47 МУХАММАД

Мединская. 38 аятов

Эта сура, как и другие мединские суры, посвящена вопросам законов шариата, служению и поклонению Аллаху, воспитанию, обращению и обхождению и тому подобным вопросам.
В этой суре речь также идет о увековечивании имени посланника Аллаха (ас), о том, что он последний из божиих пророков, что на нем завершается пророческий цикл, что он верный Аллаха и правдивец Его, что все последовавшие за ним идут путем прямым, путём руково-дства Аллаха. Второе название этой суры «Китол» - Сражение. Это потому, что в ней описано сражение сподвижников пророков (ас) против врагов Аллаха. Начинается сура с разъяснения истины того. что есть вера и неверие, с разъяснение разницы между верующим мусульманином и неверным распутником.
В этой суре разъясняется, что тем, которые участвовали в сражениях ради возвышения веры Аллаха и очищения земли от многобожия была дана возможность отомстить за себя; и вместе с тем все это было сделано для испытания людей. Так же говорится, что обязанность верующих помогать вере; их обязанность отражать наступления врагов - есть возможность обрести счастье в двух мирах при условии, что они будут решительны, Аллах же укрепит их стопы. Затем делается предупреждение, что конец мятежников будет так или иначе погибельным и жителям Мекки делается внушение, что они должны благоразумно взять себе в назидание истории прежде погибших мятежных народов.
Аллах напоминает, что стало с непокорными народами последовавшими Тогуту, то есть дьяволу, народами которые выдавали веру за ложь. В суре взвешиваются на весах намерения и цели верующих и неверных. Верующие поклоняются Аллаху, стремятся угодить Ему, и заслужить право войти в райские сады. Поэтому Аллах Всевышний удовлетворяет их намерения и желания. Неверные же следуют своим пристрастиям, принимают жизнь лишь как за представ-ленную возможность угодить чреву своему и страстям. Поэтому их место вечного пристанища – адский огонь! Они в этом мире обездолили себя, и в результате мире грядущем они будут обездолены навечно. Для того, чтобы наглядно представить разницу между верующими и неверными, в суре описываются райские блаженства и награды и адские пытки и казни.
После этого речь заходит о самой большой опасности для мусульман - лицемерах. Лице-меры под водительством своего главы Абдуллох ибн Салула внешне показывая себя мусульманами, но при всяком удобном случае творили всякое зло против верующих, посланника Аллаха (ас) и Ислама. Их совместные с иудеями интриги и козни против мусульман раскрываются в этой суре «Мухаммад» как и в других мединских сурах.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

1. У тех, которые не веровали и уклонились от пути Аллаха, Он направит в заблуждение дела их.
Дела людей, которые не уверовали и уклонились от пути истинного, дела людей, которые препятствовали другим людям принимать веру, независимо от того добро они делали или зло - пойдут прахом - Аллах обесценит их и превратит в ничто. Потому что сколько бы ни старались неверные и лицемеры навредить религии Аллаха – все их старания будут напрасны. Аллах обязался до дня Страшного Суда защищать и покровительствовать Исламу. О сколько воевали против Ислама силы имеющие все возможности сражаться, о сколько они трудились строя козни и интриги! Однако все их усилия пошли даром. И если Аллаху будет угоднотак будет продолжаться и далее, ибо Аллах всегда выполняет свои обещания. И все добрые дела неверных останутся без наград. Аллах их дела обратит в ничто. Если подумать – делающий пожертвования на пути Аллаха надеется получить райские награды. Но награду дает только Аллах Всевышний. Как же Аллаху наградить человека делающего пожертвования, если он не верит в Него и является неверным?! Ведь, очевидно, по сути дела и награда.

2. А у тех, которые уверовали и творили благие деяния, и уверовали в то, что было ниспослано Мухаммаду, - а это - истина от их Господа, - Он загладит дурные деяния и упорядочит их состояние.
Если у человека есть истинная вера, она ведет его на добрые дела и поступки, поэтому в Коране зачастую после слова вера, следуют слова – благие дела. По сути в вере, есть вера и в Коран ниспосланный Мухаммаду (ас). Однако в этом аяте для того, чтобы четко показать, что Коран – есть истина, ниспосланная от Аллаха, это констатируется особо. Если у человека до принятия веры были грехи и проступки, то принятие веры полностью смывает их. Если эти грехи и проступки были совершены после принятия веры, то истинная вера приведет человека к чистосердечному покаянию. А чистосердечное раскаяние всегда милостиво принимается Аллахом, Он прощает грехи рабов своих. Аллах Всевышний, Он загладит дурные дела верующих, то есть приведет все их дела в порядок и верующие будут доволны. А это означает, что такой верующий будет спокоен, сердце его будет твердо, тело здорово, вера совершенна, совесть чиста, жизнь мирна и семья счастлива. Так упорядочивает Аллах положения верующих. Такое благополучие – большое счастье, и такого счастья достигают только верующие.
Описанное в двух первых аятах состояние, не случается само собой, оно происходит, основываясь на каких-то твердых основаниях. Эти основания описываются ниже.

3. Это - за то, что те, которые не веровали, последовали за ложью, а те, которые уверовали, последовали за истиной от их Господа. Так приводит Аллах людям подобия их!
То есть заблуждения неверных произошло по их следованию лжи, а прощение грехов верующих и упорядочиванию их положения произошло по их следованию истине. Это потому, что основание лжи призрачно и пусто и само оно таковое же, и конечный результат всех следующих лжи – огонь адский и больше ничего. То, чему следуют верующие - это истина, ниспосланная Аллахом. Основание истины и корень ее восходят к Господу миров. Не истина ли удерживает небеса и землю на их основаниях? Поскольку верующие следуют истине от Аллаха, то однозначно, что их грехи будут прощены и дела поправлены. Этому можно и не удивляться. Чтобы люди не заблудились Аллах приводит им примеры из их собственной жизни, как это уже было сделано в двух первых аятах.
Далее следуют аяты, призывающие верующих к борьбе против пытающихся сбить верующих с пути.

4-6. А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош. Так! А если бы пожелал Аллах, Он помог бы Себе против них, но (это для того, ) чтобы одних испытать другими. А у тех, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать.
Известно, что любую мысль или слова можно понять двояко. В особенности, чтобы понять сказанные в разных условиях, по разным причинам слова и мысли, необходимо мыслить широко, но не выходя за рамки иэвестного человеческого мышления, только тогда можно достичь благой цели. В противном случае очень легко можно уйти далеко в сторону. На пути правильного понимания аятов Корана тоже возникают такие ситуации. Вот по изучаемому нами аяту существуют различные понимания его. Недавно один мой знакомый показал изданную Ватиканом книгу об Исламе, в которой указал мне подчеркнутые им в одной статье слова, в которых говорилось, что Ислам повелевает своим исповедникам убивать на месте всякого иноверца. «Как можно писать такую ахинею?», - спросил меня изумленно мой знакомый. Возможно, написавшие эту книгу враги Ислама пользовались испорченным переводом Корана. «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее…». На первый взгляд похоже, что всякий мусульманин должен убивать на месте встречи всякого иноверца. Однако, этот аят говорит о времени в состоянии войны! В других аятах говорится, что если они сами не воюют против мусульман, то по договору с ними нужно жить в мире. Ктоне знае, что иноверцы до сегодняшнего дня под защитой законов Ислама мирно проживают в мусульманских странах?! Благородный Коран в своих аятах гарантирует это. Таким образом, чтобы понять отношение Ислама к иноверцам нужно судить не по одному аяту вырванному из текста, но по всем аятам, хадисам и решениям шариата, относящихся к этому вопросу. Таким образом, в этом аяте речь идет о положении, сложившемся после сражения на поле битвы: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали (на поле битвы), то удар мечом по шее». Почему в аяте идет речь об ударе мечом по шее? Аят был ниспослан 14 веков назад. В то время основным оружием сражения был меч, и самым легким способом уничтожения врага - было отрубить ему голову. Необходимо судить об этом аяте, как сказанном о победителях в сражении. Если мы будем судить об этом аяте, не принимая во внимание ситуацию этого времени и даже часа, и понимать это как общее руково-дство к действию, то получится, что мусульманам вообще запрещено убивать иноверцев другим способом, как только не ударом по шее! «А когда произведется великое избиение их, то укрепляйте узы», то есть, когда вы победите своих врагов, то берите их в плен, вместо выражения: берите их в плен, в аяте применено выражение: «укрепляйте узы», то есть «держите в оковах». Как известно, раньше пленных держали в цепях и оковах. Естественно, что аят выражается в понятиях, присущих той эпохе. И никто этому не изумлялся и все это принимали естественно. И даже сегодня пленных (арестованных) держат в наручниках или в таких условиях, чтобы он не сбежал. Цель этой разрешенной войны с неверными – не уничтожение их, но взятие в плен. Это именно повеление взятия врагов в плен, а не уничтожение их. После взятия врагов в плен: «либо милость потом, либо выкуп», то есть пленный может быть освобожден разными способами. В первом случае во имя демонстрации высокого благородства Ислама. пленному может быть просто дарована свобода. Во втором случае пленный отпускается на свободу после получения выкупа за него. Выкуп может быть любым по условию договора. Например, условием освобождения из плена грамотным арабам, попавшим в плен в битве при Бадре было обучить десятерых детей мусульман письму и чтению. В конечном итоге тем оно и завершилось. Условием для освобождения пленных может быть выкуп в деньгах, но можно просто обменять пленных врагов на попавших в плен к врагам мусульман. Теперь остается только выяснить до каких пор будет продолжаться это : «удар мечом по шее» укрепление уз (оков), а затем «либо милость, либо выкуп»? Ответ на этот вопрос дается в окончании аята: «пока война не сложит своих нош», то есть все вышеперечисленное может продолжаться, пока не закончится состояние войны. Какая цель преследуется от возложения на мусульман всех этих тяжелых обязанностей? «А если бы пожелал Аллах, Он помог бы себе против них (неверных!), но (это для того) , чтобы одних испытать другими». Таким образом цель всех этих дел, – испытать мусульман максимально серьезнейшим образом и определить их истинную степень вер. Если в Исламе все было легко и доступно и все бы доставалось без труда, крови, пота и усилий, то все поголовно бы приняли Ислам. Но, когда требуются максимальные усилия ума, духа и тела, когда требуется преодоление величайших трудностей и опасностей, когда требуются жертвы имущества и самой жизни, все становится на свои места. Сразу видно кто есть кто. Если подумать: все не желающие покоряться Аллаху и его религии сплачиваются в одну группу, они – превознесенные, они – требующие почета! Но они вместе со всеми своими сторонниками не имеют перед Аллахом силы даже одной мухи! Если Аллаху было бы угодно, то Он мог бы в одно мгновенье уничтожить их всех одним словом, как он уничтожил народ Нуха – наводнением, народы Ада и Лута - ветром и землетрясением. Однако, для того, чтобы основательно испытать мусульман, последовавших посланнику (ас), чтобы установить степени их заслуг перед Ним, Аллах возжелал наказать неверных руками мусульман. И не все мусульмане, присоединившиеся к войне достигают победы и достигают намеченных целей. Ибо война - есть война, и трудности – есть трудности. Мусульмане могут погибнуть и не вернуться домой, что будет с ними? Относительно их состояния дается ответ в конце аята: «А у тех, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьется с пути их деяний». Если читатель не забыл, в первом аяте этой суры, говорилось, что Аллах дела неверных направит в заблуждение. Теперь же Аллах говорит, что делам верных, погибших на Его пути, Он не даст пропасть, но, наоборот - умножит им награду. Вместе с этим Аллах : «Он поведет их и сохранит в порядке их состояние». И важнейшее, Аллах : «введет их в рай, который Он дал им узнать». Вот это последнее, это – великая мечта и цель всех верующих.

7. О вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы.
«Поможете Аллаху», это – поможете религии Его, это потому, что сам Аллах не нуждается в помощи. Точно также и религия Аллаха не нуждается в помощи. Если Господу миров будет угодно, Он сам защитит свою религию, но Он дает возможность верующим заслужить побольше небесных наград и поднять степени своих заслуг. Таким образом, помочь Аллаху – это служить Его религии и повиноваться Его повелениям. Свидетельствует древняя история, когда мусульмане помогали Аллаху, несмотря на свою малочисленность и слабость при поддержке Аллаха, они завоевали целый мир и стали самым передовым народом в мире.

8. А те, которые не веровали, - пропасть им, и собьет Он с пути их деяния.
Несчастны неверные – их постигнет участь погибельная и пропадут напрасно все их дела. По их неверию и их добрые дела не будут приняты Всемогущим. Награда им - ад!

9. Это - за то, что они возненавидели то, что ниспослал Аллах, и Он сделает тщетными их деяния.
Ненавидят то, «что ниспослал Аллах», то есть Коран и шариат и Ислам - только распутники и тираны. Поэтому будут посланы на них бедствия и несчастья и Он сделает тщетными их деяния. В арабском тексте вместе со словом «тщетными» применено слово «обязательно». Это сочетание используется при обозначении черезмерно объевшегося и погибшего от этого животного.
Следующий аят призывает к получению назидания.

10. Разве они не ходили по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них? Аллах погубил их, и для неверных - подобное этому.
Аллах Всевышний в этом аяте призывает язычников воззреть глазами понимания и назидания на истории погибели прежних народов. Всякий разумный человек при виде следов развалин, оставшихся от прежних народов невольно должен призадуматься над вопросами: «кто они были, какие у них были сила и могущество, чего они сделали, кто мы такие по сравнению с ними»? Призадуматься и отдать себе отчет в том, что: несмотря на видимое могущество этих народов Аллах легко разрушил все их горделивые построения, а самих их уничтожил. Эти факты истории должны всегда держать сердца разумных настороже и удержать их от повторения пути их неверия и многобожия и падших от возмездия Всевышнего.

11. Это - потому, что Аллах - покровитель тех, которые уверовали, и потому, что у неверных нет покровителя.
Да, все дело именно в этом! Главнейшая причина того, что верующие получают блага от Аллаха – есть то, что Аллах их Покровитель, их Друг и Помощник. Поэтому каждый мусульманин должен ценить по достоинству весомость своей веры, и стремиться всеми своими поступками быть достойным имени мусульманина. Но нет такого Покровителя, Друга и Помощника у неверных, ибо они отверглись Его приглашения к вере. Если Аллах не будет Покровителем, то уже никакого покровителя и быть не может. Но все, кроме Аллаха нуждаются в покровителе, и стало быть желающий иметь покровителя не должен быть неверным.
В следующем аяте описывается удел верных и неверных в мире грядущем.

12. Поистине, Аллах введет тех, которые уверовали и творили благие дела, в сады, где внизу текут реки. А те, которые не уверовали, наслаждаются и едят, как животные, и огонь - местопребывание их!
Аллах - Господь миров, кроме того, что Он – Покровитель уверовавших и творящих доб-ро, Он в мире грядущем введет их в райские сады, где под деревами текут полноводные реки. Когда даже малая вещь предлагается небесами – он приобретает особый колорит и вес и считается таковой. И вот, если от имени Господа миров, а не от ангелов, и не от других вам предлагается войти в райские сады, то какое это несравненное счастье! А каков же удел неверных? Тех, которые без памяти с головой бросаются в море обольщений мира сего и едят, и пьют, уподобляясь животным. У них нет никаких забот и тревог, кроме как получше набить живот, о, они рабы живота, но не Аллаха! Хорошо о них сказал поэт: «Есть жвачка, и довольны вы!». Отсюда не следует идея: - хорошо есть не стоит. И мусульмане радуются и едят наслади-тельную пищу. Здесь речь идет о высшей истине и высшем уделе! Неверным, кроме пищи, которую едят и животные - удела никакого нет! Во-вторых, верующие едят и пьют в этом мире из разрешенного Аллахом, с чувством, для того, чтобы силу, даруемую пищей, использовать ради великих и малых подвигов на путях Аллаха, ради служения Ему. Подгоняющим же неверного к возлюбленной пище его не служит ни страх божий, ни желание угодить Ему, ни еще что-либо одухотворяющее, но только неизменная потребность живота. Поэтому не отличая разрешенного от запрещенного, он ест и пьет все подряд. Да и то, сказать, удела другого ему не предвидится!

13. Сколько селений, более сильных мощью, чем твое селение, которое тебя изгнало, Мы погубили, и нет им помощника!
Этот достославный аят был ниспослан посланнику Аллаха (ас) в то время, когда он, спасаясь от язычников, держал путь из благородной Мекки в лучезарную Медину. Аллах ободряя своего возлюбленного раба пророка (ас) Мухаммада (ас) говорит ему: Вот язычники Мекки, применив силу, вынудили тебя покинуть родные места. Но ты не печалься, мы ведь уже сокрушили селения и покрепче и могущественнее изгнавшей тебя Мекки. Когда Нам будет угодное, Мы сокрушим и язычников Мекки, и уже не будет им никакого заступника! Как передает Ибн Аби Хатим от Абдуллоха ибн Аббаса: « Когда Посланник Аллаха (ас), покинув Мекку и вошел в пещеру, он – повернулся к Мекке и сказал: «Из всех городов Аллаха – ты самый возлюбленный для Аллаха, из всех городов Аллаха – ты самый возлюбленный и для меня, и если бы язычники не изгнали меня, я не покинул бы тебя».
Следующий изучаемый нами аят сравнивает следующих руководству Аллаха со следую-щими заблуждениями.

14. Разве же тот, кто имеет ясное знамение от своего Господа, таков, как тот, которому украшено зло его деяния? Они последовали за своими страстями!
С самого начала этой суры приводится разница между верными и неверными со всех то-чек зрения. В этом аяте они сравниваются как частные лица. Как частное лицо верующий – есть обладатель ниспосланного от Аллаха ясного знамения, четкого аргумента. Это руководство божественного происхождения и идеология ясная. Следующие этому руководству и идеологии не заблудятся и не бродят бесцельно, их надежда совершенна и конец их прекрасен, они - достигнут цели! Что же представляет собой неверные, как частное лицо, чему они следуют? Неверные все сделанные ими злые дела, видя и зная их, - называют хорошими. В жизни своей они руково-дствуются своими пристрастиями. У них нет никаких твердых оснований, нет никакой ясности, нет никакой определенной цели, если его пристрастия позволяют ему тиранствовать, - он будет тиранствовать и так далее. Итак, представители этих двух групп равны ли между собой? Ну конечно же, никак нет! Поэтому и их конечный результат будет различаться абсолютно.

15. Образ сада, который обещан богобоязненным: там - реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного. И для них там всякие плоды и прощение от их Господа. ... Как тот, кто вечно пребывает в огне и кого поят кипящей водой, и она рассекает их внутренности.
В начале этого аята дается описание рая обещанного богобоязненным. Среди всего проче-го, для обитателей рая: «реки из воды не портящейся». Если подумать, что значило для арабов исконно проживавших в безводной пустыне, – это обещание Аллаха - как не великое благо?!
В стране, где после редкого дождя на земле остается только небольшая лужа воды, известно, что эта вода этой лужицы очень скоро испортится и приобретет неприятный запах. Поэтому и дается в аяте упоминание о «реках, из воды не портящейся». Притом не одной реки, а о многих реках! А не они ли символ великого блага для жителей пустынь?
«… Реки из молока, вкус которого не меняется». И это несравненное благо, тем более для арабов, знающих молоко только из вымени верблюдицы. Молоко этих рек также, как и воды райские, не меняют вкуса своего и не портятся. И рек этих молочных ни одна, и не две, а много! Представь-те себе эти полноводные реки из молока и воды, с шумом текущие под райскими деревьями! Фантастическая картина, тем более для жителя жарчайших пустынь, где температура поднимается выше 50 градусов.
У человека наибольшая потребность после воды в молоке, поэтому в аяте после водных рек упоминаются молочные реки.
«И реки из вина, приятного для пьющих». Питье вина для арабов – одно из великих наслаждений. Все арабы – и мужчины, и женщины, большие и малые, и сидя, и стоя поминают вино. Аллах Всевышний из-за вреда, наносимого пьянством запретил питье вина в этом мире. Но в мире вечной жизни Аллах дает обитателям рая вино в приемлемом виде, уже без его вредного воздействия, и вино станет одним из удивительных благ рая. И все удостоившиеся рая, будут пить его в свое удовольствие!
«И реки из меду очищенного». Мед, тем более очищенный, - пища благословенная Аллахом! Можно ли представить себе зрелище более удивительное и потрясающее, чем текущие реки благоуханнейшего и чистейшего меда, приготовленного для богобоязненных рабов Всевышнего?! Награда Аллаха за добро, – не добро ли неописуемое, которое и описанию-то не поддается?! «И для них там всякие плоды». Для счастливейших обитателей рая Аллах приготовил плоды всевозможные, и они будут вкушать от них, когда пожелают. «И прощение от их Господа». Это несомненно наибольшее благодеяние Мудрого Аллаха для Его верных рабов. Это прощение – суть глава всех прочих наград, которыми Он покроет верующих в горних обителях вечности!
После описания столь великих щедрот Аллаха обитателям рая , для сравнения представляется и описание положения несчастнейших жителей ада: «Как тот, кто вечно пребывает в огне». Если верующие будут наслаждаться в неописуемых тенистых райских садах, то напротив него , в вечном адском огне будут пылать и вечно страдать неверные. Естественно, человек, горящий в огне будет жаждать неимоверно. Потекут ли для неверных реки в аду, как для верных в раю? О нет! Подадут им воды, совершенно противоположные водам рая. «И кого поят кипящей водой, она рассекает их внутренности». То есть, мучающихся неутолимой жаждой несчастнейших обитателей ада будут поить круто кипящей водой, которая будет рассекать подобно раскаленному ножу внутренности этих , когда-то гордых и надменных. И так вечно! О Неужели они не опомнятся?!
Итак, можно ли сравнивать положение жителей рая и ада?! Можно! Но только для великого устрашения и назидания! Может быть, образумятся многие из ныне гордых и превознесённых. Может быть, покаются, представив себя пьющими среди огня, в тени от черного дыма клокочущую от жара воду. Уф! Да упасет нас Аллах от всех этих несравненных адских ужасов, да напишет Он нам путь спасения, да пойдём мы по нему с благодарностью!
Однако люди делятся не только на две вышеупомянутые группы. Есть еще одна группа – группа лицемеров. Лицемерие явилось в лучезарной Медине. В Мекке, когда веры держались только испытанные и многотерпеливые люди, а им противостояли неверные, лицемеров как таковых, еще не было. В Медине же веру приняли сначала некоторые люди из племен Авс и Хазраж, потом за ним и все остальные, и в конце концов не осталось ни одного дома, в который бы не вошел Ислам. Вот тогда и, те, которые не воспринимали Мухаммада (ас) и Ислам по истине, но не могли открыто выступить против Ислама, чисто внешне объявили о своем принятии Ислама, но внутренне остались врагами его. Возглавляемые своим главой Абдуллох ибн Убай ибн Салулом, они исподтишка, при всяком удобном случае старались хоть как-нибудь навредить мусульманам. Этой партии лицемеров оказалось очень удобно , что в Медине лучезарной проживали и Иудеи. Едва осложнялось положение мусульман, как эти двуличные сразу же переходили в едва ли не на открытое противостояние мусульманам, и едва улучшалось положение мусульман, как они тут же льстиво принимали обличье их искренних друзей. Да, в это время наибольшая опасность угрожала Исламу именно с их стороны. Интриги лицемеров против мусульман их взаимодействие с иудеями на этом поприще, описано во многих мединских сурах, и в частности, в изучаемой нами суре «Мухаммад (ас)».
Теперь мы приступили к изучению аятов на эту тему.

16. И среди них есть те, кто прислушивается к тебе. А когда они выйдут от тебя, то говорят тем, которым даровано знание: "Что это такое он говорил недавно?" Это - те, сердца которых запечатал Аллах и которые последовали за своими страстями.
В этом аяте дается описание лицемеров. Лицемеры, вместе со сподвижниками посланника Аллаха (ас) сидели на их собраниях у него, внимательно слушали речи его (ас), а после того, как покидали эти собрания, говорили обладателям знаний сподвижникам пророка (ас) : «Что это такое он говорил недавно?». Это ясно показывает то, что несмотря на то, что они вроде бы с вниманием слушали речи посланника (ас), - они ничего не услышали и соответственно ничего не поняли. То есть, внимание их было отвлеченно совершенно на посторонние предметы, вещи и мысли, и сердца их остались в полной беспечности, и никакой пользы они от своего пребывания на собрании не получили. Вместе с этим своим вопросом, эти смутьяны и интриганы хотели показать людям знания сподвижникам посланника (ас), что посланник (ас) говорит совершенно непонятное. То есть они этим ясно намекали сподвижникам посланника (ас) на то, что они совершенно понапрасну слушают ничего не стоящие слова посланника (сав). И это о тех благословенных словах, которые сподвижники жадно ждали и слушали всем сердцем своим и умом. В конце аята раскрывается вся лицемерная сущность этих смутьянов и интриганов. «Это те, сердца которых запечатал Аллах», то есть их сердца закрыты, они не могут принять доброе, ибо они этого не желают. И также это те, «которые последовали за своими страстями», а таковые за посланником(сав) не последуют вовек.
Далее, в контраст лицемерам, следует описание верных Аллаху рабов Его.

17. А тем, которые пошли по прямому пути, Он усилил прямоту и даровал им богобоязненность.
Известно, что до обретения руководства люди мечутся в поисках ее. То есть они ищут ее самостоятельно. И вот Аллах дает им совершенное руководство. Затем Он им дает более того, что они искали – богобоязненность. Богобоязненность, пребывает в сердце. И будучи состоянием души, – держит верующих в страхе Божием и держит их чувствующими и поминающими Его.
Далее тема опять возвращается к описанию состояния лицемеров.

18. Разве дождутся они чего-нибудь, кроме часа, что придет к ним внезапно? Ведь пришли уже все знамения его. И к чему для них, когда придет к ним, их поминание о нем?
Чего, собственно, хотят лицемеры и их единомышленники? Что им нужно? Они ничего не дождутся, кроме внезапного наступления обещанного часа. Знамения же часа уже наступили, и, стало быть, и сам «час» уже на подступе. Одно из великих знамений часа – явление посланника Аллаха (ас), ибо он - печать пророков и после него уже пророков не будет, но будет явление «часа». Имам Бухари от Сахл ибн Саъда, передает: «Изрек посланник Аллаха (асв) : «Я послан посланником, я и день Страшного Суда, как вот эти два пальца» , - и посланник(сав) поднял руку с двумя поднятыми и сближенными пальцами, – указательным и средним». Но, если «час» близок, то он может явиться нежданно, но если он явится нежданно, то где могут получить назидание вот эти беспечные невежды? Не будет уже возможности. И после того, как «это» произойдет, уже не поможет и отчаянное раскаяние – это к сведению всех беспечных.
После этого, Аллах Всевышний обращается к посланнику (ас) и к верующим и констатирует, что идеология должна основываться на знаниях.

19. Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих - мужчин и женщин. И Аллах знает и место вашего действия и ваше пристанище!
Обращение Аллаха к верующим, словом: «Знай!», указывает на то, что идеология, вера требует знаний. В этом деле традиционные методы не помогут, то есть – обосновать идеологию, что : «нет божества, кроме Аллаха», на основе знаний, будет очень хорошо. Далее следует повеление просить прощение. Аллах повелевает посланнику (ас): «Проси прощения твоему греху». Как известно, Аллах простил все грехи посланника (ас) и первые и последние. Однако , посланник Аллаха (ас) – особенный человек, он знает, что сколько бы он не старался - этого будет мало, его молитвы о прощении грехов считаются его благодарностью за прощение Аллахом всех его грехов. Кроме этого – они пример для всех верующих. Посланник Аллаха (ас) просит еще прощения и за грехи верующих мужчин и женщин и, несомненно его молитвы будут благосклонно приняты Аллахом. В конце аята говорится, что: «Аллах знает и место вашего действия и ваше пристанище!». И это известие вселяет в сердце каждого верующего спокойствие и уверенность. Во-первых, верующий будет спокоен, что Аллах всегда и везде с ним, где бы он ни был, и ощутит спокойствие от ощущения Его защиты, а во-вторых - верующий зная постоянное присутствие Аллаха, будет страшиться совершить поступок , неугодный Ему и будет всегда настороже.
В следующем аяте дается описание того, как держат себя лицемеры по отношению к повелениям Аллаха.

20, 21. И говорят те, которые уверовали: "Если бы была ниспослана сура!" А когда бывает ниспослана сура, мудро изложенная, и в ней поминается сражение, ты видишь, как те, в чьих сердцах болезнь, смотрят на тебя взором лишенного чувств от смерти. Лучше бы для них - покорность и слово благое! А когда твердо решено дело, то если бы они были правдивы с Аллахом, было бы лучше для них.
Имеющие счастье принять веру постоянно ждут повеления о себе указа от Аллаха. Потому что высшее счастье для них: - исполнять повеления Аллаха приближающие их к Нему. Именно эта высшая цель и служила причиной того, что они говорили: «Если бы была ниспослана сура!». Так что же происходит после того, как просимая сура бывает ниспосланна? Верующие с благодарностью принимают суру и тут же приступают к исполнению ниспосланного повеления, и этим самым подтверждают истинность своей веры. Но именно в такое время раскрывается подлинное лицо лицемеров, ибо очевидно разрывается завеса скрывающая их лицемерие. «А когда бывает ниспослана сура, мудро изложенная». В арабском оригинале слово, которое переведено, как «мудро», дано словом «мухкаматун». Это слово означает: – совершенно ясно и однозначно. Итак, сура такого ясного однозначного смысла ниспослана. Что же из этого выходит?! Если: «в ней поминается сражение, ты видишь, как те, в чьих сердцах болезнь, смотрят на тебя взором лишенного чувств от смерти». Для лицемера выйти сражаться на пути Аллаха – неслыханное потрясение и ужасающее бедствие! Поэтому, если в ниспосланной суре есть призыв к войне, то он смотрит на посланника(сав) взором приговоренного к смерти человека, то есть он встречает такое повеление Аллаха, как он встречает приговор к смерти. Но, что для них на самом деле лучше? Покориться слову Аллаха, для них самое лучшее: «Лучше бы для них покорность и слово благое». И самое важнейшее: «А когда твердо решено дело, то если бы они были правдивы с Аллахом, было бы лучше для них».
Далее Аллах сообщает, что ожидает тех, кто отвергается от повелений Его.

22. А может быть, вы, если отвратитесь, будете портить землю и разрывать родственные связи?
В этом аяте напоминаются злые последствия от отвращения от веры и религии. Во-первых, на земле пойдет порча, ибо от неверующих другого ждать не приходится.
Вместе с этим неверующие разрывают родственные узы. Это тоже считается великим злом. Однако, самое главное зло от неверия описывается далее.

23. Это - те, которых проклял Аллах. Он оглушил их и ослепил их взоры.
Проклятие Аллаха выражается в удалении проклятых от милости Его и Его руководства. Глухота и слепота, которой Он поражает неверных, - это глухота и слепота духовные. Глаза их будут видеть, но ничего назидательного и ведущего к спасению они не увидят. Слух их тоже будет нормальным, но ничего назидательного и ведущего к спасению они уже не услышат. Почему же так?

24. Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах бывают их затворы?
Понимать Коран – это читать его осознанно, вникая в смысл всех его слов. Вот тогда завеса поднимется, и все станет ясным, и сердце обретет сладость познания, а совесть - чистоту. Если: «сердца на затворе», то никакой коранический смысл не войдет в них.
Далее продолжается освещение положения лицемеров.

25. Поистине, для тех, которые обратились вспять после того, как стало ясным им прямое руководство, сатана разукрасил и внушил им.
Те, которые обратились вспять – это лицемеры. Действительно, они ясно увидели – истинное руководство и веру, и близки были к тому, чтобы стать верующими, но отвратились назад. Причиной их отвращения стал Сатана, он показал им прекрасным отвращение их от веры.

26. Это - потому, что они сказали тем, кто возненавидел ниспосланное Аллахом: "Мы будем повиноваться вам в некоторых делах". А Аллах знает их тайны.
Под словами: «Кто возненавидел ниспосланное Аллахом», имеются в виду иудеи. Первые кто возненавидели Коран и Ислам в Медине лучезарной были иудеи. Это потому, что они верили и надеялись, что последний пророк выйдет из их среды. Иудеи тогда говаривали арабам Медины: Следите за событиями, скоро выйдет пророк последнего времени, его признаки будут такие и такие, вот тогда мы исповедуем его, и под его руководством разгромим вас. Когда час настал и пророк с описанными качествами явился, арабы уверовали в него, а иудеи – нет. Почему? Причина была только одна: – этот пророк не был иудеем, а поэтому они его возненавидели и его переселение в Медину не приветствовали. И с первого дня его появление в Медине они вступили на путь вражды с ним. Лицемеры арабы обещали этим заблудшим иудеям: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Почему только «в некоторых делах»? Да потому, что показывая себя перед мусульманами верующими, они не могли вполне открыто выполнять все заявки иудеев. Свои тайные договоры с ними лицемеры могли скрывать от людей, но никак ни от всезнающего Аллаха: «Аллах знает их тайны».

27. И как же, когда их упокоят ангелы, они будут бить их по лицам и хребтам!
Смерть лицемеров будет происходить ужасно. Ангелы будут брать их души не просто, но избивая их по лицам и спинам. Почему?

28. Это - за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им Его благоволение. И Он сделал тщетными их деяния.
Таким образом, избиение умирающих лицемеров будет происходить не напрасно. Но за то, что они совершали грехи, гневающие Аллаха: «И Он сделал тщетными их деяния», потому что эти деяния их были неугодны Ему. Что делали лицемеры, они это совершали сами и совершали для себя. И их печальный, плачевный конец будет достоин их великих сатанинских трудов. Лицемеры думали, что они перехитрили верующих, но перехитрили они только самих себя, да ещё как блистательно и показательно!

29. Разве же думают те, в сердцах которых болезнь, что Аллах не обнаружит их злобы?
Лицемеры были уверены, что их двойную игру никто не знает, - вот мера человеческой глупости, такой подлой и жалкой. В этом аяте Аллах раскрывает все их глупые замыслы или делает шаг к этому раскрытию.
В следующем аяте уже начинается это раскрытие.

30. И если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и ты бы их узнал по их приметам; и ты бы их, конечно, узнал по звукам речи. А Аллах знает их деяния!
Аллах Всевышний говорит своему посланнику (ас), что сколько бы не бились лицемеры скрыть свое лицемерие и показать себя народу истинными мусульманами, все равно: «И если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе отдельно» суть их личностей. И еще их можно будет узнать по особым приметам. Лицемерие человека изменяет даже сам голос его! Человек, прислушав-шийся к голосу лицемеров, определит их особое звучание. Хазрат Усман ибн Аффан (ра) говорил: «Человека, прячущего тайну, – Аллах выдаст ясными приметами очевидными для всех. Было сказано в изречении посланника (ас): «Если кто-то скрывает какую-то тайну, то Аллах оденет на него халат этой тайны: если это добро - то это будет халат добра, если же это будет зло , то это будет халат зла». Имам Ахмад в своей книге: «Муснаду Ахмад» от Укбата ибн Амра (ра) передает следующее: «Прочитал посланник Аллаха (сав) прочитал нам проповедь. После вознесения хвалы и благодарности Аллаху, он сказал: «Истинно среди вас есть лицемеры. Пусть же встанут те, имена которых я назову». Потом посланник (ас) возгласил: «О, такой-то, встань!». О, такой-то, встань и так назвал имена 36 человек. Затем он сказал: «Среди вас есть лицемеры. О вы, убойтесь Аллаха!». Да, дело обстоит именно так, – сколько бы не пытались лицемеры скрыть свою сущность, и сколько бы не пытались показать себя истинными мусульманами, даже демонстри-руя, якобы жертвенность на путях Аллаха, все равно болезнь их двуличия, очевидно, вылезает наружу! О нет, недаром было сказано : «спрячешь болезнь – жар все равно вылезет!». Лицемеры могут обмануть верующих один или два раза, но рано или поздно их интриги, подлости и козни все равно вылезут наружу. Самое главное –от Аллаха Всезнающего ничего не скроешь! Нет, не напрасно сказал Всевышний : «А Аллах знает их деяния!».
В следующем аяте Аллах говорит, что испытания необходимы, чтобы очевидно выявить, кто есть кто среди верующих. чтобы видеть, кто сражается, кто терпелив, кто мужественен, кто лицемер, кто маловер.

31. И Мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас.
Эти испытания, они совсем не для Аллаха. Он и без этого предельно точно знает, кто есть кто в своей сути. Но этого не знают люди. да, чего там говорить о других, иные даже сами себя хорошо не знают!
Вот эти вот неясные положения и состояния и необходимо выявить при испытаниях. И вскрыв их, воспользоваться ими при необходимости. И вот при испытаниях посредством радости ли, гнева ли, печали ли, счастья ли, или несчастья, все эти скрытые в душах и в умах человеческих туманные, тайные мысли открываются наружу. И в будущем это принесет определенную пользу людям, узнавшим все это. На самом деле, верующий не домогается этих испытаний, а просит себе милостей и благополучия у Аллаха. И если даже после этого он подвергается испытанию, - проявляет терпение и выдержку. Он понимает мудрость этого испытания и исповедует, что все происходит по воле Всевышнего и ждет проявления к нему милости и благополучия. Некто из великих рабов Его, читая этот аят плакал Ему: «О Господи наш, не подвергай нас испытаниям, если ты подвергнешь нас испытаниям - разорвешь завесу, унизишь нас и устыдишь, и подвергнешь наказанию».
В следующем аяте констатируется, что, сколько бы не бились враги Ислама навредить ему, у них ничего не выйдет.

32. Поистине, те, которые не уверовали, и уклонились от пути Аллаха, и откололись от посланника после того, как выяснился им прямой путь, ни в чем не повредят Аллаху, и Он сделает тщетными деяния их.
Неверные, многими путями и способами старались сбить людей с пути Аллаха. Кто-то это делал силой, кто-то повелением своим, кто-то делал своим достоянием и богатствами, кто-то двигая мысль свою, кто-то хитростью и всевозможными кознями.
Всяк ухитрялся, потел и отдувался на своем участке войны против Ислама. С тех пор, как Аллах вывел Ислам как религию: «О, сколько таких всяких было!», тех, которые «откололись от посланника, после того, как выяснился им прямой путь» - великое множество! Еще при жизни посланника (ас) явились борцы против него, а также против Корана, веры и сподвижников Его. Они объявили войну против пути, указанного посланникоАллаха (ас). И после кончины пророка (ас) вышли воители против его призыва и его народа. Но чего достигли все эти воители, сражаясь с Исламом вот уже 14 веков? Весь мир вышел против Ислама, объединив все свои силы неверные объявили войну против Ислама. И что они имели в результате? В результате, .. истинно Аллах Всевышний дал верное обещание и Он не отступается от своих слов. Обещание его было таково: Они «ни в чем не повредят Аллаху». Да таково обещание Аллаха и его изменить невозможно! Кто бы ни был врагом Ислама, он враг Аллаха. Однако, никто из сынов человеческих не может противостоять Ему и устоять в этой борьбе. Никто абсолютно! Они не могут навредить Аллаху и его религии. Все, что они смогут сделать - нанести вред некоторым мусульманам. И это временно, ради проявления божьей мудрости, для пользы Ислама и мусульман. «Он сделает тщетными деяния их». Подвиги врагов Ислама будут отлагаться, как не переваренная пища, и им будет казаться, что ничего особенного не происходит, но час придет – и нутро лопнет!». Кто может отрицать чудесную силу этого аята? Никто, кроме Аллаха не мог 14 веков тому назад, в то время, когда слабый еще Ислам был окружен лютыми врагами, сказать такие могущественные пророческие слова? Велик Аллах Единый и Грозный, прошло 14 веков – и мы все свидетели, как свершилось и свершается доныне, сегодня, прямо на наших глазах великое обещание Всемогущего! О сколько врагов Ислама бились с ним, они плели свои бесконечные козни и интриги, пытаясь уничтожить его, но победоносно шествовал Ислам, и это шествие продлится до дня Страшного Суда. С каждым годом, днем и часом все новые и новые люди принимают Ислам и живут под сенью его святого, божественного закона. Ислам по воле Всевышнего делает тщетными все деяния врагов своих.
После этого, сокрушающего надежды неверных аята, следует аят в котором Аллах повелевает верующим не уподобляться неверным, но следовать по пути угождения только и только Ему.

33. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь посланнику, и не делайте пустыми своих деяний!
По сути, принявшие Ислам мусульмане сделали это, чтобы повиноваться Аллаху и Его по-сланнику (ас) и жить по закону Аллаха. Однако то, что слова: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику», повторяются еще раз для того, чтобы дать верующим еще раз услышать нравящийся им призыв Всевышнего, который вызывает у них прилив религиозного рвения, и еще для того, что некоторые мусульмане полагают, что им можно некоторые повеления Аллаха и Его посланника выполнять, а некоторые повеления, как им понравится, и не выполнять.Осторожно! Повиновение Аллаху и Его посланнику (ас) – основа основ обретения счастья в двух мирах!
Этот аят еще призывает не делать своих дел тщетными, напрасными. Некоторые согласно преданию даже говорили: «достаточно сказать: «Нет Бога кроме Аллаха», и делать все, что угодно – вреда не будет». Имам Ахмад ибн Наср Аллах-Марвазий передает предание от Абул Алия: «Сподвижники посланника Аллаха считали, что после произнесения символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха, можно делать все, что угодно – вреда уже не будет. Точно также, как после сотворения многобожия уже все благие дела теряют силу. Но после ниспослания аята: «не делайте пустыми ваших деяний!» сподвижники пророка начали бояться чем-нибудь сделать свои дела тщетными».
Имам Абдуллох ибн Муборак передает предание, в котором Абдуллох ибн Умар говорит: «После ниспослания аята: Не делайте пустыми ваших деяний», мы призадумались над тем, что же может обесценить деяния. И пришли ко мнению, что это большие грехи и распутничество». В отношении этого вопроса от сподвижников и их последователей осталось немало преданий. Например, ибн Аббас говорил, что деяния пустыми делают лицемерие и сомнение. Катода (ра) говорил: «Кто из вас силен будет не обесценить благие дела дурными, пусть делает это». Алимы Мазхаба ханафий из этого аята вывели такое решение: если кто-то по своему желанию начнет какое-либо дело, то завершить его – он уже обязан. Например, кто-то вознамерился молиться два ракята молитвы и приступил к этому, то он обязан довести намерение до конца. И если по какой-то причине эта молитва не была доведена до конца, то ему необходимо затем обязательно сотворить ее как долг. Точно также, если кто-то по своей воле приступит поститься от избытка благочестия, то он обязан довести этот пост до конца. Если же пост по каким-то причинам не был доведен до конца, то он обязан в другой раз начать пост и завершить его.

34. Поистине, тем, которые не веровали и уклонились от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах!
Если неверные и преграждавшие путь Аллаха люди, и те, которые боролись против веры какими-то другими способами до наступления смерти покаятся, то по милости Аллаха, держащего двери своего прощения открытым, они могут иметь какие-то надежды на спасение. Однако, если они умрут неверными, то никаких надежд у этих людей на спасение нет. Они обязательно войдут в преисподню и останутся в ней навсегда.

35. Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше; Аллах - с вами, и не ослабит Он ваших деяний.
Несомненно, борьба на пути Аллаха не может быть легкой, но трудящиеся всеми способами на пути Аллаха верующие победят непременно. Но побеждающие всегда помнят слова Аллаха: «Не ослабевайте!», ибо они победители во всех положениях. Почему? Да потому, что сам Господь миров говорит: «Аллах – с вами!», то есть верующий и верующая никогда не одиноки, с ними всегда Творец, как Помощник и как Защитник. Но если это так, то, что может сделать противник? «И не ослабит Он ваших деяний». Ни одно великое и малое дело верующих не пропадет даром, за все им сполна будет дана награда. Но, если это так, то почему верующие должны терять надежду и ослабевать на путях Всевышнего? И в заключительных аятах суры говорится об интересующих людей некоторых ценностей этого мира, что если они в этом мире не будут получены, то в мире грядущем Аллах наградит их полной мерой по своему величию.

36. Ведь ближайшая жизнь - только игра и забава. А ведь вы уверуете и будете богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах.
Если жизнь в этом мире не имеет цели, если она не одухотворена идеей, если она проживется: – лишь бы прожить, то она обязательно заполняется играми и весельем души. Каким образом человек видящий, что жизнь сия – «это игра и веселье», может исполнить свою истинную великую обязанность: – быть наместником Аллаха на Земле? Ответ на это вопрос прямо дается в аяте : «А если вы уверуете и будете богобоязненны». Итак, вера и страх божий! Только они могут совершенно и полно развернуть человека от игр и веселья этого мира к наградам и садам мира грядущего! Только вера и страх божий могут поднять человека от животно-растительного существования к достойной жизни и деятельности наместника Аллаха на земле. Если человек сегодня делает пожертвования на пути Аллаха, то оно не пропадет даром: «Он дарует вам наши награды». И при этом Аллах за веру и страх божий оплаты не потребует: «и не спросит о ваших имуществах».

37. Если Он спрашивает вас о них и допытывается у вас, то вы скупитесь, и Он обнаружит вашу злобу.
Аллах прекрасно осведомлен о всех тайнах людей, Он знает о их недостатках и естествах, их чувствах и уме. Он знает все! Поэтому, хотя в предыдущем аяте Он сказал, что «не спросит о ваших имуществах» в начале этого аята, Он отвечая на вопрос: а что будет если спросит? Отвечает: «Если Он спрашивает вас о них, и допытывается у вас, то вы скупитесь», и задумываясь выделяете на путь Аллаха. Да, если Аллах введет вас в трудное положение: «то вы скупитесь».

38. Вот вы - те, кого зовут, чтобы расходовать на пути Аллаха. А среди вас есть такие, что скупятся. И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат, а вы бедны! А если вы отвернетесь, то Он заменит другим народом, и потом они не будут вам подобны.
В завершающем аяте Аллах проблему пожертвований на пути Его решает божественным способом. В этом аяте Аллах показывает насколько глубоко Ему известна психология человека, и также сообщает, как человек поступает на самом деле. Истинно, в те времена, когда был ниспослан этот аят, были в истории человечества временами золотого века щедрости и жертвенно-сти на путях Аллаха, и многие мусульмане своими невероятными пожертвованиями подняли это дело прямо до чуда и осталась их щедрость записаной в аналах истории классическим и духовным примером на все времена. Вместе с тем, были тогда и скупцы, и это тоже исторический факт. Благородный Коран в этом аяте лечит скупость в присущей ему манере. «И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя». Кто жертвует на пути Аллаха, тот откладывает для себя же. В день последний он возьмет оттуда, когда захочет. Да, что было истрачено в этом мире, это отложения и сбережения на день последний. Таким образом, кто скупится, тот не много сбережет к тому дню. Внешне, вроде бы откладывает для себя и для своей семьи и детей. Но на самом деле всех оставляет без награды в день последний. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, ибо: «Поистине, Аллах богат, а вы – бедны!». Все, что вы имеете, Аллах же сам и дал вам для испытания! Так делайте пожертвования и Он сам же вернет их вам же. Откуда бы не взглянуть: – бедные вы, вы нуждающиеся. Если Аллах дал вам ваше достояние, и если от пожертвований ваших вам же награда, и если награждающий, Он же Аллах, чего же вы скупитесь на пути Его?! Призывать к Исламу, служить ему – великое благо и почет для Его рабов.
Если не соответствовать этому оказанному доверию, и быть бездеятельным и скупым, боящимся всего, Аллаху ничего не стоит забрать назад дарованное и отдать его тому, кто этого достоин. «А если вы отвернетесь, то Он заменит другим народом». Ну, конечно же, новый народ не будет трусом, бездельником и скупым. «И потом, они не будут вам подобны». Ибн Аби Хатим передает предание, в котором Абу Хурайра (ра) говорит: «Прочел посланник Аллаха (ас)… И если вы отвернетесь, то он заменит другим народом, и потом они не будут вам подобны». После того, как он прочитал этот аят, его спросили: «О посланник Аллаха (ас), кто этот народ, который придет на наше место и не будет подобным нам?». Тогда посланник Аллаха (ас) хлопнул по плечу стоявшего рядом Салмана Фарси (ра), и сказал: «Вот он и его народ!».