89 АЛЬ-ФАДЖР "ЗАРЯ"
Ниспослана в Мекке, 30 аятов
Сура названа по первому аяту. Ниспослана в период ожесточенной борьбы мекканских многобожников - неверных с мусульманами. В начале суры Всемогущий Аллах даёт клятву, затем говорит о том, что обязательно придет день Страшного суда, когда одни получат заслуженную награду, а другие - наказание. Он напоминает неверным Мекки о судьбе тех, кто до них противостоял благочестивым, то есть о том, что сталось с самудянами, Фиравном и адитами.
Аллах ведет также речь о том, что нельзя мерить человеческое достоинство и добродетели богатством. Земные блага даются челове¬ку только для испытания его.
Всё это описывается в следующем порядке: в начале суры Аллах клянётся зарёй, десятью ночами, четом и нечетом, движущейся ночью. За этим следуют рассказы об адитах, самудянах и Фиравне, призывает людей брать пример и наставления с них. Далее говорится о поведении человека получившего блага Аллаха. В конце суры вкратце излагается страх Судного Дня, некоторые события этого дня и состояния неверных и верующих.
В Судный день все получат по заслугам.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Клянусь зарею,
«Фажр» - это ранняя заря, и одно знамение Аллаха. Не зря здесь напоминается заря, с каждым её наступлением человек должен поминать своего Господа.
2. - и десятью ночами,
Имеется в виду первая декада месяца Зуль-хиджа и последняя Рамадана. Все комментаторы едины во мнении, что десять ночей это ночи месяца Зуль-хиджа. В первой декаде Зуль-хиджи мусульмане выполняют хадж(паломничество). Первая декада Зуль-хиджи считается самым лучшим периодом в году. В хадисе, приведённым в книге Имама Бухари Пророк, да будет мир над ним, говорит: «Нет желаннее Аллаху ничего чем добрые, справедливые дела совершённые во время первых десяти дней Зуль-хиджи. Даже лучше «джихада» (борьба за дело Аллаха)? – спросили сподвижники. Да даже «джихад»».
Некоторые богословы указывали и на десять ночей месяца Рамадан, потому что в них сокрыт вечер «кадр» .
3. - и четом и нечетом,
Имеется в виду все создания в этом мире, так как они созданы парами. Даже в невидимых молекулах есть отрицательные и положительные ионы.
4. - и ночью, когда она движется!
В движущейся ночи есть столько чудес! Сколько в ней доказательств могущества Аллаха.
5. - Разве в этом ( в вещах, которыми клянемся) - не клятва
рассудительного?
Этот вопрос ещё раз подтверждает значение и величие перечисленных знамений. То есть, это напоминание рассудительным людям. Пусть они подумают о могущественности своего Создателя. Как и в других сурах не говорится здесь ясно зачем Аллах клянётся ими. Это один из особенностей стиля арабского языка. Следующие аяты объясняют причину клятвы.
6. - Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом,
7. - Ирамом, обладателем колонн,
8. - подобного которому не было создано в странах,
Ирам - город, которому в те времена не было равных по красоте и благоустройству.
Ад - государство на юге Аравии, жители которого отличались большим ростом, богатырским телосложением и силой. Они жили в высоких палатках, среди песков и слыли смелыми и бесстрашными. Однако это были люди недалекие и ограниченные. Они не призна¬вали Аллаха и поклонялись различным каменным идолам.
Всемогущий Аллах к ним посылает пророка по имени Худ - вы¬ходца из общины Ад. Он старается своих сородичей обратить в ис¬тинную веру, но те не желают его слушать. «Мы не хотим отрекать¬ся от веры своих пращуров», - говорят они, отстаивая свои убеждения. Несмотря на это, Худ стремится всячески разъяснить людям, что отказ от призыва Аллаха обернется для них ужасными последствиями. Но народ Ада не желал прислушиваться к голосу разума. Тогда Всевышний разгневался на это племя и перестал по¬сылать дождь. Обеспокоенные члены общины явились к пророку худу затем, чтобы спросить о причине этого бедствия, на что он ответил так: «Причина в том, что вы забыли Аллаха, не хотите сле¬довать по его пути!» Но нечестивцы стали насмехаться на Худом, паясничать и продолжали поклоняться своим богам.
Однажды небо потемнело. Черные тучи плыли прямо над полями, паз домами. Почувствовав недоброе, Худ побежал предупреждать сво¬их сородичей о надвигающейся опасности. Они же со смехом ответили ему, что тучи, наконец, несут им дождь. В это время начал дуть холод¬ный шквальный ветер, который превратился в ураган, сметавший все на протяжении семи дней и ночей. Пронизывающий неистовый ветер срывал палатки, уносил людей... Когда небо прояснилось и ветер стих, от грешного племени не осталось никого и ничего.
9. - и самудитами, которые пробивали скалы в долине,
Ты не знаешь что сделал твой Господь с ними? Про самудян и их пророка сказано в комментариях предшествующих сур. Здесь только подчёркивается их физическая сила строившая из скал дома и чудесные дворцы. До сих пор сохранились руины этих дворцов. Но, несмотря на это за их ослушание Аллах их уничтожил.
10. - и с Фиравном, обладателем кольев,
Ты не знаешь, что сделал с ним Аллах? О Фиравне было сказано: здесь аят обращает внимание на его мощную армию. Он думал с такой армией себя непобедимым, но Аллах утопил его вместе с его воинами.
Здесь подразумевается пытка, которой подвергал Фиравн верующих.
11. - которые творили нечестие в странах
То есть, жившие в разных местах земли племена Ада, Солиха и Фиравн ослушались своего Господа, погрязли в грехах.
12. - и умножали там порчу?
Натворили в своих краях много злодеяний и грехов, за что настигла их божественная кара.
13. - Пролил на них Господь твой бич наказания
Аллах поразил самудян страшным криком, адитам послал смертоносную бурю, а Фиравн утонул со своей армией.
14. - Ведь Господь твой - в засаде.
Аллах Всевидящ, Он видит и знает, кто чем занимается и посылает своё наказание тем кто свирепствует в своих злодеяниях.
Следующие аяты говорят о бедности и богатстве, об их действии на человека.
15. - А человек, когда испытает его Господь, почтит и облагодетельствует, тогда он говорит; «Господь мой почтил меня!»
16. - А когда Он испытает его и определит ему пропитание, то он говорит: «Господь мой унизил меня!»
У людей ошибочное понятие о бедности и богатстве. Они дума¬ют, что богатство дается некоторым как знак благословения Аллаха, а бедность – это, наоборот, знак неодобрения, недовольства Всевыш¬него. А на самом деле Всемогущий Аллах посылает богатство или бедность и плохому, и хорошему человеку. Может статься так, что богобоязненный, праведный человек попадет в тиски нужды, а бого¬хульник и нечестивец будут купаться в роскоши. Богатство и бед¬ность - это испытание, которому подвергает их Аллах. Как поведут себя люди в том или ином положении – будут ли чтить Творца или отвернутся от Него? Вот почему Аллах следующий аят начинает со слова» Каллаа» –«Нет».
17. - Так нет! Вы сами не почитаете сироту,
Нет! Вы не правы, богатство ваше это тоже вам испытание от Аллаха. Не думайте, что вам дал его Аллах потому что вы лучше других. Вы так думаете и поэтому не считаетесь с сиротами, не даёте им со своего имущества то, что им полагаётся, ибо в этом благе есть и доля сироты. Если бы вы дали ей (сироте) то, прошли бы через испытание, но вы не смогли пройти.
18. - не поощряете покормить бедняка,
потому что вы считаете богатство личным даром, а не испытанием. Но Аллах хочет чтобы вы его тратили по справедливости, давая беднякам, сиротам, вдовам и на пути Аллаха. Вы не думаете, о том, что Аллах мог бы и вас сделать бедняком, а его богатым и вы не напоминаете друг другу о голодающих бедняках. Напротив вы
19. - пожираете наследство (чужое) едой настойчивой,
вы настолько алчны, вам всё мало вашего добра, вы ещё присваиваете наследство других, ведь оно вам не дозволенное. Потому что вы …
20. - любите богатство любовью упорной.
После того, как Аллах разоблачил все непотребные действия богатеев и тех, у кого цель жизни – богатство, Он ниспосылает аяты, предупреждающие о наказании, – может быть, грешники опомнятся и пойдут по правильному пути.
21. - Так нет! Когда будет распростерта земля плоско,
Нет! Оставьте вы свои дела, исправьте себя, покайтесь, потому что каждого ждут впереди страшные вести и тяжёлые испытания. И тогда вы увидите
22. - и придет твой Господь и ангелы рядами,
то есть, эй Мухаммад, в День Суда когда придёт Господь судить людей и приступят ангелы, пришедшие рядами к исполнению воли Аллаха, тогда увидят отрицавшие богачи знамения Аллаха. Комментаторы приводят по поводу этого аята следующий хадис от Ал Мунзира ибн Саида, да будет доволен им Аллах: «В этом аяте имеется в виду явление Аллаха людскому собранию в День Суда. Этому и другим похожим аятам надо уверовать беспрекословно». Другие комментаторы считают, что смысл данного аята означает: «Когда придёт веление Господа».
Следующие аяты продолжают говорить о тяжёлых испытаниях ожидающих человека.
23. - и приведут тогда геенну - в тот день вспомнит человек, но к чему ему воспоминание?
То есть, если в этот день людям покажут геенну они тогда вспомнят, но от этого им не будет пользы. Имам Муслим передаёт от Абдуллах ибн Маъсуда хадис: «В День Суда 70 тысяч ангелов приволокут огненную геенну, удерживая её за 70 тысяч ручек». Тогда люди вспомнят о своих деяниях и сожалеют. Но последнее сожаление враг человека, оно не принесёт никакой пользы. Вот тогда
24. - Он говорит: «Если бы я уготовал вперед для моей жизни!
У грешников раскроются глаза. Сожалеют и плачут, но что толку от этого?!
25. - И в тот день никто не накажет его наказанием
26. - и никто не завяжет его оковами.
Да, конец любого дурного деяния таков. Сам Аллах набросит на преступника цепи – и нет надежды на спасение. Сам Аллах назначит наказание. Тогда не будет облегчения. О душевном состоянии людей после воскресения говорится в дальнейших аятах.
27. - О ты, душа упокоившаяся!
28. - Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей доволь¬ство!
29. - Войди с Моими рабами,
30. - Войди в Мой Рай!
Да, благочестивым будет сделано именно такое приглашение и именно в тот момент, когда неверные займут подобающие себе места в аду, и они будут страдать и физически, и от угрызений совести.
Приглашение в рай – это самое великое счастье.
Рассказывают, что сподвижник Пророка Муоз ибн Жабал, будучи Имамом, в намазе бомдод очень долго читал молитву. Один юноша, член его общины, не выдержал этого, и, сам быстро совершив свой намаз, ушел. После молитвы о поступке юноши сообщили Муозу, который назвал его лицемером. Узнав об этом, наш Пророк при случае спросил юношу, почему он так поступил. Юноша отвечал:
«О, Посланник Аллаха, Имам чересчур растянул молитву, и потому я сотворил свой намаз и пошел пасти своего верблюда». Тогда Мухаммад сделал замечание ибн Жабалу: «О Муоз, разве ты провокатор? Нельзя ли было тебе прочитать «Соббихисма роббика» и «Ваш-щамси влзухаха» или же «Вал фажри» («Зарю»)?»
Вот такое значение придавал Посланник Аллаха суре «Заря», которую мы тут разобрали.