48 АЛЬ-ФАТХ "ПОБЕДА"

Ниспослана в Медине 29 аятов

Эта сура была ниспослана на шестой год хижры. В то самое время когда посланник Аллаха(сав) возвращался, после заключения с курайшитами худайбийского перемирия, ночью по дороге между благородной Меккой и Мединой лучезарной. Эта славная сура посвящена этому заключению худабийского мирного договора. Поэтому, если мы изучим историю заключения этого договора и все сопутствующее этому договору события, то лучше поймем истинную историю этого дела, и еще лучше поймем аяты этой суры. Всем известно, что благородная Мекка и – дом Аллаха в ней - Кааба, до Ислама были в центре внимания всех арабов и были местом их служения Аллаху. Со времен пророка Ибрахима (Авраама) (ас), арабы каждый год совершали паломничество к этому дому Аллаха. Все почитали это место и славили его. Всякий вошедший в это место был в безопасности, никто не мог обидеть его. Даже встретивший здесь своего кровного врага, не поднимал на него руки. Все жили любовью к дому Аллаха и считали свое единое паломничество к нему, венцом своей жизни. Однако, после переселения посланника Аллаха Мухамма-да(ас), из благородной Мекке в лучезарную Медину, мусульмане оказались лишены этого счастья. Арабское племя курайшев проживавшее в Мекке, препятствовали посещению мусульманами дома Аллаха – Каабы. В истории ничего подобного не было, ибо еще никто и никогда не осмеливали препятствовать паломничеству кого-либо к дому Аллаха. И вот такое возникло препятствие на пути мусульман. Только они и больше никто, оказались отстраненными от святого паломничества. Воистину, мусульмане приходили в гнев от этой несправедливости и сильно переживали из-за этого. Естественно, после переселения, переселенцы скучали по благородной Мекке и горели желанием посетить Божий дом. Шесть лет прошло в таком обидном для мусульман положении. Однажды, когда сподвижники посланника(сав) сидели собравшись на одном месте, к ним подошел посланник Аллаха (ас) и сказал им, что видел во сне, как все они, с подстриженными волосами, без страха, благополучно подходили к Каабе, дому Аллаха. Все очень обрадовались и воодушевились от этого сообщения пророка (ас). На шестой год от Хижры, в начале месяца Зуль Каада с намерением совершить паломничество, мусульмане вышли в путь к благородной Мекке. Посланник Аллаха (ас) попросил жителей Медины и племена окрестных арабов, присоединиться к ним. Выступить многочисленным народом он счел лучшим делом, ибо на язычников курайшитов полностью полагаться было нельзя, возможно было их пресечение пути посланника Аллаха (ас), и даже выступления против него с войной. На просьбу посланника Аллаха (ас) присоединиться положительно ответили жители Медины, однако арабы окрестных племен решив, что Курайши все равно не оставят мусульман в покое пока их перебьют, а потому может возникнуть сражение, от присоединения к паломничеству отказались. Таким образом, выступивших - мухаджиров, ансаров и арабов Медины – было всего 1400 человек. Чтобы всем было ясно, что мусульмане идут с чистыми намерениями, и не ради войны, а ради паломничества – паломники шли одевшись в ихрам, и демонстративно гоня впереди себя жертвенных животных. Когда в таком виде паломники добрались до места, именуемого Асафан, им встретился человек по имени Бишр ибн Суфен ал-Каъбий, и сказал: «О посланник Аллаха (ас), Курайши прослышав о вашем высту-плении в Мекку, и стар, и мал одели тигриные шкуры и у местности Зу Тува поклялись Аллахом вовек не пропустить вас к Мекке. И отправили конных под командованием Халид ибн Валида к местечку Курооул Фамим». Посланник Аллаха (ас) сказал: «Да погибнут Курайши! Их поразит война, неужели они не могли меня и других арабов оставить в покое! Если они победят меня, то свершилось бы их желание, если Аллах даст победу мне, то все они приняли бы Ислам. Если они не пропустят меня, то им бы воевать собрав побольше сил. Чего. Вообще, думают Курайшиты?! Они говорят: «Клянемся Аллахом, будем сражаться на пути веры Аллаха пока не победим и не погибнем». Затем посланник Аллаха(ас) сказал: «есть ли человек, который выведет меня к ним другим путем?». «Я выведу, о посланник Аллаха!», - сказал человек из племени Аслам. И он повел людей неровной и каменистой дорогой, пролегающей между возвышенностями. После того, как они прошли этот путь, вышли на сплошную дорогу долины. Посланник (ас), которому не понравилось прежняя дорога, сказал всем: «Молитесь: «У Аллаха просим прощения и к Нему прибегаем за помощью!». Люди стали молиться. Посланник сказал: «Это было предложено сыном Израиля, но они не сделали этого». После этого посланник (ас) сказал людям: «Идите к нижней стороне Мекки, к месту Худайбия, что за Хамазом». Люди по-шли в ту сторону. Конные курайшиты, увидев пыль, поднятую идущими паломниками, изменили направление и поскакали к своему племени. Посланник (ас) начал было выступать по дороге, но его верблюд не пошел и опустился на землю. Люди передали друг другу весть, что верблюд посланника(сав) не пошел и лег на дорогу. Посланник Аллаха (сав) сказал: «Нет, верблюд не лег, у него нет такой привычки, однако верблюда удержало то, что удержало слонов в Мекке. Чего сегодня не попросят у меня курайши от милосердия – я им дам». После этого повернув своего верблюда посланник (ас) пошел и все за ним. И так шли пока не дошли до края Худайбии. Посланник (ас) сказал людям: «Слезайте и располагайтесь». Они сказали: «О, посланник (ас) Аллаха, как мы здесь расположимся, тут даже нет воды?» Тогда посланник (ас) Аллаха вытащил одну стрелу и передал ее одному из сподвижников. Тот воткнул ее в одном из углублений земли и оттуда ударила вода. После того как посланник (ас) обосновался, подошел посыльный курайшитов Бадий ибн Варко аль Хузайи со своими людьми и спросил посланника (ас): «Зачем вы пришли?». Посланник (ас) ответил ему, что они пришли исключительно с целью мирного паломниче-ства, чтобы посетить дом Аллаха. После этого пришедшие вернулись к курайшитам и сказали им: «О, курайши, вы поспешили относительно Мухаммада (ас), он пришел не для войны, а с целью паломничества, только посетить Божий дом». Курайши обвинили посыльных и сказали: «Если даже Мухаммад (ас) пришел только посетить Божий дом, он все равно не сможет пройти переступив нас, а мы не хотим быть посмешищем в глазах арабов». Затем курайши послали еще одного своего посыльного Макриз ибн Хафса. Едва увидев его посланник (ас) сказал: «Этот человек лжец». Посыльный поговорил с посланником (ас) и посланник (ас) сказал ему то же самое, что и первым посыльным. Посыльный вернулся к курайшитам с этими вестями. После этот курайши отправили посыльным еще одного человека - ал-Хулайс ибн Алкама. Посланник (ас), увидев его сказал: «Этот человек из народа служащего Аллаху. Прогоните перед ним наших жертвенных животных, пусть посмотрит». У животных от долгого лежания начала опадать шерсть. Ал – Хулайс, увидя идущих на него, заполняя долину, намеченных для жертвы животных, не стал идти дальше и повернул назад. Вернувшись к курайшам он рассказал им то, что видел. Курай-ши сказали ему: «О сядь, ты, человек пустыни, у тебя нет знаний!». Тогда аль-Хулайс разгневался и воскликнул: «О, курайши. Клянусь Аллахом, мы не заключали с вами союза насчёт этого! Неужели можно преграждать путь пришедшему к дому Аллаха? Клянусь Аллахом, или вы откроете дорогу Мухаммаду (ас) или я со своим народом выступлю против вас!». Курайшиотвечали ему: «Молчи! Отойди от нас, что мы задумаем, то и сделаем». После этого курайши послали к посланнику Урву ибн Масъуда Сакафийя. Перед уходом он обратился к курайшам и сказал: «О, курайши! Я вижу вы всех кого отправляете Мухаммаду (ас), после их возвращения ругаете и плохо с ними обращаетесь. Вы меня хорошо знаете. Если вы отцы, то я сын ваш. Услышав о вашей тревоге, я пришел к вам со своими людями». Курайши ответили ему: «Правду говоришь, нам тебя подозревать и обвинять не в чем. После этого посыльный пришел к посланнику (ас) и сказал ему: «О, Мухаммад (ас), неужели, собрав всякий народ, ты пришел уничтожить свое же имя?. Курайши все от мала до велика одели тигриные шкуры и я, клянусь Аллахом, думаю, что твои люди могут бросить тебя». Хазрат Абу Бакр в это время сидел за спиной посланника (ас). Он выругал посыльного и сказал ему: « Неужели мы покинем его?!». Урва спросил Мухаммада (ас): «Кто это?». «Это сын Абу Кухафани»,- ответил ему посланник (ас). Затем он сказал посыльному все, что говорил посыльным курайшев до него, а именно: « Мы пришли мирно, и только с целью паломничества». Урва все это время наблюдал за отношениями сподвижников посланника (ас) к нему. Он видел как они сразу забирали себе воду, оставшуюся в кувшине после совершенного им омовения, как они едва не дрались за то, чтобы взять волос упавший с его головы. Вернувшись к курайшам Урва сказал им: «О, курайши, я видел царя Кисрова в царстве его, я видел царя Кайсара в царстве его, и видел я Нажаши на престоле его, однако, клянусь, не видел, чтобы кого-то из этих царей поданные его почитали больше чем сподвижники посланника почитают Мухаммада (ас). По моему, они его ни на. что не променяют, так делайте что хотите!». Посланник Аллаха (ас) в свою очередь послал в Мекку к курайшам своего посыльного по имени Харрам ибн Умайя аль Хузавий на верблюде по имени - Саълаб. Однако курайши зарезали верблюда и хотели убить и посыльного, но люди из Хабаши удержали их от этого. И курайши после этого отправили посыльного назад. После этого курайши послали около 40-50 человека, чтобы они пошли к месту расположения народа Мухаммада (ас) и спровоцировали его навредив кому-нибудь из сподвижников. Однако никто не поддался на провокацию. Всех подосланных схватили, но посланник Аллаха (ас) отпустил их на свободу. После этого посланник (ас) позвал Умара ибн Хоттаба (ра) желая отправить его посыльным к курайшам. Умар (ра) сказал посланнику: «О посланник Аллаха (ас), я опасаюсь идти к курайшам, ибо никто не может защитить меня в Мекке. Все знают мою ненависть к курайшам и всем известно, что я человек крутого нрава. Я думаю, что будет лучше если посыльным пойдет Усман ибн Аффан». После этого посланник (ас) призвал Усмана ибн Аффана и поручил ему донести до Абу Суфъяна и глав курайшев мирные намерения его и его лю-дей, пришедших только ради мирного паломничества. При входе в Мекку Усмана встретил Абон ибн Саид и объявил, что он берет Усмана под свою защиту. Хозрат Усман при-шел к Абу Сафъяну и главам курайшев и выложил им все, что было поручено ему посланником Аллаха (ас). Выслушав Усмана Абу Суфъян сказал ему: « Если хочешь совершить обход Кабы, то соверши его». Усман ответил: «Я не совершу обхода Кабы, пока этого не сделает посланник Аллаха (ас)». Курайши задержали Усмана (ра). До посланника (ас) и мусульман дошла весть, что будто бы Усмана (ра) убили. Услышав эту весть, посланник (ас) сказал: «Видно с этим народом придется сражаться до конца». После этого посланник (ас) призвал народ к присяге. Стоя под деревом все возложили руки на руку посланника Аллаха (ас) и поклялись стоять насмерть. Эта клятва осталась в истории под названием «клятва угодности». Это потому, что Аллах Всевышний объявил, что Он доволен вами, кто поклялся под деревом посланнику Его (ас). Только один человек не присоединился к присяге – это был ал- Жауд ибн Кайс. Боясь гнева и презрения людей, он хоронился за своим верблюдом. Сам посланник Аллаха (ас) поклялся за Усман ибн Аффана, возложив одну свою руку поверх другой. После этого пришла весть, что Хазрат Усман ибн Аффен (ра) жив. А Курайши прислали к посланнику (ас) Сухайл ибн Амра с повелением заключить с Мухаммадом (ас) перемирие с условием, что в этом году он со своим народом вернется назад не заходя в Мекку. Это они потребовали для того, чтобы арабы не говорили, что будто бы Мухаммад (ас) вошел в город силой. Тогда посланник Аллаха (ас) увидел идущего к ним Сухайла ибн Амра – он сказал: «Похоже, что Аллах облегчил наше дело». (Слово «сухайл» переводится - мягкий). Затем посланник (ас) добавил: «Похоже они направили этого человека с целью заключения мира». Сухайл пришел к посланнику (ас) и долго с ним разговаривал. Они спорили, но наконец, заключили перемирие. Когда дело дошло до конца и осталось только зафиксировать перемирие на бумаге, Умар ибн Хоттаб вскочил со своего места и подойдя к Абу Бакру сказал ему: «Не посланник ли Аллаха Мухаммад (ас)?». «Ну конечно же посланник!»- ответил Абу Бакр. «Мусульмане ли мы?»,- спросил дальше Умар. «О, да, конечно, мы мусульмане!», - ответил Абу Бакр. «А курайши не язычники ли?», - спросил далее Умар. «Да, они язычники», - ответил Абу Бакр. «Тогда почему же мы делаем такие унижающие нашу религию уступки язычникам?»- спросил Умар. «О, Умар!», - ответил ему Абу Бакр. «Этот человек истинно посланник Аллаха (ас)! И я свидетельствую, что он истинно посланник Аллаха (ас)»,- воскликнул Хозрат Умар. Затем Умар подошел к Мухаммаду (ас) и сказал ему: «О, посланник Аллаха (ас) вы действительно посланник Аллаха (ас)?». «О, да», - ответил посланник (ас). «Не язычники ли они?», - продолжил Умар.» Истинно, это так», - ответил посланник (ас). «Ну почему, в таком случае, мы унижаем нашу религию?», - спросил Умар. «Я посланник Аллаха (ас) и раб Его, и я не противоречу Его повелениям. И Он не оставит мое дело на-прасным»,-ответил ему посланник Аллаха (ас). Позже Хозрат Умар говорил: «Тогда я сделал это, считая это благом, но потом испугавшись своих слов раздал много милостыни, много постился и молился и отпустил раба на свободу». Для записи мирного договора посланник Аллаха (ас) призвал Хозрата Али ибн Абу Талиба (ра) и сказал ему: «Пиши: «Во имя Аллаха Милостивого и милосердного!». Сухайл возразил на это: «Я не знаю таких слов». «Нет, пиши: Во имя твое, о Аллах!». «Хорошо, так и напиши», - сказал посланник Аллаха (ас). Хозрат Али записал это. Затем посланник (ас) сказал: «Пиши! Этот мирный договор между посланником Аллаха Мухаммадом (ас) и Сухайлем ибн Амром». Сухайл возразил: «Если бы я признавал тебя посланника Аллаха (ас), я бы не воевал с тобой. Поэтому напиши свое имя и имя своего отца». Посланник Аллаха (ас) сказал: «Пиши: «этот договор о мире между Мухаммадом ибн Абдуллохом и Сухайлем ибн Амром. Они заключили его на следующих основаниях:

1. 10 лет не начинать никакой войны. Людям обеих сторон причинять вред друг другу запрещается.
2. Если кто-то из курайшев перейдет от них на сторону Мухаммада ( ас), Мухаммад (ас) должен его вернуть.
3. Если кто-то перейдет от Мухаммада (ас) к курайшам, они перешедшего не должны выдавать.
4. Если кто-то заключит договор с Мухаммадом (ас) он имеет такое право.
5. Если кто-то заключит договор с курайшами, он имеет такое право.
6. В этот текущий год Мухаммад и его народ вернется назад не входя в Мекку.
7. На следующий год Мухаммад с народом своим войдет в Мекку со своим оружием и пробудут там три дня. На это время курайши покинут Мекку».

Когда писались эти слова Абу Жандал - сын Сухайла ибн Амра, принявший Ислам сбежавший от курайшев, вдруг пришёл волоча оковы. Сухайл увидя сына, тут же подошел к нему и дав ему пощечину схватил за ворот и потащил его себе. Затем он сказал: « О, Мухаммад (ас), вот этот пришел после заключения договора!». «Верно», - ответил по-сланник Аллаха(ас). Тем временем Сухайл схватил Абу Жандала за воротник и удушая его потащил к курайшам. Тут Абу Жандал завопил во весь голос: «О, мусульмане! Неужели я буду возвращен к язычникам?! Неужели в своей религии я нарвусь на искушение?!». Эти вопли добавили перца и соли на духовные раны остро переживавших ситуацию сподвижников посланника Аллаха.(сав) Это потому, что сподвижники зная о сне посланника (ас) шли сюда, не сомневаясь, что они войдут в Мекку. Когда же по договору вышло, что они должны вернуться назад не входя в Мекку, это их сильно опечалило, они чувствовали себя как встретившеся со смертью. И тогда посланник Аллаха (ас) сказал: «О, Абу Жандал, прояви терпение и получишь награду! Истинно Аллах тебе и подобным тебе даст послабление. Мы заключили с народом перемирие. Мы с именем Аллаха обязались исполнить договор и они с именем Аллаха обязались исполнить договор. Мы не можем нарушить наш договор». Тут вскочил со своего место Хозрат ибн Хоттаб и встав вблизи от Абу Жандала сказал ему: «О, Абу Жандал, терпи, все равно они язычники, их кровь равна крови собак». Говоря это он приблизил рукоять своего меча к Абу Жандалу. Потом Умар (ра) говорил: «Я думал, он может быть, возьмет меч и поразит своего отца». Однако Абу Жандал так не сделал и его дело завершилось по договору. После написания и подписания договора посланник Аллаха (ас) сказал сподвижникам: «Ну. теперь режьте жертвенных животных и подстригайте волосы». Однако, никто не двинулся с места. Посланник Аллаха (ас) трижды повторил свои слова. Опять же никто не двинулся со своего места. После этого как глас посланника (ас) дошел до неба, он вошел в шатер матери нашей Умму Салям и сказал ей: «Этот народ погибнет как и до этого народы не слушавшие своих пророков погибли». Посланник (ас) начал описывать ей неповиновение и за-блуждение людей. Мать наша Умму Салям приняла посланника (ас) с великой мягкостью. Она спокойно выслушала его и сказала ему: «О, посланник Аллаха (ас), ты сам прекрасно знаешь, все очень любят благородную Мекку, и уже давно не были в ней. Все они глубоко верили, что посетят Мекку и возвращаться назад, не посетив дом Аллах для них очень тяжело.
Если тебе необходимо исполнить намеченное тобой дело, то выйди и никому не го-воря ни одного слова зарежь намеченного жертвенного верблюда, затем позови брадобрея и остриги свои волосы и все пойдет своим чередом». Посланник Аллаха (ас) вышел и сам зарезал намеченного верблюда. Потом позвал брадобрея и постриг свои волосы. После этого. глядя на него, сподвижники одни за другим стали резать жертвенных животных и постригать себе волосы. Когда всё это закончилось, послнник Аллаха(ас) тронулся в обратный путь и все тронулись за ним. Подойдя к месту Куроъул Фамим посланник (ас) сделал остановку, и все люди начали поспешно собираться к нему. Когда большинство их подошло, посланник Аллаха (ас) сидя верхом на животном начал читать слова аята. «мы даровали тебе явную победу» - это были аяты суры «Победа». Один из сподвижников спросил его: «О, посланник Аллаха, неужели это была победа?!». Посланник Аллаха Мухаммад (ас) ответил: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, истинно это было победа!». Как предает имам Бухари и другие мухаддисы в одном из преданий сказал хазрат Умар (ра): «В одном из путешествий я три раза подряд спросил одно и то же у посланника (ас) и он мне не ответил. После этого я сказал себе, о, Умар, ты поступил дурно, три раза спросив у посланника (ас) в то время, когда он тебе не отвечал. Сказав это я вскочил со своего животного, и погнал его впереди всех. Я ехал я побаиваясь, что относительно меня может быть ниспослан аят. И вдруг какой-то человек начал меня звать: «О, Умар!». Я вернулся назад как человек о котором был ниспослан аят. Когда я подошел к посланнику (ас) он говорит: «Сегодня мне была ниспослана такая сура, которая дороже мне, чем весь мир и то, что в нем есть». Сказав это он прочел: «Мы даровали тебе явную победу». Ниспослание до этого суры «Мухаммад». произошло три года назад и вот теперь ниспослалась сура «Победа». Если прочитать эти две суры одну за другой, то можно видеть какая между ним разница. Сура «Победа» будучи мединской сурой как и другие мединские суры посвящена вопросам постановлений Шариата, проблемам лицемерия, а также другим вопросам, в суре поднимаются вопросы джихада на пути Аллаха, и того, что Аллах всегда подает помощь своим пророкам, о двоедушии лицемеров, их предательствах. Также перечисляются благие достоинства верующих. Прежде язычники вели против посланника Аллаха(ас) и верующих непримиримую жестокую войну. Однако после заключения худайбийского перемирия они уже, безусловно, признали исламское государство. Мусульмане получили возможность свободно вращаться там, где им угодно и призывать людей к своей религии. По слову Аллаха Всевышнего худайбийское перемирие однозначно является победой. И на самом деле это была большая победа. В этой суре Аллах даровал своему любимому пророку Мухаммаду (ас) то, что будет являться для него радостью в двух мирах. Аллах объявил, что прощает все бывшие и будущие грехи посланника (ас). Подлинная помощь победе была со стороны Аллаха! В этой суре Аллах извещает верующих, что вложил в их сердца мир и спокойствие. Вместе с этим он призвал их без страха вести борьбу на путях Его. В этой суре говорится, что мечущиеся между верующими и язычниками лицемеры когда победа склоняется к верующим, говорят им: «мы были с вами», а когда склоняется к неверным они говорят им: «воистину мы были с вами, есть и наша доля в победе над мусульманами». Лицемеры будучи трусливыми, боятся и страшатся всего, они отказались выступить вместе с посланником (ас) в Мекку. Они распространяли слухи, что мусульмане там непременно истребятся. Аллах их сомнения вернул им назад. Посланник Аллаха (ас) и его сподвижники при помощи Аллаха верну-лись в Медину победителями. Тогда лицемеры выразили свое сожаление по поводу сво-его неучастия в паломничестве в Мекку вместе с посланником. И Аллах объявил, что они имеют возможность быть участниками другого военного сражения и ниспослал аяты в суры «Победа». Верующие были верны присяге данной ими Аллаху и Он достойно увенчал их верность. 1400 человек вышли вместе с посланником (ас) к Худайбие с мечами, вложенными в ножны. Однако, в то время, когда явился враг и усилилась возможность сражения, и когда раздался призыв к сражению. все они на чужой земле, в неудобном положении, не смотря почти на отсутствие оружия, явили полнейшую готовность пожерт-вовать собой на пути Аллахи присягая посланнику (ас) на верность под деревом. Тогда Аллах Всевышний сохранил их от зла, выразил им свое довольство, и дал им победу. В этой суре раз за разом открывалось то, как Аллах милосерден своим рабам и в то время когда посланнику (ас) и его сподвижникам, выступившим в Мекку исключительно ради паломничества, преградили путь язычники. Дело в том, что Кааба - дом Аллаха, и ничей путь еще к ней не преграждался. Язычники Мекки преградили путь людям, одевшим ихрам и с чистыми намерениями шедшими послужить Аллаху. Если бы в Мекке не было слабых людей, Аллах дал бы мусульманам разрешение на сражение с неверными и наказал бы их руками своих рабов. Однако, умилосердившись над слабыми Аллах не дал такого разрешения и Он упоминает об этом в суре также. Сновидения посланника (ас) - откровения Аллаха. Посланника Аллаха Мухаммад (ас) увидев себя совершающим паломничество в Мекку, призвал сподвижников совершить паломничество и все выступили в путь. Вещий сон сбылся и все получили возможность на следующий год свободно совершить паломничество. В суре «Победа» описываются качества великих людей - сподвижников посланника (ас). Они милосердны между собой, и непремиримы к врагам и бесстрашны. Качества сподвижников описаны в Торе, следы их поклонений можно видеть на их лицах. Завершается сура обещанием Аллаха верующим и делающим добро, – дать им прощения и великую награду.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

1. Мы даровали тебе явную победу,
Слово «Фатх» имеет значение – открывать, и как термин применяется для обозначения присоединения какой-либо земли, страны к территории Ислама. Когда мусульмане выступив в поход присоединяют мирно или военной силой эту землю к владениям ислама, то говорят о фатхе этой земли. В этом аяте под словом фатх имеется в виду худабийское перемирие. Внешне может показаться, что Худабийское перемирие не в пользу мусульман. И вправду то, что мусульмане перетерпев трудности пути по пустыне, уже приблизившись к Мекке не войдя в нее вернулись назад, невозможно, на первый взгляд, назвать победой. Это показывает и отношение сподвижников пророка к этому перемирию. Есть предания, что даже сами участники этого события не понимали худайбийское перемирие как победу. По некоторым преданиям пока посланник Аллаха Мухаммад(ас) не разъяснил почему это перемирие является победой, некоторые сподвижники не понимали этого. В предании от Байхаки, – Урва говорит, что когда посланник Аллаха с сподвижниками возвращались с Худайбийи, один из сподвижников сказал: «нет, это не победа, путь к дому Аллаха нам преградился, наши жертвоприношения также преградились и посланник Аллаха (ас) также остановился в Худайбие». Когда эти слова дошли до посланника (ас), он сказал: «О, нет, это никчемные слова, на самом деле очень большая победа, ибо - язычники просительно отвратили все от своего дома, просили у вас перемирия, проявилижелание быть с вами в мире и это при том, что они яро ненавидели вас. Аллах даровал вам победу над ними, и не пролив ни одной капли вашей крови- удостоил вас великих наград и дал вам вернуться назад. А это большая победа. Или вы забыли как позабыв обо всем, невзирая на мои крики бежали вы прочьу горы Ухуд ?! Или вы забыли как враги окружили вас со всех сторон и смерть заглядывала вам в глаза ото всюду и сверху и снизу при Ахзабе?». Тогда мусульмане сказали: «Да, истинно говорит Аллах и его посланник (ас), это действительно большая победа, о, посланник Аллаха (ас). Мы еще подумаем над вашими словами. Насколько худайбийское перемирие было большой и многогранной победой выяснилось позже.

1) «Худайбийское перемирие было победой призыва Ислама. В Исламе не было победы большей», - говорят наши ученые салафы. До этого куда бы не пришли мусульмане, они натыкались на войны. После заключения перемирия люди стали доверять друг другу, они стали встречаться, разговаривать и спорить. После таких споров, разговоров, разумные люди обычно принимали ислам. Как известно, за время между Худайбийским перемирием и взятием Мекки последовавшим через два года Ислам приняло больше людей, чем за все 19 лет до этого. Призаключениии худайбийского перемирия мусульман было 1400 человек, а через два года при взятии Мекки их было уже – 10 000 человек! Среди них были и такие крупные деятели Ислама как Халид ибн Валид и Амр ибн Асга.
2) Худайбийское перемирие послужило причиной расширения исламской террито-рии. Раньше все силы мусульман были направлены против язычников. После того же как было заключено худайбийское перемирие и мусульмане избавились от зло-язычников, появилась возможность свести счеты с иудеями. Посланник Аллаха (ас) освободился от угрозы иудеев, исходившей от их города Хайбар, расположенного на дороге в страны Шама. Он взял этот город и вывел из него иудеев. Все трофеи он поделил между участниками худайбийского перемирия.
3) Это перемирие открыло пространство между мусульманами и язычниками. До этого язычники не признавали Ислам и мусульман. За год до этого язычники Мекки с целью привлечь людей окрестных племен на свою сторону, осадили Медину и поставили мусульман в очень тяжелое положение. Считавшие племя курайшитов руководящим другие племена арабов получили от этого сильное впечатление. Поэтому, когда посланник Аллаха (ас) позвал их присоединиться к нему ради паломничества в Мекку, никто из них не согласился. Они думали, что мусульмане из этого похода целыми не вернутся. Лицемеры же были об этом паломничестве в еще большем сомнении. Однако, Аллах Всевышний дал мусульманам руководимым посланником Его (ас) помощь и победу. Перемирие было заключено, и ку-райшиты признали посланника Аллаха(ас) и религию истины - Ислам. Они признали мусульман равнями себе и обратились к ним с просьбой. Несомненно, худайбийское перемирие стало крупнейшей победой Ислама за всю его историю. По этой причине благородный Коран эту победу назвал: «победой явной».
4) После этого великого события и другие племена и группы начали смотреть на му-сульман с уважением. Не присоединившиеся прежде к мусульманам арабы, начали приходить к ним находя себе оправдание. После этого перемирия поутихли и го-лоса мединских лицемеров. Со всех сторон племена арабов стали присылать своих представителей.
5) Вместе с этим худайбийское перемирие открыло сердца и души людей, и люди во имя Ислама были уже готовы на любые пожертвования. Примером этого может быть присяга на верность под деревом посланнику Аллаха (ас). Все это было очень большой и великой победой.

2. чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил Свою милость тебе и повел тебя прямым путем,
Конечно же, грехи посланника Аллаха (ас) не подобны грехам прочих людей, ибо пророки в высшей степени ответственны в своих поступках, и они не могут элементарно грешить как все. Понятие греха, подразумеваемого в аяте - это некоторые ошибки, совершенные посланником при исполнении повеления Аллаха. Например, во время, когда посланник Аллаха призывал к религии богатых язычников, подошел Абдуллох ибн Умму Мактум с вопросом - посланник(сав) досадливо нахмурился, и в результате была ниспослана сура - “Нахмурился”. Несмотря на то, что Аллах Всевышний предопределил прощение всех бывших и грядущих грехов его, посланник (ас), счи-тал обязательным для себя каяться и просить прощение своим грехам и дальше. Как передают предания, посланник Аллаха (ас) читал много добровольных молитв и пребывал в земных поклонах так долго, что у него опухали ноги. Когда ему говорили: “Аллах простил тебе все грехи, чего же ты столько поклоняешься?”, он отвечал : “Неужели я не могу быть благодарным рабом?”. Знак наивысшего благодеяния Аллаха своему посланнику Мухаммаду (ас) - это распространение Ислама по всей Земле, возвеличивание дела, начатого им
. “И повел тебя прямым путем”, то есть Аллах повел его путем Ислама - путем религиии истины.

3. и чтобы помог тебе Аллах великой помощью.
“Великой помощью” - это значит Аллах оказал посланнику (ас) помощь, которой никто не может воспрепятствовать. Вышеупомянутые великие божии милости: победа явная, прощение всех грехов прошлых и грядущих, ведение прямым путем, ниспослание победоносной помощи, - все это производные, проистекающие из худайбийского перемирия. Почему они многочисленные проистекает из этого перемирия? Потому что посланник (ас) заключил перемирие и почтил дом Аллаха, и в результате Аллах одарил своего посланника(сав) вышеописанными дарами.
Если подумать, то дом Аллаха в то время находился под контролем язычников и они искали любые причины для возбуждения войны против мусульман. И даже до того, что послали 40-50 человек в среду мусульман, чтобы спровоцировать их на стычку. Однако, мусульмане под руководством посланника Аллаха (ас) не поддались на провокацию. И этим почтили величие запрещённого дома Аллаха, и подтвердили свое полное подчинение повелениям Его. Когда верблюд посланника Аллаха (ас) опустился на землю, не желая идти дальше, он сказал : “его остановил тот, который остановил обладателя слонов”. Дело в том, что обладатель слонов Абраха и его войско пришло разрушить дом Аллаха, а посланник Аллаха (ас) и его народ пришли, чтобы возвеличить его. И еще посланник Аллаха в день заключения перемирия сказал: “Клянусь тем, в чьих руках моя душа, чего сегодня попросят курайши из того, что возвеличивает Аллаха - я дам им!”. После того как посланник (ас) по благости Аллаха твердо вознамерился принять переми-рие, Аллах даровал ему свои великие блага. Итак, все, что мы изучили до этого места было посвящено самому посланнику Аллаха Мухаммаду (ас). В следующем аяте Аллах дает описание благ, дарованных им мусульманам.

4. Он - тот, который низвел сакину в сердца верующих, чтобы они увеличили веру с их верой; Аллаху принадлежат воинства небес и земли; Аллах знающ, мудр! -
Трудно описать состояние, возникшее в сердцах верующих. Для этого необходимо пережить с ними всю эту ситуацию от самого начала. На протяжении многих лет верующие были лишены возможности посетить самое дорогое для них место - святой дом Аллаха в Мекке. И вдруг, их руководитель посланник Аллаха (ас) сообщает им о сне, в котором он видит себя и своих сподвижников совершающих паломничество в Мекку, и немедля возглавляет их всех на это паломничество. Сподвижники поняли, что этот сон пророка (ас) - откровение и твердо уверовали, что долгожданное паломничество они, несомненно, совершат. И когда они - 1400 человек, облачившись в одежды паломников пошли в сторону Мекки, гоня перед собой жертвенных животных, какие только мысли не рождались у них в головах! А когда они приблизились к Мекке, вдруг обрушилась на них весть, что вооруженные курайшиты встречают их во всеоружии своей ярости и ненависти?! А когда они расположились в Худайбие, какие чувства родились в их сердцах, когда им в нос ударил запах дыма из святой и родной им Мекки?! А когда верблюдице посланника (ас) Касве вдруг не захотела идти дальше, и она опустилась на землю, как они все были этим огорошены, как все замерли?! Какие мысли тогда пронеслись в головах сподвижников, что пришло им на сердце?! Было заключено перемирие. После этого вдруг стала распространяться весть о возвращении с этого места назад в Медину. Вот тогда какие чувства объяли сердца спод-вижников посланника?! Было бы неудивительно, если в их сердцах зародились чувства, подобные чувствам появившимся у Умара ибн Хаттаба, которые страстно тот выразил Абу Баккру! Ведь посланник Аллаха(ас) видел вещий сон! А они уверовали в Аллаха, и повиновались Ему как мусульмане?! Как же так?! Ведь язычники в религии ложной, а мы в истинной в конце концов! Почему же, в таком случае должно быть так?! И вот приблизительно такие вопросы вращались в головах верующих.
Да еще сверх того, в главу текста перемирия не были вписаны важнейшие для них слова их веры: «Во имя Алаха Милостивого, Милосердного!» Какое это духовное терзание! И также, как можно было терпеть надругательство над тем, что в текст вошли предложения язычника Сухайля, и не вошли слова предложенные посланником Аллаха (ас)?! Да еще условия, предло-женные Сухайлем - все они на выгоду только язычникам. Да еще этот яркий и печальный случай с Абу Жандалом... Не могло же все это не воспламенить сердца мусульман и не смутить их. Возможно, именно из-за этого всего, сподвижники посланника(сав), те самые. которые как сообщал курайшам язычник Урва ибн Масъуд ас-Сакиф, буквально не давали плевку посланника (ас) и воде, оставшейся после омовения его, пасть на землю, они ими вытирали свои лица, эти самые сподвижники не смогли и шевельнуться когда посланник (ас) сказал им: “Теперь вставайте, режьте жертвенных животных, и подстригайте волосы!”. Тогда в какое смятение они впали?! Великие люди, - сподвижники посланника Аллаха (ас), во всей своей благородной жизни ни единого разу не попадали в такое положение, когда они тут же не подчинились его повелению. В тот час сам посланник Аллаха (ас) не смог воздействовать на сердца своих сподвижников. Только Аллах Всевышний, который поворачивает сердца своих рабов, куда Ему угодно, в такое время мог милосердно вложить в их сердца мир и спокойствие. Так оно и случилось. После того, как Аллах вложил в их сердца мир и спокойствие, сподвижники вернулись назад и удостоились большого счастья. Несомненно, ощутивших на самих себе эту воздействие Аллаха верующих вера поднялась еще на большую высоту. Ибо предаваться влечениям души и пристрастиям - это одно, а ощутить вдруг после смятения - мир и спокойствие –совсем другое! Аллах Всевышний мог в то время дать мусульманам и победу, если бы Он этого пожелал ибо: “Аллаху принадлежит воинство небес и земли”. Аллах мог повелевать своему воинству сокрушить язычников и дать возможность мусульманам как победителям войти в Мекку и совершить паломничество. Однако, Аллах - Знающий и Мудрый. Он знает все до мельчайших подробностей, Он охватывает своей мудростью все и делает все сообразно этой мудрости. Здесь Он изъявил волю, чтобы мусульмане с этого места вернулись в Медину - и это есть – божественная мудрость! В связи с этим блага Аллаха дарованные им мусульманам не ограничились только умножением их веры, Он им ещё приготовил и другие награды.

5. чтобы Он ввел верующих мужчин и женщин в сады, где внизу текут реки, для вечного пребывания там, и избавил их от дурных деяний, и это у Аллаха - великая милость!
Итак, Аллах по своему Знанию и Мудрости вложил в сердце верующих мир и спокойст-вие и умножил их веру для того, чтобы ввести их в сады райские, где под деревами текут реки, и для того, чтобы смыть их грехи. “И это у Аллаха - великая милость!”. То, что в аяте мужчины упоминаются отдельно, а женщины отдельно имеет свой смысл. Смысл такой, что награды рая они не только исключительно для мужчин, и не только для исключительно для женщин, но для всех без исключения. Чтобы войти в райские сады, все должны трудиться в меру сил своих.
У состоявшегося худайбийского перемирия были еще и другие премудрости. Некоторые из них упоминаются в следующем аяте.

6. И чтобы наказал Он лицемеров и лицемерок и многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе думы зла. Против них - поворот зла; и разгневался Аллах на них, и проклял их, и уготовал им геенну, и скверно это пристанище!
Из премудростей Аллаха, который умножил веру мусульман, вложил в их сердца мир и спокойствие и предопределил, чтобы они, заключив перемирие, вернулись назад, было еще то, что Он совершил это: “Чтобы наказал Он лицемеров и лицемерок, многобожников и многобож-ниц”. Потому что в продолжении этой истории двуличие лицемеров и лицемерок получило свое дальнейшее выражение. Их вражда против Ислама стала проявляться еще более откровенно, они совершили грех, подобного которому не было еще в истории Аравии, они не почтили величие дома Аллаха, и преградили путь идущим с чистыми намерениями паломникам, и не позволили им послужить Ему. Истинно они за этот свой грех и за грехи, подобные этому, достойны получить наказание Аллаха. Лицемеры и многобожники повинны еще в одном грехе, они из: “ду-мающих об Аллахе думы зла”. Это потому что у них нет веры, и их сердца далеки от Аллаха. Сердце верующего человека всегда с Аллахом, и верующий всегда ждет добра от Него, и во вре-мена печали и во времена радости. Верующий всегда живет с мыслью: “Аллах ко мне милостив, Он желает мне добра”. Аллах в аяте говорит о думающих об Аллахе со злобой: “Противник - поворот зла”. А это означает: “Да охватит их зло, да пребудут они в нём, да не изойдут они из него». И кроме того - они под гневом Всевышнего, под Его проклятием, им уготована пылающая преисподняя, так не они ли пропащие люди?!

7. Аллаху принадлежат воинства небес и земли; Аллах - велик, мудр!
В четвертом аяте шла речь о несметном воинстве Аллаха с заключением: “Аллах - Знающь и Мудр!”. в этом же, седьмом аяте, говорится: “Аллах - Велик и Мудр!”. это потому, что в четвертом аяте речь шла о мерах и предопределениях. Во втором же аяте речь идет о грозности и гневе Его и победе, и здесь Аллах упоминается, как Великий и Мудрый. И поистине, Аллах - суть абсолютный Царь и Победитель единый, но свою силу Он использует с мудростью.
В следующем аяте речь заходит об обязанности посланника (ас) и судьбе верующих.

8. Мы послали тебя свидетелем, вестником и увещевателем,
В этом аяте перечисляются обязанности посланника (ас). во-первых, он является “свидетелем”. В день Страшного Суда, посланник (ас) перед Аллахом будет свидетельствовать о том, что он был направлен к человечеству посланником, о том, как довел до них весть Аллаха, как встретили его люди, и кто из них уверовал, и кто взбунтовал, а кто стал лицемером. Еще одна обязанность посланника (ас) - быть “вестником”. Он обязан донести до всех верующих благую весть о добре, счастье, прощении Аллаха, и райских садах их ожидающих. Еще одна обязанность пророка (ас) - быть “увещевателем”, для всех неверных, язычников и лицемеров. Посланник Аллаха должен оповестить их о том, что их ожидает несчастье в двух мирах и адская преиспод-няя.
В следующем аяте речь Аллаха, содержащая в себе упоминание о некоторых целях посла-ния пророка, уже обращена ко всем верующим. Общее содержание: О, верующие, мы послали посланника (ас):

9. чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали ему, и почитали Его, и прославляли Его утром и вечером.
Поистине, первой обязанностью посланника Аллаха (ас) было: - призывать людей на путь Аллаха. Обязанностью же каждого уверовавшего в Аллаха и Его посланника (ас) было подкрепить Ислам всеми возможными путями и способами. На первых порах это должно было проявиться в помощи посланнику Аллаха Мухаммаду (ас). Также еще одной обязанностью верующих было возвеличивать Аллаха и Его посланника (ас). Почитать же и прославлять утром и вечером верующие должны только Аллаха - Господа миров, но не посланника (ас). Ибо сам посланник (ас) утром и вечером поминает и восхваляет Аллаха. Эти аяты пришли на ситуацию, создавшуюся перед худайбийским перемирием, в то время, когда верующие, объединившиеся вокруг посланника (ас), подкрепляли и возвеличивали его. Эти аяты были ниспосланы для призыва верующих к этому делу.
В следующем аяте говорится каким образом это должно воплощаться вжизнь.

10. Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха - над их руками. А кто нарушит, тот нарушает только против самого себя. А кто выполняет то, о чем заключил завет с Аллахом, тому даст Он великую награду.
Как вы догадались, в этом аяте речь идет о присяге, которую верующие давали под деревом посланнику Аллаха (ас) в Худайбие. После того, как пришла весть об убийстве язычниками Хазрата Усмана ибн Аффана посланник (ас) призвал всех верующих дать ему присягу на верность. Во время принесения этой присяги посланник Аллаха (ас) сидел под деревом, поэтому эта присяга получила название: “дня дерева” и “присяги под деревом”. Рассказывает сподвижник пророка Маъкал ибн Яснар (ра): “В день дерева” посланник Аллаха (ас) принимал присягу, а я стоял возле него, приподнимая над его головой ветвку дерева. Тогда присягавших было 1400 человек. Первым принес присягу сподвижник пророка Абу Синон аль-Асадий. Итак, каждый верующий возложив руку на руку посланника (ас)присягал, что в случае возникновения войны сражаться на смерть и не бежать с поля боя. Это положение в Коране описано в присущей Корану манере. Аллах говорит, что присягающие посланнику(сав), возложив руку на руку его, присягают Аллаху, и притом: “рука Аллаха - над их руками”, то есть если даже посланник Аллаха (ас) может когда-нибудь уйти из жизни, то никогда не уйдет из жизни Аллах Всевышний - и Он будет верен присяге всегда. И самое главное, эта присяга - она присяга не простая, но великая присяга Аллаху Всевышнему! Но если это так, то на эту присягу нужно обратить особое внимание, ибо кто нарушит ее, тот нарушит клятвенный обет, данный Богу, и тем самым нанесет себе великий вред. Конечно же, от нарушения этой присяги человеком - никакого вреда Аллаху нане-сено не будет. Аллах ни в чем не нуждается, и тем более в присяге человека, в нарушении присяги - вред только самому человеку. Он попадет под гнев Его и наказание. Аллах любит тех, кто выполняет свою присягу. Поэтому в конце аята говорится: “А кто выполняет то, в чем заключил завет с Аллахом, тому даст Он великую награду”. Из этого аята каждый может узнать какое важнейшее место занимает исполнение присяг в Исламе для мусульманского народа. Когда мусульмане относились к присяге, как к великому делу - они достигали своих побед.
В вышеупомянутых аятах речь шла о важности присяги и ее исполнения, или ее нарушения. В следующем аяте речь идет о тех, кто отстранился от мобилизации необходимой для дела Ислама.

11. Скажут тебе оставшиеся позади из арабов: "Отвлекло нас наше достояние и наши семьи. Проси же прощения для нас!" Говорят они своими языками то, чего нет в их сердцах. Скажи: "А кто властвует для вас чем-нибудь у Аллаха, если Он захочет вам повредить или захочет вам полезного?" Да, Аллах сведущ в том, что вы делаете!
Известно, что после того, как посланник Аллаха (ас) услышал о враждебных действиях курайшитов, он призвал людей ко всеобщей мобилизации, и некоторые маловеры не приняли в ней участия, и остались на своих местах. Среди “оставшихся позади” были оседлые арабы, проживающие в пустыне из племён: Гифар, Музайн, Ашша, Аслам и другие. Эти племена не присоединились к посланнику Аллаха(ас) из-за своего страха, они говорили: “Недавно Курайши нанесли поражение Мухаммаду (ас) у горы Ухуд, так чего же он теперь идет к их дому?”. Однако с помощью Аллаха на этот раз дело закончилось добром для мусульман, и когда они с победой вернулись в Медину, отставшие от похода пришли к посланнику (ас) с извинениями: “Отвлекло нас достояние наше и семьи наши. Проси прощения для нас”. Но на самом деле это было не так, и об этом свидетельствует сам Аллах Знающий: “Говорят они своими языками, то чего нет в их сердцах”. На самом деле отставшие думали, что если они пойдут в этот поход вме-сте с Мухаммадом (ас), они потерпят поражение. Поэтому, указывая на этот момент, - Аллах говорит “скажи”: “А кто властвует для вас чем-нибудь у Аллаха, если он захочет вам повредить или захочет вам полезного?”. Отставшие совершили свое отставание по причине своего маловерия.
В следующем аяте Аллах выражает эти их потаенные мысли.

12. Да, вы думали, что посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям! Это было разукрашено в ваших сердцах, и вы думали скверную думу и были народом пропащим.
То есть, семьи и достояние отставших были лишь предлогом, на самом деле они были уверены, что Мухаммад (ас) и его народ будут уничтожены на этот раз окончательно. А это была: скверная дума, и народ, думающий скверно, - “народ пропащий”. То, что переведено, как “народ пропащий”, на арабском передано выражением “ковман буро”. Слово “буро” - означает “безжизненный”, “безплодный”. И на самом деле, “скверно думающие” - достойны такого завершения дела. Люди обыкновенно судят о военном деле по численности войска, по его видимой силе, по уровню занимаемому им на сегодняшний день.
Поэтому в следующих аятах напоминается, что подлинная победа дается по вере и по милости и прощению Аллаха.

13. А кто не уверовал в Аллаха и Его посланника... то Мы ведь приготовили для неверных огонь.
То есть, если нет веры, то все напрасно, и, в частности, напрасны извинения и достояния и семьи отставших. Какой великий грех и глупость, думая об этом проходящем и бесполезном отказаться от похода, возглавляемого самис посланником Всевышнего!

14. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллах - прощающий, милостивый!
Необходимо всегда ходить путями Аллаха и неукоснительно выполнять Его повеления. Только после этого можно просить у Него прощения и надеяться на Его милость.

15. Скажут оставленные дома, когда вы отправляетесь к добыче, чтобы взять ее: "Оставьте нас следовать за вами!" Они желают переменить слово Аллаха. Скажи: "Вы никогда не последуете за нами! Так сказал вам Аллах раньше". И они тогда скажут: "Нет, вы завидуете нам!" Нет, они понимают только мало.
В этом аяте подлинное лицо отставших обнажается еще яснее. В аяте говорится, что если бы мусульмане победили, и теперь бы отправлялись за добычей, то эти отставшие, уже не боясь за свои достояния и семьи, просили бы мусульман: “Оставьте нас следовать за вами!”, то есть они сказали бы: “И мы пойдем в поход, и мы пойдем на войну!”. это все потому, что они надеялись бы получить трофеи.
Если бы они сомневались в этом деле, как в первый раз, то они бы так не говорили. Они этими своими действиями “желают переменить слово Аллаха”. Аллах хотел, чтобы в полезном походе участвовали истинные верующие, а они вопреки желанию Аллаха захотели присоединиться к мусульманам. Аллах повелевает посланнику (ас) : “Скажи: “Вы никогда не последуете за нами, так сказал вам Аллах раньше”. Отставшие с их испорченным мировоззрением на эти слова посланника (ас) ответят, как им и положено: “Нет, вы завидуете нам!”. из этого их ответа видно, что они так и ничего не поняли, а если поняли, то что-то ничтожное. Они спешат, избегая трудностей и опасностей, ничего не делая на пути Аллаха, - воспользоваться Его милостями. Но Аллах дарует свои милости и щедрости тем, кто проявил себя на путях Его, терпя бедствия и опасности. Как сказано в аяте, Он желает, чтобы истинные верующие те, что без страха и упрека взяли добычу.
Для подтверждения смысла этого аята, Аллах повелевает сказать Своему посланнику (ас) им в следующем аяте, что предстоит еще одно испытание, и если они его пройдут, то удостоятся добычи, а если нет, то они народ достойный наказания Аллаха.

16. Скажи оставленным из бедуинов: "Вы будете призваны на народ, обладающий великой яростью. Вы будете сражаться с ними, или они предадутся. И если вы будете повиноваться, тогда Аллах дарует вам хорошую награду, а если отвернетесь, как отвернулись раньше, Он накажет вас мучительным наказанием".
В этом аяте показывается, как надо воспитывать людей с испорченным характером. По своей испорченности эти арабы-бедуины отстали о всеобщей мобилизации, по своей испорченности они захотели присоединиться к походу, сулящему добычу, и по своей испорченности они толковали слова посланника (ас) о неприсодинении их к походу, как проявление зависти. Поэто-му, чтобы решительно поставить их на место, им было сделано предложение изучаемого аята. То есть им говорится, что они будут призваны сражаться против сильного врага до тех пор, пока они не примут Ислам. И если вы покажете себя достойно, то займете место в ряду достойных и получите хорошую награду. Однако, если, как и прежде побежите назад, то Аллах накажет вас лютым наказанием. Да, когда все легко, все стремятся показать себя. Истинный верующий в тяжелые времена испытывается Аллахом на верность, и он неукоснительно исполняет Его пове-ления, даже жертвуя собой, своим достоянием и всем прочим.
Среди этих отставших несомненно, были люди, отговорки которых были обоснованы. Решение о них дается в следующем аяте.

17. Нет стеснения для слепого, и нет стеснения для хромого, и нет стеснения для больного. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады, где внизу текут реки. А кто отвратится, того Он накажет мучительным наказанием.
Аллах Господь миров милосерден к своим рабам. Он не повелевает им невозможного. Несомненно, причины отговорки слепых, хромых и больных всегда при них, они не быть могут призваны к войне против врага. Здесь речь идет о покорности Аллаху, поэтому всякий покоряющийся повелению войдет в райские сады, а непокорные подвергнутся мучительному наказанию.
В следующем аяте описываются те, которые покорились призыву посланника (ас), и положившись на волю Аллаха Всевышнего вышли в путь, и не потеряв себя в тяжелом положении присягнули посланнику (ас) на верность.

18. Был доволен Аллах верующими, когда они присягали тебе под деревом; и Он узнал, что у них в сердцах, и низвел на них Свою сакину и дал им в награду близкую победу
Описываемое в этом аяте положение - есть предел счастья для каждого верующего чело-века. Это потому, что высшая цель верующего - угодить Аллаху - Господу миров. В этом аяте Аллах сам объявляет, что Он доволен верующими, а их было 1400 человек, дававших присягу под деревом посланнику Аллаха (ас). Это объявление должно быть маяком для всех верующих на все времена до дня Страшного Суда. Оттого название этого аята - присяга угодности. Имам Муслим передает предание, в котором сообщается, что по слову посланника Аллаха Мухаммада (ас) из присягавших под деревом, ни один не войдет в преисподню.
В другом изречении посланник Аллаха (ас) сказал Хазрату Жабиру (ра) и другим спод-вижникам, присягавшим под деревом: “Вы лучшие люди на земле!”. По этой причине всякий мусульманин должен любить и почитать этих великих счастливцев. В этом аяте Аллах, выражая свое довольство присягавшим под деревом, сообщает также, что Он хорошо узнал, что было в их сердцах.
Конечно же, Аллах хорошо знал, что в сердцах верующих были любовь к Нему и Его посланнику (ас), готовность послужить Исламу, верность данной присяге и готовность к любой жертвенности на путях Его.
И поэтому Мудрый Аллах в это время вложил в сердца верующих мир и спокойствие. В противном случае, в то время дело могло дойти, как свидетельствует толкование приведенное выше, до неподчинения посланнику (ас). Аллах тогда даровал верующим “победу явную”. После худайбийского перемирия началось быстрое присоединение земель к территории Ислама. Не прошло и двух месяцев, как произошло очень важноесобытие взятие г.Хайбар и присоединение его земель к землям Ислама. И после этого эти фатхи то есть, победы пошли один за другим.

19. и обильную добычу, которую они возьмут. Аллах - великий, мудрый!
При победах в руки всегда приходит военная добыча. В аяте констатируется, что эту до-бычу возьмут все участник джихада. В заключении аята для подтверждения того, что все это очень легко для Аллаха, - упоминаются Его качества - Великий, Мудрый.
После аятов, обращенных к посланнику (ас) о верующих, далее Аллах прямо обращается к мусульманам.

20. Обещал вам Аллах обильную добычу, которую вы возьмете, и ускорил Он вам это, и удержал руки людей от вас для того, чтобы это было знамением для верующих и Он вывел бы вас на прямую дорогу.
В этом аяте Аллах дает верующим радостную весть о том, что они скоро возьмут большую добычу. И, действительно, все так и случилось, участники присяги под деревом видели много побед и взяли большие трофеи. Под выражением: “И ускорил Он вам это”, имеется в виду Худайбийское перемирие. Ибо как уже было сказано выше, это перемирие являлось большой победой и большой добычей. Смысл слов аята: “И удержал руки людей от вас”, - есть то, что язычники Курайшиты задумали воевать с мусульманами, но Аллах вложил в них идею перемирия и удержал их вооруженые руки от мусульман.
Аллах устроил худайбийские события для того, “чтобы это было знамением для верую-щих“. То есть в этих событиях было много поучительного и назидательного для верующих. Например, сначала верующие не восприняли перемирия, оно им не пришлось по душе. Но по причине их повиновения Аллаху и Его посланнику (ас), дело закончилось добром. За то, что верующие были покорны Аллаху, были верны вере, покорились повелениям Его. Аллах одарил их руководством по прямому пути.
И в последующих аятах Аллах напоминает верующим о других своих благих обещаниях, которых они достигли без всякого труда.

21. А другой вы не овладели, Аллах окружил ее, и был Аллах мощным над всякой вещью.
Насчет выражения: ”а другой (победой) вы не овладели”, ученые- толкователи выразили разные мнения. Так, они считали, что под этим выражнием имеются в виду взятие Хайбара, взятие Мекки и другие последующие победы исламского оружия. Однако, если взять во внимание общий смысл аятов, и все последующие события в ключе общих побед, то вернее всего в этом выражении имеется в виду взятие Мекки. Это потому, что после худайбийского перемирия самая большая победа, которая досталась практически даром, с помощью самого населения, было взятие Мекки. Предопределить быть этому событию именно таким, - может, и причем с легкостью, только Аллах Всевышний. Таким образом, мусульманам из-за худайбийского перемирия вернувшимся без добычи, Аллах дал обещание взятия ими добычи, и далее обещал “другую победу”, им самим непосильную.
Может возникнуть вопрос: что было бы, если бы перемирия не было и произошло сражение между язычниками и верующими?
Ответ на этот вопрос дается в следующем аяте. Вместе с этим нужно сказать, что худайбийское перемирие было заключено не по слабости мусульман и не по великой силе язычников, в основании этого перемирия лежали другие причины.

22. А если бы сражались с вами те, которые не веровали, они обратились бы вспять. Потом они не найдут ни заступника, ни помощника,
И, действительно, если верующие - они истинно верующие, то они всегда побеждают неверных, и те в столкновениях с верующими всегда терпят поражения от них. И если Аллах, Гос-подь миров всегда был Покровителем и Помощником мусульман, то у язычников такого покровителя и помощника никогда не было.

23. по установлению Аллаха, которое произошло раньше: ведь ты никогда не найдешь в установлении Аллаха перемены!
Таким образом, Аллах по своему установлению предопределил победу мусульман и по-ражение язычников. И на самом деле, вера всегда побеждала неверие, и верующие всегда побеждали неверных. Победа, в конечном итоге, всегда должна быть за верующими. Верно то, что победа может запаздывать, могут быть временные поражения. Это отражение некоторых личных слабостей мусульман, и того, что они не ходят в вере, как того требует вера и в некоторые времена нарушают идологию веры, вводят теоретические новинки. В общем говоря, по Аллаху и еще известным причинам нарушаются возможности уверенных побед. Если победа мусульман над неверными, это неизменный закон Аллаха, то мусульманам необходимо только умножить свои усилия.
В слкедующем аяте Аллах дает еще одну весть о деле худайбийского перемирия.

24. Он - тот, который удержал руки их от вас и ваши руки от них в долине Мекки, после того как дал вам победу над ними. Аллах видит то, что вы делаете!
Как мы уже знаем, само худайбийское перемирие для верующих была большой победой. Когда эта победа стала намечаться, группа язычников попыталась сорвать ее, устроив провокацию. Однако, по милости Аллаха, провокация сорвалась и кровь не пролилась. Тогда мусульмане вырвали победу, а язычники потерпели поражение. Это событие мусульмане видели своими глазами, и были участниками его, и вот теперь оно явилось им как слово Аллаха в святом Коране. Об этом событии имам Ахмад ибн Ханбал передает от Абдуллох ибн Магфала (ра): “Мы сидели под деревом, упомянутом в Коране. Ветви дерева касались спины посланника Аллаха (ас)и он диктовал Али ибн Абу Талибу текст договора и тот записывал. Вдруг около тридцати молодых людей обнажив оружие и бросились на нас. Посланник Аллаха (ас) воззвал к Аллаху, и те агрессивные молодые люди застыли на своих местах. Мы встали со своих мест и схватили их. и привели. Посланник (ас) им: ”Вы по чьему-то наущению это сделали, или кто-то дал вам гарантию (поддержку)?”. Они ответили: “Нет!”. После того, как их всех отпустили, был ниспослан аят: “Он - тот, который удержал руки их от вас”. Под “долиной Мекки” имеется в виду местность Худайбия.
Далее следует описание положения врагов мусульман - неверных и язычников Мекки.

25. Они - те, которые не веровали и отклонили вас от запретной мечети и удержали жертвенных животных, чтобы они не прибыли к своему месту. И если бы не верующие мужчины и женщины, которых вы не знали и могли бы повергнуть их, так что вас постигло бы из-за них прегрешение без ведома, чтобы Аллах ввел вас в Свою милость, кого пожелает, если бы они отделились, Мы бы, конечно, наказали тех из них, которые не веровали, мучительным наказанием.
Вот в этом аяте прямо констатируется, что враги мусульман - неверные, и как, мы уже говорили выше, они - эти неверные Аллаху курайши, совершили неслыханный в Аравии грех: - преградили путь паломникам, следующим к Божьему дому - мекканской Каабе.
После этого Аллах раскрывает еще одну мудрость того, почему Он устроил худайбийское перемирие: “И если бы не верующие мужчины и женщины, которых вы не знали, и могли под-вергнуть их, так что вас постигло бы из-за них прегрешение без ведома”. То есть, в Мекке нахо-дились верующие мужчины и женщины, скрывающие свою веру от язычников. Если бы началась война, то мусульмане могли бы по незнанию поразить и их, своих единоверцев. А это стало бы большим несчастьем, да и к тому же пошел бы слух, что мусульмане убивают друг друга. Да и среди самих неверных курайшитов могло находиться множество людей, которые впоследствии стали бы мусульманами. И на самом деле, после взятия Мекки мусульманами, все язычниприняли Ислам и стали ревностными мусульманами. По этой причине в аяте присутствуют слова: “чтобы Аллах ввел в свою милость, кого пожелает”, то есть - вот еще по этой причине Мы не допустили сражения. В последней части аята говорится : “Если бы они отделились, Мы бы, конечно, наказали тех из них, которые не веровали, мучительным наказанием“. То есть, если бы неверные были отделены от верующих, то, конечно, бы Мы их поразили наказанием.
В этом аяте было дано внешнее состояние неверных. В следующем аяте дается описание их внутреннего состояния.

26. Вот, те, которые не веровали, поместили в своих сердцах ярость, ярость неведения, и Аллах низвел Свою сакину на Своего посланника и на верующих и сделал неотлучным для них слово богобоязненности, и они имели право на него и были достойны его. Аллах о всякой вещи знающ!
Итак, в сердцах неверных бушевала ярость неведения, и они по этому невежеству уперлись: “Нет, все будет по-нашему!”.
Неведомо им было, что они воюют с самим Всевышним. Да, они воевали не во имя добра, не во имя религии, и поэтому преградили путь малочисленным мусульманам, идущим с чистейшими намерениями паломничества к Каабе. Не дали им возможности принести в жертву животных, гонимых аж от самой Медины. В истории арабов такого не бывало никогда.
Да, курайшиты этим самым попрали величие дома Аллаха и восстали против Него, даже по меркам язычества. Еще свидетельство против этого состояния язычников - каково было внутреннее состояние мусульман, возглавляемых посланником Аллаха (ас)? Аллах вложил в их серд-ца, вместо ярости мир и спокойствие. Они не стали превозноситься и надмеваться и впадать в ярость против своих соплеменников. Они избрали скромность и незлобивость и желание угодить Аллаху. Поэтому Аллах и определил их состояние, как богобоязненное, и они были достойны этого определения: “Аллах о всякой вещи знающь!”.
Как уже говорилось выше, основной причиной того, что мусульмане под предводительст-вом Мухаммада (ас) выступили в паломничество, было сновидение посланника Аллаха (ас). В этом сне он видел себя остриженным и совершающим паломничество в Мекке у Каабы. Никто не сомневался, что этот сон пророческий, и мусульмане непременно совершат паломничество. Однако чаяния мусульман не оправдались, и они, заключив перемирие с язычниками вернулись назад. Из-за этого у многих мусульман появилась мысль, что сон посланника (ас) не оправдался.
Следующий аят показывает неосновательность таких суждений.

27. Оправдал Аллах Своему посланнику видение по истине: "Вы непременно войдете в запретную мечеть, если угодно Аллаху, в безопасности, обрив головы и укоротив, не боясь!" Он знал то, чего вы не знали, и утверждал до этого близкую победу.
В этом аяте Аллах доводит до верующих несколько добрых вестей. Во-первых, подтверждается, что верующие несомненно, совершат паломничество к Каабе. Несмотря на то, что эту весть дает сам же Аллах, Он же говорит, еще “если угодно Аллаху”. Это несомненно, действие назидательное одно из действий веры, и верное указание на то, что все на земле совершается по воле Аллаха. И это обещание Аллаха, спустя немного времени после Худайбийского перемирия состоялось. На шестой год от Хижры в месяц Зуль Каада посланник Аллаха(сав) вернулся в Медину. Прошло два месяца Зульхижжа и Мухаррама, и в месяц Сафар мусульмане взяли г.Хайбар. Ровно через год после перемирия на седьмой год от хижры в месяц Зуль Каада посланник Аллах а (ас) со сподвижниками, участниками прошлогоднего перемирия вышел в путь для совершения паломничества к Мекке. В местечке Зуль Хулайфа путники облачились в одежды паломников - ихрам, и погоняя жертвенных животных, пошли дальше. Согласно преданиям, посланник Аллаха (ас) взял 60 жертвенных верблюдов. Итак, восклицая : “Лабайка Аллах!”, то есть “вот, Аллах, я пред тобой!”, паломники приближались к Мекке. Когда паломники достигли местечка “Марриз Захран”, они отправили вперед Мухаммад ибн Саламани с конем и оружием. Увидевшие это язычники в страхе решили, что посланник (ас) в нарушение договора о десятилетнем перемирии идет на Мекку с войной, и донесли эту весть до жителей Мекки. По-сланник Аллаха (ас), достигнув места Марриз-Захран, вошел на территорию Харама, то есть запрещенного и отправив все оружие в Батни Яжиж, и согласно условию договора, держа меч в ножнах выступил в сторону Мекки. И в то время, кога он шел к Мекке, к нему подошел послан-нвый курайшитами некто Макраз ибн Хафс и говорит: “О Мухаммад! Мы не думали, что ты нарушил договор!”. “Почему ты так говоришь?”, спросил его посланник Аллаха (ас). Тот отвечает: “Ты пришел к нам с оружием и с пиками”. “О, нет оружие мы отправили в Яжиж“, сказал ему посланник (ас). Ибн Хафс: “О да, мы знали тебя добрым и обязательным договорам!”. Когда посланник Аллаха (ас) вместе со сподвижниками вошел в Мекку, главы язычников, не имея сил их видеть, покинули город. Оставшиеся же мужчины и женщины, старики, молодые люди и дети, усевшись на краю дороги или на крышах домов смотрели на удивительное зрелище. Сподвижники во главе с посланником, восклицая: “Лабайка Аллах!” входили в город. Посланник Аллаха (ас) на той самой прошлогодней верблюдице Касва въехал в родную ему Мекку. Вел верблюдицу посланника (ас) под узцы Абдуллох ибн Раваха ал-Ажорий (ра), восклицая слова касыды: “Именем посланника Аллаха Мухаммада (ас). Для которого нет религии, кроме религии сей!”
Имам Ахмад передает предание от ибн Аббаса. Когда посланник Аллаха (ас) со сподвижниками вошли в Марриз Захран, курайшиты стали распространять слухи о том, что от голо-да у мусульман ребра выпирают. Тогда сподвижники сказали: “Если мы зарежем животных, на которых приехали и будем есть похлебку из их мяса, то в глазах куайшитов, будем выглядеть глупцами”. Посланник (ас) сказал им: “так не делайте. Принесите ко мне всю оставшуюся пищу”. Собрали и принесли. Посланник Аллаха (ас) попросил благословения Аллаха на пищу. После этого все ели и наелись и оставшейся пищей еще наполнили всю свою посуду. После этого посланник Аллаха (ас) направился к Каабе. Приближаясь к ней он увидел наблюдающих за ним со стороны камня Исмаила - курайшитов и сказал сподвижникам: “Да не увидит в вас слабости вон тот народ”, после подхватив полы плаща под мышки, приветствовал чёрный камень, и большими шагами, по-богатырски начал обходить Каабу. Дойдя до правой стороны Каабы, где он был невидим для курайшитов, зашагал обыковенно. Три обхода совершил таким образом, а остальные четыре - обычным. Все это так и осталось сунной посланника (ас) в шариате для всех паломников на все времена!
Так сбылся сон посланника Аллаха(ас), а уже на следующий год мусульмане взяли Мек-ку, и все ее население приняло Ислам. Ислам также распространился на другие страны аравийского полуострова.
Затем, позже, как об этом повествует следующий аят, сбылось слово Аллаха и Ислам по-лучил перевес над всеми остальными религиями.

28. Он - тот, который послал Своего посланника с прямым руководством и верой истины, чтобы дать ей перевес над всякой верой; довольно Аллаха как свидетеля!
Поистине, прошло лишь полвека после ниспослания этого аята, и Ислам, как религия появился во всех странах тогдашнего мира.
Победив две, самые крупные империи того времени - Персидскую и Римскую, Ислам распространился на многие и многие земли. Сегодня на планете нет такой точки, где бы не присутствовал Ислам. И все знают силу Ислама. И потрясающие мир цари и системы услышав о Исламе, смиряют свою гордыню. Будучи даже врагами между собой, они объединяются против Ислама. Но, увы, и знающие Ислам и говорящие: Я мусульманин!, все еще недопонимают сути этой великой религии Всевышнего. Если все они поймут это, то весь облик мира переменится.
Завершается сура описанием их ревностных подвигов на путях Его, в манере присущей только Корану.

29. Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду!
Начинается аят с подтверждения посланнической миссии Мухаммада (ас). Известно, что неверные и язычники не признавали этой миссии Мухаммада (ас). Их представитель Сухайл ибн Амр, как это было описано в начале толкования суры, категорически потребовал не вводить в текст договора слова: “Мухаммад посланник (ас) Аллаха”. “Если бы мы считали тебя за посланника (ас), то мы бы не воевали с тобой”, сказал тогда этот язычник. И вот этот аят наносит сокрушительный удар по этим представлениям неверных. У верующих мусульман много добрых качеств, однако в этом аяте некоторые качества их представителей, сподвижников посланника (ас), описаны особо: “...те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой”.
Качество сподвижников, приведенное в этом аяте, должно быть и у каждого мусульманина. Сподвижники, если даже их отцы и дети были неверными, сурово относились к ним, но при этом ко всем верующим они относились милостиво. “Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения”. Их основное достоинство - все свои дела они совершали во имя того, чтобы угодить Аллаху. По этой причине милости они ждали только от Него. Еще одно их достоинство: - они всегда пребывают в поясных и земных преклонениях Аллаху. Вся жизнь верующего мусульманина, и тем более, восхваляемых в этом аяте сподвижников прошла в служении и поклонении Аллаху. И, тем не менее, хотя все это так, то, что в этом аяте земной и поясной поклоны - время наибольшего приближения к Аллаху упо-мянуты особо, это все неспроста! Согласно описанию приведенного в аяте, выходит, что сподвижники постоянно пребывают в положении поясного и земного поклона. “Приметы их - на лицах от следов падения ниц”, то есть следы их преклонений - явственны на их лицах. Это простая истина, и каждый внимательный человек может выдеть свет веры на лицах чистых и богобоязненных поклонников Аллаха (ас).
В одном из изречений посланника (ас) сказано, что “у кого умножаются поклонения Аллаху по ночам, у того, озаряется лицо днем”. “Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев“. Из этого аята видно, что достоинства сподвижников Аллаха были описаны в первых книгах Аллаха - в Торе и Евангелии. Известно, что сегодня на руках иудеев не подлинная книга Аллаха, ниспосланная пророку Мусе (ас), но изменная, и вернее всего, значительно. О Евангелии можно сказать, то же самое. И хотя все это так, наши ученые и в этих изменнных книгах находят слова, подтверждающие этот коранический аят. Однако в Коране приведено подлинное слово Аллаха, бывшее прежде в истинных Торе и Евангелии: “Образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей”. В этом примере Аллах показывает начало религии Ислам, его развитие и усиление. Действительно, призыв Мухаммада (ас), который он начал в одиночестве, подхватили и поддержали его благородные сподвижники, подобно тому, как росток, пробившийся из семени, развивается в стебель, радуя глаза сеятеля, так и Ислам развивался, радуя глаза под опекой сподвижников, руководимых посланником (ас). Однако это вызывало ярость неверных. И в аяте это представленно выражением : “чтобы разъярить им неверных”. Отсюда следует, что всякий, кто гневается на сподвижников и не почитает их, тот причисляется к неверным. Сверх такого проявления уважения к сподвижникам, Аллах еще обещает свое прощение и великую награду.
“Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награ-ду”. Несомненно, обещание Аллаха истинно, Он никогда не изменяет своим словам. Сподвижники - великие люди, что есть превыше счастья в этом мире, чем жить рядом с посланником Аллаха (ас) и беседовать с ним?! Несомненно, каждый мусульманин должен почитать их. Невоз-можно, чтобы проявлялось неуважение к ним. Изрек посланник Аллаха Мухаммад (ас): “Не ругайте моих сподвижников. Если даже израсходуете золота величиной с гору Ухуд - это не сравнится с одной муддой веса от них!” (мудда - мера веса).
"Да сподобит нас Аллах жить по примеру благочестивых сподвижников посланника Ал-лаха (ас) и почитать их в меру их высокого достоинства!