81 АТ-ТАКВИР "СКРУЧИВАНИЕ"
Ниспослана в Мекке, 29 аятов
Смысл первого аята дал название суре. Слово «таквир» означает собирание, скручивание, складывание разостланной вещи. В первом аяте речь идёт о солнце, которое погаснет и скрутится в День Суда.
Эта сура рассматривает две значительнейшие истины Ислама.
Первая – неизбежность наступления Страшного суда и связанные с ним события.
Вторая – это вахи (откровение), характеристики ангела – посланника Гавриила и Пророка Мухаммада, да будет мир над ним.
В суре описаны ужасы Судного Дня: великие космические явления, страшные изменения в природе, состояние домашних и диких животных и людей. В этот день нарушиться порядок и ритм в мире, законы природы и не останется ничего не искажённого. Далее описывается истина откровений и качества принимавшего их Пророка Мухаммада, да будет мир над ним. Здесь же даётся описание некоторых черт племени, для кого в первую очередь предназначались откровения.
В конце суры подчеркивается ложность предположений язычников о сотворенности Великого Корана и говорится, что наставление Аллаха застраховано от лжи.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Когда солнце будет скручено,
Нам известно, что самая большая планета в солнечной системе это солнце. Учёные указывают на разницу между солнцем и землёй подобной разнице между большим арбузом и маленькой горошиной. Значит, наступит такое время, что самое большое небесное светило, озарившее весь свет скрутиться в рулон. По аяту видно, что это делается без особых усердий. Для Аллаха совершить светопреставление минутное дело. Ибо скручивание солнца это всего лишь одно из явлений того Дня.
2. - и когда звезды облетят,
Известно, что звёзды кажущиеся маленькими на самом деле большие планеты. Просто они находятся в больших расстояниях от земли. Эти огромные созвездия подчинены определённому закону. Мы привыкли к их одинаковому положению и не можем представить падение даже одного из них. Иногда при падении какой ни будь кометы на землю ученые-астрономы поднимают панику, что если такая комета попадёт на землю она уничтожит её. Согласно этому аяту, наступит такое время, что все звёзды рассыплются как горошины с неба. Из повествования видно, что это просто сделать Аллаху.
3. - и когда горы сдвинутся с мест,
Горы всегда были в жизни людей символом твёрдости, устойчивости и величия. Самая большая опора на земле это – горы. Сейчас в веке научно-технического процесса многое ранее неизвестное стало известным. Например, выяснилось, что горы имеют под землёй корни в четыре раза превышающих их самих. Но как передаёт Коран, наступит время и эти величественные горы не только сдвинутся с места, но превратятся в пыль. Это будет ещё одним ужасом Судного Дня.
4. - и когда десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра,
У арабов верблюд считался самым ценным животным. И богатство человека исчислялось количеством верблюдов. А верблюдица, носившая в своей утробе десятимесячный плод, ценилась особо. Ведь она должна была принести детеныша, молоко. А это дополни¬тельный доход. За беременными верблюдицами заботливо ухажи¬вали, их держали поближе к жилью, чтобы они находились под постоянным присмотром.
Судный день настолько ужасен и страшен, что человек может позабыть даже о своей беременной верблюдице.
5. - и когда животные соберутся,
Обычно дикие звери враждуют между собой, а в Судный День страх заставит их держаться вместе. Не подходившие в этом мире друг к другу свирепые животные в День Суда поведут себя совершенно по другому. И следа не останется от их свирепости. От невиданного ужаса они забудут о своих врагах и все сомкнувшись на одном месте будут дрожать от страха поджав хвост.
6. - и когда моря перельются,
Конец Света это громадное и необыкновенное явление. В этот День. Могущественный Аллах способен на такое, что мы с вами никогда не смогли бы представить подобного. В этот День согласно Корану капля воды загорится, хотя в это трудно верить. Потому что вода неспособна гореть, наоборот она гасит пламя. Но День Суда такое – всеобъемливающий ужас, что земные измерения, к которым мы привыкли, выйдут из строя и вода становится горючим. Всех океанов и морей охватит пламя.
7. - и когда души соединятся,
То есть, дух вернется в тело. Имам Табари в своих комментариях пишет еще о втором значении этого аята, согласно которому похожие души объединятся, праведные все объединившись пойдут толпой в рай, а нечестивцы объединятся с адскими грешниками. Нам кажется, что этот аят включает в себя обеих смыслов. В Конце Света сначала духи вернутся в тела и воскреснут, затем богобоязненный встанет рядом с богобоязненным, а грешник с грешниками. Ибо, мудрость наступления Конца Света в том, что деяния людей оценятся достойно. В этот День будут расспрашивать людей:
8. - и когда зарытая живьем будет спрошена,
9. - за какой грех она была убита,
В доисламский период во времена джахилии – невежества у арабов бытовали множество диких, бесчеловечных обычаев. Так, считалось несчастьем рождение дочери, потому, дескать, что, когда она подрастет, не сможет защищать родной дом, попадет в плен и опозорит их. По этой причине арабы могли даже закопать новорожденную живьем. В этих двух аятах такие вар¬варские обычаи неверных строго осуждаются, и их предупреж¬дают, что в Судный день им будет предъявлен особый счет. Разумеется, в День Суда будет задан не только этот вопрос, а даже маленький поступок не останется не расспрошенным. Но почему тогда здесь говорится об этом. Потому что это было требованием того времени. Эти аяты ниспосланы в начале провозглашения Ислама. Первые проповеди Пророка, да будет мир над ним, призывали к вере и убеждении, подчеркивая вновь и вновь единственность Аллаха. Призывались к благим делам, осуждались невежественные и безнравственные поступки людей. До исламские арабы не считали женщину за человека, при рождении девочки многие закапывали ее живем и это было в порядке вещей. Здесь самое главное и важное, что Ислам первым начал борьбу за права женщин. Тогда в мире не было никакого закона уважающего женщину. Аяты ниспосланные в этом периоде посвящались женским вопросам и вместе с тем обвиняли и жестко критиковали законы и обычаи диких арабов. Одним из страшных обычаев того времени было закапывание живьем своего дитя – девочку. При этом отцы гордились своим делом. Как свидетельствуют источники, отец решивший закопать трех – четырех летнюю девочку, велел жене одеть ее в красивые одежды и шел с ней погулять. Бедная мать, хорошо понимавшая в чем дело, не могла протестовать против обычаев своего времени. Она разрывая сердце одевала девочку и отправляла ее с беспощадным отцом. А существо под названием «отец» уводил девочку в безлюдное место, давал ей игрушки, сам копал яму. В готовую яму отпускал ее и приказывал поиграть там и в месте с игрушками ее закапывал. Это запятнавшее имя человека пятно считалось героическим поступком. Никто не мог выступать против него. Первым протестом против такого нечеловеческого поступка вышел Ислам. Поэтому в День Суда первый вопрос будет об этом. Действительно, беззащитные малютки чем же заслужили такую кару? В чем была их вина? Они же не успели еще согрешить!? Но с точки зрения того времени их вина была в том, что они родились девочками. Великий Коран стал защитником безгрешных девочек. Аяты о них записались на вечно.
В следующих аятах в общих изложениях будут спрашивать и о других деяниях людей.
10. - и когда свитки развернутся,
Ангелы записывают все действия человека на этом свете, и в Судный день эти записи вручаются в его руки. Этих записей Аллах называет «сахифа». Значить, в Судном Дне будут «изданы» записи деяний всех людей. Тогда человек сам убедится, что в них отражены все его хорошие и плохие дела.
Следующие аяты опять возвращают читателей к ужасам Судного Дня.
11. - и когда небо будет сдернуто,
Небо – самая безграничная и устойчивая твердь. Человек не видит его границ. Кажется, что все окружение объято небом. Все что творится на земле, не имеет никакого значения к небу. Например, природные бедствия, катаклизмы и т.д. но в День Суда оказывается, небо с легкостью «сдвинется» с места. Чтобы представить этот ужас достаточно вспомнить об озоновой дыре, редеющегося озонового слоя в атмосфере. Ученые мира бьют тревогу о его страшных последствиях. Ведь речь идет только об одном слое неба. Теперь сопоставьте его с картиной разрушения неба! Если это произойдет (а это обязательно произойдет), то неужели мертвые не воскреснут? Ведь, для того, чтобы воздать всем по заслугам совершается Судный День. По этому в следующих двух аятах будет идти речь об аде и рае.
12. - и когда ад будет разожжен,
13. - и когда рай будет приближен, -
Эти тринадцать аятов рассказали нам о том, что произойдет в день Страшного суда. Об этом пойдет речь и в других сурах, но несколько иначе, другими словами, в соответствии со смысловой нагрузкой той или иной суры приводятся разные эпизоды. Но то, что случится в Судный день, произойдет в определенной последовательности, поэтому задавать вопросы - почему в той суре сказано так, в другой – эдак, по крайней мере несерьезно. Все в Коране к месту и по справедливости.
Ну, а что же будет после того, как благочестивым и неверным будет предъявлен счет?
14. - узнает душа, что она приготовила.
То есть, в этот День все земные дела людей ставиться на точные висы. Благочестивые заслужат рая, а нечестивцы – ада. После этих повествований Аллах клянется с некоторыми своими созданиями.
15. - Но нет! Клянусь движущимися обратно, -
слово «хуннас» в этом аяте употребляется к предметом, вещам или явлениям, которые то появляются, то исчезают от человеческих глаз. Днем исчезающих, а ночью появляющихся звезд арабы называют «хуннас». Каким бы своим созданием не клялся Аллах оно имеет важное значение. В следующим аяте Аллах клянется
16. – текущими и скрывающимися,
то есть, ночью они плавают и через определенное время скрываются в своем созвездии.
17. - и ночью, когда она темнеет,
явление ночи тоже дело «рук» Аллаха, с наступлением ночи мир становится совсем другим. В этом аяте Аллах клянется темнеющей ночью.
18. - и зарей, когда она дышит!
Заря одна из прекрасных часов в сутки ее воспевали немало поэтов, писателей и художников. Но здесь сам Создатель ее прекрасно характеризует, как дышащей, будто она одушевленная, после сна проснувшая. Дыхание это жизнь. Здесь есть намек на наступающей день, когда жизнь будет бить ключом.
Великий Аллах клянется ночью светящимися и днем исчезаю¬щими звездами, сменой дня и ночи. Это явления уникальные, иначе бы Творец не клялся ими. Потому им мусульмане должны уделить особое внимание. Обычно за клятвенными уверениями последуют самые важные сообщения. Теперь посмотрим, что же хочет подчер¬кнуть Всевидящий, Всезнающий Аллах.
19. - Это – поистине, слово посланника благородного,
Значит, клятва произнесённая в предыдущих четырёх аятах дана для того, чтобы подтвердить божественность Корана. Этот аят подчёркивает величие Пророка Мухаммада, да будет мир над ним, несущего людям Великий Коран и архангела Гавриила – главного ангела. Поэтому нет места сомнениям о Коране, надо в него уверовать и следовать ему.
Следующие аяты говорят об архангеле Гаврииле. Через архангела Гавриила Пророку, да будет мир над ним, ниспослан Священный Коран.
20. - обладающего силой у властителя трона (Аллаха), могучего,
21. - встречающего покорность и, кроме того, доверенного.
То есть, архангелу Гавриилу подчиняются ангелы, ему подобные, а он верно доносит слова, передаваемые Господом. Значит, он наделён всеми нужными качествами для выполнения своей задачи. У него есть свои помощники, повинующиеся ему. Они никогда не выходят из его подчинения. И великолепно выполняют свои задачи. Самое главное сам Гавриил доверенный, никогда не изменял воле Аллаха, за что он получил имя «Дух верный» (Ар-рух ал-амин). Великий Аллах сначала дал описание Страшного суда и рассказал, как будет решаться судьба челове¬ка. Потом Он поклялся своими творениями, подтвердил, что Священный Коран - Книга Божественная, описал качестве! архангела Гавриила. Теперь он рассказывает о качествах принимающего Коран Мухаммада, да будет мир над ним, чем также подтверждает совершенство Небесной книги.
22. - И ваш товарищ не одержимый: (обращение к неверным Мекки)
Враги религии всегда клеветали на ислам и верующих. Мекканские язычники объявляли Пророка Мухаммада, да будет мир над ним, одержимым джином, считали, что его учит джин, и призывали людей не верить ему. В этом аяте разоблачается их клевета. «Эй, мекканцы ваш бывший друг не одержимый, вы это прекрасно знаете. Ему откровение несёт не джин, а великий ангел, доверенное лицо и Коран – божественное руководство».
23. - он ведь видел Его (Гавриила) на ясном горизонте,
Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, видел на ясном горизонте архангела Гавриила в настоящем облике, каким он был создан Аллахом. Это произошло после первого с ним общения в пещере Хиро, по возвращению домой в долине. Как написано в комментарии «Бахрул Мухит» архангел Гавриил показался Пророку с распустившимися шести ста крыльями, заслонив запад и восток. Значит, Пророка учил архангел Гавриил, через которого были ниспосланы писания и другим пророкам, жившим до Мухаммада, да будет мир над ним. И один только этот факт должен развеять всякие сомнения о сотворённости Корана.
24. - и он (Мухаммад) не скупится на скрытое.
То есть, Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, не скрывает некоторых откровений. Он всё доносит людям. Здесь под словом «гайб» имеется в виду откровение. До ниспослания Корана и до пророческой миссии общество знавшее Мухаммада называли его «амин» - верный, так как он до сорока лет (и после этого) никогда не лгал, не изменял своему слову. Такой высоконравственный человек разве будет врать после сорока лет. Не лгавший людям разве станет клеветать на своего Господа?!
25. - И это (Коран) - не речь сатаны, побиваемого камнями.
Эти аяты опровергают все клеветнические нападки на великого Пророка. Вы уже хорошо представляете, кто есть Мухам¬мад и кто такой архангел Гавриил и что такое Священный Коран.
26. - (Так) Куда же вы идете?
Эй люди, куда вы идёте отвернувшись от Корана?! По какому пути вы идёте, оставив путь Корана?! Вас же ждёт неминуемая гибель!
27. - Это (Коран) ведь только увещевание мирам,
Да, Коран наставление всему миру. Божественное наставление. Наставление во всех делах людских. Кто руководствуется Кораном, достигнет своей цели. Но его не все вспоминают.
28. - тем из вас, кто желает быть прямым.
Коран наставление тому, кто хочет идти по верной дороге. Не захотевшим он не укажет путь. Но это не значит, что это во власти человека. Потому что высшая власть и желание в мире- это желание и власть Аллаха. Поэтому,
29. - Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров.
Да, всё зависит от желания Аллаха. Всё происходит по воле Аллаха. Об этом говорит данный аят.
В хадисе Абдуллаха ибн Умара, переданном Имамом Термизи, приводятся слова Пророка: «Кто хочет ясными глазами увидеть все, что будет происходить в Судный день, пусть прочтет суры «Изашшамсу куввират», «Изас самааун фа-торат» и «Изас самааунншаккат».