90 АЛЬ-БАЛАД "ГОРОД"
Ниспослана в Мекке, 20 аятов
Это сура, как и многие суры названа словом из первого аята – «балад», означающее край, земля, город. Здесь имеется в виду город Мекка.
В предыдущей суре были осуждены богатеи, которые своей алчностью снискали дурную славу. Такие люди никого не гнушаются присвоить то, что им не принадлежит, обижают сирот, не помогают беднякам и обездоленным. А в этой суре идет речь о благородстве тех, кто освобождает своих рабов, помогает бедным, одиноким и тем спасает свою душу. Здесь еще раз упоминается о том, что обязательно наступит Судный день, что Аллах предначертал людям два пути – тот, который приведет к вечному блаженству, и тот, который приведет к геенне огненной. Только от самого человека зависит, какую дорогу избрать. Если богач не верит в Аллаха, то он может возгордиться, думая, что над ним никто не властен, что он полностью свободен в своих поступках и может творить все, что ему угодно. Но за это он расплатится в грядущей жизни. Поэтому следует призыв к имущим идти по пути добра – помогать нуждающимся, быть милосердным, сочувствовать сиротам и бедным.
Таким образом, Аллах воспитывает мусульман в духе милосердия, братства, любви и других высших человеческих качеств. Как и в других мекканских сурах цель ее укрепить веру верующих. В ней так же речь идёт о расчёте в Конце Света, о наказании и награде, и о различении благочестивых от нечестивцев. В начале суры произносится клятва городом Меккой, в котором жил Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, первородителями и их поколением, утверждается, что человек создан для труда в этом мире. Следующие аяты посвящаются богатым неверным и грешникам, которые использовали свои деньги и имущества по своему желанию и говорили, что их благотворительная деятельность предотвратит их от наказания Аллаха. Конец суры кратко излагает о положении неверных и верующих в Конце Света.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Нет, клянусь этим городом! (Благословенной Меккой).
Имеется в виду святой город Мекка. Это клятва указывает на благословенность и святость этого города. По воле Аллаха этот город стал благословенным, имея у себя Каабу – «дом Аллаха», место поклонения всех мусульман. В этом городе было ниспослано откровение Пророку Мухаммаду, да будет мир над ним. Все мусульмане мира стремятся хоть раз в жизни побывать в Мекке и совершить паломничество. По воле и милости Аллаха в этом городе не кончается благодать. Этот единственный город мира, где каждое живое существо чувствует себя безопасно, потому что нельзя в нём обидеть кого-либо, нельзя охотиться на зверей, нельзя навредить деревьям и растениям. В хадисе переданном Имамом Бухари и Имамом Муслимом сказано: «Конечно, когда Аллах сотворил небеса и землю сделал Мекку безопасной и чистой, она останется такой до Судного Дня. До меня она была никому не дозволенной, и после меня тоже не будет дозволенной никому» Следующий аят говорит ещё об одной причине благословенности Мекки.
2. - И ты живешь в этом городе (О Мухаммад).
Этот аят обращён Пророку Мухаммаду, да будет мир над ним. Большая честь городу приносит, что там живет Пророк Аллаха.
3. - И родителем и тем, что он породил!
«Валид» в этом аяте Адам – прародитель человечества и «валад» - это его верные, благочестивые поколения. Аллах клянётся Адамом и его лучшим поколением, тем самым благословляет благочестивых людей. Неверные грешники недостойны жить в этом городе.
4. - Мы создали человека в заботе.
То есть, мы создали людей для земных тягот. У каждого человека своя задача, обязательства, и выполнить их нелегко.
Действительно, человеку жить в этом мире не легко, он создан для земных тягот. Из сподвижников Абдуллах ибн Аббас высказал по этому поводу так: «Тяжело человеку находится в утробе матери, тяжело его рождение, его питание, отнятие от груди и его жизнь на этой земле, как и его смерть». Некоторые комментаторы считали, что этот аят ниспослан мусульманам в утешение, терпевшим на пути религии тяжкие испытания. Смысл этого высказывания в том, что кем бы не был человек, его жизнь не лишена трудностей. В следующем аяте речь идёт о человеке не признающем могущество Аллаха.
5. - Разве он думает, что его никто не переможет?
Если он богат, силен, горд, важен, имеет чины, может, так и думает, что никто с ним не справится. Может этот богатый неверный, ослеплённый своим богатством и силой думает, что он всесильный? Обычно неверные, если они имеют власть и богатство думают что, до них никто не доберётся. Такие люди были во все времена. И сейчас их немало. Муфассиры приводят имя неверного Абул Ашудда ибн Калды, по поводу которого ниспослан этот аят. Он был сильным и гордился своей силой. Он стелил на землю шерсть зверя, вставал на него и объявлял награду тому, кто сможет его снять оттуда. Десять человек старались свалить его, но он был непоколебим и поэтому гордился, хвастался своей силой. Он попросту тратил свою силу. Есть и другие неверные, которые считают, что их богатство растраченное по пустяковым делам им поможет в Судном Дне.
6. - Говорит он: «Я погубил богатство несметное!»
Когда говоришь богачам: «Делай добро!», они отвечают: «Я пожертвовал богатство несметное'« Обычно это ложь. Богатей тратятся не на добрые дела, а на пустяки, интриги, разврат. Великий Аллах все знает!
7. - Разве он думает, что его никто не видел?
Каким бы богатством, здоровьем ни обладал человек, он не дат-жен забывать, что все это ему подарил Аллах.
Пусть этот гордец знает, что его видит Всевидящий Аллах, куда бы он не прятался. Его богатство и его сила на счету у Аллаха. Пусть он не забывает, что богатство и здоровье это великие блага от Аллаха.
Об этом Всевышний напоминает в следующих аятах.
8. - Разве не сделали Мы ему пару глаз,
9. - и язык, и пару губ
10. - и повели его на две высоты?
Комментируя эти три аята (8-10), наши богословы приводят такой хадис-и-кудси: «Наш Пророк свидетельствует: «Аллах говорил: «О человек, я дал тебе несметные блага, за которые тебе трудно отбла¬годарить. Одно из благ - это твои глаза, которыми ты должен видеть дорогу' прямую. А если ты увидишь нечисть, закрой свои глаза. Я дал тебе язык и губы, и потому говори только правду и то, что я тебе велел и велю, не говори лишнего, не болтай. Я тебе дал половые органы - не прелюбодействуй! О человек, если ты не убере¬жешься от грязи, лжи, блуда, гнев мой будет страшен, беспощаден!»
В этих аятах суры, как видим, Всевышний напоминает, что одарил человека бесценными дарами, в том чисто зрением, благодаря которому он наслаждается красотой и прелестями мира. Кто, кроме Создателя, способен на такое чудо? Никто! И потому мы преклоня¬емся перед Ним, молимся Ему, стараемся идти по пути, указанному Им. Только таким образом человек может отблагодарить Господа.
Разве не великие блага - язык, губы. Какую роль в жизни человека играет язык, объяснять, думается, излишне. Если, не дай Бог, что-либо случится с языком, человеку трудно найти от этого исцеление и он с огромными усилиями сможет общаться с себе подобны¬ми, повелевать животным. Так же важны губы, уши, руки - любой, даже самый маленький член нашего организма. За все это мы должны всегда благодарить Создателя.
Еще об одном величайшем благе необходимо нам помнить. Это наше с вами умение мыслить, отличать черное от белого, зло и добро, умение предвидеть-смотреть в будущее. Эти качества, слава Творцу, спасают нас от множества необдуманных поступков, позволяют отличать истину от всего наносного, ориентироваться на путеводную звезду. Но, к сожалению, не всегда и не все выбирают правильный путь, блуждают впотьмах, их одолевает лень в борьбе с трудностями, добрые дела для них кажутся неимоверно тяжкими, такие люди теряют не только совесть, но и веру. Вот о таких и пойдет речь в следующем а яте.
11. - А он не устремился по крутизне!
Смысл этого аята заключается в том, что работа, которая обременяет человека, сравнивается устремлением по крутизне. Затем, «важность крутизны» подчёркивается риторическим вопросом.
12. - И что даст тебе знать, что такое крутизна?
13. - Отпустить раба
Известно, что в период ниспослания Корана в мире процветало рабство, против которого первым объявил войну Ислам. Освобожде¬ние рабов было низведено в ибодат – в ранг добрых деяний.
14.- или накормить в день голода
Совершить доброе дело – дать пищу именно в момент голода, ведь во времена всеобщего благоденствия накормить нуждающегося - не особая доблесть.
15. - сироту из родственников
Наш Пророк говорил: «Я и сирота в раю вместе - как мой сред¬ний и указательный пальцы». Из этого следует, что помогать осиротевшим – долг мусульманина. Спешите делать деяние доброе!
16. - или бедняка оскудевшего!
Настоящая помощь – помощь действительно нищему, крайне нуж¬дающемуся. Эта помощь должна оказываться из чистых побуждений, а не ради корысти, не ради славы и похвальбы. Иначе она не зачтется.
17. - Потому будет он из тех, что уверовали и заповедуют терпе¬ние и заповедуют милосердие.
18. - Эти - владыки правой стороны!
Так здесь названы праведники, которых ждет рай.
Для того, чтобы стать добродетельным, милосердным, нужно стойко верить в Аллаха и к этому призывать других.
В одном из хадисов Пророк говорил: «Аллах милостив к тому, кто проявляет милосердие к другим!»
19. - А те, которые не уверовали в Мои знамения, они – владыки левой стороны (так здесь названы неверные).
20. - Над ними – огонь сводчатый. Их ждет вечная геенна огненная.
Не уверовавшие в Аллаха, в Его Пророка, да будет мир над ним, в Его Книгу получат свои свитки деяний в День Суда в левую руку и направятся в ад. Здесь опять проявляется особенность стиля Корана: вслед за призывом к богоугодным делам идёт сразу угроза неверным. После описания рая идёт описание ада.