начав дело он уже хочет видеть результат. Если ему дано какое - то обещание, даже нехорошее, и даже если оно наказание от Аллаха он глядя на обещающего вопрошает: «когда же это обещание (исполнится) если вы и говорите и правду?»
39. Если бы знали те, которые не веруют, момент, когда они не отвратят огня от своих лиц, как и от спин, и не будет им помощи!
Если бы в их сердцах была хоть крупица веры во Всевышнего они бы ни за что не спрашивали когда настигнет их наказание. Пусть они не торопятся. Обещанное наказание обязательно исполнится, и тогда они уже не смогут отвратить и защитить от него свои лица.
40. Да, придет он к ним и смутит их, и не смогут они отвратить его, и не будет им дано отсрочки
Нет! Отрицание неверными истинности дня Суда неверны! «Да, придет он к ним внезапно и смутит их». Да день Страшного Суда он, конечно, наступит нежданно и вдруг. Наступит и этих вопрошающих: «когда будет день суда?» он застигнет врасплох и бросит в их сердца страх и ужас. Вот в это время: «и не смогут они отвратить его, и не будет им дано отсрочки!» Да и как они смогут отвернутся от дня Суда?! В тот час когда не будет никакой помощи как только помощи от Аллаха – кто им может помочь?!
41. Издевались уже над посланниками, бывшими до тебя, и постигло тех, которые смеялись над ними, то, над чем они издевались.
О Мухаммад(ас), не печалься, что язычники насмехаются над тобой! Это дело древнее: «издевались уже над посланниками, бывшими до тебя» И до тебя язычники издевались над пророками вопрошая их: «когда придет день суда?» И постигло тех, которые смеялись над ними, то, над тем они издевались». На издевающихся неверных пал божий гнев и Его наказание уже в этом мире. Если и эти издевающиеся не оддумаются и не раскаются в своих «подвигах»: то их постигнет наказание сначала
этом мире, а затем в мире грядущем. Нет силы которая могла бы защитить их Всевышнего.
42. Скажи: "Кто сохранит вас ночью и днем от Милосердного?" Да, они уклоняются от поминания своего Господа!
О Мухаммад скажи этим насмешникам вопрошающим :» «когда наказание?» «Скажи : «Кто сохранит вас ночью и днём от Милосердного?» Эти неверные торопящие посланника с наказанием , даже не думали, а что будет если наказание вдруг, свершится . Во истину Аллах может ввергнуть их в наказание в любое мгновение дня и ночи, чем же смогут оградить себя эти слабосильные , но надменные и обольщённые , пусть они подумают над этим. Но они над этим никогда не смогут подумать ибо: «Да они уклоняются от поминания своего Господа!» Поэтому они осмеливаются произносить такие вызывающие, безумные речи .
43. Разве у них есть боги, которые защитят их от Нас? Не могут они помочь самим себе и не будут от Нас избавлены.
И почему эти неверные и язычники без конца вопрошают :» «когда будет божье наказание?» « Разве у них есть боги , которые защитят их от Нас?» И они надеясь на них насмехаются над посланником Аллаха(сав): «когда же наказание с небес?» Но они ошибаются, боги на на которых они надеются , они ни на. что не годны ! Ибо они не то ,чтобы помочь неверным , но и даже : «Не могут помочь самим себе!» Не могущие помочь самим себе , что смогут сделать для других? «И не будут от Нас избавлены» В оригинале буквально сказано :» И не будет им от Нас помощников». Если бы эти помощники нашлись, то они могли бы приступить к помощи , но помощников им от Аллаха не будет вовек. Они отрезаны от этого по всем статьям! Да, неверные и об этой стороне не подумали, если бы они хоть немного думали, они поняли бы всю безумность своих насмешек . Когда и где их идолы проявили себя и помогли им хоть в самой ничтожной мере?
44. Да, Мы дали пользоваться благами жизни этим и их отцам, так что затянулся для них жизненный предел. Разве они не видят, что Мы приходим к земле, сокращая ее по краям. Так они ли победители?
Да, несомнено , неверных и их отцов облагодетельствовал благами Всевышний Аллах , но никак не их идолы которым они поклоняются. Хотя только Аллах наделил язычников достатком и прочими благами , они не поняли того, что это всё лишь испытание и вознеслись в обольщениях до небес , позабыв, что они лишь слабые, смертные твари и до того что : «так что затянулся для них жизненный предел» Они по своему обольстились , что будут жить купаясь в благах чуть ли не вечно . И поэтому они забыли готовиться ко дню последнему. Длительное бежмятежное счастье испортило их естественную природу осторожности и сделало их сердце безчувственными . «Они забыли о Аллахе». «Разве они не видят , что Мы приходим к земле сокращая её по краям?» Учённые богословы выразили об этом аяте несколько мнений. Древние комментаторы «сокращение земли по краям» объяснили постоянным уменьшением земли неверных и умножение земли верующих в то время . Мужахид и Икрима (ра) «сокращение земли по краям» коментировали как разрушение земли. Аль Афвий от Ибн Аббаса (ра) в предании сообщает, что это уменьшение пользы и блага от хозяйств и всего прочего. Сказал Аш Шаъбий: «Если бы сокращалась сама земля, то не уместились бы на ней. Но сокращение –это душь и урожайности. Икрима(ра) говорил: «Если бы это было сокращение самой земли, то ни осталось бы земли для проживания. Сокращение, это -смерти». Более поздние толкователи писали, что сокращение земли по краям»- это сокращения сферы влияни и сокращение возможностей у государств, которые дастигнув могущества шаг за шагом лишались ее. Все эти мнения дополняют друг друга. Всякий толкователь толковал этот аят сообразно своему времени и сложившимся историческим условиям. Итак, если Аллах постоянно «сокращая землю по краям» сжимает силы и возможности неверных, кто же на самом деле победитель? «Так они ли победители?» вопрощает Аллах? Это объявление неверным ни посланник Аллаха(ас) выдумал. Эту истину повелевает донести до неверных в следующем аяте Аллах Всевышний:
45. Скажи: "Я только увещаю вас откровением", - и не слышат зова глухие, когда их увещают.
О посланик (ас), да пусть эти неверные не ломают себе головы пытаясь выяснить откуда посланик Аллах(ас) черпает эти вести, объяви им источник ее: «Скажи, я только увещаю вас откровением». Пусть они знают, что извещает тебя Господь Миров. «И ни слышат зова глухие когда их увещают». Если бы они были слышащими, они давно бы услышали призыв Господа. Ну, что же пусть они пока пребывают в неведении, уже скоро они узнают кто они.
46. А если постигнет их дуновение наказания Господа твоего, они скажут: "О, горе нам, мы были только неправедны!"
Неверные пока еще уверены в своей истиности и до того, что непризнают своих мерзостей и ни желают ни кого слушать. Однако, в своё время они так ретиво и поспешно признают свои заблуждения, что ты изумишся. Лишь небольшое наказание Господа Твоего и они скажут: «О горе нам, мы были только неправедными!» но напрасны будут их извинения. ибо время поаяния уже будет завершенно. Наступит время совершенно другой сетуации.
47. И устроим Мы весы для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем; хотя было бы это весом горчичного зерна, Мы принесем и его. Достаточны Мы как счетчики!
Когда наступит день Воскресения напрасны будут вопли покаяния и признания своих грехов. «И устроим Мы весы верные для дня Воскресения». «Да, это будут весы абсолютной истины от Аллаха Всевышнего, которые не обманут никого, они от доброго ни убавят и ко злу ни прибавят: «Хотя было бы это весом горчичного зерна». Мы принесем и его, как известно, горчичное зерно очень маленькое, легкое, так вот если добро или зло совершеное человеком будет с это горчичное зерно. то оно будет засчитано за свершившим его человеком, то есть абсолютно все дела человека будут зачтены в день Страшного Суда. Аллах гарантирует: «Достаточны Мы как счетчики!» других счетчиков ни потребуются! Таким образом да трудится трудящийся на путях божиих пока есть ещё время до дня Суда! Потом будет позно! Выше приведеные аяты говорили о милостях Аллаха для посланика (сав) и верующих и угроза для неверных и том, что добро и зло - это равно пути испытания и о историях прежних народов. В следующих аятах речь пойдет о историях из жизни пророков которые могут служить примером назидания и образцом для подражания всем верующим.
48. Мы даровали Мусе и Харуну различение, и свет, и напоминание для богобоязненных,
«Различия» это качество книги Торы дарованной Аллахом Мусе и Харуну. (ас)Слово «Фуркан» - Различение, говорит само за себя. В Торе было дано различичение истины от лжи,- об этом напоминает Аллах в этом аяте. Вместе с этим Аллах даровал в Торе еще: «И свет и напоминание для богобоязненых». Да, чтобы воспользоваться достоинствами и светом божественой книги нужно было быть богобоязненым человеком. Неверныйй от этой книги пользы не обретет. Достоинство этих богобоязненых представлены в следующем аяте:
49. которые боятся Господа своего втайне, и они трепещут (страшного) часа
Еще ни видя своего Господа боятся Его наказания богобоязненые. Они со страхом трепетом ожидают явления Страшного Суда. И поспешают творить благое на путях Господа Своего, чтобы угодить Ему, дабы всегда быть готовым к явлению Его дня великого.
50. Это - напоминание благословенное, которое Мы ниспослали. Разве вы его отрицаете?
О Неверные! Как даровали Мы книгу Мусе к Харуну, как даровали Мы книгу посланнику нашему Мухаммаду (а.с.) Коран: «Это напоминание благословенное», то есть и Тора и Коран – «благословенные напоминания» для верующих. «Разве вы его отрицаете?» Почему вы принимаете Тору и отрицаете Коран хотя он такое же благословенное напоминание?
51. Даровали Мы раньше Ибрахиму его прямой путь, и Мы его знали.
До Мусы и Харуна(ас): «даровали Мы Ибрахиму (са) его прямой путь». Ибрахим(са) был одним из первых которые получили «путь прямой». Ему этот путь был дарован не понапрасну, Мы его знали. Мы прекрасно знали его достоинства, чтобы быть ему нашим посланником (а.с.).
52. Вот сказал он своему отцу и своему народу: "Что это за изображения, которым вы поклоняетесь?"
Ибрахим(ас) ходивший прямыми путями Господа Своего указал своему отцу и своему народу пустоту и ничтожность мертвых идолов и изображений которым они покланялись.
53. Они сказали: "Мы нашли, что наши отцы им служили".
И отец Ибрахима (ас) и народ его не могли прямо ответить на заданный им вопрос, ибо это обнажило бы их
несостоятельность, поэтому они ответили косвенно: «Мы нашли что наши отцы им служили». То есть: – «Бог его знает чему мы служим, но так делали наши отцы и мы так делаем за ними». Этот их ответ показывает, что их действия были почти бессмысленны. Но ни таков был Ибрахим (ас), он отлично знал кому поклоняется он и кому поклоняется его отец, его народ и поэтому он ответил им ясно:
54. Сказал он: "Были вы и ваши отцы в явном заблуждении".
Истина в этом мире подтверждается не тем, что этим прежде занимались отцы и деды, но тем, что она подтверждается у Аллаха Всевышнего! Об этом и категорические слова Ибрахима.(ас).
55. Сказали они: "Неужели ты пришел с истиной, или ты из числа забавляющихся?"
Они изумились: -Ты это серьезно говоришь или в шутку? От никчёмности своих убеждений они впали в некое сомнение. Но Ибрахим не сомневался нисколько и поэтому он твердо сказал им:
56. Он сказал: "Да, господь ваш - Господь небес и земли, тот, который их сотворил, и я - из числа свидетельствующих об этом.
То есть: у меня нет места и времени сомневаться. Тот о ком вы сомневаетесь: «Господь Ваш – Господь Небес и Земли». Творец этот - Он ваш Господь, ваш Воспитатель и Творец небес и земли, выведший их из небытия. «Я из числа свидетельствующих об этом». Ибрахим воспринял эти слова от Аллаха как посланник Его и имеет все права свидетельствовать об этом. Затем Ибрахим (ас) открыто объявил войну против идолов перед которыми поклонялись эти люди.
57. И клянусь Аллахом, я устрою хитрость против ваших идолов, после того как вы обратитесь, удаляясь от них!"
Итак, Ибрахим(ас) поклялся Всевышним нанести урон идолам отцов, но не сказал каким именно образом. На арабском языке словом - «санам» называют идолов имеющих человеческий вид в верхней части.
58. И превратил он их в куски, кроме главного из них, - может быть, они обратятся к нему.
Как сообщается в предании - у язычников народа Иброхима был ежегодный праздник, когда они все выходили из города. И вот когда они удалились на такой праздник, Иброхим(ас) разломал на куски всех идолов кроме одного самого большого.
59. Они сказали: "Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, неправедный!
Они начали искать ответ на этот вопрос и вспомнили, что некий юноша Иброхим, (ас) ненавидел их идолов.
60. Они сказали: "Мы слышали юношу, который поминал их, которого называют Ибрахим".
То есть они стали подозревать, что именно Иброхим(ас) ненавидящий их идолов совершил это преступление:
61. Они сказали: "Приведите же его пред глаза людей, - может быть, они засвидетельствуют".
Язычники вознамерились примерно наказать этого человека перед всем народом. Им показалось, что это будет лучшим методом воздействия на всех строптивых, вздумавших выступить против их богов. Привели Иброхима(ас) и :
62. Они сказали: " Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим?"
«Это ты разбил наших богов о Иброхим(ас)?»-спросили они.
63. Он сказал: "Нет, он сделал это, старший из них этот, спросите же их, если они говорят"
Он ответил: « О нет конечно, не я это сделал. Это сделал самый большой из них, он сломал всех прочих, чтобы главенствовать в кумирне одному. Если вы мне не верите, то спросите у него если он способен ответить». В этом ответе Ибрахима (ас) содержалось то зерно истины которое могло вернуть язычников к пониманию ситуации. 1) Каким образам эти их боги могли разломаться если они истинные боги? 2) Каким образом они могли быть истинными богами, если они не могут объяснить даже кто их сломал? О язычники! Вы поклоняетесь идолам как богам. Но могут ли истинные Боги быть разбитыми на куски? И, что это за боги которые не могут сказать кто их разбил? Эти слова Ибрахима (ас) привели язычников в замешательство:
64. И они обратились к самим себе и сказали: "Ведь вы сами неправедны".
Итак после этих содержательных вопросов Ибрахима (ас) язычники несколько опомнились. Они поняли, что служат мёртвым идолам которые бессильны по всем статьям. Они сказали друг другу: «Ведь вы сами не праведны ». Вы говорили не правду на Аллаха Всевышнего и обожествляли мёртвых рукотворных истуканов.
65. Потом они перевернулись опять на свои головы: "Ты ведь знаешь, что эти не говорят".
Разве разумный человек может быть язычником? Когда они образумились, то восприняли истину, но когда вновь приткнулись, кинулсь на Ибрахима(ас)снова:
«Ты ведь знаешь, что они не говорят ». Теперь они бросились его обвинять в том он знал, что идолы не говорят и тем не менее повелел им спросить у них. Тогда Ибрахим (ас) уже совсем открыто сказал им :
66, 67. Он сказал: "Неужели же вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что ни в чем не помогает вам и не вредит. Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха! Разве вы не поразмыслите?"
Когда вы наконец одумаетесь? Чему вы поклоняетесь! Как же вы бросив веру в Аллаха Бога Живого покланяйтесь мёртвым идолам от которых вам нет ни пользы ни вреда, «тьфу на вас»! « Разве не поразмыслите?» Получив поражение в разумном подходе к делу язычники обратились к своему самому верному оружию - уничтожению соперника:
68. Они сказали: "Сожгите его и помогите вашим богам, если вы действуете!"
Итак, язычником во имя помощи своим богам истуканам решили сжечь Ибрахима (ас). Эти язычники опять не подумали о том чего стоя боги нуждающейся в защите человека которому они боги будто бы помогают?! Как же может быть достопоклоняемым богом истукан которому помогает человек? Нет, над этим они не размышляли, это не приходило им в голову. И вот разгневанные язычники развели большой огонь и бросили в него Ибрахима (ас)
69. Мы сказали: "О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!"
И огонь по велению Аллаха стал прохладным для Ибрахима, и не какого вреда ему не нанёс. Аллах сотворил огонь сжигающий всякую подходящую для горения вещь. Человек знающий это скажет, что вещь сжигает огонь, но на самом деле, всякую вещь сжигает Аллах. А огонь только видимая причина. Потому что все в этом мире происходит по повелению Аллаха. Если бы сжигать было бы делом только огня, то все горело бы в огне. Однако многие вещи в огне не горят, и точно так же некоторые вещи которые должны гореть в огне по повелению Аллаха гореть не будут. В таких противоестественных положениях вместо мысли человеческой: «должно гореть», должна быть мысль: «будет гореть если пожелает Аллах!». По обыкновению огонь сжигает человека, поэтому язычники бросив Ибрахима(ас) в огонь надеялись избавится от него навсегда. Однако, наделивший огонь способностью сжигать, Аллах повелел: «огонь, будь прохладой и миром для Иброхима», и огонь сжигающий обрёл качества действия охлаждающего. Огонь для Ибрахима оказался не только прохлаждающим, но и мирным! Если бы огонь приобрёл только свойства охлаждения, то он мог бы нанести другой вред но по приказу Всевышнего огонь стал не только прохладным, но и мирным, и Иброхим(ас) не потерпел никакого вреда от него6
70. И пожелали они против него хитрости, а Мы сделали их потерпевшими великий убыток.
Язычники думали уничтожить Иброхима, бросив его в огонь, но Мы спасли его и язычников сделали потерпевшими великий убыток, они удостоились великого адского наказания.
71. И Мы спасли его и Лута в землю, которую благословили для миров.
Аллах Всевышний спас Иброхима (ас) и его брата Лута (ас). Лут был спасен от великого наказания постигшего его народ и спасен «в землю, которую благословили для миров». Земля эта называется у арабов «Шам», воистину земля Шама наиболее благословенная из всех земель, все пророки вышли из нее. Долгое время в Шаме ниспосылались откровения пророкам, на этой земле находиться «Байтуль Мукаддас» - Святой храм Всевышнего на горе Мориа в Иерусалиме. Земля там благословенна и урожай там обилен.
72, 73. И даровали ему Исхака и Йакуба, как подарок, и всех сделали праведными. И сделали их предводителями, которые ведут по Нашему повелению, и внушили им делать добрые дела, выполнять молитву и приносить очищение, и были они Нам поклоняющимися.
Ибрахим (ас) во имя веры. во имя религии Аллаха вынужден был покинуть родичей, свой народ и переселиться на другое место. За все бедствия и трудности и потери на пути Аллаха которые испытал Ибрахим (ас) Аллах даровал ему место лучшее прежнего . На место потерянной родины Аллах даровал ему благословенное святое место. Вместо утраченных родственников Аллах даровал Ибрахиму Исхака (ас) который стал отцом пророков. Ибрахим (ас) просил у Аллаха сына, но Он сверх сына даровал ему и внука Иякуба (ас) и сделал их все людями благочестивыми и благоверными. Если бы хоть один из них оказался не из благочестивых душа Ибрахима(ас) не удовлетворилась бы. Но они не только сами были из благочестивых, но и многих наставили на путь спасения Аллаха. «И внушили им делать добро, выполнять молитву и приносить очищение и были они Нам поклоняющимися». Кроме Аллаха они никому не поклонялись это само одно - великое счастье. Аллах Всевышний даровал много блага и Луту (ас) двоюродному брату Ибрахима (ас).
74, 75. И Луту Мы даровали мудрость и знание и спасли его из селения, которое творило мерзости: ведь они были людьми зла, распутными! И мы ввели его в нашу милость: ведь он из праведных!
После того как Аллах спас Ибрахима(ас) и Лута (ас) и ввел их в землю самую благословенную в мирах, Ибрахим (ас) поселился в Палестине, а Лут(ас) в месте Садум на расстоянии одного дня пути от Полестины. На этом месте Аллах даровал Луту (ас) мудрость, знания, и дар пророчества. На том же месте Аллах даровал Луту (ас) спасение от великого наказания постигшего его развратный народ и спас его от зла этого народа и сделал Лута из числа людей благочистивых. Это в обычае Аллаха Всевышнего, спасать пророков и благочестивых от зла нечестивых народов и от всех других всемовозможных бед. Например Нух (ас) тоже прошел этот путь спасения Аллаха.
76, 77. ... Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя. И защитили его от людей, которые считали ложью Наших знамения: ведь они были людьми зла, и Мы потопили их всех.
История Нуха (ас) подробна описана в других сурах. Здесь в двух аятах кратко упоминается вся его история. «Когда он возвал раньше» до Ибрахима(ас) и Лута (ас) которых Мы спасли, Мы спасли и Нуха (ас). Тогда он возвал к нам за помощью и Мы приняли его призыв и спасли его и его семью (кроме жены и одного сына) и уверовавших от великого горя и спасли их от потопа. Народ Нуха (ас) счел Наше знамение за ложь и Мы дали Нуху помощь против его злого неверного народа. Несомненно. народ Нуха (ас) был народом богопреступным. «И Мы потопили их всех».ю
78, 79. И Дауда и Сулаймана, когда они судили о ниве, которую повредил скот людей, и Мы присутствовали при их суде. И Мы вразумили Сулаймана об этом. И всем Мы даровали мудрость и знание, и подчинили Дауду горы, чтобы они прославляли, и птиц, - и так Мы сделали.
Об этом суде Давуда (ас) и Сулаймана (ас) о потраве скотом посевов богословы комментаторы передают следующее: - К царю и пророку божьему Давуду пришли два человека. чтобы он рассудил между ними. Один из них был хозяин посевов, другой хозяин скота. «Когда они судили о ниве который повредил скот людей». Давуд (ас) выслушав обе стороны присудил хозяину скота отдать скот хозяину посевов. В то время было справедливо за потерянные посевы отдать скот совершивший потраву. После этого решения возвращающийся владелец скота повстречал Сулаймана (ас) и росказал ему о решении Давуда (ас). Тогда Сулайман пошел к своему отцу Давуду и сказал ему: О божий пророк! Твое решение, не верно! Давуд (ас) спросил: Каково же должно быть верное решение? Сулайман (ас) ответил: Отдай скот хозяину посевов, пусть он пока пользуется ими. А потравленные посевы передай хозяину скота, пусть он приведет посевы в их бывшее состояние. После этого пусть каждый заберет себе свое. Хозяин посевов пусть возмет назад восстановленные посевы, а хозяин скота пусть заберет свой скот». Услышав эти слова Сулаймана (ас) Давуд (ас )молвил: «Твое решение -решение естественное». И Мы присутствовали при их суде и поэтому к справедливому решению было прибавлено исправление посевов и выведено верное решение. И Мы вразумили Сулаймана об этом. И всем Мы даровали мудрость и знания. Т.е. И Давуду (ас) и Сулайману (ас) Мы дали знания и решение. И решение Давуда (ас) не было ошибкой, оно было верное решение. Но решение Сулаймана (ас) было вернее и справедливей. « И подчинили Дауду (ас) горы, чтобы они прославляли, и птиц, - и так Мы сделали». Дауд (ас) был известен как обладатель хорошего голоса. Когда он читал Тору небесные птицы присоединялись к нему в прославлении Аллаха. На это обратили внимание толкователи заметив, что в аяте горы описываются прославляющими раньше птиц. Далее Аллах напоминает ему о некоторых достоинства Давуда (ас) которые Он соизволил дать ему.
80. И научили Мы его делать кольчугу для вас, чтобы она защищала вас от вашей ярости. А разве вы благодарны?
Т.е. Мы дали Давуду (ас) способность производить железные одежды (кольчуги) для защиты от оружия врага. До этого для защиты использовались железные щиты, которые были неудобны в бою. Давуд (ас) по указанию Аллаха начал сплетать сети из железных колец, которые затем воины одевали на себя как рубаху кольчугу. Воин одетый в такую железную кольчугу был хорошо защищен от пики, сабли и стрел врага и мог свободно вести атакующие действия. Это был особенный дар Аллаха для рабов Его и поэтому аят завершается словами: « А разве вы благодарны?» В следующих двух аятах Аллах Всевышний напоминает о своих благодеяниях сыну Давуда (ас) Сулайману (ас).
81. А Сулайману - ветер, когда он, дуя, устремляется по его повелению в землю, которую Мы благословили, и Мы знали про все.
Аллах Всевышний повелел ветру служить Сулайману (ас) как дар. Как и другие природные явления Аллах обусловил проявление действий ветра определенными условиями. Как только создадуться такие условия рождается ветер. Ввиду постоянной повторяемости такой сетуации люди привыкли связывать явления ветра с этими условиями, что не совсем верно, потому что подлинный хозяин ветра -Аллах. Если Всемогущий Аллах пожелает, то движение ветра родиться и без этих обязательных условий. Например, Аллах подчинил ветер воле пророка Сулаймана.(ас). Когда он повелевал ветру он дул в нужное время в нужную сторону. В аяте говориться, что ветер по повелению Сулаймана (ас) дул на землю благословенную т.е. на Шам.
82. ... А из сатан - тех, которые ныряют для него и делают деяния, кроме этого, и Мы их охраняли.
Аллах Всевышний покорил Сулайману (ас) шайтанов и джинов. Одни из этих джинов работали на него водолазами доставая Сулайману (ас) драгоценные камни со дна моря. Другие исполняли тяжелые работы по возведению дворцов и городов и других тяжелых работ затруднительных для людей « и Мы их охраняли». Т.е. Аллах следил за джинами, чтобы они не вышли из подчинения Сулайману (ас). В следующих двух аятах Аллах Всевышний упоминает о некоторых своих благодеяниях пророку Айюбу.
83. ... И Аййуба, когда он воззвал к своему Господу: "Постигла меня беда, а Ты - милосерднейший из милосердных!
Известно что божьего пророка Айюба (ас) «библейский Иов.» постигла очень тяжелая беда, что это была за беда Коран точно не сообщает. В этом аяте приводиться только вопль Айюпа к Аллаху. Пророк Айюп (ас) взывает к Аллаху по своему канону чести. Взывая к «…милосерднейшему из милосердных» он не называет своей беды, как бы говоря: «Ты лучше всех знаешь что меня постигло!
84, 85. И Мы ответили ему, и отстранили бывшую у него беду, и даровали ему его семью и подобных им с ними, по милости от Нас и для напоминания поклоняющимся. И Исмаила, и Идриса, и Зу-л-кифла ... Все - из терпеливых.
Аллах милостливо принял скорбный и достойный призыв Айюба (ас): «И отстранили бывшую у него беду». Согласно преданиям от посланникам Мухаммада (ас) Айюба (ас) постигла болезнь. Какая именно болезнь знает только Аллах. Учённые богословы пишут, что в словах преданий: «постигла Айюба нечистая болезнь», это – преувеличение, ибо унижает высокое достоинство пророка как избранника Бога и пророческой миссии как дара.
«И даровали ему его семью и подобных им с ними». И из этого аята видно что у Айюба «вредом его болезни» была отнята и семья, и осталась с ним только его жена. Однако, Айюб (ас) проявил терпение и после того как он уже взмолился Аллаху, Он вернул ему его семью и притом вернул вдвойне. Аллах все это сделал по Своей мудрости «По милости от Нас и для напоминания поклоняющимся». Т.е. напомнить Нашим терпеливым рабам. что они удостояться Нашей милости и для назидания благочистивым сделали Мы это. Айюб (ас) и среди всех прочих рабов Его выделялся особым благочестием и смирением, - отсюда выходит: - благочестивые поклонники Аллаха всегда испытываются всевозможными бедами. Благочестивость благоверность перед Всевышним великая степень достоинства. Она не достигается с легкостью. Чтобы достичь истинного благочестия раб Аллаха должен пройти немало испытаний. В следуующем аяте Аллах указывает на своих рабов пророков Исмаила, Идриса и Зулькифля ( мир им всем!) Из перечисленных пророков более всего широко известен пророк Исмаил (ас) . История этого пророка подробно освещена в начальных сурах. В этом же аяте особое ударение делается на терпеливость Исмаила (ас). И действительно он достиг высоких степеней терпеливости и стойкости. Исмаил рос и жил в голой, жаркой пустыне где практически не произростала растительность. Он помогал отцу своему Ибрахиму (ас) когда тот закладывал божий дом в Мекке,тогда еще только зарождавшийся. Исмаил (ас) проявил полную покорность своему отцу когда он выразил желание принести его (по воле Аллаха) в жертву Ему. О пророке Идрисе мало что известно. Он упоминается ещё в суре - Марьям. Там была замечена его терпеливость. О пророке Зуль Кифле сведений еще меньше и до того, что некоторые считают, что он даже не был пророком. Однако то, что в этой суре он упомянут в одном ряду с известными пророками показывает, что пророком он всетаки был. И был он пророком очень стойким и терпеливым.
86. И Мы их ввели в Нашу милость: ведь они (были) из числа праведных.
В полном соответствии их терпению Аллах ввел их под сень Своей милостей и благ. И они нареклись у него благочистивыми и благоверными, и упомянулись в Святом Коране. Следующий аят повествует о пророке Юнусе (библейский Юнона).
87. И того, что с рыбой, когда он ушел в гневе и думал, что Мы не справимся с ним. И воззвал он во мраке: "Нет божества, кроме Тебя, хвала Тебе, поистине, я был неправедным!"
Здесь идет речь о пророке Юнусе (ас) названным в аяте Занун. «Нун» это - рыба, «Занун» же, это - хозяин рыбы. Юнуса (ас) проглотила в море большая рыба, которая затем по приказу Аллаха вынесла пророка на сушу. Поэтому Юнус (ас) был назван хозяином рыбы. Повествование об этом пророке дано в суре Ас Соффат, а в этой суре он только кратко упоминается. «Когда он ушел в гневе». Когда Юнус (ас) пришел к своему народу с повелением от Аллаха тот не принял его и он разгневавшись на него покинул его. «И думал, он что Мы не справимся с ним.» И эта дума вышла в Юнусе (ас) из непокорности к его народу. Он думал: «если вы непокорны Аллаху, то ведь есть и другие места где воспримут мой призыв. Аллах ведь не ограничил меня на этой земле пойду к другим». По толкованиям богословов Юнус (ас) должен был как и другие пророки проявить стойкость и терпение и ждать повеления Аллаха, но Юнус (ас) так не сделал. он покинул свой народ и бежал в другую страну. Тогда Аллах Всевышний когда Юнус (ас) очутился в море повелел рыбе проглотить его и Юнус столкнулся с этим неожиданным испытанием. Пробыв в трех мраках: во мраке ночи, во мраке глубины моря и во мраке чрева рыбы, Юнус (ас) взмолился Аллаху: «Нет божества кроме Тебя, хвала Тебе поистине я был неправедным!» Да это был истинный духовный вопль Юнуса (ас) который восхвалив Аллаха и Его святое единство признал себя неправым и попросил помощи.
88. И Мы ответили ему и спасли его от горести, и так Мы спасаем верующих.
Т.е. Мы благосклонно и милостиво приняли призыв Юнуса (ас) и вызволили его благополучно из чрева рыбы и исбавили его от горести. «…и так Мы всегда спасаем верующих» в Нас. Имам Абу Дауд передает от посланника Мухамада (ас) «Кто попав в тяжелое положение прочитает призыв к Аллаху из этого аята: «Нет божества кроме Тебя, хвала Тебе, поистине я был неправедным!» Дело его поправиться». В истории Юнуса (ас) есть пророческое назидание для призывающих к вере. С какими бы трудностями и препонами они не встречались на своем пути, они должны не гневаясь с большим терпением продолжить свой подвиг на путях Аллаха. Далее следует история пророка Закярия (ас) (библейский Захария.)
89. ... И Закарию... Вот он воззвал к своему Господу: "Господи, не оставляй меня одиноким, Ты ведь лучший из наследующих!"
Подробная история этого пророка освещена в сурах « Али Имран и Мариям». В этой же суре сообразно задачам его этому пророку посвещены только два аята. Аллах Всевышний определил испытать Закярию (ас) бедой бездетности, но к чести Закярии (са), он не оставил надежды в милость своего отца. Хотя он сам и его жена уже достигли преклонных годов Закярийя (ас) продолжал просить у Аллаха наследника себе. «Вот он возвал к своему Господу: Господи, не оставляй меня одиноким, Ты ведь лучший из наследствующих!» И так Закярия (ас) просил Господа миров даровать ему наследника при этом он прибавлял. что лучший из наследников сам Аллах. Этим самым Закярийя (ас) хотел подчеркнуть, что ему нужен не просто наследник по миру сему, но наследник по духу его пророческой миссии, который бы продолжил его пророческое дело на земле.
90. И Мы ответили ему, и даровали ему Йахйу, и сделали пригодной для него его жену; поистине, они устремлялись к благим делам и призывали Нас с надеждой и трепетом, и были они пред Нами смиренными!
Аллах Всевышний в аяте сообщает, что произошло после призыва долготерпеливого Закарийи «И Мы ответили ему» т.е. приняли его молитву о наследнике веры и «даровали ему Яхью». В его приклонные годы даровали ему сына. Хотя по общему правилу ребенка у него уже быть никак не могло. Ибо он был уже старик и жена его давно вышла из возвраста когда женщина ещё может родить. «И сделали пригодной для него его жену» - сделали его жену способной к рождению. Т.е. оба они получили способность родить дитя потому как: поистине они устремлялись к благим делам и Мы вняли их молитву и даровали им наследника. «И призывали Нас с надеждой и трепетом» т.е. они взывали Господу не в беспечности и не лишь бы, но от чистого сердца и с великой верой. И с великим страхом и поэтому абсолютно невозможное для них дело стало им возможно. « И были они перед Нами смиренными» - и это тоже послужило принятию их мольбы. Далее речь заходить о Марьям матери нашей.
91. И ту, которая сохранила свою скромность... И Мы вдунули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров.
«Та которая сохранила скромность», это – Марьям. мать наша. Иудеи подозревали ее в бесчестии, но Ислам и Коран всегда особо подчеркивали её чистоту, поэтому в этом аяте она названа не своим именем, но своим качеством чистоты, своим особым достоинством. «И Мы вдунули в нее от нашего духа». В этом аяте указано на то, что свершилось между архангелом (Гавриилом) и Марией когда первый дунул на нее и она затяжелела Иисусом Христом. «И сделали ее сына знамением для миров» и сделали Марию и ее сына Христа великим знамением мощи Аллаха для всех людей на земле. На этом повествование о пророках завершается. В следующем аяте делается заключение к чему велись все эти речи
92. Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!
О люди! Ваша религия и ваш народ - народ единой религии - Ислам, религии всех пророков, религии всех народов. Я есмь Господь всех народов и вас. Поклоняйтесь и служите только Мне и более никому.
93. А они разделили свое дело среди них; все к Нам вернутся!
В основе своей все люди должны были быть одним народом исповедующим одну религию, но люди не пошли одной дорогой и разделились избрав разные религии, но в конечном итоге все они в конце концов, вернуться к Единому Аллаху и Аллах по своему всезнанию сделает им полный расчет.
94. И если же кто творил добрые дела, будучи верующим, - не будет непризнания его старанию, и Мы для него запишем.
Для того, чтобы добрые дела были приняты Аллахом и люди удостоились небесных наград - условие первое: чтобы они были в истинной вере. Кто будучи в истинной вере творит благие дела, он не потерпит убытка. ибо все его дела записываются благом у Аллаха и Он в день Суда представит каждому человеку тщательный и подробный отчет его жизни.
95. И запрет - над селением, которое Мы погубили, чтобы они не вернулись,
Т.е. жители селений погубленные Аллахом, все они в день Суда предстанут перед Ним для получения полного возмездия. Не может быть. чтобы они не вернулись. В следующем аяте приводиться одно из знамений нприблизившегося дня Суда, явление народов Яжуж и Мажуж (библейские Гог и Магог).
96, 97. пока не будут открыты Йаджудж и Маджудж, и они устремятся с каждой возвышенности. И приблизилось обещание истинное, и вот закатились взоры тех, которые не верили. "О, горе нам, мы были в небрежении об этом! Да, мы были неправедны!"
Как это было описано в суре Пещера – « В преддверии дня Страшного Суда произойдет разрушение заграждения возведенного Зуль Карнайном и народы Яжуж и Мажуж хлынут в этот мир». И потекут с каждой возвышенности, то есть в великом множестве они подобно селю, водному потоку устремяться со всех возвышенностей. «И приблизилась обещание истинное» т.е. в это время будут явны устрашающие знаки уже совсем приблизившегося дня Страшного Суда. «И вот закатились взоры тех, которые и веровали, т.е. взоры их остановяться и они не моргая, закатив глаза уставятся в пространство. и затем они начнут плакать от своей уже ясной им участи. О горе нам, мы были небрежны в своем отношении подготовки ко дню Страшного суда. «Да мы были неправедны!» во всех наших делах - будут говорить они. Горе нам, мы знали, но не готовились к этому часу и не веровали как нужно. Вот тогда им будет сказано на эти их признания:
98. Поистине, вы и то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, это - дрова для геенны, вы в нее войдете!
О язычники, о неверные, о те которые служили и молились другим богам и кумирам! И вы все и все веши кумиры и боги они дрова для ада в который вы непременно попадете!
99. Если бы эти были богами, они бы не вошли туда, а все в ней пребывают вечно.
Если бы ваши идолы и кумиры которых вы почитали и которым вы служили были истинными богами они не вошли бы в огонь гееннский. Но они не боги эти ваши ничтожные кумиры и поэтому они войдут туда непременно и остануться там навсегда!
100. Для них там - стенание, и они там не услышат.
Они там от ужасов бесконечных пыток огнем будут стонать и скрежетать зубами и им уже будет не до кого дела. А в это время верующие будут совсем в другом положении.
101. Поистине, те, к которым раньше направилось от Нас лучшее, - те будут от нее удалены.
Т.е. тем которым было ниспосланно лучшее руководство и которые приняли его они будут удалены от адского огня.
102. Они не услышат даже и шороха ее, и они будут среди того, что пожелали их души, пребывать вечно.
Верующие будут настолько удалены от адского огня, что даже не услышат его. ибо если они услышат адский вой и рёв ужасающего и потрясающего адского огня их райская безметежность будет нарушена, а этого не захочет никто из райских жителей. «Они будут среди того. что пожелали их души, пребывать вечно».
103. Не опечалит их великий страх, и встретят их ангелы: "Это - ваш день, который вам был обещан!"
Тут ужасный день когда у неверных от страха закатятся глаза. верующие будут в деаметрально противоположном положении. Они будут в беспечности, в радости, в свободе и в веселии. И возгласят им ангелы: «Это ваш день, который вам был обещан!»
104. В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем!
Как лист бумаги будут свернуты в тот день необъятные небеса десницей Аллаха Всемогущего! И все дела мира сего придут к своему окончанию и время покаяния завершиться. В тот день Всевышний сотворит всех тварей своих еще раз. И всем будет вручена книга окончательного расчета и объявлены соответствующие им казни возмездия. «Так Мы его повторим по обещанию от Нас». Аллах обещал повторно сотворить всех своих тварей и Аллах обязательно исполнит свои обещания. «Поистине, Мы действуем!» Да. Аллах действует и поэтому ко встрече с Ним нужно быть готовым всегда, во всякое мгновение! Похожие на эти речи слова говорятся издревле - все это не ново:
105. И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные.
Относительно слов: «Напоминания», «зикр» и «земля» ученые богословы имеют два мнения. Одно из них то. что под этим словом подразумевается Тора «И написали Мы уже в Псалтыре после Торы». Второе: под ними имеются в виду небесная Книга где все записано в так называемой Скрижали Хранимой. «И написали Мы уже в Псалтыре после Скрижали Хранимой… и т.д. Относительно слова «землю» - некоторые говорят. что здесь имеется ввиду п наша земля, но другие говорят что в аяте имеется в виду райская земля. Можно так же сказать, что в аяте имелись ввиду оба этих смысла одновременно.
106. Поистине, в этом - весть для людей поклоняющихся!
От этого наставления и доброго слова польза для всех поклоняющихся верующих, тех которые постоянно творя благое готовятся ко встрече с Господом своим.
107. Мы послали тебя только как милость для миров.
О Мухаммад (ас), единственная цель Наша того, что Мы послали тебя посланником - оказать Нашу милость всем людям. Цепь пророков которая началась с Адама (ас) завершилась когда человечество достигло зрелости и мужества на Мухаммаде (ас). Аллах ниспослал ему совершенную религию - Ислам. Аллах направил печать пророков Мухаммада (ас) ко всем народам мира как свою величайшую милость! ниспосланная Мухаммаду (ас) религия, Коран и великие знания, суть - милость и любовь Аллаха ко все людям планеты. Эта милость, она одновременно милость ко всем деревьям и растениям всем животным. Она так же милость миру этому и миру тому, понять это не трудно. Для этого нужно только бросить взгляд на великий океан знаний Ислама о мире этом и мире грядущем. Каждый может видеть, что весь мир описан им окончательно! «О посланник (ас) направленый как милость для миров:
108. Скажи: "Открыто мне, что бог ваш - Бог единый; стали ли вы покорными?"
В откровении мне открытом я лишь сообщаю вам, что достоин поклонения только один Аллах и нет никого другого достопоклоняемого. Так последуете вы мне или нет?
109. А если они отвернутся, то скажи: "Я возвещаю вас ровно, и я не знаю, близко или далеко то, что вам обещано.
Если же они не послушаются тебя и отвернуться то скажи: «Я возвещаю вам равно,» т.е. я равно всем вам возвестил откровение Аллаха о вере и религии Его, чтобы вы в день Суда не имели ко мне претензий. «И я не знаю, близко или далеко то, что вам обещенно» т.е. я не знаю как близко или далеко наказание Аллаха вам обещанное, ибо это известно только Ему самому.
110. Он, поистине, знает явную речь и знает то, что вы скрываете.
И соответственно вашим понятиям и заслугам наградит Своим воздаянием. Пусть знают это те которые бегут прочь от посланника (ас)!
111. Я не знаю, может быть, это - испытание для вас и доля во времени".
Посланник Аллаха (ас) изрёк неверным: «Я не знаю, может быть, это - испытание для вас и доля во времени». Т.е. то, что вас пока не постигает казнь, возможно, это испытание для вас, возможно просто отсрочка, чтобы вы попользовались этим миром. Во истинну посланник Аллаха Мухаммад (асв) с достоинством и с честью исполнил возложенную на него миссию «печати пророков» по донесению человечеству спасительных знаний и в конце заключил:
112. Скажи: "Господи, рассуди по истине! Господи наш - милосердный, у Него надо искать помощи против того, что вы приписываете!"
О Господи, я передал им то, что Ты мне доверил. Я донес до людей все ниспосланные мне Тобой знания и теперь Ты сам рассуди нас по Твоей высшей истине. И затем посланник Аллаха (сав) обращается к неверным: «Господь наш - Господь милосердный. Он тот у которого вам надо просить отсрочки от казни положенной вам по вашим
лживым описаниям Его.