98 АЛЬ-БАЙЙИНА
Ниспослана в Мекке, 8 аятов
Сура названа последним словом первого аята «баййина», что означает «открыто изложенное», «открытый документ», «доказательство». Доказывающее знамение Аллаха это «баййина», в данной суре это пророчество Мухаммада, да будет мир над ним.
До ниспослания нашему Пророку Священного Корана жизнь на Аравийском полуострове была очень бурной, полной проблем, больших и малых. Арабские кочевники-бедуины и другие племена бесконечно воевали между собой, лилась кровь, люди были суеверными, невежественными.
Иудеи говорили арабским идолопоклонникам, что скоро Аллах направит к вам Пророка, который укажет людям истинный путь, мы пойдем за ним и добьемся победы над вами. На это идолопоклонники отвечали, что в таком случае этот пророк будет ближе к нам и станет нашим. Когда же Всемогущий Аллах выбрал Пророком Мухаммадом, да будет мир над ним, то и те, и другие выступили против него. Неверие ослепило их души и глаза, не дало рассмотреть Истину.
Второе название суры «Лам Якун». Эта сура рассматривает: отношение людей Писания к пророчеству Мухаммада, да будет мир над ним, о религиозных отправлениях, о положении праведников и язычников в Судном Дне. В конце суры подчёркивается правота верующих и их места в раю.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. - Те, которые не веровали из людей писания и многобожников, не отделялись, пока не пришло к ним ясное знамение -
Люди писания – это иудеи и христиане, а многобожники – идолопоклонники. Несмотря на то, что их Книги искажены людьми, всё равно их называют людьми Писания. Иудеям ниспослана Тора, а христианам Евангелие. Язычники тоже идолопоклонники. Некоторые говорят, что иудеи называют Ездру сыном Аллаха, а христиане Иисуса Христа. Обожествляя, их они делают их сотоварищами Аллаха, но вместе с тем их отношения к Господу даёт право называть их людьми Писания. Аят говорит: те, которые не веровали из людей писания и многобожников… означает, что эти две категории считаются неверными. Возникает вопрос: «Ведь люди Писания верят в Аллаха, пророков, Книги, Конец Света?» Но этот вопрос не уместен, потому что они не уверовали так, как велел им Господь, они по своему усмотрению переделали Божье Слово, а это большой грех.
Откровение и ниспослание Корана были главным доказательством знамения Аллаха. Также было ясно, что и люди Писания тогда были во мраке и неведении. В аяте сказано, что они не отделялись, не пришло им ясное знамение. От чего не отделялись? От суеверий, придуманных ими самими, от мрака и от неверия. Когда пришёл Пророк Мухаммад, да будет мир над ним, с ясным знамением, некоторые из них уверовали в него.
Следующий аят конкретизирует «ясное знамение».
2. - посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки,
То есть, ясные знамения Пророка, да будет мир над ним, и он им несёт Слово Аллаха.
3. - к которых писания прямые.
В этих свитках есть удивительные и правдивые писания.
4. - И не разделились те, которым было принесено писание, иначе как после того, как пришло к ним ясное знамение.
Раньше иудеи и христиане в один голос говорили, что скоро появится новый пророк, чьи достоинства ясно описаны в священных книгах.
Когда же Всемогущий Аллах послал Мухаммада, да будет мир над ним, они заволновались и разделились. Некоторые из них приняли Ислам, другие отвергли, третьи стали утверждать, что они ждали другого пророка.
5. - И было им повелено только поклоняться Аллаху, очищая пред Ним религию, как ханифы, выстаивать молитву, приносить очищение. Это - вера прямоты!
Иудеям и христианам было велено поклонятся только единственному Аллаху. Но они ослушались и обожествили Пророков Ездру и Иисуса, Марьям и даже своих священников. Об этом сказано в суре «Покаяние»: «Они взяли своих книжников и монахов за Господь себе, помимо Аллаха и Мессию, сына Марьям. А им было повелено поклонятся только единому Богу, помимо которого нет божества…» (9:31).
«Очищая перед ним религию…» означает, что людям Писания было приказано в их Книгах неуклонно следовать по пути истинной религии, но они внесли в них разные изменения, дополнения и ересь и назвали это божественным руководством.
Прямое следование религии предусматривает прежде всего достигать согласия только Единственного Аллаха. Искренняя привязанность к Аллаху и Его религии является сутью поклонения и служения Аллаху. В хадисе «кудси» Аллах говорит: «Я чист от соучастников. Если, кто в своих деяниях приравняет Мне другого, Я отвернусь от него и от его «идола». Богословы – теологи делят людских деяний на три группы:
1. Предписания Аллаха. В исполнении их нужно преследовать только одну цель – добиться согласия Аллаха. Если цель преследует другое, то исполнитель его становиться лицемером.
2. Запреты Аллаха. Кто оставит их просто так без цели он обережёт себя от вреда, но это не учтётся перед Аллахом, но если кто не совершит запретного из-за страха перед Аллахом, тому непременно Аллах воздаст.
3. Дозволенные, допустимые деяния. К ним относятся повседневные, семейные дела, есть, пить, и совершать другие нужды. Если их делать, думая о согласии Аллаха, то человеку будет приписано вознаграждение. Поэтому вся жизнь верующего мусульманина является поклонением Аллаху.
Мусульманин ест для того, чтобы поклонятся Аллаху, он кормит семью на честно заработанные деньги, желая добиться согласия Аллаха и это тоже поклонение Господу.
Иудеям и христианам было приказано не следовать другим религиям, но они пошли вслед за разными сектами и направлениями. Им было приказано совершать дневные молитвы и давать подать бедным, но они и этого не выполнили. Им самим было бы на пользу выполнение всех этих предписаний, ибо «эта вера прямоты». Но они ослушались и теперь…
6. - Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, - в огне геенны, - вечно пребывая там. Они -худшие из твари.
7. - Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти -лучшие из твари.
Нет на земле благородного дела, чем вера и следование предписаниям Аллаха. В Коране вслед за верой всегда требуется добрые деяния.
8. - Воздаянием им у их Господа - сады Адна, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там навсегда.
Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это - для тех, кто боится своего Господа.
Пусть Аллах сделает нас всех богобоязненными, Аминь!