23 АЛЬ-МУ'МИНУН "ВЕРУЮЩИЕ"

Мекканская 118 аятов

Арабское слово «Муминун» означает – верующие. Само название говорит о том, что в этой суре речь пойдет о верующих. Известно что в мекканских сурах больше всего внимания уделяется вопросам идеологии Ислама, а именно вопросам единства Всевышнего, вопросам дня Страшного Суда, воскресения мертвых, возмездия, награды, а также к вопросу какими нравственными достоинствами должны обладать люди произносящие великое выражение: «нет бога кроме Аллаха» Сура «Верующие» в присущей ей манере рассказывает обо всем этом. Сура начинается с аятов описывающих качества благоверного верующего, хранящего себя в чистоте и непорочности. Затем следует представление знамений в природе и в человеке укрепляющих веру раба Аллаха. Прослеживается как знамение Всевышнего жизнь человека от его зачатия до смерти. Напоминается восстание всех мертвых в день Страшного Суда. После этого речь заходит о сотворении небес, о низведении с небес дождей, и о росте из земли всевозможных трав и растений и плодов для блага человека и покоренных ему животных и о судах плавающих в море с грузами для него. Вместе с этим во имя объяснения важнейшей идеи: – «Служить можно только Аллаху» ведется подробный разбор этого вопроса. Приводиться история пророков Нуха, Худа, Мусы и Иисуса (ас) которые на основании этой идеи вели призыв к Аллаху. Далее доходит черед до посланника Мухаммада (ас). Дается описание того как после того как Аллах вывел его Своим посланником, язычники и неверные окружили его стеной непремиримой вражды и гонений. Так же Аллах отвечает на вопросы неверных. После этого напоминается, что все пророки и последовавшие им всегда были спасаемы Аллахом от погибели. После представления рассказов о пророках дается описание того как оставшиеся после пророков верующие народы входили в неразрешимые противоречия и разделялись на противоборствующие группы и увлекались соблазнами мира сего. Консатируется, что не взирая на все это истинные верующие хранили себя от соблазнов и хранили верность Аллаху страшась Его и искренно служа Ему. Далее следует описание того в какое положение попадут беспечные люди позабывшие Аллаха. В суре «Верующие» посланнику(ас) говориться как он должен себя деержать в некоторых сетуациях. Завершается сура очищением Аллаха от того, что Ему не присуще и еще раз напоминается, что неверные никогда не найдут себе спасения, а верующие должны просить себе милости и прощения у Аллаха.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

1. Счастливы верующие,
В этом аяте аллах Всевышний констатирует, что верующие непременно обретут спасение. Стоящее впереди в аяте слово «воистину уже» свидетельствует об этом. Заканчивается предложение (в арбском оригинале) выражением: «уже добились спасения», это не остовляет никаких сомнений, что именно хотел сказать Милостивый. Вообще здесь должно было сказано: «добьются спасения», но однако сказано «уже добились спасения» и это усиливает впечатление несомненности спасения для верующих. Далее следует описание качеств спасающихся верующих

2. которые в своих молитвах смиренны,
Нашедшие спасение верующие в своих молитвах должны пребывать в страхе божием, иметь смиренное сердце и благоговение перед Всевышним. Это состояние может быть только у верющих исполняющих молитву по высшему счету духовно, искренно. Таким образом, верующие духовно и телесно падающие ниц перед Аллахом обретают одну из причин спасения. Те же верующие которые исполняют молитву не благовенно и не в страхе божием должны поразмыслить каким образом, и немедля, им нужно привести свою молитву к надлежащему виду.

3. которые уклоняется от пустословия,
Пустословие, бессысленные дела, мысли и чувства должны быть исторгнуты из сердца и ума верующего человека, потому что на престоле сердца верующего должна царственно восседать только чистая и святая вера. Сердце верующего должно быть преисполненно любви и благодарности Аллаху. Его мысли и поминания и устремления его должны быть только в Аллахе и к Аллахуи об Аллахе. В сердце подлинного верующего ничему другому не должно быть места.Это потому что верующий не может вынести присутствие в себе чего то иного, богопротивного, он бежит их! Только достигший такой степени и чистоты веры человек может хранить святую надежду на спасение.

4. которые творят очищение,
Верующие мусульмане очищают не только себя, свои сердца, и свои служения, но и свои достояния. Это достигается выделением из своих достояний установленную долю нуждающимся которые имеют на это право.. Собственно, само слово «закят» означает - очищение. Верующий мусульманин из своих заработанных разрешенным путем средств выделяет закят и тем самым служит Аллаху своим достоянием и лишь после этого он считается исполнившим ещё одно из условий спасения. Имеющий возможность выделить закят, но не выделивший его не может надеятся на свое спасение.

5, 6. которые хранят свои члены, (кроме как от своих жен и того, чем овладела десница их, - ведь они не встретят упрека,
Верующие люди не только очищают свои сердца, себя, свои служения, свои мысли, слова и имущества, но и сохраняют телесную чистоту. А это телесная чистота в свою очередь свидетельствует о чистоте души человека, его семьи и чистоте общества. Правоверный мусульманин имеет право на интимную связь только со своими разрешенными женами и с женщинами которые являются его разрешенным достоянием (раньше – рабыни.) Интимные связи с другими женщинами запрещены ему категорически! Эта телесная чистота в ряду других является абсолютно обязательной и важной. И как уже было сказано выше телесной чистотой поддерживается чистота души верующего, его семьи и чистота всего общества. И естественно, от чистых. разрешенных связей являются в мир чистые дети, чистое потомство. Хранение себя от блуда – одно из основных условий достижения спасения. Без него верующий не может надеятся на свое спасение. И поэтому в следующем аяте говориться:

7. а кто устремится за это, те уже нарушители),
То есть всякий вышедщий за указанные пределы разрешенного и вторгся в пределы запрещенного, тот будет великим грешником преступившим границы Аллаха.

8. которые соблюдают свои доверенности и договоры,
Верующие мусульмане и лично и в своей совокупности в группах обязаны соблюдать все свои доверенности и заключённые договоры. Точно так жк они обязаны соблюдать все заветы веры между собой и Господом миров. И так же все верующие обязаны между собой соблюдать все доверенности и договоры. Кроме того верующие обязаны соблюдать доверенности и договоры между собой и чужими. Отказываться от своих доверенностей и договоров верующему ни в коем случае нельзя. Имеющий в себе это качество мусульманин обладает одним из необходимых условий для веры в свое спасение.

9. которые соблюдают свои молитвы, -
То есть они люди которые в свое установленное время без недостатков совершают пятикратные обязательные молитвы. Во втором аяте этой суры говорилось, что верующие для своего спасения должны быть в своих молитвах смиренны и благовейны, в завершающем условии спасения говорится, что верующие должны все свои молитвы, во всех их составных частях совершать без недостатков, это требование спасения показывает всю важность верных молитв в жизни верующего. Все вышеуказанные достоинства верующих они присущи только им, они отделяют их от всех прочих людей. Эти воистину, золотые достоинства ведут их к спасению. По сути эта земная жизнь никогда не может довести человека к полному совершенному счастью. Поэтому полное совершенство спасения раскроется в полную меру только в мире последнем, когда верующие обладающие вышеописанными качествами, возьмут награды за них по их божественному, совершенному достоинству.

10, 11. это они наследники, которые наследуют рай, они в нем пребудут вечно.
Вот эти обладатели вышеописанных достоинств верующие, за их совершенную веру и дела благие, будут иметь право войти в райские обители Фирдаус. Имамы Ахмад, Термизы и Насои передают от Умара ибн Хоттаба предание: «Когда к посланнику Аллаха (сав) приходило откровение, со стороны лица его исходил звук похожий на звук от летящей пчелы. Однажды мы услышали такой звук. И стали выжидать, что же будет дальше. И вот посланник Аллаха (сав) повернулся в сторону кыблы и вознеся обе руки возгласил: «О Аллах! Умнож нас, удали от недостатков, сделай нас достойными, не делай нас униженными. Даруй нам блага, не делай нас утратившими (все).Сделай нас побеждающими, не делай нас побежденными, будь доволен нами и сделай довольными нас». Затем он сказал нам: «Истинно мне сейчас было ниспосланны 10 аятов. Каждый кто исполнит их, войдет в райские сады» и добавив: «Истинно верующие обрели спасение!» прочитал эти 10 аятов от начала до конца»
Имам Насои передает от Язида ибн Бабнуса: «Мы спросили у матери верующих Айши (ра): «Какой характер был у посланника Аллаха (ас)?» Она ответила: Его характер был - Коран!» И затем прочитала из суры «Верующие» со слов: «Счастливы верующие…» по слова: «…которые соблюдают свои молитвы» и заключала: «Вот таков был характер посланника Аллаха(ас)!» После представления достоинств верующих, далее следуют аяты знамения призывающие людей к вере в Аллаха.

12. Мы уже создали человека из эссенции глины,
Этот аят повествует о первой ступени сотворения человека .н Арабское слово «сулола» переведенное в аяете как «эссенция глины», означает тело мягко вытянутое из чего то. То есть человек был Аллахом мягко вынут из глины. Точка происхождения человека таким образом восходит к глине.

13. потом поместили Мы его каплей в надежном месте,
То есть человек мягко вынутый из эссенций глины был надежно помещен Нами в виде семени вынутой из органов отца в материнской матке.

14. потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!
Ступень перехода семени мужа помещенной в материнской матке, описаны в этом аяте как переход в состояние – «сгусток крови» и записаная в Коране 1400 лет назад, ныне неопровержимо подтверждена современными научными иследованиями.
«Потом создали из капли сгусток крови».
То есть из семени мужа помещенной в материнской матке Мы создали «сгусток крови» который образовался из слияния мужского семени и яйцеклетки жены. В старых переводах арабское слова «алака» переводили как -сгусток крови, однако в никаком арабском словаре «алака» не переводиться как сгусток крови, но переводиться как: -«пиявка». Древние переводчики первую ступень превращения мужского семени и жены в нечто похожее на пиявку переводили как «сгусток крови», потому что «алака» напоминала сгусток крови. Все это так писали и так понимали. С течением времени с развитием наук открылась возможность проследить при помощи вспомогательных приборов процесс образования «алаки» из семени мужа и жены. И стало ясно, что Коран 14 веков назад чудно и точно описал превращение «алаки» в точное подобие пиявки, сосущей питание из места соединения с маткой. Открывавшие это ученые биологи признали божественное происхождение Корана, ибо 14 веков назад никто из людей не мог знать о удивительном подобии «алаки» пиявке сосущей кровь.
«И создали из «сгустка крови» кусок мяса».
Затем Мы превратили «сгусток крови», то есть подобный пиявке зародыш - в кусок мяса. Затем: «создали из этого куска – кости», таков порядок образования костей человека. Воззрите на могущество Творца образующего из мяса – кости! Покуда зародыш в чреве у матери, кости эти еще мягкие, но после рождения кости обретают свою твердость. Затем: «Облекли кости мясом».
Итак, Аллах сначала творит из мяса кости, а затем покрывает эти кости мясом.
«Потом Мы вырастили его в другом творении».
То есть человека образовавшегося из мяса и костей, Мы не оставили в таком его виде – как прочих животных, но вырастили его в совершенно другом творении, со своими в только ему присущими особенностями. Его тело совершенно другое, духовность, чувства, ощущения силы и другие особенности выводят его из общего ряда творений Его и ставят особняком, отдельно от всех. Нет подобного Ему: «благословен же Аллах, лучший из Творцов!» Истинно, нет творца кроме Аллаха! Посмотрим на процесс творения человека. Кто помогал Аллаху Всевышнему хоть на каком то этапе Его творения? Ведь даже отец и мать будущего ребенка, вроде бы, являющиеся причиной зачатия его, ничего кроме как пассивно наблюдать за процессом скрытого развития зародыша ребенка бессильны, что либо сделать. Те же специалисты которые говорят: «мы делаем то, мы делаем это», на самом же деле они кроме того, что советуют будущей матери кой какую диету и покой ничего в таинство сокрытого от постороних глаз развития ребенка внести не могут, это факт. Все ждут только нормального, естественного завершения 9-ти месяцев изумительного процесса запрограммированного величайшим Творцом Всевышним! Все эти знамения – призывают разумного человека отдать должное неописуемой творческой мощи Всевышнего и исполнить Его священные заветы религии. Поэтому что история человека не завершается только рождением его, и каким то только бытием до смерти.

15. потом вы после этого умираете.
И так, о люди, когда отшумят все грозы жизни в вашей жизни вы обязательно, неминуемо умрете. Смерть – она еще одна ступень жизни человека, ступень между временной жизнью на земле и вечной жизнью там. Поэтому что после этой ступени:

16. Потом вы в день воскресения будете воздвигнуты.
Вот уже после этого начнется вечная жизнь. Как будет человек жить в этой вечной жизни, полностью зависит от того веровал он или не веровал, творил благие дела или творил злые. Уверовавший и творивший заповеданные Аллахом благие дела, великий счастливец, он войдет в райскую жизнь неописуемую человеческими словами, ибо он получит там то, чего не видел глаз и не слышало ухо и не приходило на сердце человеку. Кто же исповедовал безбожие и творил дела греховные, тому мать лютая преисподня, он полноценно, во всю меру необходимого получит то, что не видел глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, – но только знаком минус и останется вадской печи навсегда. Знамение призывающее человека к вере в Аллаха, они не только вопиют в знамениях творения человека, и его рождения, но и во всем, что окружает его в течении всей его жизни. О люди! Если вы посмотрите на эти знамения с вниманием, может быть откроются ваши сердца и глаза!

17. Мы создали выше вас семь путей, Мы не были небрежными к тварям.
То есть: « О люди! Мы воздвигли над вами семь небес. Мы знаем, что делается на этих бескрайних великих просторах: «Мы не были небрежными к тварям». И это яркий знак неограниченной божественной мощи, призывающей к вере.в Него! Кто кроме Аллаха Всевышнего сотворит семь небес и может знать их подноготную?! Таким образом бытие небес свидетельствует о бытии своего могущественного Творца и люди разумные должны присягать Ему благовейно.

18. МЫ низвели с неба воду по мере и поместили ее в земле, и Мы в состоянии ее удалить.
Низвести с небес воду, а затем сохранить ее на земле – дело Бога Всемогущего. Кто может подобно Ему в мере ни в большей, ни в меньшей, низвести воды с небес?! Все земные воды отмеренны Его Могуществом еще на набесах. Да вразумиться человек кто есть -Творец вселенной , и кто - он! Да потрясется от ужаса сердце его, кому он делает безумное возражение!
«И Мы в состоянии ее удалить».
Неужели тот Кто мощен низвести воду с небес, Он бессилен ее удалить от земли? Как Он может удалить воду свидетельствуют пустыни, от безводья там все погибает кроме тех кого Он пожелает оставить. Не пора ли человеку признать Могущественного и Сильного и покориться Ему без оглядки для своего же величайшего блага?

19, 20. И мы вырастили ею для вас сады из пальм и винограда; для вас там многие плоды, и их вы едите, - и дерево, которое исходит с горы Синая; оно выращивает масло и подкраску для едящих.
И описанный в этих двух аятах растительный мир свидетельствует о своем могущественном Творце. «Мы вырастили его для вас сады из пальм и винограда» Хотя и здесь говориться о садах пальм и винограда все остальные плодоносящие подобны им пусть же поразмыслит человечество откуда произошли плоды пальм и плоды винограда во множестве? Человек питается и наслаждается ими и разделяет их выбирая себе по вкусу. Так кто же явил сей чудный мир, это великое разнообразие плодов насладительных, дал им непохожие друг на друга формы и цвета ? Кто определил им иметь разнообразные вкусы? Понимающему, что все имеет свою причину здравомыслящему человеку не возможно не уверовать в Великого Творца. Так же оливковое дерево приносящее масло в плодах и растущее на благословенной горе Синая оно свидетель божественного могущества.

21. Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь,
И этот аят констатирует, что мир животных является мощным знамением бытия Всемогущего Творца: «Для вас в животных назидание». Так кто сотворил этих полезных животных и кто им дал жизнь? И кто их сотворил в таком разнообразии? Никто кроме Аллаха! И более того, бессилие всего прочего мира в этом смысле помимо Аллаха столь обескураживающе, что весь мир собравшись вместе не сотворит даже одной волосинки на какоой нибудь мухе! Теперь от сотворения животных перейдем к пользе людям от них. Аллах Всевышний говорит: «Мы поим вас тем, что у них в животах». Подумаем каким образом в животах животных вырабатывается столь полезное и нужное для питания людей - молоко? Неужели животные до этого сами додумались, а додумавшись сознательно вырабатали у себя такую способность? Не очевидно ли, что все это не по зубам умственным способностям этих животных, и все это изумительная работа Всевышнего, который вязанку травы превращает во чреве животного частью в отбросы, а частью белое молоко? Один это таинственный и удивительный процесс вопиет о поражающей интелектуальной мощи своего Творца! И каждый разумный человек должен видя перед собой это обыкновенное чудо немедля присягать на верность Всевышнему. «Для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь». От домашних животных человеку великая и разнообразная польза во всех отношениях. Все от животного идет на пользу и ничего во вред или без пользы, даже навоз! Человек, можно сказать ежедневно есть мясо и пьет молоко. Так в чем же дело? Почему он не видит своего Могущественного Бескорыстного Благодетеля своего?

22. и на них, и на судне вы переноситесь.
И так, вы люди на вьючных животных и на кораблях перевозите свои грузы. После завершения вопроса о знамениях рассыпаных в природе вокруг человека, тема переходит на вопрос каким образом пророки призывали народы к ралигии Аллаха и каким образом народы реагировали на их призыв.

 Мы послали Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него, - разве вы не побоитесь?"
В Коране есть много описаний историй пророка Нуха (ас). Однако они, как и истории других пророков, в каждой суре предстают в другой, только этой суре присущей манере, описывая какую нибудь особенность из жизни пророка в форме адаптированной для освещения нужного вопроса. В этом аяте таким образом освещена тема веры и история пророка Нуха (са) служит образцом для призыва к вере людей. «Пророк Нух (са) явился к своему народу с призывом служить и поклоняться только Единому Аллаху и вместе с тем добавив: «Разве вы не боитесь?» Этим Нух (ас) обратил внимание людей на то, что служит кому то кроме Аллаха дело трагически опасное. Как же ответил народ его на призыв?

24, 25, 26. И сказал сонм, те из его народа, которые не веровали: "Это - только человек, подобный вам, он хочет получить над вами преимущество. А если бы пожелал Аллах, Он, конечно, ниспослал бы ангелов, мы не слышали про это среди наших первых отцов. Это - только человек, в котором безумие, вы ждите с ним до некоторой поры". Он сказал: "Господи, помоги мне за то, что они сочли меня лжецом!"
Когда к какому нибудь народу приходит новость, то первыми отношение к ней высказывает знать, аристократия, дельцы и заправилы. Так случилось и на сей раз. После того как Нух (ас) призвал свой народ к Единому Аллаху как единственному достопоклоняемому Богу и обратил внимание народа на абсолютную важность этого вопроса, первыми выразили свое негативное отношение к нему неверные из верхушки народа – знать и аристократия. Однако они избрали особую манеру отрицания, они не стали отвечать Нуху (ас), они обратились к народу. И их слова были не о Аллахе, а о самом пророке Нухе.(ас) Они сказали народу: «Это только человек, подобный вам, он хочет получить над вами преимущество». Итак, вожди народа вообще не стали выражать своего отношения к вопросам поднятым пророком и к целям его призыва. Они во первых – увидели в пророке противника себе. Они встревожились, что этот объявивший себя пророком человек как и они, хочет захватить власть над народом, поэтому они обратились к личности пророка и начали обвинять его в элементарном карьеризме. Так знать объявила Нуха (са) безумцем и навесила на него ярлык самозванца. Для того, чтобы возбудить в народе недоверие к миссии Нуха (са) как пророка они понесли о нем ахинею: «А если бы пожелал Аллах, Он, конечно, ниспослал бы ангелов» сказали они. То есть. если бы Аллах возжелал послать пророка, Он послал бы, конечно, не подобного нам человека, а какого нибудь ангела» «Мы не слышали про это среди наших первых отцов». Указывать на отцов как на примерный образец для подражания излюбленный метод «вождей» народа следующим за ним людям. Их цель – отвлечь внимание народа от поставленной пророком важной темы к пустой и ничтожной теме давным давно умерших отцов. «Это - только человек, в котором безумие», То есть Нух, – он лишившийся ума человек, ему нельзя верить, и следовать за ним. «Выждите с ним до некоторой поры» и он сам по себе попросту исчезнет! И вот тогда Нух (ас) прекрасно знавший откуда к нему может прийти помощь, тот час же воззвал к Аллаху прося у Него помощи против объявивших его лжецом.

27, 28, 29. И мы внушили ему: "Сделай ковчег на Наших глазах и по Нашему внушению, а когда придет Наше повеление и закипит печь, то введи в него из всех по две пары и твою семью, кроме тех из них, о которых предшествовало Мое слово и не говори со Мной о тех, которые были неправедны: поистине, они будут потоплены! А когда утвердишься ты и те, кто с тобой, на судне, то скажи: "Слава Аллаху, который спас нас от людей несправедливых!" И скажи: "Господи, останови меня в месте благословенном, Ты лучший из поселяющих!".
В этих трех аятах Аллах отвечает на зов помощи Нуха(ас) «И Мы внушили ему: «Сделай ковчег на наших глазах и по Нашему внушению». Воистину все во вселенной стоит прямо перед глазами Аллаха. Однако такой ответ Нуху(ас) говорит о полном внимании Аллаха к делу Нуха (ас). И до того, что Аллаха Сам через откровение внушает отвергнутому народом пророку как именно строить ковчег. «А когда придет Наше повеление и закипит печь», Аллах указал на знамение указывающее на время восхождения на ковчег спасения. «То введи в него из всех по две пары и твою семью» то есть из всех животных по паре: самке и самцу введи на ковчег, и введи на ковчег свою семью, и тех которые уверовали. «Кроме тех из которых о которых предшествовало Мое слово». То есть не бери на ковчег тех которые не уверовали в Мое слово. Не уверовали в Аллаха жена Нуха и его сын. Здесь речь идёт именно о них. «И не говори со мной о тех, которые были неправедны». И не проси за тех которые не уверовали. «Поистинне они будут потоплены!». То есть когда им была дана возможность уверовать и спастись они отвергли веру. Теперь решение уже вышло, и оно не измениться. «А когда утвердишься ты и те, кто с тобой». То есть – когда же ты и все уверовавшие взойдете на ковчег спасения: «То скажи: Слава Аллаху, который спас нас от людей несправедливых!». Аллах здесь учит Нуха (ас) как ему надо возблагодарить Его за спасение. Это может быть сделанно вознесением Ему молитвы благодарения. Народ не уверовавший в Аллаха притеснял Нуха (ас) и веровавших с ним и Аллах решительно уничтожил их всех великими водами водами потопа, а всех уверовавших с Нухом во главе спас от злобы неправедных и за это в благодарение нужно было вознести хвалу и славу Всевышнему. Вместе с этим нужно было просить у Него наилучшего в будущем. «И скажи: Господи, останови меня в месте благословенном, Ты лучший из поселяющих!» Все эти молитвы, это молитвы – которые должны возносить к Аллаху все верующие.

30. Поистине, в этом - знамения, и, действительно, Мы испытываем!
И так несомненно в повести Нуха(са) есть великое назидание.Аллах испытывает народы явлением из их среды пророка. Далее следует история другого пророка и другого народа.

31. Потом Мы вырастили после них другое поколение.
То есть после народа Нуха (ас) Мы воздвигли другие народы.

32. И послали к ним посланника из них: "Поклоняйтесь Аллаху, нет для вас другого божества, кроме Него, - неужели вы не побоитесь?"
Можно видеть, что этот посланник Аллаха возвал к своему народу поклоняться исключительно Единому Аллаху и более никому и так же предупредил о гибельности бзбожия. И что же ответил народ на призыв божьего пророка?

33, 34, 35, 36, 37, 38. И сказала знать из его народа, которые не веровали и считали ложью встречу будущей жизни и которым Мы дали насладиться ближней жизнью: "Это - только человек, подобный вам, он ест то, что и вы едите, и пьет то, что и вы пьете. А ведь если вы покоритесь человеку, подобному вам, поистине, тогда вы будете в убытке. Разве он обещает вам, что вы, когда умрете и будете прахом и костьми, что вы будете изведены? Далеко, далеко то, что вам обещано! Есть только наша ближайшая жизнь; мы умираем и живем, и не будем мы воскрешены. Это - только человек, который измыслил на Аллаха и ложь, и мы ему не верим".
Этот народ ответил тем же, что и народ Нуха (ас), изменились лишь кой какие слова которые ничего не меняли по сути. И на этот раз от имени народа говорили вожди народа у которых на уме была только одна идея: - не отдать власть! И они как и знать народа Нуха(са) обвинили пророка в том, что он всего лишь человек и обещает безумные вещи вроде воскресения всех людей из мертвых. На сей раз лишь описание вождей народа дано несколько шире и обстоятельней.
«И сказал знать из его народа, которые неверовали и считали ложью встречу будущей жизни и которым Мы дали насладиться ближней жизнью». Таким образом неверные вожди этого народа считали ложью явление дня Страшного Суда и были полностью погружены в океан соблазнов и наслаждений этого мира, а потому их великая преданность миру и их война с пророком была неминуемо предопределена. Сразу после того как пророк призвал народ поклоняться Аллаху и жить по Его закону, они, вожди народа сказали насмешливо: «Это только человек, подобный вам», как вы можете верить ему? Он никакой не пророк, а самозванец1 «Он есть то, что вы едите» из этого вы можете видеть его самозванство. Разве пророк божий ест и пьет как все прочие простые? Ну нет конечно! Гоните его в шею и не слушайте его! «А ведь если вы покоритесь человеку, подобно вам, поистине, тогда вы будете в убытке, то есть если вы покоритесь этому самозванцу, то вы, несомненно, будете обмануты и потерпите великий убыток! Как и все остальные слова великих народа, эти их слова показывают их очевидную глупость, порожденную бузумной любовью к миру проходящему. Во первых они даже не обсудили призыв пророка и игнорировали его абсолютно и безповоротно от его первого до последнего слова. Это уже не позиция разумного человека, она лишенная всякой логики. А ведь пророк призвал народ служить совсем не себе, но Единому Аллаху! Неужели народ который покориться закону Аллаха понесет какой то убыток?! И неужели народ который поклоняется идолам и людям обретет несравненное счастье, за которое отчаянно призывают держаться эти рабы страстей и безумия вожди народа? «Разве он обещает вам, что вы, когда умрете и будете прахом и костями, что выбудете изведены живыми?» Не глупец ли этот самозванец который обещает, что вы после смерти будете подняты из праха земного живыми? Когда было такое и кто это видел? «Далеко, далеко то, что вам обещанно!» оно никогда не будет, надо быть идиотом, чтобы верить ему». «Есть только наша ближайшая жизнь», а то, что он обещает - не будет вовек! «Мы умираем и живем» только по природе нам определенной: родит нас мать – будем живым, кончится жизнь – умираем, и этим все завершается, и никто не будет жить послего смерти вторично. Не верьте ему, он не пророк , а самозванец! «Это – только человек который измыслил на Аллаха ложь» желая лишь закабалить вас «И мы ему не верим», а потому исповедовать его не будем ни под каким видом, пусть не старается. После таких речей безбожников:

39. Он сказал: "Господи, помоги мне за то, что они сочли меня лжецом!"
Точно так же как Нух (ас) в отчаянии возвал за помощью к Аллаху и этот пророк сделал тоже самое.

40. Он сказал: "Через малый срок они окажутся раскаявшимися".
То есть Аллах принял зов своего пророка и обещал помочь
ему, только велел ему потерпеть некоторое время после которого народ беспутный окажется раскаявшимся.

41. и постиг их вопль воистину, и сделали Мы их точно сором (в потоке). Да погибнет народ неправедный!
Итак, это воставший против Всемогущего народ в мгновение ока погиб от некоего сокрушительного звука. Хотя и эта история непутевого злосчастного народа не называет имени пророка пришедшего к ним, ученые богословы по выражению: «И постиг их вопль» определяют, что здесь идет речь о народе Ада восставшего против пророка Худа (ас). «И потому что кроме народа Ада никто не погиб от сокрушительного звука. «И сделали Мы их точно сором (в потоке)» То есть они настолько потеряли свое достоинство перед Аллахом, что Он их уподобил мусору уносимому потоком воды. «Да погибнет народ неправедный!» да исчезнет он с глаз долой! На этом описание этой истории приходит к концу. После этого Аллах дает общее определение дальнейшей истории народов.

42. Потом возрастили Мы после них другие поколения.
И так после погибели вышепредставленного злосчастного народа Аллах взрастил другие народы.

43. Никакой народ не опередит своего срока и не замедлят они (его)!
Каждый народ согласно этому аяту живёт ровно столько сколько определит ему Аллах и не минутой ни больше и не меньше.

44. Потом посылали Мы Наших посланников одного за другим. Всякий раз, как приходил к народу его посланник, они объявляли его лжецом, и Мы отправляли одних вслед за другими и сделали их повестями. Да погибнет народ, который не верует!
В этом аяте Аллах дает общую канву историй всех пророков которые были посланны к народам мира: «Потом посылали Мы Наших посланников одного задругим» К всем народам, чтобы призвать их к вере спасения притом не делая между ними перерыва. Однако народы не принимали пророков с их учениями: «Всякий раз, как приходил к народу его посланник, ониобъявляли его лжецом» и даже угрожали ему расправой если онне прекратит свой призыв «И Мы отправляли одних вслед за другими», то есть все народы которые отвергали наших пророков мы уничтожали последовательно один за другим. «И сделали их повестями» - то есть сделали их героями печальных рассказов в назидание другим народам. «Да погибнет народ который не верует!» И не только в этом мире, но и в мире грядущем на вечные времена!

45, 46. Потом послали Мы Мусу и брата его Харуна с Нашими знамениями и ясной властью к Фирауну и его знати, не они возгордились и оказались народом величающимся.
Далее сообщается в чем конкретно состояло надмение.

47. Они сказали: "Разве мы станем верить двум людям, подобным нам, когда народ их нам служит".
То есть каким образом мы будем верить двоим людям из народа который у нас в рабстве? Это все старые речи: - простой подобный нам человек никак не может быть пророком Божиим.

48. И обвинили они их во лжи и оказались из числа погубленных.
Они пошли след в след прежних злосчастных народов и как они же низвергнулись в пропасть вечной погибели.

49. Мы дали Мусе книгу, - может быть, они пойдут по верному пути!
То есть надеясь, что Фараон и его народ может быть обратятся Мы низвели Мусе (Моисею) Тору (Св. Писание). В следующем аяте дается общее определение явления Марьям матери нашей и ее сына И. Христа.

50. И Мы сделали сына Марйам и мать его знамением и дали им убежище у холма с покойным пребыванием и источником.
То есть И. Христос с матерью его Марьям (ас), волей и мощью Всевышнего были представлены народу как знамение Его могущества и поселили их при святом Иерусалимском храме у холма с родником. Далее Аллах обращается ко всем пророкам:

51. О посланники, ешьте приятное и творите благое, поистине, Я знаю, что вы делаете!
В аяте делается ударение на то. что все пророки они телесно обыкновенные, простые люди: «О посланники, еште приятное». Принятие пищи – естественное свойство человека, простого да и «сложного» тоже, все люди вкушают пищу. И повеление Аллаха всем пророкам вкушать пищу указание на то, что все пророки были люди евшие и пившие. «И творите благое» творить благие дела – тоже входит в обязанности простого человека. Таким образом и по этому признаку пророки они люди как люди, а не ангелы. «Поистинне, Я знаю, что вы делаете» и готовлю вам полную книгу расчета. Отчитаться перед Аллахом обязанность всякого человека и пророков тоже, в этом смысле они рядовые люди.

52. И поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - ваш Господь, побойтесь же Меня!
То есть - о пророки! Ваша религия – религия единая, ваш народ – народ Ислама. Господь ваш – Аллах Бог Единый! Убойтесь же Его и служите Ему благоверно и смиренно. Далее Аллах говорит, что случилось с народом после того как завершилось время пророков и явилось время посланника Мухаммада (ас). Дается назидание пророку как с ними обращатся.

53. А они разделили свое дело среди них на куски; всякая партия радуется тому, что у нее.
Итак, народы оставшиеся после первых пророков разделились в своих религиях, хотя все пророки Единого Аллаха призывали к одной вере - Исламу. Все они эти разделившиеся народы, секты и группы считалисебя религией истины, а всех прочих ложными и ненавидели их. О посланник:

54. Оставь же их в их пучине до времени.
О мухаммад (ас), оставь же этих мекканских язычников в их беспечности до определенного времени.

55, 56. Думают ли они, что то, чем Мы помогаем им из богатства и сынов, Мы спешим для них с благами? Да, они не знают!
Не думают ли язычники, что то что Мы дали им сынов и богатства и не подвергаем их казни за их грехи, это знак благоволения Нашего к ним? Они глубоко заблуждаются! Все это им дано лишь для испытания, но они этого не понимают, они не думают о том, что они получают заносится в точные книги расчета и им по своей неправедности придет отвечать за все по убийственному для них расчету. Они в пучине беспечности, они в обольщении! Совсем в другом положении люди исповедующие веру Аллаха, они бдительны, они осторожны.

57, 58, 59, 60, 61. Поистине, те, которые от смирения пред их Господом трепещут, и которые в знамения Господа своего веруют, и которые Господу своему не придают сотоварищей, и которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, - это они стремятся к благам, и они достигнут их раньше.
В этих аятах перечисляются некоторые достоинства верующих:1) Они трепещут перед Аллахом, они смиренны перед ним, они богобоязненны.
2) Они равно исповедуют знамения Аллаха – будь они аяты Коранические и будь они знамения природные.
3) Они не предают Аллаху сотоварищей не по своей теоретической доктрине, не в своих практических служениях Ему.
4) У них трепещут сердца озабоченные игом грядущего дня Страшного Суда, они подают закят и милостыню. Относительно этих аятов о качествах верующих в толковании Имама Ахмада приводиться предание: «аАйша(ра) мать наша. спросила посланника Аллаха (ас): О посланник Аллаха (ас), те у которых трепещут сердца от мысли о дне Страшного суда когда они подают, они не из тех которые устрашились Аллаха после свершения блуда, воровства и пьянства?» Посланник Аллаха (сав) ответил ей: «О нет, о дочь Сыддыка! Это люди богомольные, постящиеся, подающие милостыню и вместе с тем боящиемя Аллаха!»
Имам Фахриддин Розий, да будет над ним милость Аллаха, в своем толковании этих аятов о качествах верующих писал: «Познайте же как прекрасен порядок этих достоинств верующих. Первое качество указывает на то, что необходимо трепетать и смирятся перед Господом, второе качество указывает на то, что необходимо постоянно подтверждать единство Его. Третье качество указывает на то, что смиренное не должно быть лицемерным. Четвертое качество указывает на то, что все эти качества должны едино присутствовать у верующих, они должны покорятся Аллаху смиренно, боголюбиво, исполнить все в страхе божием, достойно и смиренно. Да удостоит нас Аллах благолепия такого состояния». Эти слова шейха, однако, не утверждают, что достичь вышеописанных качест, дело нереальное для среднего человека, ибо:

62. Мы возлагаем на душу только то, что она может; у Нас есть книга, которая говорит истину, и они не будут обижены.
Аллах Творец человека и Он лучше чем кто либо знает подлинные возможности его и силы, и потому Он не может приказать человеку, то что ему не по силам. «Мы возлагаем на душу только то, что она может». Все законы шариата, все они в рамках человеческих возможностей. Если будет возложенно на человека невозможное, то по логике невозможно будет и предъявить человеку книгу расчета его жизни. «У Нас есть книга, которая говорит истину». У Всевышнего есть книга в которую записываются все деяния человека. Эта книга говорит только истинну. Что сделает человек, то она и скажет, ни больше ни меньше. «И они не будут обиженны» - ни один человек не будет обижен, но филигранно точно по делам его получит он.

63. Да, сердца их в пучине этого, и у них - деяния помимо этого, которые они творят.
То есть неверные в пучине беспечности, они не признают, что существует такая книга истины в которую записываются все дела их и в день Страшного Суда им придется отвечать перед Господом по ней. «И у них деяния помимо этого». Они творят всевозможные грехи «которые они творят».

64. А когда Мы поразили облагодетельствованных из них наказанием, вот они вопят.
До этого они ходили от греха к греху в полной беспечности. Когда же они возопияли Мы им:

65, 66, 67. Не вопите сегодня, поистине, вы не получите помощи от Нас! Мои знамения перед вами читались, а вы обращались вспять, возгордившись этим и болтая в ночных беседах.
В этих аятах ответ неверным попавшим под молот казни отпущенный Всевышним происходит в особом стиле «Не вопите сегодня». О чем вы вопите проведя всю жизнь в борьбе с Богом Всевышним?! Ну что. же вопите, но знайте «Сегодня, поистине, вы не получите помощи от Нас!» Итак, конец надеждам навсегда. Ибо всем вам: «Мои знамения перед вами читались, а вы обращались вспять». Мои аяты, знамения виделись вам как нечто опасное, хотя именно они могли привести вас к счастью в двух мирах, но вы бежали от них как безумные. Так пеняйте же теперь на себя! «Возгордившись этим и болтая в ночных беседах». Богословы в выражении «возгордившись этим» под словом «этим» понимали первые: под словом «этим» подразумевается Коран, неверные возгордились присягнуть Корану, вторые: под словом «этим», подразумевается дом Аллаха – Каба, потому что язычники гордились тем, что Каба находиться у них в руках. Обе эти идеи дополняют друг друга, обе они упрек мекканским язычникам. «И болтая в ночных беседах» язычники Мекки собравшись при Кабе вели долгие разговоры о Коране, о посланнике (ас) возводя на них вздор, напраслину и клевету. И вот их эти дела вменяются теперь им в преступление как одна из причин их наказания. Почему же они так сделали?

68. Разве они не поразмыслили об этой речи, или пришло к ним то, что не приходило к их первым отцам?
Неужели они не могли подумать тщательно о слове низведденном Мухаммаду (ас) о Коране? Неужели они не понимали. что с Богом не шутят и не фамилиарничают? Человек продумавший идеи святого Корана, вникший в их содержание, в его руководство – достигнет зрелости и красноречия. Только те, кто не размышляют о Коране бегут от него прочь. Таким образом. если эти язычники бежали от слова Корана стало быть они не размышляли о нем основательно. «Или пришло к ним то, что не приходило к их первым отцам?» Или они бежали от Корана потому, что он выходит за рамки обычаев их отцов? Или может быть, не приходили пророки к прежним народам?

69. Или они не признали своего посланника и стали его отрицать?
Или может быть язычники не знают Мухаммада (ас) и не доверяют ему? Но они прекрасно знали и самого посланника Аллаха (ас) и его отцов и дедов и всю родословную и все его тайны.

70. Или они говорят: "У него безумие", - да, приходил он к ним с истиной, а большинство их истину ненавидят.
Или они, язычники, нашли в посланнике Аллаха(ас) безумие и поэтому бегут от него и Корана? Хотят ли они сказать, что если бы он не был безумен они бы внимали Корану? О нет! Все эти причины неуместны, все они только отчаянный предлог, видимость, якобы причины. Эти их предлоги не могут служить причинами отрицания Корана и Ислама. Причина здесь совершенно в другом: «Да, приходил он к ним с истиной». Мухаммад (ас) пришел к ним религией истины от Бога Всевышнего и Его Книгой, «а большинство их истину
ненавидят». Вот только поэтому они бегут прочь сломя голову от истины Ислама и Его книги. Они ненавидят истинну потому, что она вскрывает их полную лживость и неугодность Аллаху.

71. А если бы истина последовала за их страстями, тогда бы пришли бы в расстройство небо, и земля, и те, кто в них. Да, Мы приходили к ним с напоминанием, но они от напоминания им отворачивались.
Истина едина как и Он сам и Его религия; все должны покорятся истине – это условие спасения. Однако. неверные хотят ограничить истину, они хотят покорить ее своим пристрастиям. Поэтому они говорят: «по моему религия должна быть такой или сякой, религия должна быть ограниченна вот этим и вот этим». «А если бы истинна последовала за их страстями, тогда пришли бы в растройство небо и земля и те кто в них». Это потому что истина едина, а страсти людские неограниченны. Поэтому следуя страстям невозможно достичь истинны. Когда человек попадает так или иначе в оковы страстей он обязательно попадает в оковы козней интриг и смуты, чтобы избежать погибели не истина должна следовать за страстями человеческими, но страсти должны быть покорены истине. И не человек должен ограничивать религию, но религия должна ограничивать людей. Необходимо, чтобы истина Аллаха вела людей, но люди отворачиваются от истины Ислама и требуют, чтобы она следовала за ними! О нет! И еще 1000 раз - нет! Эта их лож никогда не пройдет! «Да Мы приходили к ним с напоминанием» Святой Коран который Мы низвели к ним – истинна, и это почетно для них. Кто последует за истинной и будет творить благое – тот достигнет славы достоинства! «Но они от напоминания им отварачиваются» и бегут прочь от чести славы им ниспосланной! То что мы толкуем как почет и достоинство в оригинале переданно словом «зикр». то есть напоминание. То. что в этом аяте поминается как «зикр», наши знаменитые ученые толкуют как почет и достоинство. Например, арабы до явления Ислама в истории никак не упоминались, после явления Ислама арабы удостоились упоминания как нация получившая божественную книгу и религию. Это несомненно почетно для них. Но коль скоро это так, куда же они бегут от Ислама?!

72. Разве ты просишь у них содержания? - ведь поддержка твоего Господа лучше, и Он - лучший из дающих удел!
То есть: о посланник(сав)! Почему они бегут от истинны? Или ты просишь за представление истины им какое то вознаграждение? Тебе не нужно их содержание: «ведь поддержка твоего Господа лучше». Тебе о посланник Аллаха (сав) , того, что доставит тебе Аллах будет достаточно. Ибо «Он – лучший из дающих удел!» и кроме Него нет никого дающего удел. Почему же они бегут от истинны?

73. И ведь ты призываешь их к прямому пути.
Твое дело призывать на путь прямой Господа твоего.

74. И, поистине, те, которые не веруют в будущую жизнь, - уклоняются от пути!
Это основная причина язычников и неверных того, что они отклоняются от прямого пути – они неверуют в будущую жизнь, в восстание всех мертвых в день Страшного Суда, и в воздаяние всем людям по их делам. У таких людей сердца превращаются в подобие твердых камней, они нечувствительны как животные, они не назидаются ни от хорошего, ни от плохого. Они просто безумно влачаться по стихии греха и с тем и покинут мир.

75. А если бы Мы помиловали их и избавили их от их беды, то они упорствовали бы в своем заблуждении, скитаясь слепо.
Беды и трудности которые поражают людей они бывают разные. Некоторые из них становятся причиной очищения человека и возвращения его на путь прямой. И начала служения Аллаху по большому счету. Такие бедствия постигают людей богобоязненных, ведущих джихад на пути Славного и Сильного. Относительно таких людей изрек посланник Аллаха (ас): «Если мусульманина постигнет бедствие, то ведь Аллах наградит его за все, даже за то, что колючка вонзилась в него, Аллах по всяким причинам простит ему грехи». Некоторые бедствия служат причиной того, что человек перешедший границы Аллаха возвращается на путь прямой. Человек еще помнящий себя от такого бедствия приходит в себя, –он полностью раскаиваться и возвращается к Аллаху. Но люди не помнящие себя еще более и более погружаются в пучину беззакония и не считают, что они должны исправится. Обыкновенно. такие люди люди больше всего встречаются среди власть имущих и богатых людей. Восставшие против посланника Аллаха (ас) мекканские язычники курайшиты. они были именно из таких людей. Их высокомерие и надменность покрывали все и вся и встали преградой на пути истинны. Даже милосердный Мухаммад (ас) был вынужден воззвать против них к Аллаху: «О Живой и Сущий! Помоги мне против них годами голода как ты помог пророку Иосифу когда он был в Египте!». Аллах принял эту молитву своего посланника (сав) и послал на курайшитов голод и они были вынужденны есть мертвячину, мясо собак, и даже кожу с шерстью, обмакнувь её в кровь они жарили и ели. Но и тогда они не уверовали. Указывая на них и на им подобных Аллах изрек: «А если бы Мы помиловали их и избавили их от их беды, то они упорствовали бы в своем заблюждении скитаясь слепо!». Да, неверные из курайшитов 20 лет всеми силами и всеми фибрами души яростно сражались и бились против Ислама. Корана и Мухаммада (ас).

76. И Мы поразили их наказанием, но они не подчинились своему Господу и не воззвали к Нему.
Подчинение Аллаху взывание к Нему есть первейшие знаки расскаяния. Однако у беспечных, погруженных в океан суеты сует и окаменевших на этом пути надмения таких знаков не бывает. Они вовек не раскаятся и не воззовут к Аллаху.

77. А когда Мы открыли пред ними врата жестокого наказания, вот - они там в отчаянии.
И только после того как сокрушат их казни последние они опомнятся. Но тем не менее призыв к Аллаху воспитанием, знаниями, путями разума остается в силе всегда. Поэтому в последних аятах Аллах напоминает людям о своих благах людям. Он напоминает человеку -как он сотворен и каким, напоминает о знамении смены дня и ночи о чуде сотворения человека видящим, слышашим и имеющим чувствительное сердце. Затем Аллах задает три вопроса обнажающих неверность логики безбожников и язычников.

78. Он - тот, который создал для вас слух, взоры и сердца; мало вы благодарны!
Аллах Всевышний чтобы вы слушали даровал вам уши, даровал вам глаза, чтобы вы видели и даровал вам сердце. чтобы вы чувствовали. Если бы вы по совести поразмыслив вдумались в эти знамения Аллаха и оценили их по их подлинной цене, то вы бы и служили Ему по истине. Все эти вышеперечисленные блага вы бессильны создать сами, но только Всемогущий мощен это сделать. Но вы неблагодарны и не служите своему Творцу и признаете Ему сотоварищей.

79. Он - который рассеял вас по земле, и к Нему вы будете собраны.
Аллах сотворил вас и расселил вас по земле. но вы наблагодарны нисколько, н: «к Нему вы будете собраны». Тогда вы будете допрошены дотошно и воздастся вам по вашим делам и добром и злом. Вам бы служить Ему пока не поздно.

80. Он - который живит и мертвит; Ему принадлежит смена ночи и дня; разве вы не разумеете?
О сколько живых тварей нарождаются в мир каждое мгновение, и сколько уходит из этого мира! И это все по воле Всемогущего, это Он их оживляет и умерщвляет. Никто не может вмешаться в этот таинственнейший процесс. В частности, и твоя жизнь, о читатель, не исключение из этого абсолютного правила. Поэтому все должны покорятся Всемогущему. «Ему принадлежит смена ночи и дня». Вот постоянная смена дня и ночи, вдумайтесь в блага от них. Подумайте, что если бы Аллах не сотворил все это человек был бы бессилен сделать это сам. Так воздайте же Ему должное поклонением как это Он повелел. «Разве вы не разумеете?» Если бы они разумели и понимали, они бы не воевали с Богом, но поклонялись Ему в чистоте и в страхе сердца.

81. Да, они сказали то же, что говорили первые.
Итак, вместо того, чтобы после стольких знамений Аллаха поклоняться ему: «они сказали тоже, что говорили первые», то есть они повторяли слова неверных бывших до них.

82, 83. Они сказали: "Разве ж когда мы умрем и будем прахом и костями, разве ж мы действительно будем воскрешены? Уже обещано было нам и нашим отцам это раньше. Это - только истории первых!"
После вышеописанных знамений Всевышнего отвечать подобным образом – безумие! Они не только отрицают восстание из мертвых, но и даже насмехаются над этой идеей называя ее легендой первых. На этом месте Аллах, чтобы показать глупость ответа неверных повелевает Мухаммаду (ас) задать им три вопроса.

84. Скажи: "Кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете?"
Итак, Аллах спрашивает: Кто хозяин земли и кто хозяин всех живых на земле?

85. Они скажут: "Аллаху". Скажи: "Неужели вы не опомнитесь?"
Да, они не отрицают владычества Аллаха и признают Его Владыкой всего сущего. Но признают Ему соучастников чего Он запретил под угрозой лютого наказания. Где здесь элементарная логика? Неужели они не опомняться от всего очевидного, непрекрытого безумия и не отвергнуться от своих рукотворных подбогов. этих мертвых истуканов и не признают Аллаха Единого без соучастников, и не признают Коран и посланника Его?

86. Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого трона?"
О посланник (сав), теперь спроси их кто творец и Господь семи небес определивший их жизнь и кто Владыка великого престола? И легкомысленный человек понимает, что громаду семи небес и жизни на ней может сотворить и утвердить только мВсемогущий и Славный. О «страшное» имя, ужасающее язычников – Единый! Это понимают, по своему, и язычники отдающие себе отчет в том, что великолепие жизни на семи небесах в деснице Совершенного. Они же признают Аллаха Господом великого престола поэтому:

87. Они скажут: "Аллах". Скажи: "Разве вы не побоитесь?"
Итак язычники признают Аллаха Господом семи небес и Господом Великого престола! Этот их ответ не соответсятвует их делам и логике. Если они признают Аллаха абсолютным Владыкой, то почему же не исповедуют его? «Разве вы не боитесь?» спрашивает их признаваемый ими же Владыка миров. Да, это конечно поразительно: – признавать Всемогущего и не бояться обещанной Им угрозы возмездия! О посланник! (сав)

88. Скажи: "У кого в руке власть над всякой вещью, и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?"
О язычники, если вы знаете, скажите, в чьей деснине абсолютная власть над всякой вещью? Кто защищает так, что невозможно поразить эту защиту и кто нападает так, что невозможно отбить ее смертоносную атаку?!

89. Они скажут: "Аллах". Скажи: "До чего же вы очарованы!"
О посланник,(сав) на этот твой вопрос они ответят только: -«Аллах!» Тогда ты им скажи: «До чего же вы очарованны!» Если вы знаете и признаете всемогущего Аллаха, то почему же не исповедуете Его Единого и остаётесь язычниками и неверными?! Только околдованный может так вопиюще, безумно поступать! Все эти вопросы задаются Аллахом язычникам которые вместе с Аллахом исповедуют творения рук своих идолов и истуканов, а так же людям Писания которые вместе с Аллахом исповедуют богами людей. Потому что они признавая Всемогущим и Совершенным Богом Аллаха который держит в своей деснице и небо и землю и все, что на них и между ними, следует не к Его Единству, но многобожному язычеству. Так, что же они это делают по отсутствию аргументов?

90. Да, мы пришли к ним с истиной, а они, ведь, лгут!
О нет! Если бы они искали ,то ведь аргументов достаточно! «Да, Мы пришли к ним с истиной». Мухаммад (ас) принес к им религию истинны, религию единства Аллаха. Они могли бы следовать ему и спастись но: «а они, ведь, лгут!». Они возводят ложь и исповедуют Аллаху соучастников никем из пророков не подтвержденных. Они говорят у Бога есть дитя, у него есть соучастники помогающие ему!

91. Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возносились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они Ему приписывают,
Эти их слова на устах их – великая ложь! Аллах не брал себе никакого сына У Него не бывало ни сыны ни дочери, и никогда не будет. Поэтому «И не было с ним никакого божества». У Аллаха Бога Всевышнего никогда не было соучастника ни малого ни большого. Об этом свидетельствует и элементарная логика. «Иначе каждый бог унес бы то, что Он сотворил и одни из них возвысилились бы над другими». Итак, если бы существовали другие боги, то они бы сами себе чего нибудь сотворили и соответственно захотели бы им воспользоваться в своих интересах. И в конечном итоге все боги унесли бы себе свою часть и во вселенной нарушился бы порядок. И каждый бог старался бы проводить и устанавливать свой порядок и между богами пошла бы распря за главенство и не было бы мира и единства во вселенной. Отсюда мы можем далеко идущий вывод: – учение многобожия ложно от начала до конца. Так или иначе это учение подвергающее сомнению совершенство Аллаха, но: «Хвала Аллаху, превыше Он того, что они ему приписывают».

92. ведающему сокровенное и наличное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!
Аллах ведает в совершенстве и открытое и сокрытое, Он выше несовершенства которое они Ему приписывают.

93, 94. Скажи: "Господи, если Ты покажешь мне то, что им обещано, Господи, не помещай тогда меня с людьми неправедными!"
В этом повелении своему посланнику (сав) Аллах учит его просить у Него убежище от того, что может произойти в будущем. «Скажи, о Господи, если Ты покажешь мне то, что им обещано» то есть Ты мне дашь увидеть то наказание которое Ты пообещанию своему низведешь на многобожников: «Господи, не помещай тогда меня с людьми неправедными!». То есть – не накажи меня вместе с ним . Конечно же посланник Аллаха (сав) безвинен, ясно, что он не может быть подвергнут наказанию с язычниками. Богословы видят в этом научении Аллаха посланнику своему (сав) этих мольб две премудрости: первое- показать человеческую природу и скромностьего, второе – назидать посланником (ас) его народ. Далее следует продолжение повелений Аллаха посланнику Его (сав)

95. А ведь Мы можем показать тебе то, что им обещаем.
О Мухаммад (ас), воистину, Мы можем показать тебе каким образом Мы накажем язычников, это легко для Нас.

96. Отклоняй зло тем, что лучше; Мы вернее знаем, что они описывают.
О посланник (сав) отклоняй их зло добрым, ведь снисхождение и милость похвальны. Мы прекрасно знаем каким образом они описывают Мои качества и Мы с ними в свое время сведем счеты окончательные вручив им книги расчета. Эти аяты были ниспосланы в Мекке. В то время там было такое положение. О Мухаммад (сав)!

97, 98. И скажи: "Господи, я прибегаю к Тебе от искушений диаволов, и я прибегаю к Тебе, Господи, чтобы они не явились ко мне!"
И это повеление Аллаха посланнику (сав) невинному как и те, что были выше, просить помощи от козней Шайтана есть демонстрация человеческой природы посланника (сав) и поучительное назидание его народу. Далее следует описание, того чем завершится противостояние язычников Единому. Они пройдут этот мир исповедуя свои глупые, безумныеучения погибели.

99, 100. А когда придет к одному из них смерть, он скажет: "Господи, верни меня: может быть, я сделаю благое в том, что оставил". Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними - преграда до того дня, как они будут воскрешены.
Когда придет к язычнику смерть и откроются его глаза на истину, он поймет свое погибельное положение и в раскаянии воззовет к Аллаху: «Господи, верни меня, может быть, я сделаю благое в том что я оставил». Язычник взмолится к Аллаху моля вернуть его в эту жизнь обещая творить дела благие, но увы! Возврата в эту жизнь уже не будет во век, время безвозвратно ушло, и эти слова его это - лишь слова страха смерти: Это – слово, которое он говорит» Это пустое ничего не значащее слово его и сам говорящий уже ничего не стоит. «За ними преграда до того дня, как они будут воскрешены» Как только покинув сей мир они закрыли глаза тот час за ними образуется преграда. Теперь до самого дня Суда они уже не вернуться к жизни. Преграда, что впереди них она называется: «Барзах».
Человек Барзаха, он человек и не этого и не того мира. Он человек покинувший этот мир и ожидающий мира грядущего. Неверные язычники здесь не выходят из под ига наказания.

101. И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга.
А когда подуют в трубу поднимая всех мертвых из могил созывая их всех на Страшный Суд, то уже не будут люди расспрашивать друг друга, ибо позабудутся тогда все родственные связи и побегут родители от детей, а дети от родителей и каждый будет озабочен своей судьбой. «И не будут они расспрашивать друг друга» Никому в голову не придет спросить, а где такой то, или что случилось с этим то?

102. И у кого тяжелы будут его весы - те счастливые,
У кого благие дела его положенные навесы будут найдены тяжелыми, о счастливец, он спасется!

103. а у кого легки его весы, - те, которые нанесли убыток самим себе, в геенне пребудут вечно.
Но у кого дела его положенные на весы будут найдены легкими – о горе ему, место его в аду навечные времена.

104. Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны.
Каким образом будут гореть несчастные в аду сообщает Имам Тирмизи в следующем хадисе. «Огонь пожрет лицо его от верхней губы до верхней половины головы и от нижней губы до нижней половины головы и от нижней губы до пупа. После этого им будет сказано:

105. Разве не читались вам Мои знамения, но вы считали их ложью?
Вот тогда он узнает истинную цену своим грехам.

106, 107. Они сказали: " Господи, овладело нами наше несчастие, и мы оказались народом заблудшим. Господи, изведи нас из нее, и, если мы повторим, то тогда мы несправедливы".
Они и в аду признавая свое несчастье и заблуждения будут просить у Бога себе как и при сметри позволения вернуться в мир для исправления ошибок. Но, что же ответит им Аллах?

108, 109, 110, 111. Он сказал: "Возвращайтесь с позором в нее и не говорите со Мной! Ведь говорила одна часть Моих рабов: "Господи, мы уверовали, прости же нам и помилуй, Ты ведь лучший из милующих". И вы обратили их в посмешище, так что они заставили вас забыть про Мое напоминание, когда вы над ними смеялись. Сегодня Я воздал им за то, что они терпели, тем, что они оказались достигшими успеха".
В этих аятах дается пояснение того почему на мольбы несчастных вернуться в мир Аллах даст такой ответ. Аллах ответит им: «Он сказал: Возращайтесь с позором в нее и не говорите со Мной!» То есть – возращайтесь униженные в адский огонь, вы оттуда не выйдете, и не говорите Мне. и не спрашивайте. Этому ответу есть причина. «Ведь говорила одна часть моих рабов: Господи, Мы веровали, прости же нам и помилуй», В этом мире Мои рабы мусульмане говорили Мы уверовали, прости же наши грехи наши и возьми нас под свою милость. «Ты ведь лучший из милующих!» «И вы обратили их в посмешище». Вы, как будто вам не хватало своего беззакония стали насмехаться над верующими «так что они(ваши насмешки) заставили вас забыть про Мое напоминание». Насмехаясь над ними вы забыли Меня «Когда вы над ними смеялись». Вы вмеялись над верой Моих рабов, их мольбами ко Мне, над их религией. И вот конечный результат ваших насмешек – вы пылаете в огне Моего наказания. «Сегодня Я воздал им за то, что они терпели». Я ввел их обетованные райские сады. «Они оказались достигшими успеха» Затем в продолжение слова:

112, 113. Он сказал: "Сколько вы пробыли в земле по числу лет?" Они сказали: "Пробыли мы день или часть дня, но спроси считающих".
Они не зная чего больше ответить, скажут: «пробыли мы день и часть дня, но спроси считающих».

114. Он сказал: "Пробыли вы только немного, если бы вы знали.
Теперь до дней определенных вам осталось очень мало.

115. Разве вы думали, что Мы создали вас забавляясь и что вы к Нам не будете возвращены?
О язычники, неужели Мы вас сотворили без всякой цели? Неужели, вы в день последний к Нам не вернетесь?

116. Велик Аллах, царь истинный, нет божества кроме Него, Господь трона честного!
Трон описанный в другом аяте как «великий», здесь на арабском назван буквально: «троном благородным», это потому, что милость Аллаха и Его благословение нисходят через Него.

117. А кто призывает вместе с Аллахом и другого бога, - нет у него для этого доказательства, и счет его только у его Господа! Не бывают счастливы неверные!"
Все кто призывают вместе с Единым других богов, они без всякого основания явили многобожие проклятое у Него, Аллах сам с ними сведет должный счет в день Страшного Суда «Не бывают счастливы неверные!» Нет им спасения. Сура началась с утверждения «уже нашли спасение» верующие. Завершилась же сура словами» – «неверным нет спасения». И завершается сура назиданием просить у Аллаха Всевышнего милости и прощения.

118. Скажи же: "Господи, прости и помилуй! Ты - лучший из милующих!"
Амин! О Милосерднейший из Милосердных!