50 КАФ

Мекканская. 45 аятов

Эта сура среди других сур, ниспосланных в Мекке, выделяется твердостью и мощью повергающей сердце в содрогание своими могущественными речами Владыки Вечного, Судии дня последнего. Эта сура открывает глаза людей, являя им картины смерти, воскрешения мертвых, предъявления отчета Всевышнему и картинами явления ада и рая. Начинается сура клятвой Аллаха и отвержением язычников не признающих посланника (ас), и подтверждением восстания мертвых из праха земного. Достославный Коран не только разъясняет эту важнейшую тему, но и воспитывает заблудившихся и ведет их на путь прямой спасения.
Аллах приводит вселенские примеры и говорит, что Он знает все и то, насколько земля «пожирает» мертвецов. Аллах подтверждает, что Он сотворил все живое и мертвое во вселенной, и напоминает, чем закончилось на земле житие неверных народов. И , что два ангела записывают дела людей по воле Его, и что в конце концов, истина обнажится перед смертью, и в день Страшного суда каждый человек получит по делам его наказание или награду. В суре дается описание положения людей в преисподней и положение людей в райских садах. Завершается сура призывом к посланнику (ас) и к верующим проявлять терпение и призывом к поминанию Аллаха и вознесения хвалы Ему.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного

1. Каф. Клянусь Кораном славным!
Начинается сура с чтения буквы Коф. Цель такого приёма известна только Аллаху Всезнающему. Велико значение клятвы Аллаха, она произносится для подчеркивания важности аргумента. Отсюда мы можем сделать вывод о важности затрагиваемых тем. Ниже следует первая из них.

2. Да! Удивились они, что пришел к ним увещатель из них, и сказали неверные: "Это - дело дивное!
Неверные недоумевают, что подобный им человек явился к ним как глашатай воли Бога Всевышнего. Язычники Мекки поразились, что их соплеменник Мухаммад (ас) пришел к ним посланником Аллаха (ас). Но что же в этом удивительного, если такое было во все времена и до этого?! Пророки всегда, во все века, приходили из среды людей, а не из какого то дикого леса. Еще одна причина того, что неверные сказали: «Это дело дивное» приводится в следующем аяте.


3. Разве когда мы умрем и станем прахом? ... Это - возврат далекий!"
Да, неверные никак не могут принять идеи, что все мертвые смешавшиеся с прахом земным восстанут живыми. По их разумению это дело невозможное. Но для Аллаха, который привел этот мир из небытия к бытию. привести к жизни сгнившие кости проще простого. Вера в воскрешение всех мертвых – одна из фундаментальных основ учения Ислама. Каждый мусульманин должен на протяжении всей своей жизни творить добрые дела, бороться за истину, бороться против неправды и служить Аллаху. Награду за все это верующий получит частью в этом мире, а частью в мире грядущем.
Таким образом, полное воздаяние отодвигается во времени. но получение окончательной книги расчета неизбежно.
Точно также, возможно, что наказание за злые дела люди в этом мире не получат и полное воздаяние за это они тоже получат в мире будущем. По этой причине вера в день последний входит непременным и важнейшим элементом в религию. Если не будет веры в воскрешение всех мертвых, то религия как таковая потеряет всякий смысл. В следующем аяте начинается божественное опровержение всех этих взглядов неверных.


4. Мы знаем, что земля отнимает от них, и у Нас книга хранящая.
После погребения мертвое тело начинает гнить и разлагаться. Постепенно тело распадаясь, начинает смешиваться с землей. Аллах в аяте этот процесс называет: «земля отнимает от них.» Так неужели Аллах знающий все и вся бессилен оживить мертвых?! То, что в аяте названо – «книга хранящая», это - скрижаль хранимая. Об этом уже писали толкователи. В следующем аяте начинается разъяснение истинных причин этих понятий неверных.


5. Да, сочли они ложью истину, когда она пришла к ним; и они - в состоянии смятенном.
Итак, отвержение неверных явления посланника(сав) и восстание всех мертвых не лишено оснований. Они до этого совершили грех еще больший. Они отвергли истину, а после такого греха отвергнуть что-то другое – дело простое. По причине образования такой ситуации они впадают в беспорядочное метание из одной крайности в другую. Мрак и неопределенность покрывают все их дела, из этого аята становится очевидным, что наказание отвергшим истину и в этом мире и в мире грядущем: – отчаяние и смятение.


6. Разве не смотрели они на небо над ними, как мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин?
И в этом аяте а Всевышний вместе с демонстрацией своей безграничной мощи показывает свое могущество воскресить всех мертвых. И на самом деле, всякий, посмотревший на небеса, безоговорочно признает величайшее могущество Творца миров Аллаха. Кто сотворил эти изумительные, бескрайние небеса? Кто украсил их планетами, звездами и другими небесными телами? Сколько бы ни смотрел человек на небеса, он не найдет ни малейшего недостатка в могущественных творениях Господа своего, – небеса не имеют никаких трещин или расщелин. Так неужели это не свидетельство того, что Аллах Силен и оживить мертвых?


7. И землю Мы распростерли и устроили на ней прочно стоящие и произрастили на ней всякие красивые пары
Сотворение земли и ее распростертость и ее приспособленность к обитанию на ней, – знак безграничного могущества Аллаха. Так неужели Он, сотворивший землю, хранящую в себе останки всех мертвецов, бессилен оживить всех мертвых им же сотворенных? В аяте говорится: «Устроили на ней прочно стоящие». Само выражение указывает на могущество Аллаха. Аллах как о чем–то ничтожном говорит «бросили на нее прочно стоящие» (в оригинале буквально сказано бросили, а не устроили). Отсюда: неужели Аллах, бросающий исполинские горы как песчинки бессилен оживить мертвых? «И произрастили на ней всякие красивые пары». Почему неверные не посмотрят на растительный мир? Не представлен ли он тысячами и тысячами видов? И каждый вид этого мира – чудо, как чудо и каждый листок растения! Никто, кроме Аллаха, не может сотворить ничего подобного и даже до того, что не может сотворить даже хоть какое-то подобие листика или цветка! Большая часть этих растений осенью умирает и превращается в прах земной, но весной уже вновь кишит и бушует буйная зелень, выросшая из семян, павших на землю. Неужели это не яркое знамение возможности Аллаха оживить прах человеческий?!
В следующем аяте говорится о необходимости каждому человеку сделать разумные выводы из этих знамений Господа миров.


8. для созерцания и напоминания всякому рабу обращающемуся.
Таким образом, вышеупомянутые знамения они даны для того, чтобы всякий разумный человек мог видеть могущество Всевышнего. Как и, впрочем, и те знамения, которые представлены ниже.


9,10. И низвели Мы с неба воду благословенную и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие - у них плоды рядами, -
Аллах называет дождевую воду, проливаемую Им с небес, благословенной. Так неужели благословенный Господом миров дождь, способствующий оживлению трав, садов и лесов, не может оживить и сердца умерших по воле Его?


11. в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!
Итак, вышеупомянутые зерна посевов и сады и плоды пальм Аллах дал в удел пропитания рабам своим. По сути Аллах говорит, что произрастив в мертвой стране растительный мир Он оживил ее. Этим самым констатируется, что человек, похороненный в земле и истлевший там, будет выведен к жизни таким же образом. После того, как неверным, удивляющимся явлению пророка (ас) и отвергающим восстание мертвых, Аллах предъявил свое безграничное могущество в знамениях животного и растительного мира, далее Он и предъявляет им историю и конечный результат жизни прежних неверных народов.


12, 13, 14. Считали ложью и до них народ Нуха, и обитатели ар-Расса, и Самуд, и Ад, и Фираун, и братья Лута, (14). и обитатели ал-Айки, и народ Тубба, - все они сочли лжецами посланников, и оправдалась Моя угроза.
Из этого аята явствует, что неверные выдавали за лжеца не только посланника Аллаха (ас), но это общее дело всех неверных во все времена и в связи с этим перечисляются некоторые народы, проявившие себя на этом самоубийственном поприще. В прежних сурах уже были упомянуты истории неверных народов Нуха, Самуда, Ада, Фараона и Лута и нам уже известно, чем кончились жизни этих мятежникиков восставшие против воли Всевышнего. Однако известие о «обитателях ар-Расса» - буквально: обладателях колодцев, нигде кроме этой суры не приходит. Некоторые толкователи говорят, что этот народ обитал в земле Ямана, то есть Наждде. Другие толкователи указывают, что в Наждде, в области Касийм есть город под названием Расс, – и возможно, он и есть этот искомый город. Под выражением «обитатели аль- Айки», имеется в виду народ пророка Шуайба (ас). Под «народом Тубба» имеется в виду народ, проживавший в Ямане (Иемене). Кличка царей Хамийра – была Тубба.
Один из этих царей принял веру Аллаха и призвал к этой вере свой народ. Все вышеупомянутые народы пришедших к ним пророков божьих выдали за лжецов, эти народы не пошли путем веры и в конечном итоге попали под мощь убийственного наказания обещанного Аллахом неверным. И таков будет конечный итог всех не покорившихся воле Всемогущего. О, если бы последующие народы взяли себе это в назидание! Далее вновь следует возвращение к теме воскрешения мертвых.

15. Разве ж Мы изнемогли в первом творении? Да - они в сомнении о новом творении.
То есть в этом аяте Аллах, как бы, говорит: «Неужели Мы, легко сотворив человека из ничего, окажемся бессильными оживить его из мертвых?». Нет никакой нужды ожидать ответа на этот риторический вопрос. Далее Аллах сам же дает категорический ответ: «Да, они в сомнении о новом творении,» то есть неверные не верят в воскрешение человека после того как он станет прахом земным». В одном из святых Ходисов Аллах Всевышний изрекает: «Сын человеческий оскорбляет Меня, говоря: «Он не может сотворить меня как сотворил меня в первый раз. Первое сотворение для Меня не труднее второго». Следующие аяты посвящены творению человека. Аллах описывает в них впадение человека в искушения и в оконечном итоге вхождение его в райские сады, и в адскую преисподнею.

16. Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия.
Всякий мастер знает им сработанную вещи до мельчайших подробностей. Он знает ее сильные стороны и знает ее недостатки. И это при том, что он не творец, он мастерит новую вещь не из пустоты, но из готовых материалов: дерева, металла, глины, - подгоняя их друг к другу. Истинный же Творец Аллах мастерит из ничего и сам материал все производные из него.
В этом аяте Аллах констатирует то, что Он сотворил человека: «Мы сотворили уже человека». Как мы уже говорили мастер знает все слабые и сильные стороны дела рук своих. И вот Аллах говорит, что Он знает самое сокрытое в Его творении – человеке: «… и знаем что нашептывает ему душа». Мысли человека протекают в его воображении и никто не может знать о чем он думает. Но Аллах совершенно точно знает мысли человека, но если Он знает столь тонкую неуловимую материю как мысль, то знать все остальное для него не проще ли простого? Постояно, во всякое мгновение человек находится под контролем Аллаха, и для того, чтобы показать, что человек никогда не выходит из под бдительного ока Его, Аллах говорит: « Мы ближе к нему, чем шейная артерия». Если разумный человек вдумается в смысл этого выражения, то он поймет всю необходимость жить и умереть только во имя своего Творца, перестанет совершать грехи и будет сам стражем своего поведения. Однако сопровождение дел человеческих свыше на этом не завершается. Есть еще одна стража над человеком; где бы он ни был, чего бы он ни делал, два ангела постоянно записывают все его слова и деяния.

17,18. Вот принимают два приемщика, справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик.
Итак, два ангела сидят на плечах у каждого человека записывя все дела и слова его. В аяте они обозначены под словами: «два приемника». Ни одно слово человека произнесенное им не уходит мимо их пера. Необходимо отметить, что Аллах более чем кто-либо совершенно не нуждается в этих записях ангелов. Аллах более, чем кто-либо знает не только слова и дела людские, но и даже, как говорилось выше, знает все тайные помыслы их. Мудрость записи ангелами дел и слов человеческих состоит в том, что эта запись в день Страшного Суда представится человеку как вещественный и неотразимый аргумент о его жизненном пути. Вера в это дело – подвигнет каждого человека совершать побольше дел хороших и отстранятся от дел злых. Относительно этого есть много изречений посланника Аллаха (ас) и если мы ознакомимся с некоторыми из них, то это усовершенствует наше понимание этого дела.
Али ибн Аби Талха передает от Абдуллох ибн Аббаса (ра) относительно аята: «Не признесёт он и единого слова, иначе как у него – готовый надсмотрщик» он сказал: «Они записывают все и хорошие и плохие слова его, включая даже бытовые выражения: «я попил, поел, пошел и пришел и увидел. В ночь на пятницу все его дела просматриваются, все хорошее и плохое оставляется, все остальное вычеркивается». Имам Хосан Басри прочитав аят: «Вот принимают два приемника, справа и слева, сидя», сказал: «О, сын, человеческий, открылся твой свиток для записи. Два досточтимых ангела приставлены к тебе, один сидит на правом плече и записывает все добрые, другой – на левом, он записывает все злое, все и великое и малое. После смерти твоей свитки свернуться и повесятся тебе на шею и в таком виде в день Страшного Суда ты восстанешь живым из могилы». Когда имам Ахмад ибн Ханбал, стеная, лежал на смертном одре, он услышал предание от Тавуса (ра), что ангелы записывают все и даже стоны человеческие. Услышав это он тот час же прекратил все свои стенания, и так терпеливо, молча скончался. Эти вышеупомянутые свитки – они свитки дел человеческих при жизни его, свиток смерти – он особый. Наибольшее, что ненавидит человек на земле – это смерть. Сын человеческий даже думать не хочет о ней. Однако смерть безжалостно. Не взирая ни на что, неумолимо в свой час она предстает перед человеком.

19. И придет опьянение смерти по истине: вот от чего ты уклонялся!
В аяте констатируется, что агония смерти – она истина неопровержимая. и в час смерти она предстает очевидно. Но в это время – ангелы записи уже не делают и ни уверования. ни раскаяние уже пользы не принесут. Посланник Аллаха(сав) при смерти своей оттёр с лица пот и произнес: «Хвала Аллаху – истинно есть агония смерти». Если у этого человека, стремящегося ко встрече с Аллахом было такое состояние перед смертью, то, что может быть с остальными, - ясно само по себе. Далее, тема суры переходит к описанию дня Страшного Суда.

20. И возгласили в трубу: это - день обещанный!
Труба – особый инструмент, в который вострубит ангел по имени Исрафиль (ас). Когда он вострубит в первый раз – изомрет все живое когда вострубит во второй раз - все творения Его, начиная от праотца Адама восстанет живым. В этом аяте описывается это второе дуновение в трубу и констатируется явление дня, обещанного человечеству от лица всех пророков.

21. И пришла всякая душа, а с нею погонщик и свидетель,
таким образом, вместе с каждым человеком придут на место всеобщего сбора ангел-погонщик и ангел-свидетель. Возможно, что два этих ангела, они те самые два ангела, которые записывают его дела. И вот тогда человеку будет возглашено:

22. Был ты в небрежении об этом, и Мы сняли с тебя твой покров, и взор твой сегодня остр.
О, человек, ты пренебрегал тем, что на твою голову придет такой день, и ты отвергал, что ты восстанешь из мертвых. Твои глаза покрывала завеса неведения, но вот он обещанный день Страшного Суда – и ты видишь все, но уже ничего не поможет тебе. И вот в это время скажет то, что надо сказать ангел свидетельствующий. Так что же он скажет?

23. И сказал его товарищ: "Вот что у меня подготовлено".
Он скажет: « Вот мои записи всех его земных дел, в них ничего не убавлено и не прибавлено». И вот тогда Аллах, вынося свое решение, скажет этим двум ангелам.

24, 25, 26. Ввергните вдвоем в геенну всякого неверного, упорного! Удерживающего от добра, преступника, распространяющего сомнение, который при Аллахе придал другого бога: ввергните же его в жестокое наказание!
Сами имена, которыми Аллах в этих трех аятах называет грешников – неверные, упорные, удерживающие от добра, преступники, распространяющие сомнения, придающие Аллаху других богов, показывают всю меру гнева Его на них. Имам Ахмад ибн Ханбал от Абу Саида Худрии (ра) передает изречение от посланника Аллаха (ас): «В день Суда вылезет из ада шея (змея) и скажет: «Сегодня я послана на три группы людей, – на всякого непокорного притеснителя, на всякого придающего соучастника Аллаху и на всякого убийцу человека». И охватит эта змея этих людей и низвергнет в огнь адский». От вида этих устрашающих картин и пыток устрашится, и сам шайтан и вступит в разговор, пытаясь обелить себя:

27. Сказал его товарищ: "Господи наш, я не сбивал Его; он сам был в далеком заблуждении!"
В этом аяте под словом «его товарищ» имеется в виду шайтан. Да и шайтан мятежный устрашившись возмездия этого дня, будет уже стремиться показать себя далеким от неверных, говоря: « Господи наш, я не сбивал его, он сам был в далеком заблуждении». И тогда изречет Аллах свое решение:

28, 29. Сказал Он: " Не препирайтесь у Меня: Я предупредил вас угрозой. Не меняется слово у Меня, и не тиран Я для рабов".
То есть: теперь не место для препирательств, Я обо всем вас предупредил заранее. Вам хорошо было известно, что каждый получит по делам своим. Неверным и грешникам был обещан адский огонь. И это обещание не переменится, но это не притеснение, но справедливость совершенная, ибо Аллах не притеснитель рабам своим.

30. В тот день скажем Мы геенне: "Полна ли ты стала?" - и скажет она: "Нет ли добавки?"
Относительно этого вопроса Имам Бухари передает предание от Анаса ибн Малика (ра). Изрек посланник Аллаха (ас): «Всякий раз, когда будет низвергаема в преисподнею толпа народа, преисподняя будет спрашивать: «Нет ли еще добавки?» и только после того, как введен будет в преисподнею последний грешник, будет сказано ей: «Все, добавки больше не будет!». На этом месте завершается описание ужасов ада и начинается описание блаженств рая.

31. И приближен будет рай для богобоязненных недалеким.
То, что в день Страшного Суда рай будет приближен к богобоязненным, будет для них предвестником их скорого вхождения в него. Так кто же будет удостоен столь великих почестей?

32, 33. Вот что обещано вам для всякого кающегося, соблюдающего, того, кто боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся.
То есть когда в день Суда рай будет приближен к людям, которые немедля каялись в грехах. Отсюда мы можем видеть всю важность немедленного покаяния после свершения греха. Для «соблюдающего» себя в аяте под словом «соблюдающий» имеется в виду очень большой смысл. Все, что необходимо соблюдать по Исламу входит в него. Для верующего: «того, кто боится Милосердного в тайне». «Милосердный» – имя Аллаха. «Боится в тайне»- это бояться Аллаха не видя Его. «Приходит с сердцем обращающимся». Это тот, кто приходит к
Аллаху с сердцем без болезней неверия и сомнения. После этого будет возглашено им:

34. "Входите туда с миром, это - день вечности".
То есть, - обитатели рая, войдите в райские сады, не тронутые мучениями и бедами этого дня, – войдите в них с миром, это – день вечности! В этом состоянии вы будете вечно. И когда удостоенные рая будут входить в рай, то ангелам там пребывающим, чтобы известить их о чести которой удостоились эти люди, будет сказано:

35. Им - то, что они пожелают там, и у Нас - добавка.
Посланнику Аллаха (ас) был ниспослан хадис, объясняющий этот аят. От Ибн Аббаса(ра) передается изречение посланника Аллаха(ас): « Если захочешь в раю жаренную птицу, то она и будет явлена к тебе в жаренном виде». От Имама Ахмада передается изречение посланника (ас): « Если в раю верующий пожелает иметь ребенка, то беременность, рождение и взросление произойдет в течение одного часа».
«И у нас добавка». Добавка – это созерцание Господа миров, об этом говорит предание от посланника Аллаха(ас). После описания картин дня Страшного Суда на примере прошедших народов, дается понять, что возмездие божьего наказания может постич неверных уже в этом мире.

36. Сколько Мы погубили до них поколений; они были сильнее их мощью и искали на земле, есть ил убежище!
То есть и до этих неверных народов Аллах погубил в этом мире множество неверных народов. И эти уничтоженные, неверные народы были могущественнее сегодняшних неверных силой. Они странствовали по земле в поисках возможного спасения, но спасения не нашлось. и они были уничтожены. Так почему этим сегодняшним неверным не взять себе в назидание судьбу этих погибших народов? После всех этих описаний наказания дня Страшного Суда и предупреждения неверных что погибли в этом мире, представляются те, которые могут получить пользу от всех этих назиданий.

37. Поистине, в этом - напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует!
Погибель прежних народов – великое назидание. Всякий, надеющийся спастись, должен не повторять их ошибок. Однако это назидание может быть назиданием только для тех, кто еще имеет сердце. Для тех же кто все это не воспринимает за назидание, все это бесполезно, у них нет чувствующего сердца, ибо оно мертво. И нет у них слышащих ушей, ибо они не слышат, если бы уши их слышали, они вняли бы этим рассказам и получили верное назидание. В последующих заключительных аятах Аллах еще раз напоминает о Своей безграничной мощи и ободряя посланника (ас), а с ним и всех верующих, призывает их к терпению и выдержке, молитвам и зикрам, поминаниям дня последнего и дает вывод.

38. И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость.
Неужели, Аллах сотворивший вселенную без малейшей тени усталости не может оживить мертвых? В этом аяте Аллах Всевышний говорит, что Он сотворил вселенную за шесть дней. В отношении этого должно заметить, что дни Аллаха они не то, что дни человеческие. Наше измерение дня появилось только после сотворения мира по времени вращения земли вокруг своей оси. В аяте речь идет о днях сотворения вселенной и земли, и поэтому чему равны эти шесть дней знает только сам Аллах . «И не коснулась Нас усталость», - вот выражение безмерного могущества Аллаха!
Однако, в других религиях, например в иудействе, говорится, что Аллах сотворил вселенную за шесть дней и на седьмой отдыхал от своих трудов. Но это ни что иное, как возведение лжи на Аллаха неустающего, попытка приписать Ему несовершенство.

39, 40. Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения.
Прославление Господа происходит произнесением слов: «Субхан Аллах!» Хазрат Абдуллох ибн Аббас (ра) говорил: «Под прославлением и хвалой имеется в виду зикры после обязательных молитв».

41, 42. И прислушайся в тот день, когда возгласит зовущий из близкого места. В тот день, когда услышат они вопль, воистину: это - день исхода.
«Зовущий из близкого места» - это архангел Исрафиль.(ас) Это он возгласит о наступлении Дня Страшного Суда. «День исхода» - это день выхода людей живыми из могил, то есть День Страшного Суда.

43, 44. Поистине, Мы живим и умерщвляем, и к Нам - возвращение! В тот день, когда земля расколется, (изводя) их спешащих; это собирание для Нас легко!
Согласно преданиям в то время Аллах прольет на землю дожди, и их водами произрастит тела людей точно также как Он выращивает зерна из земли. После того как тела вырастут, Аллах повелит архангелу Исрафилю дунуть в трубу. Души людей в это время будут находиться в трубе. И когда Исрафиль дунет в трубу, души будут выходить из пространства меж небес и земли. И изречет Аллах Всевышний: «Клянусь своей мощью и величием, да пусть же всякая душа войдет в свое тело!». И вернется каждая душа в свое тело и как яд скорпион растечётся по телу человека. После этого расступится земля над могилами и все люди выйдя из могил поспешат на место величайшего, всеобщего сбора рода человеческого.

45. Мы лучше знаем, что они говорят, и ты - не принудитель для них. Напоминай же Кораном тому, кто боится Моей угрозы!
В этом аяте «принудитель», это - который принуждает других своей воле. Но тот кто принуждает других жить по закону Всевышнего, – он не принудитель, но спаситель. В виду того, что в суре Кяф представлены вопросы сотворения мира, воскрешения мертвых, собрания всех людей на площадь сбора, окончательного расчета, рая, ада, награды, наказания, - посланник Аллаха (ас) читал эту суру на местах скопления людей. Имам Ахмад передает предание от Умара Аби Вахида ал-Лайя: «Когда у него спросили, что читал посланник Аллаха (ас) на празднике. он ответил: «Суры Коф и Месяц». Имам Ахмад от Умму Хишам бинти Харис передает предание. У нас с посланником Аллаха (ас) был один свет, я научилась словам суры Коф: «Клянусь Кораном славным» из уст Его, Он читал ее с минбаре в день пятницы.