37 АС-САФФАТ "Стоящие В Ряд"

Ниспослана в Мекке 182 аята.

На арабском языке эта сура называется ас Саффат, то есть стоящие в ряд. Эта сура начинается клятвой Аллаха стоящими в ряд ангелами, и это заглавное клятвенное слово и стало названием суры. Как и другие суры ниспосланные в Мекке эта сура посвящена вопросам утверждения в сердце человека убеждённой, сильной веры и очищения его от всех видов многобожия, все это изложено в оригинальной, только этой суре присущей манере.
Некоторым вопросам уделено особое внимание. Например среди арабов широко бытовало мнение что между Аллахом и джинами есть какая-то близость. И вот в этой суре Аллах разоблачает полную лживость этой легенды.
В этой суре также уделено особое внимание вопросам откровений и единства Аллаха. После разъяснения заблуждений язычников приводятся истории им подобных народов. Люди призываются взять себе в назидание все существующее во вселенной.
Сура начинается с клятвы множества ангелов, стоящих рядами. Затем тема переходит к джинам. Разъясняется истина о них. Разоблачается легенда арабов о близости джинов к Аллаху. Потом тема переходит к вопросу отрицания неверными воскресения мертвых. Приводится рассказ о верующем и неверном. Напоминается спор между ними в этом мире. Потом приводится конечный результат: – говорится, что верный идет в райские сады, а неверный – в преисподню. Затем разъясняется, что неверие неверных – это не какое –то новое , но абсолютно древнее дело и в связи с этим приводятся истории пророков Нуха, Ибрахима, Исмаила, Мусы, Харуна, Ильяса и Лута (ас) (мир им и благословение от Ал-лаха!). Чтобы поднять дух мусульман и возбудить в них любовь к жертвенности на пути Аллаха приводится подробная история попытки пророка Ибрахима принести в жертву своего единственного сына Исмаила (ас). В заключение воздается похвала Аллаху и говорится, что Он в двух мирах подает свою помощь верным мусульманам.

Во имя Аллаха Милостивого и милосердного.

1 . Клянусь стоящими в ряд,
в этом аяте слово соф – ряд. – используется дважды. Если мы переведем этот аят: клянусь стоящими в ряду, то мы оставим без употребления второе слово соф. Поэтому остался перевод, звучащий так: «Клянусь стоящими рядами в рядах». Аллах также клянется ангелами, представленными в следующих двух аятах. Все это говорит о степени достоинства ангелов в глазах у Всевышнего. чтопривлекается к ним внимание и еще более возвышает степень их достоинства. Ангелы также как и люди явля-ются творениями Всевышнего. Они сотворены особыми, им присущими особенностями. Какая-то их часть всегда стоит в ряду, готовая мгновенно исполнить повеление Господа миров Аллаха. Есть также хадисы - изречения посланника (ас), подтверждающие стояние ангелов в ряду. В предании, приведенном Имамом Муслимом, изрек посланник Аллаха (ас): «Разве вы не встанете в ряд, как это делают ангелы перед Господом своим?!». Мы: «Каким это образом, о посланник Аллаха (ас)?». Он ответил: «Заполняют первые ряды, не оставляя промежутков!»

2 . прогоняющими упорно,
Арабское слово «зажр» в класической избранной литературе используется именно в такой форме и в таком смысле. Это слово по смыслу означает – изгнание виновного в грубой и оскорбительной форме. Группа ангелов должна в момент взятия душ неверных, сбора всех людей к месту сбора в день Страшного Суда, и во время изгнания неверных в адскую преисподню, исполнить это в унизительной форме – «зажр». Аллах Всевышний в этом аяте клянется ангелами, стоящими в этом ряду.

3. читающими напоминание , -
Еще одна группа ангелов по повелению Аллаха постоянно читает небесные книги. Аллах Всевышний в этом аяте клянется ангелами этой читающей группы. Клятва произносится для подтверждения очень важного дела. Аллах – Господь миров – не может клясться понапрасну или по поводу ничтожному. Итак, какая цель клятвы сразу тремя группами ангелов? Преследуемая цель здесь необычайно важна. Эта цель: подтвердить единство Аллаха. Итак, Аллах изрекает: «клянусь столькими то ангелами: – по-истине, Аллах ваш Бог Един!». О, люди, - достопоклоняемый ваш Бог – Он Бог Единый!

4. поистине. Бог ваш един,
Ваш единый Бог. Он: «Владыка небес и земли, и того, что между ними». Созидатель и вершитель дел. Воззрите на небеса! Как они высоки и бескрайни! Как они могуществены! Как они основа-тельны! Как они грациозны и величественны! Как они совершенны! Все это сотворил ваш Господь Аллах! Он постоянно поддерживает их бытие. Господь всех – Аллах!
«Владыка востоков!». Места ежедневного восхода солнца «востоков» - сотворил и установил Аллах! Он осуществляет их пребывание. Господь их – он же Аллах! Если Аллах - Господь востоков, то. естественно, он же и Господь западов.

5. Владыка небес, и земли, и того, что между ними, и Владыка востоков!
Небо, под которым живут люди – это небо ближайшее. Это небо Аллах Всевышний украсил звездами. И это знамение того, что Аллах – Господь, Творец и Определитель всех их от первого до последнего. Оставив пока в стороне объем и количество звезд, их расположение на небе, их пользу для людей и другие их чудесные знамения, и рассмотрим только их свойство быть украшением небес. Возможно ли более прекрасное украшение для ыеличественных небес? И кто их в силах установить?! Оставим пока в покое украшение полного необьятного неба, смог ли бы какой-нибудь человек хоть какое-нибудь мизерное украшение добавить к украшениям небес Аллаха?! Воистину нет! Но если это так, в кого еще должен верить человек если ни Аллаха?! Аллах вместе с тем, что Он украсил небеса звездами:

6. Мы ведь украсили небо ближайшее украшением звезд

7. и для охраны от всякого шайтана мятежного.
Эти мятежные шайтаны никоим образом не могут подслушать разговоры великого сонма ангелов на небесах. Если они вдруг устремятся подслушать их – то в тот же миг летят на них отгоняющие их молнии звезд!

8. Они не прислушиваются к верховному совету и поражаются со всех сторон
В то время когда шайтаны пытаются взобраться на небо мечется в них сверкающее «для отогнания». А в мире грядущем: «для них наказание мучительное».

9 для отогнания, и для них - наказание мучительное.
Если вдруг кто-нибудь из шайтанов сумеет подслушать и уворовать какое-то слово из разговоров великого сонма ангелов, за ним летит огонь стремительный и сжигает его. Этот аят совершенно уничтожает веру язычников в то, что джины свободно проникают на небеса и слушают разговоры между Аллахом и ангелами, или ангелов с ангелами и сообщают потом на земле людям следующими за ни-ми. И на этом основании гадатели всех мастей и кахины при помощи джинов якобы знают скрытое и сокровенное. И вот на основании этой ложного учения арабы язычники верили гадателям и кахинам, величали их и даже служили джинам. Если в вышеприведенных аятах речь шла о ангелах, небесах, земле, о всем, что между ними: звездах и шайтанах, то в последующих аятах Аллах повелевает посланнику (ас) Своему спросить язычников, - что труднее: – сотворить их язычников или же все вышеперечисленное? Итак, о, посланник (ас):

11. Спроси же у них: они сильнее созданы или те, кого Мы создали? Мы ведь создали их из пристающей глины.
Спроси у этих отрицателей Истины язычников: что труднее сотворить их или же ангелов, и небеса, землю, все, что между ними, и звезды и шайтанов? Если обратиться к их творению: «Мы ведь их создали из пристающей глины».то по сути. они сотворены из земли размешанной с водой. Таким и не подобало бы надменно говорить с небес как это они делают!
Конечно же, всякий разумный человек поразится тому, что видя столь многие знамения могущества Аллаха, Его Единства, Его созидающей энергии, Его поддержание бытия вселенной, – неверные и язычники с упорством, достойным лучшего применения, продолжают мятежно отвергать Его - Единого и Грозного. Видя столь наглядные и явные Его знаки, они непостижимо, упорствуют в неверии! Как тут не поразиться посланнику Аллаха Мухаммаду (ас)?! «Ты поражен!». Да ты бы мог удивиться их делам, и так и случилось – ты поразился. «А они издеваются». А они язычники над всеми этими явными зна-мениями Аллаха – «издеваются».

12 Ты поражен, а они издеваются
То, что они должны были найти сами: - бытие Аллаха, Его творение, Его господство, они: «Когда им напомнишь, не вспоминают. Несмотря на то, что к ним посылается божий посланник (ас) с откровениями и напоминает язычникам и неверным о долге их перед Аллахом – они не вспоминают».

13. и, когда им напомнишь, не вспоминают.

Если посланник (ас) после того, как напоминание не было принято, предлагает язычникам какое-нибудь знамение, подтверждающее истинность Корана и его пророческой миссии, они переходят к еще более крутым отрицаниям. Например:

14 А когда они видят знамение, насмехаются.
Неверные язычники Коран – слово Аллаха,- называют колдовством очевидным. Это великое надругательство над святой истиной Всевышнего. Еще одна тема постоянных насмешек неверных:

15. И сказали они: "Это-лишь явное колдовство!
О, да, несомненно, после того, как вы умрете и станете прахом земным, вы будете подняты живыми. Вы и ваши отцы и деды, но при том вы будете унижены и опозорены. Это легко для Аллаха.

16. Разве , когда мы умрем и станем прахом и костями, разве мы будем воскрешены?

17. Или отцы наши первые?"

18 . Скажи: "Да, и вы будете униженными!"
Оживление мертвых – нетрудно для Всевышнего. Это только один звук – звук, исходящий от двойного дуновения в трубу архангела Исрофила. После него все мертвые восстанут живыми из своих могил. И вот тогда ты увидишь как неверные со страхом и ужасом будут озирать страшную для них панораму картин дня возмездия предвещённого!

19 . Это-лишь один звук , и вот-они смотрят
Неверные после восстания из мертвых, оглядевшись сразу поймут в чем дело. Они опознают грозную картину дня Суда, о которой предупреждали их пророки и призывающие, и тогда возопиют они:

20. и говорят: "Горе нам! Это - день суда".
Неверные сразу поймут какое неописуемое бедствие надвигается на них, что им придется держать ответ за свою войну против Всевышнего и Его пророка. И в это ужасающее для них время вдруг прозвучит еще громовой голос говорящий:

21. Это - день различения, который вы считали ложью!
О, неверные, вас предупреждали, что будет день Суда, в который будет отделена ложь от истины, добро от зла и верный от неверного, – вы считали это ложью. Смотрите же – этот день явился! Затем будет сказано ангелам:

22 Соберите тех, кто тиранствовал, с их сотоварищами и тем, чему они поклонялись,

23. помимо Аллаха, и отведите их на путь геенны
Тираны – это неверные, язычники и мятежники всех мастей. И не только они, но и все их приспешники, единомышленники и последователи,– все они буду погнаны в огонь и черный дым ужасов преисподни рыкающей и содрогающейся перед ними. Точно также поступят и с их лжебогами, которых они считали соучастниками Единому и Великому: «Отведите их на путь геены». Обыкновенно, по отношению к преисподне пременяется слово руководить (в оригинале). Однако в этом аяте для насмешки над неверными ведомыми в ад, это слово было использовано иронически.

24 и остановите, - они ведь будут спрошены:
О, ангелы! После того, как вы собрав погоните неверных к преисподне, остановите их. Их дело еще не завершилось. – оно еще продолжится. Они будут допрошены о их мятежной жизни.

25. "Что с вами, вы не помогаете друг другу?"
Да что с вами случилось? Стоите жалко потупясь и с вами ваши боги. Что же вы не поможете друг другу? И ваши боги вам не помогаю в то время когда все вы ждете помощи , но помощи нет ниоткуда. Так в чем же дело?

26 . Да, они сегодня покорны!
О да, они сегодня уже не желают помочь друг другу. Все заняты только собой, всякий плачет только о себе о своей погибели. Уже никому не приходит в голову позаботиться о других. «Они сегодня покорны!» - Единому и Грозному Аллаху! Вожди неверных в тот же час будут тягаться между собой. Начнут тяжбу и приспешники вождей. Они спросят их:

27 И обращаются они друг к другу, расспрашивая.

28. Говорят они: "Ведь вы приходили к нам справа? "
О, великие, вы в том мире, ведя нас за собой, уверяли, что вы истинны и тверды. Так что теперь стало? И ответят им вожди погибели:

29. Скажут те: "Нет, вы не были верующими,

30. и не было у нас над вами власти - вы были народом излишествующим.
О, нет господа! Ваши претензии мы отвергаем! Совсем не наши речи и обещания сбили вас с пути: «Нет, вы не были верующими, но вы сами по себе избрали неверие. И не было у нас над вами власти». Мы не имели над вами никакой власти заставить вас следовать нам. Поэтому не пытайтесь взвалить вашу вину на нас. У нас и своих грехов с избытком. Истинно: «вы были народом излишествующим». Вы сами были народом превознесенным, переступившим все границы.

31. И оправдалось над нами слово Господа нашего - мы непременно вкусим!
Итак, свершилось и над вами и над нами слово Господа нашего и мы все вкусим от гнева возмездия Его неотразимо.

32. И мы сбили вас, мы сами были сбившимися" .
Да, наше дело было делом неверным, и мы его довершили. Вы сами устремились к ложному пути и ваша вина на вас самих. После представления «задушевной беседы» между вождями неверных и их приспешниками, далее следует вывод Аллаха о них :

33. И в тот день они будут соучастниками в наказании.
То есть и вожди неверия и все их приспешники ,– войско великое, – понесут наказание в тот день и никто из них не останется в стороне:

34 . Поистине, так Мы поступаем с грешниками!
Не только вышеупомянутых, но и всех других грешников Аллах подвергнет наказанию.

35. Ведь они, когда им говорили: "Нет божества, кроме Аллаха!" - возносились
Когда неверным говорили: «Нет никого достопоклоняемого кроме Аллаха», они это яростно отвергали. Они никак не хотели быть рабами только Единого Бога, они отвергали достопоклоняемость исключительно Его. Они обязательно присоединяли Ему Единому соучастниками идолов и истуканов и некоторых животных. и некоторых людей. И вот потому теперь, в этот великий день Различения они с позором и унижениями признаны прекрасными дровами для адского огня!

36. и говорили: "Разве мы в самом деле оставим богов наших из-за поэта одержимого?"
Эти преступники называли посланника Аллаха(ас) Святого и Мудрого – безумным поэтом. «Неужели ради этого безумного поэта мы оставим наших идолов», - возмущенно говорили они. И вот за эти их убеждения их поволокут в преисподню пылающую.

37 . Нет , он пришел с истиной и оправдал посланников.
Нет! Язычники заблуждались. Мухаммад (сав) не безуменый и не поэт. «Он пришел с истиной». Мухаммад (ас) принес Книгу Истины и божественный закон и этим самым «оправдал посланников» прежних.Пророк Мухаммад (ас) не какое-то небывалое, исключительное явление, и до него приходило великое множество пророков. И Мухаммад (ас) их заключительная печать, он своим явлением оправдал их пророчества о нем.
О, жители ада, за ваши преступления:

38. Вы, конечно, вкусите мучительное наказание!
И никуда от него не сбежитеза горы и долины:

39 . И будет вам воздано только за то, что вы совершали.
Вы будете наказаны только за ваши личные преступления

40 . Кроме рабов божиих чистых.

41 . Для тех - определенный надел –

42 . плоды , и они будут в почете

43 . в садах благоденствия,

44 . на ложах друг против друга.

45 . Будут обходить их с чашей из источника

46 . прозрачного, услады для пьющих.

47 . Нет в нем буйства , и не будут они им изнурены

48 . У них есть потупившие взоры, глазастые,

49 . точно охраняемые яйца .
Чтобы не нарушить кораническое описание о жителях рая, мы представили его целиком. Ведь чудесное может сделать только Аллах Всезнающий. Если неверные за свои преступления понесут наказание в пылающей преисподней, то положение верующих будет абсолютно другим. Для чистых верующих приготовлен удел особый. Это великое множество всевозможных плодов и фруктов. И этот великий сонм плодов и фруктов не будет им предложен как попало и где придется, но с великим почетом верующие будут приняты в райские сады блаженств. Эти истинные верующие в горных обителях райских занавешенных прекрасными занавесями, будут сидеть на высоких сиденьях друг против друга, как братья в веселии и радости. Чудные служители райские будут обносить их чашам, полные особого небесного напитка, белого и усладительного для пьющих. От этого напитка не заболит голова и не ослабеет человек. Выпивший напиток человек не опьянеет и не одуреет, его не занесёт на дурные слова и злые поступки. Но только: – наслаждение и радость и мир будут царствовать в душе его полнокровно! И еще, против этих чистых верующих, глядя на них и более ни на кого будут сидеть прекрасные. Чудные девы рая – гурии. Они были неприкосновенны ни для кого, как бережно хранимые яйца. Вот сидя в такой баснословной обстановке красоты мира и счастья эти верующие будут предаваться беседам.

50. И устремляются одни из них к другим, расспрашивая.
Так будет там в раю блаженном и вечном

51.Кто-то из них сказал: Был у меня товарищ .
Один из жителей рая скажет: «истинно, было у меня в прошедшем мире товарищ».

52. Говорил он: „Разве ты из числа считающих за правду?

53. Разве, когда мы умрем и станем прахом и костями, разве мы будем судимы?""
Этот товарищ всегда спрашивал меня: «Неужели ты веришь в воскрешение мертвых? Неужели думаешь, что после того как мы умрем, будем похоронены и станем прахом земным, мы будем подняты, судимы и наказаны?»

54. Говорит он: "Разве вы не посмотрите?"
То есть о люди, и вы ли высматриваете где теперь находится этот человек? Так увидели ли вы его?

55. И взглянул другой и увидел его в средине геенны.
После этого он закончит свои слова, и посмотрит и увидите своего бывшего мирского товарища, – в середине преисподни, увидит и скажет:

56. Сказал он: "Клянусь Аллахом! Ты ведь готов был меня погубить.

57. И если бы не милость Господа моего, я был "бы в числе приведенных.
Чистый верующий, пребывая в райской обители среди роскоши, скажет своему бывшему товарищу, горящему в адском пламени: «Клянусь Аллахом! Ты ведь готов был меня погубить!» Если бы я поверил твоим словам, я бы тоже сейчас горел в аду, как и ты, и если бы не милость Господа моего, если бы Аллах по своей милости не избавил меня от твоих заблуждений. и не вывел на путь спасения, и я был бы в числе приведенных в адскую преисподню». Затем этот верующий продолжил свои слова:

58. Разве мы не умрем,

59. кроме первой смерти, и мы не будем наказаны?"
Вот, посмотри, мы оживлены после нашей смерти и пребываем в раю, в котором останемся навсегда. И по нашей вере и служению мы награждены и не будем наказаны.

60. Поистине, это и есть великая прибыль!
Истинно, пребывание в райских садах – величайшая из побед верующих!

61. Для подобного этому пусть труждаются труждающиеся.
Чтобы заслужить подобные райские награды – пусть же трудятся трудящиеся на пути Аллаха! Все, желающие достичь райских плодов, напитков и всего прочего, пусть исповедуют как мы Ислам и поклоняются единому Аллаху, творя благие дела.
После описания райских блаженств верующих и пребывающих в ужасах адской преисподни.

62. Это лучше" как угощение, или дерево заккум?
Ну так скажите же теперь, что лучше райские плоды и фрукты и напитки или же дерево Заккум? Описание дерева Заккум дается в следующих аятах.

63. Мы ведь сделали его соблазном для обидчиков.
Мы сделали дерево Заккум искушением для неверных и лицемеров. Они по причине её преткнулись об искушение. Когда язычники узнали, что в аду растет дерево Заккум, они начали насмехаться: «Каким же образом в аду, где вечно горит огонь, растет не сгорая дерево?». Один из вождей язычников Абу Жахл воскликнул: «О, курайшиты! Знаете ли, что такое дерево Заккум, которым устрашает вас Мухаммад (ас)?». Они: «Нет!». Абу Жахл: «Это смешанные со взбитым маслом финики Медины. Клянусь Аллахом, если предоставится возможность, мы еще насладимся этим Заккумом!».
Разумеется это он сказал издеваясь над кораническим аятом о дереве Заккум. Такова лишь одна из многих издевательств язычников против верующих. И таких оскорблений, насмешек, издевательств против Ислама, Корана и посланника Аллаха(ас) было великое множество. Однако от их невежества и скудоумия истина нисколько не ослабевает и не меняется. В конце концов все становится на свои места. И вот следует объяснение самого Аллаха, что такое дерево Заккум.

64. Это ведь дерево, которое выходит из корня геенны.
Да не будет никакого сомнения, что существует такое дерево как Заккум. Оно растет из корня геены огненной. То есть оно растет прямо из середины огня глубины преисподни и является квинтэссенцией ада, ее ужасным проявлением. Потому это дерево не сгорает в огне, а раскошно процветает питаясь горючими огнями его!

65. Плоды его точно головы дьяволов.
На арабском языке цветок дерева и место на котором держится завязь плода называется «Толъун». В этом аяте толъуны адского дерева Заккум уподобляются головам дьяволов. Хотя о головах дьяволов у нас нет точного представления, однако, ясно, это – что-то такое ужасающее и потрясающее! Таким образом, место завязи плода дерева Заккум – ужасно и страшно.

66. И они едят его и наполняют им животы.
Мучения жителей ада не кончаются с 240 завершением поедания этих ужасных плодов. После приема плодов людей одолевает великая жажда и они пьют воду, бурно кипящую. А это казнь поверх казни поменьшей.

67. А потом есть вода для них, горячее питье из кипятка.
Неверные и язычники – жители адские , вольно или невольно будут есть эти страшные плоды, подобные головам дьявольским. Деваться некуда – есть будут! Чем больше они будут их есть, тем более невыносимо будут расти их муки. Дело в том, что адские жители будут их есть пока не набьют ими свои животы. Отсюда можно представить всю степень их мучений.

68. Потом , поистине, обратный путь их - в геенну.
И даже после того, как жители ада наедятся плодов дерева Заккум и запьют их круто кипящим кипятком, их мучения не кончатся, теперь их обратный путь снова– в геену огненную на вечные муче-ния. О, Господи, упаси! Что же послужило причиной их такового ужасающего заблуждения, приведшего в ад?

69. Они ведь нашли своих отцов заблудшими.

70. И они по их следам были погнаны
Причиной заблуждения неверных и язычников было то, что они нашли своих отцов уже заблудившимися, сбившимися с прямого пути. Вместо того, чтобы подумав, исповедать Ислам и идти путем Аллаха, они, как слепые пошли за слепыми отцами и рухнули в самую преисподню.

71. И заблудилось до них большинство первых.
Они избрали путь заблуждения.

72. А ведь Мы посылали к ним увещевавших.
Мы послали в среду их пророков предупреждающих, но они не согласились идти путем прямым.

73. И посмотри, каков был конец увещеваемых,
Все они были сокрушены на своих путях мрака.

74. кроме рабов Аллаха чистых!
Вот несколько примеров:

75. И вот воззвал к Нам Нух , и прекрасные (Мы) ответчики!
Некогда встретивший великое сопротивление неверных и язычников, пророк Нух (ас) воззвал к Нам: «И прекрасные Мы ответчики!». Мы всегда принимаем призывы наших рабов, взывающих к Нам, подобно Нуху (ас), и ответили Мы на зов Нуха (ас)

76. И спасли Мы его и его род от великой беды.
И спасли Мы Нуха (ас) и уверовавших с ним от беды великого потока.

77. И его потомство сделали оставшимся.
После гибели человечества в водах великого потопа, оно вновь размножилось от верующих спасшихся на ковчеге Нуха (ас).

78. И оставили над ним в последних:
Мы сделали Нуха (ас) хвалимым в потомках до скончания мира.

79. "Мир Нуху в мирах!"
Ну если Аллах пожелал мира Нуху (ас) – так оно и будет!
Во всех мирах ему желают мира.

80. Мы ведь так воздаем добродеющим!
Эта награда дается не только одному Нуху (ас). Аллах Всевышний такой наградой наградит всех верующих, которые подобно Нуху (ас) проведут жизнь в служении Аллаху.

81. Ведь, поистине, он - из рабов Наших верующих!
Нух (ас), будучи искренно верующим человеком, с верой творил добрые дела и в результате удостоился награды Аллаха

82. Потом Мы потопили других.
После того, как Мы спасли Нуха (ас) и с ним верующих, всех неверных и язычников Мы потопили в водах потопа. Да возьмут себе это в назидание сегодняшние неверные и язычники, коими уже заполнился мир.

83. И ведь из его же толка был Ибрахйм.

Явившийся после Нуха (ас) пророк Ибрахим, хотя и между ними прошел большой срок, был в одной вере с Нухом (ас), был в одних убеждениях с ним на путях Аллаха . В религиях их не было никакой разницы.

84. Вот пришел он к Господу своему • с сердцем беспорядочным.
Ибрахим пришел к Господу своему Аллаху с сердцем беспорочным, свободным от болезней не-верия, многобожия и лицемерия.

85. Вот сказал он отцу своему и его народу: "Чему вы поклоняетесь?

86. Ложь ли, богов, помимо Аллаха, вы желаете?

87. Что же вы думаете о Господе миров?"
После того как Ибрахим (ас) пришел к народу своему посланником Аллаха и нашел его поклоняющимся всевозможным истуканам он поразился. Вот сказал он отцу своему и народу: «Чему вы по-клоняетесь? Подумали ли об этом? Вы же поклоняетесь творениям рук человеческих, притом ваших же! Ложь ли, богов, помимо Аллаха вы желаете? Хотите ли вы оставив достойного поклонения Единого Аллаха поклоняться мертвым каменным истуканам?». Затем Ибрахим (ас) задумал другое:

88. И посмотрел он взглядом на звезды

89 и сказал: "Поистине, я болен!"
Наши толкователи пишут, что в народе Ибрахима (ас) бытовали большие праздники. Некоторые толкователи пишут, что, возможно, это был праздник Новруз. И вот в эти праздники весь народ выходил на места гуляний и отдыха куда-то в сады и в параки. Перед своим выходом они оставляли перед идолами всевозможные плоды и фрукты. А после завершения праздника они, придя, забирали эти пло-ды и фрукты как пищу освященную богами. После того как Ибрахим (ас) увидел, что его народ не желает расставаться со своими идолами, он задумал некое дело и стал дожидаться наступления праздничных дней. Надо сказать, что Ибрахим (ас), видя греховностиьи непослушание своего народа, стал очень переживать за него, сердце его стеснилось и он впал печаль и в уныние. Но вот наступили праздники и некоторые всадники из народа, готовящегося выйти на праздник, подъехали к Ибрахиму (ас) и спросили о его желании участвовать в празднике. Тогда: «…и посмотрел он взглядом на звезды.» Прежде чем ответить на заданный вопрос Ибрахим (ас) как другие люди места служения храма возвел очи на небеса как бы благоговейно. Такое его поведение могло навести людей на мысль, что он что-то узнал от звезд. Ибрахим (ас) же сказал: «Поистине я болен!». Он дал знать, что сердце его стеснено и он чувствует себя больным от постоянных переживаний за народ. Торопившиеся люди после таких слов Ибрахима (ас) оставили его и уехали.

90. И отвернулись они от него , уйдя вспять.
После их удаления Ибрахим (ас) остался наедине с истуканами перед которыми лежали плоды и фрукты.

91. И проник он к богам их и сказал: "Разве вы не едите?

92. Что с вами, вы не говорите?"
Показывая на плоды перед истуканами и глядя на истуканов, Ибрахим (ас) спросил: «Разве вы не едите?». Этот его вопрос был насмешкой над язычниками, почитавшими истуканов за богов. Почитать этих истуканов даже не ощущающих пищу за богов, поклоняться им, просить у них помощи ждать от них милосердия и прощения, для разумного человека – истинный вздор и позор! На этот вопрос Ибрахима (ас), разумеется, истуканы ни за, что бы не не ответили. Тогда Ибрахим (ас) продолжил: «Что с вами? Вы не говорите?» О, боги, что с вами случилось? Стоите молча и не отвечаете на вопрос?»

93. И проник он к ним, ударяя правой рукой."
То есть, Ибрахим (ас) приблизившись к истуканам и топором в правой руке начал бить и сокру-шать их. Услышав такую весть, народ:

94. И обратились они, прибежав толпами.
Язычники поспешили к Ибрахиму (ас), и, обгоняя друг друга подбежали к нему. Увидев их, Ибрахим (ас) встретил их вопросом:

95. Сказал он: "Разве вы поклоняетесь тому, что вытесали ?
Что у вас за ум? Что вы за люди? Где здесь логика? Неужели вы будете поклоняться истуканам, вытесанным из дерева или камня вашими же руками?! В конце концов Бог не может быть сотворенным, Он ведь должен творить сам!

96. А Аллах создал вас и то, что вы делаете".
О, люди, вас сотворили не ваши истуканы. Вы это и сами признаете. Ваших вытесанных истуканов сотворил Аллах Всевышний. Он один Творец во вселенной – Аллах! И один достопоклоняемый Бог – Аллах! Если это так , то почему вы вместо того, чтобы поклоняться Единомуи достойному поклонения, поклоняетесь произведениям рук человеческих?! Преступный народ не сделал из слов Ибрахима (ас) надлежащих выводов. По древнему обычаю всех неверных народов. он потерпев поражение в борьбе умов, немедля обратился к насилию.

97. Сказали они: "Постройте ему сооружение и бросьте его в огонь!"
Грешный народ вынес решение соорудить большое место для костра, разжечь огонь и бросить в него Ибрахима (ас)

98. И задумали они козни против него, а Мы сделали их оказавшимися внизу.
Грешный народ задумал избавиться от Ибрахима (ас), бросив его в большой огонь, но Мы остудили огонь и спасли его, сокрушив злые козни человеческие. Если Он пожелает спасти истинного верующего, кто может человек помешать Ему? После этих событий Ибрахим(сав) решил несколько изменить свой путь.

99. И сказал он: "Я иду к Господу моему, Он выведет меня на прямой путь.
То есть Ибрахим (ас)сказал: «Вот я оставлю эти места и пойду туда, куда повелит мне мой Господь. Он поведет меня путем прямым». Но все призывы и разъяснения Ибрахима (ас) к его отцу и народу не принесли пользы. Вместо того, чтобы вразумиться и вступить на путь спасения неверные усилили свои гонения на него, творя против него всякое зло. Они возжелали привести Ибрахима (ас) на свой ложный путь. И в конце концов все же решили уничтожить его физически. ибо его вызывающее присутствие было для них невыносимым. Простой же народ за ним следовать побоялся. И тогда Ибрахим (ас) сказал: «Я иду к Господу моему». Ибрахим решил ради Аллаха переселиться на другое место, бро-сив родину, родных и близких. Ибрахим (ас) выбрал покинуть не желающий измениться богоприступный народ и пребывать только с Аллахом, только у Него просить помощи и жить только по Нему. По-этому он с надеждой и сказал: Он выведет меня на прямой путь и даст мне счастье в двух мирах. В предании от Катоды (ра) Ибрахим (ас) первым из тварей Его переселился вместе с Биби Сарой в область, именуемую Шам. Таким образом возникло переселение ради веры. Произошел переход из одного положения в другое. Были прерваны абсолютно все бывшие связи, и сохранилась только одна связь: – связь с Аллахом, Богом Всевышним. До этого времени у Ибрахима (ас) не было детей. В одиночестве своего переселения он попросил у Аллаха дать ему наследника:

100. Господи! Дай мне достойного!"

101. И Мы обрадовали его кротким юношей .
Для человека в чужой земле переселенца бездетного – это была добрая весть. После стольких лет бездетности обрести наконец ребенка большое счастье. А то, что ребенок будет кротким: – счастье еще одно! И этот ребенок был – Исмаил (ас).

101. А когда он дошел до утра вместе с ним,
он сказал: "Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь".
Он сказал: "Отец мой, делай, что тебе приказано;
ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым".
Приведенный в этом аяте краткий диалог между отцом и сыном только – один вопрос и только один ответ, – во всей истории человечества лучший образец самопожертвования на пути Аллаха! Вершина воспитанности, приличия по отношению к Аллаху Всевышнему. Вершина образца: - все и вся ра-ди Аллаха! Старый человек всю жизнь проживший среди невежественного языческого народа, который притеснял и даже бросил его в огонь это был пророк Ибрахим (ас). Попав в безвыходное положение, принужденный покинуть родину, народ свой, родных и близких и все нажитое и переселился в другую страну: – это Ибрахим (ас). В то время, когда по старости своей Ибрахим (ас) уже оставил всякую надежду иметь детей. – Милостивый и Милосердный дал ему кроткого сына. Храня как зани-цу ока Ибрахим (ас) воспитывал своего единственного сына. И он рос, радуя своих родителей. И отец радовался ему. «А когда он дошел до утра вместе с ним». Когда сын Ибрахима (ас) начал ходить вместе с ним, по словам ученых толкователей, Исмаилу было 13 лет, отец глядя на сына сказал ему: «Сын мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь?». Отец, достигший старости хочет зарезать единственного сына! Он увидел это во сне, приняв это сон как повеление Аллаха решил исполнить его. Это потому, что сон пророка – есть откровение Всевышнего. И видел он этот сон не единожды, но несколько раз и поэтому сказал единственному сыну: «Вижу я во сне, что закалываю те-бя». Это дело было для человека, совершившего переселение ради Аллаха - великим испытанием. Всю жизнь Ибрахим (ас) подвергался на путях веры всевозможным испытаниям и вот теперь оказался один на один с еще одним колосальным испытанием. Он должен был своими руками зарезать своего единственного сына, в котором, истинно, души не чаял. Искренно верующий раб Аллаха Ибрахим (ас) принял это дело с подобающей пророку верой и надеждой. Он не стал метаться и убиваться, пытаясь найти выход из этого, воистину, невероятного положения, хотя, вторая сторона этого дела была тяжелейшей. Закалываемая жертва – была человеком. У человека была душа, кровь, ум и чувства. Ибрахим (ас) понимая эту сторону дела, желая проверить готовность Исмаила стать жертвой, спросил его: «Сын мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь?». Да, это было колосальным испытанием не только для отца, но и для сына. Отец в течение долгой жизни прошел уже много испытаний, сын же впервые сталкивался с испытанием, да еще в такой убийственной и окончательной для него форме. Но вместе с тем как извещал Аллах, - этот сын истинно оказался кротким, готовым понести любое испытание и так оно и произошло. Он сказал: «Отец, делай со мной, что приказано, ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». Отец мой, если тебе приказано заколоть меня – закалывай, не переживай за меня, а если Аллаху будет угодно, постараюсь быть терпеливым. Вот – мужество и геройство потрясающие! Вот – воспитанность! Вот - абсолютная покорность Аллаху!»

103. И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб,

104. и воззвали Мы к нему: "О Ибрахйм!

105. Ты оправдал видение". Так Мы вознаграждаем добродеющих!
Отец и сын не остановились только на слове, они решительно перешли к делу. Отец и сын, когда они оба предались Аллаху, покорные воле Всевышнего они предались Ему; и вот отец поверг на его лоб, чтобы не отступиться при взгляде на глаза и лицо сына. Ибрахим (ас) уложил сына лицом вниз и в то время, когда он уже закалывал его, воззвал к нему Аллах: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение». Ты, о ,Ибрахим (ас), исполнил то, что тебе было показано во сне. Во исполнение Моего повеления ты твердо и неколебимо закалывал своего сына. И цель этого жертвоприношения была достигнута. Цель эта: – полная покорность воле Аллаха. Во всяком деле, –и покорность Его повелению, и исполнение всякого дела – исключительно ради угодности Ему! Вот эта цель – была достигнута. Аллах не нуждается в ду-шах своих рабов и не нуждается в крови их: «Так мы вознаграждаем добродеющих!» Да, Аллах Всевышний воззвал Ибрахиму (ас) и сказал ему: так мы вознаграждаем всех добродеющих своих рабов подобно тебе. Наша награда есть и то, что мы избираем их для испытаний. Ибо, выдержав эти испытания, они удостоятся высших наград и степеней. А, что может быть наградой выше этого? И вот Ибрахим (ас) и тебя Мы подвергнули испытанию с жертвоприношением сына. На первый взгляд такое испытание может показаться бедствием, но на самом деле – это награда и служение высшего порядка, ведущее к высшей степени наград. Не будь этого испытания, ты не стал бы примером наивысшей жертвенности до дня Суда и образцом на все времена. Не был бы помянут в его святых Писаниях. Не был бы упоминанием в молитвах.

106 . Поистине, это явное испытание.
То есть – это повеление Ибрахиму (ас) принести сына в жертву было очевидным испытанием и больше ничем. Он с честью прошел через это испытание. И сын его остался в живым и невредимым.

107. И искупили Мы его великою жертвой.
То есть вместо Исмаила (ас) мы принесли в жертву, вынесенную из рая жертву. Ибрахим (ас) всеми действиями показал свою готовность принести сына в жертву. Он уложил Исмаила (ас) и провел ножом по шее его. Но в виду того, что целью Аллаха была не кровь Исмаила, – нож не вошел в плоть его. Вот тогда Аллах Всевышний воззвал к Ибрахиму (ас) вышеописанным возванием и вместо Исмана принес в жертву вынесенного из райского сада большого овна. И Ибрахим (ас) принес этого овна в жертву. Эти события произошли на Мине – где паломники мусульмане ныне приносят в жертву жи-вотных. И таким образом самая великая жертва в истории человечества обратилась в ежегодно повторяемую многими миллионами людей. Каждый год собираясь сюда со всех точек мира Ислама мусульмане вспоминают это великое жертвоприношение и переживают его заново. Они подтверждают своими языками, сердцами и делами, что готовы подобно Ибрахиму (ас) и Исмаилу (ас) принести на пути Аллаха любую великую жертву. И в знак подобия этой великой жертвы Ибрахима (ас) приносят жертвы свои. И этим служением на путях Аллаха вздымают еще выше к небесам знамя своей веры и убеждений. И демонстрируют самую прекрасную сторону своей покорности Всевышнему и практикуюя живую покорность Ему. И вместе с тем Аллах сказал еще:

108. И оставили Мы над ним в последних:
И до скончания мира Мы его поминаем в потомках

109 . Мир Ибрахиму!
Аллах желает Ибрахиму (ас) мира! И оглашает этот мир посредством своего вечного чуда – достославного Корана! Это еще раз показывает какое великое место занимает этот человек в глазах у Аллаха.

110. Так вознаграждаем Мы добродеющих!
Это наш неизменный обычай, кто из наших рабов совершит прекрасное дело, Мы награждаем его как Ибрахима (ас). Может вы скажете за, что же он удостоился таких сверх почестей?

111. Ведь он был из рабов Наших верующих. ;
Все свои дела Ибрахим (ас) – самоотверженную борьбу на пути Аллаха с язычниками, свое пе-реселение в другую страну, и даже свою непреклонную решимость принести свое сына в жертву. - исполнял во имя своей веры в Аллаха. Только из-за этой своей несгибаемой, не знающей сомнения веры он удостоился таких почестей.

112. И обрадовали Мы его Исхаком, пророком из достойных,
Награды Аллаха Ибрахиму (ас) не ограничились вышеописанными наградами. Аллах известил Ибрахима, что у него будет еще один сын по имени Исхак, что он будет пророком из благочестивых.

113. и благословили и его, и Исхака; а в потомстве их - в добродеющий и несправедливый к самому себе явно .

То есть и Ибрахиму (ас) и Исхаку Мы дали благословение и предопределили явление из их потомства и пророков. В этом проявление благословения кто из потомства их обоих последует за проро-ками – совершит дело доброе и благое. Кто же не последует этим пророкам, тот очевидно сделает неис-праведливость против себя. На этом месте кончается история о Ибрахиме (ас) и начинается история пророков Мусы и Харуна (ас).

114. И давно оказали Мы милость Мусе и Харуну.
Мы оказали милость Мусе и Харуну – даровали им дар пророчества.

115. И спасли их с их народом из великого бедствия.
Мы избавили их от гнета Фараона и его народа.

116 . И помогли им, и были они победившими.
В неравной борьбе Мусы, Харуна (ас) и их народа против Фараона и его народа, Мы дали Мусе и Хоруну (ас) Нашу помощь и они победили!

117. И Мы даровали им книгу ясную.
То есть. ниспослали Мусе и Хоруну (ас) ясно разъясненную книгу Тору.

118. И вывели их на прямой путь.
Мы повели Мусу и Хоруна (ас) по прямому пути спасения. Все упомянутые дела – это великие благодеяния Аллаха к ним. И они возблагодарили Аллаха за Его Милости.

119. И оставили над ними в последних:
До дня суда верующие будут хвалить и вспоминать их добром.

120. Мир Мусе и Харуну!

121. Так Мы вознаграждаем добродеющих!

122. Ведь оба они были из рабов Наших верующих.
Во имя веры они сражались и подвизались на пути Аллаха и удостоились упомянутых высоких степеней и наград. На этом завершается история Мусы и Хоруна (ас). Далее начинается история про-рока Ильяса.(сав)

123 . И поистине, Илйас был посланником.
Ильяс был одним из пророков из сынов Израиля, они его называли Илия. Илияс был из потомков Харуна – брата пророка Мусы,(сав) он получил имя Ильяс ибн
Ёасийн. Этот человек был направлен к народу, живущему на территории современной Сирии. Этот народ в то время поклонялся идолу по имени Баала.

124 . Вот сказал он своему народу: "Разве вы не побоитесь Бога?

125. Разве вы призываете Ба'ала и оставляете лучшего из творцов, .

126. Аллаха, Господа вашего и Господа отцов ваших первых?
Как и другие пророки пророк Ильяс, (сав )посланный Аллахом к народу своему призвал его к богобоязненности и служению Аллаху Единому. «Вот», - сказал он своему народу: - «Разве вы не по-боитесь Бога?». Ильяс (ас) призвал народ убояться Бога. Вместе с тем он осудил поклонение народа идолу Баалу как соучастнику Аллаха: «Разве вы призываете Баала и оставляете лучшего из Творцов, Аллаха, Господа вашего и Господа отцов ваших первых?». Ильяс.(сав) призвал народ отвергнуться от соучастников Аллаху. Но народ не послушался его.

127. И объявили они его лжецом. И поистине, они будут собраны,
Народ объявил Ильяса (ас) лжецом, отверг его веру и не пошел по его пути и продолжил свое служение Баалу, не убоявшись Аллаха. Поэтому: «И поистине, они будут собраны (к преисподне)».

128. …кроме рабов Аллаха чистых!
Чистые рабы Его будут собраны к наградам райским.

129. И оставили Мы над ним в последних:
И сделали Мы Ильяса (ас) хвалимым в потомках до дня Страшного Суда!

130. "Мир Илйасйну!"
Относительно слова: «Ильясин» в этом аяте ученые толкователи выразили два мнения. Это слово так написано ради рифмы, и это слово имеет в виду общество Ильяса, то есть последователей его.

131. Так Мы вознаграждаем добродеющих!

132. Ведь он был из рабов Наших верующих.
Во имя веры нашей он подвижничал на наших путях и достиг места высокого. На этом завершается история пророка Ильяса(сав) и начинается история пророка Лута.(ас.)

133. Ведь и Лут был посланником.

134. Вот Мы спасли его и род его весь,

135. кроме старухи среди оставшихся.
Жена Лута за свое неверие была казнена как и весь остальной распутный народ.

136. Потом погубили Мы последних.

1 И вы ведь проходите мимо них утром

138. и ночью: разве ж вы не образумитесь?
Слова этого аята обращены к язычникам Мекки. Во время своих путешествий они со своими караванами проходили по земле, где жил народ пророка Лута(сав) и видели разрушенные останки его селений. Аят выражает удивление, что видя плачевный конец этого распутного народа, путешественники так и не брали это себе в назидание. Да, можно только удивляться тому, что столь очевидные знамения нисколько не осмысливаются этим народом. Эти слова навсегда обращены ко всем местам и на все времена и ко всем неверным и язычникам. Им необходимо пока есть еще время вразумиться и исправиться. Теперь начинается пророка Юнуса (ас).

139. Ведь и Йунус был посланником.
Юнус (ас) тоже был направлен Аллахом к народу своему пророком. Юнус (ас) призвал народ к религии Аллаха. Но народ отверг его призыв и остался в неверии. Это такое обстоятельство вызвало большой гнев Юнуса (ас). Он бросил неверный народ и сбежал от него в страну моря.

140. Вот убежал он к нагруженному кораблю.
На пристани он зашел на корабль, полный людей, и вышел с ними в море. Но на море скоро поднялась великая буря и в поисках спасения путешественники стали совещаться. Матросы сказали: «По-хоже, что на корабле есть бежавший от своего долга. Пока мы его не бросим в море, нам не будет спа-сения». Но кто этот грешник никто не знал и решили бросить жребий

141. И бросал жребий с другими и был из числа проигравших.
И бросили жребий на Юнуса (ас) и пал жребий на него. И бросили Юнуса (ас) в бушующее море.

142. И поглотил его кит, а он заслужил порицание.
Едва Юнуса (ас) бросили в море как его проглотил кит. Юнус (ас) тогда был достоин порицания, потому что разгневавшись на непокорный народ бросил порученное ему Аллахом дело.

143 . И если бы только он не был из числа возносящих хвалу,

144. то остался бы он в его животе до того дня, когда они будут воскрешены.
То есть, если бы Юнус (ас) не вознес хвалу Аллаха многократно, то он остался бы во чреве кита до дня Страшного Суда. Едва Юнус (ас) попал в чрево кита, он стал неустанно возносить славословие: « Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе, я был неправеден к себе самому!». Алимы советуют человеку, попашему в беду, побольше читать этот искренний зов Юнуса (ас) к Аллаху. Аллах милостиво принял молитву Юнуса (ас) из чрева кита.

145. И Мы бросили его в пустыню, и был он болен.
По воле Аллаха кит низвергнул Юнуса (ас), и он ослабевший оказался на пустынном берегу моря.

146. И вырастили Мы над ним дерево йактйн.
Ослабевший человек на открытом месте мог заболеть еще больше. Аллаха по своему милосердию вырастил над больным Юнусом (ас) растение с большими листьями: «Ияктин», чтобы солнце не опалило его своими лучами. На место , где росло это растение не подлетали комары и мухи. И Юнус (ас) отдохнув, постепенно пришел в себя.

147. И послали Мы его к ста тысячам или большим.
Народ, на непокорность которого разгневался Юнус (ас), после его ухода раскаялся в своих грехах и ожидал его возвращения и когда Юнус вернулся к этому народу, он был очень доволен.

148 . И уверовали они, и отсрочили Мы им до времени.
Полная повесть этого события изложена в суре «Пророки». Народ Юнуса (ас) – он единственный, который после явления им знамений Аллаха остался не уничтоженным. Это так случилось потому, что этот народ искренне раскаялся в своих грехах. Оторвав даже младенцев от груди матерей и детенышей животных от их матерей, этот народ пал пред Аллахом в великом раскаянии и Аллах принял их молитву и простил их. На этом истории пророков и их народов, приведенных в назидание неверным и язычникам, завершаются. Далее Аллах повелевает своему посланнику Мухаммаду(ас) на основе выводов из рассказов обратиться к язычникам со словами вразумления. Обращение к ним будет идти по поводу ложности нескольких закоренелых в их умах представлений. О, посланник (ас):

149. Спроси же их: "Разве у твоего Господа дочери, а у них сыновья?"
В этом аяте опровергается ложное представление язычников, что ангелы являются дочерями Аллаха. С другой стороны нужно напомнить, что сами язычники дочерей не любили. Некоторые из них, стыдясь, что у них родилась дочь, даже закапывали их живьем в землю. При рождении у них дочерей, – они переживали и горевали как о каком-то несчастье. Наследство дочери не выделялось. По убеждениям язычников девочка и женщина за людей не считались вообще. Но считались символами несчастья, бед и зла. И вот на этом фоне они считали, что у Аллаха среди ангелов есть дочери. Таким образом они приписывали Аллаху – Господу миров то, чего сами не любили и считали злом. В этом вопросе у язычников есть две ошибки: первая, приписывать ангелам пол, в данном случае женский. На самом деле, будучи особыми творениями Аллаха они были бесполые. То есть не были ни самцами ни самками. Приписывать ангелам самочность - большой грех и неприличие. Вторая ошибка: приписывать Аллаху наличие дочерей среди ангелов. Это великая неправедность и многобожие. Поэтому в аяте отвергаются эти представления язычников: «Разве у твоего Господа дочери, а у них сыновья?!». Сами себе они берут сыновей, а Аллаху приписывают дочерей из ангелов?! Откуда они знают, что ангелы женского пола?!

150. Разве Мы создали ангелов женщинами, и они видели?
На каком основании они ангелов считают девами? У них нет никаких оснований для этого. Они не были свидетелями при их творении!

151. О! Они ведь от своей лживости говорят:

152. "Породил Бог!" - и они лгут.
Язычники выдумали ложь и говорят: «У Аллаха есть дитя, Аллах родил!». Они лгут вопиюще!

153.Разве Он предпочел дочерей перед сыновьями
Неужели Аллах оставил сынов и предпочел дочерей?

154. Что с вами, как- вы судите?
Почему вы так судите? На каком основании?

155. Разве вы не вспомните?
Неужели вы не опомнитесь?!

156. Или у вас очевидная сила?
Или у вас есть неопровержимый довод того, что ангелы девы?

157. Доставьте же вашу книгу, если вы говорите правду!
Если у вас есть достоверный довод того, что ангелы – дочери Аллаха, представьте книгу, где это написано.
Далее разбирается еще одно лживое утверждение язычников, в основании которого лежит еще одна неведомая легенда.

158. И устроили они родство между Ним и джиннами, а знают джинны, что они будут собраны.
Язычники думал, что между Аллахом и джином есть какое-то родство. По их мысли, после того, как, якобы, Аллах женился на джинах, родились ангелы. Этот аят опровергает это лживое И ГНУСНОЕ представление язычников. Каким образом между Аллахом и джинами может быть родство, если: «Зна-ют джины, что они будут собраны» к казни адской? Джины в день суда будут судимы. Если бы между Аллахом и джинами было родство, возможно ли было такое? О, нет, конечно! Это просто лживое пред-ставление язычников об Аллахе.

159. Хвала Аллаху, превыше Он того, что Ему приписывают они,
У Аллаха нет никаких родственных связей с джинами.

160. кроме рабов Его чистых!
Относительно этого аята алимы толкователи выразили два мнения. Первое: кроме чистых рабов Его, которые и не приписывают Ему того, чего Он не имеет. Второе: «кроме тех из джинов чистых рабов его, которые не будут призваны к наказанию адскому». Эти два толкования хорошо дополняют друг друга. Далее следует обращение к неверным и язычникам. О, язычники:

161. "Ведь вы и то, чему поклоняетесь, -

162. вы не соблазните относительно Него,

163. разве лишь тех, кто горит в геенне.
О, язычники, и вы сами и те идолы, которым вы поклоняетесь не сможете искусить кого-нибудь против Аллаха. Кроме тех, которым Аллах сам предопределил быть в преисподней от начала. Да, за вами могут последовать только те, которым предопределено гореть в преисподней. Теперь следует опровержение ангелов на вышеописанные ложные представления язычников. Ангелы говорят:

164. И нет среди нас никого без известного места.
У каждого ангелы есть свое место, степень и обязанности. Некоторые из них являются распределителями пропитания, некоторые присутствуют при смерти, некоторые доставляют откровения, некоторые стоят на служении или других делах.

165. И поистине, мы стоим рядами,
Мы постоянно стоим в рядах, готовые исполнить повеление Аллаха.

166 . и мы ведь возносим хвалу".
Мы постоянно восхваляем Аллаха и возносим Ему славу и величие. Таким образом ангелы описали кем они являются. И ни один из них не сказал, что он является дочерью Аллаха. Но они говорят, что они творения Его покорные Ему, постоянно ожидающие Его повеления, и постоянно возносящие Ему хвалу, и славу, и величие. Далее приводятся слова и обещания язычников, которые они говорили до ниспослания Корана:

167. А ведь они упорно говорили:

168. "Если бы у нас была память от первых,

169. то мы были бы рабами Аллаха чистыми".
До ниспослания Корана язычники порицали людей писания, что они твердо не следуют своему учению. «Ну что вы за люди,» - говорили они, - «неужели вы не можете тверды как это нужно?». А свои недостатки они оправдывали тем, что у них нет руководящего священного Писания. И вместе с тем они говорили, что если бы у них было руководство, оставшееся от бывших прежде, то, несомненно, они были чистыми рабами Аллаха. И вот памятная руководительная книга о которой они мечтали благородный Коран ниспослан им.

170. Но не уверовали они в Него, а потом узнают.
Они отвергали Коран, а, что из этого выйдет они скоро узнают.

171. А Наше слово опередило уже рабов Наших посланных.

172. Ведь, поистине, они-то, наверное , получат помощь.

173. И ведь Наше войско, оно-то победоносно.
Относительно этого Мы дали слово, дали обещание. В истории человечества народ, возглавляемый пророком всегда побеждал неверных всех мастей и никогда не было обратного. И также, войско Аллаха всегда побеждало войско Сатаны князя бесовского. И всякое учение противное учению принесенному пророком, обнаруживало свое несоответствие истине и исчезало окончательно. Не бывало, чтобы войско Аллаха не победило войско вражеское, каким бы оно ни было. Рано или поздно этот всеобщий. вселенский канон воплощался неизменно. Дело лишь в том, чтобы верующие, желающие состоять в этом победоносном войске Аллаха нашлись. Дело лишь в том, чтобы не дать неверным ни единого шанса, ни единой возможности. Не нужно удивляться их положению. Поэтому Аллах Всевышний изрекает своему посланнику Мухаммаду (ас): «О, пророк:

174. Отвернись же от них на время
Отвернись. Предоставь их самим себе.

175. … и посмотри на них, и они увидят!
Посмотри чем завершиться их неверие и язычество. И они увидят!

176. Разве с Нашим наказанием они торопят?
И говорят они: «Когда же наказание?!»

177. А когда оно сойдет на их площадь, то плохо будет утро увещеваемых!
Когда Наше наказание падет на них, им уже не сдобровать! О пророк:

178. И отвернись от них на время

179 . и посмотри, и они увидят!

180. Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!

181 . И мир посланникам!
От Исмана Абу Хатима аш-Шаълабия предается предание. Изрек посланник Аллаха (ас). Кто желает, чтобы его дело было измерено полною мерой, пусть перед завершением собрания прочитает этот аят.

182. И хвала Аллаху, Господу миров!