79 АН-НАЗИ'АТ "ВЫРЫВАЮЩИЕ"
ниспослано в Мекке, 46 аятов
Сура названа по первому аяту. Слова «Назиат» означает в словаре значения вырывающий, отнимающий. Богословы – корановеды едины во мнении, что «Назиат» означает в этой суре ангелов, отнимающие души людей. Это сура ниспослана в Мекке и в ней идет речь, как и во всех мекканских сурах о вере, о единственности Аллаха, о пророчестве, о воскрешении мертвых, о наказаниях. Основная тема ее: День Суда и его характеристика, участь неверных и правоверных. Сура начинается с клятвы Аллаха пятью ангелами: «резко вырывающими души неверных», «мягко отнимающими души праведников», «плавающими словно облака», «соревнующими в хороших деяниях» и «несущими руководство за людские дела». За тем приводится легенды о Фиравне. За ней идет предостережение Аллаха неверным и язычникам. В конце суры говорится о Судном Часе.
Как мы уже сказали сура «ан-Назиат» начинается с клятвы.
На арабском языке клятва в чем-либо может быть выражена по разному. Но при этом используются лишь клятвенные бук вы, в том числе «вов», «бе», «то». Несколько сур Корана, как и сура «ан-Назиат», начинается подобного рода клятвой. В данной суре мы видим буквы клятвы - «ван-Назиати», что означает «клянусь ан-назиатом». Обычно клятва дается для подтверждения своих слов или привлечения внимания собеседника. И Всевышний с целью придания значимости наиболее серьезным проблемам произносит слова клятвы. Это преимущество только самого Творца, люди же имеют право клясться только Его (Аллаха) именем. Даже существует хадис, в котором сказано: «Кто хочет поклясться, пусть кля¬нется именем Аллаха, нет - пусть молчит». Но человек, давший клятву, обязательно должен исполнить ее, иначе он заплатит каффорот - мзду. Вообще клятву надо давать лишь в самых критиче¬ских случаях, когда знаешь наверняка, что выполнишь сказанное, не впадешь во грех.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. – Клянусь вырывающими с силой,
Эти ангелы смерти посланы вырывать души неверных, потому что душа неверного не хочет расстаться с телом. Согласно верованию, перед смертью показывается место неверного в аду, после этого видения душа не хочет покидать тело. Тогда ангелы смерти с силой вырвут ее.
2. – извлекающими стремительно,
Эти ангелы посланы за душами праведников, они безболезненно и нежно примут их души. Ибо душа правоверного всегда готова к полету в вечность. Правоверному тоже перед смертью укажут его место в раю и его душа стремится освободится от темницы тела и ангел смерти с легкостью возьмет его.
3. - плавающими плавно (как облака, ангелами),
Здесь имеется в виду ангелы – посланники и выполняющие указаний Аллаха, они плавают словно облака, выполняя волю Аллаха.
4. - опережающими быстро (ангелами, которые преклоняются перед Верой)
Здесь речь идет об ангелах рвущихся совершать добрые деяния. Например, они соревнуется служить по приказу Аллаха праведникам.
5. - и распространяющими приказ!
Эти ангелы руководят погодой, пекутся о пропитании всех тварей, управляют людскими делами. В этих аятах Всемогущий Аллах поклялся именем пяти ангелов. Такая клятва, подтвер¬ждая высокий авторитет ангелов перед Аллахом, придает большую значимость последующим аятам.
6. - В тот день, когда задрожит дрожащая
В Судный день, когда задрожит земля от волнения и страха. Этот всеобьемлимый страх наступит когда ангел Трубы – Исрафил возвестит о наступлении Конца Света. Тогда сильно качнется земля и все живое упадет намертво.
7 - и последует за ней следующая,
То есть за трепетом земли последуют другие события - разверз¬нется небо, рассыплются звезды и т.д. эти события произойдут после второго зова Трубы. Тогда мертвые встанут с могил и явятся перед Владыкой миров. Следующие аяты описывают состояние неверных.
8. - сердца в тот день - трепещущие,
9. - взоры - смиренные.
Обладатели этих сердец и взоров неверные, грешники. Увидев ужасы Дня их сердца наполнятся страхом, глаза ужасом. И
10. - Говорят они: «Неужели же мы возвращаемся в прежнее!..
11. - Разве тогда, как мы были костями истлевшими?»
12. - Скажут они: «Это, значит, - возврат невыгодный?»
Эти аяты говорят о том, в какое положение в день Страшного суда попадут грешники. Даже после того, как они истлеют и превра¬тятся в груды костей, им не будет прощения ни на этом свете, ни на том. Значит, они не думали о спасении своих душ.
13. - И вот только одно сотрясение
И случится такое светопреставление по одному призыву трубно¬го гласа, хоть и не верили в это неверные. Для Аллаха совершить апокалипсис совсем нетрудно лишь только один зов Трубы с Его веления.
14. - и вот они - навечно бодрствующие.
Только раздастся глас трубы, и уже все ждут Страшного суда!
В последующих аятах Аллах ниспосылает нашему Пророку Мухаммаду - да будет мир над Ним! - и всем мусульманам легенду о Фиравне и Мусе, чтобы они не впали в печаль и уныние, чтобы вдохновились жизнью и деяниями Мусы.
Рассказы о Мусе, да благодетельствует его Аллах много раз приведены в Коране. Муса был пророком иудеев. Иудеи жили по соседству с арабами и часто рассказывали им о своем Пророке. Коран своими рассказами о пророках призывал верующих брать пример с них и исправил фальсифицированную иудеями историю. Рассказ о Мусе и Фиравне повествуется по разному в Коране, где частично, где полно, где промежуточно и соответственно смысловая нагрузка меняется. В этой суре он излагается вкратце. Говорится о причинах гибели Фиравна намекая на то, что кем бы ни были враги религии их всех ждет одинаковая участь.
15. - Дошел ли до тебя рассказ о Мусе?
16. - Вот воззвал к нему его Господь в долине священной Тува:
Здесь рассказывается о событии, которое произошло у подножия гор Тур в священной долине Тува. В те времена пророк Муса снискал большую славу. Он часто вступал в беседу с самим Создателем. Об одном из таких разговоров и идет речь в следующих аятах.
17. - ''Иди к Фиравну, он ведь уклонился,
Фиравны (фараоны) - это властелины, цари Египта. Фараоны имели собственное имя, но при восшествии на престол их величали только фараонами. Фараон, правивший во времена пророка Мусы, упоенный своей властью, забыл, что он простой смертный, и стал претендовать на божественный престол - он потребовал, чтобы подданные видели в нем Господа. Аллах послал к Фиравну Мусу, что¬бы тот призвал его к богобоязненности.
18 - и скажи ему: «Не следует ли тебе очиститься»
То есть, не хочешь, ты очиститься от своих тяжких грехов, ты претендуешь на божество, отрицаешь Аллаха, так не покаешься ли ты? В этом предложении есть наставление проповедникам Ислама. Лицо, обращаемое если даже Фиравн, ему надо мягко, спокойно объяснить суть Ислама.
19. И я поведу тебя к твоему Господу, и ты будешь богобоязнен».
То есть, показать тебе тот путь, коим будет доволен Аллах? Может ты станешь тогда богобоязненным. Здесь сначала говорится о пути наставления и в этом есть своя мудрость, ибо человек нашедший праведный путь будет боятся своего Господа.
Следующие аяты рассказывают о происшествиях между Мусой и Фиравном.
20. - И показал он ему знамение величайшее,
Для того чтобы поддержать своих пророков. Всевышний наделя¬ет их чудодействен нон силон. Такой же силой был наделен и пророк Муса, который смог явить Фиравну знамение величайшее. Так. Муса был способен свой посох превратить в змею. И это свое чудо Муса продемонстрировал Фиравну. А он...
21. - но тот счел это ложью и ослушался.
22. - а потом отвернулся, усердствуя.
23. - И собрал, и возгласил,
Отвернувшись от Мусы Фиравн собрал своих подчиненных людей.
24. - и сказал: «Я - Господь ваш высочайший!»
Он стал претендовать на господство высочайшее. Потому что Муса призывал Фиравна и его людей поклоняться единственному Владыке всех миров. Задетый этим Фиравн отрекся от Господа Мусы и провозгласил себя Господом.
25. - И взял его Аллах наказанием жизни последней и первой.
За все его грехи Аллах наказал, а он пустоголовый претендовал на божество.
26. - Поистине, в этом - наставление для тех. кто богобоязнен!
Всех тех, кто восставал против Творца, не следовал по пути про¬роков, постигнет участь Фиравна. Да сохранит нас Аллах от подо¬бных испытаний!
После окончания легенды о Фиравне и Мусе идет обращение к тем, кто не верит в воскрешение из мертвых.
27. - Вы ли труднее для создания или небо? Он его построил,
Другими словами: «О человек! Ты не веришь в то, что можешь воскреснуть из мертвых? Подумай, ведь и тебя, и небо сотворил Господь. Неужели Создатель не может воскресить? Неужели воск¬решение сложнее, чем создание Вселенной?» В этом аяте Аллах называет создание неба – строительством. Строительство означает, единое целое состоящее из разных частей. Аллах построил по точному проекту небо, связав разных звезд, планет и других существ. Удивительно то, что человек не зная где небесный предел, не верит в силу Создателя воскресить мертвых.
28. - воздвиг свод его и устроил,
Небо создано высоко над землей на невидимых опорах. В нем нет ни единого изъяна, ничего не противоречит друг другу. Во всех его деяниях царит гармония. Такой Премудрый Творец разве бессилен воскресить мертвых? Он же
29. - омрачил ночь его и вывел зарю.
Может вы скажите смена ночи и дня происходит само по себе от вращения земли вокруг своей оси? А кто же придумал весь этот сложный механизм и нажал на «пуск», разве не Аллах?
30. - и землю после этого распростер,
Человек – одно из земных созданий. Всех живых организмов живущих на земле не счесть. А какие они разные! Создавший их всех из капельки воды не способен ли воскресить мертвых?
31. - вывел из нее ее воду и пастбище,
Сама земля, хоть она и богата минералами, без воды мёртвая твердь. И только Аллах способен её полить и заставить зеленеть огромные долины.
32. - Он утвердил их,
Эй, вы отрицающие Дня воскрешения, Аллах, утвердивший горы с корнями не способен разве вас после смерти воскресить?
33. - на пользу вам и вашим скотам.
И всё это предназначено Человеку и его скоту. Но Человек вместо благодарности отрицает Его.
34. - И когда придет величайшее переполнение,
Тоомматул кубро - одно из названий Судного дня. Его перевели как « величайшее переполнение». Действительно, Судный День переполняя собой всё победит, Он обязательно состоится.
35. - день, когда человек вспомнит, в чем он труждался,
В этот День человек вспомнит все свои земные деяния.
36. - и показана будет геенна тем, кто увидит.
И станет известно, кто есть кто.
37. - И тот, кто уклонялся
Гордые грешники, забывшие всё на свете кроме своего «я»,
38. - и предпочел жизнь ближнюю,
и признававшие только дольний мир.
39. - то, поистине, геенна, это- прибежище.
Что их еще может ждать кроме геенны!
40. - А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти,
41. - то, поистине, рай, это - прибежище.
Ибо есть обещание Аллаха праведникам дать место в раю. Приведённые аяты точный датчик, показывающий истинную суть каждого человека.
Следующие аяты повествуют о расспросах неверных в Судном дне.
42. - Спрашивают они тебя о часе: «Когда его прибытие?»
То есть, в этом вопросе неверных есть отрицание его, они часто спрашивали у Пророка, да будет мир над ним, о Часе светопреставления и не боясь требовали его наступления.
43. - К чему тебе упоминать это?
Но ты (Пророк) не знаешь о его Часе. Об этом знает только Аллах.
44. - К твоему Господу конечный предел его.
45. - Ты ведь - только увещатель для тех, кто Его боится.
Твоя миссия состоит в предупреждении богобоязненных о Судном Дне и показании путей подготовки к нему.
46. - Они в тот день, как увидят Его, как будто бы пробыли только один вечер или утро.
То есть, от ужасов Судного Дня неверным кажется, что они и дня не прожили в дольнем мире. Да сохранит нас Аллах от такого положения.