36 ЙА СИН

Ниспослана в Мекке. 83 аята.

Эта сура получила такое название по двум буквам «Яяя» и «СИН» написанным в начале её. Есть много изречений посланника Аллаха(ас), посвящёных описанию многих достоинств этой суры. В большинстве из них говорится, что эта сура является сердцем достославного Корана, и поэтому это сура еще имеет имя – сердце Корана. Имам ал-Баззор Абдуллох ибн Аббас передает изречение посланника Аллаха Мухаммада(сав) «изрек посланник Аллаха (ас): «У всякой вещи есть сердце, сердцем Корана является – сура Ясин. Я бы желал, чтобы каждый мусульманин хранил эту суру в своем сердце»». Имам Малик и Имам ибн Хаббан от Жундаба ибн Абдуллоха (ра) передает изречение посланника Аллаха(сав). Изрек он: «Кто вечером прочитает суру Ясин в угоду Аллаху, того Он простит». Имам Ахмад, Имам Абу Дауд, Имам Носоий, Имам ибн Можа и Имам ал-Хаким от Маъкул ибн Ясара передают изречение посланника(ас). Изрек он (ас): «сура Ясин сердце Корана, кто надеясь на Аллаха и страшась дня Суда будет читать её, - обязательно получит прощение. Читайте эту суру над покойниками вашими». Воплощая эти изречения, посланника Аллаха(ас) в жизнь многие мусульмане заучивают эту суру наизусть и держат себе правило читать её ежедневно. Если к этому похвальному рвению будет добавлено знание смысла аятов и следование им, то наибольшая цель будет достигнута. Ведь не может быть, чтобы столько изречений посланника Аллаха(ас), призывающих читать её, были напрасны. Как и другие суры, ниспосланные в Мекке, сура Ясин основное внимание уделяет вопросам идеологии и убеждений, и в частности, вопросам воскрешения из мертвых, явления пророков и единства Аллаха (ас). В начале суры Аллах Всевышний клянясь мудрым Кораном возвещает, что Мухаммад (ас) является истинным посланником Его. Констатируется, что погрязшие в невежестве язычники курайшиты объявили Мухаммада (ас) – лжецом. Далее освещается история некого пророка посланного в селение и события, произошедшие между ним и населением этого посёлка. Этим самым дается пример того, что бывает с людьми, отвергающими посланников Его. В особой форме описывается как держал и вел себя, при этом событии уверовавший человек и каким удивительным образом завершилась его земная жизнь. Далее следует представление знамений, свидетельствующих о бытии единого Аллаха и бесконечном Его могуществе. Повествуется о оживлении иссохшей, мертвой земли, о знамении смены дня и ночи, о солнце, вечно вращающемся по определенному пути, и луне восходящей и нисходящей среди небесных созвездий. В суре также дано место описаниям дня Страшного Суда, его ужасов, воскрешения мертвых, их собрания на одной площади, их разделение на верных и неверных, и воздаяния им наград и наказаний.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

1, 2. Йа син. Клянусь Кораном мудрым!
Когда Аллах клянется чем-то, то это означает величание этого предмета, восславление его, и то, что на это необходимо обратить особое внимание . Аллах не даром клянется мудрым Кораном, Своим словом святым. Во первых это божественное свидетельство того, что слова Корана: – мудрость. Мудрость от начала до конца, во всех его проявлениях. Мудрость – аяты, Мудрость – суры, Мудрость – решения и Мудрость – события и истории в нем описанные. Всякий читающий, найдет её обязательно. Всякий исполняющий её – исполнит дело мудрое. Знак есть то, что Аллах Всевышний, поклявшись мудрым Корном, тут же констатирует, что Мухаммад (ас) есть истинный посланник (ас) Его. О Мухаммад:

3. Ты, конечно, посланник
Клятва, она есть утверждение того, что ты, О Мухаммад, один из посланных Мною пророков.

4. на прямом пути.
На прямом пути спасения и другого такого пути нет.

5. Это - откровение - мудрого, милостивого,
Этот Коран – есть послание Сильного, Победоносного и Милосердного Аллаха, к своим рабам.

6. чтобы увещевать людей, отцов которых не увещевали, и они пренебрегают.
После Исмаила (ас) никакой пророк не приходил к арабам, и жизнь арабов протекала вне божественного учения. Кораническое выражение: «Чтобы увещать людей, отцов, которых не увещали», говорит именно об этом. Отсюда: отцы и деды арабов ни в какие времена, никаким пророком не были оповещены. «И они пренебрегают». Невежество – тяжелая болезнь. Излечение от этой болезни крайне затруднительно. Таким образом, Мухаммад (ас) был послан к народу - отцы которых были невежественным народом.

7. Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют.
Аллах по своему божественному всезнанию знает, что слов возмездия уже оправдалось над большинством этого невежественного народа, и они не уверуют.

8. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы.
Здесь в виде живого примера живописуется нежелание неверных принять веру. Обычно оковы надеваются на руки. Однако, оковы этих одеты не только на ноги и руки, но и на шеи их. Эти оковы не позволяют выпрямится их рукам и опуститься их шеям. Закрыв глаза, они стояли обратив лица свои к небу. Несомненно. в таком положении человеку очень трудно повернуться и посмотреть по сторонам. У тех, над кем оправдалось слово Божие, по их невежеству, положение точно такое , нет надежд, что они уверуют.

9. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят.
Перед этими на шеи и руки которых, одеты оковы, и глаза закрыты, и которых лица повернуты к небу, чтобы они ничего не видели, поставлены преграды. Это означает, что перед этими, уже слепыми еще, поставлены со всех сторон преграды. Конечно же такие люди абсолютно ничего не увидят. Но если они ничего не увидят, то значит и нет никаких надежд, что они обратятся.

10. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют.
Аллах Всевышний по своему божественному всезнанию от начала знал, что на таких вера не повлияет и Он вывел уже решение о них.

11. Ты увещаешь только тех, кто следует за напоминанием и боится Милосердного втайне. обрадуй же его прощением и благородной наградой!
В этом аяте под «напоминанием» подразумевается – Коран. Отсюда – основная задача посланника Аллаха(ас) довести на равных для всех призыв к вере. Затем, тем кто внял призыву и уверовал в Коран и убоялся Аллаха дать уже учение Ислама. А на тех – которые подняв лица к небу застыли закрыв глаза , - внимания не обращать. Это так потому, что эти люди дошли до того, до чего они должны были дойти и посланнику Аллаха(ас) работать с ними не имеет смысла. Сколько бы он с ними не занимался, они уже не переменятся. Поэтому не теряя времени даром, основное внимание необходимо уделить тем, кто последовал Корану и убоялся Аллаха. До них, счастливцев, нужно донести благую весть о том, что у них за их веру и богобоязненность будут прощены все их грехи и они будут награждены вечной жизнью в райских садах. После слов, обращенных к посланнику (ас), тема переходит к воскрешению мертвых.

12. Ведь Мы оживляем мертвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь Мы сочли в ясном оригинале.
В этом аяте Аллах Всевышний констатируя, что все мертвые будут оживлены и все они дадут отчёт о своих делах, говорит: «Ведь Мы оживляем мертвых». Это оживление обязательно произойдет. Не может быть, чтобы не произошло. «Я сам оживлю», - обещает сам Всемогущий, - а ни кто-нибудь другой. В арабском оригинале написано: «Истинно, Мы оживляем мертвых». Вот это: «истинно Мы» - есть самая высшая божественная гарантия во Вселенной. Далее Аллах сообщает: «…и записываем, что они уготовали раньше, и их следы». Мы записываем все, что они делают в течении их жизни. Записываем также все следы, которые они оставляют после себя на земле, ничего не останется в стороне. «… и всякую вещь Мы сочли в ясном оригинале». Ясный оригинал – это книга отчета человека. Итак, из вышеприведенных аятов, нам стало известно: Аллах – истина , аргумент – истинен, посланник – истинен, восстание из мертвых и книга отчета – истины. Но если это так, то всем людям без иключения необходимо исповедовать Аллаха, исполнять решения Корана, следовать посланнику Его, готовиться к восстанию из мертвых, и всячески стараться заполнять книгу расчета наилучшими делами. В противном случае человеку лучше было бы не родиться, ибо неверные – они дрова для ада. Об этом свидетельствуют многие исторические примеры. Аллах повелевает посланнику (ас) привести в пример притчу.

13. Приведи им притчей обладателей селения: вот пришли к ним посланные.
О каком селении именно, и о каком пророке идет речь в этом аяте, ни в Коране ни в хадисах точной информации нет. Стало быть в этом нет необходимости и нам надо принять аят так как он дан.
Заметим, что во многих толкованиях говорится, что это селение – была Антокия, и что в селение был послан не пророк, а сподвижники Христа (ас) – Содик , Масдук и Шамъун, - однако, никаких твердых оснований точно подтверждающих такое толкование - нет. Некоторые из истинных толкователей считают, что это выдумки сынов Израиля иудеев. Хафиз ибн Касир после приведения вышеприведенной информации делает следующий вывод: «В селение были посланы божии пророки, но не сподвижники Христа. И селение это было не Антокия, потому, что последующие аяты в некоторой степени, освещают этот вопрос». Но самое важное то, что жители Антокии не отвергли Иисуса (ас), но первыми исповедовали его – это широко и хорошо известные факты истории. Мы также хотим сказать, что если бы название селения и имена посланных, необходимо было сказать – они были бы сказаны. Здесь важнейшее состоит в том, чтобы получить из этой истории верное назидание, сделать верные выводы, и не сопротивляться божьим посланникам, но уверовать и спастись. Вот посланник Мухаммад (ас) во всем блеске своих божественных знамений и аргументов стоит перед нами. И что же? – Его же народ отвергает его и не верит аятам Корана! Вот им и прочим другим восставшим против него и приводится пример из жизни прежних.

14. Вот послали Мы к ним двоих, и они сочли их лжецами; Мы усилили третьим, и они сказали: "Мы ведь к вам посланные".
Видимо, население этого селения было известно своей испорченностью, ибо Аллах послал к ним ни одного пророка, но двоих сразу. «Вот мы послали к ним двоих», то есть, Мы послали в это селение двух пророков: «… и они сочли их лжецами». Но даже явление двух пророков не дало пользы, население поселка, подтвердив свою порченную репутацию, объявило их лжецами. «Мы усилили третьим». В помощь двоим Мы дали третьего пророка. И они втроем явившись к населению: «…» и они сказали: «мы ведь к вам посланные». Пророки подтвердили свое посланничество, но население отвергло их и на сей раз.

15. Те сказали: "Вы - только люди, подобные нам. Ничего не открывал Милосердный. Вы только лжете!"
По представлениям жителей этого селения, как и других неверных, простые люди не могут быть пророками. По их понятиям, пророки должны быть какими-то совершенно отличными от людей существами. Вот поэтому: «Те сказали: «Вы только люди подобные нам» и отвергли их веру. Вдумайтесь в их слова:- они отвергают пророков только на основании того, что они подобные им люди! Велик Аллах! Где здесь внимание к словам пророков, где здесь вопросы уместные ситуации, где здесь разумное взвешивание положения?! Но только: «вы не пророки, а всего лишь подобные нам люди!». Этим безумцам было даже не известно, что прийти пророком к людям может быть только человек и больше никто! Население этого селения заодно объявило пророкам: «Ничего не открывал вам Милосердный», то есть: - никаких откровений Аллах вам не давал. «Вы только лжете». Все ваши доказательства – есть ничто иное, как ложь! Все эти слова жителей селения показывают всю глубину неверности понятий их о пророках – пророк, оказывается должен иметь какую-то другую, отличную от человеческой природу: «Если он простой человек – как он может быть пророком?». Каким образом простому человеку может быть ниспослано божественное откровение? Нет, это никак невозможно! Вот по этим своим представлениям они сделали вывод: -если какой-то человек скажет: «я пророк, мне дано божественное откровение», – то он, несомненно, лжет. Но при этом всём, они совсем упустили из вида очень простую истину: - откровения, божественные книги и учения, вера и закон, они даны для простого человека. Если бы божественные послания были адресованы существом другой природы, то представителям той природы они и были бы вручены. Аллах Всевышний не хочет того, чтобы в посланной людям религии было сомнительное, противоестественное, не соответствующее привычкам людей. Ведь цель Аллаха – показать людям путь спасения, а для этого все должно быть ясно, просто и открыто. Все эти цели во первых, должны ясно проявиться в пророке Им посылаемом. Поэтому вся жизнь поклонника Аллаха Мухаммада (ас) совершенно открыто протекала на глазах у его народа. Более открытой всеобщему обозрению жизни никогда и не было. Но вот жители селения из этого коранического рассказа изумились, что к ним пришли пророками какие-то простые люди, не поверив своим глазам, они отвергли их, и отвергли их откровения от Аллаха.

16. Они сказали: "Господь наш знает, что мы к вам посланы
Если вы не знаете, что мы просто пророки, то это хорошо знает Аллах, Господь наш! Вы верите или не верите, но «… мы к вам посланы» как пророки. Вашими отрицаниями, наши полномочия не прекратятся, и мы не отречемся от нашей миссии

17. И на нас только ясное сообщение".
Наш долг – донести Божие повеление. Будете вы нас отвергать или нет – это нас не касается. На эти слова пророков люди селения ответили еще грубее:

18. Они сказали: "Мы увидели в вас дурное предзнаменование! Если вы не удержитесь, мы вас побьем каменьями, и вас постигнет от нас мучительное наказание".
Да, таков обычай всех неверных, - едва они потерпят поражение в умственном состязании, как тут же переходят к угрозам и к насилию. «Они сказали: «Мы увидели в вас дурное предзнамение!». Они увидели дурное предзнамение в людях, которые им сказали: «поклоняйтесь Единому Аллаху!». Они усомнились в людях, которые призывали: «ходите прямыми путями, не грешите! Не делайте запрещенного, не притесняйте никого». Они не поверили людям, которые сказали: «если будешь верить – достигнешь счастья в двух мирах». Далее Аллах показывает насколько сомневающиеся неверные, были ниже призывающих верных: «Если вы не удержитесь, мы вас побьем камнями…, то есть неверные сказали: – «если вы не прекратите свой призыв к Аллаху, то мы побьем вас камням!.»
Если вы не прекратите призывать нас делать благие дела – мы побьем вас камнями!
Если вы не прекратите призывать нас перестать делать зло – мы побьем вас камнями!
Если вы не прекратите призывать нас к счастью в двух мирах, – мы побьем вас камнями!»
Из этого перечисления, вы можете видеть разницу между миром неверных и миром верных Аллаху.
«… и вас постигнет от нас мучительное наказание».
Вас о пророки, от нас неверных постигнет мучительное наказание. На эти решительные речи неверных, пророки ответили достаточно ясно.

19. Те сказали: "Предзнаменование ваше при вас будет. Разве если вас увещевают... Да, вы - люди, вышедшие за предел!"
Сомнения неверных о истине нисколько не превращает истину в ложь. Сомнение о истине – само по себе дело злое, мерзкое. Злое – ко злому! Вот поэтому на слова жителей селения: «Мы увидели в вас дурное предзнаменование». Пророки ответили достойным образом: «Предзнаменование ваше при вас будет». Ваше предзнаменование не имеет к нам никакого отношения. Вы в чем, собственно, сомневаетесь? В том что: «вас увещают?». О люди, вы сомневаетесь в том, что вас призывают вспомнить вашего Творца, Господа миров?! Или в том, что в этом мире нужно жить, исповедуя только Аллаха и творя только благие дела?! Или вы сомневаетесь в том, что неверие и злые дела к добру не приведут?! «Да, вы – люди вышедшие за предел!». Вы вышли за пределы очерченные Аллахом, вы возомнили о себе и вознеслись, и поэтому утвердились в неверии и в злодеяниях. Когда спор между пророками и жителями селения дошел до этого места:

20. И пришел с конца города человек поспешно. Он сказал: "О люди, последуйте за посланниками!
Что этот поспешно пришедший человек был одним из жителей этого селения, показывает его обращение: «О народ мой!». (В арабском оригинале это обращение таково буквально). Это был разумный, совестливый и пекущийся о своем народе человек. Услышав, что его народ противоборствует пророкам, он поспешно пришел от окраины селения и : «Он сказал: «О люди, последуйте за посланниками!». Этот человек призвал свой народ не противостоять пророкам, но последовать им и исполнить то, что они говорят. И далее, это человек продолжил:

21. Последуйте за тем, кто не просит у вас награды и кто на прямом пути!
То что эти пророки не просят платы за свой призыв – сам по себе знак их истинности. Если бы они надеялись получить за свой призыв какую-то награду – они бы попросили её. О люди, последуйте за теми: «Кто на прямом пути». То есть, обратите внимание на личности этих призывающих. Они соответствуют своим призывом и делают то, к чему призывают. Если вы не последуете за ними, то за какими людьми вы еще последуете?

22. Почему мне не поклоняться тому, кто меня создал и к которому вы все вернетесь?
Не изумляйтесь моему рвению, я человек верующий, поклоняющийся своему Творцу «Почему мне не поклонятся тому, кто меня создал?». Поклонятся и служить Творцу Вселенной, Аллаху – обязанность каждого человека. И я исполняя свою обязанность, поклоняюсь своему Творцу. Если я не покланяюсь своему Господу, то стало быть со мной что-то произошло. Слава Аллаху, со мной ничего не случилось, я служу своему Господу. И вы также к Нему: «все вернетесь!». А потому торопитесь исповедовать Его и служить Ему.

23. Разве я стану брать себе помимо Него богов? Если пожелает Милосердный мне зла, ни от чего меня не избавит заступничество их, и не спасут они меня.
Скажите же, в то время, когда уже есть мой Творец: «разве я стану брать себе помимо Него богов», которые не могут ничего сделать? «Если пожелает Милосердный мне зла, ни от чего меня не избавит заступничество их». Если Аллах пожелает нанести мне какой-то вред, то ваши лжебоги, даже собравшись все вместе, не смогут за меня ходатайствовать и принести мне хоть какую-то пользу, – это точно и несомненно. Разумный человек не совершит дело, которое ему навредит. Если я кого-то буду исповедовать богом кроме Аллаха, то стало быть я не в своем уме: «… и не спасут они меня». Это идолы и истуканы не спасут меня если Аллах пожелает нанести мне вред. Но если это так, то, оставив Аллаха и предавшись идолам, я буду одним из безумцев.

24. Ведь я окажусь тогда в явном заблуждении.
Поэтому я никогда не оставлю Аллаха, и не обращусь к другим богам

25. Ведь я уверовал в Господа вашего и послушайте меня".
Услышьте и узнайте: - «я верую в вашего Господа и моего!» Из следующих аятов становится известно, что неверующие жители этого селения убивают этого чистосердечного верующего, и было:

26. Сказано ему: "Войди в рай!" он сказал: "О, если бы мои люди знали,
После гибели этого верующего от рук неверных, ему было сказано: «Войди в рай!». Аллах Всевышний по своему величию, повелел этому погибшему верующему по его вере войти в райский сад. Верующий, войдя в рай и увидев невиданное глазом и неслыханное ухом, тот час же вспомнил о своем народе: Он сказал: «О, если бы мои люди знали!». Господь миров простил мне все мои грехи, и поставил меня в один ряд с достойными уважения. О если бы люди моего народа знали бы все это великое, может быть они раскаялись и вступили на путь спасения. Далее следует заключение рассказа.

27. за что простил мне Господь мой и сделал меня из почтенных!"

28. И Мы не посылали на его народ после него никакого войска с небес, и не таковы Мы , чтобы послать.
Мы не стали посылать на этот неверный народ после убиения им верующего войска ангелов возмездия, Мы и не желали этого.

29. Был это только один вопль, и вот они потухли.
Без особых трудов, этот распутный народ был уничтожен окончательно. Для этого даже не был послан на них отряд ангелов казни: «Был только один вопль, и вот они потухли». По повелению Аллаха над этим народом прозвучал один лишь крик: «и вот все они потухли». Погасли светильники их жизней. Погасли, такова была их участь, и чего они возносились? Страшно здесь то, что перед ними предыдущий народ кончил тем же самым, но эти не вняли голосу разума, и вот…

30. О, горе для рабов! Не приходит к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
Так идет от древних дней куда бы, когда бы и какой бы пророк не пришел к народу, непременно определенная часть его начинала насмехаться и издеваться над ним.

31. Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них и что они к ним не вернутся?
О неужели они, наконец, не раскроют свои глаза?! Да пусть же они посмотрят! Неужели они не знают сколько Мы погубили неверных народов? Все они исчезли. Нет, с это не означает, что они погибли, сгнили и исчезли абсолютно.

32. И поистине, все, конечно, вместе у Нас собраны.
Несомненно и точно: - и умершие, и сегодняшние, и последующие, - все они до единого, в день Страшного Суда, будут стоять перед Нами. – говорит Аллах. Вот тогда и воздадим Мы им по заслугам. Сегодня они еще не веруют, еще отвергают посланного к ним пророка, еще называют ложью Мое откровение, и называют сказками воскрешение мертвых. Однако, пока еще не поздно им нужно раскаяться. Ведь знамение того, что Мы могущи оживить мертвых перед их глазами.

33. И знамением для вас - земля мертвая; Мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите.
Для тех, кто отвергает воскрешение из мертвых: «И знамением для вас – земля мертвая». Иссохшую мертвую землю, в которой не было и следа от жизни, полив дождями: «Мы оживили её». После орошения дождем земля ожила и начала дышать и появилась возможность прорасти растениями: «и вы вывели из неё зерно». Оживив мертвую землю Мы произрастили зерно. Это зерно – суть, знак оживления земли.

34. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели в ней источники,
Оживив мертвую землю: «Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника». И это дело знак оживления земли, а вам – пропитание: «… и извели в ней источники». После того, как Мы оживили землю из неё начали бить источники. И это - знак её оживления и вам – пропитание.

35. чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?
Оживление мертвой земли, выведение из неё зерна, устанвление на ней садов пальм и винограда, и изведение из неё источников вод, - все это сделано Нами для того, «… чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки». Если бы Мы не оживили землю, не вывели из неё зерно, сады и источники – люди не смогли бы есть плодов., и другой пищи приготовленной их руками. Неужели видя все это: «разве же они не возблагодарят?». И не последуют за Его посланником и не последуют Его книге?

 Хвала тому, кто создал все пары их тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают.
В этом аяте Аллах возвещает великую истину о том, что все живое Он сотворил парами. «Из тех, что выращивает земля», то что вся растительность размножается парами, стало известно совсем недавно. Это открытие науки наших дней подтвердило, что достославный Коран книга истинно божественного откровения. Все живое, кроме Аллаха, нуждается в своей паре, – только Аллах Един и совершенен! «И из них самих» то есть из самих людей. Он вывел пары. И человек не может размножаться без своей второй половины. Только Аллах – Един и Совершенен: «… и из того, чего они не знают». Знания человека ограниченны, он многого не знает, так пусть же человек не думает, что среди других творений Аллаха, ему неизвестных, есть такие, которые не нуждаются в паре. Нет, и тех, которых человек не знает, Мы сотворим парами. Все в мире предопределяет Аллах и никто более: «Хвала тому, кто создал все пары». Аллах – совершенен абсолютно, Он не имеет никакого отношения к лжебогам, которых язычники исповедуют соучастниками Ему. Далее приводятся знамения единости Аллаха и того, что Он всемогущ вершить любые дела, и в том числе, воскресить всех мертвых.

37. И знамением для них - ночь. Мы снимаем с нее день, и вот - они оказываются во мраке.
Пусть обратят внимание, отрицающие воскрешение мертвых, на то, что у Нас много знамений, подтверждающих Нашу мощь на это дело. вот одно из них: «И знамением для них ночь». Если неверные основательно поразмыслят над этим знамением, то они найдут это знамение, подтверждающим Наше существование, и Нашу возможность воскресить мертвых. Что есть ночь? Кто её установил? «Мы снимаем с неё день», то есть: – Мы снимаем с ночи покров дня. В этом выражении наступление ночи уподобляется снятию шкуры с животного. Как постепенно снимается шкура, так и покров дня постепенно поднимается, снимается с ночи: «и вот – они оказываются во мраке». Разве такое действие не является знамением существования Бога, знамением могущества Его и знамением того, что Он могущь воскресить мертвых?! Неужели Тот, кто в одно время погружает весь мир во тьму мрака, не может оживить и мертвых?!

38. И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!
И солнце является великим знамением Аллаха, Его Бытия, на Его всемогущества и того , что Он силен воскресить мертвых! В аяте говорится не о сотворении солнца, о его величине, о том, что оно излучает свет или о чем-то еще другом, но о том, что солнце движется никуда не отклоняясь, по точно установленному Аллахом пути. Раньше ученые считали, что солнце твердо стоит на одном месте, а планеты вращаются вокруг него. Последующие открытия установили, что солнце также движется. Согласно ученым астрономам, солнце стабильно движется со скоростью 12 миль в секунду, по однажды установленному пути. Это не так давно сделанное открытие астрономами, было описано 1400 лет назад в Благородном Коране в половине короткого аята. Итак, неужели тот, который установил громадному солнцу, со скоростью 12 миль в секунду, лететь по строго указанному небесному пути не сможет оживить и мертвых? «Таково установление Славного, Мудрого!». Аллах – Сильный, Всемогущий, Всезнающий. Солнце движется во Вселенной по установленному Им пути и потому не отклоняется от предопределенного ни в право ни в лево. По предопределению Сильного Всемогущего Аллаха, все мертвые воскреснут и это, обязательно, точно произойдет в тот миг, когда придет установленный им час.

39. И месяц Мы установили по стоянкам, пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь.
И луна и солнце шаровидные небесные тела. Для человека солнце постоянно сохраняет одну форму – форму шара, однако, луна в течении одного месяца 28 раз меняет свою форму. Сначала она рождается в виде узкого серпика, а затем все более и более полнеет и превращается в видимый полный круг. Затем вновь луна постепенно уменьшается и превращается в узкий серпик. Это потому что, Аллах по Своему Всемогуществу, предопределил луне места стоянок её. Ежедневно она появляется на новом месте, в новой величине. Ученые алимы обратили особое внимание на слова аята: «пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь». На арабском языке ветвь, держащая плоды называется : «аржун». В аяте говорится, что луна изменяется: «пока он не делается, точно старая пальмовая ветвь», то есть: Мы возвращаем луну в состояние: «старой пальмовой ветви». Таким образом, луна в последние дни лунного месяца становится похожей на старую пальмовую ветвь, с которой уже сняты плоды. Однако, между новорожденным месяцем и месяцем последних дней есть разница. Новый месяц бывает совершенно другим. Юный месяц сверкает на небе как алмаз блеском, красотой и жизнью. В последние дни месяц поистине выглядит как усохшая, старая пальмовая ветвь, становясь невидным, умирающим. В этом аяте речь не идет о сотворении месяца луны и её пребывании на небе, о её безвозмездном служении человеку и других знамениях. Но речь идет только о явлении месяца и ее старении и вечном повторении этого процесса. Итак, неужели тот, который со дня сотворения мира предопределил луне её неизменный путь в веках, не сможет оживить мертвых?!

40. Солнцу не надлежит догонять месяц, и ночь не опередит день, и каждый плавает по своду.
Никогда солнце не опередит луну и не выйдет преждевременно. Оба они появляются в установленный Всемогущим час, и не раньше и не позже ни на одну секунду. Этот порядок осуществляется со дня сотворения мира. Так неужели тот, который предопределил нерушимый мировой порядок не сможет воскресить мертвых?! «И ночь не опередит день». Никогда ночь не опередила дня, то есть - не наступила ночь раньше времени. Время наступления и завершения каждой ночи и двенадцати месяцев года предопределено до секунды. Со дня основания мира ни единый раз не нарушился этот бесподобный порядок Всемогущего и так и продолжается на наших глазах. Так неужели тот, кто все это установил, бессилен оживать мертвых?! И солнце, и луна и все остальные небесные тела: «Каждый плавает по своду». И это есть великое знамение бытия Всевышнего, Его могущества, и того, что Он силен оживить и мертвых. Всякий разумный человек из всего этого должен сделать вывод и уверовать в Аллаха Всевышнего и жить готовясь ко дню восстания всех мертвых в день Страшного Суда. Теперь в доказательство бытия Аллаха, Его Единства, и Всемогущества приводятся некоторые знамения на море.

41. И знамение для них - что Мы носили их потомство в нагруженном корабле.
В этом аяте напоминается о спасении рода человеческого на ноевом ковчеге во время всемирного потопа. В этом аяте констатируется именно спасение рода человеческого в целом. Аллах в то время пожелал уничтожить весь род неверных, залив их грандиозным потопом. И так оно и случилось и все живое погибло. Только те, которые взошли на ковчег, построенный пророком Нухом(сав), по приказу Аллаха, остались живы и от них вновь размножился род человеческий. Таким образом, люди как-то едва не исчезнув, вновь возродились. Так неужели тот, который могущь творить такие дела бессилен оживить мертвых?!

42. И Мы создали для них из подобного ему то, на чем они ездят.
То есть, - и Мы сотворили еще неких подобных кораблю, на котором они плавают. И предопределили им качества, делающие их удобными для езды на них. Это само по себе великое знамение бытия Аллаха, Его всемогущества, - могущего оживить и мертвых.

43. А если Мы пожелаем, то потопим их и нет помощника для них, и не будут они спасены,
Сотворивший Ноев ковчег и подобных ему носящих на себе верховых животных, Аллах в угодное Ему время может присоединив к ним людей утопить. И тогда: «Нет помощника для них, и не будут они спасены». Если Аллах захочет утопить всех людей, никто уже не сможет помочь им и спасти их.

44. если не по милости от Нас и пользованию до времени.
В то время только Аллах по своей милости их может спасти. Или оставит их на определенное время, чтобы они смогли воспользоваться прикрасами мира. Но если нет, - ни единый человек не спасется. Примеров этому делу – великое множество. Неужели люди взяв все это себе в назидание – не могут уверовать и готовиться со страхом и смирением ко дню восстания всех мертвых? Почему же они несмотря на наличие множества знамений вокруг, пребывают в беспечности? Не веруют и отрицают воскрешение всех мертвых? Зачем, почему?

45, 46. А когда говорят им: "Бойтесь того, что было перед вами, и того, что будет после вас, - может быть, вы будете помилованы!. ." И не приходит к ним ни одно знамение из знамений Господа их, чтобы они от них не отвратились.
По какой причине они держат такой путь? Почему они, когда им говорят: - берегитесь, ваше неверие приведет к великим бедам, они отворачиваются и уходят прочь? Почему, когда им говорят: – берегитесь, после вашей смерти вы будете оживлены и ввергнуты в огонь адский, - они не слушают и уходят прочь? Почему когда: «приходит к ним одно из знамений Господа их», они вместо того, чтобы исправиться и вернуться к Аллаху, отвращаются прочь? Не удовлетворившись этим неверные делают еще и другие дела, говорят еще и другие злые речи

47. А когда им скажут: "Пожертвуйте из того, чем наделил вас Аллах!" - те, которые не веруют, говорят верующим: "Разве мы станем кормить того, кого Аллах накормил бы, если пожелал? Вы только в явном заблуждении"
Всем, в том числе и неверным, питание подает Аллах Всевышний. Мусульманин из того, что подает ему Аллах расходует на пути Его. Но неверные скупятся, они далеки от того, чтобы расходовать на пути Аллаха. «А когда им скажут: «Пожертвуйте из того, чем наделил вас Аллах!» - неверные и ухом не ведут! Да еще переходят к осмеянию убеждения верующих: - «Всем питание подает Аллах!» «Те, которые не веруют, говорят верующим: « Разве мы станем кормить того, кого Аллах накормил бы, если пожелал?». То есть, неверные говорят: – «О верующие, вы говорите, что всем питание подает вам Аллах, так почему же Аллах сам не накормит, и возникает необходимость, чтобы мы их накормили?». Этим они хотят сказать, что Аллах подает питание не всем и мы должны подать некоторым. Это дело обнажает всю глубину невежества неверных. Несмотря на это, неверные еще обвиняют верующих в невежестве заблуждения: «Вы только в явном заблуждении». То есть: – «о верующие, вы утверждая «Аллах вам подает пропитание», пребываете в заблуждении, если это было так, вы бы не просили нас накормить некоторых людей». Но на самом деле эти представления и речи неверных: – тьма заблуждения великая. Никогда и никакой человек ни себе, ни другим подать пропитание не может, но подает пропитание всем только Аллах. Он дает человеку желание найти себе пропитание. Он дает человеку возможность добыть себе пропитание и выводит пропитание, разбрасывая ее перед ним. Пропитание Аллаха в разных местах бывает разное и Он подает её людям по разному. Кому-то Он подает большой удел, кому-то маленький, – делает это Он по своей мудрости. Ключи казны пропитание в деснице у Аллаха Подающего и Питающего. А то, что Он подает пропитание по разному, Он делает для того, чтобы испытать человека: будет ли он благодарен, если ему дать большой удел или нет? Будет ли он благодарен и терпелив, если ему дать урезанный удел или нет? Если Аллах кому-то дает малый удел, это происходит не по Его скупости. То, что Аллах повелевает имеющих большой удел выделить на путь Аллаха, происходит не потому, что Он нуждается в их богатствах, – все это Он делает лишь для испытания людей. Всем подающий пропитание и всех кормящий, - только Аллах Всевышний. Человек говорящий: – «я тому-то подаю пропитание, я кормлю того-то», - становится неверным, становится заблудившимся. Есть еще и другие греховные слова, которые неверные говорят верующим, например:

48. И говорят они: "Когда же это обещание, если вы правдивы?"
Неверные с насмешкой говорят верующим: «Если день Страшного суда истинен, как вы утверждаете, то когда же он будет?!». На этот вопрос неверных Аллах отвечает сам:

49. Они не видят ничего, кроме единого вскрика, который постигнет их, когда они препираются.
Навести на отрицающих явление Страшного Суда и насмехающихся над верующими неверных Страшный Суд Аллаху очень легко. Будет только один вскрик и довольно: – Страшный Суд осуществится! Неверные только ждут этот смертоносный вскрик. Когда по природе своей, тяжущиеся неверные будут как обычно предаваться привычным своим тяжбам: – последует лишь вскрик – и вот они завершат свой жизненный путь.

50. И не в состоянии они будут оставить завещание или вернуться к своей семье.
Они скончаются на своих местах.

51. И возгласили в трубу, и вот - они из могил к своему Господу устремляются.
Это возглашение в трубу будет осуществлено вторым дуновением архангела Исрафиля (ас). Тогда как и все остальные, -неверные поспешат выйдя из могил в сторону Господа Своего.

52. Они говорят: "Горе нам! Кто послал нас из места упокоения? Это - то, что обещал Милосердный, и правду говорили посланные!"
После совершения такого дела, глаза неверных раскроются и чувства их вернутся на место. После второго дуновения Исрафиля (ас) в трубу, неверные поспешат из своих могил к Господу изумятся: «О горе нам! Кто поднял нас из места упокоения?». Кто поднял нас, умерших и закопанных в могилы, из наших мест? Ведь: «Это то, что обещал Милосердный». Аллах обещал нам оживить нас после нашей смерти, – вот это и случилось! «… и правду говорили посланные!». Пришедшие к нам пророки говорили, что восстание мертвых – истинно, – вот это и случилось!

53. Ничего не было, кроме единого вскрика, и вот - они все у нас предстали.
Вот в этом всё дело: было одно лишь слово: «Будь!» –и вот это всё есть. Был только один вскрик, – и все кончилось, и вот все они собранные, стоят передо Мной!

54. И сегодня ни на сколько душа не будет обижена. И воздадут вам только за то, что вы делали.
В день Страшного Суда ни одна душа не будет притеснена. Ибо справедливость Аллаха – непререкаема и абсолютна. Он подсчитает все счеты совершенно и неизменными их представит. Он каждому человеку воздаст по делам его и не больше и не меньше.

55. Обитатели рая сегодня, поистине, своим делом наслаждаются.
Верующие, которые провели свои жизни в вере и в служении Аллаху и которые удостоились рая, они будут заняты делами наслаждения. Все что ни пожелает их душа из наслаждений, она там получит с избытком.

56. Они и их супруги в тени возлежат на ложах.
По сути прохладная тень сотворена Аллахом для наслаждения человека. Однако, она не подобна земной тени, лишь прикрывающей от лучей солнца и охлаждающей тело, но она - непрерывное наслаждение. И ложи райские – украшены чрезвычайно и завешаны занавесями.

57. Для них там фрукты и все, чего они потребуют.
Для жителей рая, там приготовлены всевозможные плоды – они будут вкушать от них сколько пожелают. Чего только не пожелают жители рая – они все получат! Едва они только пожелают в душе своей что-нибудь – оно тут же явится перед ними. Еще им :

58. "Мир!" в словах от Господа милосердного.
И после того как жители рая насладятся всеми мыслимыми и немыслимыми радостями и наслаждениями, им будет провозглашено от Господа Милосердного: – «Мир!». Это будет наивысшей степенью проявления их почитания и уважения там. В то время, когда верующие будут на вершине райского уважения и почитания, на другой стороне будет совсем другая плачевная и удручающая картина:

59. "Отделитесь сегодня, грешники!
О неверные! О грешники, сегодня в день Страшного Суда отделитесь же вы от всех остальных.

60-61. Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись сатане? Ведь он для вас враг явный! И чтобы поклонялись Мне. Это - прямой путь.
И вот, отделенным от всех остальных людей грешникам и неверным, будет провозглашено Аллахом: «Разве Я не заповедовал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись Сатане?». Разве Я вас не предупреждал, о сыны Адама, никак не следовать Сатане? Предупреждал! Но вы последовали ему. Не говорил Я вам: «Ведь он для вас враг явный?». Говорил! Но вот только теперь для вас обнажилась его лютая враждебность к вам. И теперь горе вам, его поклонникам и служителям. Не повелел ли Я вам: «… чтобы (вы) поклонялись Мне. Это прямой путь?». Повелел! Но вы не поклонялись Мне и не пошли прямым путем. Ну к чему же вы теперь пришли?!

62. Он сбил с пути многие народы. Разве вы не уразумели?
Сатана и кроме вас сбил с пути многие народы. Почему это так случилось? Или вы не понимали ничего, и следовали за каждым его словом?

63. Вот - геенна, которую вам обещали.
Всем, кто не последует пути Аллаха был обещан ад. Так вот он обещанный вам ад!

64. Горите в ней сегодня за то, что не веровали!"
Войдите же в огонь адский по вашему неверию!
На этом месте прекращаются слова Всевышнего к неверным, лицемерам и грешникам. В следующем аяте, описываются действия по отношению к этим несчастным.

65. Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели.
Не будет никакой необходимости судиться с этими грешниками и доказывать их вину. Не будет никакой необходимости приводить свидетелей и свидетельства. Не будет никакой нужды выслушивать слова выходящие из их привыкших ко лжи уст. Свершится лучшее: - на их уста будет положена печать. После этого их члены тела будут свидетельствовать о своих делах. Заговорят руки, заговорят ноги, свидетельствуя обо всём прошедшем. Имам Муслим, Имам Насрий и ибн Хатим от Анаса ибн Малика передают предание достославное. Он рассказывает: «Мы были вместе с посланником Аллаха(ас)». Посланник (ас) засмеялся и обнажились его зубы. Посланник спросил: «Знаете ли вы от чего Я засмеялся?». Мы ответили: «Аллах и Его посланник (ас) знают лучше». Посланник (ас)сказал: «Тяжбе людей в День Суда с Аллахом». Человек: «О Господи мой, - не сохранил Ты меня от неправедности?». Аллах Великий и Славный ответит: «Да, это правда!» Человек: «» Я приму против себя свидетельство только изошедшее от меня. Аллах Великий и Славный ответит: «Сегодня против тебя довольно будет свидетельства твоей души. И довольно будет свидетельств ангелов записывающих». После этого, на уста человека будет положена печать и приказано будет членам тела человека: «Говорите!» И члены тела человека расскажут о всех делах его. После этого человеку будет разрешено говорить. Он скажет: «Провалитесь! Погибните! Ради вас я старался!». Имам Муслим и Имам Абу Дауд передают длинное предание от Абу Хурайроти. В нём в том числе, изрек посланник Аллаха (ас): «Потом будет подведен к третьему и Аллах, да превознесётся величие Его, скажет: « что ты скажешь?». Человек: «Я тварь твоя. Я исповедовал Тебя, посланника твоего и книгу Твою. Постился. Исполнял молитву, подавал милостыню». Человек по мере возможности будет выговаривать и обелять себя. Аллах скажет ему: «Привести ли против тебя Наше свидетельство?!» Пока человек будет обдумывать кто же может быть приведён свидетельствовать против него, на уста его будет положена печать. После этого будет приказано бедру человека: «Ты говори!». После этого бедро, мясо и кости расскажут, что делал этот человек. Так вот этот человек: – лицемер, и это дело будет сделано таким образом, чтобы его оправдания остались при нем. Этот человек подпадет под гнев Аллаха».
Имам ибн Шариф аль-Табарий приводит предание, в котором Абу Муса ал-Ашъарий говорит следующее: «В день Страшного Суда, верующий призовется к отчету. Господь представит ему его дела так, чтобы знали только они двое. Верующий будет признавать: «Да, О Господи мой, это я делал, это делал и это делал». После этого Аллах простит ему все его грехи и спрячет их. Ни одна тварь земная не узнает, что это были за грехи. Но добрые дела они увидят, узнают. Верующий возжелает, чтобы люди увидели их.
Неверные и лицемеры также призовутся к отчету. Господь представит одному из них его дела. Человек отвергнет их. Он скажет: «О Господи мой, клянусь величием Твоим, ангел записал за мной то, чего я не делал!». Ангел скажет ему: «В такой-то день, на таком-то месте, разве ты не делал этого?!». Обвиняемый: «Нет! О Господи, клянусь величием твоим, я этого не делал!». После этого Аллах Всевышний положит печать на его уста.» «По моему» - сказал Абу Муса ал-Рашарий, - «сначала будет свидетельствовать его правое бедро,» - сказавши это он прочитал аят: «Сегодня наложили Мы печать на их уста».

66. А если бы Мы пожелали, то засыпали бы их глаза. Устремились они, обгоняя, по пути; но как им видеть?
Если Аллах Всевышний пожелает уничтожить глаза этих грешников, заравняв даже углубления их, – что будет? А будет: побегут они поспешая выйти на дорогу, толкая и оттесняя друг друга, но не видя ничего, никуда не смогут дойти. Это будет еще одним их позором поверх позора, наложения печати на их уста. После того, как на мировом собрании человечества, перед всеми людьми, будут обнажены все их грехи, после того, как члены их тела будут свидетельствовать против них, и на уста их будет наложена печать, ослепление их путем заравнивания глазниц и их бессильное слепое метание перед вами станет вершиной их унижения и позора. Но на этом, однако, их позор не закончится.

67. А если бы Мы пожелали, то переменили бы их вид на этом же месте, и не могли бы они пойти или вернуться.
На месте превратить их в бессильных игрушек, не могущих двинуться, – тоже великое унижение. И они окаменеют на своих местах, не имея сил пройти вперед или отойти назад. И ещё в конце концов и долгое пребывание неверных на земле – также унижение.

68. А кому Мы даем долголетие, того искривляем в его сложении. Разве ж они не уразумеют?
Насколько удлиняется жизнь сына человеческого, настолько он стареет и слабеет. Это яркое знамение того, что жизнь в этом мире временна и не вечна. Верующие, осознав эту истину, и проводящие свою жизнь в поклонениях Аллаху, по мере своего старения будут погружаться во все более великое спокойствие самоутверждения. Свою продолжающуюся жизнь они рассматривают, как представленную возможность, умножить свои награды в мире грядущем. Они ожидают смерти в надежде найти угождение Аллаху и войти в чудные, обетованные Им райские сады. Неверные же, отрицающие жизнь вторую и в этом вопросе находятся в отчаянном положении: - впереди только исчезновение вечное, так что – ешь, пей, гуляй сколько влезет! Но какая гульба в старости? Поэтому сказано в аяте: «Разве ж они не уразумеют?». Если бы они поразмыслили над тем, что столь долгая жизнь приводит лишь к немощам и слабости, они могли бы прийти к вере. Но они не хотят размышлять – и остаются в неверии. И в результате, в старости попадают в трудное положение. Сделать что-нибудь – уже невозможно. Даже воспользоваться имеющимся наличными средствами – нет ни сил, ни желания. Жизнь превращается в адское мучение, в просто элементарное физиологическое существования. Думать ещё в таком состоянии о смерти – казнь поверх казни! В завершающих аятах суры, затрагиваются темы божественных откровений и их особенностей, единости Аллаха, как Бога достопоклоняемого и вопрос воскрешения мертвых.

69, 70. Мы не учили его стихам, и не годится это для него. Это - только напоминание и ясный Коран, чтобы увещевать тех, кто жив, и чтобы оправдалось слово над неверными.
Язычники выдавали посланника Аллаха Мухаммада(ас) за поэта, а аяты Корана – за сборник его стихов. Аллах Всевышний в этом аяте «отрезает» им ясный ответ: «Мы не учили его стихам». Вы, о неверные, не можете увидеть разницу между человеческим словом и божественным откровением. Стихи – это отражение внутренних переживаний чувств человека. Стихи так или иначе может написать любой желающий. В стихах может быть выражена любая чепуха и глупость. Известна любовь арабов к изысканному поэтическому слову. Неверные да уяснят великую и простую истину: Коран – он откровение Аллаха Бога Всеыышнего своему избранному рабу Мухаммаду (ас). Коран – слово Аллаха. Никто не может написать ничего подобного даже отдалённо!
Поэтому невозможно называть Мухаммада (ас) поэтом «… и не годится это для него». Быть поэтом – никак не подходит для миссии пророка, поэтому в природе Мухаммада (ас) нет тщеславного поэтического дара. Абу Заръа ар-Розий передается придание от аш-Шаъбия: «Все дети Абду Мутталиба и мальчики, и девочки, писали стихи, только посланник Аллаха Мухаммад (ас) не делал ничего подобного. После того, Аллах разъяснил, что в природе Мухаммада (ас0 не было поэтического дара и это ему вообще не подходит, как пророку, Аллах переходит к разъяснению подлинной сути Корана: «Это – только напоминание и ясный Коран». Откровение Аллаха посланнику Мухаммаду (ас) – напоминание. Коран – слово для чтения. Это божественная книга – назидания для миров, памятка для них. Программа – воли Его. Аллах ниспослал Коран во имя известной цели: «… чтобы увещать тех, кто жив, и чтобы оправдалось слово над неверными». В аяте верующие названы – живыми. Отсюда: неверные же уподобляются мертвым. Сердце готовое принять веру, оно готово жить живым и в этом мире. Сердце же, остающиеся в неверии, не приготовлено к жизни – оно мертво. Поэтому Мухаммад (ас)готовых к жизни, оповещает и назидает Кораном. А не готовых к жизни оповещает о истинности слова о казни неверных. Таким образом, люди по их отношению к Корану делятся на две группы. Первая группа – это верующие – то есть живые. И вторая группа – этот неверующие – мертвые.

71, 72, 73. Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, других едят. Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?
В этих трех аятах Аллах напоминает о том, что Он сотворил для нужд людей домашних животных, от которых им разнообразная польза, из-за которых человеку нужно быть благодарным Ему. Домашние животные – по арабски ан’ам, это – верблюды, коровы, овцы и так далее. Во истину – если бы Аллах не сотворил этих животных, то никто бы не сумел этого сделать и тем более сам человек. Со дня сотворения мира, ни в каком уголке вселенной еще никто не смог сотворить ни одно даже самое малое животное, и даже ни одного члена животного. Само это сотворение животных, есть великое знамение и бытия Аллаха и Его всемогущества и возможности ниспослания Им Корана людям. Но люди не берут себе это в назидание и потому задается в Коране вопрос: «Для них в этом есть польза и питье. Разве они не благодарят?». Таким образом Аллах сотворил домашних животных, специально для людей. Сотворил своими руками. И люди должны взять это себе в назидание и уверовать и поклонятся Ему. Ведь: «… и они ими владеют». Аллах сам отдал этих животных во владение людям, и они пользуются ими, как хозяева. «Мы покорили его им». Аллах вложил в домашних животных свойство подчинятся человеку - «на одних они ездят, других едят». Люди пользуются некоторыми из домашних животных, как верховыми животными, а некоторых употребляют в пищу. «…для них в этом есть польза». Люди используют домашних животных к своей выгоде: получают шерсть, кожу и, даже, используют их кости. «И питье». Пьют их молоко. «Разве они не возблагодарят?». Если бы Аллах не сотворил этих животных – откуда бы люди взяли мясо, жир и всё остальное для для своей пользы? Нет, не откуда бы взять не смогли. Так что, подумав над всеми этими знамениями Аллаха, человеку нужно уверовать в Него и служить Ему. Однако большинство людей не благодарят Его за Его благодеяния. Они бунтуют и отвергают Его.

74. И взяли они помимо Аллаха себе богов, - может быть, они получат помощь!
Люди исповедуют лжебогов соучастниками Ему и, таким образом, воздают «благодарность» Ему. Может быть эти люди получают помощь от этих малых богов?

75. Не могут они помочь им, хотя они для них - войско готовое.
Лжебоги язычников абсолютно ничем не могут помочь своим поклонникам людям, хотя те для них готовое войско, желающее пожертвовать собой на их пути. Эти люди служат идолам во всех формах, во имя защиты их, они готовы идти в огонь и в воду. Но что это за боги?! И что это за рабы их?! В какой трезвый ум войдет благословенно такая вера?

76, 77. Пусть тебя не печалят их слова: Мы знаем, что они скрывают и что открывают. Разве не видит человек, что Мы создали его из капли? А вот - враждебен, определенно!
Этот аят и последующие аяты за ним, обращены к отвергателям воскрешения из мертвых. Однако, подлинной причиной ниспослания этих ятов был глава партии язычников: – Убайя ибн Халаф. Мужахид, Икрима, Урва ибн Зубайра, ас-Суддий и Катода передают предание: «Убайя ибн Халаф (Да будет над ними проклятие Аллаха!), держа в руке сгнившую кость, продошел к посланнику Аллаха(ас) и, сдунув пыль с кости в воздух, сказал ему: «О Мухаммад (ас), неужели ты думаешь, что Аллах оживит эту кость?!». Посланник Аллаха (ас) ответил ему: «Да, Аллах подвергнет тебя смерти, а затем оживит и ввернет тебя в преисподню». И после этого был ниспослан аят: «Разве не видит человек, что Мы создали его из капель?!». Будто бы человек не видит и не знает, что он творится из капли презренной?! По его понятию – кто он? Так. что же он превозносится?! И говорит прямо таки с небес?! «А вот враждебен, определенно!». И спрашивает с издевкой и насмешкой: «как же Аллах оживит сгнившую кость?!».

78. И приводит он нам притчи и забыл про свое творение. Он говорит: "Кто оживит части, которые истлели?
«И приводит он нам притчи». Притчи то он приводит, но: «забыл про свое творение». То бишь своё происхождение. Если бы он не забыл как он был сотворен из водички в первый раз, то не сомневался бы в сотворении вторичном.

79. Скажи: "Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении,
Аллах сам учит посланника Мухаммада (ас), что ответить неверным, спрашивающим о воскрешении мертвых. О посланник (ас) «Скажи: оживит их тот, кто создал их в первый раз», для сотворившего в первый раз, сотворить во второй раз очень легко. Как это сделать, - знает Всемогущий и Знающий. «Он сведущ во всяком творении. И для Него нет никаких проблем, ибо не человек Он, а Бог Всемогущий! Он знает все и вся, о всякой твари своей и даже до того, что оживит их, точно повторив кончики пальцев, то есть точно воссоздав индивидуальный отпечаток пальцев, присущий каждому человеку! Аллах Всемогущ!

80. - Он - тот, который сделал вам из зеленого дерева огонь, и вот - вы от него зажигаете".
Аллах так Всемогущ, что выводит некоторые творения свои прямо из их антагонистов. Например: дерево – влажно, ибо в состав дерева входит вода. Вода и огонь взаимоуничтожающие антагонисты. Но Аллах устроил все так, что если влажным куском дерева потереть кусок другого дерева, - загорится огонь. Само дерево Он предопределил быть возгораемым. Это большое знамение, но люди не предают ему значение, которое оно имеет. Но если бы они поразмыслили над этим и таинственной связью многих вещей вещей, то признали бы в этом – знамения Бытия Аллаха, Его всемогущества и возможности воскресения Им мертвых.

81. Разве тот, кто создал небеса и землю, не в состоянии создать подобным им? Да, Он - Творец, мудрый!
Неужели, сотворивший столь поразительные необъятные небеса и землю, сотворивший столь сложные живые существа не сможет оживить мертвого человека столь ничтожного перед громадной Вселенной?! О нет! Воистину Он Всемогущ и это для Него дело чрезвычайно легкое. Ибо: «Да, Он – Творец Мудрый!». Творит, что пожелает, десница Его свободна и ничем не ограничена.

82. Его приказ, когда Он желает чего-нибудь - только сказать ему: "Будь!" - и оно бывает.
Что именно Он пожелает сотворить не имеет значения, - необъятные ли это небеса, земля ли это или, что-то другое – Он только говорит: «Будь!» и оно получает бытие. Точно также оживление мертвых произойдет по слову Аллаха – «будь!». В этом нельзя сомневаться, кто будет сомневаться, тот совершит великую ошибку и притеснит сам себя.

83. Хвала же тому, в руке которого власть над всем, и к Нему вы будете возвращены!
Итак, хвала и слава Аллаху, в деснице которого власть над вами, обитующими во Вселенной Его! Никакая слабость и никакое несовершенство не присущи Ему, в том числе и подозрение неверных, что второе воскресение для Него невозможно. Да знают и помнят люди: «… к Нему вы будете возвращены!». Все, абсолютно все, кем бы они ни были они вернутся к Нему и более ни к кому. Но если это так о люди, то готовьтесь к этому обетованному дню. Веруйте в Аллаха, служите и поклоняйтесь Ему, так чтобы в день воскресения после возвращения к Нему не попасть в жалкое, уже непоправимое положение.
Итак, мы изучили суру Ясин. Все, наверно, поняли почему это сура получила название: «Сердцем Корана», и почему об этой славной суре оставлено так много изречений посланника Аллаха (ас). В суре чудесными словами было разъяснено и подтверждено: - Бытие Аллаха, Его всемогущество, истинность пророчества и откровений, необходимость всем людям жить по программе откровений ниспосланных посланнику Мухаммаду(ас) и восстание всех мертвых в день получения расчёта от Всемогущего и Славного. Все эти темы которые должны быть в сердце каждого человека и он их должен поминать утром и вечером. Ибо: Всякий читающий эту славную суру с верой и убеждением удостоится прощения всех своих грехов.