82 АЛЬ-ИНФИТАР "РАСКАЛЫВАНИЕ"
Ниспослана в Мекке, 19 аятов
Название сура получила с начального слова первого аята. Слово «инфитор» означает раскалывание. Начальные аяты рисуют страшную картину: великий переворот Судного Дня, раскалывание неба, падение звёзд, взрыв морей, переворот могил и после этого говорится о часе Расчёта. Далее идёт речь о неблагодарности человека своему Господу, о не признательности его благ, помощи и здесь же говорится о причинах этой неблагодарности. Потом сообщается об ангелах записывающих деяния каждого человека.
В этой суре речь идет о Судном дне, но уже в другом, своеобразном ключе, стиле. Здесь Аллах обращается к человеку, преисполненному гордыней, который считает ложью пустой религию, веру в Судный день. Всевышний еще раз напоминает неверному, что ангелы все его деяния записывают, что в Судный день праведники будут в благодати, а грешникам будет предъявлен суровый счет. Гореть им в огне, не избежать им его! И ни одна душа не сможет помочь другой, потому что единственный владыка того Дня - Аллах!
В Судном Дне люди разделяться на две группы: праведников и неверных, праведники попадут в рай, а неверные в ад. Конечные аяты говорят о гигантском масштабе Судного Дня. В этот день люди останутся без денег, богатств, без близких людей, а судьёй будет сам Аллах.
Чтобы ясно представить День Суда преступим к изучению этой суры.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Когда небо раскололось,
Раскалывание неба это невиданная катастрофа. Его расколоть непросто. Когда оно расколется, ангелы спустятся сообщать весть о великом бедствии.
2. - и когда звезды осыпались,
Звёзды, эти огромные планеты с сотворения земли стоят на своём месте. Никакая сила не может нарушить небесный порядок. Но во время страшного Дня они рассыплются. Эти явления произойдут не из-за пустяка, конечно.
3. - и когда моря перелились,
Со дня сотворения и моря не меняются, многие народы сравнивают их величавой, свободной стихией, огромных вещей сравнивают с морем. Никто не может представить взрыва морей. В этот день все моря перельются воедино и взорвутся. Конечно, этот грандиозный ужас произойдёт не просто так.
4 - и когда могилы перевернулись,
Этот день выхода из могил. Все люди увидевшие этот свет и умершие встанут из могил. А дальше что будет.
5. - узнала тогда душа, что она уготовала вперед и отложила.
А узнает душа о своей участи из свитков ангелов, куда заносились все деяния человека. Следовательно, если в Судный день всем будет предъявлен счет, то об этом надо думать при жизни и поступать так, чтобы потом вместо рая не обрести ад. Поэтому в последующих аятах Аллах обращается к человеку, пребывающему в гордыне.
6. - О человек, что соблазняет тебя в Господе твоем щедром,
Эй, грешный человек! Что же тебя сбило с пути, что же забыв своего Великодушного, Всещедрого Господа так возгордился? Эй, жалкий человек, что ты о себе возомнил, что пошёл против воли своего Господа? Эй, неблагодарный! Откуда ты взял эту гордыню, что ответил благам своего Господа непокорностью?! А ведь…
7. - который сотворил тебя, выровнял и соразмерил,
Да, человек есть самое совершенное творение среди всех живых созданий. Чтобы понять этого достаточно вглядеться в человеческий облик. Специалисты изучающие человека убедившись в его полноценности, приходят к вере в Аллаха. Анатомия и физиология человека поражают специалистов своим совершенством. Вот так создан человек. Но он хоть раз поблагодарит ли своего Создателя, когда каждый раз пользуется своим совершенством?!
8. - в таком виде, как пожелал, тебя устроил!
И действительно, весь облик человека, его ум, чувства, телосло¬жение, абсолютно все – чудо. Если весь мир возьмется сотворить хотя ноготь человека - старания будут тщетны. И, подумав, сам человек приходит к выводу: кто же создал его таким, как ни сам Всевышний?
Кто его создал таким? Сам себя или произошёл от обезьяны? Или ещё есть, где-то основа? Нет, это дело рук только Аллаха.
9. - Но нет! Вы считаете ложью день суда.
Нет, вы поступаете неверно. Откажитесь от своих суждений. Вы отрицаете судный день, отрицаете наказание и награду в День Суда, отрицаете День Расчёта!
10. - А ведь над вами есть хранитель -
Ведь есть у каждого из вас прикреплённые оберегающие ангелы-хранители. Они следят за каждым вашим движением и покоем. Вместе с тем
11. - благородные писцы.
эти прикреплённые к вам ангелы-хранители записывают все ваши слова и деяния. Ангелы, находящиеся справа от человека записывают хорошие деяния, а слева плохие. Не будьте в неведении.
12. - Знают они, что вы делаете.
За каждым человеком неподкупно следят ангелы, записывая все его деяния. Они пользуются великим доверием Творца. Наша совесть, наша душа должны удерживать нас от необдуман¬ных поступков, ибо в День Суда по их записям будет вынесен приговор. Результаты этих записей определят:
13. - Ведь праведники, конечно, в благодати!
Потому что, в их свитках в перевесе: вера и убеждение, моления, благородные дела, благотворительные поступки и другие богоугодные дела. Этим они заслуживают рая.
14. - А ведь грешники, конечно, в огне!
15. - Они будут гореть там в день суда,
16. - и не скроются они от него.
Потому что свитки этих распутников показывают обо всех их злодеяниях, неверие, грехе и вообще обо всем плохом. Этим они заслуживают огненную геенну. Вот что ждёт горделивого неверного. Книга деяний вот так обличит тебя и падёт на твою голову великое несчастие! Может ты поймёшь наконец суть Конца Света!
17. - Что же даст тебе знать, что такое день суда?
18. - И затем, что же даст тебе мать, что такое день суда?
На арабском языке такие повторения называют тавтологическими вопросами, и они употребляются для того, чтобы усилить смысло¬вое значение данного выражения для подчеркивания с еще большей силой невозможность познания того, о чем ведется речь, иным путем.
Данный аят означает, что День Суда велик, где тебе знать о его величии. Повторение вопроса усиливает его значение. И сам же Аллах отвечает на него.
19. - в тот день, когда душа ничего не сможет для души, и вся власть в тот день - Аллаху.
В тот день никто ни себе, ни другим ничем не сможет помочь – все в руках Всемогущего Аллаха.
То, что делалось на этом свете - взятки, протекции, неблаговид¬ные сделки типа «ты – мне, я – тебе», в День, суда не пройдут. Судья неподкупен – это сам Аллах, а Он ни для кого не родственник, не друг и не покровитель. Готовьтесь!