31 ЛУКМАН

Ниспослана в Мекке - 34 аята

Эта сура потому получила такое наименование, что в ней приведен рассказ о мудреце Лукмане. В этой мекканской суре в основном разбираются вопросы идеологии. В частности о единстве Аллаха, о пророках и пророчествах , и восстании всех мертвых в день Страшного Суда. Разными приемами показываются и разъясняются погибельные ошибки язычников в этих вопросах. Обращается внимание на правила хорошего тона в религии, и это очевидно бросается в глаза в назидании Хазрата Лукмана своему сыну. В мекканских сурах обращается внимание не только на важность произнесения слов: «Нет Бога кроме Аллаха!», но и на манеры поведения людей которые произнеся это символ веры подтверждают его сердцем. То есть обращается внимание на всеоблемлющую важность приличия, поведения человека. Начинается сура Лукман с представления знамений и доводов вечной премудрой книги Корана. В начале следуют буквы: алиф, лям, лим, указывающих на то, эта книга и эта сура описаны в этих и подобных им буквах и это есть знамение от Всевышнего. Указываются и другие достоинства. Затем следует представление единства Аллаха как такового, неизменного. В свете этого следует призыв к человеку обратить внимание на великие знамения всемогущества Аллаха: на небеса, землю, луну, день, ночь, горы, море, растительный мир, и многое другое, и принять назидание веры во имя своего же спасения. После описания знамений природы вопиющих о Творце, далее речь заходит о чудесах Аллаха присутствующих в самом человеке. Приводится наставление Хакима Лукмана своему сыну. В этом наставлении центральное место занимает вопрос погибельности многобожия. Хаким Лукман начинает свое наставление с объяснения, что язычество – многобожие – есть величайшее зло и деяние неправое и путь верной погибели. Следует объяснение, что вопросы веры, религии и его идологии превалируют над правами кровного родства и занимают ведущее значение. Вместе с тем, обращается внимание на то, что верующему всегда надо быть готовым ко всем бедам, лишениям, тревогам и заботам на путях Аллаха, без которых не бывает жизни человека. Затем вопрос идеологии рассматривается в свете отношения небес и земли и благ на них по отношению к человеку. Уж если Аллах сотворил небеса и землю ради человека, то человеку нужно быть благодарным Ему. Благодарность же человека Богу выражается в исповедании Его и служении Ему. Завершается сура еще одним призывом к человеку обратить внимание на явления дни и ночи, солнца и луны глазами назидания сделать выводы о безмерном могуществе Бога Всевышнего о Его Единстве.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1, 2. Алиф лам мим. Это - знамения книги мудрой
Читаемые вам слова – знамения книги мудрой Достославного Корана. Здесь вечное знамение Аллаха славный Коран представляется – книгой мудрой. И воистину от начала до конца книга эта - свет мудрости. Всякий обратившийся к Корану – обретёт мудрость и может воспользоваться им. Кто же не воспользуется – Кораном, тот не обретет мудрости ведущей на путь вечного спасения. И то, что эта сура начинается с представления Корана как божественной книги премудрости Его, – само по себе так же мудрость. Ибо в ней упоминается и Мудрец Лукман. В целом от начала суры и до самого конца уделяется особое внимание вопросам мудрости. В следующих аятах говорится, что Славный Коран есть руководство для благодеющих

3, 4. как руководство и милость для творящих добро, которые выстаивают молитву и дают очистительную подать, они - те, которые веруют в будущую жизнь.
На самом деле благородный Коран есть величайшее наставления для всего человечество в целом. Это подтверждается и в других аятах. Однако по этому аяту только обладатели достоинств упомянутых в этих аятах в полную меру могут воспользоваться Кораном как руководством и милостью Аллаха. «Творящие добро» это те которые с чистыми намерениями обращаются к Аллаху и благоверно творят свои дела. Имам Бухари и Имам Муслим предают предание. Изрёк посланник Аллаха Мухаммад (асв): «Благодеяние это – молиться Аллаху так как будто ты видишь Его. И если ты даже Его не видишь, то ведь Он видит тебя». Аят напоминает творящим добро, что они должны выстаивать молитву, и платить закят и убежденно веровать в день последний. Поистине, все это необходимо исполнять каждому мусульманину! Ибо только благодеющие, облагороженные такими достоинствами могут в полную меру воспользоваться руководством и милостью изложенными в Коране.

5. Они на прямом пути от их Господа, они - получившие успех.
Исполнившие молитву, заплатившие закят, и твердо верующие в день последний, полно воспользовавшиеся Кораном, – они под руководством Аллаха, они те, - которые обретут спасения в двух мирах

6. Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они - те, для которых унизительное наказание.
В противовес описанным людям творящим добро, есть люди совершенно противоположные. Они не приняв мудрый и славный Коран, отвергнув даром данную от Аллаха программу счастья и спасения в двух мирах, носят какую то ничтожную книжонку слов человеческих. Да и, чтобы преобрести эту книжонку погибели они расходуют свое богатство, и свои возможности. Зачем, по какой причине, по такой дорогой цене они приобретают столь ничтожную вещь? «Чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания?» Да, для того, чтобы поиздеваться над путем спасения Аллаха они покупают забавную, грязную книгу: «Они – те, для которых унизительное наказание». В следующих аятах представлены и другие «достоинства» этих распутников:

7. А когда читают ему Наши знамения, он отворачивается горделиво, как будто бы и не слыхал, как будто бы в ушах у него глухота. Обрадуй же его мучительным наказанием!
Когда этому распутнику растрачивающему свои средства на ничтожные книжонки читаются знамения Корана: «Он отворачивается горделиво». И держит себя так как будто он ничего не слышал: «Как будто бы в ушах у него глухота». Да, такой человек достоин наказания. «Обрадуй же его мучительным наказанием». В шестом аяте написано: «Унизительным наказанием», в седьмом же написано: «Мучительным наказанием», все это знаки того, что этим преступниками будет применено много видов наказаний. И когда этот купивший распутную книгу и отвернувшийся от знамений Аллаха будет мучим возможными мучениями:

8, 9. Поистине, те, которые уверовали и творили благое, - им - сады благодати, - для вечного пребывания там по обещанию Аллаха истинному. Он - великий, мудрый!
Если мы обратим внимание на то, что когда речь заходит о райских наградах, то обязательно упоминаются вера и благие дела. Отсюда можно сделать вывод, что благие дела есть неотъемлемая часть всякой истинной веры. Да, чтобы обрести райские награды необходимы и вера и благие дела. Вошедшие в райские чертоги счастливцы войдут туда не на какое то ограниченное время, а навсегда! Это – не просто слова человека, а обещание Аллаха Всевышнего! «По обещанию Аллаха истинному», то есть это обязательно осуществится! Неосуществленным никак не останется. Поэтому люди должны без лицемерия твердо исповедовать веру и творить дела благочестия. Аллах обещанное исполнит, ибо: «Он – Великий, Мудрый!» Аллах Мощен сделать все, что угодно, Он всё делает по своей мудрости. Это истину можно познать из примеров следующих аятов:

10, 11. Он сотворил небеса без опоры, которую бы вы видели, и бросил на землю прочно стоящие, чтобы она не колебалась с вами, и рассеял там всяких животных, и низвели Мы с неба воду и взрастили на ней всякую благородную пару. Это - творение Аллаха. Покажите же Мне, что создали те, которые помимо Него. Да, неправедные - в явном заблуждении!
В этом достославном аяте привлекается внимание человека к объектам которые постоянно находятся перед его глазами, но он не обращает на них внимание как на знамения божественной мощи и мудрости Всевышнего: «Он сотворил небеса без опоры которую бы вы видели…., действительно человек постоянно видит над головой купол неба. Человек все высокие построения видит обязательно имеющими опоры. Но самое высокое, что видит человек над своей головой – небо, – он видит стоящим без опор. Да, воздвигнуть без опор этот необъятный купол неба, да ещё в таком изумительном виде – дело рук истинно Могущественнейшего и Мудрейшего. Он ещё: «Бросил на землю прочно стоящие, чтобы она не колебалась». Человек понимает горы как символы величия, в аяте же говорится, что горы поставлены, чтобы земля не колебалась. Однако о горах в аяте сказано не поставил, а: «…Бросил…». Это тонкий момент указывающий на безмерную мощь Аллаха. О этих громадных, возвышающихся до высочайших облаков горах, символов величия сказано как о чем то ничтожном:» «Бросил на землю!» То, что тяжелые горы сохраняют равновесие земных пластов придавая им устойчивость наукой открытой недавно. Истину которую возвестил Аллах 15 веков назад – люди констатировали только теперь. Так кто может сотворить величественные горы кроме Единого и Великого? «И рассеял там всяких животных». О сколько было на свете животных тварей и сколько их сейчас! Человек знает их не всех. Если даже он внимательными глазами рассмотрит их, то в каждом найдет неоспоримые знамения сотворения их Величайшим, Мудрейшим! Осознавший это человек не может не признать мудрости величия своего Творца и приклониться пред ним. «И низвели Мы с неба воду и возрастили на ней всякую, благородную пару». Благородную – значит полезную. «… благородную пару» То что растения размножаются парно Аллах указал в своей книге 15 веков назад, а наука биология это узнала совсем недавно. Лишь недавно было доказано, что в каждом растении есть мужские и женские клетки и последнее только после оплодотворения ее мужскими клетками дает плод. Не очевидно ли в этом наличие мощного знамения Всевышнего? Все творения перечисленные в предыдущем аяте сотворил Господь миров Аллах. Он их сотворил по своему божественному могуществу, потому что Он Бог Всевышний. О язычники, не вы ли утверждаете, что есть другие боги?! Если они действительно боги, то покажите, что сотворили они! «Да, неправедные в явном заблуждении!» Нет, конечно же, их мертвые идолы ничего не сотворили, и язычники в очевидном заблуждении, о том, что язычники в явном заблуждении и далеки от истины в последующих аятах сообщается устами Хакима Лукмана.

12. Мы еще раньше даровали Лукману мудрость: "Благодари Аллаха! Кто благодарит, тот благодарит для самого себя, а кто неблагодарен... Поистине, Аллаха - богат, славен!"
Мудрость это то, чем можно все установить на свое место. Поэтому всякое верное слово и верное дело, называется мудрым. В этом аяте Аллах сообщает, что Он даровал хазрату Лукману мудрость. По этой причине к имени этого человека навеки приставленна добавка: – Мудрый. Некоторые люди это мудрого человека считают пророком. Однако большинство ученых и в частности толкователи утверждают Лукман не был пророком, но был мудрецом. Это еще и потому что в Коране при перечислении пророков имя Хазрата Хакима Лукмана не упоминается. И посланник Аллаха Мухаммад(асв) никогда не говорил, что Хазрат Хаким Лукман является пророком.
«Благодари Аллаха!» Арабское слово «щукр» означает – благодарить. Благодарить – значит угодить тому кто ниспослал благо. Возносить благодарность Аллаху – это выразить признательность Ему за Его блага (Его благам нет счета!) и на верном пути использовать данные им блага. Для этого необходимо принять веру Его и жить служа Ему как Он научил через своего пророка: «Кто благодарит, тот благодарит для себя». Кто исповедует веру Аллаха и служит Ему тот верует и служит только ради своей пользы. Обретет счастье в двух мирах. «А кто неблагодарен…, поистине Аллах – Богат, Славен!» Неблагодарный наносит вред только себе и более никому. И тем более Аллаху! Аллах ни в чем ни нуждается! И тем более в благодарностях своих рабов. Точно также Аллах нисколько не нуждается в восхвалении и в превознесении, ибо Он сам по себе, Всебогат и Всеславен!

13. Вот сказал Лукман своему сыну, увещая его: "О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие - великая несправедливость".
Обязанность отца наставлять и назидать своих детей. И тем более громадна ответственность отца научить детей религии, вере, служении Аллаху, научить отличать прямой путь от пути кривого. По мудрости дарованной Аллахом Хаким Лукман выполняя свою отцовскую обязанность наставлял сына своего: «О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей» Вот наставление которое должен делать каждый отец своему дитю! Потому что этот вопрос в древности и теперь – самый важный! Вот и Хаким Лукман в свое время делал такое важное наставление своему сыну. Посланнику Аллаха Мухаммаду(асв) когда ниспосылались эти аяты было сделано такое же назидание. И после этого это назидания постоянно повторялось. Но Хаким Лукман не удовлетворился только предупреждением не творить Богу соучастников. Но он объяснил, что это такое. «Ведь многобожие – великая несправедливость». Да более тяжёлой и опасной несправедливости на свете не бывает! Потому что этот грех великое преступление перед Господом миров Единым Аллахом, Творцом всего сущего. Все люди на земле должны были исповедовать только Единого Аллаха и служить только Ему. Однако многие люди именно в этом отношении совершают несправедливость по отношению к Аллаху, – исповедуют Ему соучастников, и даже из числа животных. Как бы логическим продолжением этого аята в следующем аяте даётся разъяснения какими должны быть взаимоотношения между детьми и родителями.

14. И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его - в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение.
В благородном Коране постоянно напоминается, что дети должны уважать и почитать своих родителей – по Исламу права родителей перед детьми чрезвычайно высоки. Аяты на эту тему в необходимых местах были изучены и ещё будут изучаться. Вот в этом аяте разъясняется, что почитать детям родителей – повеление Аллаха: «И завещали Мы человеку его родителей». Как понимают многие, назидание это не совет на выбор но прямое повеление Аллаха. Прежде чем объяснить в чём состоит это повеление, приводится причина почтительного отношения родителям: «Мать носит его со слабостью,
поверх слабости», то есть мать во время беременности носит его во чреве своем будучи слабой. И эти слабости чем далее, тем более возрастают и это продолжается пока беременная не разрешится от своего бремени.
«Отлучение его – в два года». То есть после того всё болееи более слабея женщина наконец, родит, она ещё два года кормит ребёнка грудью.
Учённые алимы - закон, что мать должна выкармливать ребенка два года вывели из этого аята. Если ребенок до двух лет будет выкармливаться кормилицей – появится молочное родство. Это родство освящается соответственными законами Ислама. Так кормилица – станет молочной матерью; муж кормилицы - отцом, дети кормилицы – молочными братьями и сестрами. Все запрещенное в бракосочетании между родственниками – будет полностью относится и к ним. Вывод: беременная во время беременности и затем мать во время кормления ребенка грудью - несут большие тяготы. Поэтому права матери перед ребенком больше чем права отца. Далее в аяте раскрывается смысл назидания: «Благодари Меня и твоих родителей» о сын человеческий! Во первых: - будь благодарен Мне твоему Творцу, а потом будь благодарен – родителям которые родили тебя и вскормили, это твоя первая обязанность.
«…ко мне возвращение»,- запомни: когда ты ко мне вернешься, - Я дам тебе книгу расчета твоего жизненного пути

15. А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им. Сопровождай их в этом мире в добре и следуй по пути тех, кто обратился ко Мне. Потом ко Мне ваше возвращение, и Я сообщу вам о том, что вы совершали.
Да, велики права родителей над детьми! Сколько бы дети не угождали им – все равно этого будет мало. Но права Аллаха еще выше, ибо если родители были причиной рождения и вскармливания и воспитания ребенка, то Аллах Всевышний его истинный Творец и Питатель. Если бы не Он, не было бы ничего этого, - поэтому права Аллаха выше прав родителей. И это зафиксировано в словах: «А если они будут усердствовать, что бы ты придал меня в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им!» Если родители унижая свое достоинство не будут подобно Хакиму Лукману отвращать дитя от многобожия, но будут принуждать его исповедовать Ему богов соучастников, то дитя имеет права не покорятбся им. Уже было сказано, что в этом вопросе: если уж ребенок имеет право не покорятся родителям, то тем более он имеет право не покорятся всем прочим. Он не должен им покоряться не только в вопросах исповедания Аллаху соучастников, но и во всех вопросах восстания и бунта против Него. Изрек посланник Аллаха (асв): «Во всех вопросах сопротивление Аллаху – покорность Аллаху, но никак ни тварям Его!» Однако это не означает, что дитя должно и во всех других вопросах отвергать родителей: «Сопровождай их в этом мире в добре». Если даже мусульманин не следует неверным родителям в религии, он обязан помогать им во всех делах добра и помогать им в разрешении их жизненных проблем. Во времена когда еще не был ниспослан этот достославный аят, посланник Аллаха Мухаммад (асв) своим сподвижником подобным Саъд ибн Абу Ваккасу и Саъд Ибн Малику родители которых были язычники, повелел почитать родителей и делать им добро. Далее в аяте говорится: «…и следуй по пути тех, кто обратился ко мне». «То есть: - следуй только по следам верующих мусульман идущих моим путем.
«Потом ко Мне ваше возвращение». И более ни к кому.
«И Я сообщу вам о том, что вы совершали», и каждый из вас получит воздаяние по своим делам – добром за добро, злом за зло. После этих аятов в которых назидания Аллаха, вновь следуют аяты с наставлением Хаким Лукмана к сыну:

16. "О сынок мой! Если это будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле, - Аллах выведет его. Поистине, Аллах мудр и сведущ!
В этом аяте сообщается до какой степени точности и пунктуальности в день Страшного Суда будет произведен отчет людям о их жизни. Это разъяснение происходит в наставлении Хаким Лукмана сыну. По этому аяту даже самое ничтожное дело весом с горчичное зерно будет непременно положено на весы. Всеизвестно: горчичное зерно очень и очень маленькое, настолько маленькое, что даже его трудно взять в руку. Однако в день Страшного Суда даже такое маленькое как горчичное зерно дело, затерявшееся невесть где, будет обязательно найдено и положено Аллахом на весы расчета. Поистине, Аллах Мудр, и Сведущ! Аллах по своей мудрости знает и про мельчайшую вещь и по своему всеведению осведомлен по мельчайших делах. Поэтому человеку негоже быть беспечным, но необходимо вести себя соответственно тому, что Аллах знает о всяком его самом ничтожном деле и в конечном итоге положит его на весы. Хазрат Хаким Лукман после того как сделал внушение сыну относительно греха многобожия и точности божественного суда в день окончательного расчета, поручает ему делать делать благие дела которые должен делать всякий надеющийся угодить Аллаху верующий

17. О сынок мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, - ведь это из твердости в делах.
Итак, каждый верующий должен делать следующие дела: «О сынок мой! Выстаивай молитву».
Да и что можно сделать без молитвы? Из всех деяний верующего которые ему необходимо делать одной из первых упоминается именно молитва. Изрек посланник Аллаха (асв) «Молитва – столп религии!» Да, без столпа, фундамента, как не старайся ни на одно здание не строится. Молитва это одно из знамений веры произнесенное языком и подтверждёное сердцем. Исполнивший совершенно молитву мусульманин должен призывать к благому и удерживать от запретного: «…побуждай к благому, удерживай о запретного».
И это деяние как и молитва, прямая обязанность всякого верующего, надеющегося угодить Господу Миров в деньСтрашного Суда. Хочет он этого или не хочет, он обязан это делать всю жизнь! Конечно это дело непростое – по величию этого дела – и величие его тяжести и испытаний. Не всем нравится человек занимающийся побуждением к благому и удерживанием от запретного. Он будет почти, постоянно встречать недовольство окружающих. Он будет терпеть обиды от них, в таком случае ему придется следовать совету: «Терпи то, что тебя постигло». Если не будешь терпеть – дело не подвинется. Сподвижник посланника(сав) Умайр ибн Хабиб наставляя сына говорил ему: «Если кто из вас задумает побуждать к благому и удерживать от запретного, – готовься к и живи надеждами на награду Аллаха, ибо только живущий надеждами на награды Аллаха, сможет нанести груз враждебности который падет на него».
«… ведь это от твердости в делах».
Все выше упомянутые дела могут быть совершены только от твердости в делах, а для твердости нужно терпение и вера.

18. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых!
То что в этом аяте переведено как: «Не криви свою щеку» обозначено словом «тусаир», тусаир – это болезнь встречающаяся у верблюдов, заключающаяся в том, что больной верблюд постоянно поднимает голову снизу вверх поворачивая ее в сторону. Вот в этом аяте гордые, надменные, дерущие к верху нос люди уподоблены таким больным верблюдам. Для мусульманина превозноситься над другими, считать их низкими - очень дурная болезнь. Мусульманину даже в походке и в просто стоянии нужно беречься и остерегаться от надмения и превознесения.
«И не ходи по земле горделиво».
Это отвратительно и постыдно, люди более всего не переносят этого, и самое важное: «Поистине Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых!»
От Абдуллоха Ибн Умара передается. Изрек посланник Аллаха (асв): «У кого в сердце будет хоть пылинка надмения – того Аллах низвергнет вниз лицом в преисподню!» От Ибн Абу Лайла передается, что изрек посланник Аллаха: «Кто будет щеголять надмеваясь своей яркой одеждой – на того Аллах не взглянет».

19. И соразмеряй свою походку и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов - конечно, голос ослов".
То есть в походке будь скромен. Не ходи вызывающе, надуваясь и превозносясь, и не ходи как великий, но и не ходи как униженный и прибитый.
«… И понижай свой голос», не кричи, говори спокойно кричат люди худого нрава. Знают:
«Ведь самый не приятный из голосов – конечно, голос ослов». Как известно, осел периодически кричит во весь свой трубный голос заглушая все и вся. Уподобление
безпричинно вопиющего голоса человека – голосу осла – само по себе симптоматично и достаточно для разумного человека. Тем более в аяте констатируется, что самый
неприятный голос, это – голос осла. Наилучшим примером того как нужно ходить и как нужно стоять мусульманину является пример посланника Аллаха Мухаммада(асв), он ходил твердо, прямо ставя ноги и говорил мягко, не возвышая голоса. На этом завершается наставления Хаким Лукмана своему сыну. В последующих аятах Аллах напоминаето своих благахниспосланных тварям в частности – людям, и призывает их увидеть их и воздать за них благодарность Ему.

20. Разве вы не видели, что Аллах подчинил вам то, что в небесах и на земле, и пролил вам милость явную и тайную? И среди людей есть такой, который препирается относительно Аллаха без всякого знания и руководительства и просвещающего писания.
Аллах все, что на небесах безвозмездно и подчинил человеку служебными силами. Все небесное – воздух, солнце, луна, звезды, дожди, снега, птицы – безвозмездно служит потребностям человека, и человек о многих из них даже не сознает и не подозревает. Если бы за одну из этих служебных сил была востребована оплата, ну например, за солнечный свет, – то человек сразу бы оценил в полную меру цену этих бесплатных благодеяний Аллаха ему. Оценил бы всю громадность и всю невозможность – ему человеку установить их самому. Аллах не стал требовать оплату за предоставленную им даром природу. Но послал пророков и через них призвал людей обратить внимание на разумность устройство мира и воздать благодарность Ему Господу Миров. Кроме того Аллах ниспослал свои небесные книги в коих так же напомнил людям о служебных силах природы подчиненных им человеку ко благу его. И вот последняя книга Аллаха Коран призывает человека воздать должную благодарность Ему Аллаху, Творцу и Благодетелю его. Точно так же все, что на земле и живое и мертвое - Аллах покорил человеку, чтобы он пользовался ими безвозмездно. И на самом деле и земля и вся растительность и все твари на ней и все остальное – суть служебные силы указывающие на Аллаха как Творца и Подателя их человеку, Всего и не перечислить.
«Разве вы не видели, что Аллах подчинил вам то, что в небесах и на земле, и пролил вам милость явную и тайную?»
Воистину всех благодеяний Бога Творца человеку перечислить невозможно – слишком их много, – это вся природа и внешняя и внутренняя ! Часть из них люди знают и ощущают. Часть не знают и не ощущают. Истинно исключительно благодеяниями Аллаха живет человек и ими он существуют. И поэтому для своего же блага, ему надо уверовать в своего Творца и служить Ему по достоинству Его. Вот тогда он будет воздавшим благодарность Ему так как Он хочет. Однако, увы среди людей немало таких которые не знают благодеяний Его человеку:
«И среди людей есть такой, который препирается относительно Аллаха без всякого знания и руководительства и просвещающего писания».
Некоторые люди не имея никаких твердых аргументов ведут споры о Боге, – не имея никакого твердого верного руководства – ведут разговоры о Нем выражая слабейшие мысли, выражая неверность Ему или исповедуя ему соучастников.

21. И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!" - они говорят : "Нет, мы последуем за тем, на чем нашли отцов наших". Разве даже если бы и сатана звал их к наказанию ада?
Когда этим неблагодарным, невежественным, не имеющим верного руководства, не имеющим небесной книги, но спорящим о Боге предлагаешь: «Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!», то есть - следуйте Корану!: «Они говорят: «Нет, мы последуем за тем, на чем нашли отцов наших». То есть они говорят: «О Нет, мы последуем тому чему следовали наши отцы». По этим их речам можно определенно сказать, что это за люди. Они идейно голые, беззащитные, ни на чем не основанные. Это слепые которых ведут слепые, – и все они рухнут в яму. В противном случаи они не восстали бы как безумные против ниспосланного со знамениями достославный, благородный Коран. Поэтому в конце аята Аллах задает им вопрос на который у них нет разумного ответа:
- Вы последуете вашим отцам: «Разве даже если бы и сатана звал их к наказанию ада?». Ну, что на такой вопрос могут ответить невежественные люди? Ну что ж, пусть они следуют своим погибшим неверным отцам последовавшим сатане, – пункт их назначения известен: – ревущая, пылающая преисподня!

22. А кто обратил свое лицо к Аллаху и творит добро, тот ухватился за надежную опору. К Аллаху - завершение дел!
То есть всякий кто обратился к Аллаху и с верой творил добро, и повиновался Его: повелениям, следовал Его шариату (Закону): «тот ухватился за надежную опору». То, что в этом аяте переведено как: «надежную опору» в арабском тексте буквально сказано: «Альурватуль уско» уско – переводится надежная, а « алурвату» – это веревка привязанная к вершине горы. Таким образом, чтобы добраться до высшей цели необходимо взобраться на вершину горы, отсюда: исповедовать Ислам похоже на то, чтобы посредством надежной веревки взобраться на вершину горы. Итак, желающий взобраться на вершину горы должен быть уверен в надежности веревки! «К Аллаху завершения дел!». А для этого во первых – необходимо уверовать в Аллаха, и руководствоваться ниспосланным им Кораном.

23. А кто не уверовал, - пусть не печалит тебя его неверие. К Нам их возвращение, и Мы сообщим им о том, что они совершили. Поистине, Аллах знает про то, что в груди!
Этот аят поддержка и ободрение посланнику Аллаха (асв), Аллах говорит ему: «А кто не уверовал, - пусть не печалит тебя его неверие». Да и не стоит неверие неверного – печали о нем. Не стоит обращатьна это внимание, и быть занятым им. «К Нам их возвращение».Только Нему, никуда они не убегут.
- «И Мы сообщим им о том, что они совершили».
- Каким образом свершилось их неверие, и какие грехи они совершили. Мы сообщим им достоверно и воздадим им по заслугам.
- «Поистине Аллах знает про то, что в груди!»
- Что там говорить о явных делах, Аллах совершено знает, что таит в себе каждая грудь! Как можно от такого всезнающего Бога, что то утаить?!

24. Мы дадим им немного попользоваться, а потом вынудим их к мучительному наказанию.
- Мы дадим неверным и язычникам попользоваться от обольщений мира сего, а затем заставим их нести мучительное наказание. Чего бы там ни было – впереди их определенно ожидает - результат жестокий и страшный. Это потому что они не ухватились за надежную опору, и не взобрались на гору спасения предложенную Аллахом. Они построили себе дом наподобие дома паука, который не отчего не спасает. Велик Аллах Судия правосудный!

25. А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах". Скажи: "Хвала Аллаху!" - но большая часть их не знает!
- Каждый человек по истине воззревший на себя - кто он, и воззревший на окружающий мир – какой он есть, и поразмыслит основательно, – он найдет истину. Только потому: «А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю? – Они, конечно, скажут: «Аллах!» То есть они не отрицают, что Творец мира Аллах Всевышний. И тогда, о посланник(асв) в ответ на этот их вынужденный ответ: «Скажи: «Хвала Аллаху!» - вот вы признали эту истину, что только Аллах Творец небес и земли!
- «Но большая часть их не знает!»
- Большая часть этих людей не знает истину. Вот по этому они спорят, не веруют и придают Единому Аллаху соучастников

26. Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле. Поистине, Аллах - богат, преславен!
- Хотят этого неверные или не хотят, признают они это или не признают, но все, что на небесах или на земле, это -достояние Аллаха Всевышнего! «Поистине, Аллах – Богат, Преславен! Он не нуждается ни в вере и не в благодарности человеческой Зачем они Ему Богатому и Преславному?!

27. Если бы все то, что на земле из деревьев, - перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха. Поистине, Аллах - велик, мудр!
- Люди по неведению говорят все, что придется, но, чтобы там они не говорили - их жизнь и возможности ограничены точно также как и слова. Но не так у Всевышнего Аллаха! Его знания, могущество, сила и возможности не ограничены ничем, а потому и слова Его бесконечны подстать Его могуществу. Если бы все деревья на земле превратить в ручки и все воды земные обратить в чернила и к этому добавить еще семь раз столько же, и если бы всеми этими ручками макаемыми в эти моря чернил писались слова божии, то кончились бы эти моря чернил, и исписались бы все ручки, но слова бы божии не закончились бы:
- «Поистине, Аллах – Велик, Мудр!» и все совершает по своей неограниченной силе и неограниченной мудрости! Поэтому:

28. Ваше творение и воскрешение таково же, как и единой души. Поистине, Аллах - слышащий, видящий!
- Да не придет никому в голову мысль: как же Аллах оживит всех людей давным давно сгнивших, которых было во всей истории человечества много миллиардов! (По оценке экспертов до сегодняшнего дня на земле жило более – 120 мрд. людей) Читатель, для Бога имя которого Всевышний, Всемогущий - нет никаких проблем нипод каким видом! Для Него сотворить а затем, когда Ему угодно, оживить всех бессчисленных мёртвых так же легко как одного человека! А что такое для Аллаха сотворить одного человека или оживить одного мертвого?Это такое, что Ему достаточно лишь сказать «Будь!» и он получит бытие!

29. Разве ты не видишь, что Аллах вводит ночь в день и вводит день в ночь, и Он подчинил солнце и луну, - всякий направляется к определенному пределу, ... и что Аллах сведущ в том, что вы делаете?
Как может Аллах Всемогущий легко движущий необъятной вселенной состоящей из многих миллиардов галактик, каждая из которых в среднем состоит из ста тысяч миллиардов звезд, затруднится оживить мертвых людей? Со дня сотворения мира сменяются на земле день и ночь, и это дело за все это гигантское время неисчисляемое миллиардами лет ни разу не остановилось, и не ушло ни на одну секунду вперед и не отстало ни на одну секунду назад. Неужели Аллах Всемогущий творящий все это затруднится сотворить людей или заново оживить всех мертвых?!
«И Он подчинил солнце и луну»
Аллах Всемогущий громадное солнце поставил на службу человеку. (Диаметр самого солнца больше орбиты вращения луны). Если не будет солнца и дня, и не даровано будет тепло земле, все погибнет. Солнце необходимейшее безвозмездное творение Аллаха и для человека и для всего остального живого на земле, и растений, и животных. Перечислить все виды и формы служения солнца – человеку невозможно, он и и не знает их все. Так пусть же не забывает человек с каким Могущественным Богом он имеет дело и, что для такого Бога сотворить а затем воскресить всех умерших дело одного мгновения!
«Всякий направляется к определенному пределу»
И от этого определенного предела никуда в сторону не отойдёт! Неужели Аллах Всемогущий вращающий грандиозную вселенную со многими миллиардами галактик в каждой из которых по 100 миллиардов звёзд, с такой филигранной точностью в течении столь колосального промежутка времени, будет иметь какие то проблемы в сотворении людей и оживления всех мертвых?! «Аллах сведущ в том, что вы делаете?!» Неужели тот который совершенно знает и явное, тайное творимое всеми людями будет иметь какие то проблемы в сотворении всех людей и их оживлении из мертвых?!

30. Это потому, что Аллах есть истина, а то, что вы призываете помимо Него, - ложь, и потому что Аллах - высок, велик.
То есть тот Бог Аллах который вводит ночь в день, а день в ночь, который безвозмездно подчинил солнце и луну, и заставил их вращаться в угодную Ему сторону за угодное Ему время, который совершенно знает мельчайшие дела всех людей – Он: «Аллах есть истина!» кроме Него все меняется, ветшает и исчезает, только Он один пребывает вечно и неизменно! Только Он один не стареет и не слабеет! «А что вы призываете помимо него ложь!» Все, что боготворят люди кроме Аллаха – ложь ничтожная, ибо нет никакого достопоклоняемого кроме Единого и Грозного!
Все вышеперечисленное, которое с легкостью творит Господь миров Аллах, есть свидетельство ложности идолов и всех человеческих кумиров, и свидетельство очевидной истинности Его. Если бы хоть один из идолов был истинен, то этот мир не прибывал бы в таком совершенном и гармоничном порядке. Он давно развалился бы. Ибо столкновение воли двух богов неминуемо привело бы и к уничтожению единого порядка в этом мире. Все эти дела вселенной потому и прибывают в столь стройной и совершенной гармонии: «потому что Аллах – Высок, Велик!», а иначе бы все развалилось!

 Разве ты не видел, что судно плывет по морю по милости Аллаха, чтобы показать вам Его знамения? Поистине, в этом – знамения для всякого терпеливого, благодарного!
Если вдуматься, то ведь и то, что корабль имеет способность двигаться по воде, есть великое благодеяние Аллаха Мудрого! Но люди недопонимают этого, а потому так неблагодарны Ему. Они видят в корабле только воплощение человеческой, инженерной мысли и восхваляют ее, они видят только мастерство мореплавателей и восхищаются ими, но при всем этом они забывают основу основ: – Аллаха, который устроил корабль могущий плыть по воде и этим решил все проблемы. Подумаем: Кто мудро предопределил воде иметь свойство держать на себе корабль? Кто сотворил воду? Кто определил воде быть на земле в виде океанов, морей и рек? Кто определил материалам, из которых строятся корабли, иметь качество непотопляемого? Кто ко всему этому наимудрейше устроил воздух во всех его многих удивительных качествах? И в конце концов, кто дал строителям кораблей ум, руки, ноги и все остальное, ведь, очевидно, не будь хотя бы одного составляющего всего вышеперечисленного, и корабль никогда бы не поплыл по воде!
«Разве ты не видел, что судно плывет по морю по милости Аллаха, чтобы показать вам Его знамения?»
Да, не будь милости Аллаха Милосердного, корабли не смогли бы плыть по морю, но они плывут – и это для того, чтобы показать знамения Аллаха для людей. Все законы, благодаря которым корабль может держаться на воде – суть чудеса дивные, знамения Аллаха Всевышнего!
«Поистине в этом – знамение для всего терпеливого и благодарного!»
Увы, но большинство людей и не терпеливы, и не благодарны.

32. И когда их покроет волна, как сень, они взывают к Аллаху, очищая пред Ним веру; а когда Он их спасет на сушу, то среди них оказывается удерживающийся. Но отрицает Наши знамения только всякий изменник, неверный!
Причина того, почему большая часть людей и нетерпеливы, и неблагодарны раскрывается в этом аяте. Когда их постигает бедствие, они, о отчаянии позабыв о терпении вопиют к Аллаху Единому. Но когда Аллах подаст им спасение – они неблагодарно проявляют неверность.
«И когда их покроет волна как сень, они взывают к Аллаху, очищая пред Ним веру».
Когда море разбушуется и волны играют с кораблем как с утлой лодкой, грозя разбить его, и смерть заглядывает в глаза, люди позабыв обо всем взывают к Единому Аллаху. В это время им в голову никто кроме Его не приходит, и они исповедуют Единого Аллаха и Его религию, и обещают Ему, если Он их спасет, быть благодарными и служащими только Ему. Аллах : «А когда Он их спасет на сушу, то среди них оказывается удерживающийся».
То, что в этом аяте переведено как «удерживающийся» на арабском передано словом: «муктасид». Это слово имеет два значения: первое значение: «прямо», и второе: – «средне». То есть некоторые люди «прямо»-ли, «средне»-ли – возносят благодарность. Однако большинство:– неблагодарно. Они предательски отступаются и не идут прямо. Поэтому в конце аята о них говорится: «Но отрицает Наши знамения только всякий изменник, неверный!»
Когда они пребывают под мощью и гневом разбушевавшейся стихии, они в страхе обещают Аллаху отныне верой и правдой служить только Ему, но после выхода на сушу, они тут же изменяют своему обещанию. В завершении суры Аллах делает общее обращение ко всем людям.

33. О люди! Бойтесь Господа вашего и страшитесь дня, когда родитель не возместит за ребенка и рожденный не возместит ничем за своего родителя!
Поистине, обетование Аллаха – истина; пусть же тебя не обольщает жизнь ближайшая, и пусть не обольщает вас обольститель об Аллахе.
Чтобы не попасть в положение неверности, язычества и прочих заблуждений необходимо боятся исключительно Господа своего и готовиться искренне к тяжелейшему дню Страшного Суда, когда все тайное станет явным.
«О люди! Бойтесь Господа вашего…»
Наилучший путь к счастью и спасению в двух мирах – это богобоязненность! Если нет богобоязненности, напрасны надежды на благополучный конец! Богобоязненность – кровный долг и святая обязанность каждого человека. Человек, не боявшийся Бога – не остановится ни перед каким преступлением Человек же, искренне боявшийся Бога, – убоиться совершить даже малый грех.
«Страшитесь дня, когда родитель не возместит за ребенка и рожденный ни чем не возместит за своего родителя!» Страшный день – это день Страшного Суда. В этот день между людьми разорвутся все связи. Каждый придёт пред Аллаха гол как сокол – и ответит только за себя. Никто никому ничем не поможет и даже родители не помогут своим детям и дети не помогут своим родителям. Единственное, что поможет человеку в этот день это - вера и благие дела. Вот какого дня надо боятся человеку и вот к какому дню ему надо готовиться со страхом, смиренно и многодумно. Только богобоязненный не пойдет на грехи, только не убоявшийся Господа своего не остановится ни перед каким преступлением.
«Поистине, обетование Аллаха – истина».
Аллах обязательно выполнит свое обещание и не задержит его». Явление дня Страшного Суда – это только вопрос времени. Все будут собраны в единый, великий океан рода человеческого, сборище потрясающее в некий урочный час – это истина. (Тогда посмотрим, пойдут ли все многоумные философы и умники всех времён и народов беседовать с Платоном или Сократом или же побегут спасать свои души!) В тот день всякое дело и ничтожное и великое будет положено на весы и будет представлена книга расчета совершенная – и это истина. Рай – истина, Ад – истина, неверные всех мастей и оттенков войдут в геену огненную – это истина. Все верующие и благчестивые войдут в рай – это истина.
«Пусть же тебя не обольщает жизнь ближайшая».
Потому что эта жизнь только закваска на жизнь будущую. Этого забывать нельзя.
«И пусть не обольщает вас обольститель об Аллахе».
Ученые богословы считают, что «обольститель» – это Шайтан. И действительно Шайтан всеми способами пытается обольстить человека. Он искушает человека самим Аллахом, нашёптывая ему: – «милость Аллаха бесконечна, не теряйся, возьми же от мира всё, что можешь взять!». Чтобы сохраниться от этих соблазнов, нужно сохранять страх божий и бояться возмездия дня Страшного Суда. То есть нужно иметь глубокую, искреннюю веру.

34. Поистине, у Аллаха ведение о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, в какой земле умрет. Поистине, Аллах – ведущий, знающий!
В этом аяте разъясняется, что знание Аллаха совершенно и абсолютно, а все знания других, –как бы они не были велики - ничтожны и ограничены. «Поистине, у Аллаха ведение о часе;» никто кроме Аллаха не знает, когда начнется день Страшного Суда. Такое знание у других невозможно!
Это знание Аллах Всевышний по своей премудрости сделал своей величайшей особенностью, никому более не присущей. Верующие не зная когда точно начнется Страшный Суд – всегда творят добрые дела, стараясь их преумножить и живут так, как будто он в любое мгновение вот-вот начнется. «Он низводит дождь».
Аллах из ничего сотворил все материальные составные из которых слагается пролитие дождя. Он же, когда нужно образует дождевые облака, и отправляет их куда Ему угодно, и проливает там водой в мере Ему угодной. Аллах тот, кто собирает дождь на пространствах планеты, тот, кто проливает дождь и тот знает конечный результат от дождя. Человек видит лищь условия сложившиеся на каком-то месте, но сказавший, что вот будет дождь – уподобляется всезнающему Творцу – это смешно. Такая претензия не от знаний, но от невежества. «И знает, что в утробах» Сколько в мире женских утроб, что в них есть, что будет с находящимися в утробах дальше, – знает только Аллах. Можно только удивляться тому, что, когда останется время до рождения младенца, человек при помощи инструментов приблизительно узнает, что должен родиться мальчик или девочка и потом предсказывает это, и тем самым уподобляется Аллаху, знающему все.
«Но не знает душа, что она приобретет завтра» Никакой в мире человек не знает, что он будет делать завтра, и даже не знает точно, что он будет делать через пять минут. Человек только строит планы и предполагает, но точно ничего не знает. Знает точно только Аллах. Аллах Всевышний точно знает, что делает всякая душа в любое время, на любом месте, знает без погрешностей. Смешна попытка человека, предположение которого по воле Аллаха сбылось, уподобиться Аллаху в знании.
«И не знает душа, в какой земле умрет».
Никакой человек не знает где и когда он умрет – это знает только Аллах!
«Поистине, Аллах – ведущий, знающий!»
И поэтому Он знает всё и вся абсолютно.
От посланника Аллаха (асв) есть много изречений, констатирующих истину, изложенную в этом аяте. Сура с подобным содержанием есть и в суре «Скот».