95 АТ-ТИН "СМОКОВНИЦА"
Ниспослана в Мекке, 8 аятов
Название дано по первому аяту, в котором передаётся клятва смоковницей и маслиной.
В предыдущей суре Всемогущий Аллах говорил о нашем Пророке Мухаммаде, да будет мир над ним – самом лучшем среди людей. А в данной суре речь пойдет вообще о человеке, его добродетелях и недостатках.
Сура начинается, как мы сказали клятвой, где Аллах клянётся смоковницей, маслиной, горою Синаем и городом Меккой о том, что Аллах сотворил человека в самом прекрасном облике. Конечные аяты говорят о справедливости Господа и о Его обещании в Конце Света праведникам награду, а грешникам мучение.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Клянусь смоковницей и маслиной,
Аллах клянется этими деревьями потому, что плоды их широко распространены и любимы людьми, особенно арабами. Вторая причина побуждающая клясться Аллаха этими деревьями, то, что они росли в священном городе Мекке. Следующий аят можно сказать, по смыслу связан с первым, имеется в виду места, где ниспосланы откровения Пророку, да будет мир над ним.
2. - и горою Синаем,
На горе Синае пророк Муса общался с Аллахом. Гора находится на Синайском полуострове. Место это священно, поэтому Творец клянется им.
3. - и этим городом безопасным!
Имеется в виду священная Мекка. Все мы хорошо знаем, что Аллах сделал ее благословенной. Для арабов и для всех мусульман она святая святых. В Мекке издревле никто не ссорится, не обижает друг друга, не наносит ущерба ее природе – ни ее животным, ни птицам.
4. - Мы сотворили человека лучшим сложением,
Человек – самое совершенное существо, созданное Аллахом, это общеизвестно.
5. - а потом вернем его в нижайшее из низких (состояние),
Намек на то, что человек из-за своих низких и греховных поступков может быть низвергнут в унизительное, оскорбительное состояние.
Всевышний создал ангелов, которые не испытывают никаких потребностей – ни чувства голода, ни интереса к богатствам, не женятся и т.д., находятся в постоянной молитве и безгрешны.
Животных Аллах сотворил без разума, и у них требования самые приземленные – есть, пить, размножаться. И посему они не ответственны за свои поступки.
Человек как самое совершенное существо действует по велению разума, чести, совести, может добиться положения выше, чем ангелы, но если уж свернет с пути истинного, то может пасть ниже скота. Вот тогда он и увидит асфала сафилин – ада, нижайшее из низких...
6. - кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, - им награда неисчислимая!
Только истинные верующие, творившие богоугодные и добрые дела спасутся от ада, и они будут окружены почётом и получат нескончаемые награды.
7. - Что же после этого заставляет считать тебя лгущим о суде?
Всё стало ясно: и то, что Аллах сотворил человека в прекрасном облике, уверовавшие в Него и в День Суда получат вознаграждения, а грешники мучения ада. Так что же тебя заставляет отрицать День Суда, расчёт и наказание? Не лучше ли тебе уверовавшись в Аллаха, подчиняться Ему.
8. - Разве Аллах не лучший из решающих?
Как говорится в преданиях, наш Пророк - да благословит Его Создатель! - прочитав этот аят, произнес: «Нужно прочитать: «ва ана ала залика минаш шахидийи» (я тоже свидетель тем делам)».
Разумеется, Великий Аллах - самый справедливый судья. Каждому воздаст Он по заслугам.
Как рассказывает Барро ибн Азиб, наш Пророк во время путешествий к одному ракату своего намаза прибавлял «Смоковницу».