87 АЛЬ-А'ЛА "ВЫСОЧАЙШИЙ"

Ниспослана в Мекке, 19 аятов

Сура названа словом первого аята «аъло», означающее «высочайший, превосходный», которые являются эпитетами Аллаха.
В суре «Высочайший» содержится утверждение, что Аллах един, что нет Бога, кроме Него. В ней дается предначертание пути Пророка, рассказывается о судьбе праведников и тех, кто отдает предпочтение ближней жизни.
Эта сура относится к ранним сурам. Во время первых откровений Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, боялся забыть аяты Корана. Поэтому Аллах успокаивает Пророка, да будет мир над ним, что Он сам обязывается брать на себя ответственность и не предавать забвению Корана. В ней говорится о единственности Аллаха, показывая истинный путь Пророку, да будет мир над ним, описывается результаты деяний благочестивых и нечестивцев. Сура начинается с воспевания славы Аллаху. Следующие аяты знакомят читателей об откровении, о помощи Аллаха своему Пророку. Далее, говорится, что Коран напоминание и назидание людям. И в конце сура сообщает о награде тем, кто очиститься от грехов.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

1. - Хвали же имя Господа твоего высочайшего,
После ниспослания этого аята наш Пророк наставлял: «Этот аят надо произносить во время поклонов». Поэтому когда молящий¬ся стоит в поклоне, он произносит «Субхана роббиял аълаа».
Этот аят, прежде всего ниспослан Пророку Мухаммаду, да будет мир над ним, после него сподвижникам и всем мусульманам. Каждый мусульманин должен поминать Чистое и Возвышенное имя Аллаха. Аллах чист от недостатков и как Он учит, так мусульмане должны Его поминать. Поминание по арабски означает «тасбих». В исламской литературе это слово часто встречается. Поминание это великое поклонение. Каждый раз, когда Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, читал этот аят говорил: «Субхана раббиял аъла ( )». Так же после каждого намаза поминание своего Господа он начинал с повторения «Субханаллах ( )» и призывал следовать ему и других мусульман. Когда был ниспослан этот аят, Пророк велел его читать в челобитье. Поэтому читающий намаз во время челобитья повторяет «Субхана раббиял аъла».

2. - который сотворил и соразмерил,
То есть, Высочайший Владыка создал всё гармонично.
Глядя на все созданное Всевышним, преклоняешься пред Его мо¬гуществом, мудростью и искусством. Возьмите, например, человека – все у него совершенно, соразмерно, гармонично, все на месте, каждый орган служит определенным целям - без одного плохо дей¬ствуют и не могут исполнять свои функции другие. Так же созданы и остальные твари, все сущее.

3. - который распределил и направил
Хотя все твари, кроме человека, не обладают разумом, у каждого из них свое предназначение в этом мире. К примеру, возьмем пчел, муравьев и т.д. Своя задача также и у растений...

4. - и который вывел пастбище,
Это тоже знамение Аллаха. Никто не может кроме Него это сделать.

5. - и сделал его коричневым сором!
Такова жизнь на земле – все рождается, все умирает, возрожда¬ется вновь... Растения вырастают, засыхают и т.д.
Последующие аяты обращены к Мухаммаду, да будет мир над ним, к его качествам.

6. - Мы дадим прочесть тебе и ты не забудешь,
Как мы уже упоминали, рассматриваемая сура ниспослана одной из первых, а данный аят – большое чудо, ибо безграмотному Мухаммаду, обеспокоенному тем, что он может забыть Коран, даётся гарантия; «Мы дадим прочесть тебе, и ты не забудешь». Так оно и вышло: наш Пророк в течение своей жизни не забыл ни одной суры, ни одного аята. Это поистине чудо, подтверждающее величие Аллаха.

7. - если не пожелает чего-нибудь Аллах, - ведь, поистине. Он знает явное и то, что скрыто!
Этот аят надо понимать так, если ты забудешь из Корана что-нибудь, то на то будет воля Аллаха. Из этого становится ясно что, если это произойдёт, от этого Коран не пострадает, так как Аллах взял на себя обязательство хранение Корана, значит, ничего с ним не произойдёт. Ведь Ему известно и явное и скрытое. Разве от Него скроется что-нибудь о Коране. Действительность показывает, что Коран всегда находился на сохранении у Аллаха и так будет до конца света.

8. - И Мы облегчим тебе для легчайшего.
То есть, тебя эй, мой Пророк мы направим на путь Ислама. Мы облегчим тебе запоминания Корана, обучение Его, а также, ты с легкостью будешь следовать ему.
Выполнять предписания Ислама в самом деле нетрудно. Он не требует от человека сверхъестественных сил; напротив, создает условия для того, чтобы он в течение жизни не испытывал трудностей в совершении всех обрядов, легко мог исполнять все предначертан¬ное Аллахом.
Наш Пророк из двух возможностей всегда выбирал более легкую - в одежде, пище и в обращении - искал простоту и доступность. Был вежлив и обходителен. Великий Аллах в одном из аятов говорит: «Мы вам желаем легкого, а не обременительного». Но некото¬рые, забывая об этом, сами себе осложняют жизнь.

9. - Поминай же, если полезно поминание.
Этот аят является в проповедческой деятельности мусульман важным правилом. Аллах велит своему Пророку, да будет мир над ним, напоминать и наставлять, в том случае если это даст пользу. Из этого выходит, если проповедник уверен, что его слова не дадут пользы, то лучше этого не делать, потому что иначе некстати сказанное слово не даст пользы и навредит делу.
Знаменитый комментатор Исмаил ибн Касир, да будет доволен им Аллах, комментируя этот аят писал: «Если ты будешь говорить людям того, чего они не понимают, то среди них посеешь раздор. Говори людям то, что доступно их восприятию». Наставлять и увещевать и проповедовать людей тоже требует большого опыта и ответственности. Эту тонкую деятельность должны проводить только опытные учёные. Если каждый встречный займётся проповедческой деятельностью, то дело может обернуться в плохую сторону. Не зря в этом аяте Аллах поучает Пророка.
Следующие аяты говорят, кто нуждается в напоминании, а кто нет, и что ждёт их в будущем.

10. - Вспомнит тот, кто боязлив.
Да, только уверовавший в единого Аллаха богобоязненный человек будет следовать божественному указанию. Кто желает узнать религию, у кого есть жажда познания Корана, кто нуждается в божественном руководстве и назидании, значит, есть у тех страх перед своим Господом.

11. - И отвернется от него несчастнейший,
Только несчастный остаётся в стороне от назидания и от религиозной проповеди. Кто в стороне от Господа своего, тот будет по настоящему несчастен Следующие два аята говорят о том, что его ожидает.

12. - который будет гореть в огне величайшем.

13. - Потом не умрет он там и не будет жив.
Это значит, что этот несчастный будет вечно в адских муках. Могло быть всё иначе.
Подразумеваются вечные муки в аду, которые ждут грешников.

14. - Получил прибыль тот, кто очистился,

15. - и помянул имя Господа своего и помолился.
Чтобы подучить награду на том свете, чтобы не попасть в пылающий ад навеки веков человек должен всегда думать о своём Господе, сторонится от всех грехов, поклоняться своему Создателю. Но многие люди ведут себя как хотят, как им подсказывает их ограниченный ум. Следующие аяты говорят об их ошибке.

16. - Да, вы предпочитаете жизнь ближайшую,
Эй люди, вы ставили выше этот никчемный, бренный мир. Всё думаете о своей мирской жизни и забываете о вечной жизни. Жизнь проводите в суете и явитесь к Господу своему не подготовившись.

17. - а последняя лучше и длительнее.
Однако, вечная жизнь лучше, чем этот бренный мир. Блага вечной жизни безмерно лучше мирских благ. Этот мир проходящий, а потусторонняя жизнь вечна. Так почему вы выбираете себе худшее?! Знайте что,

18. - Поистине, это - в свитках первых,

19. - свитках Ибрахима и Мусы!
То есть, во всех Писаниях, предшествующих Корану есть подтверждение этому.
В одном из хадисов, переданных сподвижником Пророка Абу Зарром, сказано: «О, Посланник Аллаха! Вам, кроме свитков Ибра¬хима и Мусы, Всевышний больше ничего не ниспослал?» Пророк ответил: «О, Абу Зарр, прочти «Сухуфи Иброхийма ва Муса». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, а что написано в свитках Ибрахима?» Он ответил: «Там были притчи... Мудрый человек должен знать свое время, должен держать язык за зубами. Тот, кто много говорит, мало делает...».
Я опять задал вопрос; «О, Посланник Аллаха, а что сказано в свитках Мусы?» Наш Пророк сказал: «Там были разные мудрости...
Меня удивляет человек, который знает, к чему может привести его глупость, но совершает ее. Меня поражает человек, который знает о Судном дне и не готовится к нему...».
Мухаммад, да будет мир над ним, любил обращаться к этой суре за ее глубокую мудрость. Об этом есть много преданий.
На вопрос о том, как исполнял наш Пророк намаз (витр), мать Ойша ответила: «В первом ракате читал «Саббихисма роббикал аьлаа», во втором - «Кул яаа аююухал кафирун», в третьем –«Кул хуваллоху ахад''.