92 АЛЬ-ЛАЙЛ "НОЧЬ"
Ниспослана в Мекке, 21 аятов
Сура названа первым словом первого аята. «Лайл» означает ночь. Сура начинается с клятвы. Аллах клянётся ночью, днём, мужчиной и женщиной, говорит о разных людских характерах. Затем сура указывает на две дороги, одна, которая ведёт к счастью, а другая, которая ведёт к несчастью. Описываются качества благочестивых и неверных и характеризуются обитатели рая и ада. Далее утверждается никчемность земного богатства неверных и грешников, что они не принесут пользы в День Суда.
Данная сура о противоречиях, присущих всему живому, всем явлениям природы, всему мирозданию.
Она состоит из двух частей. В первой из них приводятся совершенно различные моральные качества. Так, одни люди используют свое богатство по велению Аллаха, становятся благочестивыми, от¬личают добро и зло. В другую же группу входят люди жадные, завистливые, которые не боятся Господа, не стесняются лгать, принимают правду за ложь, низость за достоинство. Каждому в Судный день воздается по заслугам.
Во второй части суры говорится о том, что Аллах указал человеку правильную дорогу, посылал пророков, Небесные книги.
Конец суры описывает благочестивого человека.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Клянусь ночью, когда она покрывает,
2. - и днем, когда он засиял,
3. - и тем, что создало мужчину и женщину, -
Великий Аллах клянется своими великими дарами. Ночь и день – одни из этих даров. Без них не было бы самой жизни.
Создание мужчины и женщины – тоже великое благо, драгоценный дар. В отсутствие кого-либо из них невозможно продолжение рода, то есть прекратится жизнь.
Так как, Аллах поклялся вещами противоположными, то и в дальнейших аятах развивается эта мысль.
4.- стремления ваши различны!
Воистину, дела и мысли у людей различны. Это неудивительно – сколько на свете людей, столько и характеров, поступков, интересов, условий жизни и т.д. Соответственно отличаются их стремле¬ния и жизнедеятельность. Тем не менее, между ними существует нечто общее.
5. - Но тот, кто давал и страшился,
Использование денег и имущества согласно указаниям Аллаха тоже является поклонением. Например, материальная помощь беднякам, чужестранцам, больным или на пути развития религии считается финансовым поклонением. Его ещё называют «садака» – подношение, милостыня. Многие люди претендуют на то, что они истинные верующие. Они действительно выполняют некоторые предписания Ислама, но их вера проверяется тогда, когда они используют своё богатство. Крепкая вера у того, кто может своё имущество пожертвовать ради Аллаха. Ислам призывал к такому поклонению людей с первых дней своего становления.
При финансовом поклонении, как и в других религиозных отправлениях, требуемое условие – богобоязненность и искренность. Человек не должен совершать его ради личных интересов, преследуя другие цели.
Наш Пророк говорил: «Каждый Божий день два ангела, стоя по разные стороны заходящего солнца, кричат: «О, Великий Создатель! Тому, кто дает, приумножь богатство, а тому, кто не даст, и Ты откажи». Призыв этих ангелов, кроме людей и джиннов, слышит все сущее. И читал эти аяты.
6. - и считал истиной прекраснейшее, -
Слово «прекраснейшее» понимается по-разному: прекрасное слово – «Ла илаха ил Аллах» (Нет божества кроме Аллаха), прекрасный народ – народ Ислама, прекрасный удел – райский удел и т.п. Такое изложение одна из особенностей стиля Корана. Если здесь прилагательное сопровождалось бы с существительным, сузился бы смысл аята, а так можно понимать многое. Значит, кто утверждает прекраснейшее…
7. - тому Мы облегчим к легчайшему.
Мы ему облегчим путь Ислама и путь к раю. Путь Ислама, по своей сути очень легкий путь, нет никаких затруднений в его вере, условиях, поклонениях. Лёгкий удел – это райский удел, лишенный трудностей.
8 - А кто скупился и обогащался,
Следующие аяты приводятся в противоположность предыдущим аятам здесь говорится о неверии и его последствиях.
9. - и считал ложью прекраснейшее, -
И лжецов отрицающее знамение Господа и религию Ислам.
10. - тому Мы облегчим к тягчайшему.
И Мы затрудним им путь. Неверие, грех, непокорность и ослушание приводят к аду. Кто идёт по злосчастному пути каждый момент может провалиться в пропасть. У неверующего трудный моральный путь, потому что у него нет опоры. Грешника настигнет гнев людей и Аллаха, но самое страшная участь его ждёт впереди на том свете.
11. - И не спасет его достояние, когда он низвергнется.
Да, в аду ему его деньги и богатство не помогут, они наоборот будут доказательством против него. Здесь важно отметить один аспект, это отражение требований того времени, когда были ниспосланы эти аяты. В начале Ислама главной целью были вопросы о вере и единственности Аллаха. Уверовавшему в Единого Аллаха и Его Пророка был обещан рай. После ниспослания этих аятов проповедники пропагандируя к подношению, благотворительным акциям утверждали людям, что они своим поступком заслуживают рая. Действительно, в начале Ислама люди сумевшие исполнить этих требований Аллаха и Пророка и умершие заслужат рая. Так гласят хадисы. Здесь возникает вопрос: Почему среди условий ведущих к раю, не перечислены другие важные столпы Ислама? Просто нет в этом нужды. Высказывание Пророка, да будет мир над ним: «Совершивший такое то деяние заслужит рай», надо понимать так, что это одно из условий на пути к райской жизни.
Следующие аяты говорят, что только Господь обращает в Ислам кого хочет, этот и загробный мир принадлежат только Ему, Он предупреждает людей о Судном Дне и об аде.
12. - Ведь на Нас лежит прямой путь.
Великий Аллах не раз посылал людям пророков, небесные книги и, таким образом, направлял на путь истинный.
13. - И ведь Нам принадлежит жизнь последняя и первая.
Поэтому тот, кто хочет приобрести счастье в этом и в загробном мирах, должен просить с мольбой его у Аллаха.
14. - И вот увещаю Я вас огнем, который пылает;
Имеется в виду ад.
Как передает Имам Бухари, наш Пророк говорил: «В день Страшного суда приговоренные на адские муки будут подвергнуты таким пыткам, что под ноги приговоренных даже к самым легким наказаниям будут подложены горящие прутья, от пламени которых у грешников закипят мозги».
15. - горит в нем только несчастнейший,
Как передает Имам Ахмад, наш Пророк говорил: «В ад попадет – только злосчастный». Его спросили: «Кого же можно назвать злосча¬стным?» Пророк ответил: «Того, кто не молится и грешит всегда».
16. - который счел ложью и отвернулся.
То есть, счел веру в Аллаха ложью и отверг ее.
17. - Удален от него (от ада) будет богобоязненный,
То есть, человек богобоязненный с твёрдым убеждением будет спасён от адских мук.
18. - который приносит свое достояние, чтобы очиститься.
То есть, этот правоверный и благочестивый человек свои деньги и богатства тратит на пути Аллаха. И он постоянно очищает себя от грехов, кается и поэтому Аллах вознаградит его.
19. - И ни за кем нет у него милости, которая должна быть вознаграждена,
Многие люди рассуждают так: если кто-то для меня сделал доброе дело, то мне тоже нужно отплатить добром, и начинают одари¬вать этого человека деньгами, вещами. Как видно из данного аята, Аллах не одобряет такое поведение. Всякое доброе дело должно быть бескорыстно – только во имя Всевышнего.
20. - если не из стремления к лику Господа его высочайшего.
21. - И он будет доволен.
Многие комментаторы Корана (муфассиры) утверждают, что аяты 15-17 ниспосланы в честь Абу Бакра Сиддика, В подтверждение они приводят следующий рассказ.
Некий Умайяту ибн Халаф стал жестоко преследовать своего раба Билол ибн Робаха за то, что тот принял Ислам. Халаф в самые жаркие часы дня клал рабу на грудь гранитный камень и приговаривал: «Если не откажешься от Мухаммада, так и сдохнешь!»
Однажды мимо проходил Абу Бакр Сиддик. Увидев такую сцену, он воскликнул: «До каких пор будешь мучить беднягу, побойся Бога!» Халаф ответил: «Это ты сбил его с пути. Если жалеешь, освободи!» Тогда Абу Бакр выкупил Билола и отпустил его на волю.