96 АЛЬ-АЛАК "СГУСТОК"
Ниспослана в Мекке, 19 аятов
Словом второго аята названа эта сура. «Алак» означает буквально пиявка. Все червеобразные вещи, присосавшихся к чему-нибудь арабы называют «алак», но все комментаторы Корана подчёркивают ещё один смысл этого слова – сгусток крови. Потому что согласно суре в матке беременной женщины просто не может быть пиявки. На самой начальной стадии эмбрион человека бывает в виде сгустка крови. Поэтому толкователи истолковывали это слово как сгусток.
Перед Кораном ум и воображение человека слишком ограничены. С развитием науки и техники смысл Корана обогащается. Например, с развитием медицины наука обогатилась новыми научными открытиями. Начались исследования эмбриона новейшими и сложными приборами и результаты показали, что эмбрион в определённом периоде своего развития очень похож на пиявку, присосавшейся к стенке матки женщины. Были даже опубликованы фотографии эмбриона на разных стадиях развития. Это научное чудо Корана признали и западные учёные. Если в первом ниспосланном слове Корана было сокрыто научное чудо, это разве недостаточно чтобы уверовать в Аллаха и в Его религию Ислам?! Это чудо отражается во втором аяте, первый аят её отражает духовное чудо, а именно «Читай! Во имя Господа твоего»…
Это было первым велением Аллаха Человечеству. Самое главное оно было ниспослано человеку не учёному, не владевшему письмом, представителю необразованного народа. С этим призывом к науке и к образованию Ислам начал борьбу против невежественности, мрака и суеверия.
Наидостойный Господь, сотворивший человека из сгустка крови научивший его владеть пером и знанием призывает его к учёбе. После этого говорится о непокорном невежде, которого ослепило богатство и утверждается, что его возвращение к Аллаху и приводятся в назидание поступок одного из таких невежд.
Заключительная часть увещевает неверных о последствиях неверия и призывает Пророка, да будет мир над ним, и всех верующих не боятся испытаний многобожников, быть стойкими и продолжительными в своих религиозных отправлениях.
Эта самая первая сура Корана, которая была ниспослана Мухаммаду, да будет мир над ним в пещере горы Хиро. Тогда к Нему явился архангел Гавриил и зачитал начальные аяты, а остальные позже.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил -
Читай, учись ради Аллаха, а не ради чинов, богатства, славы и т.д.
2. - сотворил человека из сгустка.
Здесь намек на то, что после интимной близости и оплодотворе¬ния женской яйцеклетки образуется сгусток – зародыш. Он вначале своим видом напоминает пиявку.
3. - Читай! И Господь твой щедрейший,
4. - который научил каламом.
5. - научил человека тому. чего он не знал.
Как мы уже сказали эти пять аятов были ниспосланы Пророку Мухаммаду, да будет мир над ним, во время его поклонения в пещере Хиро, близ Мекки. С этого святого, божественного указания началось ниспослание Великого Корана, и с этого дня в истории человечества началась новая счастливая эра. С этого дня Создатель сам начал вмешиваться в жизнь и деятельность людей и направлять их на правильный путь, потому что человечество достигло своего совершенства для принятия Ислама. Это грандиозное событие трудно передать словами, многие пытались выразить свои чувства, одним из таких был муфассир Исмаил ибн Касир, да будет доволен им Аллах, писавший в своем комментарии: «Первое, что было ниспослано из Корана – эти благословенные пять аятов из суры «Алак», это первая милость Аллаха, оказанная своему самому совершенному созданию. В ней говорится, что человек сотворён из сгустка крови. Великая милость Аллаха, научившего его познавать с помощью знаний, и Аллах восславил и возвысил знанием человека, тем самым сделал его выше ангелов». Да, действительно. Поэтому здесь подчёркивается значение пера. Оно всегда, олицетворяло образование и просвещение, но 14 веков тому назад эту истину арабы не знали, и Коран первым возвестил об этом.
В следующих аятах изложены некоторые особенности человеческой природы. В частности, разбогатевшись он забывает свою суть, становится ослушником и непокорным.
6. - Но нет! Человек восстает
7. - от того, что видит себя разбогатевшим.
8. - Ведь к Господу твоему - возвращение!
Многим богатство и должность ослепляют глаза и разум. Такие думают, что им всё дозволено, забывают о своей беспомощности и своего Создателя. Поэтому без отчёта совершают разные преступления. Но так пусть они знают: «Ведь Господу своему – его возвращение». В День Суда они предстанут перед Господом и ответят за свои деяния.
Следующие аяты говорят о тех, кто сбивает людей с пути Аллаха.
9. - Видал ли ты того, кто препятствует
10. - рабу, когда он молится?
Но преданию, главарь мекканских неверных Абу Жахл го¬варивал: «Если я увижу, как Мухаммад молится у Каабы, я на шею его положу ногу». Когда слова Абу Жахла дошли до Пророка он сказал: «Если Абу Жахл ко мне приблизится, его унесут ангелы». В этом аяте. можно с уверенностью сказать, имеется в виду Абу Жахл.
11. - Видал ли ты, был ли он на правом пути
12. - или приказывал богобоязненность?
Не лучше было бы ему, если бы он призывал к богобоязненности людей. Конечно, для него было бы лучше. Но он бунтарь, вместо того чтобы призывать людей к истине, захотел помешать любимому Аллахом человеку совершать поклонение.
13. - Видал ли ты, обвинял он во лжи и отвернулся?
То есть, отверг истинную религию.
14. - Разве не знал он, что Аллах видит?
Да, Аллах видит все его прегрешения; придет время, и наказание настигнет нечестивого.
15. - Так нет! Если он не удержится. Мы схватим его за хохол -
16. - хохол лживый, грешный.
Если этот неверный не откажется от своих грехов, не покается, схватят его за хохол и потащат его в огненную пропасть. И пусть он зовёт своё сборище.
17. - И пусть он зовёт свое сборище -
18. - Мы позовем стражей!
И Мы тоже позовём, карающих обитателей ада. И они не найдут на том свете своих заступников.
19. - Так нет! Не подчиняйся ему, и поклонись, и приблизься!
То есть, поклонись только Аллаху, постарайся приблизиться к Нему.
Этот аят для поклонения. Кто услышит или прочтет его, должен совершить поклон.
Имам Муслим в хадисе, переданном Абу Хурайрой, свидетельствует, что наш Пророк говорил: «Благочестивый к Аллаху приближается больше тогда, когда поклоняется ему, в тот момент побольше читайте «дуо» (молитву)».