107 АЛЬ-МА'УН "МИЛОСТЫНЯ"

Ниспослана и Мекке, 7 аятов

Суру назвали последним словом последнего аята. Слово «Маъун» по разному толкуется богословами. В словаре перечисляются несколько значений его: маленькое, малое, никчемная вещь. Некоторые учёные исходя из содержания суры подразумевают «закот»-подаяние, третьи подчёркивают ещё одно значение как предмета быта.
Сура повествует о человеке, которому безразличны религия и Судный День. Далее идёт речь о людях слепо выполняющих предписания Ислама, далёких от сути и истины религии. Несмотря на краткость, сура несёт весомые понятия: веры и неверия.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОССЕРДНОГО!

1. - Видал ли ты того, кто ложью считает религию?
То есть, хочешь ли ты знать особенности человека отрицающего наказание в Конце Света?

2. - Это ведь тот, кто отгоняет сироту
То есть, такой человек не боится грубить сироте и гонит её прочь. Только не уверовавший в День Расчёта может так обращаться с сиротами. Того, кто обижает сироту, покушается на его добро, нельзя считать верующим, мусульманином.

3. - и не побуждает накормить бедного.
Как правило, тот, кто не дает сам, не призывает и другого помочь нуждающемуся. Мусульмане всегда готовы помочь нуждающемуся. Вместе с тем и других призывают к такому богоугодному делу. Как обратили внимание, этот аят считает грехом безразличие людей к бедным, голодающим и угнетённым. Безразличие тоже одна из черт характера скупого неверного.
В нижеследующем аяте говорится о том, что ожидает тех, кто молится без веры в душе.

4. - Горе же молящимся,

5. - которые о молитве своей небрегут,
То есть, забывающие о своих намазах, о их содержании, мудро¬сти, о том, что они очищают совесть человека, пробуждают в нем милосердие, чувство сострадания.
Великий Аллах в суре «Паук» говорит, что «намаз отвращает от нечистых и подлых дел». Тот, кто читает намаз, но сам замышляет зло, – тот лицемер.
По поводу этих аятов высказаны разные мнения.
Абул Олия считает, что эти люди совершают молитвы не вовремя, поклоны делают кое-как. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «В этом аяте речь идёт о таком человеке, который не ждёт от своей молитвы награду и не страшиться Аллаха, не совершая её». По преданию Ибн Жарира Табарани на вопрос об этом аяте Пророк, да будет мир над ним, ответил: «Эти люди без причины пропускают время молитвы». Комментаторы особо уделяли внимание на падежные окончания в словах. В аяте говориться: «Забывающие о своих молитвах». Анализ этого аята показывает, что речь идёт о лицемерах. Потому что, и истинный верующий тоже может в молитве что то забыть. Но все по-разному забывают. Лицемер может без страха не читать намаз, из-за безразличия к нему часто забывать. А верующий если вспомнит о своей ошибке он лишний раз поклонится и покается о содеянном. Следующие аяты ясно указывают, что эти люди лицемеры.

6. - которые лицемерят
Да, он лицемер! Ибо все мысли и дела его лживы. Такие молитвы не угодны Господу.

7. - и отказывают в подаянии!
Некоторые богословы слово «маоьуун» толкуют как закят – пожертвование, а другие – как вещь, утварь, необходимую в быту.
Ислам – религия, наставляющая печься не о материальных благах, а наоборот, о пути к Богу, это религия искренних убеждений, непоколебимой веры. Человек может, конечно, напоказ молиться, «исполнять какие-то обряды, но быть далек от искренности. Настоя¬щий мусульманин - это тот, у кого слово не расходится с делом.