91 АШ-ШАМС "СОЛНЦЕ"
Ниспослана в Мекке, 15 аятов
Первое слово суры стало её заглавием. Она начинается с клятвы солнцем, его лучами, месяцем, зарёю, темной ночью, небом, землёй и душой способной найти правильный путь. Этим самым подчеркивается, что богобоязненный человек обретёт спасение, а ослушник подвернёт себя мучениям. Далее сура рассказывает о самудянах, об их грехах и о каре Аллаха, подчёркивается назидательная сторона этого рассказа.
В начале суры Великий Аллах разъясняет, в чем отличие хорошего от плохого, доброго деяния от злодеяния, благости от греха.
Разум дан человеку, чтобы различать, что праведно, а что скверно. Но, к сожалению, не всегда разум берет верх над невежеством.
Во второй части суры на примере самудян показано, как грехопадение может привести к трагическим последствиям.
В конце суры говорится, что Аллах не боится о последствиях своего решения, уничтожая грешников.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Клянусь солнцем и его сиянием,
Если обратить внимание на суры, начинающиеся с клятв, можно заметить, что каждая их них имеет свои особенности в соответствии со стилем, с тематикой, со смыслом. В этом аяте клятва даётся не просто солнцем, но ещё одной его особенностью, а именно его лучами. Клятва само собой настораживает читателя, готовит его внимание к причине заставляющей клясться.
Во-первых, Аллах обращает внимание читателя к солнцу: на его размер, энергию и другое. Сейчас всем известно, что солнце на один миллион триста раз больше земли. Как утверждают астрономы, поверхность солнца в один квадрат метр источает энергию равной, восьмидесяти четырём тысяч лошадиных сил. Кто мог создать такой источник энергии. Специалисты передают, что если тепло, передаваемое солнцем немного уменьшиться земля заледенеет, а если умножится, разгорится. Кто мог придумать такое точное измерение? Каждый разумный человек задаёт себе подобные вопросы. Ответ на них один: Аллах! Остаётся только уверовать в Него, и поклонятся Ему.
2. - и месяцем, когда он за ним следует,
В этом аяте клятва даётся луной, когда она за ним следует. Здесь есть намёк на то, что луна зависит от солнца, она берёт свое сияние от него. Луна, как и солнце доказывает могущество Аллаха. Не было бы её жизнь на земле стала бы невыносимой, так как всем известно, её воздействие на окружающий мир. Все эти факторы, если подумать приводят к мысли о том, что есть Мудрый Создатель установивший этот порядок и руководивший им.
3. - и днем, когда он его обнаруживает,
Здесь можно повторять всё то, что сказано в предыдущих аятах.
4. - и ночью, когда она его покрывает,
Клятва в этом аяте выражена доступным воображению человека языком. На самом деле, по научному ночь наступает в следствии вращения земли. Но людям кажется, что ночь наступая, покрывает солнце. Так какой же мудрец установил такие законы природы? Конечно, Аллах. Значит, каждый вдумчивый человек должен уверовать в Аллаха и поклоняться Ему.
5. - и небом, и тем, что его построило,
Этот аят содержит два смысла. Первый смысл сказан в переводе, а во втором смысле клятва произноситься небом и его Создателем. Эти два смысла дополняют друг друга. Сотворение неба разве простое дело? С бесчисленным количеством созвездий и планет? На это только способен Аллах. Одно только это знамение должно стать толчком к вере в Аллаха.
6. - и землей, и тем, что ее распростерло,
7. - и всякой душой, и тем, что ее устроило,
Аллах создал человека с душой и с плотскими желаниями. Создал Он его мастерски, способным на совершенствование и всё в его организме в норме, каждому желанию присущи определённая сила и способность. Человек, глядя на себя должен уверовать в Аллаха и молится Ему.
Для чего же Аллах поклялся столькими святынями? А для того, чтобы донести до каждого человека, что душа, совесть его должны быть чистыми, незапятнанными.
8. - и внушило ей распущенность ее и богобоязненность!
То есть, Аллах показал что дозволено и недозволенно плотским желаниям и душе человека.
9. - Получил прибыл тот, кто ее очистил;
Тот кто, обуздав свои плотские желания, будет чист от тяжких грехов, покается и будет богобоязненным, тот, конечно, получит награду и в этом мире, и в загробном.
10. - понес убыток тот, кто ее утаил.
Но тот, кто осквернит себя неверием, грехами тот пусть не рассчитывает на счастье.
11. - Сочли лжецом самудиты в своем заблуждении.
Самудяне жили на территории Аравийского полуострова, в северной части Хиджазского края, в местности Хадж. Сейчас это местность называется Мадаини Салих, что означает «город Салиха». Среди них жил человек по имени Салих, которого Аллах избрал пророком. Но самудяне не стали слушать его проповедей, обозвали его лжецом и потребовали у него в утверждении его пророческой миссии показать им чудеса. Тогда Аллах наделил его способностью, и тот выявил из камня верблюдицу и велел не убивать её. Пророк Салих установил порядок питья воды из источника по очереди: один день верблюдица, один день самудяне. Пророк предупредил своих соплеменников, если они навредят животному, то их настигнет кара Аллаха. Многие увидев это чудо пришли к вере, но власть имущих это обеспокоило. Они боялись потерять свой авторитет и решили зарезать верблюдицу. Пророк просил их отказаться от такой греховной затеи и предупредил о наказании, но они настояли на своём и злосчастный по имени Кадор бин Солиф зарезал её. Тогда Аллах направил на них свой гнев и уничтожил их. Спаслись только пророк Салих со своими последователями. Следующие аяты описывают подробности.
12. - Вот поднялся их злосчастнейший (самудянин, который зарезал чудесную верблюдицу),
То есть, самый ярый преступник Кадор бин Салиф поднялся с места и приступил к делу, зарезал знамение Аллаха.
13. - и сказал им посланник Аллаха: «Верблюдицу Аллаха и питье ее!»
14. - И сочли они его лжецом и подрезали ее, и истребил их Господь их за их прегрешение и уравнял это,
То есть, за такое сомнение и неподчинение воле Творца, переданной через Пророка, Аллах полностью уничтожил их край, обрекая всех на муки.
15. - не страшась последствий этого.
Здесь содержится намек на то, что земные цари боятся своих дел, а Создатель ни перед кем не отвечает за свои свершения.