32 АС-САДЖДА "ПОКЛОН"
Мекканская 30 аятов
Сура Поклон, как и другие мекканские суры, в основном посвящена вопросам идеологии, и в частности вопросам дня Страшного Суда, божественных Писаний, яьлений пророков, воскрешения из мертвых и получения книги окончательного расчета. Описание этих вопросов в этой суре даётся в манере отличной от других сур. Сура объявляет о рождении нового народа в истории человечества – народа Ислама. Даются описания качеств членов этого нового народа.
Начинается сура с напоминания, что Коран – книга истины от Господа миров. Этим самым подтверждается, что посланник Аллаха Мухаммад (ас) – истинный пророк, и все сомнения неверных по этому поводу необоснованны. Далее единство Аллаха и Его всемогущество обосновываются многими доводами и знамениями. Неверным даются достаточные ответы на их сомнения относительно восстания всех мертвых и вручения им полной книги расчета. Приводятся впечатляющие картины дня Страшного Суда. Описывается каким казням в тот день подвергнутся неверные и язычники, и какие награды получат богобоязненные. Затем речь заходит о пророке Мухаммаде (асв) и говорится, что пророческие миссии Мусы(сав )и Мухаммада (асв) подобны друг другу. Напоминается, чем завершилось восстание неверных народов против Господа миров Аллаха. И завершается сура ответом неверным когда будет день Страшного Суда.
Эта сура названа - Поклон, потому что в одном из аятов описывается поклонение верующих Аллаху Всевышнему.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
1, 2 . Алиф лам мим. Ниспослание книги, в которой нет сомнения, от Господа миров.
Нет никаких сомнений в том, что Достославный Коран ниспослан от Господа миров. Это ясный вопрос. Сомневаться в этом вопросе нет никаких оснований.
3. Или они скажут: "Измыслил он его!" Да, это – истина от твоего Господа, чтобы ты увещал людей, к которым не приходило увещателя до тебя, – может быть, они пойдут, но прямому пути!
Несомненно Коран – книга Бога Всевышнего Аллаха. Неужели, невзирая на это кто-то может сомневаться в нем? Или они скажут:«Измыслил он его!» Неверные говорят, что Мухаммад (асв) сам выдумал эту книгу. О нет! Это их обвинение ни на чем не основано. «Да, это – истина от твоего Господа, чтобы ты увещал людей, к которым не приходил увещатель до тебя». «Люди, к которым не приходил увещатель» – это арабы, к которым до пророка Мухаммада (асв) не приходил божий пророк. И действительно, начиная от пророка Исмаила (асв), и до пророка Мухаммада (асв) к арабам не произошло явления ни одного пророка.
И вот Аллах послал Мухаммада (асв) своим посланником с Кораном к арабам. Благородный Коран – книга истнно божественная в своей всесторонности и гармоничности, – все божественные книги ниспосланные до него после его явления потеряли свою силу. Аллах ниспослал эту Книгу арабам, чтобы вывести их из заблуждения на путь истины, чтобы вывести их из мрака к свету спасения: «Может быть, они пойдут, по прямому пути!»
В следующем аяте даются основания на то, что только Аллах Силен и Могуч ниспослать книгу и пророка Своего.
4. Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне. Нет у вас помимо Него защитника и заступника. Разве вы не вспомните?
Тайна и мудрость того, почему Аллах сотворил небеса и землю за шесть дней Он знает только Сам. Ученые богословы выразили нимало мнений по этому поводу, однако мнение большинства таково, решение этого вопроса надо оставить самому Аллаху. Одну из мыслей, чему равны эти шесть дней, мы уже представили в толковании предыдущей суры. Иные толкователи выражали мнение, что эти шесть дней равны шести дням этого мира: ибо, если бы Аллаху было угодно, Он мог бы сотворить этот мир и в мгновение ока, но для того, чтобы дать человеку урок терпения и выдержки Он сделал это именно так, как Он сделал. Другие толкователи замечают, что отрезок времени в один день появился только после сотворения мира, и что один день это - время одно вращение земли вокруг своей оси; но если это так то - каким же образом эта мера времени могла появиться до сотворения земли? Да еще к тому же, что такое настоящий «день» этого аята знает один Аллах» – добавляют они.
«Потом утвердился на троне».
И по теме этого аята – между толкователями и философами было много споров. Тема этих споров получила широкое распространение под названием: «Фастава» – утвердился. Аяты этого же смысла были рассмотренны в суре «Корова» и в суре «Преграды».
Далее: «Нет у вас помимо Него защитника и заступника». Да кто еще кроме Аллаха может быть защитником и кто еще кроме Аллаха может быть заступником?! В конце концов, если Творец небес и земли и всего, что между ними и утвердившийся на престоле – это Господь миров Аллах, то кто кроме Него может быть защитником и заступником человека, который также сотворен Им?!
«Разве вы не вспоминаете?» Неужели вы не подумаете об этом?
5. Он распределяет Свое повеление с неба на землю , потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого – тысяча лет , как вы считаете.
То есть Аллах установил распорядок всех дел земных. Однако эти дела не остаются сами по себе. Они не позабываются и не остаются безрезультатными, и день Страшного Суда они предстанет перед Аллахом. Протяженность этого дня будет равна тысяче лет по мере этого мира. И вот в размышлениях о явлении и величии этого дня и нужно жить человеку.
6. Это – ведающий скрытое и явное, Славный, Милосердный,
То есть знание Аллаха сотворившего все вышеперечисленное – безмерно и неограниченно. Он знает все явное и тайное и знает все сокрытое, видя его обнаженным. Он – Аллах – Сильный и Всепобеждающий, – и Он – Славный и Милосердный.
7. который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины,
Перед этим аятом уже было сказано, что Аллах Единый сотворил небеса и землю и все что между ними. В этом же аяте Аллах констатирует, что все это сотворенное Он сотворил прекрасно: «Который прекрасно сделал всякую вещь». Все что ни есть на свете –сотворено прекрасно. Да Аллах, Он такого мастерства, что мастерства уже не видно! Аллах знает, что Его творения поражают воображение человека!
На протяжении веков лучшие поэты вдохновенно описывали красоты творений Аллаха и оказались бессильны передать все его красоты и оттенки. Художники, рисуя красоты мира, – даже за некоторое подобие их рисунков естеству природы – восхвалялись за мастерство. Но и лучшие художники признавали невозможность передать то, чем сверкают все творения Аллаха: – естество и изумительное совершенство! Писатели, великие мастера слова, признавали невозможность передать и описать красоты мира в словах. Аллах сотворил всякую вещь не только прекрасно и красиво, но и совершенно, и эта изумительная, совершенная совокупность линий, форм и объемов, их гармония – и составляют, видимо, непостижимую тайну красоты творений Господа миров. Человек может убедиться в этом, переставив с места на место какие-нибудь члены или части любого творения Его. Далеко не идя , посмотрим это на самом человеке. Представим себе, что изменилось место расположения глаз и они теперь находятся в другом месте. Так на каком месте они должны находиться, чтобы они выглядели красивее и совершеннее, чем на своем обычном месте? Велик Аллах! Несомненно, каждый ощущающий гармонию человек признает, что глаза человека установлены Аллахом на идеальном месте! Возможно, что Аллах для того и творит глаза некоторых людей с недостатками, чтобы человек задумался над совершенством творений Его. Он как бы говорит: «О раб мой, будь благодарен своему Творцу за то, что два глаза твои красивы и совершенны, и не видишь ли ты, что Я могу твои глаза уподобить глазам этого пораженного?» Этот идею с перемещением глаз можно перенести на любой другой человеческий орган и все повториться как при первом опыте.
«И начал творение человека из глины» Эту истину знают все. Аллах сотворил Адама из глины.
8. потом сделал потомство его из капли жалкой воды,
После сотворения человека из глины, Аллах потомство человека сделал образующимся из презренной и ничтожной влаги, называемой по-арабски: «Нутфа» - семя. И из такой воды, к которой порой брезгует прикоснуться сам человек, Аллах творит столь сложное и высшее существо как человек! Воистину на такое способен исключительно Господь миров Аллах!
9. потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!
Аллах сотворил человека из капли жалкой воды и: «Потом выровнял его». Еще во чреве матери Аллах творит из зародыша человека имеющего все необходимые члены и характерную форму тела.
«И вдул в него от Своего духа». То есть ввел в него живую душу. Для человека не может быть выше чести, чем это получение от самого Аллаха духа жизни.! Однако, несмотря на это все еще есть люди неверующие в своего почтившего их Творца, Бога Всевышнего, и есть придающие Ему сотоварища, и есть восставшие против Него! Нет, какова всё таки неблагодарность человека если вдуматься!
«И устроил вам слух, зрение и сердце». Никто, кроме Всемогущего Творца Аллаха не может наделить человека такими органами. Если даже соберутся вместе все люди планеты, то они, занимаясь этим вопросом до самого дня Страшного Суда, не смогут сотворить и одного действующего человеческого уха, или глаза, или даже одной реснички!
«Мало вы благодарны!» О люди! Мало вы благодарны своему Творцу за Его благодеяния вам, но больше неблагодарны! Да, человек вот такое мало благодарное существо.
Если какой-то лекарь, взяв сколько ему угодно денег, сумеет вылечить например, ухо человека или поправить ему глаз, – то излеченный, воистину, по могилы будет благодарен лекарю! Однако тот же человек никак не хочет быть благодарным Аллаху, сотворившему и его, и лекаря, и давшему ему даром и глаза и уши и излечение! Если человек посмотрит на самого себя, обратит внимание на свои удивительные органы и поразмыслит над их устройством , то вера его может возрасти многократно. Однако большинство людей забывает о своем происхождении. Эта забывчивость открывает путь и к другим ошибкам. В частности:
10. Они сказали: "Разве, когда мы заблудимся в земле, – разве мы возникнем в новом создании?"
Да, они не верят во встречу со своим Господом!
Неверные спрашивают: Неужели после смерти своей, после того как мы будем похоронены и наши кости сгниют окончательно, мы вновь оживем?! Да, они отвергают восстание из мертвых после смерти и поэтому насмехаются над верующими. Аллах повелел на все эти вопросы неверных ответить:
11. Скажи: "Приемлет вашу кончину ангел смерти,которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены.
Неверные не веруют в восстание всех мертвых. Ну что ж, в этом аяте дается разъяснение, того, что не по своей воле человек рождается и не по своей воле он умрет. «Скажи: "Приемлет вашу кончину ангел смерти». Что ангел смерти, принимающий кончину – это ангел Азраиль (ас) – истина всеизвестная. Человек в этом мире никогда не хочет умереть, но хочет он этого или не хочет, – явиться ангел смерти и возьмет его душу, и человек вопреки своим эгоистичным желаниям всё равно умрет.
«Потом вы к вашему Господу будете возвращены». И вот точно также как человек против своей воли умирает, он точно также по воле Господа миров будет оживлен. Будет оживлен и возвращен к своему Творцу, которым будет допрошен и в полном соответствии с о своими делами будет награжден или наказан. И после этого:
12. А если бы ты видел, как грешники поникают своими глазами у своего Господа: "Господи наш, мы видели и слышали - верни же нас, чтобы мы могли творить благое! Мы ведь убеждены в истинности".
В день Страшного Суда все, что отрицали неверные, осуществиться и будут стоять перед глазами их пораженными: – и восстание из мертвых и сам день Страшного Суда во всем своем грозном величии.
И вот тогда на этом всемирном собрании людей всех времен и народов, они грешники, будут обесславлены и опозорены как прямые враги Господа Всевышнего, и признают свои грехи, и будут стоять с поникшими от страха и ужаса головами умоляя Аллаха:
– «Господи наш, мы видели и слышали». О Господи наш, мы увидели и Страшный Суд, и оживление мертвых, и собрание всех людей, и услышали много вопросов и ответов на этом месте: «верни же нас, чтобы мы могли творить благое!»
– О Господи, верни нас в прежний мир и мы уверуем и будем творить благое. Да, попав в безвыходное положение, грешники уже будут говорить: «Мы ведь убеждены в истинности». Но, увы, уже будет поздно. Хорошие дела надо было творить при жизни и жить так как велел посланник Аллаха(сав) и достославный Коран.
13. Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Мое: "Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!"
Все, что желает Аллах Всевышний – осуществляется неизменно и непременно. «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь». Аллах мог бы спасательное руководство вложить в каждого человека – это легко для Него. Он мог бы вложить это в людей, как он вложил инстинкты в животных, инстинкт следования пути истины. Он мог бы людей сделать автоматически следующими истине как следуют истине ангелы. Однако природу человека Аллах сотворил ни на кого не похожей. Он дал ему разум, волю, чувства и страсти, сделал его ищущим, послал пророков, ниспослал книги, указал путь прямой и путь погибельный, объяснил обязанности его на земле: «но правдиво было слово Мое: Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!»
Было слово Мое, что неверных из людей и джинов, которые поднимут мятеж против Меня, Я соберу вместе и низвергну в огонь адский , и это Мое слово – истинно!
Описанные в начале аята неверные, они те, над которыми сбылось это слово истины Всевышнего. И вот им будет сказано:
14. Вкусите же за то, что вы забыли про встречу этого вашего дня! Мы вас забыли, и вкусите наказание вечности за то, что вы творили!
Вкуси те же адского наказания, о вы, неверные. «за то, что вы забыли про встречу этого вашего дня! Мы вас забыли».
На самом деле Аллах ничего не забывает, но Он будет вести с ними дела как с забытыми, брошенными. А это страшнейшее духовное наказание в прибавку к наказанию физическому. Неверные в этом мире творили свой бунт против Всевышнего, позабыв о Его существовании. И точно также с ними поступит Аллах Судия Правосудный. Он низвергнет их в печь адскую и никогда их оттуда не избавит: «вкусите же наказание вечности за то, что вы творили» Вот таким образом неверные останутся преисподне навсегда. Далее Аллах приводит некоторые качества верующих
15. Ведь веруют в Наши знамения те, которые при напоминании о них падают ниц и прославляют славу Господа своего. А сами они не превозносятся.
Итак, верующие в Аллаха люди будут обладать такими качествами и достоинствами, что: «при напоминании о них падают ниц». Сердца верующих, когда им читаются аяты Аллаха, размягчаются, вера перехлестывает через край и они от всей души падают ниц перед Господом своим выражая свою предельную покорность и веру. «И прославляют славу Господа своего». Только те, которые прославляют и возвеличивают Господа своего очищая пред ним веру – они исповедуют в истине своего Творца. «А сами они не превозносятся». Скромные верующие, в сердцах которых нет надмения и превознесения – веруют истинно.
Напомним, этот аят один из тех аятов, услышав или прочитав который необходимо исполнить земной поклон.
Далее продолжается описание качеств истинно верующих.
16. Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили.
«Их бока отклоняются от их лож» Такие верующие, ночью оставив свои теплые постели, поклоняются Аллаху. Достоинств ночной молитвы Тахаджут – много. Ночная молитва – высший знак вернейшей веры и убеждений, – исполняют такую молитву великие счастливцы ! Посланник Аллаха (асв) все свою жизнь исполнял ночную молитву и пожелал, чтобы мусульмане в этом следовали за ним.
«Они взывают к своему Господу со страхом и желанием». Это люди знающие свою ответственность перед Ним и возлагающие свои надежды только на Него. Они страшатся Его наказания и надеются, что Он умилосердиться над ними: «и расходуют из того, чем Мы их наделили». То есть они служат Ему не только духовно и телесно, но и своими имуществами. Посланник Аллаха (асв) призывая сподвижников к делам благочестия читал им этот аят, – об этом сообщают мухаддиссы (собиратели изречений) во многих преданиях. Как передает имам Ахмад ибн Ханбал, известный сподвижник посланника (ас) Муаз ибн Жабал рассказывал: «Как то я вместе с посланником Аллаха (ас) вышел в путь. В один из дней будучи в дороге я сказал ему : «О посланник Аллаха (ас), научи меня делу, которое спасло бы меня от ада и ввело в райские сады !» Посланник (ас) ответил мне: «Воистину ты спросил о великом деле! Но кому Аллах сделает ему легким, тот понесет его». Затем посланник(сав) продолжил: «Если будешь служить Аллаху, не придавай Ему соучастников. Молитву исполняй совершенно. Выделяй закят. Постись в месяц Рамазан. Соверши паломничество к дому Аллаху». Затем добавил: «Направить ли тебя к дверям спасения?! Пост - щит спасения, земной поклон – стирает грехи , и ночная молитва исполняемая в сердце ночи…». И далее посланник (сав) прочитал аят: «Их бока отклоняются от их лож» и следующий аят присоединил к нему».
Далее описываются награды, обладающим этими качествами:
17. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили.
То есть ни один обладатель вышеперечисленных достоинств не может себе даже представить, то, что в награду приготовил им Аллах в райских садах! За то, что они, чтобы и тень сомнения или лицемерия не пала на них- ночью в одиночестве поклонялись Ему. И Аллах в награду также приготовил им такие скрытые награды, о которых никто никогда не слышал и не видел! Имам Бухари относительно этого аята передает предание от Абу Хурайроти. Изрек посланник Аллаха: « Изрёк Аллах Всевышний: «Я для своих благочестивых рабов своих приготовил то, что не слышало ухо, и не видел глаз, и не приходило в голову человеку». И после этого посланник (асв) прочитал аят: «Не ведает душа, что скрыто для них … » Итак, да поклоняется каждый истинный раб Его, так Ему , чтобы удостоиться этих сокрытых райских наград, которыми Он удостоит своих лучших рабов!
18. Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто распутен? - не равны они!
И верующему и распутному будет несомненно воздано точно по делам их. Никогда они не смогут быть равны верным в глазах Судии Правосудного.
19. А те, которые уверовали и творили благое, для них сады - пристанища, как пребывание за то, что они делали.
Они войдут в обетованные райские сады и воссядут на высоких седалищах в обителях горних !
20. А те, которые распутствовали, их пристанище-огонь. Всякий раз, как они пожелают выйти оттуда, их туда возвращают и говорят им: "Вкусите наказания огнем, который вы считали ложью!"
Развратители всех мастей насмехавшиеся над повелениями запретов Всевышнего – войдут в огонь ревущий. «Всякий раз, как они пожелают выйти оттуда, их туда возвращают … » Эти несчастные угорая в адском пламене будут пытаться выйти из оттуда. Но едва они будут готовы покинуть огонь, как снова их вернут назад и так они будут пребывать в нем вечно. «И говорят им: «Вкусите наказания огнем, который вы считали ложью!»
Подобный по смыслу аят есть и в суре Хадж
21. И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшего, - может быть, они вернутся!
То есть пред тем как ввести развратителей в адский огонь, Мы дадим им вкусить от казни этого мира. Может быть они опомнятся и раскаются и бросят свои злые дела.
22. Кто несправедливее того, кому напомнили про знамения его Господа, а он отвратился от них? Поистине, Мы грешникам ищем отмщения!
О нет на свете преступника более ужасного, чем тот, которому читаются знамения Творца, Питателя и Воспитателя миров Аллаха, а он бежит от них, как от адского огня, вместо того, чтобы воспользоваться ими! «Поистине, Мы грешникам ищем отмщения!» Пусть помнит каждый неверный, отступник и развратитель, что Аллах хочет отомстить ему и эта месть обязательно состоится.
Далее Аллах приводит в пример пророка Мусу (ас)
23. Вот Мы дали Мусе книгу - не будь же в сомнении, о встрече с этим! - и сделали ее руководством для сынов Исрайла.
То есть Мы ниспослали пророку Мусе книгу: «Товрат»то есть Тору. «Не будь же в сомнении, о встрече с этим!» Относительно смысла этого аята богословы толкователи выразили различные мнения. Первые говорят, что в этом аяте речь идет о встрече посланника Аллаха Мухаммада (ас) с пророком Мусой(сав) в ночь вознесения Мухаммада (сав) на небо – Мирадж. Вторые говорят, что здесь речь идет о встрече Мусы (ас) с книгой, ниспосланной ему Аллахом. Третьи утверждают, что смысл этого аята: «О Мухаммад (ас) как Мы ниспослали книгу Мусе (ас), так ниспошлем книгу и тебе».
«И сделали ее руководством для сынов Исраиля». То есть книгу, ниспосланную Мусе.(сав), Мы установили столпом руководства для иудейского народа.
24. И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях.
То есть, в те времена, когда сыны Израиля проявляли выдержку и терпение на путях Моих, из их среды Мы выводили учителей ведущих на путь прямой. В этом аяте есть призыв к терпению мусульманам терпящим насилие и притеснения от язычников. «Они были терпеливы и уверены в Наших знамениях». Эти имамы из среды сынов Израиля были твердо убеждены в истинности знамений Аллаха поэтому они и смогли быть имамами терпеливыми. (Имам – первосвященник.)
Мусульмане призываются уподобиться им и твердо веровать знамениям Аллаха и проявлять терпение в лишениях и испытаниях на путях веры Его.
25. Поистине, Господь твой рассудит между ними в день воскресения в том, в чем они разногласили!
Сегодня они противоречат между собой и каждый тащит остальных в свою сторону, думая, что права только его группа. Аллах Судия Правосудный в день Страшного Суда вынесет между ними свое решение и оно будет истинным и точным. Несомненно, решение будет в пользу ходивших путям Его.
26. Разве не разъяснил он им , сколько Мы погубили до них поколений; они ходят по их обиталищам. Поистине, в этом - знамения, разве они не послушают?
Эти неверные и язычники ходят по тем местам, где раньше обитали ранее погубленные народы неверия и многобожия. Они видят следы их разрушенных селений. Неужели они не понимают, что эти прежние народы были погублены по своему противостоянию воле Всевышнего? Почему они не возьмут себе в назидание их устрашающий пример? Неужели напрасен их урок? «Поистине, в этом - знамения». Сама по себе гибель восставших против Аллаха – великое назидание. По нему могут судить разумные о могуществе Аллаха, Его явном присутствии, о неотвратимости Его возмездия. Так неужели «они не послушают» историю погубленных?
27. Разве они не видели, что Мы гоним воду на бесправную землю и выводим ею посев; от него едят и скоты их и они - сами. Разве они не видят?
Всем хорошо известно ¬– на иссохших землях ничего не растет. В частности, эту истину прекрасно знают люди, живущие там, куда ниспосланы были эти аяты. Если Аллах не пошлет на эти земли воду, там вообще ничего не вырастет, но если Он пошлет воду, то вырастит растительность, которой смогут воспользоваться и люди, и животные. Но коль скоро это так, а не иначе почему они не исповедуют Единого Аллаха и продолжают прибывать в своем неверии? « Разве они не видят» все это?
28. И говорят они: "Когда же это решение, если вы говорите правду?"
То есть неверные говорят верующим: «Вот вы утверждаете, что придет день и с ним ваша победа, и обнажиться наша неправда, и этот день вашей победы обязательно придет. Итак, если вы истинны: «Когда же это решение … ?» на этот их насмешливый вопрос следует ответ:
29. Скажи: "В день решения не поможет тем, которые не веровали, их вера и не будет им отсрочки".
То есть – день наступления победы неотвратим. Однако, в тот день если даже неверные уверуют – это уже не поможет им и если они даже раскаются – раскаяние уже не примется, и отсрочка не дастся им. И они непременно пойдут в огонь адский.
30. Отвернись же от них и жди; ведь и они ждут.
Эти слова обращены к посланнику Аллаха (сав).
Как мы видим, в суре Поклон в присущей этой суре манере, явлены истины, которые необходимо помнить каждому человеку. Поэтому посланник Аллаха (ас) каждый день читал эту достославную суру в молитве и перед тем как лечь спать. Имам Бухари передает предание от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха в пятницу читал на утренней молитве суры «Поклон» и «Человек». Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет над ними милость Аллаха) передает от Жабира: «Посланники не ложился спать не прочитав суры : "Поклон" и "Царство."».