88 АЛЬ-ГАШИЙА "ПОКРЫВАЮЩЕЕ"
Ниспослана в Мекке, 26 аятов
Заглавием этой суры стало последнее слово первого аята. «Гошия» означает «покрывающее», «наступающее» – одно из названий Судного Дня. Этот День своим ужасом объемлет всё окружающее.
В ней рассматриваются в основном две темы. Первая часть говорит об ужасах Судного Дня, о состоянии людей. Вторая часть же указывает на могущество Аллаха, для этого приводится доказательство Его мощи.
Она ниспослана в тот момент, когда наш Пророк с помощью всеобщего призыва начал сплачивать вокруг себя единомышленников, разъясняя им идеи Ислама, а неверные Мекки вступили с ним в противоборство. Прежде всего, Мухаммад объяснял людям, внушал им веру в то, что Господь един, что существует загробный мир. В Судный день люди будут разделены на благочестивых и грешников - на тех, которые пойдут в рай, и на тех, которые окажутся в аду. Если люди не верят в это, пусть оглянутся вокруг и подумают: кто создал верблюда с его горбами, весь окружающий мир - небо, горы, реки, моря... Ведь они не появились сами по себе. Их сотворил Все¬могущий Аллах. Неужели не в Его воле собрать всех вместе в День Страшного суда и объявить свой приговор?
«О Пророк, - говорит Всевышний, - если враги не верят, ты их не заставляй. Твоя задача - довести до них мои слова. А расчет произведу Я сам, когда пробьет час».
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?
В этом аяте Судный День назван «гошия» - «покрывающим». Он несёт двойную смысловую нагрузку. Риторический вопрос подтверждает, что пришла тебе весть о «покрывающим». Что же будет с людьми в этот День?
Значит, в Судный день неверные будут покрыты страхом, объяты ужасом.
2. - Лица в тот день униженные,
Униженные лица выражают испуг, эти лица неверных, ослушников, грешников. Им стало очевидно их место в аду.
3. - трудящиеся, работающие,
В аду они будут волочить тяжкое существование, нося за собой свои оковы и цепи.
4. - горят в огне пылающем,
Их ждёт приготовленный раскалённый ад. Как описывает Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, «Врагов Аллаха будет ждать заранее приготовленный свирепый ад».
Такое место получат распутники, ослушники, нечестивцы. Но этим не кончатся их страдания. Со всех сторон их окружат муки.
5. - поятся из источника кипящего.
Жаждущим в аду дается крутой кипяток. А что даётся им в еду?
6. - Нет у них пищи, кроме дари,
Им даётся в еду особые колючки, как их называют «шибрик». Это самая противная, грязная, вонючая еда. Представьте мученика в бесконечных ожогах, которому дали в еду колючки. Он их ест, изранив всё свои внутренности.
Дари – горькое, терпкое питье, отвратительное на вкус, символизирующее унижение.
7. - он не утучняет и от голода не избавляет.
Значит, всё это даётся в наказании адским.
Так заканчивается, описание положения тех, кто попадет в ад. А как будут чувствовать себя те, кто в раю?
8. - Лица в тот день благостные,
Эти лица прожили жизнь в молениях, делали добро людям, с терпеньем переносили все трудности жизни и крепко стояли на праведном пути. Им в награду Аллах дал райских садов.
9. - своим стремлением довольные,
Они довольны своей мирской жизнью, потому что за такую жизнь их вознаградил Господь.
10. - в саду возвышенном.
Они будут в саду Превышнем, где сады и реки, горницы и ручьи, дворцы и шатры и яства райские.
11. - Не услышишь ты в нем болтовни.
Райские жители не услышат ложь, сплетен, ругань и непристойных слов. Райские жители услышат только хорошие и приятные слова. Там ещё для них есть:
12. - Там источник проточный,
В них есть разные на вкус вина. В то время как адские пьют крутой кипяток, в раю же пьют прекрасные вина. Там еще есть:
13. - там седалища воздвигнуты,
14. - и чаши поставлены,
16. - и ковры разостланы.
Эта картина из райской жизни дается для того, чтобы человек имел представление о том, что ждет праведников. Описанное не¬сколько напоминает блага земной жизни. На самом деле райские кущи в корне отличаются от удовольствий, существующих в бренном мире. Помимо того, что блага рая во всех отношениях много¬кратно превосходят земные, они к тому же непреходящи. Все земное непостоянно и приедается.
После описаний загробной жизни Аллах вновь возвращает нас ко всему окружающему, напоминая вновь о своем могуществе, о необходимости того', что каждый должен думать о том, что его ждет после воскресения, а не о жизни ближней. Кто отвергает веру, наказан будет тяжко.
17. - Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы,
В этих аятах Аллах обращает внимание к четырём своим созданиям.
Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы. Во время ниспослания этих аятов в Аравии верблюд имел большое значение. Действительно верблюд – это чудо божественное, его строение – уши, нос, глаза, ноги, копыта соответствуют жизни в пустыне. Поэтому арабы называли его кораблём пустыни. Он вынослив в жаркую погоду, несколько дней может ходить без воды. Теперь посмотрим повнимательней на его глаза. Они расположены в верхней части головы, что даст возможность увидеть, что за спиной. Веки его защищают от песчаных бурь. Ноздри и уши защищены волосами, что не допускают попадание песка. На ветру морда верблюда и уши стягиваются и становятся неуязвимыми. Копыта его – своего рода рукава натянутые на кости, позволяющие ходить с большим грузом по пескам. Проголодавший верблюд непривередлив, он ест даже сухие ветки, колючки. Горб его своего рода продовольственный склад. При отсутствии пищи он питается своим горбом. В пустыне самая первая необходимость это – вода. Но Аллах сотворил верблюда так, что он не потеет, и вода в его организме не испаряется. Он способен в один прием выпить большое количество воды, до 60 литров. Это даёт возможность жить ему без воды 6 – 10 дней. Разве это не доказывает могущества Аллаха?
18. - и на небо, как оно возвышено,
Небо видно каждому землянину. Но посмотрите на его необъятность, на планеты, на их определённый порядок, на космические и метереологические процессы. Посмотрите поучительным и наставляющим взором, и вы увидите могущество Аллаха.
19. - и на горы, как они водружены,
Громада и таинственность гор всегда вызывали у людей трепетное отношение к ним, и всегда побуждали людей к преклонению перед небесными силами и их обладателем - Аллахом.
20. - и па землю, как она распростерта.
Земля, ее богатства, чудеса всегда были для мудрых людей, племен и народов источником их благоденствия, прогресса.
Далее Всевышний обращает наше внимание на Мухаммада, да будет мир над ним.
21. - Напоминай же, ведь ты - только напоминатель!
22. - Ты над ними - не властитель,
Да, он над ними не властитель. Особенность проповедческой деятельности в Исламе в том, что никто никого не заставляет принимать его. Людям напоминают о вере и убеждении. Кто, приняв это уверует в него и будет выполнять его предписания проживёт эту жизнь счастливо и спокойно. А на том свете его будет ожидать высшая награда.
23. - кроме тех, кто отвратился (от шариата) и впал в неверие.
24. - Ведь их накажет Аллах величайшим наказанием!
Да, отвернувшие от наставлений Пророка Мухаммада, да будет мир над ним, от Корана, от Ислама уготовят себе вечные муки на том свете.
26. - а потом, на Нас ведь - их расчет.
То есть пусть неверные на этом свете делают все, что хотят, так или иначе их судьба в руках Аллаха.
По преданиям, наш Пророк праздничные дни (хайита - праздника) читал «Саббихисма роббикал аълаа» и суру «Покрывающее».
Нуъман ибн Башир свидетельствует, что Мухаммад, да будет мир над ним, в пятничном молении также читал суру «Покрывающее».