35 ФАТЫР "Ангелы"
Мекканская 45 аятов.
Словом Фатир – в суре обозначено такое качество Аллаха, как – «творящий из ничего» - «первоначально творящий» - Непостижимый Творец. Это слово и стало – названием суры. Как и в других мекканских сурах, в этой суре речь идет о единстве Аллаха Всевышнего, о Его всемогуществе, о Его творческой мощи. Также затронуты главные вопросы идеологии: – истинности пророческой миссии Мухаммада (ас) – ложности исповедания соучастников Аллаху о очищение человека и общества от ложных обычаев, и привычек, и установлении законов и обычаев Ислама. Начинается сура с хвалы Аллаху как Непостижимому Творцу – сотворившему вселенную, ангелов, джинов и человека из ничего и в день Страшного Суда могущему дать им жизнь вторую. Обращается внимание на окружающую человека природу. Ведется разговор о том, как оживает мертвая земля, как произрастают из нее всевозможныя растительность, деревья с плодами, как происходит поочередная смена дня и ночи, каким образом сотворен человек. Далее разбирается отличие человека верующего от неверного, они сравниваются с мраком и светом, прохладой и зноем. Как пример всемогущества Творца обращается внимание на обилие различных плодов, на богатство животного мира, домашних животных различность среди самих людей. В этом же смысле, обращается внимание на различность пород составляющих горы, на различность их цвета. Наставляется, что все это обилие и разнообразие мира указывает на бытие своего Творца ничем не ограниченного в своей творческой мощи. Дается общая характеристика народа пророка Мухаммада (ас) как наследника истинной славной религии, как народа небесной книги, вобравшей в себя великий смысл всех небесных книг, ниспосланных до него. Завершается сура критикой язычников, поклоняющихся сонму выдуманных лжебогов.
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
1. Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Аллах мощен над каждой вещью!
Вся слава величия и похвалы во вселенной принадлежат исключительно Единому Творцу Аллаху. Ибо Он сотворил небеса и землю из ничего. Что небо на самом деле являются небесами мы узнаем только из Корана. Человек утверждающий, что он достиг зенита великой учености, не то чтобы все небеса, но даже не знает, что из себя представляет ближайшее к нему одно небо. Человек по сути погруженный в это ближайшее небо, не может понять где находятся его пределы, не может понять его неба – сущности. Но коль скоро это так, не Аллаху ли сотворившему из ничего не одно небо, а небеса потрясающие воображение человека не могущего понять их – вся слава величия и похвалы?! Аллах! Он тот который и землю сотворил из ничего. Творение это не то - чтобы просто присоединить к друг другу различные уже существующие элементы, но творение есть сотворение из пустоты, из ничего. Аллах Он тот, который сотворил, еще до сих пор, непостижимую для человека прекрасную и таинственную землю из ничего, из пустоты! Он сотворил землю и населил её сонмом всевозможных живых тварей, в том числе, и самого человека. Если не Ему, непостижимому Творцу не возносить славу, величие и похвалу, то кому же еще?!
Да, вся слава величия и хвала только Аллаху: «сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными». Ангелы, они особые твари Творца Могучего. В других аятах сообщается об их природе, обязанностях и других особенностях. В этом аяте сообщается, что ангелы могут иметь крылья двойные, тройные и четверные. Мы под обладателями крыльев разумеем, птиц, у которых два крыла. Но вот оказывается, ангелы могут обладать и большим количеством крыльев. Однако, подлинное строение ангелов знает только Аллах, их сотворивший. Посланником Аллаха, Творца Великого к людям, был архангел Джабраиль (Гавриил) (ас), который приносил людям откровения от Него. Он являлся посланнику Мухаммаду (ас) в различных видах. Согласно достоверным изречениям Мухаммад (ас) видел архангела Джабраиля (ас) в его подлинном виде дважды. В первый раз он видел его когда спускался с пещеры на горе Хира, стоящего в долине и закрывающего небо крыльями. Второй раз видел в ночь вознесения – мирадж. Тогда было сказано, что Джабраиль обладает шестьюстами крыльев, каждое из которых равно по протяженности расстоянию от востока до запада. Отсюда выходит, что такие ангелы могут обладать крыльями и более четырех. Поэтому в аяте говорится: «Он увеличивает в творении, что Ему угодно». Однако это положение, возможно, касается не только ангелов, но и всех Его творений. Во истину во вселенной все живое и мертвое сотворил Аллах и Он, творящий из пустоты, волен и увеличивать или уменьшать в своих творениях все что Ему угодно.
2. Что откроет Аллах людям из Своей милости, - для этого не будет удерживающего, что Он сдержит, - тому нет посылающего после Него. Он - великий, мудрый!
Аллах, да превознесется имя Его над мирами, Милостив, никто не знает границ Его милосердия. Проявление Его милости – великое множество! Их невозможно сосчитать: - жизнь, здоровье, процветание, все виды удела человеческого во всей их палитре. Аллах широко распахнул двери своей милости для людей. «Что откроет Аллах людям из Своей милости, - для этого не будет удерживающего». Никто не может запретить и удерживать блага Аллаха к людям. Посему необходимо уверовать в Аллаха, служить Ему, руководствуясь Его учением. Тогда можно будет воспользоваться всеми благами Аллаха на прямом пути, не стыдясь и не воздерживаясь. Если не оценивать милости Его по их достоинству, если не возносить благодарность Ему, то дело может обернуться другим образом. «Что Он содержит, - тому нет посылающего после Него». Вот тогда будет чрезвычайно трудно. Что будет если Аллах удержит одну из своих милостей? Например: воздух или воду – кто подаст их вместо Него? «Он Великий, Мудрый!». Аллах – Велик – Он укрощает и побеждает. Он делает, что пожелает. Аллах – Мудр, Он все делает по своей мудрости. Имам Муслим передает. Изрек посланник Аллаха: Каждый человек должен признать: - «все мы твои твари о Господи наш! Что Ты дашь – никто не запретит и не удержит и, что Ты удержишь, - того уже никто не даст!». Но если это так:
3. О люди, помните милость Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха? Он посылает вам удел с неба и земли. Нет божества, кроме Него! До чего вы обольщены!
Аллах по своей милости дал людям бесчисленные блага. Человек фактически со всех сторон окружен ими. Человек сам – его и ложь, ум, чувства и все до последней волосинки – милость Аллаха. Все. что влияет на чувства человека и не влияет. – все это блага Аллаха! И давший все это даром человеку, Аллах говорит сотворенному Им человеку, требуя одного: «О люди, помните милость Аллаха к вам!». Помните! И всего лишь. Аллах дал вам в удел воздух, вы им дышите. Аллах дал вам в удел воду, - вы её пьете и используете для своих потребностей. Аллах дал вам в удел пищу – вы используйте её и живете. Вы еще можете вспомнить многое из его благодеяний. Потом найдите ответ на следующий вопрос: «Если какой-нибудь творец, - кроме Аллаха?». Если есть – скажите кто он! Скажите: - вот такой-то питает меня, такой-то подает воздух, такой-то подает воду и пищу. Но вы этого никогда не скажите – потому что, кроме Аллаха нет никого подающего все это! Но если это так – то очевидно: «нет божества, кроме Него!». Так обязан ли человек слушать, питающего его Аллаха и поддерживающего его существование? Так должен ли он признать, что нет никого кроме, Аллаха достойного поклонения?! О: «До чего вы обольщены!». О люди! Куда же вы идете, отвернувшись от своего истинного Создателя Аллаха, отвернувшись от служения и поклонения Ему? Куда вы идете, отвергнув Его совершенную религию Ислам?!
В следующем аяте Аллах ободряет своего посланника (ас), призывая его не обращать внимание на насмешки язычников.
4. Если они считают тебя лжецом, то считались лжецами посланники до тебя, и к Аллаху возвращаются дела.
То, что неверные выдают пророков за лжецов – дело не новое. Это они делают с давних времен.
Когда творящий небеса и землю из пустоты, Великий, Сильный и Мудрый, питающий их Творец посылает от Себя посланника, чтобы он указал им путь спасания, они отвергают его выдав за лжеца. Поэтому: – «Если они считают тебя лжецом, то считались лжецами посланники до тебя», - изрекает Аллах Всевышний. И не стоит печалиться по поводу такой ситуации. Поскольку они не знают Аллаха, не признают Его благ и милостей к ним, то отрицание Его посланников уже вполне в духе всего их прочего. Однако неверные, несмотря на их всевозможные дела, пусть не думают: - «да ничего не будет!». Ведь:«И к Аллаху возвращаются все дела». Вернутся к Аллаху все происки неверных, их выдавания пророков, в частности Мухаммада (ас) за лжецов. И тогда Аллах по своей мудрости их накажет. Пусть же никто этого не упускает из вида.
5. О люди, ведь обещание Аллаха - истина, пусть же тебя не обольщает ближайшая жизнь, пусть не обольщает тебя обольститель об Аллахе!
О люди не увлекайтесь проходящим и временны, не будьте беспечными: «Ведь – обещание Аллаха - истина». Если Он обещал, что день Страшного суда будет, – то это означает, он будет непременно. Если Он обещает, что воскрешение из мертвых будет, - стало быть оно будет обязательно. Если Он обещает, что каждому человеку будет вручена книга расчета за всю его жизнь, – то означает, что книжку расчета каждый человек непременно получит. Если Он обещает что неверные, язычники, лицемеры, бунтовщики и грешники всех мастей пойдут в огонь геенский – истинно так оно и будет! «… пусть же тебя не обольщает ближайшая жизнь». Не обольщайся прикрасами и завлечениями этого мира, не обманись! Не променяй жизнь вечную за утехи ничтожные! «Пусть не обольщает тебя обольститель об Аллахе». Здесь под «обольстителем» подразумевается – Шайтан. Он же Азазиль (Веельзекул) князь бесовский. Шайтан более всего обольщает и завлекает людей, нашептывая им: «Не теряйся! Бери всё пока можешь. Ешь, пей, гуляй. Аллах прощающ!» Отсюда мы можем видеть, что используя провозглашенные Аллахом милосердие и прощение, – Шайтан обольщает людей не боятся греха и жить по пути удовлетворения низменных страстей. По истине, благими пожеланиями выстлана дорога в ад!
6. Поистине, сатана вам враг, считайте же его врагом! Он зовет свою партию, чтобы оказаться им обитателями огня.
Не может быть никаких сомнений, что Шайтан отъявленный враг человека, враг вечный! Он сам об этом прямо сказал. И Аллах это неоднократно констатировал. И вот и в этом аяте Аллах Всевышний прямо говорит: «Поистине , сатана вам враг!». Это фактически аксиома – истина не требующая доказательств. Можно и не удивляться вражде Шайтана против человека. Достойно удивления, что человек держит в Себе Шайтана – за друга! Прекрасно зная неизменно кипучую вражду Шайтана против него, он тем не менее исполняет его наущения, прямо таки бежит выбивая пыль на его обольщения. О люди! Неужели не можете постичь такую простую истину? Коль скоро Шайтан – он враг – так и держите его за врага себе: «Считайте же его врагом!». Смотрите на него как на врага, укрепляйте оборону против него и не верьте его обольщеньям. Ибо: «Он зовет свою партию, чтобы оказаться им обитателями огня». И если последуешь его зову, то адские молот и наковальня, пылающие тебе обеспечены.
7. Тем, которые не веровали, для них - сильное наказание. А тем, которые веровали и творили благие дела, для них - прощение и великая награда.
Тем кто составит партию Шайтана, и не исполнит повеления Аллаха, – им лютое наказание. Тем же кто воевал с Шайтаном и шел путями Господа своего, творя добрые дела, - им прощение, и райские обиталища.
В следующем аяте дается описание того, каким образом происходит следование Шайтану.
8. Разве тот, кому украшено его злое деяние, и он увидел его прекрасным... Поистине, Аллах сбивает с пути, кого хочет, и ведет, кого хочет. Пусть же не исходит твоя душа скорбью по ним. Поистине, Аллах знает, что они делают!
Шайтан демонстрирует человеку его греховные подвиги – прекрасными. Вот широкие врата – во все наихудшее, греховное. Рабы Шайтана видят все свои дела – прекрасными. И человек сам, изумляясь и восхищаясь своим делам, которые он видит все более и более великолепными – погружается в них с головой. Он уже не видит и не замечает своих ошибок и грехов. Указывающих на них считает за своих врагов, а тех кто, скрывая его ошибки – хвалит. держит за друзей. Постепенно, шаг за шагом, он становится человеком, идущим «единственно» верным путем и чувствует себя прямо таки великим. На самом же деле, Шайтан оседлал и взнуздал его окончательно. Куда он направит – туда и идет человек. Как можно оценить такого раба своего же врага? «Разве тот кому украшено его злое деяние, и он увидел его прекрасным».
Поистине относительно человека, которому его злое деяние кажется хорошим, можно сказать любые ругательные слова. Разве с такого человека выйдет что-нибудь доброе? Может ли такой человек быть равным верующим? Если не такой человек будет ввергнут в огонь адский, то какой же еще? «Поистине, Аллах сбивает с пути кого захочет, и ведет, кого хочет». И даже этот грешник, которому Шайтан украсил его дела не выйдет за пределы желания Аллаха. «Пусть же не исходит твоя душа скорбью по ним. Это бесполезно, они люди законченные: Поистине, Аллах знает, что они делают!». И по их делам в день Суда воздаст им должное.
9. Аллах - тот, кто посылает ветры, и поднимают ими облако; и погнали Мы его в мертвую область и оживили этим землю после смерти. Так и воскресение!
В этом аяте присутствует знамение воскрешения мертвых. Иссохшая земля лежит мертвой. Видящий, эту мертвую землю человек, не может порой поверить в её оживление. Однако, когда Аллах нагонит тучи и оросит эту мертвую землю обильным дождем – она оживет. Земля набухает и произрастает зелень. Таковы же и мертвые люди. Закопанные в могилы, они гниют и превращаются в прах земной, кажется, что они не смогут уже ожить никогда. Однако, когда придет обетованное Аллахом время, подобно произрастающей зелени, мертвые люди ожив, выйдут из могил.
10. Кто желает величия, то у Аллаха все - величие; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им - сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром.
Человек во все времена и, даже, после своего вторичного оживления будут искать величия, силы, счастья и победы. Все рвутся к этому – это стремление никогда не прекращается и не завершается. Каждый будет стремиться к этому своим путем. Однако, прежде чем к чему-то стремиться, нужно узнать где оно находится. Итак, где находятся величие, сила и счастье, к которым стремятся сыны Адама? Под ногами ли идолов и истуканов? Или в хранилищах луны и солнца? Или они выдаются по приказанию какого-нибудь сына человеческого? «Кто желает величия, то у Аллаха все - величие». И ни у кого его больше нет, ни в каком виде, даже немного. Ищущие величия вне Аллаха – они теряют время напрасно. Кто хочет добиться величия в двух мирах – тот пусть исполняет повеления Господа своего. Да, только следующие путем, предначертанным Аллахом приблизятся к Нему и достигнут цели. Если даже он на половине пути свернет в сторону – он заблудится. Как можно приблизиться к Аллаху? «К нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает». Итак, к Аллаху восходит доброе слово. Доброе слово, это – слово свидетельства веры, слово: - альхамдулиллях (Слава Аллаху!!!!), СубханАллах! (Хвала Аллаху!), Аллаху Акбар! (Аллах Превелик!). Это поминание Аллаха, призыв к Нему, чтение Корана, и все слова благочестия. Эти слова восходят к Аллаху. То, что в аяте означено выражением: «дело благое». имеет несколько значений. Первое: «Благое дело Аллах поднимает к себе». Второе: «Благое дело поднимает доброе слово к Аллаху». Третье: «Благое дело поднимается добрым словом к Аллаху». Все эти три значения взаимодополняют друг друга. Если Аллах Сам не примет, и Сам не поднимет, никакое благое дело никто не поднимет никуда. Доброе слово должно быть словом Веры и Ислама, то есть словом веры и покорности. В противном случае ни от кого, никакое доброе дело не будет принято и возвышенно к Аллаху. Поэтому человек ищущий величия и достоинства в двух мирах пред Аллахом, должен попросить у Него помощи и, сказав доброе слово, тут же исполнить за ним дело благое. Имам ибн Касир в своем толковании слов: «дело благое, которое Он возвышает», от Али ибн Абу Талха ибн Аббаса приводит предание: «Доброе слово» - это поминание Аллаха, оно будет возвышенно к Нему. «Дело благое» - исполнение приказаний Аллаха. Кто помянет Аллаха и затем исполнит приказание Аллаха, то это поминание вознесет его деяние к Аллаху. Кто же помянет Аллаха, но приказание Его не исполнит, то поминание будет связано этим недеянием.» Также, Мушахид сказал: «благое дело возносит доброе слово».То же самое говорили: - Абул Алия, Икрима, Ибрахим ан-Нахаъий, аз-Заххок, ас-Суддий, ар-Робийъ ибн Анас, Шахл ибн Хушоб и другие. Ийас ибн Муавия ал-Козий сказал: «Если бы не было благого дела – доброе слово не вознеслось бы». Ал-Хасан и Катода сказали: «Доброе слово принимается только с делом благим». «А те, кто ухищряются в злых деяниях, им – сильное наказание». Те, которые ухищряются в злых деяниях они тоже ищут – величия, славы и побед. Но ищут они их посредством ухищрений и злых дел. Но естественно, добьются великого наказания. Потому что, ухищрения и злые дела не восходят пред Аллаха Всевышнего. «А хитрость этих пропадает даром». Канет в ничто, к Аллаху не взойдет. Теперь далее в аяте речь пойдет о сотворении человека.
11. Аллах сотворил вас из праха, потом из капли, потом сделал вас парами. И носит самка и слагает только с Его ведома. И добавляется жизнь долголетнему, и сокращается его жизнь только по книге. Поистине, это для Аллаха легко!
Жизнь – это величайшая тайна мира! Наличие души у тварей и в частности у человека – головоломка! Никто в сущности не знает, что из себя представляет эта самая душа и жизнь. Это знает только Творец жизни – Аллах. Все человеческие усилия на этом поприще никаких результатов не дали и не дадут. Как была душа великой тайной, такой тайной она и остатся по сей день. Каждый чистосердечный, размышляющий человек, поразмыслив над этим таинственным вопросом должен раскаяться в грехах и уверовать в Аллаха. «Аллах сотворил вас из праха, потом из капли, потом сделал вас парами». В сущности – основа человека – прах земной. Прах земной – не имеет жизни. Человек, однако, имеет живую душу. Каким образом сотворенный из мертвого праха человек обретает душу? Если первой ступенью сотворения человека является – прах земной, то второй ступенью является – капля, одна капля презренной влаги. Мертвый прах – преображается – в живую каплю. Каким образом в каплю входит жизнь? Почему жизнь не входит в другие вещи? Капля очень малая вещь, однако из неё человек сотворен парой. Кто определил иметь этой ничтожной капле свойства мужского или женского? На эти все вопросы есть только один верный ответ: «Аллах!». Других ответов в природе просто не существует. Если существует, то пусть скажут знающие. Пусть они скажут конкретно, что вот такой дал праху земному – душу живую, а этой капле дал свойства мужского, а той - женского начала. Но этого никто и никогда не скажет! Если бы такое было возможно – уже сказали бы. Свидетельствуем: «все молчат как могилы!». А поэтому – тот, который ввел в прах земной живую душу сделал его человеком – Аллах! Давший – капле – семени свойство мужского или женского – Аллах! «И носит самка и слагает только с Его ведома». И не только женщины, но и все твари женского пола – звери, птицы, рыбы все видов – все они рождают с ведома Аллаха, то. что Ему угодно. Все это производные функции жизни. Все это происходит по таинственной, непостижимой мощи Аллаха, Его позволения, Его знаний. «И добавляется жизнь долголетнему, и сокращается его жизнь только по книге». Это сказано не только о жизни человека, но и всего живого вообще. На свете жизнь всех тварей земных – по расчету Всевышнего! Кому жить долго – кому кратко, все в Скрижали Хранимой, что перед Аллахом, записано. «Поистине, это для Аллаха легко!». Да, конечно для Всемогущего Аллаха чрезвычайно легко сотворить человека сначала из праха земного, затем из капли семени, затем затем парами, затем знать. что носит самка и когда она родит, и сделать жизнь твари длиной или короткой записанной в книге. Аллаху это чрезвычайно легко! Он Всемогущ
12. Не могут сравняться два моря: это - сладкое пресное, приятное для питья, а это - соленое, горькое; из каждого вы питаетесь свежим мясом и извлекаете украшения, в которые облекаетесь. И ты видишь там суда рассекающие, чтобы вы могли искать Его милости, - может быть, вы будете благодарны!
Мощь Аллаха Всевышнего можно видеть в любой точке мирового океана. В морях реках можно видеть много знамений могущества Его: «Не могут сравниться два моря». В аяте сказано, что не могут быть равными два моря. Имея в виду широкое значение некоторых слов в арабском языке под двумя морями можно понять реку и море, потому что в аяте одно из них пресное, другое – соленое. Как известно пресная вода годна для питья бывает в реке. И река, и море содержат в себе достаточно большие объемы воды, и вода рек постоянно стекает в моря. Но при этом, пресная вода рек не становится соленой. Итак, кто это установил? Кто сотворил воду из ничего? Кто сотворил моря, наполнив их водой? Кто постоянно поддерживает их в том положении, в каком они есть? Кто сотворил реки, текущие водами? Кто установил, чтобы стекающая в моря пресная вода рек не становилась соленой, а соленая вода не становилась пресной? Несмотря на то что вода рек и морей резко отличается друг от друга по составу: «… из каждого вы питаетесь свежим мясом и извлекаете украшения, в которые облекаетесь». И это удивительно! Из одного источника воду человеку пить можно, из другого – нельзя, но из обеих он может добывать и есть свежее мясо. И добывать себе украшения! Итак, кто же, спрашивается премудро установил так, чтобы и в реке и в море водились всевозможные рыбы, употребляемые человеком в пищу? Почему в двух различных, отличающихся друг от друга, средах водятся одинаковые рыбы? По чьей воли это происходит? Кто тот, кто в разные воды ради пользы человеческой бросил кораллы и жемчуг? Только Аллах! Надо об этом только хорошенько по совести поразмыслить и уверовать в Господа миров. «И ты видишь там суда рассекающие, чтобы вы могли искать Его милости». И это яркое знамение мощи Аллаха. Кто же сотворив реки и моря и установил в них условия, позволяющие по ним плавать кораблям? Кто сотворил материалы, держащиеся на плаву, из которых строятся суда? Несомненно, Премудрый Аллах! Надо об этом только хорошенько по совести поразмыслить и уверовать в Господа миров! Поэтому в конце аята говорится: «может быть, вы будете благодарны!». Конечно же моря и реки, и них свежее мясо, и жемчуг, и кораллы – все это великие блага Аллаха человеку, который имеет возможность плавать на судах по водам, ради торговли и других различных целей. Пользуясь всем этим, не должен ли человек возносить благодарность своему Мудрейшему Творцу во имя своего же блага? Ведь неблагодарным бывает только неверный. У Аллаха еще много других благ дарованных Им человеку:
13. Он вводит ночь в день, а день вводит в ночь; Он подчинил солнце и луну - все движется до определенного предела. Аллах - Господь ваш; Ему принадлежит власть, а те, кого вы призываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей.
Блага, дарованные Богом человеку, окружают его со всех сторон, он буквально в них купается он ими пронизан насквозь! «Он вводит ночь в день, день вводит в ночь». Одно из великих благ Аллаха человеку периодическая, равномерная смена дней и ночей. Кто сотворил и установил это чудо и диво? Кто дал возможность человеку воспользоваться этим для пользы своей? – Только Аллах! Стало быть – нужно человеку исповедовать Его и поклонятся Ему как это Он повелел! «Он подчинил солнце и луну». Невозможно представить себе жизнь человека без солнца луны и трудно переслить сколько пользы они приносят. Итак, кто сотворил луну и солнце и позволил человеку воспользоваться их деятельностью, столь удивительно многообразной?! Истинно, только Аллах! И луна и солнце: «все движется до определенного предела». По своей установленной орбите до дня Страшного Суда луна и солнце будут двигаться непременно! Известно – движение само по себе не возникает, - нужна начальная энергия. Итак, кто запустил луну и солнце по их орбите и питает их движущей энергией? Истинно, Могущественный и ничем не ограниченный Аллах! «Аллах – Господь ваш». Все эти дела, дело рук Аллаха - Господа вашего – О люди! Исповедуйте Его и служите Ему. Поклоняйтесь Ему и знайте: - «Ему принадлежит власть». Вся власть в двух мирах и мировой закон – в Его деснице, – Нет никого подобного Ему! «А те, кого вы призываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей». В обычае арабов всякую ничтожную вещь сравнивать с кожицей, вернее, пленкой на финике. И в Коране Аллах для облегчения понимания сути дела говорит, что идолы, которым поклоняются арабы язычники, не владеют властью даже в меру такой ничтожной вещи как кожица на плоде финика. То есть, никакой реальной, чего-то значащей властью они не обладают. Кроме как к Аллаху, ни к кому нельзя обращаться с какими-то просьбами, надеждами, ибо вся власть у Него.
14. Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день воскресения они откажутся от вашего многобожия. Никто не даст тебе вести так, как знающий!
Люди несколько не поразмыслив, обращаются за помощью к кому попало, и им еще поклоняются. Если бы они хоть немного вникли в суть дела, они могли бы найти истину. «О язычники! Если вы знаете их, они не слышат вашего зова». Да и откуда, каким образом могут слышать выделанные рукой человеческой боги и идолы из дерева, камня и обыкновенной грязи? И если бы вы даже эти ваши мертвые идолы имели способность слышать как живые люди, то и тогда они не смогли бы ответить и удовлетворить вас. В конце – концов каким образом твари (мертвые!) подобные вам смогут ответить на ваши просьбы и дать вам то, чего вы просите?! Неужели вы не видете их сверх жалкое состояние? И если вы надеетесь, что они в день Суда помогут вам то знайте: «…, а в день воскресения они откажутся от вашего многобожия». Когда Аллах в день Суда спросит у идолов: - «говорили ли вы вот этим людям, чтобы они поклонялись вам?». Они немедленно отрекутся от них. «О Господи наш», - скажут они – «никогда ничего подобного мы не говорили им!». «Никто не дает тебе вести, как Знающий!». Да, никто кроме всезнающего Аллаха, не известит тебе о подобных вещах!
15. О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен.
В аяте Аллах констатирует нужду людей в Аллахе. Именно по причине того, что люди не осознают эту истину, они забывают, что они рабы Его. И в конечном итоге образуется другая головоломка. Вот поэтому Аллах и говорит людям: «о люди, вы нуждаетесь в Аллахе». Да, каждый человек постоянно нуждается в Аллахе – и когда он приходит мир, и даже тогда, когда он просто вдыхает и выдыхает. Если Аллах не удовлетворит человеческую потребность в дыхании – то человек тут же погибнет. То же самое – в потреблении пищи, воды и в отправлении естественных от потребностей. И абсолютно все остальное можно привести к такому же общему знаменателю. Одна из самых великих насущных потребностей человека – обрести счастье в двух мирах. По этой необходимости был послан посланник Мухаммад (ас), была ниспослана программа Аллаха: – Достославный Коран. Аллах удовлетворит и эту нужду человека, если он последует руководству Его и будет поклонятся Ему. Необходимо знать – каждый служит и поклоняется Аллаху, исключительно ради себя и более никого. Аллах не нуждается ни в чьем поклонении, кто бы он ни был. Потому что: «Аллах Богат, Преславен». Аллах ни в ком не нуждается, но – все нуждаются в Нем. Аллах не нуждается ни в чьей похвале – Он сам по себе Преславен.
16. Если Он пожелает, то уведет вас и приведет новое творение.
Если вы упорно будете пребывать в неверии, если вы упорно будете продолжать отвергать Коран и посланника (ас), то Аллах сотрет вас с лица земли и на ваше место приведет народ, который будет исповедовать Его по чести и достоинству.
17. Это для Аллаха не трудно.
Для Аллаха не существует трудных дел, – Он Всемогущ! То что люди отвергают веру в Аллаха и грешат – они вредят сами себе, те кто веруют и покоряются Ему – они найдут спасение.
18. Не понесет носящая ношу другой: если и позовет отягченная понести ее, не понесут у нее ничего, хотя бы и был это родственник. Ты увещаешь тех, которые боятся Господа своего втайне и простаивают молитву. А кто очищается, тот очищается для самого себя, и к Аллаху возвращение.
Каждый ответит за себя. Каждый человек в полном соответствии своим делам будет вознагражден или наказан. Никто не будет отвечать за кого-то. Ничей грех не будет взвален на другого. «не понесет носящий – ношу другой». Каждому будет довольно ноши своей «если и позовет отягченная понести её, не понесут у неё ничего, хотя бы и был это родственник«. Если в день Возмездия кто-то крайне отягченный грехами , желая облегчиться позовет на помощь родственника, тот нисколько сам не поможет. Потому что этот родственник сам будет в три погибели согнут, вернее. погребён под бременем своих великих ли малых ли грехов, неподъемных его силам. О посланник (ас), ну коль скоро дело обстоит так, не печалься о грехах неверных. Они понесут свою ношу сами. «Ты увещаешь тех, которые боятся Господа своего в тайне и простаивают молитву». Да, ты оповестишь только тех, которые не видя Господа своего, исповедуют Его и исполняют искрннюю молитву, страшась Его наказания. То, что в душе не исполняющих молитву не войдет назидание спасительное, - можно увидеть уже из этого аята. О, да посланник (ас), не обижайся на мерзости беззакония неверных: «А кто очищается, тот очищается для самого себя». Не ради тебя, не ради Аллаха, и не ради кого-нибудь ещё, но только ради себя: «… и к Аллаху возвращение». И верующий и неверный вернутся только к Господу Своему и ни к кому более. И тогда Аллах представит каждому его расчетную книжку. Неверный пойдет на вечное наказание, верующий на вечное блаженство.
19. Не сравнится слепой и зрячий,
Как не могут сравниваться слепой и зрячий, так не смогут сравниваться верующий и неверный.
20. мрак и свет,
Как не могут сравниваться мрак и свет, так не смогут сравниваться верующий и неверный. Вера – есть свет, а неверие – мрак.
21. тень и зной.
Вера это – прохладная тень, а неверие – пылающий зной. Прожившие жизнь в прохладе веры войдут в райские сады, прожившие жизнь под зноем неверия – войдут в пылающие адские печи.
22. Не сравнятся живые и мертвые: ведь Аллах дает слышать, кому желает, а ты не заставишь слышать тех, кто в могилах:
Вера – суть, жизнь, а неверие – смерть. Верующие - живые, а неверные – мертвые.
Как не равны друг другу живые и мёртвые, так не равны друг другу верующие и неверные. «ведь Аллах даст слышать, кому желает». Аллах кому пожелает даст услышать свое слово спасительное. «… а ты не заставишь слышать тех, кто в могилах». Отвергшие призыв посланника Аллаха(ас) похожи на мертвых. Ты, о посланник, не заставишь их услышать призыв Аллаха. Поэтому не горюй о участи неверных.
23. ты - только увещатель.
О посланник (ас), твой долг только известить людей. Наставить их на путь прямой, дело Господа Твоего.
24. Мы послали тебя с истиной вестником и увещателем. Нет никакого народа, в котором не прошел бы увещатель!
О посланник (ас) Мы отправили тебя с религией истины и с писанием истины, благовестником к верующим и устрашителем и огласителем к неверным. Твоя пророческая миссия не новость, но дело обычное. Во всей истории человечества: «нет такого народа, в котором не пришел бы увещатель!». К каждому народу был послан подобный тебе глашатай воли Всевышнего. Между этими глашатаями и теми прошедшими народами происходили всякие события.
25. Если они сочтут тебя лжецом, то ведь считали лжецами и те, кто был до них. К ним приходили их посланники с ясными знамениями, и с писаниями, с книгой просветляющей.
О Мухаммад (ас), если неверные считают тебя за лжеца, не сокрушайся, это дело для неверных обычное. «Если они сочтут тебя лжецом, то ведь считали лжецами и те, кто был до них». У неверных не было права отвергать и тебя и тех прежних пророков. Те прежние пророки в подтверждение своих пророческих миссий , представляли ясные божественные знамения, некоторые из них пророчествовали без Писания, другие пророчествовали с Книгой Света спасения. Эти книги: Забур (Псалтырь), Таврот (Тора), Инжиль (Евангелие). Несмотря на это неверные объявили их лжецами.
26. Потом схватил Я тех, которые были неверными. И каково было Мое негодование!
Неверных всех прежних народов Аллах в конечном итоге поразил сокрушительным наказанием. Это общее правило. Поэтому Аллах и восставших против Мухаммада (ас) непременно приведет к тому же. Аллах завершает аят словами на устрашение: «И каково было Мое негодование!». Воистину Негодование Аллаха против деяний неверных было страшным и убийственным – это известно всем. Поэтому все поздние народы пришедшие после них, взяв их себе в назидание, должны вести себя так, чтобы не попасть под смертельную угрозу гнева Всевышнего. В следующих аятах внимание читателя привлекается к природным знамениям могущества Всевышнего.
27. Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду; ею Мы извели плоды различных цветов. А в горах есть дороги - белые, красные - различных цветов, и вороные - черные.
в этом аяте Аллах призывает обратить внимание на некоторые бросающиеся особенности природы. «Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду». Само низведение воды с небес – знамение могущества Аллаха. Все воды Аллах низвел с небес. Иногда Он проливает в виде дождя, иногда в виде снега. В конечном итоге вода выходит в виде родников, колодцев, рек и озер, и все питается его, в том числе и растения. «… ею Мы извели плоды различных цветов». Всюду одна вода и одна земля, но на плоды различных цветов и форм и вкуса произрастающие из них, человек не обращает внимание, хотя на самом деле, это ли не изумительноя, яркая демонстрация могущества Творца Аллаха? Художник в рамках таланта дарованного ему Богом, рисующий в цветах и формах отдалённо напоминающих природные , превозносится до небес. Проводятся выставки произведений рук человеческих, обращается внимание всех прочих на якобы особый неповторимый талант художников, - эти картины раскупаются, - художникам дают награды. – Аллах - Истинный Величайший Творец забывается, остается в стороне, тот главный , который все это сотворил из небытия. В Него не веруют, хотя все многоцветие и разнообразие природы – мощнейшее знамение Его непостижимого могущества. «А в горах есть дороги белые, красные – различных цветов, и вороные - черные». Различных цветов бывают не только плоды растений, но колосальные, величественные горы. Дороги проходящие по ним бывают разных цветов и оттенков. – от белых и красных, до абсолютно черных, как ворон. Все это яркая демонстрация неограниченных возможностей Его Всевышнего Бытия. Пока еще речь идет не о сотворении многоцветных плодов и гор, но только их цветов. Если их не расцветил Творец Аллах – то кто же? Откуда также разнообразие всевозможных цветов и оттенков?! У кого хватит сил все это раскрасить? Аллах! – Возблагодарим же и преклоним перед Ним колени!
28. И среди людей, и животных, и скота - различные цвета. Так! Ведь боятся Аллаха из Его рабов знающие; поистине, Аллах велик, прощающ!
От красок гор и растений внимание переключается на мир красок живого. Цвета людей различны, хотя все они живут на одной земле. У всех людей есть руки, ноги, голова и тело. Все едят и пьют и дышат одним и тем же воздухом, но цвета их разные, – это сделано по воле Всевышнего. – это чудное знамение Его могущества и приглашение к размышлению. Точно также домашние и дикие животные раскрашены во все цвета радуги. Только это одно, помимо чуда сотворения всех этих животных, есть великое знамение непостижимой мудрости Аллаха, делающего всё, что пожелает. Человеку основательно размышляющему над этими явлениями, невозможно не прийти к вере в Единого. Человека пришедшего к Единому, можно причислить к людям разумным. Ибо: «Так! Ведь боятся Аллаха из Его рабов знающие». Только тот человек, который используя данные ему Богом разум и чувства, видит, изучает размышляет, и признает знамения Его в окружающей нас природе, и на основании этого боится Его, – истинно тот может считаться знающим. Если же человек используя данные ему Богом чувства и разум, изучил все и вся окружающей его природы и не нашел Его, и не убоялся Его, то он понапрасну растратил свою жизнь, ибо он невежа классический. Абдуллох ибн Аббас говорил: «Знамение не в многословии, но в степени богобоязненности!». Имам Хасан Басри говорил: «Знающий это - тот, который боится Бога еще не видя Его. Он интересуется тем, к чему приглашает Он, Он избегает того, что Он запрещает», сказав это он прочитал аят: «Ведь боятся Аллаха из Его рабов - знающие». «Поистине, Аллах Велик, Прощающ!». Аллах – Единый Победитель! Он делает всё что пожелает!
Он прощает по своей великой милости – всех кто вовремя раскаются и обратятся. – Он милостиво, снисходительно извиняет. После обращения внимания человека на знамения в природе Аллах говорит о том, что человек должен назидаться из откровений Его, служить Ему так как Он учит.
29, 30. Поистине, те, которые читают книгу Аллаха, и выстаивают молитву, и жертвуют из того, чем Мы их наделили тайно и явно, надеются на торговлю, которая не пропадет, чтобы Он мог полностью дать им плату и увеличить им Его милость. Поистине, Он прощающ, благодарен!
В этих двух аятах Аллах перечисляет некоторые качества верующих и награды, которые им даруются. «Поистине, те, которые читают книгу Аллаха». Читать книгу Аллаха – Коран – это не просто пробежать по тексту глазами и не просто прочитать на память вызубренное не пытаясь быть угодным Ему. Чтение Корана – это – внимательное, осмысленное изучение смысла аятов и непременное исполнение их повелений. Уметь читать книгу Аллаха – Коран – обязанность каждого верующего, кто может не умея читать Коран по его канонам. говорить, что он раб Аллаха? Еженедельное чтение Корана должно быть обязанностью каждого верующего. Алимы (Знающие) назидают, чтобы каждый простой человек ежедневно прочитывал 20 страниц Корана. Тогда в течении одного месяца будет прочитан весь Священный Коран. Итак, каждый верующий научившись правильно читать весь Коран, должен ежедневно читать из него по 20 страниц. Это – он должен сделать своей обязанностью. Да, чтение Корана – велико перед Всевышним и необходимо. Поэтому чтение Корана среди других дел поставлено на первое место. Как уже было сказано выше, истинное чтение, это – чтение ведущее к осмыслению читаемого и исполнению его в жизни. Поэтому после чтения Корана поставлено совершение молитвы «… и выстаивают молитву». Исполнение обязательной молитвы – основное достоинство верующего человека. Изрек посланник Аллаха (ас): «Разница между нами и неверными – обязательная молитва!».
«И жертвуют из того, чем Мы их наделили тайно и явно». Еще одно качество верующего – из полученного им от Аллаха достояния – выделять на путь Аллаха. Этим качеством всегда отличались мусульмане от всех остальных народов. И вот исполнившие все это: – чтение Корана, исполнение молитвы, выделение средств на пути Аллаха мусульмане, совершенно верно: «… надеются на торговлю, которая не пропадет». Ибо они сторговались с Аллахом и заключили и Ним договор, а таковые никогда не сталкивались и не столкнутся с застоем в своей торговле. «… чтобы Он мог полностью дать им плату и увеличить им Его милость». Таким образом эта торговля, которая никогда не потерпит убытка, но всегда принесет великую пользу. Занимающиеся такой торговлей люди – величайшие счастливцы! «Поистине, Он Прощающ, Благодарен!». Аллах бесконечно Прощающий Бог. Он простит грехи читающих Коран, совершающих молитву и жертвующих на путях Его. Аллах – Благодарен, Он определяет служения своих рабов и милостиво принимает их благодарности.
31. А то, что Мы внушили тебе из книги, это - истина, подтверждающая истинность того. что ниспослано до него. Поистине, Аллах о Своих рабах сведущий, видящий!
О Мухаммад! Книга, которую Мы внушили тебе – Истина. Другой не существует. Сам Коран и его учение и его решения – истины. Коран – «это истина, подтверждающая истинность того, что ниспослано до него». Коран подтверждает божественные книги ниспосланные Аллахом до него. Потому что и Коран и эти божественные книги ниспосланы одним Богом – Аллахом. «Поистине, Аллах о своих рабах Сведущий, Видящий!». Аллах более чем кто-нибудь, прекрасно осведомлен о делах своих рабов, ибо насквозь видит их и в свое время подведет итоги.
32. Потом Мы дали писание а наследство тем из Наших рабов, кого Мы избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха; это - великая милость!
Этот аят показывает, насколько высока степень достоинства мусульманского народа. Аллах говорит, что Он ниспослал мусульманам Книгу, как избранным из всех других народов наследникам,
«потом Мы дали писание в наследство тем из наших рабов, кого Мы избрали». Аллах Свое вечное чудо – Коран, – книгу истины, – отдал народу Мухаммада(сав) как наследство. Владеть таким наследством почетно и ответственно. Среди народа столь почетного и ответственного есть всякие люди: «… из них есть несправедливые для самих себя». Это бунтовщики, которые не осознают ни своей почетности, ни ответственности. В группе этих людей злые дела преобладают над добрыми. Они, не осознав своего особого положения, как наследников Книги Истины, чинят несправедливость самим себе. «Есть и умеренные», Алимы считают, что умеренные это те, которые исполняют прямые обязанности, избегают запрещенного, не делают некоторых нежелательных дел, и делают некоторые греховные, запрещенные дела.
«… есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха».
Это люди, которые исполняют прямые обязанности, и исполняют Сунну. Они хранят себя от запрещенного, сомнительного и греховного, и сверх того стремятся быть первыми в благодеяниях. «Это великая милость!».
33. Сады рая, в которые они войдут, украсившись там браслетами из золота и жемчугом; одеяния их там - шелк.
В оригинале буквально сказано – войдут в рай – Аден, - (библейский Эдем.) Аден – это особо великолепный рай. То есть, наследники достославного Корана – удостоятся высокой награды: «Сады рая (Аден), в которые они войдут». Они войдут в один из лучших садов рая, это - само по себе великая награда! О сколько людей не могут и приблизиться к нему! Но на этом награда для жителей Адена не завершится. Они не просто войдут в рай, но они будут там пребывать: «украсившись там браслетами из золота и жемчугом». К достоинству – достоинство, к чести – честь! Наслаждаясь в райских садах, они еще украсятся украшениями золотыми и жемчужными. «… Одеяние их там - шелк». Одежда на них в раю будет – шелковая.
34. И скажут они: "Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль!" Поистине, Господь наш - прощающ, благодарен!
Они стояли в день Страшного Суда, страшась адских наказаний. Когда вышло решение Аллаха – войти им в райские сады, они входя в них: «И скажут они: «Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль!». Нас покрыла печаль, когда мы в день Суда увидели адские наказания. Аллах решив вести нас в райские сады – снял с нас нашу печаль, и поэтому мы величаем и славим Его! «Поистине, Господь наш – Прощающ, Благодарен!». Величие и славу Аллаху, который по своим великим достоинствам ввел нас в райские сад! Затем они продолжая свои речи. 35. Он - тот, кто поселил нас в жилище пребывания от Своей милости; нас не коснется там утомление, не касается там усталость.
Аллах Всевышний по своей милости ввел нас в жилища вечности, в которых нас никогда не коснется ни усталость, ни утомление. Посему слава и хвала Аллаху! И в то время, когда исполняющие наследие Корана будут пребывать в садах радости и наслаждений, положение неверных будет диаметрально противоположным:
36. А те, которые не веровали, им - огонь геенны; их там не порешат, так что они умрут, но и не будет облегчено им это наказание. Так Мы воздаем всякому неверному!
Неверные будут низвергнуты в огнь геенский, на муку великую. О если бы они умерли там от страшных мучений, они избавились бы от них, но по воле Всевышнего они не умрут и будут мучиться вечно. Не нам мгновение их мука не уменьшится и не прекратится.
«Так Мы воздаем всякому неверному!».
Ни один из них не избавится от мучений убежав или умерев, и не одному из них мука не облегчится.
37. Там они вопят: "Господи наш, изведи нас, мы будем творить благое - не то, что делали!" Разве Мы не дали вам жизни, так что мог опомниться тот, кто вспоминал? И приходил к вам увещатель. Вкусите же, нет для несправедливых помощника!
Не выдерживая ужасных адских мучений, неверные начнут умолять Господа миров: «Господи наш, изведи нас!». В суетном мире они не желали признавать Аллаха – Господом, теперь же, они к Нему обращаются не иначе как: «Господи наш» выведи нас из этого огня: - «Мы будем творить благое – не то, что делали!». Теперь они уже не обращают внимание на мнения и слова, и не говорят: «Мы будем думать и говорить доброе», но говорят о том, что будут делать дела благие, ибо они уже поняли, что все решают добрые дела. Но их мольбы не будут приняты, их стоны и вопли не будут услышаны, но сверх того им будет возглашено уничтожительное: «Разве Мы не давали вам жизни, так что мог опомниться тот, кто вспомнил?». На что вы потратили вашу долгую жизнь? Почему вы не вспомнили в свое время о деянии доброго? Теперь ли, после столь долгой жизни, войдя в огнь адский вы рветесь творить доброе? Ведь: «И приходил к вам увещатель». Не приходил ли к вам, призывающий к спасению от казни ада – пророк?! Приходил! Однако, вы восстали и отвергли его, так чего же теперь вы мечетесь в отчаянии? «Вкусите же». Теперь все прошло, ничего уже не вернешь, горите же в огне и не мечитесь. «Нет для несправедливых помощника!». Вы угнетатели, и нет вам избавителя!
38. Поистине, Аллах сведущ в скрытом на небесах и на земле; Он ведь знает про то, что в груди!
Поэтому Он счел необходимым, ввергнуть неверных в преисподню.
39. Он - тот, кто сделал вас наместниками на земле; кто был неверным - против него его неверие; неверие увеличит для неверных у их Господа только ненависть; неверие увеличит для неверных только убыток!
Так сотворен мир – кто-то приходит, кто-то уходит, люди, народы, государства приходят наместниками друг другу. Необходимо из этой исторической преемственности извлечь назидание: – как жили эти люди и чем они кончили. Нужно ни в коем случае не повторять ошибок тех, которые будут гореть в огне. Надо идти по следам тех, которые творили доброе. Каким был их конец? Есть ли на этом пути общий канон? Есть! Вот он: «Кто был неверным – против него его неверие». Таково общее правило: - Кто не уверует – тот сам понесет злобу своего деяния. Таков опыт всех прежних народов. От начала основания мира до сегодняшнего дня никому еще неверие не помогло, но губило и губит постоянно и неизменно. «Неверие увеличит для неверных у их Господа только ненависть». Всякий неверный – найдет против себя только гнев Господа. Неверие только умножает гнев Господень. Неверные и в этом мире не найдут себе отрады, ибо: «неверие увеличит для неверных только убыток». Судя по всемирному опыту на сегодняшний день, неверие никому еще счастья не принесло, но несчастья приносит полно и стабильно. Каждый разумный человек должен извлечь из этого хороший урок на всю свою жизнь.
40. Скажи: "Видели ли вы ваших сотоварищей, к которым взываете помимо Аллаха? Покажите, что они сотворили на земле? Или у них есть участие на небесах? Или Мы даровали им книгу и они имеют ясное знамение от нее?" Нет! Обещают неправедные друг другу только обольщение.
Аллах Всевышний повелевает своему посланнику (ас) задать язычникам несколько обескураживающих вопросов. «Скажи: видели ли ваших сотоварищей, к которым взывается помимо Аллаха?». О язычники, вы поклоняетесь помимо Аллаха вашим идолам, известите: «Покажите, что они сотворили на земле?». О язычники покажите, что именно сотворили ваши идолы на земле предметно? И существует ли такой предмет на земле вообще? Чтобы заслужить поклонение необходимо обладать качествами Творца. Чтобы быть соучастником Аллаху, необходимо быть соучастником Ему и в творении и, хотя бы что-нибудь сотворить. «Или у них есть участие в небесах?». Или может быть они были соучастниками Аллаху в творении небес и того что на них? Если есть представьте эти их творения: - вот на таком-то небе, такую-то часть, или что-то на них сотворили такие-то идолы. «Или мы даровали им книгу и они имеют ясное знамение от неё». И в этой книге написано, что они являются соучастниками Аллаха? О нет, и ещё тысячу раз нет!!! Они ничего не сотворили на земле и нет у них никакого соучастия в творении небес. И не посылал им Аллах никакого писания и, соответственно, они не имеют никакого аргумента. «Обещают неправедные друг другу только обольщение». Неправедные язычники относительно великой пользы получаемой ими от их лжебогов только врут друг другу, как обычно, обещая выдумки, вроде: «Наши боги соучастники будут ходатайствовать перед великим Богом, будут помогать нам и т.д.». Аллах объявил ложной веру язычников в соучастников Его. Далее Он переводит тему к знамениям, демонстрирующим Его могущество.
41. Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него; Он ведь - кроток, прощающ!
Оставив в покое вопрос о сотворении из ничего небес и земли, и обратимся к вопросу о их устойчивом расположении в пространстве. Каким образом необъятные небеса во всей их совокупности бесчисленных тел, земля с её бесчисленными обитателями, – сохраняют устойчивое состояние в мировом пространстве, не потрясаясь и не разваливаясь? Но ясно ли, что весь этот изумительный непостижимый мир могущественно охвачен единым законом, установленным единым Творцом? Ученые говорят, что все держат силы гравитации, силы притяжения и отталкивания. Но ведь гравитация, она не причина, а следствие и вопрос возвращается всё к тому же: кто сотворил небесные тела, обладающие силой гравитации? «Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли». Ну конечно же, нет никого кроме Всевышнего, который мог исполнить такую немыслимую по масштабам затрачиваемой энергии работу! Да, если вдруг Аллах перестанет Ему только ведомым способом, поддерживать мир, – произойдет катастрофа Вселенной – она развалится! «А если бы они исчезли, то никто бы их не удерживал после Него». Да, и нет никого, кто бы мог кроме Всемогущества удержать Вселенную от развала. А если есть, то покажите нам его, о язычники! «Он ведь – Кроток, Прощающ!». Только поэтому Он, невзирая на то, что слабые люди восстают против Него, и исповедуют Ему соучастников, снисходительно не торопится их наказывать. И если все эти бунтари и неправедные покаются – Он тут же их готов простить.
В следующем аяте говорится ещё об одном – грехе неверных
42. И клялись они Аллахом - величайшей их клятвой: если придет к ним напоминающий, то они станут прямее, чем какая-либо община. Когда же пришел к ним увещатель, то добавил им только отвращение
Арабы язычники Медины бок о бок проживали с иудеями. Они были наслышаны об их истории. Они также более или менее знали историю христиан. Арабы изумлялись, что после того, как к иудеям и христианам пришли их пророки, они тем не менее сбились с пути. Арабы клялись, что если бы к ним пришел божий посланник, они бы непременно приняли его и не сбились бы с пути, как иудеи и христиане. В аяте Аллах напоминает арабам об их клятве, и что из этого вышло. «И клялись они Аллахом – величайшей из клятв: если придет к ним напоминающий, то они станут прямее, чем какая-нибудь община». Пришло время и Аллах Всевышний, как Он выводил пророков и других народов, вывел пророка и из среды клявшегося арабского народа. «Когда же пришел к ним увещеватель, то добавил им только отвращения». Когда глашатай воли Аллаха Мухаммад (ас) пришел к арабам, его явление только увеличило их отвращение от истины, и ничего более. Они позабыли о своих клятвах. Они отвергались от пророка, религии, веры, и книги Всевышнего, они взбрыкнулись от них вон! Они это сделали потому, что:
43. их превознесением на земле и ухищрением зла. Но злое ухищрение окружает только обладателей его. Никогда не найдешь для пути Аллаха изменения!
Причиной того, что язычники бежали прочь от учения пророка (ас) было то, что они превозносились и ухищрялись в сотворении зла. «Но злое ухищрение окружает только обладателей его». Отвращение язычников от посланника только им самим и навредило. Чего хотят добиться язычники, убегая от посланника Аллаха(ас), и превозносясь и ухищряясь в деяниях зла и мерзостей?! Чего они ждут? «Разве ждут они чего-либо другого, кроме пути первых поколений? Какой путь был проповедован прежним народам и вошел в обычай, точно такой же путь был предложен и арабам язычникам. Они как будто ожидают чего то. Они ожидают как прежние народы лишь гнева Всевышнего, и гибели от Него, – ведь таков был неизменный закон Всевышнего во все века. «Никогда не найдешь ты для пути Аллаха перемен». Другого закона, кроме закона Его не установишь. Древний закон Аллаха над неверными – уничтожение их. Таким образом и эти неверные будут уничтожены, и их спасение никак не возможно. Никогда не найдешь ты для пути Аллаха перемен». Всякий неверный должен быть уничтожен, – и другие решения невозможны.
44. Разве они не ходили по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них? Были они мощнее их силой, но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он - знающий, мощный!
События мировой истории должны быть для всех велисчайшим назиданием. Последующие поколения должны были воспользоваться опытом первых, но арабы язычники не пожелали воспользоваться этим опытом и повторили ошибки прежних, хотя очевидно все древние язычники погибли. «Разве они не ходили по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них?». Ходившие по многим землям арабы язычники видели места проживания прежних языческих народов, и видели чем завершилась их жизнь. Она завершилась – уничтожением их. И таких убийственных знамений на земле больше, чем достаточно. А ведь : «Были они мощнее их силой», но тем не менее они были сокрушены. И сокрушение этих – только вопрос времени. «Но Аллах ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле».
Бессилен человек сбежать от Всемогущего и Всевидящего, бессилен и обмануть, - все хитрости его перед глазами Аллаха, и все восставшие против воли Его – погибнут. «Он – Знающий, Мощный». Ему можно только каяться и сдаваться – другого пути нет и не будет вовек!
45. Если бы Аллах взыскивал с людей за то, что они приобрели, Он не оставил бы на ее поверхности никакого животного, но Он отсрочивает им до некоего названного срока. А когда наступит их срок... Аллах ведь видит Своих рабов!
в этом аяте всезнание Аллаха обнажено вопиюще. И несмотря на то, что Он знает более всех подноготную всех рабов своих, Он не торопится воздать им должное. У него свой план, свой божественный, непостижимый путь. «Если бы Аллах взыскал с людей за то, что они приобрели, Он не оставил бы на ее поверхности никакого животного». Не оставил бы в живых не только людей, но и животных. «Но Он отсрочивает им до некоторого названного срока». И до этого названного срока они будут есть и пить предопределенное и проживать свои дни. «А когда наступит их срок… Аллах ведь видит Своих рабов!». Тогда Он сам и решит, что Он присудит им.