46 АЛЬ-АХКАФ

Ниспосланна в Мекке

Название суры взято из двадцать первого аята. Словом – «Ахкаф» называлось место проживания народа Ад, и по смыслу это слово означае: – пески. Сура – Пески, как и другие мекканские суры посвящена освещению вопросов идеологии. Основное внимание обращено – на аргументацию единства Бога, откровений, миссий пророков, воскрешению из мертвых и получение книги расчета. Освещается история пророка Худа (ас), посланного к народу Ад. Рассказывается, что после того как народ Ад объявил пророка Худа (ас) лжецом и не покорился ему, Аллах послал на этот мятежный народ казнь погибельную.
Сура начинается с обращения внимания на то, что окружающая природа, полная знамений о своем Могущественном Творце. После этого разъясняется полная ничтожность и беспомощность невидящих, и не слышащих и не могущих ответить идолов и истуканов, которым поклоняются язычники. Затем объясняется нелогичность язычников прекрасно знающих, что посланник Аллаха Мухаммад (ас) никогда не умел читать и писать, но тем не менее утверждающих, что Мухаммад (ас) выдумывает Коран от себя, лживо выдавая себя за пророка. Говорится, что таким отношением к Мухаммаду (ас) язычники открыто выступают против откровений и миссий пророчества. На этом основании ведется разговор о двух группах людей.
Первая группа это те, которые сразу уверовали в Аллаха, служили и поклонялись Ему, они выросли на неизвращенной природе своей, они и по вере и по наследию следовали согласно уставу Господа своего, и были благодарны родителям, и знали свои права и обязанности, и удостоились рая. И вторая группа, которые искривили прямой путь, извратили природу человека, вместо веры избрали неверие, отвергли права Господ своего и родителей, – это люди неверия и им присудится преисподня. В связи с этим приводится устрашающая картина из панорамы дня Страшного Суда – унижение неверных. Предвещается чем закончатся дела не уверовавших в Аллаха и в день Страшного суда и проживших жизнь в мерзостях беззакония. Затем описывается каким образом погиб восставший против пророка Худа (ас) возомнивший о себе народ Ада. По сравнению с народом Мекки отвергшим Коран, народ Ада во всех отношения был намного могущественнее, но не смотря на это Аллах уничтожил этот народ очень простым способом. Тем самым привлекается внимание к тому, что бы люди не надеялись на свое телесное или умственное могущество. Все оно ровно перед Ним ничего не стоит.
В этой суре описывается, что в то время как неверные народы позоря свое человеческое имя отвергаются от Всевышнего призывающего к вере в Ислам и к спасению, группа джинов прослушав Коран, уверовала в Аллаха и поспешила призвать свой народ к вере в Аллаха, в Ислам, и полному послушанию Ему. В заключении Аллах призывает к твердости и к терпению и к неспешке в отношении явления великого дня возмездия для неверных.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного

1. Ха мим
Сура Пески также как и шесть сур до нее начинается с чтения букв – Ха-Мим. Относительно этих букв было достаточно много сказано прежде и ученые выразили о них различные мнения. Самая сильная из них та, что весь Коран написан посредством таких простых букв, однако, тем не менее, заставляет осознать каждого свое бессилие нечто подобное. Потому что эта книга:

2. Ниспослание книги от Аллаха, славного, мудрого.
то есть эту книгу написал не человек Мухаммад (ас) как это представляют неверные, и эта книга не переписана с какой то другой книги . Автор Корана – Аллах Всевышний. В Коране нет ни одной буквы от ангела, от пророка, ни от кого-нибудь другого сотворённого. Мухаммад (ас) ни поэт и не колдун, но посланник Аллаха и не больше. Аллах изрек Коран заставляющий всех признать своё бессилие , Он же Аллах - Творец, окружающей нас великой природы вопиющей к нашему сердцу и разуму о своём Творце.

3. Мы не создали небеса и землю и то, что между ними, иначе как по истине и на определенный срок. А те, которые не веруют, уклоняются от того, в чем их увещают.
Победоносный и Всемогущий Аллах ниспославший мудростью Коран, Он и небеса и землю и все, что между ними сотворил и также в истине и в мудрости Все эти творения Его – они из проявлений Его могущества и мудрости. Да сотворивший их в мгновение ока на определенное время, и преследовавший при сотворении показать мощь и мудрость достик высшей цели. Удовлетворяющий, по стилю, по руководству, по мудрости, по решениям все человечество и ведущий на прямой путь Коран и сотворенная с величием с премудростью вселенная, - оба они великие знамения бытия Аллаха, Его мощи, Его премудрости. Но несмотря на эти очевидные знамения неверные отвернулись от назидающей их истины.
Почему же они не подумали основательно? Почему они не попытались вникнуть в суть его смыслов? Почему они не назидаются от множества знамений в окружающей их природе? А ведь если бы они вгляделись в небеса и землю и во все творения между ними они могли бы увидеть и понять полную невозможность их самосотворения и их очевидную сотворенность Великим и Мудрым Творцом! Но они отвергнув Величайшего, служат и поклоняются ничтожным и мертвым идолам и истуканам. В следующем аяте Благородный Коран отвергая и разоблачая глупость поклонения арабов язычников идолам говорит:

4. Скажи: "Видели ли вы то, к чему взываете помимо Аллаха? Покажите мне, что они создали из земли, или у них есть компания в небесах? Принесите мне книгу более ранюю, чем эта, или какой-нибудь след знания, если вы правдивы!
В этом аяте Аллах дает посланнику Мухаммаду (ас), доводы заставляющие замолчать язычников и ясно показывающие всю нелепость их поклонения идолам. Язычники поклоняются мертвым творениям рук человеческих из камня, дерева, глины! Ну кем может быть человек, поклоняющийся куску глины с нарисованным и размалеванным «лицом»?!
Некоторые же из арабов поклонялись и служили джинам, считая их соучастниками Аллаха. Ну не позорище ли для человека поклоняться джину?! А были еще другие язычники служившие ангелам якобы дочерям Аллаха и были служившие солнцу, луне и звездам. Арабы верили, что все они будут ходатайствовать за них перед Всевышним. Такие «божества» были в каждом доме у каждого человека. Доходило до того, что подоив верблюдицу в песок, они делали из глины идола и поклонялись ему! Как передается в предании даже такой проницательный человек как Хозрат Умар ибн Хаттоб (ра) во времена своего язычества делал уму непостижимые дикие вещи.
Этот человек будучи в пути захотел послужить Богу. Но как выяснилось своего бога он оказывается забыл дома. Подумав, он вытащил из кармана плоды фиников и слепив из них «бога» помолился ему! После этой молитвы он продолжил свой путь и вскоре проголодался. Недолго думая он вытащил из кармана своего слепленного из фиников бога и съел его. После утоления голода он поразмыслил и от осознания глупости того, что он поклонялся богу которого смог съесть привело его такому пароксизму смеха, что он повалился на землю. После этого всего, что могут ответить язычники на эти коранические вопросы?
«Покажите мне, что они создалыи из земли?»
О язычники, что же собственно сотворили ваши идолы? Горы, камни, растения или животных? Но если они бессильны и ничего не сотворили, то чего же им поклоняться? Не устыдитесь ли?
«Или у них компания в небесах?» Никакой разумный человек не осмелится сказать, что знакомые ему идолы принимали участие в сотворении небес.
Один взгляд на небо убедит любого человека, что творец небес - Влвдыка Всемогущества! Может быть в голову какого-нибудь не серьёзного человека и придет в голову идея, что идолы творили небо, но это идея у зрелого человека ничего кроме смеха и многозначительной и язвительной усмешки не вызовет. Поэтому, чтобы вообще заставить замолчать язычников им предлагается: «принесите мне книгу более раннюю, чем эта, или какой-нибудь след знания, если вы правдивы!»
Чтобы показать, что идолы они лишь мёртвая глина не могущая отвечать. Коран говорит:

5. Кто более заблуждается, чем тот, кто призывает помимо Аллах тех, что не ответят им до дня воскресения; они небрегут их зовом.
Язычники поклоняются существам, начиная от мертвых идолов и кончая солнцем, луной, деревьями и животными и просят их исполнить свои просьбы. Очевидно, если бы они слышали их просьбы и мольбы и могли исполнить их. они исполнили бы хоть одну их просьбу! Ну что может сделать глухая, мертвая глина? Если даже язычники будут умолять их до самого дня Страшного Суда – они им не ответят. Не эти ли умоляющие идолов язычники самые глупые и заблудшие в мире люди. Более заблудших людей на земле уже и быть то не может. В конце концов, может ли имеющий хоть немного ума человек молиться слепому и глухому идолу сделанному из глины?! Эти люди так покинут этот мир в своём глубоком заблуждении.

6. А когда собраны будут люди, они окажутся им врагами и будут отказываться от поклонения им.
То есть, когда все люди в день Страшного Суда будут собраны для божественного суда над ними, идолы, которым они поклонялись будут врагами им. Идолы будут отрицать, что эти люди поклонялись им. «О нет! Вы никогда нам не поклонялись!»,- скажут они. Даже шайтан отречется от всех последовавших ему. «Я вам ничего не сделал» – скажет он – «если я вас позвал то, что же вы так и побежали, что ли за мной? О нет! Обвиняйте теперь самих себя!» Насколько заблуждены исповедующие позорную для человека идеологию язычники, мы можем ясно понять из того, что они говорят о Коране и посланнике Аллаха (ас).

7. А когда им читаются наши знамения ясно изложенными, говорят те, которые не уверовали в истину после того, как она пришла к ним: "Это - колдовство явное".
В этом аяте показывается отношение язычников к откровениямАллаха. Несмотря на то, что откровения Корана абсолютно ясны и доступны пониманию, неверные сомневаются в них и называют – ясный Коран – колдовством. Но ведь, в конце концов, истина и колдовство несовместимы! Однако язычники, не удовлетворяясь этим ещё обвинили Мухаммада (ас) во лжи, и в том, что он сам выдумывает Коран, и выдает его за божие откровение.

8. Может быть, они скажут: "Измыслил он его!" Скажи: "Если я измыслил его, то вы не властны ни над чем от Аллаха для меня. Он лучше знает то, о чем вы разглагольствуете. Довольно Его свидетелем между мною и вами! Он - прощающий, милостивый".
В этом аяте Аллах учит своего посланника (ас) на грубые выпады язычников держать ответ достойный пророка: «Если я измыслил его, то вы не властны ни над чем от Аллаха для меня».
Если я выдумываю Коран, то Аллах не оставит меня в покое и накажет непременно, и вы не сможете защитить меня. Неужели я сам себя сделаю врагом Аллаха?! Все видя и зная?! Каким образом я могу выдумать что-то? Зачем мне это? Ну что же говорите, что хотите, но Аллах прекрасно знает какие речи вы распростроняете о Коране. Аллах свидетель между мной и вами. Он засвидетельствует о моей истинности и вашей лживости.
Аллах Прощающ – ещё есть время опомниться и раскаяться. Аллах Милосерд - Он принимает покаяния раскаявшихся людей.

9. Скажи: "Я - не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мной и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено; я - только явный увещеватель".
Почему же язычники не верят в посланничество Мухаммада (ас), ведь и до него приходили пророки к своим народам? И всем им Аллах ниспослал свои откровения? Пророк Мухаммад (ас), как и все другие пророки лишь оглашает откровения Аллаха своему народу. Но ведь это и есть основная робота пророка. Он пророчествует не потому что знает сокрытое или знает будет с его народом, но пророчествует потому что так повелел Аллах. Он покоряется Господу своему двигаясь по очерченной ему Им линии. Далее, Коран призывает язычников вдуматься в истину Ислама и констатирует, что ученые иудеи в результате размышлений приняли истину Ислама.

10. Скажи: "Подумали ли вы, если он от Аллаха, а вы не уверовали в него (но свидетель из сынов Исраила засвидетельствовал о ему подобном, и он уверовал), а вы возгордились?" Поистине, Аллах не ведет прямо народ неправедный!
В этом кораническом откровении есть предупреждение и угроза язычникам, отвергающим Ислам. Подумайте, о язычники, если Коран, который вы выдаете за выдумку Мухаммада (ас) окажется словом Аллаха, – то кем окажитесь вы? Вы люди невежественные, вам не известна история пророков. Но вот некоторые просвещенные из сынов Израиля свидетельствуют о ниспосланности Корана от Аллаха. Потому что иудейскому пророку Мусе (ас) так же, как Мухаммаду(ас) Коран, была ниспослана божественная книга Тора. Учение этой Торы похоже на учение Корана, потому что, обе эти книги ниспосланы одним и тем же Богом Аллахом. Кроме того, в Торе дано описание явления пророка Мухаммада (ас) (Втор 33;1-3. Исайя 42; 11-16), вот поэтому ученые мужи из сынов Израиля принимают Ислам. Вы же по вашему невежеству и надмению из него происходящего, отвергаете Коран и остаетесь неверными.
Таким образом вы люди притесняющие самих себя, а притеснителей Аллах не ведет под своим руководством. В Коране есть несколько путей для исправления неверных учений, и в этом аяте это делается путем разъяснения ошибочности и ложности учения язычества. В следующих аятах вместе с приведенными прямыми словами язычников о Коране и Исламе, приводится и их ложная причина, того почему они не принимают Ислам.

11. Говорят те, которые не веруют, тем, которые уверовали: "Если бы он был благом, нас бы не опередили к нему". И раз они не нашли пути с ним, они скажут: "Это - давняя ложь!"
Хорошо известно, что в начале Ислам принимали рабы и бедные и слабые люди. Примером этого могут являться Аммор ибн Ясир и его родители, а также Билял ибн Рабах (ра). Для богатых арабов для которых материальное благополучие было знаком чуть ли ни спасения, принятие Ислама бедняками и униженными было знаком ненадежности Корана. «Ну не может быть, чтобы эти нищие избрали верный путь» - думали они. Они при этом закрывали глаза на то, что самыми первыми приняли Ислам, такие весьма и весьма богатые люди, как Хазрат Абу Бакр, Хазрат Усман ибн Аффан и мать наша Ходича (ра). Ислам был ниспослан для того, чтобы и богатых, и бедных, и слабых, и сильных объединить в одну семью.
В Исламе человек оценивается не по происхождению и достоянию, но по богобоязненности и по добрым делам. Но подлинная причина отвержения Ислама богатыми язычниками состояла совсем не в том, что они чего-то недопонимали или в чем-то сомневались, но в том, что они боялись приняв Ислам потерять свое положение избранных, боялись приравняться к беднякам. Конечно же, они не могли открыто сказать об этой своей злополучной болезни, и поэтому для вида выдвигали всевозможные «весомые причины». Это всегда так: - когда нет настоящей причины, – для сохранения лица, выдвигается какой-то благовидный предлог. И если они сами себя считают за людей без изъяна, то изъян надо найти в противнике. Вот подлинная причина того, что они совершенный по слогу и смыслу Коран, назвали: «Это давняя ложь!». После диспута о боговдохновенности Корана поясняется, что Коран не есть первая небесная книга, что раньше уже была ниспослана Тора пророку Мусе, а Коран на арабском языке ниспослан без подтверждения истинности её.

12. И до него ниспослана книга Мусы - имамом и милостью. А это - книга, подтверждающая истинность на арабском языке, чтобы увещевать тех, которые неправедны, и как радостная весть для добродеющих.
Причина того, что Тора ниспосланая Мусе (ас) представлена: «Имамом и милостью» является то, что в Торе была дана суть учения и закона истинной религии. И не надо удивляться тому, что Тора представлена также еще как «милость», любое откровение Аллаха – оно всегда милость спасения, и Тора в том числе. Несомненно, откровение Аллаха всегда является руководством и милостью для обретения счастья в двух мирах. И из описанния Корана в этом аяте мы можем узнать, что Коран ниспослан на арабском языке. Эта весть является для арабов напоминанием для, чтобы они были благодарны Аллаху, еще показывает то, что ниспослание совершеннного, вечного Корана на арабском, было сделано не без причины. Коран – «книга подтверждающая», то есть подтверждающая учение и закон, которые были ниспосланны в прежних божественных учениях, и в том числе в Торе. «Чтобы увещевать тех, которые неправедны». Это – «увещание неправедных,» одна из обязанностей Корана. Ислам всегда выступал против тирании и деспотии, - относительно этого есть много коранических аятов.
Все проявления тирании и угнетения – противостоят учению Ислама, и являются ему – подсудными. Коран постоянно напоминает всем людямо том что на том свете все деспоты и угнетатели будут жестоко наказанны. В следующих аятах дается радостная весть о райских наградах верным. Условие награждаемой верности, они должны говорить: «Господь наш – Аллах!» и стойко идти согласно этой доктрине.

13. Поистине, те, которые говорят: "Господь наш - Аллах", - а потом стоят прямо, - нет страха над ними и не будут они опечалены.
В этом аяте Аллах хвалит тех, которые говорят: «Господь наш – Аллах!», потому что говорящие это – подтверждают свое служение Единому Истинному Богу, подтверждают, что только Аллах является Господом вселенной, и подтверждают свое полное упование на Него, Единого Господа миров. Вместе с этим они к своей вере присоединили практические дела, те есть. присоединили к вере – следование путем прямым. Потому что следование прямым путем, означает беспрекословное практическое исполнение повелений Всевышнего и беспрекословное отвержение от запрещенного Им. Имам Муслим передаёт предание Ибн Хашжажа Суфъяна от ибн Абдулохха ас-Сакафия, подтверждающее истину этого аята: «Суфъян ибн Абдуллох сказал посланнику Аллаха (ас): «О посланник Аллаха (ас). скажи мне об Исламе такое слово, чтобы после него я не спрашивал об этом ни у кого!». Посланник (ас) ответил: «Скажи: «исповедую Аллаха!», а затем иди путём прямым». У тех, кто уверовал и шествовал прямым путем, в день Суда ни будет никаких проблем, у них не будет никаких печалей. Они истинно, получат райское воздаяние за свои труды на пути прямом.

14. Эти - обладатели рая, они в нем вечно пребывают в воздаяние за то, что они делали.
В этом аяте на слова: «за то, что они делали», надо обратить особое внимание. Из него явствует, что слово не подкрепленное делом в Исламе ничего не стоит, только после того, как слова подтвердятся делами, верующий станет достоин наград. Награда же: – вечное пребывание в раю! После аятов о обретении веры и свободы начинаются божественные назидания о сотворении добра родителям. Отсюда можно видеть, что после связи с Аллахом, важнейшая связь – это связь с родителями и, что почтить родителей можно только став верующим человеком.

15. Мы завещали человеку благодетельствовать своим родителям; мать носит его с тягостью и производит с тягостью; (и вынашивание его и отлучение - тридцать месяцев), а когда он достигнет крепости (и достигнет сорока лет), он говорит: "Господи, внуши мне благодарить за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям; внуши делать добро, угодное Тебе, и устрой для меня благое в моем потомстве! Я обратился к Тебе, я - из числа предавшихся".
Аллах Всевышний повелевает человеку творить добро родителям, – это обязанность человека – Никаких других оснований для этого дела не существует. Человеку необходимо почитать родителей, по своей человеческой сущности. Вместе с этим в аяте указываются некоторые причины этого необходимого почитания: «мать носит с тягостью». Беременность – большая тягость и трудность. Едва женщина забеременеет – тут же начинаются ее трудности. Она может внезапно ослабнуть, её может мутить, у ней могут быть и многие другие трудности. По мере возрастания срока беременности, могут появиться любые другие осложнения в состоянии беременной. Помочь преодолеть эти трудности может беременной, только дарованная Аллахом любовь к нарождающемуся ребенку. Далее – опасности и трудности родов. Да, одна из самых больших трудностей всех женщин– рождение ими с великими трудностями своего ребенка. Родовые схватки и роды – заканчиваются благополучно только по милости Аллаха. О сколько возникает трудностей от начала беременности до того часа, когда дитя будет наконец, отнято от груди! Из всех рождающихся существ человеческое дитя рождается самым беспомощным и слабым. Детеныши всех животных уже через некоторое время после рождения, способны самостоятельно добывать себе пищу. Только человеческое дитя требует максимально длительного ухода, пока оно обретет самостоятельность. В основном все труды по уходу за ребенком, несет на своих плечах мать. Поэтому оказание почёта и уважения к матери, упоминается в аяте особо. Как передает Имам Бухари в предании от посланника (ас): «Пришел некий человек к посланнику (ас) и сказал ему: «О посланник Аллаха, кто среди людей имеет больше всех прав на почитание?» Посланник (ас) ответил: «Твоя мать!». Тот человек: «А после нее кто?». Посланник (ас): «Твоя мать!». Тот человек: «А после неё кто?». Посланник (ас): «Твоя мать!» И когда тот человек спросил в четвертый раз, посланник (ас) ответил: «Отец!»». По словам аята: «и вынашивание его и отлучение – тридцать месяцев», некоторые алимы вывели, что беременность должна длиться самое меньшее шесть месяцев. Это потому что, в другом аяте сказано, что полное выкармливание ребенка матерью 2 года, то есть 24 месяца. Итак, если беременность и кормление грудью – 30 месяцев, а полное выкармливание 24 месяца, то минимум беременности будет равен 30-24=6 месяцев. Ибн Аби Хатим от Абдуллох ибн Жухайния передает следующее предание: «Один из наших людей, женился на женщине из племени Жухайн. Через 6 месяцев, она родила ребенка. Муж её пошел к Халифу Усману (ра) и рассказал ему о случившемся. Усман (ра) послал человека за этой женщиной. Когда женщина стала одеваться, её сестра начала плакать. Женщина сказала ей: «ты чего плачешь? Клянусь Аллахом, кроме мужа моего, меня никто не касался. Будет, что захочет Аллах». После того, как ее привели к Усману (ра) было вынесено решение (за блуд) предать её смерти, через побивание камнями. Когда весть об этом до Хазрата Али (ра), он пришел К Хазрату Усману и сказал ему: «Что ты делаешь?». Он ответил: «Она родила на шестой месяц беременности, возможно ли такое?». Хазрат Али (ра): «Если эта женщина приведет довод из Корана, она выиграет». Хазрат Усман (ра) спросил: «Каким образом?». Хазрат Али (ра) ответил: Читали ли вы слова Аллаха в Коране: «вынашивание его и отлучение – тридцать месяцев»? И Его слова: «Мать кормит дитя полных два года?» Разве не следует отсюда. что срок вынашивания ребенка – 6 месяцев?». И сказал Хазрат Усман (ра): «Я об этой стороне дела не подумал совершенно. О если бы не было Али, то мы совершили бы трагическую ошибку!». Таким образом, оказывается, что человек будучи свободным и верующим достигает совершенства в 40 лет. Ибо тогда он говорит: «Господи. внуши мне благодарить за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям; внуши делать добро, угодное Тебе». Оказывается, человек достигает совершенства между тридцатью и сорока годами своей жизни. Сорокалетний человек достигает всестороннего совершенства. В эти годы он уже способен к глубокому и широкому размышлению, он уже может полноценно опереться на свой жизненный опыт, и он уже основательно орентирует свои поступки и дела на день последний Бога Всевышнего. Может быть поэтому, Мухаммад (ас) именно в сорок лет стал посланником Аллаха (ас). В каком-то смысле это - середина жизни. В это время мольба и просьба уже бывает обращена только на Аллаха, Господа миров. В эти годы усиливается стремление с благодарностью прожить оставшиеся годы, желание побольше молиться и побольше совершать только угодное Богу. Поэтому в аяте и говорит человек этих лет: «внуши мне делать добро, угодное Тебе». Истинный мусульманин не удовлетворяется только благими делами, но старается воспитать благочестивых и благоверных детей. Потому что верующие и благочестивые дети – это счастье в двух мирах. Вот по этой причине человек этих лет просит Аллаха: «…и устрой для меня благое в моем потомстве». Ходатай – и посредник у верующего человека перед Аллахом: – его покаяние и его чистое, святое мусульманство, то есть покорность . Если, вдруг он совершит грех. – то он тут же кается, и возвращается к Аллаху, и старается помнить о своем мусульманстве. В следующем аяте говорится об отношении Аллаха Всевышнего к таким своим рабам.

16. Те, от которых Мы принимаем лучшее, что они сделали, и прощаем их прегрешения, - среди обитателей рая, по обещанию истины, которое было им обещано.
Мы примем благие дела верующих обладателей качеств похваленных в предыдущем аяте, - говорит Аллах Всевышний. После благосклонного принятия их дел Аллах, награду даст им в умноженном виде. Вместе с тем, если у них будут какие-то нехорошие поступки, то после их раскаяния - Он простит их, и также присоединит их к числу обладателей райских садов. Это не просто какое-то случайное обещание, у Аллаха не бывает случайных обещаний, всякое Его слово истинно, правдиво и обязательно воплощается. После поминания детей делающих добро для родителей, следует поминание детей неблагодарных, детей тиранов:

17. А есть и такой, который говорит своим родителям: "Тьфу на вас! Неужели вы обещаете мне, что я буду изведен? - ведь уже прошли поколения до меня!" Они же взывают за помощью к Аллаху: "Горе тебе! Уверуй, ведь обещание Аллаха - истина!" Он говорит: "Ничто это, как сказки древних!"
В этом аяте демонстрируется духовное состояние неблагодарных детей, их непослушание родителям. Всеизвестно, что родители мусульмане хотят, что бы их дети также непременно стали мусульманами и достигли того счастья, какого достигли они. Родители не хотят, чтобы их дети оказались неверными и злосчастными в двух мирах и того, чтобы они оказались в аду. И вот когда родители в тревоге за детей призывают их к Исламу и вере, неблагодарные дети отвечают им: «Тьфу на вас!», по арабски: «Уф-ф». Такое слово на арабском используется для проявления чувств против опротивевшей, нежелательной вещи. Это похоже на бытовавшие среди узбекского народа выражения: «Суф на тебя!». Так неблагодарное чадо говорит своим родителям: «Тьфу на вас! Неужели вы обещаете мне, что я буду изведен (из могилы) – ведь уже прошли поколения до меня». Как известно, призываемому к вере человеку обычно говорится: «Это мир пройдет быстротечно, скоро, может быть, завтра будет Страшный Суд, что же ты ответиш Аллаху восстав из мертвых?» Когда озабоченные родители говорят дитю подобное, он от своего проклятого неверия держит им ответ приведенный выше. Это злосчастный, обосновывая свое неверие приводит в пример своих отцов и дедов, ни один из которых ещё не вернулся из того мира. Однако, этому злосчастному, как и всем прочим неверным, в голову не придет, что восстание из мертвых не происходит ежедневно, но только один раз, в день Страшного Суда, и оживление мертвых для Всемогущего Творца вселенной , дело чрезвычайно простое. Ну конечно же, милосердные родители не могут благословить такое мятежное востание против Господа чадо своё; их вера и родительская любовь не дадут им ни сна, ни покоя. В этом важнейшем и тончайшем для них вопросе они попросят помощи у Аллаха и возопиют к своему безумцу: «Горе тебе! Уверуй, ведь обещание Аллаха – истина!». Однако, их чадо только ответит им: «Ничто это, как сказки древних!». Отвержение воскресения мертвых постоянно служит причиной безбоязненного совершения всех остальных грехов. Это положение особенно широко распростронилось в наши дни. Этот верхний аят необходимо довести до каждого. Следующий аят описывает, что ожидает этих отрицателей истины Всевышнего.

18. Это - те, на которых оправдалось слово относительно народов, прошедших до них из джиннов и людей; поистине, они остались в убытке.
Отрицающие воскрешение мертвых, как неотразимый аргумент приводили факт невозвращения ни одного человека из того мира. А вот в этом аяте говорится: «Это - те, на которых оправдалось слово относительно народов, прошедших до них джинов и людей». То есть, над всяким отрицающим воскресение мертвых, джин он или человек, прежде он умер или после, - сбылось в истине слово Аллаха о наказании, и их уже нельзя вернуть. Несомненно, дело свершится и «поистине, они остались в убытке», возможен ли убыток больший, чем этот? После описания тех, кто ходил в вере, угодил родителям, и тех, кто ходил в неверии и в заблуждении и восстал против родителей, далее следует описание того, что каждый человек получит вернейшее воздаяние за все свои дела.

19. У каждого - степени в том, что он совершил, дабы Он полностью воздал за их деяния, - и они не будут обижены.
В этом аяте констатируется, что каждый человек в меру дел своих в этом мире, получит свою степень в мире грядущем. Таким образом, в день Страшного Суда дело не завершится тем, что верных собрав, поведут в рай, а неверных в ад. Но, однако, каждый человек по делам его в этом мире, получит там свою особую степень. Ничего, ни малого, ни великого не будет отложено в сторону от записи в книгу расчета. Степень свершивших много добра, будет в раю наивысший. Поэтому по возможности надо стремиться совершить как можно больше добрых дел. И наоборот, дела совершавших злодеяния, не ограничатся тем, что они просто войдут в ад. Все их «подвиги» на ниве преступлений, даже самые ничтожные, будут включены в книгу расчета и, соответственно, наказание будет среднее, жестокое и очень жестокое. Поэтому по возможности от дурных и злых дел, надо держаться как можно подальше. Идея второй половины аята: «Он полностью воздал за их деяния, - и они не будут обижены» именно в этом и состоит. Далее описываются судьбы тех, которые растоптав истину, добро и справедливость, предались надмению, гордыне и наслаждениям мира сего.

20. И в тот день, как будут приведены те, которые не веровали, к огню... Вы свои блага провели в жизни близкой и насладились ими, а сегодня будете вознаграждены наказанием унижения за то, что вы распутничали.
Неверным – отрицавшим воскресение мертвых и другим преступникам, которые в день Суда будут подведены к адскому огню, поверх физического наказания, чтобы усилить им пытку, прибавят и духовное наказание: - будут говорить слова брани и осуждения, что то вроде пинка по полумертвому: --«Сегодня нет вам ни жизни ни смерти, ни радости ни ликования, все ваши радости и ликования и наслаждения вы использовали в том мире и сегодня вам причитается только то, что теперь имеете». Это потому, что они жили в этом преходящем мире по девизу: « Ешь, пей, гуляй и бери от жизни все, что можно взять. Один раз живем! Не упусти!». «Насладимся же жизнью!» - говорили они. Все равно завтра умрем и смешаемся с прахом и все останется позади. Да, они не различали запрещенного и разрешенного. Вывод: все, что можно использовать – они используют и ко дню Страшного Суда придут в чем мать родила! И вот, конечный результат был именно такой, какой они хотели – в этом мире они пожили на славу и в мире грядущем им остались только адские муки. В день Суда им будет возданы унизительные наказания, ибо они в этом мире надмевались и возносились. Превознесение – достойно только Аллаха. Аллах Велик! Человекам же ни в больших, ни в малых делах никаких прав на превознесение нет. Еще одна причина унизительного наказания: «за то, что вы распутничали», то есть за то, что вы вышли за пределы шариата. Да упасет нас Аллах от того, что бы мы превозносились и воевали с законом Всевышнего - шариатом!
После того, как мы ознакомились какими адскими ужасами завершится неверие, многобожие, отрицание пророка и повелений Аллаха, перейдем к рассмотрению жизненных примеров народа Ада и других мятежных народов.

21. Вспомни про брата адитов. Вот, возвестил он своему народу в ал-Ахкаф, когда прошли уже увещания и до него и после него: "Поклоняйтесь только Аллаху, я боюсь для вас наказания дня великого!"
В аяте по выражением: «брат адитов» имеется в виду пророк Худ (ас). Этот человек был послан Аллахом пророком к своему народу. Народ Ад был из арабов называвшихся – «Баид». Он проживал на юге аравийского полуострова, в стороне Хазармавт, на песчаных возвышенностях. Арабов, произошедших первыми от Исмаила, (ас) праотца арабов, называли баидами. То, что пророк Худ (ас) явился глашатаем воли Аллаха не было какой-то новостью. И раньше него и позже него, были пророки подобные ему. Подобно им – пророк Худ (ас) призывал свой народ поклонятся и служить только Аллаху Единому. Худ (ас) предупредил свой народ наказанием «дня великого», то есть наказания «дня Страшного Суда». Однако, народ Ад на это предупреждение своего пророка ответил с грубостью и неприязнью.

22. Они сказали: "Неужели ты пришел, чтобы ложью отвратить нас от наших богов? Приведи же нам то, что ты обещаешь, если ты из числа говорящих правду".
Преступный народ, когда его призывают к поклонению только Аллаху Единому, всегда подозревает, что призывающий из личной корысти хочет разрушить и понизить их высокое положение. Иначе, думают они, чего ради он отвращает нас от того, к чему мы привыкли и с чем считаемся. Такой народ ни хочет понимать истину, как она есть, он насмехается над словами призывающего предлагая ему обрушить на него куски неба, и навести на них обещаемую казнь поскорей, если он и истинен. То что народ Ада вёл против пророка Худа(сав), именно такую гнусную политику насмешек и издевательств мы узнали из вышеприведенного аята. Однако, Худ (ас) принял все эти насмешки и издевательства с учтивостью пророка и возвестил им о завершении своей пророческой миссии:

23. Он сказал: "Ведь знание - у Аллаха, а я передаю вам то, с чем послан; но я вижу, что вы народ неведущий".
Неверные издевательски Худа (сав) просили ускорить явление казни обещанной. Пророк им ответил, что он возложенную на него миссию донесения предупреждения до народа выполнил, а когда придет казнь Аллаха , то знание этого дела только у Него. Я не знаю ни времени его и не формы, сказал он. Но должен прямо вам сказать, что по вашему поведению и по вашим делам. – вы народ невежественный. После этого, тема сразу переходит к теме воплощения возмездия Аллаха против народа преступного.

24. И когда они увидели, что это - облако, направляющееся к их долинам, они сказали: "Это облако, которое прольет нам дождь". - Нет, это - то, с чем вы торопили, вихрь - в нем мучительное наказание.
Согласно преданиям в той области, где проживал народ Ад, в то время установилась сильнейшая жара, от всеобщей засухи и жары воздух раскалился до жара пылающей печи. В предании от Имама Ахмад ибн Ханбала, в частности говорится: «Когда народ Ада сильно страдал от засухи, он послал человека по имени Кийн к Муавие ибн Бакиру. Кийн, придя к нему, гостил у него один месяц. Попивая водки он слушал песни в исполнении двух рабынь именуемых Жарадатани. После того, как прошел месяц, он взошел на гору Лухра и воззвал к Аллаху: «О Боже Сущий на небесах! Ты знаешь, что я пришел не просить за какого-то больного и я не отпустил на свободу ни одного раба. О Боже, Сущий на небесах, дай народу Ад обилие того, чего Ты пожелаешь!» После этого над ним пошли черные тучи и из них раздался голос: «Выбери из них!». Кийн указал рукой на одну из туч. После этого голос сказал: «Ну возьми же его!». Описываемое в аяте «туча, направляющаяся к их долинам», эта была та туча. Ну конечно же, увидев двигающуюся к ним тучу, народ Ад обрадовался, думая: «Это облако, которое прольет на нас дождь». Однако, ответ Аллаха был противоположным: «Нет, это – то (наказание!), с чем вы торопили, вихрь – в нем мучительное наказание».

25. Оно губит всякую вещь по повелению своего Господа. И наутро оказалось, что видны только жилища их. Так Мы воздаем народу грешному!
Посланный на народ Ад «вихрь» был вихрем несущим смерть и мучения. По воле Аллаха чего бы он не коснулся, все должно было погибнуть. А ведь согласно преданию от посланника (ас) этот вихрь родился из отверстия, размером с отверстие кольца. И свершилось по истине – вихрь уничтожил преступный народ Ад, и там где прошел этот вихрь, не осталось ничего, кроме их жилищ. Весь народ до единого погиб. Так наказывает Аллах законопреступные народы, и напрасно люди спешат, торопя Аллаха с наказанием. Приводя этот пример язычникам Мекки, Аллах призывает их не повторять ошибок народа Ад.

26. Мы укрепили их в том, в чем не укрепили вас; Мы устроили им слух, зрение и сердца. Но не спасли их ни слух, ни зрение, ни сердца ни от чего, так как они отрицали знамения Аллаха, и постигло их то, над чем они издевались.
Хотя слова этого аята обращены к язычникам Мекки, они относятся ко всем людям. То есть – все имеющие зрение, слух и сердце, должны однозначно понять: превозноситься и надмеваться – силой, богатствами, знаниями и родовитостью, - никогда к добру не приведет. Все вышеперечисленное – каких бы высот и степеней не достигло, - никогда не спасет от возмездия Аллаха Судии Правосудного! Далее следуют аяты, призывающие взять себе в назидание гибель народа Ад и других ему подобных народов.

27. Мы погубили уже кругом вас селения и распределили знамения: может быть, они обратятся!
В этом аяте Аллах напоминает язычникам Мекки, о событиях, которых они сами знали: о гибели от неверия народов вокруг них: – народов Ад, Самуд Сабаъ и Лута (ас). Несмотря на то, что Аллах привел этим народам пророков со знамениями, в надежде, что они опомнятся и встанут на путь спасения, - эти народы остались при своих грехах и погибли.

28. Отчего же не помогли им те, которых они взяли вместо Аллаха богами как средство приближения? - Они отошли от них. Такова их ложь и то, что они измышляли!
Как мы уже изучали выше, язычники поклонялись идолам в надежде, что те приблизят их к Богу Всевышнему и будут ходатайствовать за них перед Ним. По мысли язычников, идолы защищают поклоняющихся им от всевозможных бед и несчастий. Однако, в самое нужное время – в день Страшного Суда, когда положение всех поклонявшихся идолам, будет катастрофическим и в конце концов, им присудится вечное пребывание в адской преисподне, – ни один идол ни на один атом не сможет поправить их положение.
Поэтому и задается вопрос в Коране: «От чего же не помогли им те, которых они взяли вместо Аллаха богами, как средство приближения?». Творение рук человеческих из камня, дерева и глины - мертвые идолы, - чего бы о них не говорили язычники, никогда никому не смогут помочь ничем. Чтобы еще раз напомнить, что поклонение мертвым идолам позорно для человека, что неверие и многобожие – великий грех для него, в следующих аятах, рассказывается, как джины лишь один раз, услышав Коран, приняли Ислам и призвали весь свой народ к нему. Долг мусульманина – верить каждому слову, каждой вести, исходящей из Корана. Да упасет нас Аллах, даже самое малое сомнение хотя бы о одном слове кораническом – вводит человека в неверие.
Исходя из этого аята, каждый мусульманин обязан верить, что джины это – реальность. Но если это так, то остановимся на этом вопросе, чтобы глубже понять его. Известно, что мир полон тайн. Есть много дел и событий вокруг нас, сути и действия которых, мы не понимаем совершенно. Мы не можем отрицать существования чего-то только на основании того, что мы их не видим. Ежедневно открывается что-нибудь новое в природе живого или мертвого. Если сегодня открывается то, что было неизвестно вчера, мы не можем сказать, что этого не было. Но мы должны сказать, что вчера мы этого просто не знали. О сколько сегодня мы знаем того, что не могло прийти в голову нашим отцам и дедам. Несомненно то, что и мы знаем сегодня будет игрушкой для наших потомков. Все эти открытия даются человеку лишь с помощью Аллаха, - все эти открытия и знания, они в границах человеческих возможностей предопределенных Им. Несомненно, не мало открытий еще будет сделано человеком. Да, сегодня никто не имеет права вынести решение что чего-то точно может или не может быть. Мы должны не сомневаясь с благодарностью принять то, что открывает нам Аллах. Поэтому если сам Аллах Всевышний в своей книге сообщает нам о существовании джинов, то мы. мусульмане должны с полной верой принять это сообщение – и другого отношения к этому быть не может. Джин, о котором нам сообщает Аллах один из тварей Его, он сотворен из огня. Иблис тоже один из джинов.
Джины могут видеть людей, но люди джинов не видят. У джинов также как у людей, есть свои общества, свои племена, свои группы. Джины также как и люди приспособлены жить на земном шаре. Они имеют возможность жить и на других планетах. Они имеют возможность влиять на сбившихся с пути людей, заблуждая их еще больше и влиять на их мысли и состояние. Они слышат человеческий голос и понимают человеческую речь. Среди джинов есть мусульмане, то есть покорившиеся Аллаху, и неверные, - неверующие в Аллаха (Нам известно, что один из джинов решивший выучить своего сына чтению Корна обратился за помощью к одному из кори – то есть чтецов Корана).
В толковании суры «Джин» приведено сообщение о том, что группа джинов прослушав во время утренней молитвы посланника Аллаха (ас), чтение Корана, уверовала и приняла Ислам. Там же приводятся предания и о других подобных событиях.

29. Вот, Мы направили к тебе толпу из джиннов, чтобы они выслушали Коран. Когда же они явились к этому, они сказали: "Внимайте!" Когда было завершено, они обратились к своему народу с увещанием.
Как становится известно из этого аята, джины собрались слушать Коран совсем не случайно, это произошло по воле Аллаха, и об этом Он напоминает своему посланнику (ас). Джины прослушав Коран, не уподобились людам, сказавшим – это колдовство, или легенды отцов, или стихи поэта безумного, но сказали: «Внимайте! И ничего не пропускайте!». Это внимание стало причиной их последующего обращения в Ислам. Сначала они внимательно выслушали, стараясь отделить ложь от истины. А после того, как они всё поняли, – они тут же приняли веру. Когда же вера обрела место в сердцах, они поспешили поделиться этой новостью со всем своим народом. «Они обратились к своему народу с увещанием».

30. Они сказали: "О народ наш! Мы слышали книгу, ниспосланную после Мусы, подтверждающую истинность того, что ниспослано до него; она ведет к истине и прямому пути.
Из аята становится известно, что джины знали пророка Мусу (ас) и знали книгу ниспосланную ему. Хотя в аятах, которых они услышали не шла речь о Мусе и его книге, но по смыслу, знамениям, доводам и манере и по другим признакам они поняли, что Коран это божественная книга, подтверждающая истинность Книги Мусы (ас). Самое важное здесь то, что джины испытав на себе мощь влияния слов Корана, получив наслаждение от него, вкусив сладость его, и поняв, что он ведет на прямой путь спасения, тут же донесли весть о нем своему народу. Затем уже в качестве понявших смысл Корана, и в качестве понявших необходимость донесения его ко всем, начали просвещать свой народ.

31. О народ наш! Отвечайте призывающему Аллаха и уверуйте в Него: Он простит вам ваши грехи и защити вас от наказания мучительного.
После того как джины прослушали некоторые аяты Корана, они сразу поняли, что Коран – это божественная книга, посланная и к джинам и к людям. Они также поняли, что Мухаммад (ас), посланник Аллаха, призывающий к Нему, и что им нужно ответить ему и обязательно уверовать в Аллаха Господа миров. Самое важное здесь то, что джины узнали о Дне Последнем, о Страшном Суде, о мучительном наказании в тот день, и поняли, что только вера в Аллаха спасет их от этого наказания. Увы, в этом деле люди не уподобились даже джинам. После того, как мы внимательно изучили предание, посвященное служению джинов Корану, нам становится понятно, что на этот раз Мухаммад (ас) не знал, что джины слушали его чтение Корана и говорили об этом потом. Он узнал об этом только после того, как ниспослав этот аят, ему об этом сообщил Аллах. Однако, после этого произошедшего события, когда джины в другое время приходии слушать чтение Корана, он уже знал об этом.
В предании от Имама Муслима сообщается, что однажды сподвижники посланника Аллаха (ас) потеряли его и встревожившись искали его. С подозрениями, что может быть кто-нибудь что-то сделал или произошло какое-то происшествие, они обошли всё, осматривая долины и возвышенности. Всю ночь они провели в тревоге, и так всретили утро. После того, как рассвело, они увидели посланника Аллаха(ас), идущего со стороны пещеры Хира. Встретившись с ним, они сообщили ему, что потеряв его они долго искали его и не найдя, провели ночь без сна. Посланник Аллаха (ас) сказал им: «Пришел посыльный от джинов, и я пошел с ним и прочитал им Коран». Сказав это посланник (ас) повел сподвижников и показал им следы джинов и следы, оставшиеся от их костров». Мы привели краткий пересказ предания. Собиратели хадисов от великого сподвижника Абдуллоха ибн Масъуди передают предание: «Однажды посланник Аллаха(сав) сказал сподвижникам: «кто хочет увидеть дела джинов, пусть приготовится к вечеру». Кроме меня никто не пошел. Когда мы дошли до возвышенности Мекки, он очертил мне ногой линию и сказал, чтобы я не выходил за нее. После этого он отошел подальше и начал читать Коран. В одно мгновение его окружили какие-то черные существа, и так загородили меня от посланника (ас), что я даже престал слышать голос его. После этого черные существа начали как облако делится на части и расходится. И только когда осталась одна группа из них, посланник (ас) завершил утреннюю обязательную молитву – фажр. Затем совершил омовение и подошел ко мне. Подойдя он спросил: «ну что они делали?». Я ответил: – «да вот они – стоят». Посланник Аллаха(ас) дал им кость и тезяк. А нас же он отвратил от того, чтобы мы совершали подтирание этими вещами».

32. А кто не ответит призывающему Аллаха, тот не избавится от Него на земле, и нет ему помимо Него защитников. Эти - в явном заблуждении!"
В этом аяте речь идет о неверных не принявших веры. Спрашивается- ну и, что они могли бы сделать не покорившись Аллаху, не признав Его религию? Разве можно убежать от Творца миров? Да и куда? Они за пределы царства Аллаха выйти то не могут. Царь царства, Он же Всемогущий Аллах, несомненно даст им воздаяние которое они заслуживают как неверные. Если Он захочет наказать их – никаких помощников спасающих их от этого уже не найдётся. Отвергшие призыв посланника (ас) – ввергли себя в погибель и заблудились крайним заблуждением.

33. И разве они не видели, что Аллах, который сотворил небеса и землю и не ослаб в их творении, в состоянии оживить мертвых? Да, поистине, Он - мощен над всякой вещью!
Это – подтверждение того, что неверные и умерев не спасутся от возмездия Аллаха. Никто не должен допускать мысли, вроде: «ну, что можно сделать с этими умершими и смешавшимися со прахом земным?» Аллах Всемогущий силен, чтобы оживить, допросить и, соответственно делам наказать или вознаградить их. Неужели отвергатели веры Аллаха, об этом не подумали?! Положение в день Суда тех, кто после стольких увещаний, назиданий и разъяснений продолжает свое неверие, описывается в следующем аяте:

34. И в тот день, когда будут представлены те, которые не веровали, пред огнем... Разве это не по праву? Они скажут: "Да, клянемся нашим Господом!" Он скажет: "Вкусите же наказание за то, что вы не веровали!"
Какой же ответ могут дать неверные, отрицавшие воскрешение из мертвых и называвшие адское наказание выдумкой, когда их поставят перед адским огнем на вопрос: – «Не истина ли это?». Неверным довольно было бы и ответа: «Да, это – истина!». Однако, в то время их убеждения и вера будут так высоки и могущественны, что они не удовлетворившись выражением: «да это истина!», добавят: «клянемся нашим Господом!». В конце суры Аллах Всевышний, поддерживая своего любимого посланника (ас), а через него и всех верующих, повелевают проявить терпение как это делали прежние пророки, к издевательствам, насмешкам и интригам неверных.

35. Терпи же, как терпели обладатели обладатели твердости из посланников, и не торопи в угоду им! В тот день, когда они увидят то, что обещано,
Аллах в этом аяте напоминает, что во все времена язычники и неверные притесняли верующих и обижали их без права на это. «Обладатели твердости из посланников» - это Нух, Ибрахим, Муса и Иса (асв), мир им всем и благословение от Аллаха! На головы каждого из этих великих пророков. – на путях веры Аллаха, пало множество бед и испытаний. Однако, они показали высочайшие образцы непоколебимой стойкости и выдержки. Эту истину хорошо знают многие, и в том числе Мухаммад (ас) и его народ. Поэтому когда в свое время мусульмане попали под пресс гонений и преследований язычников Мекки, и оказались в трудном положении и они были призваны быть похожими на великих пророков получивших имя: «обладателей твердости». И посланник Аллаха (ас) по благословению божьему исполнил это повеление Его и также занял достойное место в ряду пророков «обладателей твердости». По обыкновению ожидается, что не покорившихся воле Аллаха, постигнет какое-нибудь бедствие. Иногда люди торопя события, спрашивают: «почему с этими неверным иничего не случается?». Во времена посланника Аллаха (ас) тоже случались такие положения. Возможно и у Мухаммада (ас) также рождались такие вопросы, ибо ему Господь миров говорит: «и не торопи (наказания) в угоду им». Под словами: «то, что обещано», в аяте имеется ввиду – наказание в последний день. То есть, когда неверные увидят наказания и пытки адские, то им их, прожитая в этом мире жизнь, покажется одним мгновением. Отсюда:– не стоит ради мгновения жизни в этом мире, «готовить себе на голову горящие угли» в жизни будущей, да ещё навсегда! . В этом аяте еще раз констатируется, что Благородный Коран: - «Возвещение!». И говорится, что только нечестивые, то есть исполнившие повеление Аллаха, будут подвержены адской пагубе.