25 АЛЬ-ФУРКАН "РАЗЛИЧЕНИЕ"

Ниспослана в Мекке 77 аятов

Название суры – «Фуркан» взято из первого аята. Фуркан – то есть – «Различение», одно из имён божественного слова, Славного Корана,ибо Коран есть книга яснего различения лжи от истины и прямого пути от кривого. Хорошо известно, что в первую пору своей пророческой деятельности посланник Аллаха Мухаммад (сав) наткнулся на жёсткое сопротивление неверных и язычников, и ему пришлось вынести множество обид и оскорблений, а также лжи и поношений которые обрушились на него, на веру и верующих. Когда такое действие продолжается непрерывно год за годом, естественно это разрушающе действует на человека. Поэтому Аллах Всевышний постоянно поддерживал и подкреплял своего посланника (сав) призывая его не обращать внимания на гонения неверных как на явление временое, и ободрял егообешанием скорой окончетельной победы. Вся эта сура от начала до конца посвященна подкреплению посланника (сав) и вселению в него уверенности и спокойствия в его противостоянии п неверным. Начинается сура со словословия Всевышнему ниспославшему своему рабу «Различение» верное и поставившему его проповедником вселенной. Напоминается, что единственно Аллаху принадлежит вся вселенная и Он есть Единый Владыка не имеющий детей и соотоварищей в своём владычестве над мирами. Напоминается,что Он основал вселенную и всё в ней на основе гармонии и сооразмерности. И заключается,что несмотря на это язычники оставив Его, истинного Бога Живого служат идолам и истуканам не могущим сотворить ничего ни великого ни малого. Напоминается, что неверные обвиняют Святой Коран во лжии приводятся примеры этих лжеобвинений. Так говорится, что они выдают Коран то за сказки древних,то за наущения каких то неведомых учителей, которые помогают Мухаммаду (сав) сочинять Коран. Говорится , есть ещё такие которые выдают Коран за какое то волшебство. Аллах указывает на полную бессмымленность
всех этих обвинений и даёт исчепывающи ответ на каждое обвинение неверных. Само по себе ниспослание Аллахом аятов содержащих ответы на обвинения неврных великое дело. Это положение кроме того что демонстрирует полную осведомлённость Его о всех земных делах, даёт посланнику(сав) и малочисленным ещё верующим большую духовную поддержку в их противостоянии неверным. Далее в Коране приводятся измышления неверных о посланничестве, а именно то, что истинный посланник Аллаха не может быть простым человеком, но только из ангелов, или должен быть человеком с большим достоянием. А также не должен ходить по рынкам и не есть пищу. Аллах отвергает все этиизмышления в виду их полной бессмысленности и абсурдности.
Далее в суре Аллах представляет Страшный Суд и панораму преисподней, приводит картину устрашающих мучений неверных, безуспешно призывающих смерть на свою голову. Здесь же Аллах Милостивый подкрепляет своего посланника говоря ему, что все посланники до него были как и он людьми, но никак не ангелами. Далее Аллах решительно осуждает неверных которые говорили: «О если бы к нему были ниспосланы ангелы или увидели мы нашего Господа» и говорит, что открытое схождение ангелов произойдёт в день Страшного Суда. Далее Всевышний отвечает на слова неверных: «О был бы ему ниспослан Коран целиком», и затем вновь даёт панораму дня Страшного Суда и его событий. Далее Аллах представляет истории древних народов, в частности, народа Моисея, Ноя, Ада, Самуда и Лота (ас). В суре «Различение» приводятся аяты поясняющие природные процессы, сотворение человека из воды и свидетельствующие о Всемогуществе Аллаха. Поминаются люди далёкие от получения спасительного назидания из всего этого и исповедующие вместе с Единым Аллахом соучастников Ему. В заключении суры перечисляются некоторые качества истинных рабов Аллаха Милосердного.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.

1. Благословен тот, который ниспослал различение Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником, -
Воистину Аллах Велик и Благословен! И именно из за этого бесконечного благословения и величия Его послал Он всем народам мира посланника своего Мухаммада (асв) проповедником и ниспослал ему для отделения лжи от истины Фуркан, то есть Коран. Действительно, Аллах сотворивший человека чистым по природе и давший ему надлежащие органы чувств имел полное право приказать ему. .Однако Он не сделал этого по своему величию и проявил к своим творениям людям, милость и доброжелательность. По своей благословенности послал людям пророков и ниспослал Святые Писания Свои и по своей воле сделал Мухаммада (асв) «хотама набий» печатью пророков, конечным звеном в цепи пророков и ниспослал ему Свою последнюю книгу в череде Священных Писаний - Святой Коран. Поэтому посланник Мухаммад(асв) и Святой Коран были посланы не только одному определённому народу и на определённое время , но вам народам и на все времена. Таким образом посланник Мухаммад (асв) он посланник Всевышнего Аллаха ко всем народам мира до дня Страшного Суда и Божие слово Коран это программа жития для всех народов мира также до дня Страшного Суда. Наши учённые богословы обратили особое внимание на использованное слово в аяте слово : «рабу», в подлиннике буквально: «поклоннику» Таким образом можем констатировать: своём Святом Слове Аллах Всевышний упомянул своё творение посланника Мухаммада(асв) лучшим для него словом: «мой посланник!» Этим словом Аллах помянул своего посланника и в суре «Перенос ночью» при вознесении его к престолу своему; во время молитвы посланника (сав) Ему; во время ниспослания Писания и в этом аяте .Таким образом
констатируем: высшая степень человека перед Аллахом: быть поклонником Его, это наивысшее счастье для человека, и высшее благо! И естественно, наоборот, - не быть поклонником Всевышнего, отвергаться от Него – наивысшая трагедия и несчастье для человека низводящее его до уровня бессловесного животного. Относительно этого далее в этой суре будет упомянуто особо. Итак, Аллах ниспослал суру «Различение» своему посланнику Мухаммаду(асв) в Мекке когда малочисленные мусульмане приследумые многочисленными язычниками за призыв к Исламу, думали только о том как бы им спасти от ига язычников свои души, в то время когда о победах практических, казалось, не могло быть и речи. Но тем не менее, в это время было ясно и отрыто, во весь голос провозглашена мировая проповедническая миссия посланника Аллаха Мухаммада (асв). Несомненно, такие речи в такое туднейшее время были возможны только со стороны обладателя высшей власти Аллаха Всевышнего Господа миров держащего в своих руках начала и концы всего сущего. В следующем аяте продолжается описание того кто ниспослал различение своему рабу.

2. у которого власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка, и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой.
В этом действительном аяте Аллах Всевышний представляется в четырёх своих качествах
. Первое качество: «У которого власть над небесами и землёй», то есть небеса и земля и всё, что на них - суть личное достояние Аллаха и более никого, и Он лично распоряжается всем этим достоянием и сделает с ними всё, что пожелает. Второе качество: «и не брал Он себе ребёнка». И это качество демонстрирует полное совершенство Аллаха, его полную независимость от чего бы то ни было. Ибо иметь потребность в ребёнке, наследнике имени отца - это чисто человеческое свойство показывающее его слабость и несовершенство. Аллах же по своей сути - бессмертен, вечен и ни нуждается в наследниках и не в чём другом.
Третье качество: «и ни была у него сотоварища во власти» Аллах един. Во всяком деле и положении Он един. В том числе и во владычестве над мирами Он Единый царь. Никто, никогда и не в чём не может быть Ему соучастником.
Четвёртое качество: «Он создал всякую вещь и размерил её «мерой» То есть Аллах, Господь миров сотворил мир и все вещи не так просто, но измерив ясной мерой, определив форму, объём, время, место и взаимоотношения его с остальным миром. Относительно этого последнего качества после научных открытий во всех направлениях резко умножилось количество всевозможных изысканий расширяющих подлинное глубокое понимания сути дела в этом искомом нами смысле. Раньше всякий кто читал этот аят или слышал его, думал , что вот так просто, Аллах всё сотворил мерой и этим удовлетворился. Сегодня появились совершенно точные , конкретные определения «меры» о которой говорится в аяте. Эти точные конкретные определения получаются различными путями. Однако абсолютная большинство не обращает особого на чудность происхождение всех этих мелких научных фактов.На самом деле если бы человек обратил внимание хоть на одно из этих мелких чудес, он легко мог бы увидеть за ними Бога Творца и увероватьи спастись. Рассмотрим состав воздуха. Как утверждают ученные воздух на 21%
состоит из кислорода. Спрашивается – почему именно 21% и не больше и меньше? Кто определил ясной мерой иметь воздуху именно такой процент кислорода ?Если нарушится эта мера, что случится ?
По утверждениям ученных если бы процент кислорода в воздухе был хоть немного выше ,то очень многие вещи сгорели бы сами по себе. Если даже отложить в сторону небеса и землю, горы камни и океаны с их великой малой живностью, посмотреть на такие мелочи вроде насекомых и микробов, то и тогда мы можем видеть изумительную ясную меру по которой они сотворены!
Таким образом печать ясной меры на всём это–печать Бога Творца предопределившегоо всё и вся без исключения! Всякий разумный человек увидев и осознав всё это неименуемо должен был бы притечь к своему Творцу единому изумленный и потрясенный Его неописуемым могуществом! Но большинство не делает этого.

3. И взяли они вместо Него богов, которые не творят ничего, а сами сотворены. Они не владеют для самих себя ни делом, ни пользой, и они не владеют ни смертью, ни жизнью, ни воскресением.
Да, несмышлёные и невежественные люди позоря имя человека разумного покинув Совершенного и Всемогущего Бога Творца достойного поклонения служат ничтожным мёртвыми вещам называя их своими Богами. Их недалёкость и глупость бросается в глаза в виду обожествления ими мёртвых истуканов, природных сил, животных, личностей, партий, и государства. Взглянем на обожествляемых ими истуканов. Они: « которые не творят ничего». Если все обожествляемые истуканы собирутся приложить все свои объединённые усилия в одном направлении, то и тогда они не смогут сотворить ничего ни живого ни мертвого или выражаясь кораническим языком из суры «Хадж» «Они помимо Аллаха, ни когда не создадут и мухи» Каким же образом они могут быть богами?!
Да что там говорить о сотворении ими чего то, если доподлинно известно, что они сами сотворены! Вещество, материал из которого состоят эти обожествляемые идолы, – которых люди придают соучастниками Господу миров – сотворено Аллахом, форму же им придали люди враги Всевышнего. Это они обработав какой нибудь камень или дерево придали им общепринятую форму, так сказать, достойную этих лжебогов Каким же образом этот мёртвый материал имеющий такую карикатурную, смехотворную форму может быть богом достойными поколения?! Если же обожествляемым Богом является человек и люди поклоняются ему, то ведь этот человек сотворён Аллахом и рождён от матери и отца. Каким же образом сей сотворённый может являтся Богом?!
«Они не владеют для самих себя ни делом, ни пользой».
Да и как они могут помочь кому то, если они не могут принести пользу или вред даже себе?! ( И даже, если они могли бы принести пользу себе неужели они от этого стали бы Богами эти камни, эти ничтожные, рукотворные деревяшки?) Да и как они могут быть Богами приносящими кому то пользу если они бессильны даже отогнать муху севшую на них?! Если у обожествляющих корову, кто ни будь по незнанию зарежет их корову, так сказать богиню, то они поднимают истошный
вопль: «О проклятый, ты зарезал нашу богиню!» и при этом они даже не подумают о том, что чего стоит Бог которого зарезал какой то случайный проходимец. И о других обожествляемых можно рассказать такие же нелепые и грустные истории.
«Они не владеют ни смертью, ни жизнью, ни воскресением». Эти обожествляемые идолы бессильны отнять у живого душу и бессильны оживить мёртвого. Каким же образом они могут быть Богами? Можно ли говорить, что у обожествляющих мертвых идолов, есть ум и сметливость и они достойны почётного имени человека разумного?
Поразительнее всего того, что прибывая в таком жалком умственном состоянии язычники осмеливаются бросать камни обвинений и критики в религию единобожияи в его посланника (асв) и в его книгу и смеют измышлять о ней всевозможные жалкие глупости!

4. И сказали те, которые не веруют: "Это - только ложь, которую он измыслил, а помогли ему в этом другие люди". Они совершили несправедливость и искажение!
То, что слова язычников Мекки: « Коран - это выдумка Мухаммада(асв)», было доподлинной выдумкой самих язычников было всем известно хорошо. Они сами же и их главари раз за разом подтверждали, что Коран- он не слово человеческое, и тем не менее народу они объявляли, что Коран – выдумка Мухаммада (асв). Теперь обратим внимание на слова язычников:« А помогли ему в том другие люди». То есть измыслить Коран помогли Мухаммаду (асв) другие народы. Когда в то время спрашивают у них:« Какие же это другие народы»? Язычники отвечали: «Люди Писания»! Таким образом по представлениям язычников Мухаммад(асв) в целях создать себе свою новую религию решил написать книгу. Чтобы всё выглядело как можно достоверней, чтобы новая книга походила на старые, он призвал на помощь людей Писания -иудеев и христиан. Велик Аллах! Неужели иудеи и христиане помогли Мухаммаду(асв) рассказать всему миру о своих кознях и интригах и помогли оповестить весь мир о своих грехах описанных в Коране. и помогли ему раскритиковать в пух и в прах свою идеологию троебожия?! Ведь именно об этом и идёт речь в святом Коране!!! Таким образом, более чем очевидно , что эта статья обвинения язычников против Мухаммада(асв) просто не обдуманная глупость. Язычники этим своим доводом: « они совершили несправедливость и искажение». В этих их словах есть несправедливость по отношению Мухаммаду (асв), есть несправедливость по отношению к божьему слову Корану, и есть несправедливость по отношению к Аллаху Господу миров. Это их обвинение – суть грубое, очевидное лжесвидетельство! Но неверные на этом обвинении против Святого Корана, не удовлетворились.

5. И сказали они: "Сказки первых! Он приказал записать их для себя, и читаются они ему утром и вечером".
Само метание неверных от одного жалкого довода против Корана к другому, есть само по себе ясное свидетельство того, что в основании их обвинений нет ничего основательного. Да им и не нужны основания, они их и не искали, им лишь бы, что
нибудь и как нибудь подходило для их испорченных умов, и они тут же начинают его использовать во всех гнусных целях. После того как им стали известны истории древних народов из коранических рассказов, они: «и сказали они: «сказки первых!» Но если Коран есть сказки первых, то каким образом Мухаммад(асв) узнал их?! « Он приказал записать их для себя». Эти ранние язычники не смотря на своё полное невежество были всё же совестливей сегодняшних. Они как сегодняшние язычники не сказали: « Он написал», но сказали: «приказал записать», потому что хорошо знали, что Мухаммад(асв) не умел читать и писать. И ещё сказали: « И читаются они ему утром и вечером», то есть эти записанные сказки читаются Мухаммаду(асв) утром и вечером. Что ответить на это измышления неверных учит посланника сам Аллах Святой и Правый

6. Скажи: "Ниспослал его тот, который знает тайное в небесах и на земле. Он, воистину, - прощающ, милосерд!"
Коран ниспослал Аллах который знает все и вся небес земли и нет ничего сокрытого от Него. Он истинно знает историю прежних народов и нет ни какой необходимости посланнику Аллаха (сав) записывать сказки древних народов, ибо они законченные выдумки, легенды и нововедения. Но только Коран говорит о них точную правду не искажая её нисколько и этим призывает людей взять их себе за назидательный пример. Чем больше проходит время и развиваются науки, тем более обнажается ясная святая правда божественного слова Корана. Язычники плетут выдумки и небылицы- не только о святом Коране, но и о посланнике Аллаха Мухаммада(асв):

7, 8. И сказали они: "Что с этим посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам. Если бы был ниспослан к нему ангел и был бы он вместе с ним проповедником! Или брошено было бы ему какое-нибудь сокровище, или оказался у него сад, откуда бы он ел!" И говорят неправедные: "Следуете вы только за человеком очарованным!"
С древних времён людям казалось странным, что подобный им простой человек может быть посланником Бога Всевышнего. По их представлениям посланник Аллаха, должен быть каким то особым существом, с какими то исключительными качествами. «Что с этом посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам». Посланник Мухаммад(асв) как и все пророки точно такой же человек как и все остальные люди. Он ел пищу, ходил на рынок, покупал и продавал, чтобы удовлетворить свои потребности. Язычники же считали это невозможным для пророка, они считали, что пророк не должен есть и пить, ходить по рынку и делать то, что делают другие простые люди. Язычники говорили: О «если бы был ниспослан к нему ангел и был бы он вместе с ним проповедником!» Язычники считали, что ангел более подходит на роль пророка, они забыли, что Аллах сотворив человека Адама повелел ангелам поклониться ему, они не сделали отсюда вывода, что в глазах у Аллаха человек стоит выше ангелов. Откуда язычникам знать великую мудрость того, что, наилучшим живым примером и наилучшим посланником к людям может быть только подобный им человек, но не бесплотный ангел? Язычники говорили ещё: «или брошено было бы ему какое нибудь сокровище, или оказался у него сад, откуда бы он ел». По понятиям язычников посланнику Аллаха для приобретения своего пропитания недостойно ходить по рынкам, он должен всё необходимое получить свыше от Аллаха, уже в готовом виде. Однако Аллах знающий все тайны небес и земли по своей неизречённой мудрости не возжелал, чтобы Его посланника последнего времени была своя сокровищница и свой роскошный особый сад. Чтобы Его посланник был наилучшим живым образом для прочих, Он захотел, чтобы посланник(асв) был беден. Он не возжелал, чтобы Его посланник был озабочен и занят управлением богатствами и сокровищами.
Это ещё потому, что человек связанный духовными узами с Аллахом не имеет интереса к земным тленным богатствам. Язычники в довершении всего, как будто им было мало всего вышеописанного их обмана, ещё предпринимали большие усилия отбить от посланника Аллаха (асв) последовавших за ним. « И говорят неправедные: «следуете вы только за человеком очарованным!» Выдавая посланника Аллаха (сав), за человека околдованного неверные совершили одно из своих больших притеснении истины. Аллах Всевышний в ответ на это обвинение язычников против посланника (асв) сделал соответствующее
опровержение.

9. Посмотри. как они тебе приводят притчи, и сбились с пути и не могут найти дороги
О, Мухаммад (асв), посмотри какие примеры приводят тебе язычники! То они говорят, что ты выдумщик, то они говорят что ты сборщик легенд, то говорят, что ты колдун, очевидно, что все эти их –слова, слова неправедных. Они - «И сбились с пути!» Если бы они не были – таковыми, они бы не говорили подобного.
«И не могут найти дороги!». В следующем аяте Аллах показывает как ничтожны вышеописанные требования язычников к посланнику(асв) на весах Его истины:

10. Благословен тот, который, если пожелает, устроит вам лучшее, чем это, - сады, где внизу текут реки, и устроит тебе замки.
Да, конечно. если бы Аллах возжелал, то ему бы ничего не стоило представить своему посланнику всё то, что описано в этом аяте. Однако цель - не сокровищав , не сады и дворцы, но цель –вывести всех на путь угодный Господу Миров. Язычники не только возводили злые небылицы и выдумки на Святой Коран, и на посланника Аллаха (асв), но они и относительно Страшного Суда говорили то же самое:

11 Да, они считают ложью час, а Мы приготовили тем, кто считает ложью час, - огонь. .
Неверные язычники в своём отступничестве от Бога дошли до того, что: «Они считают ложью час». «Страшного Суда не будет!» заявляют они.-Страшный Суд –это выдумка лжецов. Но ведь Всевышний Аллах предупреждает: «Мы приготовили тем, кто считает ложью час,- огонь!», Да, адский огонь великий и страшный ждёт неверных и они один за другим будут, непременно, низверженны в него.

12. Когда увидит он их издали, услышат они у него ярость и вой.
То есть - считающим Страшный Суд ложным часом преготовлена геенна огненная Аллахом, она столь ужасающа и жутка, что едва она издали увидит идущих к ней неверных, то вскипая от гнева своего начнёт издавать жуткий рык и вой. И осуждённые неверные издали услышат этот чудовищный и страшный вой, и тогда они поймут всего меру жути своего неописуемого положения, и это ещё не входя в преисподню! Что будет с ним когда они будут ввергнуты в неё описывается в следующем аяте.

13. А когда брошены они будут там в место тесное связанными, они призовут там гибель.
Только слышать имя преисподни адской –мучение, слышать о низвержении в неё - мучение вдвойне.А быть ещё низвргнутым в неё - вверх мучений, лютых и неописуемых. Однако быть в этой лютой огненной преисподне удерживаемым в тесном и узком поместилище, считается самым ужасающем. (Да уппасёт нас Аллах от этого ужаса!) ибо степень мучений так будет такова, что неверные: « Они призовут там гибель» Эти несчастные будут там вопиять: « О смерть явись! О смерть уничтожь меня! О смерть избавь меня от этих мучений!» Но даст ли им хоть какую то пользу этот адский вопль ужаса и отчаяния? О, нет даже нисколько, но в ответ им будет провозглашено грозное и страшное:

14. Не призывайте сегодня одну гибель, а зовите много гибелей!
Нет, вы не избавитесь от мучений одной смертью, вы будете ещё много погибать, и думать не думайте: « Вот умрём и исчезнем». В следующем аяте предлагается сравнить этот лютый ужас в преисподне с тем, что будет даровано верующим мусульманам, людям благочестивым:

15. Скажи: "Это ли лучше, или сад вечности, который обещан богобоязненным и будет для них воздаянием и пристанищем?"
Ну что ж, путь они теперь сравнят, что лучше:
вышеописаный лютый ужас преисподни, адские мучения в ней или же вечный райский сад и блаженная жизнь в ней ? Восставшим против воли Его язычникам и неверным Аллах приготовил в преисподне великие казни, для верующих же мусульман приготовил вечные благоуханные сады рая: « будет для них воздаянием и пристанищем». Сады рая будут для них божественным воздаянием за их веру, дела благочестия и богобоязанность. Сады рая будут для них пристанищем где они будут пребывать в обителях горних вечно.

16. Для них там - то, что они пожелают, - вечно пребывая; это - для твоего Господа обещание, о котором просят.
В райских садах вечных, великие счастливцы обитатели рая получат всё, что пожелает их душа, ни в чём они не получат отказа. Что есть в райских садах не возможно сосчитать поэтому об этом говорится обобщающе: « для них там- то, что они пожелают» Каждый человек там достигнет полного счастья, он там достигает исполнения всех своих пожеланий. Человек сможет достичь там полного счастья в райских садах, при том достигнет не на какое то ограниченное время, а навечно! Временное счастье не может быть полным и совершенным. Эти слова Аллаха сказаны не просто так:
«Это – для твоего Господа обещание, о котором просят» – Обещание твоего Господа всегда исполняется, ибо Аллах Всемогущ и Всесилен. А коль скоро это так, надо следовать по пути в веры и благочестия ведующей в обетованный рай без страха и сомнений. В следующем аяте описываются некоторые сцены из дня Страшного Суда касающиеся неверных, того самого дня истинность которого они отрицали:

17. И в тот день, когда Он соберет их и то, чему они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Вы ли свели с пути рабов Моих этих, или сами они потеряли дорогу?" -
Сколько бы не отрицали неверные день всеобщего воскресения и Страшного Суда, час его конечно,
Неменуем, в этот день, конечно, же язычники будут все воскрешены. Аллах Всемогущий поднимет в тот день и соберет на одно место не только язычников, но и идолов которым они поклонялись и которых они при давали соучастниками Аллаху. И тогда будет спрошено у идолов, животных, ангелов и людей и всех прочих которых язычники придавали соучастниками Аллаху:
«Вы ли свели с пути рабов Моих этих, или сами они потеряли дорогу?»
Какое ужасающее положение! День Страшного Суда выдаваемый язычниками за выдумку оказался истиной и вот он Страшный Суд и вот они язычники со своим уже никому ненужным раскаянием. Но не только они, стоят обвиняемыми перед Господом миров опустив головы, нои все те которых они, язычники считали за богов и защитников своих перед Господом. Аллах допрашивает их. Ну что же пусть теперь ответят по какой причине они прошли сей дольний мир язычниками, служа кроме Аллаха другим богам, исполняя их повеления и ища их расположения и довольства. Кто их сбил с пути? Вот эти которых они считали за богов или же они сами сбились с пути? На этот вопрос Аллаха: все эти лжебоги воскликнут единодушно:

18. скажут они: "Хвала Тебе! Не годилось нам брать вместо Тебя покровителей, но Ты продлил срок им и их отцам, так что они забыли напоминание и были они народом пропащим".
Итак, лжебоги на которых язычники молились и поклонялись будут обвинять своих поклонников и тем самым обратят во прах все их последние надежды. Заблудшие говорили в с этом мире: «по крайней мере наши эти боги будут ходатайствовать за нас перед Всевышним!» Но они, эти их боги выступят не ходатаями, а обвинителями! Они обратятся к Аллаху Всевышнему: « Хвала Тебе!» То есть они скажут: «Хвала Тебе Единому не имеющему соучастников! Не годилось нам брать вместо Тебя покровителей».То есть: «И не то, чтобы нам быть кому то богами, но и даже оставив тебя и избрать нам себе других покровителей дело невозможное! Мы твоих рабов не вводили в заблуждение»
« но Ты продлил срок им и их отцам, так что они забыли напоминание и были они народом пропащим».
Ты по своему всемогуществу, о Господи, подавал непрерывно блага этим людям и их отцам, так, что они забыли о горестях и бедах. Они после столь долгих лет благоденствия потеряли орентиры и стали надмеваться и дошло это до того, что они забыли и Тебя и взяли себе других богов и стали народом погибшим. После этих слов лжебогов Аллах Великий и Грозный скажет обвиняемым язычникам:

19. Они обвиняли вас во лжи за то, что вы говорите, и не можете вы ни отвратить, ни помочь. А кто из вас неправеден, тому, дадим Мы вкусить великое наказание.
То есть О, язычники! Ваши боги обвиняют вас во лжи! Они отрицают, что они были вам богами как это вы утверждаете. Теперь воздастся вам по вашим грехам: «и не можете вы ни отвратить, ни помочь», - эту казнь ни вправо ни влево и не сможете получить помощь извне. «…а кто из вас был неправеден, тому Мы дадим вкусить великое наказание». Истинно, многобожие- величайшая несправедливость поэтому всякий исповедовавшийся с Аллахом других богов- достоин наизлейшей и лютейшей казни.
После этих речей Аллах далее вновь обращается к посланнику своему со словами ободрения и подкрепления.

20. И до тебя Мы не посылали посланников, которые бы не ели пищи и не ходили по рынкам. И некоторых из вас Мы сделали для других искушением - вытерпите ли вы? А Господь твой видит.
О, любимый раб Мой Мухаммад(асв), не внимай безумным речам этих лжецов, их речи ничего не стоят и в том числе их слова: «что с этим посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам», то, что мои посланники и едят и пьют и ходят по рынкам дело не новое -так было всегда!
Они насмехаются не над тобой а над Моей волей. Таким образом: «некоторые из вас Мы сделали для других искушением». Избрав простого человека посланником, Мы испытали людей испытанием, и некоторые испытания не выдержали, они заявили: «разве может простой человек быть посланником Аллаха?», они сбились с пути. Эти их речи оказались для верующих испытанием: «вытерпите ли вы?» И это отвержение неверных: «и пойдёте ли вы за простым человеком посланником?» «А Господь твой видит». Воистину, Господь твой видит не только внешнее, но и истину внутреннего и поэтому Он с мудростью судит и распоряжается. Дела людей не судить решение Его, но точно следовать Ему и не более. В следующем аяте описывается ещё одно представление язычников и ответ Аллаха на него:

21. И сказали те, которые надеются Нас встретить: "Если бы к нам были ниспосланы ангелы или увидели мы нашего Господа!" Они возгордились в своих думах и преступили великим преступлением.
Скажут неверные не веровавшие встретиться с Аллахом в день воскресения: «если бы к нам были ниспосланы ангелы или увидели мы нашего Господа!», то есть: «о если бы вместо того, что к нам был послан пророком простой человек, был и к нам направлен глашатаем воли Аллаха – ангел!» Этими словами неверные прямо вмешиваются в дела Всевышнего воля которого непререкаема. Они изволили предложить Ему наилучший путь в деле осуществления пути пророчества! Вместе с тем, что это их предложение низость, оно ещё и верх восстания против Него! Как и их слова: о если бы «увидели мы Нашего Господа!» Действуя по сути нагло они пытаются благопристойно обелить свой куфр –неверие. Они хотят сказать: «вот если бы вместо человека пришёл к нам посланником ангел с небес или вот если бы мы увидели
Бога нашими глазами, то тогда бы мы, возможно, и уверовали!»
О негодный, произошедший из презренной влаги раб, кто ты такой, чтобы учить своего Творца ?! И кто ты такой, чтобы требовать лицезрения самого Всевышнего если Он не желает?! Да и смогут ли грязные глаза увидеть святого?! Или ты уверен, что достоин этого лицезрения Всевышнего?! «Они возгордились в своих думах и преступили великим преступлением!» Если бы они не возгоридились в своих думах как бы они могли сказать такое?! Если бы они не преступили великим преступлением могли бы они сказать: «о если бы мы увидели нашего Господа!» Или сказать: «о если бы сошли к нам ангелы с небес посланниками Его?» Ну что же, пусть они не торопятся, придёт день когда они увидят ангелов!

22. В тот день, когда они увидят ангелов, - нет радостной вести в тот день для грешников, и скажут они: "Преграда нерушимая!"
Да, удостоятся язычники увидеть ангелов в день всеобщего воскресения! Но в этот день не принесёт им никакой радости лицезрение недоступных им в этом мире ангелов которые в день Суда возгласят им: «Преграда нарушимая!» то есть скажут: «О несчастные язычники запрещена для вас добрая весть, запрещён рай, запрещено прощение, запрещена к вам любовь и запрещено вам неповиновение!

23. И подошли Мы к тому из дел, что они творили, и обратили это в прах развеянный.
Наверно, язычники будут надеяться на свои некоторые добрые дела сделанные в этом мире. Но в виду того, что эти дела были сделаны без веры в Аллаха, не будет им никакой пользы от них. В день Страшного Суда обратит Аллах их добрые дела в прах и в пепел и развеет в ничто. В то время когда язычники и неверные будут пребывать в таком убийственном положении верующие мусульмане будут в положении совсем другом,

24. Обитатели рая в тот день лучше по местопребыванию и прекраснее по месту покоя!
Они не будут подобно неверным в положении униженных.

25. И в тот день, как расколется небо с облаками и низведены будут ангелы -
В день всеобщего воскресения мёртвых и Страшного Суда когда потрясётся всякая душа потрясением ожидания, расколется небо и ангелы сойдут для исполнения возложенных на них Аллахом обязанностей:

26. вся власть в тот день, поистине, у Милосердного, и будет этот день для неверных тяжким!
В этот страшный и великий день вся власть будет только в руках у Аллаха Милосердного и никто не осмелится вмешаться в дела Его абсолютной воли! И что Он решит, то и будет! Вот тогда неверным, во истину, небо покажется с овчинку от безысходности их дела:

27. И в тот день, когда неправедный будет кусать свои руки, говоря: "О если бы я взял путь с посланником!
В этот день лютого ужаса видя свои погибельные дела будут неверные язычники ломать себе руки и кусать локти вопия вотчаянии неизбывном: « О если бы я взял путь с посланником!»

28. Горе мне, Если бы я не брал такого-то другом!
Тогда язычники поймут, что они избрали путь погибельный, покинув посланника Аллаха( асв) и последовали его врагам, но уже будет слишком поздно, – караван спасения ушёл далече и жизнь завершилась безвозвратно. И теперь будет неверный жаловаться на своего «избранного друга»

29. Он сбил меня, отвратив от напоминания, после того как оно ко мне пришло; поистине, сатана человека покидает!"
Жалоба неверного на «избранного друга» будет состоять в том, что он сбил с пути его последовавшего за ним уже после того как был ниспослан Святой Коран. Так сказать последовал за « другом», а он оказался врагом! Сначала неверный раскаивался. что покинув посланника (асв) последовал на путь другой, теперь же он раскаивается, что поверив «другу» отпал от спасительного слова Корана. Таково будет положение всех кто отвергнув Мухаммада(асв), последовал за другими кто бы они не были. В день Страшного Суда все их «друзья» покинут оставив их без всякой помощи, ибо: «сатана человека покидает!» После аятов описывающих ужасающее и непоправимое положение всех неверных в день Страшного Суда, далее аяты вновь возвращают нас к делам сиюстороним к представлениям неверных о Коране; жалобы посланника (асв) на них и подкрепляющий ответ Аллаха ему:

30. И сказал посланник: "О Господи, ведь мой народ принял этот Коран за бред!"
Мухаммад(асв) посланник Аллаха жалуется: «о Господи! Мой народ отвергает меня и выдаёт Твоё святое слово за бред безумца! Да, действительно, этот народ отверг программу счастья Аллаха Всемогущего в обеих мирах – Святой Коран. Он не внял ему в своём надмении непостижимом, он не стал читать его осеняясь светом вразумления Великого. Не уверовал, и не служил, но отверг категорический и высокомерно. Ну, конечно же, Господь миров прекрасно знает их дела и поступки, но говорит об этом, чтобы излилась жалоба пророка его и, чтобы знал пророк(асв) Аллах успокаивает его:

31. И вот так, для всякого пророка Мы сделали врага из грешников. Довольно Твоего Господа, как водителя и помощника!
Да эти дела издревле шли таким образом. куда бы и когда бы не был послан божий пророк обязательно восставали против него враги Всевышнего и начиналась война не жизнь а на смерть, иначе не бывало и это не без высшей премудрости Аллаха. Если бы не путь спасения Ислама был лёгким, не имеющим опасностей и трудностей и испытаний, все бы приняли его, но тогда невозможно было бы отличить лицемера от истинного верующего. Вот по этой причине путь Ислама исполнен всевозможных трудностей и многих испытаний. И Аллах по своей милости ведёт тех кого Он любит своим руководством, и терпеливым в этих испытаниях подаёт, свою помощь: « довольно твоего Господа, как Водителя и Помощника!». В следующем аяте представляется ещё одно требование неверных, ещё одно сомнение их:

32. И сказали те, которые не веруют: "Чтобы был ему ниспослан Коран за один раз!" Так это - для того, чтобы укрепить им твое сердце, и Мы читали его по порядку.
Всем известно, Аллах Господь Миров ниспослал Святой Коран своему посланнику Мухаммаду (асв) по частям. Ниспосылался один аят, два аята и если того требовали создавшиеся условия и более десять аятов и это не понравилось неверным, они сказали:«чтобы был ему ниспослан Коран за один раз». Это их требование - суть отражение их круглого невежества. Аллах Всезнающий и Премудрый совсем не понапрасну ниспосылал Святой Коран по частям. Это было сделано по многим и многимм мудростям. Относительно этих мудростей было уже достаточно много сказано. В этом аяте одна из них:«так это- для того, чтобы укрепить им твоё сердце, и Мы читали его по порядку». То есть: «О, Мухаммад(асв) для того, чтобы укрепить твоё сердце и влить в тебя мощь и силу непобедимые, Мы ниспослали Коран по частям и прочитали его тебе красивым порядком». Коран, таким образом, не был ниспослан за один раз, но по частям, и с ниспосланием каждый раз посланнику(асв) божественного откровения, укреплялось сердце его и прибавлялась сила к силе и мощь к мощи придавая ему неутомимость и неукротимость на путях божиих. Откуда всё знать неверным? Они говорят лишь бы говорить!

33. И как только они приводят тебе какую-нибудь притчу, Мы приводим истину и еще лучшее, как толкование.
О, Мухаммад(асв) всякий раз когда неверные приводят тебе какой нибудь вопрос или требование. Мы обязательно на их вопрос ответим по истине и приведём его точное толкование. Поэтому ты, посланник, (сав) не беспокойся о этих вопросах. Все их вопросы неосновательны, лживы и происходят от их невежества. И будучи лживы не могут устоять перед истиной приведённой Аллахом. В этом мире поражение неверных во всех спорах только начало их всеобщего поражения. Окончательное их поражения произойдет в день последний:

34. Те, которые будут воскрешены с лицами в сторону геенны - они хуже по месту и более сбившиеся с пути!
В этом аяте есть предупреждение для
неверных и укрепление посланника (асв) и верующих, то есть : «о, неверные! Вразумитесь и примите веру, иначе в день Суда вас потащат в геенну огненную лицом вниз! И поэтому о, посланник (асв), не принимай близко к сердцу эти козни неверных и их лживые речи, ибо только здесь они таковые, но в день Суда их поволокут на ужас вечного наказания лицом
вниз, их место будет местом наихудшим и их путь будет путём наиболее заблудших. Теперь далее речь пойдет о судьбах древних народов дни которых протекли в неверии и в отвержении божьих пророков.

35. Мы даровали Мусе книгу и сделали вместе с ним брата Харуна везиром.
И так, мы избрали Мусу (ас) посланником и даровали ему книгу а брата его Харуна поставили при нём помощником, визирём.

36. И сказали Мы: "Идите к народу, который считает ложью Наши знамения", - и уничтожили Мы их.
То есть: «О Муса! О, Харун!
(асв) вы вдвоём идите к Фараону и его народу выдающими их за ложь наши знамения и призовите их на путь спасения Мой!». И они Муса и Харун (асв) пошли к Фараону и к его народу и призвали их к религии Аллаха, но однако, они отвергли их призыв:«и уничтожили Мы их». Да возьмут их себе в назидание неверные наших дней!

37. И народ Нуха, когда они обвиняли во лжи посланников, - Мы потопили их и сделали для людей знамением и уготовали неправедным мучительное наказание, -
Современные неверные пусть возьмут себе в назидание пример этого народа. Ученные богословы в этом аяте обращают особое внимание на то, что в выражении: «а народ Нуха, когда они обвиняли во лжи посланников, Мы потопили», слово «посланники» дано во множественном числе. Если какой то народ одного пророка Нуха (асв) считает за лжеца, то по суду Аллаха этот народ считается обвинившим во лжи всех Его пророков, ибо все они проповедуют одного и того же Бога Аллаха.

38. и Ад, и Самуд, и обитателей ар-Расса, и поколения между этим многие.
Упоминаемые в этом аяте народы Ад и Самуд хорошо известны, их истории уже достаточно подробно были освещены в изученных сурах ранее. То, что в аяте представлено над словами: «Асхабарррос» означает укреплённый изнутри колодец. Как это описывается в преданиях этот грешный народ сидел вокруг этого колодца когда он вдруг провалился и все они упали в него и погибли. Некоторые наши толкователи высказали мнение, а то что этот погибший народ был народом пророка Солиха (асв), другие думают, что был народ пророка Шуайба (асв). Ибн Жарир Табари считал, что этот погибший народ - «Асхабаль Ухдуд» - обладатели рвов относительно их идет речь в суре «Башни». Подобно этим погибшим народам и другие народы посчитавшие Божьих пророков за лжецов были также уничтожены. Наши современники безбожники должны взять себе в назидании устрашающую погибель этих древних народов.

39. И всем им Мы приводили притчи, и всех Мы погубили гибелью.
Всем этим древним народам Аллах приводил назидательные примеры, но они не
вразумились, и восстали против Его пророков и Аллах погубил их гибелью неотвратимой. И вот теперь сегодня современным неверным народам приводятся назидательные примеры и они предупреждаются, что если они не переменятся их ожидает участь восставших древних народов.

40. И проходили они мимо деревни, которая была полита дождем зла. Разве они не видели ее? Нет, они не надеялись на воскрешение!
В этом аяте под «деревней, которая была полита дождём зла» имеется в виду селение где проживал грешный народ пророка Лута(ас) уничтоженный дождём из камней. Под выражением: «Нет, они не надеялись на воскрешение!» - имеются ввиду неверные г. Мекки. Мекканцы всякий раз когда они отправлялись в Шам, они проезжали мимо этого поверженного селения. Если бы они поразмыслили над видом этого погубленного селения и его погибшего населения, и если бы у них было сердце принимающее назидание- они бы непременно переменились и подобно народу Лота не восстали против посланного к ним божьего посланника. И поэтому как это говорится в аяте: «и проходили они мимо деревни, которая была полита дождём зла» они проходя мимо этого селения должны были констатировать: да, мы проходили мимо этого селения», но ничего не увидели. Конечно, они видели поверженное селение своими глазами, но не видели его глазами сердца. Видели глаза, но не назидалось сердце! Они подобно нынешним путешественникам рассматривающим эти очевидные следы трагической древности, только и говорили:
«да, вот это как было оказывается» и всего то, и ничего не менялось в их жизни и всё оставалось по прежнему. Почему же они не вняли предупреждению? Неужели по виду этого поверженного катастрофой селения нельзя было сделать определённых выводов? Да! Для этих язычников Мекки выводы былы невозможны, ибо:«Нет, они не надеялись на воскрешение!» Вот в этом вся беда! Всякий неверующий в Бога Всевышнего и в явление дня Страшного Суда не может получить спасительного назидания никоим образом. Это просто невозможно только, поэтому:

41, 42. А когда они видят тебя, они обращают тебя только в насмешку: "Неужели ж это тот, кого Аллах отправил посланником? Он готов был сбить нас от наших богов, если бы мы не держались бы их стойко". Узнают они, когда увидят наказание, кто больше сбился с пути!
Посланник Аллаха Мухаммад(асв) пользовался у своего народа заслуженным почётом и уважением. По происхождению, по уму, по благочинности, по человеческому обращению он был обладателем самых высоких качеств. Народ дал ему имя Мухаммад Амин, то есть: Мухаммад верный(асв)! После завершения перестройки храма Каабы, самую почётную работу, установление на место знаменитого чёрного камня, поручили именно ему. Все были им довольны, в глазах у всех он был носителем высоких достоинств. Такое положение сохранялось вплоть до того как Мухаммад(асв) стал посланником (сав) Господа миров Аллаха. После этого события отношение людей к нему полностью изменилось. Теперь его стали называть безумцем, то околдованным, то другими именами подобным этим. В этом аяте приводятся одно из таких обращениий к посланнику (асв): «а когда они видят тебя, они обращают тебя только в насмешку: «Неужели это тот, кого Аллах отправил посланником?» «Он готов был сбить нас от наших богов, если бы мы не держались стойко». Таким образом неверные обратили Мухаммада(асв) в посмешище и издевались над ними при всякой встрече. Причём издевались самым вызывающим и наглым образом: «неужели это тот, кого Аллах отправил посланником!» ну конечно, же эти слова исходили от разных людей в разном виде. Во первых – последовавших посланнику (асв) хотя и было немного, но было. Так или иначе большинство народа не верило в посланничество Мухаммада(асв). Таково было мировоззрение тогдашнего невежественного общества. Вся политика тогдашних лидеров общества кратко заключалась в этом выражении. Именно они во весь голос утверждали это и их подхалимы вторили им, остальные же и не верили и от боязни перед сильными поддакивали им. И никто не осмеливался спросить: почему ещё вчера столь уважаемый человек сегодня столь жестоко высмеивается. Вместе с тем все признавали, что то с чем выступил Мухаммад(асв) потрясло и задело абсолютно на всех: «он готов был сбить нас от наших богов, если бы мы не держались стойко». Из этих их слов выходит, что по их убеждения был нанесён сильный удар. Но согласно устанавившейся политике главарей черным называть белым, а белое черным, они место того, чтобы последовать за посланником Аллаха (асв) начали преследовать его насмешками и издевательствами. Если бы они действительно не называли черное белым, а белое чёрным, то стали ли бы они руководство Мухаммада(асв) определять как:«сбивание с пути наших богов?» Да, они по своему называли призыв Мухаммада(асв) к Богу единому:
«сбиванием с пути наших богов!» Однако, как говорит Аллах: «узнают они, когда увидят наказание, кто больше сбился с пути». Но время спасения тогда уже завершится и их знания им уже ничего не даст. После описания козней язычников Аллах вновь успокаивает своего посланника(асв):

43. Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ними надсмотрщиком?
В этом аяте Аллах объясняет причину погибельного поведения язычников: выдавать черное за белое, а белое за черное, яростно воевать против Корана и посланника Его(асв). Основанием такого их поведения служили не их особые знания, ум и тщательные долгие размышления, но низменные пристрастия. Не ум был их поводырём, но только страсти, они были повязаны ими с ног до головы. Но, что можно ожидать от людей обожествивших свои страсти? И Аллах говорит своему посланнику(асв): «Разве ты будешь над ними надсмотрщиком?» Ну конечно нет!
В обязанность посланника (асв) не входит быть поводырем для обожествивших свои страсти, но только донесения до них воли Всевышнего:

44. Или ты думаешь, что большинство слышит или разумеет? Они ведь только - как скоты и даже больше сбились с пути.
В этом достославном аяте успокаивающем и подкрепляющим посланника(асв) - неверные окончательно повергаются Аллахом в ничто. О, Посланник ты не смущайся отвержением веры неверными и их оскорблениями; или ты думаешь, что большинство слышит или разумеет? Да, большинство из них слову истины не может внимать с разумением до того, чтобы понять и получить назидание и обрести веру; и это потому что: «они ведь только как скоты». Животные тоже слышат слова, но не разумеют, и не назидаются. Неверные как рабы своих страстей им подобны. Они: «и даже больше сбились с пути» Домашние животные подчиняются к своим хозяевам и привязываются к ним. Они различают тех кто относится к ним с добром, и кто притесняет их. К первым они приближаются, а от вторых уходят прочь. Они различают, что они едят и пьют и верно находят дорогу домой. Они исполняют свои обязанности. А что неверные? Они не признают своего Господа Бога Творца. Они не благодарны Аллаху за Его благодеяния к ним и бегут прочь от доброго и стремятся к дурному. Они причиняют зло всему на земле, таким образом они хуже животных. В следующем аяте Аллах обращает внимание посланника (асв) на чудеса в природе, что в свою очередь укрепляет веру человека в Него, и заставляет забыть о тяготах этого мира.

45. Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А если бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали солнце ее указателем.
Тени мы постоянно видим, везде они перед нашими глазами, и мы не обращаем на них внимания, но если вдумаемся, то поймём тень- она - знамение могущества Аллаха. Каким образом появляется тень? Как она удлиняется? И как она укорачивается? В виду важности этих вопросов Аллах обращает внимание посланника(асв): «Разве ты не видишь своего Господа, как Он протянул тень?» Да, безусловно, если бы Аллах не сотворил планеты такими какие они есть, и не установил их расстояния между ними и солнцем именно таким образом, то тень не появлялась бы в её принятом виде и вообще её рождение было бы под вопросом. «А если бы Он пожелал, то сделал бы её покойной» если бы Аллах пожелал сделать тень не подвижной, то есть не удлиняющейся и не укорачивающейся, то Он , несомненно, легко бы это сделал. Например, сделал бы планету Земля не вращающейся, и тени стали бы неподвижными. Таким образом дело тени на которую мы не обращаем внимания, её явление,удлинение, укорочение - есть знаки могущества Всевышнего. Эту истину мы можем уяснить из продолжения аята:«Затем Мы сделали солнце его указателем» и действительно не будь солнца – откуда бы взялись тени? А солнце не появилось само по себе, её сотворил Всемогущий Аллах.

46. Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием.
То есть после удлинения тени Аллах постепенно укорачивает её. И это знак могущества Аллаха. Кроме Него никто этого сделать не можетю.

47. Он - тот, который ночь сделал для вас одеянием, а сон - покоем, и сделал день воскресением.
Итак Аллах сделал ночь одеждой для людей, как одежда скрывает тело человека, так тьма ночи покрывает собой всё и делает невидимым для глаз. «А сон покоем» для всего живого, в том числе и для человека. Сон является важнейшим средством отдыха и восстановления сил. Не будет сна – не будет отдыха. По данным современной науки человек может обходится без пищи достаточно долго 40-50 дней, но без сна человек уже через несколько дней превращается в совершенно больное существо, и у него появляются слуховые и зрительные галлюцинации. И он так или иначе всё равно засыпает. Таким образом сон является для человека «покоем» котором он проводит около трети жизни. Так кто же сделал ночь –одеждой, а сон - покоем человека? Аллах! Не является ли всё это знаком безмерного могущества Его? «И сделал день – воскресением» и так, после сна ночью, восстановив свои силы человек утром воскресает для жизни и целый день трудится на полях битвы жизни добывая себе пропитание и всё другое необходимое. И это всё установил Аллах для человека своим могуществом. Кроме Него на это никто не способен.

48, 49. Он - тот, который посылает ветры с вестью радости пред Своим милосердием, и низвели Мы с неба воду чистую, чтобы Нам оживить ею мертвую страну и чтобы поить ею обильно то, что Мы создали, - скот и людей.
Жители пустынь где нет рек, наверно, лучше других людей, понимает глубокий смысл этого достославного аята. Нет ни капли воды. Солнце невыносимо опаляет мир своим жаром. Всё иссохло и все жаждут воды. И вот если в это время дунет ветер - всё ободрится, ибо ветер первый вестник дождя. Вестник не дождя, а милости Аллаха. Это непререкаемая истина для мира иссохшего и истомившегося от неимоверной жажды. Для этого мира дыхание ветра – благая весть отВсемогущего. А сам дождь – уже сама милость Его! С первыми каплями дождя оживает иссохшая земля и ободряются растущие на ней растения, расцветает изумрудом зелень и преображается всё остальное. Утолившие жажду животные приходят в себя и начинается их движение. Но конечно, больше всех дождю радуется человек, ибо слишком много надежд у него связанно с живительной водой, а для человека это не только утоление жажды, но и спасённые посевы. Жители Мекки расположенной в аравийской пустыне с радостью встречали пролитие оживляющего дождя. Однако когда Аллах с небес проливающих чистые дожди пролил на мекканцев дожди своих святых спасительных слов, они этому не обрадовались. Относительно этого Аллах изрёк в следующем аяте:

50. И Мы разместили ее среди вас, чтобы вы вспоминали, но большинство людей отказывается от всего, кроме неверия!
Необходимо заметитьть, что слово «ею» в этом аяте наши богословы толкователи понимали по разному. Одни считали, что под этим - «ею» подразумеваются ветер или дождь, другие считали, что под «ею» имеется в виду слово божие Коран. Мы присоединились ко второй группе потому, что смысл всего предложения свидетельствует об этом. И следующий аята по смыслу также говорит об этом когда говорит о направлении в каждое селение проповедников. И далее следующий аят говорито борьбе «ею» с неверными. Всё это указываетна то, что под словом «ею» надо понимать божие слово, Святой Коран. Аллах низводимой с неба чистой водой оживляет мёртвую землю и поит жаждущих людей и животных спася их от смерти. И Аллах ниспосылаемым с неба своим чистым словом оживляет духовно мёртвых людей, утоляет духовную жажду их, напояя их живительным знанием. Почему же люди так бурно радуются лишь частично касающейся их в этой временной жизни воде, и так бурно отвергают предлагающую им счастье в двух мирах слово божье святой Коран? И даже не смотря на то что Аллах подаёт своё слово в различных видах. «И мы разместили её среди вас», по разному. То есть Коран был поднесён людям в различных видах, но люди это напоминание: «Но большинство людей отказывается от всего, кроме неверия». Избра Да люди избрали неверие на другое они были несогласны. После такого приема миссия посланника (сав) и его ответственность в этом деле ещё более возрастают.

51. А если бы Мы желали, то в каждом селении послали бы проповедника.
Да, конечно в этом случае дело бы облегчилось, посланников было бы достаточно много, и они бы разделили работу между собой, и совместными усилиями совершили бы её. Но Аллах не возжелал этого, и возложил всю миссию последнего посланника на одного человека Мухаммада(асв), возглашая ему:

52. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой!
О, посланник, (сав) чтобы они не говорили, и не делали, не подчиняйся им, и борись с ними с этим Кораном и ты победишь! Во истину Святой Коран есть основное оружие против неверия и неверных Все кто уверовали при жизни посланника(асв) они уверовали на основании именно слова Корана. И даже те которые не уверовали получали большое воздействие от слов Корана. Известные главы племени Курайш скрываясь друг от друга тайком приходили по ночам к дому посланника Аллаха(асв) и потрясённо слушали прекрасный речетатив Корана в исполнении Мухаммада (сав) и затем когда утром возвращаясь они столкнулись друг с другом, устыдились дали друг другу слово никогда больше не слушать слова такого волшебного воздействия, и договорились никому не говорить об этом. Но они же на следующую ночь вновь сидели у дома посланника(асв) и заворожено слушали великую песнь Корана. Эти вести нам сообщают предания от посланника(асв). И в следующие времена когда у принявших Ислам спрашивали:«Почему они это сделали»они отвечали: - по воздействию Святого Корана! Когда в наши дни в некоторых странах проводили испытания по измерению воздействия на психику человека звуков Корана, обнаружилось мощное воздействие чтение Корана на людей, и даже на неверующих, тех которые совершенно не понимали арабского языка. Слушать Коран, читать его, понимать и тем не менее не веровать в него, - для этого надо быть какой то особой тварью. В следующем аяте Коран вновь возвращает внимание читателя на чудеса природы, в данном случае на моря которые суть, - знамения могущества Всевышнего.

53. И Он - тот, который предоставил путь двум морям. Это - приятное, пресное, а то - соль, горькое. И устроил между ними препону и преграду нерушимую.
В этом достославном аяте речь идёт об одном научном факте, на который многие из нас не обращают внимания. Этот факт- не смешивание пресных и солёных вод морей. Аллах Всевышний большую часть поверхности на земном шаре 70%, отдал воде, - морям и океанам. Моря и океаны же все солёные. Все же воды рек -пресные, и их воды непрерывно стекают в океаны. Но от этого воды океанов не становятся пресными, а воды рек солёными. Известно, все воды рек это испарившиеся воды морей и океанов пролившиеся дождями и павшие снегами на землю. Это всё происходит по воле Всевышнего по Его неописуемому могуществу. По сведениям западных учённых в океанах же находятся моря пресных вод окруженных солёнными водами, причём воды их не смешиваются. Это установленный научный факт который не может быть никем оспорен. Если западным учённым этот факт был установлен совсем недавно,то в божьем слове в Коране об этом было сказано 1400 лет назад. Далее Коран говорит ещё об одном чуде сотворении человека из влаги семени:

54. И Он - тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой - могуч!
По мнению учённых богословов потому: «родство мужское и женское», что в одном случае для сохранения рода семьи, причиной служит сын, в другом случае, чтобы стать сватами – причиной служит – дочь. В таком случае смысл аята:«и Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское» означает: Аллах сотворил человека из семени и этого человека сделал мужчиной и женщиной. Как известно из многих миллионов сперматозоидов мужского семени переходящих к женщине только один оплодотворяет женское яйцо, вернее сказать, одну крупную яйцеклетку из которой формируется плод ребёнка. И так из невидимого для глаз семени по воле Аллаха образуется шаг за шагом сложный человеческий организм мужской или женский. Между мужским и женским организмами существуют огромные различия, зашифрованные в коде семени в молекуле ДНК. И весь человек запраграмирован в этой уникальной клетке. Каждый разумный человек должен признать, – сложная программа ДНК семени - в человеке и в мужчине и в женщине, величайшее биологическое знамение Господа Миров Аллаха, демонстрирующее фантастическую ювелирную работу Его так ещё до конца не понятую человеком. Никто кроме Всевышнего Аллаха не может выполнить такую работу! Это однозначно и неопровержимо! «Господь твой – Могуч! О посланник(сав)! Твой Господь Могуч над всякой вещью!» и в том числе в сотворении сложнейшего человека из ничтожной влаги! Но, увы, сотворённые из презренной влаги мощью Бога Всевышнего люди в большинстве своём не желают признавать своего великого Творца:

55. И поклоняются они, кроме Аллаха, тому, что им не помогает и не вредит. Неверный - против Господа своего помощник!
Неверные оставив своего Творца Аллаха поклоняются всевозможным лжебогом, и ходят их путями погибели, и это в то время когда те, которым они не поклоняются не могут на самом деле причинить им ни добра ни зла. «Неверный – против Господа своего помощник!» Каждый неверный так или иначе, примыкает ко всякому делу против Бога и служит в этом деле усердно. Воевать против посланника Аллаха (сав) – это воевать с самим Богом. Отвергать Святой Коран – слово божие, - отвергать самого Бога. Воевать с религией Бога – воевать против своего Творца!

56. Мы послали тебя только вестником, проповедником.
То есть! О посланник (сав), твоя миссия ясно донести до верующих – благую весть спасения, и ясно донести до неверных весть их вечной погибели адской, и не более.

57. Скажи: "Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме того, чтобы те, которые желают, направили к своему Господу путь".
В призыве посланника Аллаха(асв) и других мусульман к Исламу нет ничего согубо личного, не имеющего отношения к Аллаху. Посланник Аллаха(асв) никогда не просил какой то оплаты за свой призыв на путь Аллаха. Никто не может заставить кого бы то ни было принять Ислам, – вступление в религию – это дело личных убеждений каждого человека и не более.
«Скажи: Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме того, чтобы те, которые желают направили к своему Господу путь». Да, нужно только и только это: – желающий человек пусть направит к своему Господу путь пусть он верует и служит и поклоняется
Ему, а другие пусть не препятствуют ему в этом деле.

58. И полагайся на живого, который не умирает, и возглашай Его хвалу. Довольно Его, как знатока грехов Его рабов, -
Вечно живой и бессмертный только Единый Аллах! На Него да полагается каждый верующий, – вот верная опора которая не сокрушится во век! Всё остальное сокрушится и исчезнет. И верующий должен вознести благодарность Господу своему за Его неисчислимые благодеяния ему, истинно - нет дающего благодеяния кроме его Единого! Всякий кто возносит благодарности кому бы то ни было кроме Аллаха – заблудился великим заблуждением! Истинно, каждый верующий должен постоянно возносить халу только Ему и поминать Его много. Не делающие этого неверные - грешат премного. Их грехи – на них самих. Они в конечном итоге, обязательно ответят за свои грехи перед престолом Славного и Могучего. Воистину:«довольно Его, как знатока грехов Его рабов». В следующем аяте продолжается перечисление достоинств Аллаха Великого и Единого:

59. который сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне - Милосердный, спроси о Нем сведущего!
О Аллахе, который сотворил небо и землю за шесть дней, а затем воссел на великом престоле, уже были аяты прежде, в частности, в суре «Преграды» в 74 аяте, было дано толкование этого вопроса. В виду чрезвычайной важности и тонкости затрагиваемых в этом аяте вопросов, учённые богословы очень осторожно толкуют его значение относительно «шести дней». Некоторые толкователи говорят, что эти «шесть дней» они подобны нашим обычным дням и если бы Аллах сказал:«будь» - они небеса и земля тут же были бы. Но для того. чтобы дать человеку живой пример
неспешной работы Аллах сделал всё за шесть дней. Другие же толкователи говорят, что какими являются эти «шесть дней» знает доподлинно сам Аллах. Наши обыкновенные дни как таковые появились только после того как были сотворены небеса и земля и установлен порядок всей солнечной системы. Слово «потом» обычно указывает на то, что событие произошло после, но в этом аяте слово: «потом» говорит о степени достоинства совершённого действия. И все эти значения в сумме показывают высочайшую степень достоинства и величия Аллаха, Его неисчислимую и безмерную мощь, и Его бесконечную мудрость. И вместе с этим Он – «Милосердный» т. е. - обладатель бесконечного милосердия. И если ты хочешь об этом спросить говорит Аллах посланнику(асв) «спроси о Нём у сведущего». Однако, увы, несмотря на всё это большинство человечества на служение и поклонение милосердному смотрит с крайней беспечностью.

60. А когда скажут им: "Поклоняйтесь Милосердному!", они говорят: "А что такое Милосердный? Разве мы станем поклоняться тому, чему ты нам велишь?" И это увеличивает их отвращение.
Этот аят показывает насколько далеки неверные от Всевышнего; когда их призывают поклонятся Богу Милосердному который подаёт пропитание и другие блага и верующим и неверным, они превозносятся надмением и даже вопрошают как ничего не понявшие:«а что такое Милосердный?» В то время когда они знают, что надо спрашивать: « кто Он Милосердный?» Они говорят посланнику(сав) «разве мы станем поклонятся тому, чему ты нам велишь?» Эти их слова знак великого предельного отвращения их от Бога истинного. «и это увеличивает их отвращение», эти - их слова ещё дальше уводят их от веры от религии. Этот досточтимый аят один из тех прочитав которые необходимо обязательно совершить земной поклон Аллаху Господу Миров! В следующем аяте возносится слава Аллаху как бы в противовес отвержению от Него неверных:

61. Благословен тот, который устроил в небе созвездия и устроил там светильник и сияющий месяц.
Если Аллах Всевышний не сотворил бесчисленные звёзды небес, то кто же может сделать это?! Если Аллах не сотворил величайший свет неба сверекающее солнце, - то кто же ещё может совершить это беспримерное чудо?! Если не Аллах то кто же ещё силён кроме Него заставит плавать по небу светильник луны? И если не благословен тот кто всё это сотворил и утвердил - Аллах Высочайший и Сильнейший, то кто же может ещё быть этим благословенным?!

62. Он - тот, который ночь и день сделал чередой для тех, кто желает вспомнить и желает благодарить.
Если не Аллах установил быть череде дней и ночей в том виде как это есть, то кто же ещё другой?! Кто хочет получить назидание, да пусть получит назидание от этого! Кто хочет вознести благодарность своему Творцу Милосердному за Его благодеяния, пусть же возносит теперь! Ибо из всего вышеописанного рабы Милосердного получают назидание и возносят благодарности свои. Их качества описываются в следующем аяте:

63. А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: "Мир!"
Чтобы быть достойным рабом Милосердного Аллаха человек должен обладать некоторыми качествами. Качество первое:«которые ходят по земле смиренно» Достойный раб Милосердного должен ходить по земле скромно и просто. Не надмеваясь и взирая на всё в нём глазами божьего закона, ни должно быть и следа от суетной гордости, превознесённости, тщеславия, фальши и лицемерия. Вместе с этим в нём не должно быть безволия, угнетённости и необоснованного стеснения. Прекрасным образцом такого скромного но твёрдого хождения по земле является хождение по земле любимого раба Милосердного - пророка Мухаммада(асв). Как говорится в предание от Абу Хурайры: «мы не видели никого прекраснее посланника Аллаха Мухаммад(асв) как будто бы само солнце сияло на его лице! И мы не знали никого кто бы ходил быстрее его. Велик Аллах казалось сама земля бежала сворачиваясь под его ногами! Мы все уставали следуя за ним, но он как будто никогда не уставал. От Хазрата Али (да освятит Аллах его лик!) передаётся - посланник Аллаха ходил как (сав) человек спускающийся с горы. В продолжении аята говорится о некоторых поступках истинных рабов Аллаха: «И когда обращаются к ним с речью невежды, говорят им: «мир!» Невежды по своему невежеству всегда ищут возможность съязвить о чём
нибудь о верующих, пустить слухи и домыслы о них. Однако верующим некогда вступать с ними в бесконечные и бесплодные дебаты, они знают. – эти словопрения бесполезны. Поэтому, хотя им нечего боятся споров с невежами они говорят им смиренно и кратко:«мир вам!» или говорят им какое ни будь слово обеспечивающее им спокойствие, и идут своей дорогой.

64. И те, которые проводят ночи пред своим Господом, поклоняясь и стоя.
Другое качество верующих - они ночью проводят время в служении и поклонении Аллаху. На арабском языке ночное служение Аллаху именуется:«Киямулайл» – ночное поклонение. Совершать ночное поклонение Господу миров – одно из самых великих служений среди прочих служений Ему. Оно крайне необходимо для каждого человека. Так служение и поклонение Всевышнему в последнюю треть ночи – есть великое дело достойное величайших небесных наград. Во многих изречениях посланника Аллаха (асв) содержатся горячие призывы ко всем верующим сделать ночные молитвы обязательным и наилучшим правилом для себя. Поклоняться Аллаху в ночной молитве, по крайней мере, необходимо в восьми ракятах т.е. в 16 -ти земных преклонениях, - настоятельно призывают все авторитетные ученные богословы.

65, 66. И те, которые говорят: "Господи наш, отврати от нас наказание геенны! Ведь наказание ею - бедствие! Поистине, она плоха как пребывание и место!"
Третье качество верующих постоянно страшиться наказания адскими муками и прибывать в благочестии и богобоязненности. Истинно верующие мусульмане не только проводят ночи в поклонениях Аллаху успокаиваясь на этом, -о нет! Они постоянно просят Господа отвратить от них адские мучения потому что: «ведь наказание Его – бедствие! Поистине она плоха как пребывание и место!» Что такое адское наказание они поняли всем разумом своим и всеми чувствами. Именно этим их знанием их чувства постоянно удерживают их от совершения злых дел и зовут их просить у Аллаха спасения от адского огня. Такие знания и чувства у верующих точно соответствует истине поведения самого посланника Аллаха(асв) и его призывам и повелениям. Посланник Аллаха (асв) постоянно молил своего Творца сохранить его от адского огня. В одном из досточтимых преданий сообщается, что посланник Аллаха (сав) учил всех верующих после вечерней молитвы семикратно просить: «О Аллах, о Аллах! упаси меня от адского огня!»

67. И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны.
Четвёртое качество истинно верующих: они ни в чём не расточительствуют, но держатся золотой середины. На арабском языке слово «нафака» – означает делать траты, у нас же это слово больше понимается как траты на пути Аллаха в виде милости или других благодеяний, что ведёт к не совсем верному пониманию подлинного смысла этого аята понимаемого как: трать умеренно на милостыню и на благодеяние, а в остальном поступай как знаешь. Нет! Мусульманин должен все свои траты без исключения совершать умеренно, держась золотой середины. Он не должен делать траты излишние и не должен бежать от трат необходимых. В Исламе нет ничего запрещающего личное обладание каким либо богатством. Вместе с тем Ислам запрещает делать неоправданные траты в чём бы то ни было. В первую голову запрещено делать затраты на греховные дела и на дела запрещенные по шариату. В Исламе есть специальный термин для обозначения
неправедных трат - «исраф», шариат категорически запрещает совершать этот самый «исраф». Человек затрачивающий своё имущество и средства без надобности именуется:«сафих» - т.е. – глупый, малоумный.
По решению совета даже приостанавливается право владения «сафиха» и имущество его средства выделяются когда ему нужно только в необходимой мере. По отношению к чрезмерным скупцам которые держат в черном теле своё семейство по решению совета необходимые средства изымаются в пользу имеющих право на них. Во многих изречениях посланника Аллаха(сав) жестко критикуются равно как скупость так и не нужное тринажирование средств.

68. И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние.
Пятое качество истинно верующих – это твёрдое исповедание только единого Аллаха без присоединения к Нему кого бы то ни было о чего бы то ни было. Это должно проявляться в том, что верующий не призывает ни к кому кроме Единого Аллаха во всех своих больших и малых делах. Это самое великое достоинство мусульманина из которого вытекают остальные достоинства его. Без этого основополагающего достоинства и качества все остальные достоинства ничего не стоят. Таким образом у человека не обладающего качеством истинного единобожия остальных добрых качеств быть и не может. «А те которые не призывают с Аллахом другого божества» - это те, которые не исповедуются с Аллахом никаких соучастников Ему. Потому что исповедание с Аллахом соучастников Ему есть величйщая несправедливость по отношению к Единому! Кто совершает такую несправедливость полностью выходит из подчинения Милосердному. Кто же истинно исповедует святое единобожие и призывает только Его без соучастников ему, тот может быть любимым рабом Его.
Шестое качество истинно верующих они не убивают человека без особого права на то. Рабы Милосердного:«Не убивают душу запрещенную Аллахом иначе как по праву» Жизнь всякого человека стоит в Исламе дорого, беззаконное убийство человека приравнено к убиению всего человечества. По Исламу каждый человек должен жить в глубокой уверенности за безопасность своей жизни. Беззаконный убийца никак не может быть любимым рабом Милосердного. Да и как он может быть таковым совершив запрещенное дело?!
Седьмое качество раба Милосердного: он не блудит. Рабы Милосердного:«Не прелюбодействуют» В прелюбодеянии присутствуют телесное и духовное убийство. Блудники не хотят именно детей, они стремятся любыми путями избавиться от детей прелюбодеяния – это и есть убийство человека в его особой форме, другими словами убийство возможности произвести дитя данной Творцом. Духовное убийство есть же то, что в каждом прелюбодеянии налицо присутствует низкое падение убивающее душу, низшей подлостью. Результаты вытекающие из прелюбодеяния убивают как самого прелюбодея, так и всех его близких в духовном смысле. Разумеется, осознание прелюбодеяния в таком смысле возможно только в обществе различающем разрешенное и запрещенное, и оценивающем человека по его подлинной божественной цене. Человека же совершающего прелюбодеяние запрещенного Аллахом даже мысленно, даже отдалённо, невозможно представлять любимым рабом Милосердного, Только истинно верующие не под каким видом не совершают блуд, и они достигают своей цели. «А кто творит это тот встретит воздаяние», то есть, все те, кто исповедуют с Аллахом соучастников Ему, все те, которые без права на это убивают человека, и все те, которые прелюбодействуют, все они получат воздаяние по грехам своим.

69. Удвоенно будет ему наказание в день воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным,
То есть всем грешникам творившим все вышеописанные грехи в день Страшного Суда будет присуждено двойное наказание и в этом наказании они пребудут вечно.

70. кроме тех, кто обратился и уверовал и творил дело доброе, - этим Аллах заменит их злые деяния благими; поистине, Аллах прощающ, милосерд!
Для того, чтобы совершившие по не знанию все вышеописанные грехи не впали в отчаяние, Аллах сообщает, что дверь Его милосердия ещё не закрыта. Исключённые от ига этого двойного адского наказания: «кроме тех кто обратился и уверовал и творил дело доброе», то есть, все те которые осознали все свои грехи и горько искренне раскаялись в них и уверовали, и творили благие дела по вере своей, те все исключаются из числа тех которые подвергнутся двойному адскому наказанию и Аллах по своей великой милости и щедротам:«этим Аллах заменит их злые деяния благими». Воззрите на божественную милость Всевышнего! – сотворённый им человек совершает черную неблагодарность, придаёт ему богов соучастников, что по Нему величайший грех, восстаёт против его запрещения и убивает невинного, прелюбодействует, а затем кается, принимает веру и творит добрые дела, и Аллах все его смертные грехи заменяет на добрые дела достойные награды! Да и возможна ли ещё более великое милосердие чем это воистину сверхчеловеческое и божественное?! «Аллах Прощаюшь и Милосерд!» Если было это не так, была бы совершенна невозможна это невероятная по человеческим меркам замена таких лютых злодеяний после раскаяния на добрые! В предании от Имама Табарий говорится: «Пришел к посланнику Аллаха(асв) Абу Фарва и говорит: «скажи посланник Аллаха(асв), если какой нибудь человек совершит все мыслимые грехи не оставив ни большого ни малого, можно ли ему каятся?» Посланник(асв) вопросил его: «Ты уже принял Ислам?» Абу Фарва ответил: «О, да!» Посланник Аллаха (сав) емуговорит: «твори же всё доброе и оставь всё злое и Аллах заменит тебе твои злые дела на добрые». «Неужели и ложь и блудодеяния?!» - воскликнул Абу Фарва «Да!» ответил ему посланник Аллаха(асв) и Абу Фарва восклицая:«Аллаху Акбар!» «Аллах превелик!» Аллах превелик! отправился восвояси. И пока он не исчез из вида всем было слышно его изумленное словословие во славу Милосердного!» Однако ,чтобы удостоится такого переворота дела необходимо, чтобы раскаяние было истинно чистосердечным и искренним.

71. А кто обратился и творил благое, то, поистине, он обращается к Аллаху с верным обращением.
Раскаяние начинается с осознания греховности своих поступков и горького сожеления о них, затем даётся твёрдый обет о не совершении их впредь. Этот обет констатируруется сердцем. Было это раскаяние истинным и ложным узнается по делам совершаемым затем. Если после объявленного покаяния поступки и дела были благими, – то покаяние было искренним, если же дела и поступки были злы и недобры,– то покаяние было ложным. Потому что грех это не только намерение, но и свершенное дело. Поэтому покаяния без соответствующего дела быть не может. В следующем аяте продолжается описание качеств истинных рабов Аллаха:

72. И те, которые не свидетельствуют криво, а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством.
Восьмое качество рабов Милосердного – они не лжесвидетельствуют. То, что лжесвидельство является великим грехом, констатируется и в других аятах, а также в изречениях посланника Аллаха Мухаммада(асв). Посланник(асв) в некоторых случаях лжесвидетельство приравнивал к величайшему возможному греху: приданию Единому Аллаху богов соучастников! Дать лжесвидетельство против кого то или в пользу кого то – великий грех! Лжесвидетельствующий никак не может стать любимым рабом Милосердного. Девятое качество истинных рабов Милосердного – сохранения достоинство при злых словах и делах против них. Мусульманин не обременяет себя бесполезными разговорами и делами. Он просто не участвует в них. Если же вдруг такое дело против него произойдёт со стороны других, то он с достоинством у благородного покинет это место.

73. И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним.
Десятое качество истинных рабов Милосердного по уму, а не по безумию ходить в вере. В этом аяте констатируется, что любимые рабы Милосердного не должны прилепляться ко всему подобно многобожникам язычникам, которые не обдумав основательно как слепые, глухие ничего не понимающие поклоняются чему по пало, и в том числе творениям рук своих. Если бы они осознали, увидели и услышали, что есть такое их «боги» они бы не поклонялись им. Истинные мусульмане когда им читаются коранические знамения Аллаха, внимательно слушают их, основательно обдумывают и затем воплощает их в жизнь, и в свои дела.

74. И те, которые говорят: "Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!"
Одиннадцатое качество истинных рабов Милосердного – постоянно забота о том,
чтобы все члены их семей, их жёны, и дети
неизменно пребывали в исламе, в благочестии, и благоверии. Любимые рабы Милосердного постоянно молят Аллаха дать им радость и отраду видеть своих жён и детей пребывавших в истинной религии Его. И молят Аллаха удостоить их чести быть образцом веры для богобоязненных.

75. Они будут вознаграждены горницей за то, что терпели, и встречены будут в ней приветом и миром, -
То есть за то, что верующие проявят старание и терпения на путях подлинного обладания этими вышеперечисленными качествами Милосердный обещает вознаградить их «гурфатун» - обителью специальной. Некоторые ученные толкователи считают, что эта обитель означает высшую степень райской награды. И если мы скажем, что это обещанная Милосердным обитель будет обителью содержащей в себе все лучшие достоинства всех прочих райских обителей и будет являться особой высшей обителью для счастливых рабов Аллаха, мы, наверно, не погрешим против истинны. Эти удостоенные высшей райской обители рабы Аллаха: «встречены будут в ней приветом и миром!» то есть, они будут встречены по высшему счёту с особым почётом и особым уважением.

76. вечно пребывая там. Прекрасно это как пребывание и место!
Таким образом возлюбленные рабы Аллаха будут счастливо пребывать в этой особой райской обители не временно, не только во время приёма, но вечно! Какая высшая радость, какое блаженство! В заключении суры Аллах в новь обращается к своему посланнику (асв) с объяснениям того, почему Он Великий и Мощный внемлет своим рабам:

77. Скажи: "Аллах не озаботился бы о вас, если бы не ваше воззвание. Вы ведь объявили ложью, и теперь будет это для вас неизбежно".
То есть, - о Мухаммад(асв) скажи: если бы не призыв к Аллаху малочисленных среди людей верующих мусульман, то Аллах не озаботился бы о человеческом обществе которое объявило ложью Его веру, Коран Его и Его посланника(асв). После этого греха наказание этому неверному обществу стало необходимостью.