29 АЛЬ-'НКАБУТ "ПАУК"

Ниспослана в Меке 69 аятов

Название суры Анкябут переводится – Паук. Причиной того. что эта сура названна таким обра-зом является то, что в этой суре паук приведен в пример для назидания. В сорок первом аяте этой суры сказано: «Те которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно дом паука – если бы вы знали!» Как и остальные мекканские суры, эта сура посвящена вопросам веры, её идеологии, демонстрации разницы между верой и неверием, разоблачению мнргобожия. Сура «Паук», несомненно составляет неразрывную цепь со всеми сурами ниспосланными в Мекке, она их нетнмлемая часть. Известно, что достославный Коран как маяк руководства верующих ниспосылался в течении 23 лет из которых 13 лет пришлись ра достичтимую Мекку. В течении этих 13 долгих и трудных летпроизошло формирование идеологии Ислама и испытание верующих всевозможными лишениями и трудностями. В эти 13 лет все принявшие новую религию находились под пресом непрерывных гонений и яростного стремления язычников уничтожить новую веру. Всеми этими событиями Аллаха на деле показал, что религия, – это не просто слова, но дела, стойкость и терпение. Дойти до цели в любом деле нелегко, чем дальше уходит дорога, тем более отягощаются её опасности и трудности. Путь Ислама, ведущий к счастью в двух мирах и к угоде Аллаха путь нелегкий и многотрудный, но нет в этом мире цели болей высокой и желанной чем угодить Аллаху. Поэтому естественно, что испытания и лишения этого пути соответственны высочайшим целям конечного пункта. В суре «Паук» эта истина, подносится верующим присущей только этой суре манере и форме. Как уже было сказано в толкованиях прежних сур, все эти суры ниспосланные в очень трудные времена гнёта язычников явились для верующих не только просто информацией о Исламе, но и мощной формой поднятия духа их которое было как нельзя кстати в трудный час противостояния напору язычников. Надо ли говорить, что язычники Мекки хорошо понимали, что борьба идет не на жизнь а на смерть, и поэтому не остонавливаясь шли на все крайние меры в своей беспощадной борьбе против мусульман и даже вплоть до убийства их. Все эти преступные деяние язычников подробно зафиксированы в аналах истории. В ответ на эти гонения некоторые мусульмане на себе испытавшие гонения язычников, просили посланника Аллаха, воззвать с Господу с мольбой о возмездии. Приведем один пример. Имам Бухари передает предание от Хаббоба ибн Арта (ра ): «Когда я пришел к посланнику Аллаха (ас) он сидел на своем плаще растеленном в тени Кабы. Как раз в это время я находился под претеснениями давления язычников. Я сказал посланнику Аллаха(ас): «О посланник Аллаха, воззови к Аллаху!» Он встал со своего места вновь сел. Лицо его порозовело, и он сказал: «Люди веры до вас, если даже мясо их железом отдирали от кости - не отрекались от веры. И даже если их распиливали пилой попалам начинали от головы – они не отрекались от веры. Аллах, несомненно доведет это де-ло до конца и придут такие времена когда конный от Санны до Хазарал Мавт проедет никого не боясь кроме Аллаха Всевышнего. И сегодня вы просто торопитесь». Вот таким образом посланник Аллаха Мухаммад (ас) постоянно призывал своих сподвижников к терпению и выдердке напоминая ими, что с этими качествами человек может войти в райские сады. В этом смысле аяты досточтимого Корана ни-спосылаемые посланнику Аллаха (ас) являлись мощной духовной опорой и для него самого и для всех остальных мусульман. Сура «Паук» была выдержана именно в духе призыва верующих в максимальной выдержке перед лицом наступления язычников . «Уже в первом аяте говорится, что не может быть, чтобы уверовавшие люди были оставлены без испытания. Затем говорится, что вера это не просто какие то сказанные слова, что если человек произнеся слова исповедования веры затем отступает назад перед первыми же трудностями, то он просто по большому счету ошибся. Аллах констатирует, что отрекшись от Ислама человека только на очень недолгое время избавится от незначительных опасностей этого мира, но в результате в мире грядущем попадет под гнет ужасных и вечных мук. Вместе с этим напоминается, что проявление терпения под прессом гнета язычников это не какая та новость неизвестная миру, но что наоборот все верующие и раньше попадали в такие трудные положения и в связи с этим представляются истории пророков Нуха, Иброхима, Лута и Шуйаба, (мир им всем) Напоминаются так же чем закончились истории народов Ада, Самуда, Каруна, Хамана которые восстали против божьих пророков, в то время когда они призвали их к покорности перед Аллахом Единым. И в конце с разных позиций подтверждается истинность пророческой миссии Мухаммада (ас). Говорится, что Мухаммад (ас) есть последнее звено в цепи пророков, что он не принес ничего нового, непонятного непостижимого, что он лишь один из многих пророков посылаемых к народам начиная с проатця нашего Адама. Так же предупреждается, что последовавшие Мухаммаду (ас) найдут спасение как все те, которые последовали прежним пророком, и все отвергшие Мухаммада (ас) погибнут как все те, которые отвергли прежних пророков. Сура завершается перечислением тех наград которые удостоются все те, которые выдержали все тяготы и испытания и вели джихад на пути Аллаха.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1, 2. Алиф лам мим . Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: "Мы уверовали", и они не будут испытаны?
Неужели люди думают , что вера это просто произнесение слов исповедания и все? Неужели они думают, что вот мы приняли веру и стали мусульманами и на этом дело завершилось, отныне награды в мире этом и в мире грядущем сами по себе посыпятся на нас?! Неужели они полагают, что после слов исповедания веры никакие испытания этой веры их не ожидают? И в древности и теперь многие полагали, что дело веры обстоит именно так. По их мысли после произнесения слов : «верую в Аллаха!», все остальное должно быть само по себе . Но воистину, это абсолютно не так! На самом деле Аллах Всевышний установил правила испытания для всех людей которые они должны пройти на пути отделения добра от зла и истины от лжи. И всякая руда только после того как пройдёт жар правильной печи превращается в благородный металл годный к использованию. Такова и руда человеческая – только пройдя жар и огонь многих испытаний, выплавляется отделяясь от всех ненужных примесей чистое золото святой человеческой породы готовой к дальнейшему употреблению. Произнести символ веры языком чрезвычайно легко, – всякий человек может сказать: – вот я произнес свидетельство веры . Однако, чтобы стало совершенно ясно - от чистого сердца были произнесены слова веры или же просто от нечего делать, –человек должен пройти немалые серьезные испытания. Это общее правило – идущее от древности

3. Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!
То есть тем испытанием которым подвергся ныне народ Мухаммада (ас), Мы подвергли и верующих до них. «ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» То есть Аллах Всевышний посредством упомянутых испытаний выявил чистосердечных верующих и вместе с тем выявил лжецов которые таковыми не были. Если не будет серьезных испытаний, то выявить тех которые только для вида произносли символ веры, будет невозможно, ибо кто знает, что у них и на самом деле в сердце? Только Сам Аллах Всевышний точно знает тайны всех сердец. И посредством суровых испытаний Он выводит эти тайны сердец наружу, чтобы все люди могли воочию убедится, что это именно вера или безверие. Такое величайшее благо как искренняя вера Аллах дарует далеко не каждому. Этого величайшего благаосле прохождения многих испытаний удостаиваются только те, которые будут найдены достойными этого. Испытания веры бывают разные. Самое распространенное это всевозможные беды, и напасти на путях божих. Верующий человек только в меру своей веры и не больше, попадет под иго ярости неверных, под гнёт их тирании и деспотии. Этот вид испытаний пал на голову большинства народов и всех пророков во все времена. Верующие попадали под огонь духовного и физического давления неверных, они подвергались всевозможным насмешкам и издевательствам и физическим пыткам. Вот именно этому виду испытаний подвергались в полную меру верующие народа пророка Мухаммада (ас) и ещё подвергнутся впредь. В то время когда был ниспослан этот аят сподвижники посланника Аллаха (ас) такие как Билял ибн Роваха, Аммор ибн Ясир, родители его, Аийаш ибн Абу Робиъа, Валид ибн Валид, Салам ибн Хишам и другие находились под гнётом изощрённой тирании неверных Мусульмане и сегодня попадают под пресс таких испытаний и лишений. В пылающем горниле таких испытаний совершенствуется вера человека.
Ещё одно распространение испытание – испытание материальными ценностями. Мусульманин испытывается потерей имущества, потерей жилища, должности чина. Грубо говоря верующий человек не может подняться над низостью жизни, не может стать обладателем привилегий., обладателем имущества, богатства , ибо неверное общество не дает возможности приобрести, что либо разрешенным Аллахом путем. Такое положение было и в пору ранних пророков, и в пору ниспослания этого аята и сегодня. Испытаний на пути Аллаха много, некоторые из них будут описанные далее в этой суре. Необходимо понять самое важное: люди с древних времен подвергаются всевозможным испытаниям на пути Аллаха. Как передает имам Бухари изрек посланника Аллаха: «самым сильным, тяжёлым испыаниям подвергаются пророки, затем люди послабее и т.д. Человек испытывается в меру своей веры. Если у человека могущественная вера, то он подвергается тяжелейшим и испытаниям. И вот сохранившие веру и убеждения в тяжелых испытаниях - они найдут вечное спасение и великую награду! Неверные жетворившие всякое зло против верующих, - они в 2-х мирах будут униженны

4. Разве полагают те, которые творят злое, что они Нас опередят? Плохо они судят!
О чем думают на что надеются неверные ведующие войну против верующих? «разве полагают те, которые творят злое, что они Нас опередят?» Думают ли они: «Буду ка я делать, то что делаю, а там как-нибудь избавлюсь от наказания Аллаха»
Если они так полагают то : « Плохо они судят!» Можно ли избегнуть справедливого божьего возмездия?! Ясно, что Аллах несомненно воздает каждому по заслугам и избежать этого будет никак невозможно!

5. Кто надеется встретить Аллаха,- то ведь предел Аллаха приходит. Он - Слышащий, Ведающий!
И вот тогда всякий получит свое исключительное воздаяние. Поэтому: «Кто надеется встретить Аллаха», тот пусть хранит себя во имя этого: «ведь предел Аллаха приходит» не может быть, чтобы не пришел он, и тогда обещания Его сбудутся и всякий и великий и малый получит по заслугам, потому что обещал это сам Аллах, а: «Он Слышащий, Ведающий!» И на основе своего всеслышания и всеведения приготовит каждому книгу совершенного расчета.

6. А кто усердствует, тот усердствует для самого себя. Поистине, Аллах не нуждается в мирах!
Как уже бы сказано выше слово «джихад» надо понимать как старание, с приложением всех сил на пути достижения какой то цели. То есть всякий кто на путях веры творит джихад – делает он это исключительно ради себя, ибо Аллаху от этого никакой пользы нет, – Он полон и совершенен и ни в чем не нуждается. Последние два достимых аята напоминают человеку о самых двух великих обязанностях его перед Аллахом по Исламу 1) готовится ко встрече с Аллахом 2) Вести джихад на пути Аллаха до последнего часа им ппредопределенного.
Джихад каждого человека будет вознагражден по заслугам.

7. А те, которые уверовали и творили доброе, - Мы искупим у них дурное и воздадим им лучшим, чем они творили.
То есть – пусть мусульмане будут совершенно тверды и вере и в поступках, – всё пойдет в дело, ничего не останется без воздаяния!
Воздаяние им будет идти с двух сторон.
1) А те, которые уверовали и творили доброе, - Мы искупим у них дурное» то есть добрыми делами искупим их дурные дела - и они не будут за них наказаны. 2) «И воздадим им лучшим, чем они тво-рили»
Т. е. Награда им будет не по обыкновенным, средним делам, но по самым лучшим их делам которые они совершили. Поэтому пусть верующие будут тверды и уверенны в испытаниях и лишениях которые могут происходить и в отношении верующих к своим родным и близким. Может быть такое, что принятие веры может идти против интересов родных и вопрос даже может быть поставлен ребром: – вера или родичи. Как нужно поступить в таком случае?

8. И завещали Мы человеку добро к его родителям. А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне сотоварищей из того, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им. Ко Мне ваше возвращение, и Я открою вам то, что вы делали!
Для каждого человека, родители - наиболее почитаемые и уважаемые люди. Ислам повелевает почитать родителей кем бы они не были. Наверно, нет на земле религии которая в столь высокой степени превознесла степень почетания и уважения к родителям. В Коране есть немало аятов освещающих этот вопрос. В частности, в этом аяте говорится: « И завещали Мы человеку добро к его родителям» Независимо от этого верующими являются родители или неверными, каждый мусульманин обязан творить им добро. Исполнить повеление родителей – также долг каждого мусульманина . Однако когда дело касается религии, её установок этот закон полной покорности родителям уже не имеет силы: «А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне сотоварищей из этого, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им»
В делах относящихся к Творцу подчинятся Его тварям не надо. «Ко Мне ваше возращение» В день суда ко Мне вы вернетесь и более ни к кому. Поэтому в делах ведующих ко греху никому не подчоняйтесь. «И Я открою вам то, что вы делали!» Все дела которые вы сделаете в этом мире Я представлю вам очевидно, поэтому соизмеряйте свои дела с этим обстоятельством. В делах которых возможен грех многобожия и восстания против Аллаха даже приказ родителей (и тем более родственников) теряет силу. Наши ученные богословы констатируют, что этот досточтимый аят был ниспослан по делу Саъд ибн Абу Ваккаса (ра) . Поведения этого человека было образцом благочестивого отношения к матери среди меккинской молодежи. После принятия Ислама Саъд ибн Абу Ваккас в этом деликатном вопросе был подвергнут испытанию своей веры. От Имама Термизи относительно этого передается предание: «Этот аят был ниспослан относительно Саъд ибн Абу Ваккас и его матери Хамны бинти Абу Суфьян. Сын всячески делал добро матери своей. И вот мать его после принятия её сынов Ислама сказала ему: «Ну что это твоя новая религия?! Клянусь Аллахом, не буду ни есть и не пить если даже умру, пока ты не вернешься в прежнее твое состояние и ты на всю жизнь будешь мучим совестью, и (если я умру) тебя будут звать: « О убийца матери!» После этих слов мать Саъда сутки ни ела и не пила.
Тогда Саъд сказал матери: «О матушка моя, если у тебя было бы 100 жизней и они одна за одной уходили из тебя, то и тогда бы эту религию я не покинул. Если хочешь – ешь, если не хочешь – оставайся голодной. Увидя таку мощь силы веры сына мать вернулась к питанию. И вот тогда Аллах ниспослал этот аят»

9. А те, которые уверовали и творили благое, Мы введем их в число благих.
Вот таким образом было подтверждено верховенство и главенство религии над любыми родственными отношениями. В то время когда истинные мусульмане твердо стоят во время всех лишений и испытаний на пути Аллаха, были, однако, и такие которые вели себя совершенно по другому.

10. Среди людей есть такие, что говорят: "Мы уверовали в Аллаха", - а когда им причинят обиду за Аллаха, они испытание людей принимают за наказание Аллаха. А когда придет победа от твоего Господа, они скажут: "Мы были с вами". Разве ж Аллах не знает лучше то, что в груди миров?
Есть среди людей немало и таких которые при благоприятных обстоятельствах на волне всеобщего энтузиазма с большинством принимают религию, бьют себя в грудь и всячески показывают себя как готовых пожертвовать жизнью во имя Аллаха. Это ситуация неоднократно повторялось в истории. Всм известно – когда враг бежит - все становятся героями; точно так же когда ситуация легка и благоприятна – желающих показать себя героями веры – необычайно много. Именно о таких людях идёт речь в этом аяте, они говорят: «Мы уверовали в Аллаха», а когда им причиняют обиду за Аллаха, они испыта-ние людей принимают за наказание Аллаха. Такие люди полагают, главное присягнуть на веру , а там дальше будет легче, все пойдет само по себе. Поэтому такие люди едва их коснется какое то зло от неверных или они потерпят какие то лишения на пути Аллаха – они не выдерживают. Они происки людей принимают за за наказание Аллаха и отходят от веры. «А когда придет победа от твоего Господа , они скажут: «Мы были с вами». Лицемеры внешне приняв веру – выжидают. Если Аллах даст победу мусульманам, то они тут же припишут себя к числу победителей и «скажут: «Мы были с вами». Вот оно то самое единственное, за что они приняли веру! Они приняли Ислам только ради этого, чтобы быть соучастниками военых трофеев которые могут завоевать мусульмане. Но однако, как это было сказано в начале аята, едва на них падут лишения на пути Аллаха, как тут же выяснится их показная многошумность в вере. Им кажется, что они ведут себя – лучше не надо, и им в голову не приходит, что они ведут себя безумно, разве можно обмануть Господа миров отмерившего им и качество и количество их ума, какой то человеческой хитромудростью?! Разве ж Аллах не знает лучше то, что в груди у группы лицемеров, если Он прекрасно знает все, что в груди у всех людей во Вселенной! Велик Аллах! Их лицемерие очевидно даже в глазах простых людей!

11. Знает ведь Аллах тех, которые уверовали, и знает Он лицемеров!
Поэтому истинные мусульмане пусть будут спокойны и тверды в своей вере! А лицемеры пусть покаются и восстанут на путь прямой. Для того, чтобы сбить мусульман с пути истины, лицемеры устраивают против них всевозможные интриги и провокации. Одно из таких провокаций приводится в сле-дующем аяте:

12. И говорят те, кто не верует, тем, которые уверовали: "Идите по нашему пути, и мы понесем на себе ваши грехи". Но не понесут они ничего из их грехов. Они ведь лжецы!
Лицемеры бывают постоянно заняты тем, чтобы своими провокациями повернуть мусульман и на свой путь. И конечно же, верующие объясняют ошибочность и греховность пути лицемеров и не следуют им. И вот тогда неверные усиливают свои провокации и поползновения на ряды мусульман стараясь разрушить их единство.
«И говорят те, кто не веруют, тем , которые уверовали: «Идите по нашему пути, и мы понесем на себе ваши грехи» То есть неверные говорят верующим : «Вы следуйте нашим путем, если он окажется ошибочным и греховным, то мы сами понесем ваши грехи и ошибки в этом деле». Слова подобные этим и раньше говорили неверные и говорят они такое и сегодня. Но есть ли хоть какой-нибудь смысл в этих невежественных словах? «Но не понесут они ничего из их грехов». Да, неверные не только не понесут все грехи мусульман, но даже не возмогут понести и одного их греха! Вместо того, чтоб браться нести чьи то грехи, им лучше исправить грехи свои! Кто же дал неверным возможность нести чужие грехи? «Они ведь лжецы!» Чтобы завлечь мусульман на своей пути неверные не остановливаются ни перед какой ложью. Несомненно им придется отвечать за эти все их деяния.

13. И понесут они свои тяжести и тяжести со своими тяжестями, и будут они спрошены в день воскресения о том, что измышляли.
В это достославном аяте под словом «тяжесть» имеется в виду грех. Воистину, неверные понесут тяжести своих грехов, а также понесут грехи тех которых они сбили с пути, своими провокациями. Однако это нисколько не облегчит грехов тех которые потдались на провокации и соблазны неверных. Они в полную меру понесут воздаяния за свои прегрешения и ошибки. Имам Бухари и Имам Муслим передают изречения посланника Аллаха (ас) «Кто будет призывать к заблуждению, то грехи всех последовавших за ним нисколько не уменьшаясь будут возложены на него».
«И будут они спрошены в день воскресения о том что измышляли». Все преступники ответят за все свои измышления.
В следующих аятах перечисляются некоторые из испытаний бывших прежде на путях веры Аллаха.

14. Мы посылали уже Нуха к его народу, и он пребывал среди них тысячу лет без пятидесяти годов и постиг их потоп, а были они неправедными.
Пророк Нух (Ной) (ас) 950 лет призывал свой народ к вере. Если мы примем во внимание то, сколько лет Нух был пророком до потопа и сколько он ещё жил после потопа, то будет очевидно, что жил он больше от указанных цифр. Относительно этого Имам Жалолиддин Суютий в книге. «Ад- Дарруль –Мансур фит Тафири бил Масъур» передает предание от Ибн Аббаса: «Аллаха Всевышний когда Нуху (ас) было 40 лет отправил его пророком к его народу. Нух призывал свой народ к вере без пятидесяти лет 1000 лет. После мирового потопа он жил ещё 60 лет до того времени пока расплодившиеся люди не сделали просторный мир тесным». Покажется странным и удивительными, что человек жил более 1000 лет. Однако это неоспоримая истина. Человек отрицающий кораническую весть становится неверным. Однако если взвесить это дело даже на весах человеческого разума – то оно просто и вероятно. Хорошо известно, что прежде люди жили долго. По опыту известно , что жизнь малочисленных тварей длится долго, а многочисленных коротко. Если принять во внимание, что Нух (ас) жил во время когда челове-чество истребилось потопом, то его долгожительство будет ясно объяснимым, простым делом. Таким образом испытанием во время Нуха (ас) явилось то, что в это время никто не хотел идти путем Аллаха. Несмотря на то, что пророк Аллаха Нух (ас) 950 лет призывал к вере Аллаха, лишь немногие, буквально единицы, последовали ли за ним. При таком положении дел многие могли не выдержать испытания и покинуть ряды верующих. Но истинно верующии это такие люди которые не перестают твердо верить, если даже абсолютно все люди станут неверными. Так случилось и во время Нуха (ас). Нух и уверовавшие вместе с ним остались тверды в своей вере невзирая на неверное большинство. Неверных же ни-кто не спас от гибели невзирая на то, что прошло столько лет их беспечной жизни. «И постиг их потоп , а были они несправедливы» Потоп погубил всех неврных без исключения. Нух (ас) и последовавшие за ним – нашли свое спасение

15. И избавили Мы его и обитателей корабля и сделали его знамением для миров.
АллахВсевышний - спас Нуха (са) и всех уверовавших вместе с ним, которые выдержали долгое испытание временем и имели счастье взойти на ковчег спасения. Ковчег спасения –был построен в назидание для всех людей на все времена. Ковчег Нуха (ас) стал символом того, что верующие всегда найдут спасения. И у всех народов «Ноев Ковчег» стал общим символом верного спасения

16. И Ибрахима... Вот он сказал своему народу: "Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Это - лучше для вас, если вы знаете.
Аллах Всевышний напомнив, что Он послал Ибрахима (ас) (Библ. – Авраам.) пророком к его народу говорит каким образом он воззвал к народу. «Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его!» Ибрахим (са) призвал свой народ к Аллаху очень простым способом: – «Служите Аллаху и больше никому и бойтесь Аллаха и больше никого», то есть он сказал им: пусть всякое ваше дело будет совершенно только во имя угоды Аллаху Всевышнему и во всякое время бойтесь только Его – вот тогда вы достигните спасения. «Это - лучше для вас. Если вы знаете»
То есть если вы будете поклонятся Аллаху и боятся Его, то это лучше для вас самих, но не для кого то другого, и ни для Аллаха, и ни для посланника Его (ас). Ибрахим (са) назидая свой народ констатировал продолжая свои речи

17. Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и творите ложь. Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием; ищите у Аллаха пропитание, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены!"
Ибрахим (ас) разъясняя ошибки своего народа сказал: «Вы поклоняйтесь вместо Аллаха идолам, и творите ложь». То есть в ваших служениях есть две ошибки: 1) Вместо Аллаха поклоняетесь идолам. 2) выдумываете ложь. Слово аята переведенное как – идолы звучит на арабском – авсан. Васан это – идол, рукотворное изделие выточенное из дерева. Служить мертвому дереву, образчику изготовленному человеческой рукой – это верх безумия и больше ничего! Однако язычники для оправдания этого безумия выдумывают всевозможную ложь, подгоняя под неё всякую оправдательную философию. Ибрахим (ас) указав им на их ошибки ещё сказал им: «Поистине, те , кому вы поклоняйтесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием». Этим Ибрахим (ас) указал на беспомощность идолов с этой стороны. И действительно и очевидно каким образом могут мёртвые идолы подать кому то пропитание? Но если они не могут исполнить даже такое обыденное дело, то каким образом они могут быть богами? Воистину только Аллах Могущественен сотворить потребляющего еду человека, и подать ему пропитание: «Ищите у Аллаха пропитание». Но если это именно так, то только Аллаху и надо служить и поклоняться: «…и поклоняйтесь Ему и благодарите Его».
Аллах подающий пропитание человеку сам призывает человека и поклонятся Ему и быть Ему
благодарным. С другой стороны в день Суда: «К Нему вы будете возращены»! И Он приготовит вам книгу расчета. Поэтому только Ему и надо
поклоняться. Всякому человеку необходимо глубоко поразмышлять над этими вопросом. Ибрахим(ас) после того как огласил народу свои вышеприведенные слова, добавил во всеуслышание:

18. А если вы сочтете это ложью, то считали ложью народы до вас; на посланнике - только ясная передача.
То есть, о народ мой, если вы сочтете меня за лжеца, то в этом нет ничего удивительного, ибо и до вас народы выдавали пророков за лжецов. Это во общем то, дело обыденное, прямо таки, закономерное Вы объявляя пророка лжецом не выдумываете ничего нового, но точно следуете по следа бывших неверных народов. Это ваше восстание против Аллаха мне нисколько не повредит , на мне обязанность только донести до вас волю
Аллаха. Далее Аллах обращается к каждому неверному

19. Разве они не видели, как Аллах впервые творит творение, а потом его повторяет; поистине, это для Аллаха легко!
В каждое мгновение перед нашими глазами происходит чудо рождения всевозможных тварей из небытия. Очевидно, что творит все эти твари только и только Аллах – это необходимо твердо уяснить каждому. Человек бессилен сотворить наименьшую и самую наипростейшую из этих тварей которых Аллах творит и бесчисленных крличествах. Если даже все умнейшие люди объединят все свои усилия в этом направлении, то у них все равно ничего не получится, это наглядно демонстрируют достижения современной науки. Они, учённые в этом вопросе давно расписалось в своем полном бессилии. Теперь человеку остаёся благоразумно признать высочайшее могущество Всевышнего сотворившего весь этот поразительный мир живого и признать , что Ему чрезвычайно легко оживить человека во 2- ой раз из чего то, ибо Он могущественен был сотворить его в 1- ый раз вообще из нечего: «Поистине, для Аллаха это легко!» Всем людям необходимо постичь эту истину, в противном случа:

20. Скажи: "Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение; потом Аллах воздвигнет последнее создание. Поистине, Аллах мощен над каждой вещью!
Путешествия для человека вынимательного и размышляющего очень полезны. Когда человек вглядывается при путешествиях в окружающий мир он может увидеть много удивительного и назидательного. Человеческий глаз привыкает к окружающей обстановке и многого не видит, в то время как в новых местах все бросается ему в глаза свежестью и повизной красок и пейзажей. И после достаточного долгих путешествий внимательный ум может с легкостью уяснить, что только Аллах, Бог Всевышний могущественен сотворить это изумительное великолепие живого и мертвого , что так блещет у нас перед глазами! Тем более легко все это может понять человека с умом восприимчевыми к назиданию. Человек понявший это уже никогда не будет сомневаться в том, что Аллах силен оживить все свои твари во 2-ой раз и привести их на обещанный им Страшный суд: «Поистине Аллах мощен над каждой вещью!» Этот неограниченно могущественный Бог:

21. Он наказывает, кого желает, и милует, кого желает, и к Нему вы будете обращены.
Сбудется все. что пожелает Аллах и никто не отвратит Его воли и все вернется к Нему и больше ни кому.

22. И вы не ослабите ничего на земле и небе; и нет вам помимо Аллаха заступников и помощников!"
То есть –о люди, ни на небе, ни на земле вам не ослабить Живого и Сущего Аллаха не в чем. И не убежать Вам от Него никуда! Воистину вы вернетесь к Нему и получите воздаяние сообразно своим делам, и тогда : «Нет Вам помимо Аллаха заступников и помощников!»

23. А те, которые не веруют в знамения Аллаха и встречу с Ним, - они отчаялись в Моей милости. Они - те, для которых мучительное наказание.
Да, несомненно только несчастный неверный теряет надежду в этом мире в милосердие Всевышнего. Это потому что по причине своего неверия он отпал от Него, прервал с Ним всякие связи. С часа отрицания и отвержения человеком знамений Аллаха, он полностью отрезается от всех божественных источников ведующих к счастью спасения. За то, что он не верил во встречу с Аллахом в день Суда, он будет отдален от того кто мог бы
повести его к добру и удалить от зла . И в конечном счёте он дойдет до конечной точки своего отпадения от милостей Милосердного: «Они – те, для которых мучительное наказание». Да и кто ещё может быть подвергнут мучительным наказаниям кроме тех кто оборвал все надежды от Милосердного ? Так, что же ответил народ Ибрахима (ас) на его призыв к Аллаху?

24. И было ответом его народа только то, что они сказали: "Убейте его или сожгите!" И спас Аллах его из огня. Поистине, в этом - знамения для людей верующих!
Народ к которому воззвал Ибрахим вместо того, чтобы ответить ему: – «вот мы на служение Аллаху!» закричали злобно: « Убейте его или сожгите !» И вот схватили они Ибрахима (ас) и бросили в великий костер. «И спас Аллах его из огня» Но Аллах повел огню: «Огонь будь хладен к Ибрахиму и мирен!» И всепожирающий огонь стал холодным к Ибрахиму и место его стояния стал мирным. «Поистине, в этом – знамения для людей верующих!» Из этого яркого примера можно видеть, что надеющихся на Аллаха во всех лишениях и бедах постигающих человека на путях Его, Он сам подает помощь своими чистым рабам – это решение предопределенное. Когда Аллаху угодно - Его раба не постигнет беда даже в центре величайшего огня, даже весь обвитый пламенем раб Его будет прибывать в мире и в прохладе! Таким образом – ходить по путям веры не всегда легко и просто. И каждому надо уяснить, что испытания на путях веры это непременное достояние, почетное наследство оставшееся каждому верующему от пророков и в частности от пророка Ибрахима (ас) . Да в этом удивительном происшествии с Ибрахимом (ас) есть много назидательного и поучительного. В следующем аяте приводятся слова Ибрахима(ас) которые он сказал своему народу благополучно выйдя из огня:

25. И сказал он: "Вы взяли себе помимо Аллаха из любви между собой в здешней жизни; потом в день воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других. И убежище ваше - огонь, и нет у вас помощников!"
Ради чего же язычники покинув Аллаха Всевышнего и предались лжебогам изделиям рук человеческих? Неужели они на самом деле были уверены, эти мертвые колотушки были более достойны поклонения чем Аллах Всевышний? Неужели центр тяжести их убеждений лежал именно здесь? И они имели здесь весомые аргументы? Ну нет конечно! Нет, никаких аргументов, что эти идолы из дерева или камня являются истинными богами язычники не имели и это они сами хорошо понимали. В том, что они поклонялись мертвым деревяшкам была другая причина и она описана в этом аяте. Сказал Ибрахим (ас) : «Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой в здешней жизни», то есть, чтобы продемонстрировать друг к другу любовь и преданность, чтобы показать свое единодушие они отреклись от Аллаха Всевышнего и обратились к идолам, привыкли к ним. Это стало их религией, стало их жизнью и вот, чтобы не обидеть друг друга они продолжили это убийственное дело. так сказать, по традиции. Очевидно, что это они делали ради сиюстороних , мирских интересов. Но в день Страшного Суда когда уже все будет ясно, от этого мирского взаимоуважения не останется и следа, перед лицом пылающей геенны огненной она станет неуместным и все разбегутся по своим интересам: «Потом в день воскресения один из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других». Да они будут все это отчаянии делать, но будет уже поздно а протом совершенно бесполезно. «И убежище ваше – огонь и нет у вас помощников!» И понесете вы то, от чего вы бы хотели держатся по-дальше:- возмездие, страшное, огненное.

26. И уверовал пред ним Лут и сказал: "Я выселяюсь к своему Господу: ведь Он - великий, мудрый!
То есть исповедовал Лут (ас) веру Ибрахима(ас) предним ним, перед Ибрахимом. Ибрахим(са) был братом отца Лута (са).
Лут был первый человеком принявшим веру Ибрахима (ас) Так же приняла веру Ибрахима (ас) жена Ибрахима (ас) мать наша Сара. Относительно того кто произнес слова: «Я выселюсь к своему Господу», толкователи выразили два мнения. Некоторые выразили мнение, что это сказал Лут. Однако большинство считают, что это слова Ибрахима (ас) . Ну чего бы там ни было, желание бросив все мирское удалиться к Аллаху Всевышнему было очень сильно в обоих пророках. Несомненно высочайшая вера в Аллаха Победителя творящего все по своейнеизреченной мудрости составляла духовный стержень и Лута и Ибрахима (ас). И вот за эту их глубочайшую веру в Него Единого Аллах Всевышний даровал им даже больше того чем они ожидали.

27. И даровали Мы ему Исхака и Йакуба, и устроили в потомстве его пророчество и писание, и дали ему его награду в мире, а ведь в последней он, конечно, из праведных.
То есть Ибрахиму (ас) Мы даровали сына Исхака, и внука Якуба. Мы установили за ним непрерывно следующее потомство,а в потомстве пророчеств и святые Писания. Воистину, все пророки – потомки Ибрахима (ас) и поэтому Ибрахим получил имя – отца пророков. Аллах Всевышний наградил Ибрахима (ас) по вере его, по тем испытаниям, которые он с честью прошел. Аллах даровал ему в наследство цепь потомков, а в потомках дар пророчеств и ниспослал им священные Писания. Вместе с этим: «… и дали ему его награду в мире». То есть Ибрахим (ас) получил на-граду не только в виде благочестивых потомков, но он сам получил награду уже в этом мире. И самое главное: «А ведь в последней он, из праведных» Вот пример для доброй, достойной зависти! -Всех кто выдержит беды и лишения и устоит против сонма соблазна тех ожидают вот такае великае награды. Ещё об одном испытании на путях Аллаха мы узнаем из истории пророка Лута (ас)

28. И Лута... вот он сказал своему народу: "Вы, поистине, творите мерзость, в которой никто не опередил вас из миров!
И вот Лута (ас) Мы послали пророкам и его народу. Тогда Лут объявил
своему народу, что он творит мерзость подобной которой не делал ни один народ в мире. В чем состояла это мерзость всем хорошо известно. Этот народ продавался сексуальным извращениям. В этом аяте говорится, что такого подобного преступления ни делал ни один народ в мире. Далее в аяте Лут (ас) прямо разъяснил смысл мерзости творимой его народом.

 Разве ж вы действительно приходите к мужчинам и отрезаете пути, и совершаете в ваших собраниях неодобряемое?" Ответом его народа было только то, что они сказали: "Приходи к нам с наказанием Аллаха, если ты правдив".
Лут сказал народу разъясняя меру его преступления: «Разве же вы действительно приходите к мужчинам, и отрезаете пути и совершаете а ваших собраниях не одобряемое?» «Народ Лута (ас) предавался мужеложеству категорически запрещенному религиозным законом. Слова аята : « и отрезаете пути» обычно используются для обозначения материального разбоя, но в данном случае они означают: «Вы преграждаете людям путь и принуждаете их к вашей законопреступной мерзости мужеложества.» Таким образом все это говорит о том, что народ Лута настолько предался этой мерзости, что уже принуждал к этой мерзости и путешествующих творя над ними насилие. «И совершается в ваших собраниях неодобряемое?» Эти слова Лута говорят о том, что этот народ предавался этому греху прямо на своих собраниях, открыто нисколько не стыдясь ни себя ни других. Такая степень открытости этих людей говорит о том, что они перешагнули все мыслимые пределы совести и потеряв человеческий обликпрямо уподобились животным у которых нет стыда и морали. Уже было ясно, что если этот народ не раскается и не прекратит свое преступление его ожидает неминуемая расплата. Поэтому пророк Лут (ас) вместе с осуждением преступлений народу призвал его к раскаянию. Что же ответил народ на его призы? Ответ от народа был такой: «Приходи к нам с наказаниям Аллаха, если ты правдив». На этих донельзя испорченных людей с испорченной природой и преданных своим страстям слова Лута ни оказали никакого воздействия. Этот потерявший совесть народ с издевкой и с вязовом отвечал своему пророку: – «если твои слова истинны, наведи на нас казнь Аллаха!» Все это было для пророка Лута (ас) великим испытанием – этому обольщённому умоисступлённому народу не было абсолютно никого дела ни до Аллаха, ни до Его пророка, ни до законов религии! Он уже не боялся ничего и не боялся никакого возмездия от Всевыщнего. И вот тогда Луту уже ничего не оставалось делать как обратится к Господу миров за помощью:

30. Сказал он: "Господи, помоги мне против народа распутного!
Этот народ уже не трогали накакие назидания, никакие призывы все было бесполезно. Здесь уже против них нужна была прямая демонстрация большей силы – грозной и неотвратимой. Аллах принял мо-литву Лута (ас) и послал ангелов для истребления распутного народа. Этим ангелам было повелено на пути к народу Луту принести радостную весть Ибрахиму (ас) о рождении у него ребёнка. Вот с этой целью ангелы пришли сначала Ибрахиму (ас).

31. И когда пришли Наши посланцы к Ибрахиму с радостной вестью, они сказали: "Мы погубим жителей этого селения. Поистине, обитатели его были неправедны!"
Подробности разговора Ибрахима (ас) с ангелами приведены в других сурах, в этой же суре оговорены только элементы соответствующие её задачам. Как мы уже знали Лут(са) обратился за помощью к Аллаху и его молитва была принята к Него. Ангелы сказали Ибрахиму (ас) : «Мы погубим жителей этого селения», то есть, они сказали: «мы уничтожим жителей Садома по причине их великого беззакония». Да возможен ли грех больший, чем восстание против божьего пророка (ас) и упорствование в продолжении греха от которого отклонял их пророк?
Услышав о том, что будет уничтожен город в которых жил его родич Лут(ас) – Ибрахим (ас) задал вопрос:

32. Сказал он: "Ведь в нем Лут". Они сказали: "Мы лучше знаем тех, кто в нем. Мы спасем его и его семью, кроме его жены, она - в числе оставшихся".
Ибрахим здесь спрашивает: «неужели вы уничтожаете город в котором живет такой благочестивый муж как Лут? В этих словах Ибрахим был вопрос и возражение с таким поворотом дела. И ангелы ответили Ибрахиму словами в которых содержался ответ и на вопрос и на возражение его. Они сказали: «Мы лучше знаем тех, кто в нем. Мы спасем его и его семью. То есть: мы хорошо знаем тех, кто живет в этом городе Садом и знаем, что среди жителей города есть и пророк Лут (ас). Ты Ибрахим (ас), не беспокойся мы спасем Лута (ас) и его семью и всех уверовавших: «кроме его жены, она – в числе оставшихся». Это
потому, что она оправдывала грешный народ и не осуждала его. После разговора с Ибрахимом ангелы направились к Луту (ас)

33. И когда Наши посланцы пришли к Луту, он огорчился за них и почувствовал свое бессилие пред ними. Они сказали: "Не бойся и не печалься! Мы спасем тебя и твою семью, кроме твоей жены; она - в числе оставшихся.
То, что Лут (ас) огорчился когда к нему пришли ангелы, была причина. Во 1-ых ангелы пришли к Луту в виде красивых юношей, а Лут(са) ещё не знал, что эти юноши – ангелы. Он опасался, чтопреступ-ный народ – может покусится на честь красивых юношей его гостей и тем самым опозорить его самого. Вот поэтому увидя состояние Лута (ас) : «Они сказали: «не бойся и не печалься» Успокоив Лута (ас) ангелы сказали зачем они пришли: «Мы спасем тебя, и твою семью, кроме твоей жены; она в чиле ос-тавшихся» То есть, хотя это женщина - твоя жена, она должна погибнуть

34. Мы низведем на жителей этого селения сотрясение с неба за то, что они распутны".
Аллах поразил этот народ
в полную меру его преступления. По Его повелению архангел Жабраиль (Гавриил) (ас) перевернул этот город верх дном и пролил на него дождь из камней и серы.
Да будет судьба этого города великим предостережением для всех разумных тварей рабов Господа миров!

35. Мы оставили от этого ясное знамение для людей, которые разумны.
Мы оставили ясное напоминание для всех разумных людей, что стало с народом Лута, (ас), что стало с городом в котором он жил! Эти знамения и этот рассказ о них и другие аяты напоминания. Возможно этим напоминанием знамением является останки этого города. В границах мертвого моря найдены останки города Садом и многие приезжают в это место, чтобы посмотреть на останки – этого города.
Теперь история пророка Шуайба.

36. И к мадйанитам - брата их Шуайба, и сказал он: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху и надейтесь на последний день, и не ходите по земле, распространяя нечестие!"
Мадян – это название воды в народе пророка Шуайба. Со временем так стала называться и все местность где проживал этот народ. Мадяне в основе своей были арабы. Их областьпростиралась от залива Акоба до горы Тур на Синая. Таким образом Шуайб был пророк, потомок Ибрахима (ас) араб. Когда пробил урочный час Аллах Всевышний послал Шуайба (са) пророком к его народу. Шуайб (ас) призывая народ к вере возгласил: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, и надейтесь на последний день, и не ходите по земле распространяя нечестие!» Этот призыв Шуайба показывает, что источник всех божьих призывов был один – Аллах. Всевышний. Все пророки единодушно призывали к поклонению только Аллаху, к надежде в последний день, и ещё – к нераспространению на земле нечестия. И вот именно ко всему этому и призвал Шуайб (ас) свой народ. Но народ не принял призыва своего пророка.

37. Они сочли его лжецом, и постигло их сотрясение. И наутро оказались они в своем жилье недвижимыми.
Каким образом был погублен народ Мадян подробно было описано в
звук, от которого разорвались сердца Мадян. Затем сильное землетрясение как спелые плоды повергло их на землю и в таком положении в своих жилищах они погибли. Таково было возмездие Аллаха Всевышнего за их грехи и не желание идти по пути веры. Далее следует описание гибели народов Ад и Самуд.

38. И адитов, и самудян... и ясны для вас их жилища. И разукрасил шайтан им их деяния и отвратил их от пути, а были они зрячими.
Известно, что народ Ад проживал на юге Аравийского полуострова близ Хазарал Мавт. Аллах Всевышний погубил этот народ за его греки и нежелание следовать путём веры горячим ветром. Народ Самуд проживал на севере Аравийского полуострова близ места именуемого « Вадий ал–Куро». Аллах уничтожил этот народ одним могущественным криком. Остатки селений народов Ад и Самуд и доныне остаются свидетельствами уничтожения этих народов Всемогущим. Арабы проезжая по этим местам – могли видеть эти наглядные свидетельства сокрушения былого. Было бы совершенно естественно если бы они все это взяли себе в назидание и не повторили ошибок заблудших. Однако так не случилось. И поэтому Достославный Коран в этих аятах напоминает о гибели восставших против воли Аллаха наро-дов. Так, что же послужило причиной гибели народов Ад и Самуд? «И разукрасил Шайтан им их деяния и отвратил их от пути». Итак, они обольстились своими идеями и делами. Они пришли к убеждению , что они идут верным путём и творят дела истинные. Они настолько были очарованны своими идеями, своими установленными законамии делами, что отказались отпукти Аллаха, и отказались от признания истины по их дела прекрасными и зародил им путь к истине. Шайтан показал им их дела прекраснымии заградил им пути к истине. Но ведь: «А были они зрячими!» То есть – ум и воля их ещё были на месте. Используя их им ещё можно было отличить путь Аллаха от пути погибели. Однако столь сильно было их обольщение своими идеями и делами, что они пошли вслед обольщений, а не истины и погибли. Путь же народы всех времен возьмут себе в назидание судьбу народов Ад и Самуд. Не по своим выдуманным идеям, даже виду самым прекрасным, но только по пути указанному Аллахом следует идти им, в противном случае они несомненно погибнут. После сообщения о народах погибших по причине не следования пути Аллаха тема переходит к личностям надменным и превознесенным отрекшимся от признания Его истины

39. И Каруна, И Фирауна, и Хамана... и пришел к ним Муса с ясными знамениями, а они превознеслись на земле и не были опередившими.
Упомянутые в этом аяте Карун, Фираун и Хаман были люди восставшие против Аллаха по причине своих великих богатств и положения в обществе; они выдавали себя за великих, отказывались покорится Аллаху и угнетали других. Они распростроняли по земле неверность и нечестие, угнетали людей, и не покорялись Аллаху, и посредством власти и богатств старались превратить людей в своих рабов. Они были истинные представители породы царей и богачей развратителей и тиранов. Они в этом мире попали под гнев возмездия Господа миров погибли как враги Его. «И Каруна и Фирауна и Хамана» - Мы уничтожили. И так, за что же их уничтожил Аллах? Неужели только за , то что они превысили свою власть и слишком надеялись на богатства? Нет! Не всякая власть и богатства ведут их обладателей к погибели. Можно обладать властью и быть любимым и близким к Аллаху человеком. Точно также можно быть очень богатым человеком и быть любимым близким к Аллаху рабом Его. Дело в другом. «И пришёл к ним Муса с ясными знамениями». Посланник Аллаха Муса (ас) представил Каруну, Фирауну, Хаману ясные знамения Единства Аллаха,
и того, что только Единый Аллах достоин служения и поклонения. Вот после этого эти люди должны были раскаяться и пойти по пути Аллаха: «А они превознеслись на земле» Они восстали против Великого и Славного. Данные им Аллахом власть и богатства обратили против веры Его и прнуждали людей покориться своей воле выдавая себя за великих. Но их замыслы не осуществились: « .. и не были опередившими», они попали под гнев возмездия Его. И куда они могли убежать и можно ли опередить Его? Теперь пусть же оставшиеся после них властители и обладатели богатств возьмут их себя в назидание и не следуют по их смертоносным следам. Пусть они внимают гласу пророков Его и ходят Его путями, а не превозносятся исполнить свою рабскую долю перед Всевышним. Это потому что ни власть самая великая, ни их богатства самые боснасловные и никакие другие возможности не спасут от суда Аллаха Правосудного и Его грозного возмездия!

40. И всех Мы взяли за их грех: на некоторых из них Мы послали вихрь, некоторых постиг вопль, некоторых из них Мы заставили поглотить землю, некоторых Мы потопили. Аллах не был таким, чтобы их тиранить, но они сами себя тиранили!
Все восставшие против Всвышнего, все отвергшие Его знамения и предостережения, составляли ли они всё общество, или представляли только себя ложно, все они соразмерно своим преступлениям – пали под гневом возмездия Его. Относительно этого Аллах Всемогущий и Славный изрек: «И всех Мы взяли за их грех!» Далее Аллах перечисляет свои казни посланные на грешников.
« На некоторых их них Мы послали вихрь…». Такая казнь настигла народ Ад. Вихрь раскалённого ветра принес камни и все было кончено.
«…некоторых постиг вопль,» Народ Самуда уничтожил ужасный крик, от которого у них разорвались сердца.
«Некоторых их них Мы заставили поглотить землю». Так богач Карун был поглощен землей вместе со своим жилищем и всеми богатствами.
«… некоторых Мы потопили». Фараон вместе со своими войском утонул в волнах моря. Это лишь некоторые примеры. История полна множества примеров, когда неверные, лицемеры и восставшие против Аллах, не желающие идти путем Его ,, уже в этой жизни вкусили от погибельной казни. И в день Страшного Суда
им будет присуждена самая жестокая казнь уже на вечные времена. Несомненно, они сами повинны в том, что им досталось такая доля: «Аллах не был таким, чтобы их тиранить, но они сами себя, тиранили!» Во всех этих делах нет никакой тирании Аллаха. Аллах явил в бытие из небытия неверных и лицемеров, и всех прочих непокорных и дал возможность жить, есть, пить, дал им ум и волю. За все это они должны, обязаны были во имя своего же блага, быть благодарным Ему и провести свою жизнь в служении Ему в рамках Его закона. Ведь Аллах не ограничи только вышеперечисленным, но ещё послал к ним пророков, которые объявили им Его волю предложили им путь спасения Его ведующий к счастью в двух мирах. Но они обольщенные своим благополучием надмились над законом Его и отвергали Его путь. Некоторые из них даже провозгласили себя богами вместо Аллаха, и принудили людей жить по их человеческому закону. Да, они последовали своим пристрастиям и посвятили свои жизни их воплощению. Вот таким образом они тиранили сами себя и готовили себе адскую погибель в двух мирах. В следующем аяте Аллах приводит пример то того чему уподобились все эти несчастные.

41. Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали!
Аллах в этом аяте все действия самоуправцев, самозванных богов и рабов и друзей Сатаны уподобляет действиями паука: «Те которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом». Все знают, что из себя представляет дом паука, он представляет собой нечто эфимерное из паутины, но это тоже дом, хотя фактически домом является только на словах. «А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука» Ничему он не может противостоять и не от чего он не защитит. «Если бы они знали!» Все кто избрали себе путь помимо Аллаха, все кто построили себе дом помимо дома предложенного Им, все они живут в доме подобном дому паука, о если бы они это знали! Оставив спасительный мощный дворец Аллаха, они из своих выдумок соткали себе дом паука – о если бы они это знали! Но знают это они или не знают, им все равно. Однако:

42. Поистине, Аллах знает всякую вещь, которую они призывают помимо него, - ведь Он - сильный, мудрый!
Да, Аллах прекрасно знает к кому взывает каждая душа человеская, и чем руководствуется она. «Ведь он Сильный, Мудрый!»
Да, Аллах есть полновластный владыка всего Сущего, он –Мудрый – делающий все совершенно, и дав-ший людям совершенный закон ведущий к спасению

43. Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие.
Да, это очевидно, что притчи Его понимают как надо только люди разумные, понимают и берут себе в назидание. Безумцы вместо того, чтобы вникнуть в суть, уподобляясь язычником Мекки говорят с издевкой: « Господь Мухаммада говорит о каком то пауке и мухе!» Приведший в пример паука и муху Аллах:

44. Сотворил Аллах небеса и землю во истине; поистине, в этом - знамение для верующих!
Каждый разумный и основательный человек прекрасно понимает, что любой пример от Аллаха имеет особое значение, и Он ничего не говорит понапрасну и горе тем кто по безумию своему насмехается над этим примером Его. Далее Аллах подкрепляет своего посланника (сав) ободряя его своим словом, и призывает его твердо следовать стезёй молитв и благочестия не обращая внимание на происки неверных.

45, 46, 47 . Читайте им то, что открыто тебе из писания, и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите! И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся". И так Мы ниспослали тебе книгу, а те, кому Мы даровали книгу, веруют в нее; и из этих есть те, которые веруют в нее; отрицают Наши знамения только неверные!
О посланник: «Читай им то, что от открыто тебе из писания». Донести до людей слова Корана читая его – основное дело призыва Ислама. Но только читать, – конечно же мало, –необходимо ещё всем разъяснить сокровенный смысл божественных слов, чтобы люди поняли и исполнили их практически. «И выстаивай молитву!» То, что здесь переведено – «как выстаивай молитву» на арабском буквально написано: «Поставь молитву прямо» . Таким образом между выстаиванием молитвы и «поставь молитву прямо», то есть «исполни молитву совершенно», –есть разница. Аллах повелевает своему посланнику (сав) не просто выстоять молитву , но исполнить её совершенно. Когда молитва будет выполнена со-вершенно, она: «ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого». Вот из этого мы уже можем вывести какая молитва является истиной, а какая притворной, неискренней. Молитву исполняют многие, но если молитва не удерживает человека от мерзости и неодобряемого, то это молитва не истинная, не искренняя. Если молящийся отстраняется от мерзости и не одобряемого, то стало быть его молитва выполнена истинно.
Имам ибн Жариф Табарий передает от Ал Хасана предание. Изрек посланник Аллаха (ас): «Если читаемая человеком молитва не удерживает его от мерзости и неодобряемого, то своими молитвами человек лишь все более удаляется от Аллаха» Потому что – молитва – это напоминание Аллаха: «А напоминание Аллаха более велико» Нет более высокого дела на земле чем поминание Аллаха. Кто бросает это великое дело – тот достоин любого наказания. Если исполняющий как попало поминание (молитву!) Аллаха человек не удаляется от Него, то кто же ещё может удалятся? «Аллах знает то, что вы творите!» Аллах знающий все, конечно же знает кто исполняет молитвы искренно, а кто притворно, в конце концов Он сам и наделил человека таким качеством как притворство и Ему ли не знать её проявления? Никакое дело не может быть сокрыто от Аллаха. Это неоспоримо. В этом деле, в исполнении молитвы, гравируется кристалл веры, ясно отделяется верный от лицемера. Истинный верующий достойно про-ходит все испытания и совершенно выполняет молитву. Лицемер же просто падает и встает и больше ничего не делает. Вера мусульманина проходит испытание в отношениях с людьми Писания. В этом аяте необходима особая осторожность. ибо и у людей Писания встречаются признаки похожие на признаки мусульман. Они тоже веруют в Аллаха, в пророков, в небесные книги, в день Страшного Суда и в другие признаки небесных религий и других призывают к этому. Они тоже утверждают, что поклоняются Аллаху. Для связи с ними необходимо своя особая подготовка. В следующем аяте Аллах учит мусульманкаким образом им нужно сообщаться с людьми Писания достойно, и совершенно если они не чинят несправедливость. Но давайте сначала выясним, кто они те: «которые несправедливы» Это те из иудеев и христиан которые изменили божественные знания, придали Аллаху Единому сотоварившей и испортили святую чистую идеологию Его.
То есть, это те которые так все извратили , что с ними невозможно вести спор на каком то стоящем,, верном основании, ибо они несправедливы. Но с теми из них , которые не изменили и не извратили божественных знаний, не изменили идеологию веры, с ними можно вести споры по вопросам веры. И им нужно говорить: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспосланно вам» Да, мусульмане во пер-вых исповедуют ниспосланный им Коран, а затем исповедуют – Забур (Псалтырь), – Товрат (Тора) и Инжиль (Евангелие) ниспосланные прежде иудеям и христианам. Аллах в Коране повелевает именно это. Все вышеперечисленные небесные, книги ниспосланны Аллахом. Исповедовать их всех без различия обязанность каждого мусульманина. Если мусульманин исповедуя Коран и другие небесные книги отречется хоть от одной из них –он выпадает из Ислама. «И наш Бог и ваш Бог един…» Истинно, ниспославший Забур и Товрат людям Писания, это Аллах Всевышний. Ниспославший Инжиль христианам – это тоже Аллах Всевышний, и Ниспославший Коран мусульманам – он же самый Аллах Господь миров. Таким образом все небесные книги ниспослал один и тот же Бог Аллах. «Мы Ему предаемся!» То есть, вот мы и есть этому – Единому Богу покорившиеся мусульмане. Вообще, какому бы пророку не исповедовался человек, он исповедуется Аллаху и является мусульманином, к этому необходимо до-бавить: если Его книга не извращена, и идеология веры не испорчена. В таком случае между ним не может быть войны и споров всего другого этому подобного. Потому что Аллах Всевышний от древних времн книгу за книгой посылал Свои священные Писания и воспитывал ими человечество Ниспослав одну книгу, Он определенное время воспитывал ею людей, после того как время этой книги кончилось. Он ниспосылал другую книгу,
отменив первуюи.т.д. Этот аят обращен к посланнику (ас) Аллах говорит ему: «И так Мы ниспослали тебе книгу» То есть – и так как до тебя Мы ниспосылали раньше книги одну за другой, вот Мы ниспосылали тебе Коран. Ты последнее звено в цепи пророков моих и Коран есть продолжение тех книг которые мы ниспосылали раньше. «А те, которым мы даровали книгу, веруют в неё» . То есть те которым мы раньше ниспосылали книгу они исповедуют Коран – это их долг и обязанность, ибо и в их книге это приказано. После ниспослания Корана , все прочие теряют силу, и все люди должны следовать только, руководству кораническому «и из этих есть те, которые веруют в неё». «И из этих» имеются в виду арабы, язычники. Отрицают Наши знамения только неверные! То есть все те которые отрицают аяты Корана и не исповедуют их как божественные, – они все неверные независимо от того люди писания они, или язычники, или кто-нибудь другие. Некоторые христиане и сегодня ещё морочат головы простым мусульманам упирая на значение начала этого аята: «Вот в Коране сказано, что вы и мы –равны и Бог наш один и тот же Бог, разницы ни какой нет так идите же в церковь и изучайте Евангелие. Так говорят они забывая сказать смысл следующего аята. Да, когда мусульмане далеко отходят от знания Корана дело доходит даже до таких бед Итак вывод: - явился Ислам – все остальные религии отклоняются. Вот это абсолютную истину необходимо усвоить всем без исключения. В следующих аяте приводятся разумные доводы в пользу истинности Корана как небесной книги.

48. Ты не читал до него никакого писания и не чертил его своей десницей; иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым.
То есть – о Мухаммад (ас), да Коран ты не читал ни одной книги, ибо ты не умел читать. И это все прекрасно знают, так как ты рос среди них. И также: «и не чертил его своей десницей», ибо ты не умел писать так как не учился тому, и это тоже все прекрасно знают. То, что не умевший читать и писать человек после сорока лет вдруг начал читать и доводить людей смысл книги, – это ли не ясное
знамение, что дело это не простое, ибо знание Корана оно знание не человеческое которое кто то может выдумать и то, что это читает человека не умеющий читать и писать не оставляет никаких сомнений, – что все это дело рук божиих… Все это было украшением и знамением и для самого Мухаммада (ас). «Иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым» То есть, если бы ты умел читать и писать, то сочли бы они Коран – твоей пустой выдумкой, сказав: «он это списал оттуда, или отсюда». Может ли быть Коран написан человеком?

49. Да, это - знамения ясные в груди тех, которым даровано знание; отрицают Наши знамения только тираны!
О нет! Автором Корана не может быть никакой человек» Коран – его аяты: «Это – знамения ясные в груди тех, которым даровано знание» Да, чтобы понять божественность происхождения аятов Коран нужно быть знающим человеком. Людям невежественным это понять невозможно: «Отрицают Наши знамения только тираны!» Да кем ещё может быть отрицающий истину и возлюбвший неправду как не тираном. Только надменный тиран, который белое называет черным, а черное белым, может решиться отрицать Коран как книгу Бога Всевышнего. Этой великой истине ничего не могли противопоставить и враги Мухаммада (ас) - неверные. Только поэтому они стали предъявлять посланнику Аллаха (сав) претензии с другой стороны.

50. Они сказали: "Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!" Скажи: "Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещатель".
Неверные говорят все, что взбредет им в голову, вот они теперь требуют от Мухаммада (ас) знамений. Но демонстрация знамений не обязанность посланника Аллаха (ас) Знамения являет только один Аллах Всевышний и Он их являет когда Ему угодно и сколько Ему угодно. Аллаха(сав) же, он только глашатай Воли Всевышнего и не более и являть знамения неверным ему просто нет никакой необходимости.

51. Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе писание, которое читается им; поистине, в этом - милость и напоминание для народа, который верует!
Почему они требуют явления им знамения, в то время как перед ними высшее вечное знамение Аллаха Его слово Славный Коран?! Какое ещё может быть знамение более чем чудный Коран? «Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе Писание, которое читается им?» Должно было быть довольным, ибо в конце концов, каждый аят сам по себе знамение! По причине аятов Корана они ведь могут пребывать на прямой связи с Аллахом.
«Поистине, в этом – милость и напоминание для народа, который верует!» Да, чтобы воспользоваться милостью Корана у человека как минимум должна быть вера, и чтобы воспользоваться назиданиями Корана, так же необходима вера. Если даже перед неверными стояло бы очевидное чудо, они все равно будут говорить: «если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!» О Мухаммад, таким лю-дям:

52. Скажи: "Довольно Аллаха свидетелем между мной и вами. Он знает то, что в небесах и на земле, а те, которые уверовали в ложь и не веруют в Аллаха, - они остались в убытке".
О Мухаммад, не теряй время на бесполезные споры неверными, приведи им свидетельство которое невозможно отвергнуть. Поставь Меня в свидетели между мной и ими. Аллах сам будет свидетелем того кто есть кто. Аллах сам будет свидетельствовать, что я был Его посланником и Он ниспослал мне Коран. И Он же будет свидетельствовать, что вы были неверными – людьми лжи, ибо: «Он знает то, что в небесах и на земле», нет ничего сокрытого от Него во вселенной, и Он лучше всех знает кто есть я и кто есть вы. О неверные знайте: «а те , которые уверовали в ложь и не веруют в Аллаха, - они оста-лись в убытке», они, а никто-нибудь другой, и притом в убытке всестороннем. Во 1-ых они потерпяют убыток уже в этом мире, а то, что они потеряют убыток, ничем не описуемый и страшный в будущем – гарантирует Всемогущий. Всем известно, еще никто отрекшись от Аллаха и уверовав в ложь не нашел никакой пользы.

53. Они торопят тебя с наказанием, и если бы не назначенный предел, то пришло бы к ним наказание, и придет оно к ним внезапно, когда они и не знают.
О Мухаммад, (ас) неверные просят тебя ускорить казнь которую ты им предрекаешь. Они этим хотят обезаружить тебя и выставить тебя на посмешище. Но они не понимают того, что в том, что казнь задерживается – есть мудрость, ибо Аллах все делает на своей совершенной мудрости. Одно из мудростей есть, то, что Аллах оставляет в покое неверных до тех пор пока они в своей неверности не перейдут некий предел, и тогда казнь совершится. Другая мудрость есть то, что всё есть испытание верующих. Ко-гда они пройдут эти испытания, их вера станет ещё крепче. Те же которые не выдержат этих испытаний, они сами по себ покинут ряды мусульман.
Ещё одна мудрость в задержке казни заключается в том, что часть неверных ещё может уверовать, или то, что от них ещё могут родится верующие дети. Вот этих сторон задержки казни не могут понять неверные и : «Они торопят тебя с наказанием» хотя казнь придет и без их спешки. «…и если бы не назначенный предел, то пришло бы к ним наказание». Потому что Аллах совершающий все по своей мудрости уже написал день и час смерти всех их. Когда срок придет, придёт и казнь Таким образом отсутствие пока, наказания, ни есть знак, что она совсем не придёт. Они получат её вдруг, пребывая в полной беспечности.

54. Они торопят тебя с наказанием, а, поистине, геенна окружает неверных.
Положение неверных удивительно. Они торопят пророка с обещанным наказанием не подозревая, что геенна огненная окружает их со всех сторон. Само пребывание в неверности есть – наказание, а то, что неверные войдут в огонь адский, – нет ни малейшего сомнения. И ещё они просят ускорить наказание в то время как оно предопределено очевидно. Несомненно придет день:

55. В тот день, когда постигнет их наказание сверху и из-под ног, и скажет Он: "Вкусите то, что вы творили!"
Наказание с которым торопят неверные посланникаАллаха (сав) поразит их в день Страшного Суда. «В тот же день , когда постигнет наказание сверху и из – под ног», В тот день наказание будет наступать со всех сторон тотально, не останется ни одной стороны откуда оно бы не наступало. И вот тогда им: «и скажет он: «Вкусите то, что вы творили!» Это будет наказание несомненное, очевидное, пусть же неверные не торопятся с ней, за все зло, что они причинили верующим, они получат сполна. Верующим же которые выдержали все беды и лишения от неверных Аллах скажет:

56. О рабы Мои, которые уверовали! Земля Моя обширна, и Мне вы поклоняетесь.
Аллах Всевышний мусульманам которые ради веры Аллаха, ради религии терпят всевозможные лишения говорит прекрасные для них слова: « О рабы мои, которые уверовали!» То что Аллах назвал их «О которых уверовали, само по себе есть великое счастье. А то что Он назвал их: «О рабы Мои», это тоже весть великая, воодушевляющая.« «Земля Моя обширна», и в этом выражении есть ободрение для му-сульман.. «Вы мои рабы и земля Моя обширна», то есть, если неверные в каком то месте не дают вам покоя, подвергая все мучениям, то ведь вы можете жить в другом месте свободно. «И Мне вы поклоняйтесь!» Не важно где вы проживаете, лишь бы вы имели возможность поклоняться Мне. Где можете, та земля и хороша! В этом аяте присутствует призыв мусульманам терпящим от неверных лишения по-кинуть Мекку и переселиться в другое место. После переселения первых мухаджиров,– неверные стали преграждать путь другим верующим задумавшим выехать, и даже задумали их убить, и таким образом, к тревогам и переживаниям о том, что приходится покидать нажитые места – родину, всех близких и знакомых прибавилось ещё опасение за сохранность самой жизни. Вот по этой причине и сказал Аллах:

57. Всякая душа вкусит смерть; потом к нам вы будете возвращены.
Смерть – истина неопровержимая. Каждый живой человек должен умереть, ибо сбежать от смерти невозможно. Но есть разница между смертями – одно умереть в вере, и диаметрально противоположное – умереть неверным. Не выдержав испытаний – умереть отступником третье, и четвертое умереть лицемером. Пятое – умереть будучи гонителем и притеснителем веры Аллаха и верующих. И шестое умереть подвижничия на пути Аллаха во время переселения ради веры, –совершенно другое. Но если смерть так или иначе неизбежна, то не страшась угроз неверных переселяйтесь без страха.

58, 59. А те, которые уверовали и творили благое, - Мы поселим их в раю, в горницах, где внизу текут реки, - вечно пребывая там. Прекрасна награда делающих, которые терпели и на Господа своего полагались.
И так, тем истинно верующим которые уверовали не только на языке но и в делах своих неизменно творили благое, Аллах обещает райские жилища на вечные времена, жилища под которым будут течь полноводные реки. Это будет величайшая победа верующих которые были терпеливы в испытаниях, тверды в убеждениях и уповали во всех делах только на Всемогущего и Славного! Во истину, о как: «Прекрасна награда делающих» уповавших на Всесильного! Несомненно, для переселяющихся на пути Аллаха, кроме опасения за свою жизнь, кроме потери родины, близких и родных, есть еще много других забот и трудностей . Например – ежедневное питание в пути по пустыне , всякий выступающий в путь озобачивается этой неизменной потребностью всякого живого человека. В следующем аяте Аллах затрагивает эту насущную тему.

60. Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, - Аллах питает их и вас. Он - слышащий, знающий!
Действительно, если подумать, сколько животных кроме того как наступит во время поесть, о пище нисколько не заботится. И даже, чтобы поесть нисколько не старается, и собой пищу не носит, и не собирает. Когда надо поесть – только ест и все. И никогда не остается без пищи и не умирает от голода, но только ходит и есть. Только человек делает запасы пищи- это стало его законом. Далекие от учения Бога люди считают жизнь – борьбой за пищу, борьбой за существование. Они думают, что они сами –добывают пищу, но на самом деле, если смотреть корень дела то: «Аллах питает их и вас». Таким образом и животных и людей питает только Аллах. Поэтому оправдываясь проблемой пропитания нельзя отрешатся от джихада на пути Аллаха, отрешаться от переселения ради веры Его. Несомненно, Великий Питатель мира напитает и тех кто ради Него бросил родину и все остальное мирское и переселился. «Он – Слышащий, Знающий!» и хорошо слышит и знает все их разговоры и проблемы. В следующих аятах представляются неразумные, противоречивые представления неверных.

61. А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю и подчинил солнце и луну?" - они, конечно, скажут: "Аллах". До чего же они обольщены!
Когда язычников спрашивали: «Кто сотворил небеса и землю – они отвечали –Аллах!» Точно также когда их спрашивали: «кто покорил солнце и луну – они отвечали – Аллах!» Да, так они отвечают и в то же время безумствуют служа идолам. Где здесь элементарная логика?! Знать, что небеса и землю сотворил только Аллах и Он подчинил себе солнце и луну, и поклоняться идолам?! Вот почему в конце аята говориться: «Да чего же они обольщены!» И действительно, оставив Господа миров, на что они надеются?

62. Аллах уширяет удел, кому пожелает из Своих рабов, и размеряет силу. Поистине, Аллах сведущ о всякой вещи!
В этом мире, несомненно, всех и вся питает только Аллах, Всевышний. Кому Он хочет подаёт пищу в избытке, кому хочет – в недостатке, и никто не может это изменить. «Поистине Аллах Сведущ о всякой вещи!» И Он лучше всех знает кому расширить пределы питания, а кому сузить.

63. А если ты их спросишь: "Кто низвел с небес воду и оживил ею землю после ее смерти?" - они, конечно, скажут: "Аллах". Скажи: "Хвала Аллаху!" Но большая часть их не разумеет!
Если у язычников спросить кто низводит в неба воду и кто этой водой оживляет мертвую землю – они ответят Аллах! А сами в то же время поклоняются мертвым деревянным и каменным идолам -изделиям рук человеческих! Аллах советует посланнику (ас) на этот их ответ сказать: «Хвала Аллаху!» потому что они верно понимают это дело, но поступают вопреки пониманию: «Но большая часть их не разумеет!» Если бы они разумели то, что они признали языками, они подтвердили бы и делом и поклонялись Аллаху, а не идолам.

64. И здешняя близкая жизнь - только забава и игра, а обиталище последнее - оно жизнь, если бы они это знали!
Если бы люди позабыв Бога жили только этой жизнью, то вся жизнь превратилась бы в сплошные, вольные смех и игры. Но так как эта жизнь проходяща, для восхождения в жизнь грядущую необходимо приготовить лестницу: «а обиталище последнее – оно жизнь, если бы вы это знали!» Потому что оно не временное, но вечное и сполна вечности - соответственное. Однако язычники не постигнув эту фундаментальную сверхистину, – предались этой временной жизни.

65. И когда они едут в судне, то призывает Аллаха, очищая пред Ним веру. а когда Он спас их на сушу, - вот они придают Ему сотоварищей,
И этот аят указывает на полную несуразность и противоречивость поведения неверных и язычников.: «И когда они едут на судне, то призывают Аллаха, очищая пред ним веру». Выйдя на судне в море они страшатся утонуть и искренно молятся Единному Аллаху прося себе безопасности. Обратится за помо-щью к другим им и в голову не приходит.
«А когда Он спас их на сушу, вот они придают Ему сотоварищей».
Едва только Аллах спасет язычников от опасностей моря и выводит их к безопасности на сушу как они тут же, немедля, начинают исповедовать вместе с Ним каких то сотоварищей Ему. Они уже позабыли как со всем недавно будучи среди грозных морских волн они умоляли Его Единого спасти их. Вот таким образом они многобожием благодарят Аллаха, за его благодеяния.

66. чтобы не верить в то, что Мы им дали. Пусть же они наслаждаются, потом они узнают!
После того как они отреклись от пути спасения Аллаха пусть они делают, что хотят, пусть придают Ему сотоварищей. Пусть радуются своим богатством в этом мире, что из этого выйдет они скоро узнают.

67. Разве они не видели, что Мы устроили харам безопасным, а люди кругом их выхватываются? Неужели в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?
Жители Мекки по почитанию всеми арабами Кабы проживали в безопасности. Никто их не трогал и не покушался на них, – почитали Кабу, – почитали и жителей Мекки. За пределами же Мекки – творился разбой, кого хотели убивали, что хотели отбирали! Жители Мекки не взирая на столь великое благодеяние Аллаха к ним так и не стали верующими и благородарными. И более того, как будто этого ещё не хватало, они ещё стали самыми ярыми и лютыми врагами Ислама и мусульман! Вот поэтому в конце аята и задается вопрос: «неужели в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?» Но они не удовольствовавшись этим, ещё предали Аллаху сотоварищей! То есть за блага Его платят неверием!

68. Кто более несправедлив, чем тот, кто изобрел против Аллаха ложь или считал ложью истину, когда она пришла? Разве не в геенне пребывание неверных?
Ну конечно же говорящий на Аллаха ложь, придающий Ему сотоварищей, и считающей за ложь истину к нему пришедшую, - есть самый несправедливый человек в мире! Поэтому в геенне место пребывания неверных своему Творцу.

69. А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!
Тех которые так или иначе трудятся и сражаются на путях за веру Аллаха, - Он поведует их путем спасения прямым. Творящих благое
Он не покидает и пребывает с ним. Вот об этом всегда должны помнить все верующие!