80 'АБАСА "НАХМУРИЛСЯ"
ниспослана в Мекке 42 аятов
Слово «абаса» означает кривить лицом. Это сура относится к мекканским сурам и в ней идёт речь об основных догматах Ислама, в частности о вере и о задачах касающихся пророчества. Также, в ней приводятся доказательства о существовании Аллаха, некоторые особенности в сотворении человека, флоры и пищи. Здесь тоже, как и в предшествующих сурах описывается ужасы Судного Дня.
В начале суры приводиться рассказ о слепом сподвижнике Абдуллах ибн Умму Мактум, да будет доволен им Аллах. Он не видя, что Пророк, да будет мир над ним, занят разговором с уважаемыми курайшитами перебил его. Пророк нахмурился и выразил свое недовольство к нему и отвернулся. После этого в упрек ему Господь посылает эти аяты. Вслед за этими аятами речь идёт о неблагодарности человека к бесчисленным благам Аллаха. Далее обращает внимание человека на его пищу, призывая размышлять его над этим и придти к вере.
В конце суры описывается картина с ужасами Судного Дня, о состояниях неверных и праведниках.
В самом начале распространения Ислама мусульманская община росла медленно. Поэтому наш Пророк старался как можно больше мекканцев, особенно зажиточных и знатных, обратить в истинную ве¬ру. Однажды Мухаммад вел доверительную беседу среди курайшитов, объясняя им основы мусульманской религии. В ото время к нему подошел один из сподвижников Пророка, слепец Абдулло ибн Умми Мактум и воскликнул: «О посланник Аллаха, научите и меня тому, чему научил Вас Всевышний!» Он это несколько риз повторил своим громким, зычным голосом, чем вызвал недовольство Мухаммада, занятого серьезным разговором. Пророк нахмурился и отвернулся. Тогда Создатель упрекнул Мухаммада в невежливости и ниспослал данную суру. Кстати, этот эпизод еще раз свидетельствует о том, что Коран – книга Божественного происхождения. Ведь никакой пророк не хотел бы, что¬бы его критиковали в Вечной книге. После этого случая Мухаммад понял свою вину перед Абдулло ибн Умми Мактумом и до конца своих дней был предупредителен и ласков с ним.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Он (Пророк Мухаммад) нахмурился и отвернулся
То есть, Мухаммад, да будет мир над ним, нахмурился и отвернулся.
2. - от того, что подошел к нему слепой.
Когда пришёл к нему Абдуллах ибн умму Мактум с просьбой научить его тому, чему учил Аллах своего Пророка, да будет мир над ним.
Эй Пророк,
3. - А что дало тебе знать, - может быть, он очистится,
Здесь Всемогущий Аллах, обращаясь к Мухаммаду, да будет над ним благословение Творца! - говорит: «Если бы ты рассказал слепцу Абдуллах ибн Умми Мактуму то, что ты знаешь из Корана и других книг, может быть, он очистился бы от своих грехов, ты же обратил свой взор к богачам, а не к страждущему».
4. - или станет поминать увещевание, и поможет ему воспоминание.
Как говорилось уже, очищение от грехов даст и другие пользы. Например, этот слепец пришедший к Пророку, да будет мир над ним, может возьмет пример с него. А он от него отворачивается.
5. - А вот тот, кто богат,
Тут имеется в виду богач, который из-за своей гордыни не хочет ничего слушать.
6. - к нему ты поворачиваешься.
Ты усердно пытаешься донести ему своё. Стараешься больше с ним говорить.
7. - хотя и не на тебе лежит, что он не очищается.
Но если тот богатый гордый язычник не очистится от грехов, от нечистот и так останется с непокорной головой, то тебя никто не упрекнет за это. Так зачем же столько усердий? Ты такому стараешься больше проповедовать, но
8. - А тот, кто приходит к тебе со тщанием
9. - и испытывает страх, -
10. - ты от него отвлекаешься.
гневаешься, хмуришься и отворачиваешься от него.
11. - Но нет! Это ведь напоминание, - (т.е. аяты Корана)
Нет! Таким ты не должен быть! Уделив внимание на богатых не забывай и о бедных и вдов.
Конечно, Коран это напоминание. Напоминание человечеству, божественное напоминание, ведущее к благам двух миров. Аяты Корана руководство в людских делах, ибо человек всегда нуждается в руководстве. Аллах сам сотворивший человека знает и о его нуждах и через своего Пророка, да будет мир над ним, даёт людям его. Кто будет руководствоваться в жизни Кораном, тот будет помнить своего Господа.
Какие люди поминают Его, об этом речь пойдёт ниже.
12. - и кто пожелает, его вспомнит -
Кто хочет извлечь для себя добра, извлечет. Кто не нуждается в нём, не вспомнит. Поэтому если не хотят богатые курайшиты знать его, так не надо им постоянно предлагать. А надо давать его тем, кто горит желанием постичь его суть, следовать ему, пусть он даже слепец как Абдуллах ибн Умми Мактум или другой бедняк.
После этого случая Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, никогда не от кого не отворачивался, терпеливо объяснял всем учения Ислама. А к Абдуллаху ибну Умми Мактум относился особо, потому что из-за него Аллах упрекнул своего Пророка. Это ещё раз доказывает, что Коран истинно божественная книга. Только Аллах смог подобным образом поучать своего Пророка, да будет мир над ним. Кроме того, Пророк, да будет мир над ним, безукоснительно следовал каждому аяту и мы мусульмане должны брать пример с него и так же строго следовать Корану.
13. - в свитках почтенных,
Т.е. аяты Священного Корана предстают перед Аллахом на соот¬ветствующих страницах.
14. - возвышенных, очищенных
На страницах этих не может быть ошибок. То есть, небесный прототип Корана в пречистых небесных свитках. Доступность его каждому: и богатому и бедному отнюдь не роняет его достоинство. Наоборот, каждое слово и каждая фраза Корана восходят к Хранимой Скрижали, небесному архетипу всех Писаний, ниспосланных людям. Потому что, все люди перед Аллахом равны. Их превосходство перед Ним измеряется не материальным богатством, не знатным родом и должностями, а верой и убеждением, желанием познать истину.
Страницы Корана отличаются от страниц созданных бренными людьми, они:
16. - почтенных, благих.
Да, аяты Великого Корана в руках почтенных ангелов – посланников. Ангелы выполняют волю Аллаха беспрекословно и точно. Поэтому в точной передаче аятов Корана можно не сомневаться. Важная сторона этого дела в том, что приближенные к Аллаху ангелы-херувимы выполняют посланническую миссию. Это божественное доверие обеспечивает хранение и точную передачу слов Корана. Этих ангелов называют «благими» и «лучшими» ещё потому что они хранят божественные откровения.
Такому высокому сану удостаивались и избранные люди. Одним из таких безусловно является последний Пророк Мухаммад , да будет мир над ним, принявший Коран через архангела Гавриила. После него такого почтенного положения удостоились – его сподвижники, за ними их ученики- последователи, вслед за ними другие поколения мусульман, которые обеими руками и сердцем держатся за Слово Аллаха, тем самым возвышаются над остальными людьми. Богатство и высокие должности без веры, без Корана не поднимут человека до такой степени.
После этих аятов Всевышний говорит о положении человека, который не верит в Его блага.
17. - Убит будь человек неверный, кафиров какой неверен!
Всемилосердный Аллах посылает людям благословенную истину, чтобы показать истинный путь, а он вместо благодарности отрицает Его. Эти нечестивые, не уверовавшие в Аллаха люди считают Коран вымышленным и издеваются над словом Божьим. Это самое худшее злодеяние. Прежде чем как отрицать своего Господа, Его Посланника, Его Книгу, мог бы посмотрев на себя поразмыслить.
18. - Из чего Он его создал?
Здесь отсутствует слово Аллах и без этого банальная истина известна всем, что Создатель Аллах. Даже тот же неверный не может назвать другого Бога, он так же знает, что сам по себе он не появился на свет или создал его другое создание, ибо одновременно нельзя быть создателем и созданием. Поэтому здесь важно только одно: из чего создан этот неверный. Вопрос задаётся, чтобы напомнить из какой ничтожной вещи создан человек.
19. - Из капли! Создал его и соразмерил.
Да, человек создан из одной капли и все в его организме соразмерно и гармонично. Этот непокорный гордый язычник, важный своей персоной всего лишь из одной капли выходящей из полового члена. Это капля на самом деле так противна, что человек брезгуя ей, скорее захочет смыть её, попади она на одежду или на другие части тела. Имам Хасан Басрий удивлялся: «Как может человек вышедший два раза из мочеполового органа так зазнаться!?» То есть первый раз из члена отца, а второй раз из члена матери уже строго соразмерным и совершенным. Внешние и внутренние органы человека симметричны, определены. Вены, мускулы, клетки и многое другое в организме человека имеют определённые размеры. Это особенно хорошо известно специалистам. В данном аяте речь идёт об измерении зародыша во время деления клеток в организме матери. Даже в таком невидимом процессе всё строго соразмерно. Что вы на это скажете? Подумал бы над этим неверный сначала, прежде чем говорить.
20. - потом дорогу ему облегчил (из чрева матери)
То есть, облегчил выход из чрева матери на свет. Кто же ещё может облегчить выход девятимесячного, совершенного человечка, как ни Аллах? Спесивые нечестивцы смогли бы сами выйти на свет? При схватках женщина кроме боли ничего не замечает. Каждый, кто способен думать хоть малость поймёт, что никто кроме Аллаха не облегчит путь выхода трёх-четырёх килограммового ребёнка изнутри матери. Рождение человека великое чудо. Просто мы привыкли к этому повторяющемуся процессу, как к какому ни будь обычному делу. На самом деле, не легко ребёнку определённых размеров выйти невредимым через столь узкий проход. Иногда забывшим об этой истине Аллах преграждает этот путь. В таких ситуациях и мать и ребёнок уходят из жизни, а иногда один из них. В последнее время с достижениями медицины начали извлекать ребёнка из живота матери оперативным путём. Но и это явление нам своего рода назидание. Если не помощь Аллаха, то каждый раз приходиться делать операцию роженице. Поэтому мы должны всегда быть благодарными Аллаху за каждую Его помощь в нашей жизни. Но нечестивый неверный не знает признательности и благодарности Господу. Он отрицает Аллаха, не верит в Его Посланника и в Коран. Но он забывает одно, ему не вечно пребывать в этом мире. Пройдёт время, он потеряет силу и здоровье – тогда и в этом мире дойдёт до него «рука» Аллаха.
21. - Потом его умертвил и похоронил.
В этом мире всех настигнет смерть. Перед ней все бессильны. И ещё есть одна истина в том, что смерть посылает Аллах. С древних времён люди ищут лекарство от смерти, но не могут найти. Аллах кому хочет тому посылает смерть по разным причинам. Так если смерть неминуема, могила неминуема, зачем же проводить «пятидневный» дольний мир в злодеяниях и грехах? Зачем наложить на себя руки? На каком основании отрицать Пророка, да будет мир над ним, и Святую Книгу? Ведь только смертью дело не кончается, а начнутся другие дела…
22. - Потом, когда пожелал, его воскресил.
Не будут вечно покоятся в могилах покойники. Когда захочет тогда Аллах их воскресит. Тогда каждый получит за свои деяния: награду или наказание. Поэтому человек должен найти и верить своего Создателя, молиться Ему, верить в Пророка, да будет мир над ним, следовать Корану. Но люди ведут себя иначе.
23. - Так нет! Не совершает он того, что повелел Он!
Да неверный не выполнил веления Аллаха. Он не поверил в Его единственность, не поверил в Пророка, и не последовал по его пути. Он избрал своим господином других, поклонился им, выполнял их волю. Последовал неправильным, искаженным учениям земных людей.
Следующие аяты напоминают о некоторых благах Аллаха в надежде на благодарности людей.
24. - Пусть же посмотрит человек на свою пищу,
Да пусть он хоть посмотрит на свою пищу! Если он не способен увидеть бесчисленных чудес на земле – знамени Аллаха, доказывающее Его мощь и мудрость, то хоть подумает о том, что он ест каждый день. Без еды же ему не жить. Пусть он посмотрит взглядом назидания. Он же смотрит на еду с аппетитом, с наслаждением, с алчностью, которые не несут ему духовную пользу. Он должен смотреть и думать: « Что это за еда? Кто её дал мне? Как она появилась? Я её ем и наслаждаюсь, если не буду есть, то ослабею. Кто вложил в неё столько калорий, витаминов, минералов? Через какие пути он попал на мой стол и т. д». Ответы на эти вопросы находим в следующих аятах.
25. - как Мы пролили воду ливнем,
Где же жизнь без воды. В частности, большой процент нашей еды тоже составляет вода. Кто же обеспечил водой землю? Каким образом заставил вращаться в природе воду? Если вода одно из знамений Аллаха, то почему так трудно понять человеку эту истину? Но Аллах не только полил воду.
26. - потом рассекли землю трещинами
То есть, после дождя появились всходы. И это все благодаря мощи Господа. И это все - в дар человеку от его Создателя!
Давайте подумаем. Бросили семена в почву и полили. Крестьянин больше ничего не сможет сделать. Только может уповать на помощь Аллаха. Если, тот не поможет и при хорошо обработанной земли вода тоже не поможет, всходы не появятся. Это известно земледельцам. Значит второй важный фактор при добычи еды это земля. А кто же создал богатую почву? Смог бы человек сам сделать это? Есть на земле мертвые земли – ледники, зыбучие пески или места постоянных вулканоизвержений. Сможет ли человек обработать эти земли при всей своей технологии и техники? Нет, конечно. Но, однако для развития растений не достаточны вода и почва. Без воли Аллаха ничего не взрастёт. Поэтому он говорит:
27. - и взрастили на ней зерна,
28. - и виноград, и траву,
29. - и маслины, и пальмы,
31. - и фрукты, и растения
Действительно Аллах захотел, и они выросли на радость людям. Для чего их вырастил.
32. - на пользу вам и вашим животным.
Все вышеперечисленные растения для человека и для его скота. Человек получает пользу и от своего скота. Он является ему и мясом и средством для передвижения. Это все даны человеку для блага и удобства. Поэтому человек должен быть благодарным Ему. Как? Своим поклонением и полным повиновением предписаниям Аллаха. Невежды думают, что есть рождение, жизнь и смерть и поэтому по возможности больше извлекают из жизни всех благ. Но не торопитесь, впереди ждёт Судный Час, День Расчёта:
33. - И когда придет оглушительный
«Оглушительный» (голос) в Коране даётся как «ас-сооха». Последний Суд обозначается как оглушающий. Это одно из названий Судного Дня. От него лопнут ушные перепонки, оглохнет всё живое на земле. С этим звуком начинается светопреставление. Следующие аяты знакомят о состояние людей.
34. - в тот день, как убежит муж от брата,
36. - и подруги, и сыновей.
Речь идет о том, что в День Страшного суда люди позабудут обо всем и обо всех и будут заняты только сами собой, не узнают даже брата своего. В этом мире, когда постигнет горе человека, к нему бегут на помощь близкие, родственники. Помощь считается долгом, а уклонение от него – бесстыдством. Но в День Суда все бегут друг от друга. Потому что:
37. - У каждого мужа из них тогда - дело ему достаточное.
Всеохватывающий ужас того дня настолько велик, что люди подумают только о себе. Братья, сёстры, родители, жёны, дети не придут на ум. Чтобы не оказаться в постыдном положении надо достойно готовиться к нему. Каждый будет пожинать своих плодов. Праведников спасут их хорошие деяния, добро, человеческие качества, а неверных, нечестивых, язычников, богоослушников поведут их грехи в неминуемый ад.
38. - Лица в тот день открытые,
39. - смеющиеся» веселые,
Конечно, эти лица райских людей. Несмотря на ужасы Судного Дня лица правоверных будут озарены светом. Они будут радоваться, что их усердие и терпение в посюстороннем мире не прошли даром, они взамен им получили весть о рае. Ну, какое состояние адских людей?
40. - и лица в тот день - на них пыль,
41. - покрыл их прах.
42. - Они-то - неверные и распутники.
Когда райские люди стоят с открытыми лицами, другая группа людей будет в ином облике. Они стоят серыми от пыли, и даже от горя и несчастья почернеют, потому что они узнают о своём приговоре. Это они – неверные и распутники. Как говорил Имам Сови , неверные не только отрицали знамения Аллаха, они ещё провели жизнь в распутстве, в грехах и поэтому они будут стоять в Судном дне с чёрными лицами.
Состояние праведников, описываемое в этих аятах должно подействовать на людей. Они правоверным утешение – а неверным страх. Может быть, они ещё очистятся от своих злодеяний?!