83 АЛЬ-МУТАФФИФИН"ОБВЕШИВАЮЩИЕ"
Ниспослана в Мекке, З6 аятов
Эта сура как и предшествующие суры получила название со слова первого аята. «Мутаффифун» означает людей обвешивающих и отмеривающих. Корень этого слова «тафиф» означает «малость». Торговец во время торговли по немногу обвешивает с весов, иначе его может заметить покупатель. Как видно из названия суры в ней речь идёт об этом недозволенном и грязном деле. Если учесть, что это сура ниспослана в Мекке, в начале проповеди Пророка, да будет мир над ним, то в то время наряду с вопросами о вере, о единственности Аллаха, о Судном Дне, о рае, об аде рассматривались и общественные проблемы. В ней, как и в других мекканских сурах об убеждении, на основе которого рассматриваются общественные проблемы, раскрывается преступная деятельность обвешивающих торговцев, не боящихся Судного Дня.
Эта сура начинается с описания данного из непотребных действий неверных. Это посягательство на чужое добро, плутовство. Затем дается характеристика распутников – развратных, безнравственных людей. Они считают россказнями, сказками весть о Судном дне, но войдут они в пылающее пламя ада в этот день Страшного суда!
Грешникам противопоставляются люди чистые, благородные, которых после воскресения ждет вечное блаженство. Итак, основ¬ная тема суры - опять-таки День суда и честная расплата и с грешниками, и с благочестивыми.
В заключении суры говорится о неверных, смеющихся над праведниками и напоминается им, что в будущем все будет наоборот.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО.
1. - Горе обвешивающим,
Слово «вайл» имеет два значения. Первое - «горе», другое одно из названий ада. И в аяте говорится о том, что не только горе ожидает обвешивающих, но и мучения ада. По нашему мнению эти два понятия дополняют друг друга. Горе и несчастье тому, кто попадёт в Вайл, только несчастный и горестный может попасть в Вайл. Здесь нужно отметить, что Ислам с первых дней своего становления объявил войну людям, которые нечестным путём обогащались на чужом добре. В данном аяте говорится об обвешивающих и обмеривающих, извещая им об их месте в аду. В Коране этот вопрос поднят и в другой суре. В частности, Пророк Шуайб, явленный жителям Мадйана, указывал много раз своим соплеменникам об их большом грехе – обвешивании с весов. Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, в своих хадисах объяснил значение этих аятов. Так передают Имам ал – Хаким и Табарани от Абдуллаха ибн Маъсуда: «Обвешивающих (в этом мире) настигнет голод и нехватка продовольствий». То есть, обвешивающим никогда не утолить свой голод и потребности, сколько бы они не оставляли себе чужого добра, так как, Аллах – Даритель пропитания не даст им благодать (барака) и достатка, им всегда будет что то не хватать.
Следующие аяты говорят, как они совершают свой поступок.
2. - которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью,
3. - а когда мерят им или вешают» сбавляют!
Обвешивающие и отмеривающие, как правило перепродают товар. Если они были бы честными, в их работе были бы благодать и обилие, но они из-за своей жадности и ненасытности не довольствуются доходом от торговли, стараются больше урвать у покупателей. А когда сами что - то покупают, стараются брать больше чем полагается. Другим же сбавляют с весов, думая таким путём нажить богатство. Может быть им в этом мире удастся без наказания и преград продолжать своё дело. Но …
4. - Разве не думают эти, что они будут воскрешены
5. - для великого дня -
они будут воскрешены.
6. - того дня, когда люди встанут пред Господом миров.
Да, в этот день все будут воскрешены и ответят на суде перед своим Господом. Тогда им будет задан вопрос: «Ты почему в такой то день обвесил такого-то во время продажи товара?» Как они ответят на это, не думают ли они, что непременно попадут в Вайл?
Весы или метр всё равно что когда сами покупают у других они берут своё полностью, но когда сами продают, сбавляют с весов.
Как мы видели, в этих аятах шла речь о тех, кто в сфере торговли зарится на чужое, обвешивает, обмеривает, о людях без совести, без чести. А говорят они такое потому, что не боятся Судного дня. Потому в последующих аятах им напоминают о том, что они ошибаются, что ми одно преступление, ни один проступок не останется незамеченными и безнаказанными.
7. - Так нет же! Ведь книга распутников, конечно, в сиджжине.
Нет! Пусть они оставят это дело. Пусть исправят себя и покаяться. Пусть им будет известно, что придётся ответить перед Владыкой миров в День Суда и тогда их книга деяний будет в «сиджжине».
8. - А что тебе даст знать, что такое сиджжин?
То есть, тебе откуда знать что такое сиджжин? Ты его ещё не знаешь. Но так знай же.
9. - Книга начертанная!
Слово «сиджжин» означает в словаре значение – «слишком узкое». Здесь, с этого аята видно, что оно книга деяний нечестивцев. Всё в ней записано и ничего не зачёркивается. В День Суда он увидит её в полном виде. И в этот День его место вместе с книгой будет в узком аду – сиджжине. Нечестивцы, читая этот аят покаявшись должны себя исправить и готовится к Судному Дню. Пусть не отрицают его, ибо в следующем аяте Аллах говорит:
10. - Горе в тот день обвиняющим во лжи,
Аллах верен своему слову, Он чист от лжи. Значит рано или поздно наступит День Грядущий, тогда увидят Его отрицающие. А что они отрицали? Они отрицали
11. - которые считают ложью день суда!
Они отрицали День Суда, объявили Пророка лживым, да будет мир над ним, не поверили в День Расчёта, поэтому стали рабами своих низменных страстей и совершали в дольнем мире всё что угодно.
12. - А считает его ложью лишь всякий преступник грешный.
Да, День Расчёта отрицают только злодеи, преступники, грешники осмелившие выйти за границы дозволенного Аллахом, поэтому без ограничений совершают всякие преступления. Как они опустились до такого?…
13. - Когда читают ему Наши знамения, он говорит: «Сказки первых!»
Начало всех их несчастий именно здесь. Аллах послал людям Коран, чтобы они шли по праведному пути. Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, донёс его людям, они услышав его должны были уверовать ему и руководствоваться в жизни. Но они сказали, что это легенды прошлых. Легенда это же вымысел людей. Слово Аллаха разве заслуживает такого отношения? Человек, не уважающий слово своего Господа, разве будет уважать других? Остановится ли он перед греховными делами? И конечно результат очевиден.
14. - Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали.
Нет! Пусть они откажутся от своих клевет. Всё не так как они думают. Коран здесь не причём. От совершённых злодеяний и грехов их души почернели. Поэтому их Коран не волнует. Значит дело не в Коране, а в их самих. У нечестивцев души покрыты ржавчиной, их ничем нельзя затронуть.
По этому поводу есть хадис нашего Пророка: «Если верующий совершит грех, то в душе у него появляется черное пятно. Своим поведением он может и увеличить его, и вовсе смыть!» Слова Кора¬на «Каллаа бал рона ала кулувбихим» - намек на это.
15. - Так нет же! Ведь они от своего Господа в тот день будут отделены.
Нет! Пусть они перестанут клеветать на Коран. Если они не очистятся, не исправят себя вовремя, то потом в День Суда они не увидят лик Аллаха. В этот День Аллах покажет своё лицо праведникам, благочестивым мусульманам, богобоязненным верующим и это будет для них наивысшей степенью счастья. А для неверных этот день будет днём великого несчастья.
16. - И потом они ведь будут гореть в огне.
17. - Потом скажут: «Это - то, что вы считали ложью!»
После этого их кинут в огненную геенну, сказав: «Вот этот ад, которого вы в мире отрицали».
До сих пор в суре рассказывалось о наказаниях, ожидающих грешников, о том, к чему могут привести их преступные деяния. А дальше речь пойдет о том, что уготовано праведникам.
18. - Так нет же! Ведь книга праведников, конечно, в иллийуне.
Нет! Пусть знают отрицающие, что этот день обязательно наступит. Как уже сказано, распутников ожидает великая месть за их злодеяния. Свитки деяний праведников находятся в «иллийуне».
19. - А что тебе даст знать, что такое иллийун?
То есть, откуда тебе знать что такое «иллийун», оно настолько значительно, что тебе умом не объять его. Так знай же!
20. - Книга начертанная!
«Иллийун» взято из корня «улув» - верховный, самое верховное. Видно по аяту что это книга деяний праведников. Оно ещё означает самую высокую ступень рая. Значит, книга деяний правоверного ждёт её на том месте, куда он сам попадёт. Есть ещё одно хорошее знамение в этом.
21. - Свидетельствуют про нее приближенные.
Да, действительно приближённые ангелы свидетельствуют об этом. Если книга праведников заслужила такого почтения…
22. - Поистине, ведь праведники в благоденствии
23. - на ложах созерцают!
24. - Ты узнаешь в лицах их блеск благоденствия.
Как только ты посмотришь на них, сразу увидишь их озарённые счастьем лица. Тогда как, грешники находятся в аду – «сиджжин», они будут наслаждаться райскими благами. Кому быть счастливыми, как не им. Не надо это объяснять словами достаточно глянуть на них один раз. Там их
25. - Поят их вином запечатанным.
26. - Завершение его - мускус. И к этому пусть стремятся стремящиеся.
Высший пик наслаждения в раю это райское вино. Оно будет совершенно чистым, без примеси. Это не то вино, которое пьют распутники в этом мире. Райское вино бывает запечатанным и его откроет сам райский житель. К тому же его завершением будет мускус. Когда оно будет выпито, то окружение охватит благовония, ни как мирское вино источающее вонь.
«И пусть стремятся к этому стремящиеся». Такая жизнь ожидает в раю. Пусть люди соревнуются между собой, чтобы попасть туда. Для этого надо уверовать в Аллаха, следовать всем его предписаниям, совершать добрые дела и поклонятся Ему. Но в этом мире люди соревнуются по разным причинам. Но самым результатным соревнованием является дойти до высшей степени высоты. Следующие два аята описывают опять райское вино.
На этом свете люди по каждому мелкому поводу соревнуются между собой обычно по мирским делам. А нужно стремиться пре¬взойти других в благочестии, чтобы достичь высшего благоденствия.
27. - Смесь его из таснима
28. - источника, из которого пьют приближенные.
Обычно вино чем-нибудь запивается, тогда это дает особое наслаждение. В раю приближённые, избранные праведники пьют вино с «таснимом». «Тасним» название райского источника, предназначенный для праведников. Избранные праведники это люди высокочтимые и райские блага будут для них особыми. В частности и вода этого родника является лучшим напитком рая, и вино с ним будет ещё приятней. Следующие аяты рассказывают, что эти праведники терпели в дольнем мире от неверных.
После описания райских кущ, которых удостоятся благочестивые, пойдет речь о том, как их притесняли на этом свете, издевались над ними.
29. - Поистине, которые прегрешили, смеялись над теми, которые уверовали,
Неверные всё время издевались и смеялись над правоверными. Их смешили все поступки мусульман. Им не понять веру праведников в Аллаха, Судного Дня, рая и ада, судьбу, пророков, ангелов, писания и так далее. Они говорят, что всё это сказки. Безбожники издеваются над мусульманами во время их молитв и поста. Самые стойкие правоверные в течении всей своей жизни терпят обид и издевательств от неверных.
30. - и когда проходили мимо них, мигали друг другу,
В те времена неверные таким образом выражали свое презрение в отношении мусульман: проходя мимо, строили им рожи, подмиги¬вали, совершали непристойные телодвижения.
31. - а когда возвращались к своей семье, возвращались с шутками.
То есть, издевательства над мусульманами доставляли удовольствие неверным, и после этого они шли домой в прекрасном настрое¬нии.
Неверным и многобожникам доставляло удовольствие издеваться над мусульманами. Они презирали и презирают верующих за их веру и убеждение.
32. - И когда видели их, говорили: «Ведь эти, конечно, заблудшие!»
Неверные между собой говорили: «Вон те заблудшие, глупые мусульмане верят в Аллаха, в Коран, в слова Мухаммада. Они придумали чтение намаза, пост и не наслаждаются жизнью, подвергая себя мучениям и так далее». Но где у них есть основание говорит такое.
33. - А они не были посланы хранителями над ними.
Аллах велел верующим проповедовать неверных на истинный путь. Именно верующие на основании божественного руководства должны следить за неверными и наставлять их на праведный путь. Но в этом мире неверные смеются над верующими, а в потустороннем мире всё по справедливости становится на свои места. В День Суда положение верующих и неверных будет по-другому.
Следующие аяты повествуют о положении, в котором окажутся в день Страшного суда эти две группы людей - верующие и неверные.
34. - А в тот день те, которые уверовали, посмеются над неверными,
Грядущий День – это День справедливости. Там не царит произвол и наглость, каждый получит по своим заслугам. Верующие за свои убеждение и веру, поступки и поклонения, понесённые оскорбления и обиды от неверных получат в дар рай и высокое положения, а неверные за распутство, непокорность, злодеяния, издевательства над верующими получат огненную пропасть. Тогда верующие увидят их плачевное состояние. А посмотрят они сидя
35. - на ложах созерцая.
Верующие сидят на высоких убранных дорогими камнями ложах и видя как неверные мучаются в аду напомнят им об их делах и смехе. Имам Куртуби в своём тафсире «Ал жомеъ фи ахкоми Куран» об этом говорит: «Откроются ворота ада и скажут мученикам «Выходите!». Они прибегут к открытым дверям и в это время ворота закроются. Следившие за этим верующие смеются над неверными».
36. - Вознаграждены ли неверные за то, что они творили?
Ещё как вознаграждены! Они за все свои злодеяния получат «награду» сполна.